Марафон «Лучшие практики воспитательной и профилактической работы Алтая – 2023». Классный час "Бессмертный полк педагогов Колыванской школы"
презентация урока для интерактивной доски

Травкова  Ирма  Александровна

Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. не просто период истории, точка отсчёта, рубеж, это – незаживающая рана. И если по прошествии времени она, вроде бы, и затянулась, - всё равно ноет. В памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. О значении Победы удивительно точно и ёмко сказал поэт: «не ради славы, ради жизни на земле».

В великую эпопею всенародного подвига, каким была Отечественная война 1941-1945 гг., учительство вписало немало героических страниц. С первых дней войны вместе с миллионами рабочих и крестьян многие тысячи учителей, надев серые солдатские шинели, с оружием в руках, плечом к плечу, со своими питомцами отважно сражались за нашу Родину.

В  Алтайском  крае в предверии  дня Победы запущен проект «Бессмертный полк педагогов Алтайского края», посвящённый  памяти  педагогам – участникам  Великой Отечественной войны.

Данный  классный  час  посвящён  учителям  нашей  школы, которые самоотверженно вместе со всей страной ковали великую победу, а также тем, кто, вернувшись с фронта, занялся обучением и воспитанием нового поколения учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Без прошлого нет настоящего, без настоящего нет будущего. Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг. не просто период истории, точка отсчёта, рубеж, это – незаживающая рана. И если по прошествии времени она, вроде бы, и затянулась, - всё равно ноет. В памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. О значении Победы удивительно точно и ёмко сказал поэт: «не ради славы, ради жизни на земле».

В великую эпопею всенародного подвига, каким была Отечественная война 1941-1945 гг., учительство вписало немало героических страниц. С первых дней войны вместе с миллионами рабочих и крестьян многие тысячи учителей, надев серые солдатские шинели, с оружием в руках, плечом к плечу, со своими питомцами отважно сражались за нашу Родину.

В  Алтайском  крае в предверии  дня Победы запущен проект «Бессмертный полк педагогов Алтайского края», посвящённый  памяти  педагогам – участникам  Великой Отечественной войны.

Данный  классный  час  посвящён  учителям  нашей  школы, которые самоотверженно вместе со всей страной ковали великую победу, а также тем, кто, вернувшись с фронта, занялся обучением и воспитанием нового поколения учащихся.

Тема: «Бессмертный полк педагогов Колыванской  школы».

Классный  час  посвящён   памяти   учителей  - фронтовиков и педагогам, трудившимся в Колыванской школе первые послевоенные годы.

 Цель:  познакомить  ребят  с педагогами  Бессмертного  полка  нашей  школы  и сделать все возможное, чтобы  сохранить  в памяти поколений  их  имена.

Задачи:

1.Познакомить  с фотографиями  педагогов участников Великой Отечественной войны.

2.Изучить личные фонды учителей – фронтовиков.

3. Формировать чувство патриотизма, воспитывать уважение к  памяти  фронтовиков.

 Многое известно об участниках той далёкой войны. Школьники  и ранее  изучали биографию ветеранов Великой Отечественной войны.  А теперь можно найти  информацию  о каждом педагоге – фронтовике  на сайте Бессмертный полк Курьинского района.

https://www.moypolk.ru/kurinskiy-rayon/soldiers

Планируемые результаты Личностные:

Уважение  к подвигам  Героев  Отечества, развитие  нравственного сознания, чувств и поведения на основе сознательного присвоения общечеловеческих ценностей.

Метапредметные:

Умение рассуждать, выражать собственную точку зрения и аргументированно ее отстаивать, формулировать выводы.

Оборудование: презентация.

Предлагаемый  материал направлен в помощь классным руководителям и педагогам по реализации государственной Программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. А это актуально на сегодняшний день. Необходимо формировать человека, ориентированного на развитие гражданского общества, правового государства. Патриотическое воспитание способствует развитию социально-значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе воспитания и обучения в ОУ всех видов. Данный материал можно предлагать обучающимся с 1 по 4 класс в форме беседы, с 5 по 11 класс в различных формах: классный час, линейка, элемент урока, устный журнал. В данном варианте – классный час для учащихся 6 класса.

Ход мероприятия:

   Добрый день, дорогие ребята! Только что закончилось мероприятие, посвященное празднику, который с особым чувством отмечается в нашей стране, о котором знают и помнят люди во всем мире. Это праздник Великой Победы!  (Слайд 1)

 Сегодня мы познакомимся   с педагогами  Бессмертного  полка  нашей  школы. Наша задача познакомиться с их именами и сохранить в памяти тех учителей, которые в послевоенные годы работали в нашей школе, это дань памяти и признательности людям самой мирной и человечной профессии – учителям.  (Слайд 2)

Они сражались не только за Родину. Учителя, завучи, директора школ и воспитатели, прошедшие Великую Отечественную войну, стали достоянием всей страны и героическим примером для каждой школы, для всех поколений учителей и учеников.

Учителя-фронтовики – это особая когорта русских педагогов. Яркие, талантливые, чуткие люди, общение с которыми оставляли глубокий след в душах их учеников. Неудивительно, что их с теплотой и радостью вспоминали все, кто работал и жил с ними рядом, кто учился у них. Для детей военных и послевоенных лет они стали идеалами, кумирами на всю жизнь. Расскажем о них Вам сегодня.

Додонов  Георгий  Алексеевич    (Слайд 3) 

Родился в 1918 году. Воевал в составе 130-й стрелковой дивизии. Награжден медалями: "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда". После войны работал учителем в Колыванской школе. 

Мельников Борис Михайлович   (Слайд 4)

 Житель села Колывань Борис Михайлович 1921 г.р.,после 9 класса поступил в учиться в педагогическое училище в г.Рубцовске, которое успешно закончил. Гордое звание Учитель он пронесет через всю свою жизнь. Учителем русского языка и литературы начал свою трудовую деятельность в 1940-м году с. Волчиха. В марте 1941 года был призван в РККА. Борис, как и его отец, получил военную специальность – телеграфист. Был командиром отделения кабельно-телеграфной роты 133 отдельного батальона связи 30-го отдельного стрелкового Станиславского корпуса. 23 октября 1943 года Борис Михайлович получил медаль «За боевые заслуги». В наградном листе читаем: « т.Мельников Б.М. отлично владел техникой связи в боях за город Рыльск 30-31 августа 1943 г обеспечивал бесперебойную связь. Последующие задачи по связи выполнял добросовестно. 11 сентября был послан для обеспечения боевой связи с левым составом. Проявил инициативу по розыску штаба и обеспечения связи в короткие сроки.». С боями дошел до Венгрии. Сохранилось фото где Михаил запечатлен у Дуная.  27.02.1945 г. Борису Михайловичу вручили медаль «За отвагу». В наградном листе такие слова: «Обеспечивая боевой связью командование корпуса с НП 151 СД в районе Будапешта сержант Мельников под обстрелом противника умело и мужественно руководил отделением при выполнении боевой задачи. Все улицы, по которым приходилось наводить линию, простреливались ружейно-пулеметным и накрывались минометным огнем противника. Сержант Мельников удачно миновал все угрожающие участки и своевременно обеспечивал связью НП. Связь была бесперебойной с хорошей слышимостью. При наводке линии на НП 151 СД в районе безымянной высоты, что южнее Пусто, сержант Мельников вместе со своими подчиненными попал под сильный арт. минометный огонь противника, но это не устрашило связистов и они местами ползком и все время вручную, продолжали разматывать кабель, все ближе и ближе приближаясь к конечному пункту. Благодаря самоотверженности т.Мельникова связь на безымянную высоту была дана своевременно и работала четко и бесперебойно».
 После демобилизации вернулся на родину, в Колывань. Преподавал в начальной школе. Жена, Наталья Михайловна, преподавала географию, биологию. В семье росло трое детей. Энергии Бориса  Михайловича хватало на многие хорошие дела. Пришла идея установить вышку на заводской плотине для прыжков в воду – установил 3-х метровую, 1 – метровую. Чтобы научить школьников не просто плавать, но и хорошо нырять. Организовал благоустройство улиц в селе – со школьниками укладывали тротуары в центре Колывани. В 1962 году в Колывани разбили парк, на месте разрушенной в 1954 году церкви.  После разбора церкви оставалось много битого кирпича. Борис Михайлович  преподавал в это время труды и с ребятами  стали выкладывать тумбы – опоры для ограды, затем и ограду сделали для парка, в котором  поместили спортивную площадку. Каждый вечер на площадке проходили спортивные соревнования волейболистов. На турнике делали  гимнастические упражнения любители гимнастики. В зимнее время, на пруду расчищали снег, и Борис Михайлович показывал виртуозное катание на коньках, т.к. с детства увлекался и самостоятельно выучился кататься на фигурных коньках. Любовь к спорту передал своим детям. Его сын, Юрий, как и отец, большой любитель волейбола в который отлично играет в свои 67 лет в команде ветеранов Колывани.  Борис Михайлович оставил после себя замечательную память в Колывани. По его проекту и руководству, в центре села, в парке, в 1967 году школьники установили памятник погибшим колыванцам в годы Великой Отечественной войны. Это был первый памятник в Колывани. На выделенной совхозом машине –ЗиЛе  водитель Черноземов В. возил с Колыванстроя  песок, камни. Мальчишки 9 класса – Кропотов С., Мельников Н.,Пимонов Н.,Пчелинцев Б.,Полынов Г., Поднебеснов В. и др. замешивали раствор, укладывали камни.  Метр за метром поднималась в небо стела. Верх украсила пятиконечная звезда. На открытие стелы собралось много ветеранов войны и труда. Вспоминали погибших на фронтах войны. Каждый год, 9 мая, колыванские школьники приносят к памятнику цветы.
     В 1978 году Борис Михайлович умер, но колыванцы  до сих пор помнят этого замечательного, неравнодушного, энергичного человека.

Награды: медали: "За боевые заслуги"
                             "За отвагу"
                             "За взятие Будапешта"
                             "За победу над Германией
"
                             юбилейные

Минеев Борис Васильевич  (Слайд 5)

Родился Борис Васильевич в г.Змеиногорске.(05.05.1918 -- 09.06.1985). До войны закончил Барнаульский пединститут, ф-т языка и литературы (учительский институт), работал учителем в с. Барановка Змеиногорского р-на.  В РККА был призван Краснощековским РВК Алтайского края 25 ноября 1939 г. Начал службу в Монголии, там получил военную специальность: радиотелеграфист ракетных войск и артиллерии. Присвоено звание сержанта, был в должностях командира отдела радиосвязи (ноябрь 1939 -- ноябрь 1941), начальником радиостанции (ноябрь 1941 -- сентябрь 1943), командиром отдела РСБ (сентябрь 1943 -- февраль 1944), старшим радиотелеграфистом в батальоне радиоаэродромного обслуживания, рота связи (февраль 1944 -- октябрь 1945).
   Воевал на Втором Прибалтийском и Ленинградском фронтах. Часть, в которой служил Борис Васильевич вступила в боевые действия Великой Отечественной войны с первых дней. Сержант служил в 144 стрелковой бригаде с 1941 по 1945 гг. В наградном листе написано: « Тов. Минеев за период боев в районе высоты 228 показал себя стойким защитником Родины. В боях за высоту командный пункт был всегда в движении и на ходу. Тов. Минеев на каждой остановке держал бесперебойную радиосвязь. При занятии высоты находился непосредственно в боевых порядках. Противник наседал со всех сторон степи, чтобы вернуть высоту. При неоднократных, повторных контратаках противника, где противник угрожал захватом самого т.Минеева и рации с документами, тов. Минеев свято выполнил долг перед Родиной. Проявил мужество и геройство и вызвал на себя огонь своей артиллерии. Контратака была отражена. За весь период боя радист т.Минеев не прерывал радиосвязь ни на одну минуту. Рация работала четко и бесперебойно.» На полях сражения Борис получил тяжелую кантузию. После демобилизации, Борис Васильевич, приехал в с.Колывань. Долгие годы преподавал детям русский язык и литературу. Запомнился колыванцам как очень справедливый учитель. Замечательно играл на гармошке.  Любовь к музыке передал своим детям.

Награды: орден Отечественной войны 2 ст.
                медали: «За победу над Германией»
                                 юбилейные.

Октябрьский Иван Михайлович  (Слайд 6)

Иван Михайлович Октябрьский родился в 1919 году. Когда началась война, он в числе первых встал на защиту Отечества. Воевал Иван Михайлович на 1-м Украинском фронте. Был очень дисциплинирован, беспрекословно выполнял приказы командиров. В боях не прятался за спины товарищей, не избежал тяжелого ранения.

Закончил войну Иван Михайлович в звании сержанта. За мужество,проявленное в годы Великой
Отечественной войны, И.М.Октябрьский      награжденмедалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией».

Тихобаев Пётр Михайлович (Слайд 7)

Житель села Колывани Петр Михайлович,1926г.р., проходил службу в рядах Советской Армии в период Великой Отечественной войны в составе запасного полка  с 1943 по 1950гг. на территории Венгрии,Румынии. После службы вернулся в п. Колыванстрой и работал в школе преподавателем военного дела, физкультуры.В последствии преподавал в школе с.Колывань. До сих пор, Петра Михайловича, вспоминают как замечательного человека и преподавателя.
Награды - юбилейные

Чуйко Михаил Георгиевич  (Слайд 8)

Чуйко Михаил Георгиевич 1915 г.р.,  был призван в РККА Змеиногорским РВК в 1937 году.  На фронт был мобилизован 22.06.1941 г. Старшина учебной роты 127 запасного стрелкового полка, Муромской дивизии принимал участие в боях с 1941 по 1945 гг. В одном из боев получил ранение: «Будучи командиром стрелкового отделения 4 роды 2 батальона 765 стрелкового полка, 107 стрелковой дивизии участвовал в боях за г.Ревня Смоленской области. В населенном пункте продвижению части мешала огневая точка. Атака с фронта успеха не имела. Тов. Чуйко  взяв на себя инициативу, атаковал огневую точку с правого фланга и гранатами лично уничтожил станковый пулемет и расчет его. Это было 12.08.1941 г. Во время атаки  огневой точки тов.Чуйко был тяжело ранен пулей в левую руку». После демобилизации Михаил Георгиевич приехал в с.Колывань. Долгие годы преподавал физкультуру в колыванской школе, увлекая учеников рассказами о войне и готовя их физически для службы в рядах Советской Армии.

Награды: медали: «За Победу над Германией»
                             «За Отвагу»                              Юбилейные

В школьном  музее оформлена  книга летописи  о педагогах – фронтовиках Великой Отечественной войны. (Слайд 9)

В школе оформлен стенд  силами  активистов  музея  и Советом  школы. (Слайд 10)

  Уходят века, люди, события, но память о них остается в памяти людей, делах и воспоминаниях, документах.  Наше работа– это всего лишь небольшая лепта в это нужное и полезное дело. (Слайд 10)

Практическая значимость:

Сбором материала о школе занимается каждый класс. На заседании Совета школы ребята определяют основные направления поисковой работы, затем каждый класс выбирает то, что ему кажется наиболее интересным. Очень часто мы обращаемся к учителям-ветеранам. Они охотно делятся воспоминаниями, дарят фотографии. Собранный материал мы храним в нашем музее.

   Собранный материал можно использовать как дополнительный материал для уроков истории, классных часов, факультативных занятиях. Изучение исторического прошлого важно для развития мировоззрения школьников.

Подведение итогов:

Ведь все дальше уходит от нас Великая Отечественная война. Уходит и поколение, которое помнит эту войну. Но не уходит память о подвиге народа. Она остается в книгах,        фотографиях, фильмах, рассказах прадедов. Она остается в вашей памяти.

Сегодня российская армия с честью выполняет свою миссию в ходе Специальной военной операции. Наша армия, прежде всего, защищает наше общее право мирно жить согласно историческим традициям добрососедства, согласно вековым устоям, духовным и нравственным идеалам, наше право самостоятельно определять свое будущее и путь развития.

Долг каждого из нас – знать свою историю, историю своей семьи и нашей страны! Важно бережно хранить память, память о тех, кого уже нет рядом с нами. Пока жива память о человеке, его имя будет жить вечно, не зная смерти. Мы помним своих ветеранов, своих близких, поэтому для нас они бессмертны.

Список литературы:

  1. Курьинский район на рубеже веков: очерки истории и культуры. Барнаул: Управление архивного дела администрации Алтайского края, 2003. 615с.
  2. Список учебных заведений Томской губернии. 19век. (Архив Томского университета)
  3. Худяков А. А. История Алтайского края // Учебное пособие. Барнаул, 1971.

Используемые  ресурсы:  

https://www.moypolk.ru/kurinskiy-rayon/soldiers

Архивный материал школьного музея.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Бессмертный полк педагогов Колыванской школы » Автор: Травкова Ирма Александровна, учитель немецкого языка МКОУ « Колыванская средняя общеобразовательная школа»

Слайд 2

ПЕДАГОГИ БЕССМЕРТНОГО ПОЛКА КОЛЫВАНСКОЙ ШКОЛЫ Додонов Георгий Алексеевич Мельников Борис Михайлович Минеев Борис Васильевич Октябрьский Иван Михайлович Тихобаев Пётр Михайлович Чуйко Михаил Георгиевич

Слайд 3

Родился в 1918 году. Воевал в составе 130-й стрелковой дивизии. Награжден медалями: "За отвагу", "За боевые заслуги", "За оборону Ленинграда". С 1957 по 1967 год Георгий Алексеевич работал в поселке Змеевский ключ (западная часть Колывани) заведующим начальной школой. Похоронен на колыванском кладбище. Г.А.Додонов

Слайд 4

Житель села Колывань Борис Михайлович 1921 г.р.,после 9 класса поступил в учиться в педагогическое училище в г.Рубцовске , которое успешно закончил. Гордое звание Учитель он пронесет через всю свою жизнь. В марте 1941 года был призван в РККА. После демобилизации вернулся на родину, в Колывань. Преподавал в начальной школе. В 1978 году Борис Михайлович умер, но колыванцы до сих пор помнят этого замечательного, неравнодушного, энергичного человека. Награды: медали: " За боевые заслуги« "За отвагу" За взятие Будапешта« " За победу над Германией« юбилейные Мельников Б.М.

Слайд 5

Минеев Борис Васильевич Родился Борис Васильевич в г.Змеиногорске .(05.05.1918 -- 09.06.1985). До войны закончил Барнаульский пединститут, ф-т языка и литературы (учительский институт ) В РККА был призван Краснощековским РВК Алтайского края 25 ноября 1939 г. Начал службу в Монголии, там получил военную специальность: радиотелеграфист ракетных войск и артиллерии. После демобилизации Борис Васильевич приехал в с.Колывань . Долгие годы преподавал детям русский язык и литературу. Запомнился колыванцам как очень справедливый учитель. Замечательно играл на гармошке. Любовь к музыке передал своим детям. Награды : орден Отечественной войны 2 ст . медали: «За победу над Германией» юбилейные .

Слайд 6

Иван Михайлович Октябрьский родился в 1919 году. Когда началась война, он в числе первых встал на защиту Отечества. Воевал Иван Михайлович на 1-м Украинском фронте. Был очень дисциплинирован, беспрекословно выполнял приказы командиров. В боях не прятался за спины товарищей, не избежал тяжелого ранения. Закончил войну Иван Михайлович в звании сержанта. За мужество,проявленное в годы Великой Отечественной войны, И.М.Октябрьский награжденмедалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За победу над Германией ». Похоронен на колыванском кладбище. Октябрьский Иван Михайлович

Слайд 7

1960-е годы Житель села Колывани Петр Михайлович,1926г.р., проходил службу в рядах Советской Армии в период Великой Отечественной войны в составе запасного полка с 1943 по 1950гг. на территории Венгрии,Румынии . После службы вернулся в п. Колыванстрой и работал в школе преподавателем военного дела, физкультуры.В последствии преподавал в школе с.Колывань . До сих пор, Петра Михайловича, вспоминают как замечательного человека и преподавателя. Награды – юбилейные Похоронен на колыванском кладбише . Тихобаев Пётр Михайлович

Слайд 8

Чуйко Михаил Георгиевич 1915 г.р., был призван в РККА Змеиногорским РВК в 1937 году. На фронт был мобилизован 22.06.1941 г. Старшина учебной роты 127 запасного стрелкового полка, Муромской дивизии принимал участие в боях с 1941 по 1945 гг. После демобилизации Михаил Георгиевич приехал в с.Колывань . Долгие годы преподавал физкультуру в колыванской школе, увлекая учеников рассказами о войне и готовя их физически для службы в рядах Советской Армии. Награды: медали: «За Победу над Германией» «За Отвагу» Юбилейные Похоронен на колыванском кладбище. Чуйко Михаил Георгиевич

Слайд 9

Школьный музей имени М.В.Попелхова

Слайд 11

Пока жива память о человеке, его имя будет жить вечно, не зная смерти. Мы помним своих ветеранов, своих близких, поэтому для нас они бессмертны .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной и профилактической работы за 2010-2011 учебный год

анализ работы Управления образования Администрации Зырянского района в рамках воспитательной и профилактической работы...

Марафон «Лучшие практики воспитательной и профилактической работы Алтая – 2023». Согласие на обработку персональных данных. Фото мероприятий.

Фото классных часов и внеклассных школьный мероприятий.Акция "Тепло для героя"Велопробег , посвященный Дню Победы.Встреча с участником СВОКлассный час "Герои Сталинграда".Классный ...

Формы воспитательной и профилактической работы с обучающимися,воспитанниками девиантного поведения

В планировании и организации воспитательной работы педагог обязан учитывать социальное происхождение ребенка, род занятий и уровень образования его родителей, особенности его социально-экономической с...

Формы воспитательной и профилактической работы с учащимися девиантного поведения

Девиантное поведение — это трудности развития ребенка. У детей с нарушением интеллекта девиантное поведение встречается чаще, чем у нормально развивающихся школьников. Особенности психического развити...

Профилактическое мероприятие в рамках классного часа с педагогом-психологом для обучающихся 5 – 11 классов «Кибербуллинг».

    Кибербуллинг – это намеренное запугивание или травля человека с помощью цифровых технологий. В некоторых случаях злоумышленник действует анонимно и скрывает инфор...

"Лучшие практики воспитательной и профилактической работы работы Алтая - 2023"

ПроектСоциально-активная деятельность  отцов в воспитанииподрастающего поколения  Актуальность проекта:вовлечение отцов  в общественную жизнь школы; не участниками меропр...

ПРИМЕР ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ /Учебно-воспитательная программа профилактической работы школы по предупреждению приобщения учащихся к употреблению наркотических средств «В жизнь без наркотиков».

Структура программы.1. Основание для разработки.2. Обоснование выбора проблематики,3. Концептуальные основы программы. Цели и задачи.4. Ожидаемые результаты реализации,5. Основные положения содержания...