урок истории 10 класс
план-конспект урока по истории (10 класс) по теме

"Москва воглаве объединения русских земель" урок истории 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc414 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории в 10-м классе с использованием технологии развивающего обучения.      Тема "Москва во главе объединения русских земель". (2 часа)

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Образовательные: 

  • показать (на основе сравнительной характеристики) особенности процесса объединения русских земель и аналогичного процесса в Западной Европе, выделив причины объединения русских земель;
  • рассмотреть различные точки зрения на процесс становления Российского государства и политику московских князей, раскрыть факторы, способствовавшие возвышению Москвы; максимально актуализировать имеющиеся у учащихся знания.
  • охарактеризовать Великое княжество Литовское и Русское как один из центров возможного объединения русских земель, отметив отличия в его общественном строе от Московского государства;

Развивающие:

  • развивать навыки групповой работы,
  • учить анализировать полученную информацию, устанавливать причинно-следственные связи, вести аргументированный спор.

Воспитательные:

  • формирование ценностных ориентации и убеждений учащихся на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом,
  • воспитание чувства патриотизма к историческим ценностям страны.

Оборудование урока: 

  • учебник Волобуева О.В. и др. "Россия и мир" 10 класс
  • карта "Образование Российского централизованного государства";
  • Таблица "Образование Российского централизованного государства"
  • раздаточный материал.
  • CD - Энциклопедия История России 862-1917 гг.
  • Мультимедийная презентация по теме урока

План урока: 

  1. Предпосылки и особенности объединения русских земель.
  2. Великое княжество Литовское и Русское.
  3. Борьба за независимость. Дмитрий Донской.

Эпиграф:

«Кто знал, что Москве царством бытии,

Кто ведал, что Москве государством слыти?»

Объяснение нового материала по плану:

Класс предварительно делится на 3 группы.

Учитель: Мы приступаем к изучению истории Российского государства в ХIV-ХVII веках. Это время образования Российского централизованного государства, его развития, законодательного оформления.

Процесс объединения государства характерен для всех государств, переживших феодальную раздробленность.

Вопрос: Какое государство называют централизованным? - государство, для которого характерно наличие единого аппарата управления, законодательства, финансовой и налоговой системы, постоянной армии.

Вопрос: Что представляло собой русское государство к XIV веку, повторим это, используя документ.

Повторения материала по характеристике положения русских княжеств в конце XIII века. Прочтите документ и ответьте на вопросы.

Н. М. Карамзин в "Истории государства Российского" так описывает положение страны:

"Состояние России было самое плачевное: казалось, что огненная река промчалась от ее восточных пределов до западных; что язва, землетрясение и все ужасы естественные вместе опустошили их, от берегов Оки до Сана <...> Одним словом, Россия испытала тогда все бедствия, претерпенные Римскою империею от времен Феодосия Великого до седьмого века, когда северные дикие народы громили ее цветущие области. Варвары действуют по одним правилам и разнствуют между собою только в силе".

Вопросы к тексту для повторительной беседы: 

В результате, какого события ХШ в. "состояние России было самое плачевное"? Кого историк сравнивает с северными дикими народами времен поздней Римской империи?

Какие последствия для русских княжеств имело нашествие Батыя: А) экономические; Б) политические; В) демографические;                      Г) культурные?

3. Что послужило главной причиной ослабления русских княжеств перед внешней угрозой?

В ходе обсуждения обратить внимание обучающихся на два важных явления, которые учащиеся отмечают в своих ответах:


- политическая раздробленность - главная причина поражения русских войск в период нашествия Батыя;

- подчинение Руси Орде, тяжелейшее ордынское иго (выход, баскаки, ярлыки, набеги, экономический упадок, культурная и политическая деградация).

Вопрос: Определите главные задачи, которые стояли перед русскими княжествами в начале XIV века.

Учащиеся отмечают  две основные задачи:

  • объединение русских земель в единое централизованное государство;
  • борьба с Ордой за национальную независимость, (подчеркнуть, что эти задачи были взаимосвязаны, так как без объединения русских княжеств в единое государство было невозможно свержение ордынского ига)

Работа с текстом учебника ( стр. 99-101). Содержание текста учебника позволяет выявить особенности объединения русских земель на основе сравнения с аналогичным процессом в Западной Европе. Результаты обсуждения фиксируются в виде схемы:

Западная Европа

Россия

Борьба монарха (короля) с крупной феодальной знатью

Отсутствие общенационального политического центра (Москва, Тверь, Литва)

Королевская власть опиралась на помощь городов. Экономическая основа

Города не могли стать опорой объединительного процесса. Политическая основа – борьба за независимость

Короли присоединяли к своему домену владения феодалов (Франция)

Московские князья присоединяли к своей «отчине» территории других русских княжеств

Внешнеполитический фактор: Франция – Столетняя война; Испания - Реконкиста

Стремление к освобождению от ордынского ига. Борьба за объединение слилась с борьбой против Орды

Цель нашего урока: определить, что обусловило образование централизованного государства на Руси, почему же именно Москва возглавила объединение русских земель, не дав шанса другим претендентам реализовать свои возможности. Какую роль сыграли московские князья в этом процессе? Я предлагаю вам принять активное участие в дискуссии по этому вопросу.

Запись в тетради: Причины образования централизованного государства и возвышения Москвы (заполняется в конце урока).

   В XIV веке возникают предпосылки объединения русских земель и появляются политические центры, которые могут возглавить процесс централизации. Как вы считаете, кто в XIV веке мог претендовать на роль объединителя русских земель? Каковы были шансы у каждого из претендентов?

Выслушиваются ответы учащихся - Москва, Тверь, Литва и др.

Работа с документами (раздаточный материал)
Документ № 1. Из Суздальской летописи

...В лето 6813 (1305). Того же лета приди из Орды князь Михаиле Ярославич на великое княжение...

В лето 6823 (1315) приде из Орды князь Михаило Ярославич, а с ним послове Таитемир, Махрожа, Инды. Cuu же быша в Ростове и много зла сотвориша. Тогда же Михаило поиде к Торжку...и бысть бои, и поможи Бог князю Михаилу.

В лето 6825 (1317) приде изо Орды князь Юрий Данилович на великое княжение, а с ним Котгады, и бися с князем Михаилом, и поможе Бог Михаилу князю, и княгиню Юрьеву яша Кончак.

В лето 6826 (1318). Того же лета поидоша в Орду князь Юрьи и Михаило. Тогда же убита в Орде князя Михаило Ярославича, и везеша его на Москву.

В лето 6830 (1322). Toe же зимы приде из Орды князь Дмитреи Михаилович на великое княжение.

В лето 6833 (1325) поиде в Орду князь Дмитреи Михаилович. Toe же зимы убиша в Орде князя Юрия Даниловича.

В лето 6834 (1326). Того же лета убиша в Орде князя Дмитрия Михаиловича...

Документ № 2. Из Новгородской первой летописи

В лето 6812 (1304). …И сопростася два князя о великое княжение, Михаило Ярославич Тферский и Юрий Данилович Московский, и поидоша в Орду оба...

В лето 6822 (1314). Того же лета приеха Федор Ржевский в Новгород от князя Юръя, с Москвы, и изъима наместники Михаилови, и держа их во владычни дворе, а новгородцы с князем Федором поидаша на Волгу...

В лето 6823 (1315). Того же лета поиде князь Михаило из Орды в Русь, веди с собою татары, окаянаго Таитемеря. Услышавше новгородцы...изыдоша к Торжку.... Тогда же поиде князь Михаило...к Торжку.... бысть сеча зла и створися немало зла, избита много добрых муж и бояр новгородских.... И на себе докончаша 5 тем (тысяч) гривен серебра, и докончаша мир, и крест целоваша.

В лето 6826 (1318) выиде князь великой Юрьи из Орды, с татары и со всею Низовскою землею, и поиде ко Тфери на князя Михаила... И выиде на него князь Михаило со Тфери, и соступишася, и бысть сеча зла, много паде голов о князи Юрьи. А брата его Бориса и княгиню Юрьеву яша и приведоша в Тферь, тамо и смерти предаша... И докончаша с князем Михаилом мир: како ити в Орду обема...»    -

Задания к документам

1. Чьи притязания на великое княжение — тверских или московских князей — были более законны? Докажите свое мнение при помощи генеалогической таблицы (см. презентацию)

2. Оцените тактику, избранную тверскими и московскими князьями в борьбе за великое княжение. Какими способами правители двух княжеств добивались поставленных целей?

3. Какую роль в борьбе Москвы и Твери сыграли ордынцы?

Наша задача выявить, причины образования централизованного государства и почему именно Москва стала центром объединения русских земель.

Для этого рассмотрим проблему по 5 факторам (на доске  мелом):

  • Географическое положение
  • Экономическое развитие
  • Политическое положение
  • Идеология
  • Личностный фактор
  • Внешнеполитический фактор

Работаем в группах, 10 мин, готовим ответы на вопросы к заданиям .На ответ группе около 5 мин. Все исторические личности упоминаемые в процессе урока проецируются на экран.

Задание 1-й группе

1. Географическое положение. Задание: 

  • Рассмотрите карту учебника №8, настенную карту "Образование Российского централизованного государства", прочтите мнение историка Л.Н. Гумилёва (учебник   стр. 130).
  • Определите географическое положение Москвы и сравните его с другими центрами.
  • Можно ли утверждать, что географическое положение Москвы, Твери, Литвы было более выгодным?
  • Какие особенности географического положения были благоприятны для развития этих княжеств?
  • Фрагмент из сочинения историка Л. Н. Гумилева, помещенный в учебнике, позволит учителю продолжить работу по формированию историко-познавательной компетенции учащихся, т. е. даст возможность старшеклассникам развить их способность критически анализировать историческую информацию, различать в ней факты и мнения, историческое описание и историческое объяснение.

Выслушиваются ответы учащихся.

Вывод: В сравнении с Тверским, Московское княжество занимало более выгодное центральное положение по отношению к другим русским землям.

Проходившие по его территории речные и сухопутные пути придавали Москве значение важнейшего узла торговых и иных связей между русскими землями. Прикрытые с северо-запада от Литвы Тверским княжеством, а с востока и юго-востока от Золотой Орды другими русскими землями, Московское княжество в меньшей степени подвергалось внезапным разорительным набегам золотоордынцев. Это позволяло московским князьям собирать и копить силы, создавать постепенно превосходство в материальных и людских ресурсах, чтобы выступить организаторами и руководителями объединительного процесса и освободительной борьбы.

Географическое положение Московского княжества предопределило и его роль этнического ядра формировавшейся великорусской народности. Все это в соединении с целенаправленной и гибкой политикой московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой и другими русскими землями и обусловило, в конечном счете, победу Москвы за роль руководителя и политического центра формирования единого Русского государства.

2. Экономическое  развитие.

Задание: Сделайте теперь вывод об экономическом развитии этих земель.

Ответы учащихся.

Вывод: развитие с/х , развитие ремесла, торговля, узел сухопутных и водных путей.

Задание 2-й группе.

3. Политическое положение.

Задание: Прочтите учебник  с. 121 (предпоследний абзац) и определите политический фактор в объединении Руси.

Предположите, зачем объединённое государство нужно крупным землевладельцам?

Прочтите учебник с. 123 2-ой абзац и с. 126 2-3-й абзацы, и определите, почему Литва не устраивала русский народ в качестве центра объединения?

Ответы учащихся.

Вывод:

1. Получение ярлыка на княжение давало превосходство над другими землями, сбор дани подготавливал и формировал государственный аппарат.

2. В условии слабости городов, торговых связей, отсутствия самоуправления объединительный процесс на Руси подпитывался изнутри интересами крупных землевладельцев (князей и бояр), которые приобретали земли и за пределами своих княжеств, рост и развитие феодального землевладения, и поглощение феодалами крестьянской общины (заинтересованность феодалов в создании централизованного аппарата власти для закрепощения крестьян).

3. Сближение Литвы с Польшей, принятие католичества сделали княжество менее привлекательным в качестве центра русского объединения.

4. Идеология

Задание: Прочтите учебник   с. 134 пункт "Москва - третий Рим" 1-й абзац и определите роль церкви в объединительном процессе. Почему церковь поддержала Москву?

Семенникова Л.И.: " Большую роль в укреплении положения Москвы как центра политической консолидации земель сыграла православная церковь. Политику московских князей с самого начала поддерживал митрополит русской православной церкви Пётр, подготовивший перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву. Осуществил это в 1326 г. митрополит Феогност, в результате чего Москва стала духовным центром русских земель".

Вывод: Русская церковь была носителем национально-православной идеологии, которая сыграла важную роль в образовании могущественной Руси.

Единый язык, общая историческая память народа, общие традиционные правовые нормы ("Русская правда"), также способствовали объединительному процессу.

(В первых же годах своего правления Иван Калита дал Москве нравственное значение переводом кафедры митрополита из Владимира в Москву. Ещё в 1299 году киевский митрополит Максим уехал из Киева во Владимир-на-Клязьме. Митрополит должен был из Владимира время от времени посещать южнорусские епархии. В эти поездки он останавливался на перепутье в Москве. Преемником митрополита Максима стал Петр (1308). Завязалась тесная дружба митрополита Петра с Иваном Калитой. Вместе они заложили каменный собор Успения в Москве. Бывая в Москве, митрополит Петр жил в своём епархиальном городке на старинном дворе князя Юрия Долгорукого, откуда потом перешёл на то место, где вскоре был заложен Успенский собор. В этом городке он и умер в 1326 г. Преемник Петра Феогност уже не хотел жить во Владимире и поселился на новом митрополичьем подворье в Москве.)

Задание 3-й группе.

5. Личностный фактор

Почему же именно Москва? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо проанализировать политику московских князей.

В. О. Ключевский замечает, что все московские князья до Ивана III, как две капли воды, похожи друг на друга. В их деятельности заметны некоторые индивидуальные особенности. Однако, следя за преемственной сменой московских князей, можно уловить в их обликах только типические фамильные черты.

Задание: Прочтите учебник с. 121-122 аб. "Родоначальник:", с.124 аб. "Наследником..."

документ, раздаточный материал и ответьте на вопросы?

Раздаточный материал

Ключевский В.О.: "Московские великие князья ... [были] довольно бледными фигурами, преемственно сменявшимися на великокняжеском столе под именами Ивана, Семена, другого Ивана, Димитрия, Василия, другого Василия. Всматриваясь в них, легко заметить, что перед нами проходят не своеобразные личности, а однообразные повторения одного и того же фамильного типа. Все московские князья до Ивана Ш как две капли воды похожи друг на друга, так что наблюдатель иногда затрудняется решить, кто из них Иван и кто Василий. Прежде всего московские Даниловичи отличаются замечательно устойчивой посредственностью - не выше и не ниже среднего уровня. Это князья без всякого блеска, без признаков как героического, так и нравственного величия <...> Это очень мирные люди; они неохотно вступают в битвы, а вступая в них, чаще проигрывают их <...> В шести поколениях один Димитрий Донской далеко выдался вперед из строго выровненного ряда своих предшественников и преемников. Московские князья - очень почтительные сыновья: они свято почитают память и завет своих родителей. Они хорошие хозяева-скопидомы по мелочам, понемногу. Недаром первый из них, добившийся успеха в невзрачной с нравственной стороны борьбе, перешел в память потомства с прозванием Калиты, денежного кошеля. Сберечь отцовское стяжание и прибавить к нему что-нибудь новое, новую шубку построить, новое сельцо прикупить - вот на что, по-видимому, были обращены их правительственные помыслы, как они обнаруживаются в их духовных грамотах. Эти свойства и помогли их политическим успехам".

Ключевский В.О.: "Никто из князей чаще Калиты не ездил на поклон к хану, и там он был всегда желанным гостем, потому что приезжал туда не с пустыми руками. В Орде привыкли думать, что, когда приедет московский князь, будет "много злато и серебро" и у великого хана, и у его ханш, и у всех именитых мурз Золотой Орды"

Карамзин Н.М.: Калитой на Руси называли кошель для денег, который носили на поясе. Князь всегда носил с собой калиту, набитую медными деньгами, которые он раздавал нищим (за это его называли "нищелюбцем")

Н. И. Костомаров: "Брат Юрия Иван, по прозванию Калита (от обычая носить с собою кошелек с деньгами для раздачи милостыни), оставался долго в тени при старшем брате, но когда Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, Москва оставлена была в полное управление Ивана; с этих-то пор он вступает на историческое поприще. Восемнадцать лет его правления были эпохою первого прочного усиления Москвы и ее возвышения над русскими землями. Главным способом к этому усилению было то, что Иван особенно умел ладить с ханом, часто ездил в Орду, приобрел особенное расположение и доверие Узбека и оградил свою московскую землю от вторжения татарских послов, которые, - как уже сказано выше, - называясь этим именем, ездили по Руси, делали бесчинства и опустошения. В то время, когда другие русские земли поражены были этим несчастием и, кроме того, подвергались другим бедствиям, владения московского князя оставались спокойными, наполнялись жителями и, сравнительно с другими русскими землями, находились в цветущем состоянии. "Перестали поганые воевать русскую землю, - говорит летописец, - перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости, и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле".

Вопросы:

  • Какие личные качества московских князей обусловили их победу в деле объединения русских земель?
  • Почему в галерее московских князей историк выделяет князя Дмитрия Донского?

Ответы учащихся.

Сообщение-презентация учащегося «Иван Калита» (3 мин.).

Материал для сообщения.

Иван Данилович Калита - (около 1295-1340) - Великий князь московский (с 1325) и великий князь владимирский (с 1328), Сын Даниила Московского. Когда он начал княжить, в его владения входило, помимо Москвы ещё семь городов, а через 15 лет он каждому из своих сыновей оставил вдвое больше земель, чем получил он сам. К концу жизни Иван Данилович стал первым на Руси князем, а Москва сделалась главным русским городом. Умный и хитрый, Иван Калита их всего умел извлечь выгоду. В 1327 г. в Твери вспыхнуло восстание против Золотой Орды, восставшие убили родственника Узбека Чол-хана, а великий владимирский князь Александр Тверской поддержал восставших. Иван Калита воспользовался ситуацией и одновременно убил двух зайцев. Он отправился в ставку хана, заверил его в своей преданности и вернулся с татарами усмирять Тверь. Восстание было жестоко подавлено, а Тверь подверглась погрому и надолго выпала из политической жизни. За преданность Иван получил ярлык на великое княжение. Поступок князя на Руси ему долго не могли простить, однако Калита был гораздо дальновиднее своих современников. Подобно своему деду, Великому Александру Невскому, Калита не допустил большего кровопролития, так как в Орде собирались совершить карательную экспедицию по всем русским землям. Кроме того, Ивану удалось убедить Узбека не посылать более баскаков на Русь, а поручить это дело русским. Баскаки обирали народ, но значительную часть дани от хана утаивали. Теперь, когда сбор дани был поручен Калите, русский народ вздохнул свободнее, а хан, тем не менее, действительно получал больше. Однако и свою казну Калита не обошёл. Утаенные князем деньги оседали в казне, тратились на щедрые подарки хану и его приближённым. При Иване Калите Москва была обнесена новыми деревянными стенами (каменный кремль строить побоялись из опасения, что у хана могут возникнуть подозрения о припрятанной дани). Москвичи при князе жили хорошо, Иван держался просто, всегда подавал милостыню. На поясе князь всегда носил кошель (калиту), откуда и получил прозвище. Накопленные средства князь также   использовал   для   покупки   земель.   Важным   для   возвышения   Москвы действием Калиты было и приглашение в Москву митрополита Петра. Иван приложил старания к тому, чтобы митрополит чувствовал себя в Москве уютно.

Вывод: Объединительному процессу способствовала гибкая и мудрая политика московских князей.

6. Внешнеполитический фактор Вопросы: Какие внешние проблемы могли способствовать объединению государства?

Ответы учащихся.

Вывод:  Фактором, ускорившим централизацию Российского государства, явилась угроза внешнего нападения, заставлявшая сплачивать русские земли перед лицом общего врага. Характерно, что только тогда, когда началось образование русского централизованного государства, стал возможен разгром золотоордынцев на Куликовом поле. А когда Ивану III удалось собрать почти все русские земли и повести их против врага, иго было свергнуто окончательно.

Политическая близорукость Золотой Орды, которая не сумела вовремя увидеть главную для себя опасность со стороны Москвы.

Подведём итог нашего исследования. Запись в тетрадь.

предпосылки

1.Экономические

1. Установление стабильности и порядка в стране

2. Благоприятная обстановка для беспрепятственной торговли (для ремесленников и купечества)

3.Укрепление боярами и дворянами владений, сохранение зависимого крестьянства

2.Политические

1.Наличие единовластия Московского князя

2. Тенденция к ликвидации самостоятельных княжеств и уделов

3.Усиление дворянства за счет ограничения власти старой боярской аристократии (интересы служилого сословия)

3.Внешнеполитические

1.Необходимость окончательного освобождения от монголо-татарского ига

2.Наличие постоянной угрозы с Запада и Востока

4.Религиозные

1. Сохранение православной церковью единства народа, связей между разными частями страны

2.Укрепление экономических и моральных позиций церкви

Способствовала объединению русских земель и возглавила это объединение Москва.

   Причины возвышения Москвы.

1.  Удобство географического положения, давшее Московскому княжеству население и средства.

2. Удобное расположение на торговых путях (Волго-Окское междуречье),

3. Плодородные земли и т. д.

4. Сочувствие духовенства, выраженное в перемене пребывания митрополии;

5. Политика татар, которая не могла своевременно заметить опасное усиление Московского княжества;

6. Поддержка бояр и сочувствие населения.

7. Личные способности первых московских князей.

  • Какие причины вы считаете наиболее важными?
  • Московский князь Дмитрий Донской ещё раз подтвердил это положение.
  • Какая битва явилась доказательством того, что Москва стала признанным лидером в собирании русских земель? (Куликовская битва - 1380 г.)
  • В чём заключалось историческое значение Куликовской битвы? (Учебник с. 125 последний абзац) - сила Руси, начало возрождения национального самосознания русского народа.

Закрепление.

Тестирование учащихся( 2 варианта)

ВАРИАНТ № 1

1.К XIV в. западные русские земли отошли к:

  1. Турции;
  2. Литве;
  3. Швеции;
  4. Англии.

2.Установите соответствие между событиями и именами московских князей

события

Московские князья

Первым вступил в борьбу за ярлык

Дмитрий Донской

Подавил восстание в Твери

Иван Калита

Присоединил Новгород к Москве

Юрий Даниилович

Одержал победу в Куликовской битве

Иван III

      3.Как называлась река, на берегах которой решался вопрос о независимости Руси в 1480 г.?

  1. Дон
  2. Волга
  3. Угра
  4. Нева

       4.В результате Куликовской битвы:

  1. Возросла роль Москвы как центра объединения русских земель
  2. Была уничтожена Золотая Орда
  3. Русь окончательно попала в зависимость от Золотой Орды
  4. Был положен конец зависимости Руси от Золотой Орды

5.В XIV в. западные русские земли, а также Киевское и Черниговское княжества перешли под власть:

  1. Золотой Орды;
  2. Венгрии;
  3. Болгарии;
  4. Литвы.

6. Малой Русью, или Малороссией, стали называть:

  1. северо-западные русские земли;
  2. Северо-Восточную Русь;
  3. Южную и Юго-Западную Русь;
  4. новгородские земли.

7. Большинство населения Великого княжества Литовского и Русского в XIV в. исповедовало:

  1. язычество;
  2. ислам;
  3. православие;
  4. католичество.

8. В конце XIII — начале XIV в., в период складывания предпосылок для объединения русских земель, лидером стала княжество:

  1. Тверское;
  2. Рязанское;
  3. Нижегородское;
  4. Суздальское.

9. Основателем династии московских князей и первым самостоятельным удельным князем московским был:

  1. Иван Калита;
  2. Даниил Александрович;
  3. Александр Невский;
  4. Михаил Ярославич.

10. В 1299 г. митрополичья кафедра из Киева во Владимир была перенесена митрополитом:

  1. Иларионом;
  2. Максимом;
  3. Никоном;
  4. Филаретом.

11. В борьбе за власть тверской князь Михаил Ярославич опирался на поддержку:

  1. Сергия Радонежского;
  2. московского князя Юрия Данииловича;
  3. хана Орды Тохты;
  4. Александра Невского.

12. Установите соответствие между именами князей и их характеристиками.

имена князей

характеристики

A) Даниил Александрович

1)Племянник Александра Невского, при котором Тверь стала самым сильным русским княжеством

Б)  Дмитрий Михайлович

2) младший сын Александра Невского, при    котором Москву захватили и разграбили ордынские войска

B) Михаил Ярославич

3) стремился оспорить великое княжение у Твери, был женат на сестре ордынского хана

Г)  Иван Даниилович

4) отстоял ярлык на великое княжение, зарубил убийцу своего отца в Орде и был казнен

Д) Юрий Даниилович

5) сумел отразить нашествие Дюденевой рати, которая, разорив окрестные земли, не затронула Москву

      13. Московский князь Юрий Даниилович женился на сестре ордынского хана:

  1. Батыя;
  2. Тохты;
  3. Узбека;
  4. Ахмата.

    14. Какие характеристики можно отнести к московскому князю Ивану Данииловичу?

  1. Активно боролся с ордынским игом;                                                            Б) исправно платил дань;
  2. получил право собирать дань от имени Орды со всех русских земель;

Г) расширял территорию Московского княжества;                                                                   Д) потерпел поражение в битве с тверским князем Михаилом

1

2

3

4

АБВ

БВГ

ВГД

АГД

15. Современниками были:

  1. Даниил Московский и хан Батый;
  2. Юрий Даниилович и Михаил Ярославич;
  3. митрополит Максим и Дмитрий Донской;
  4. хан Узбек и Сергий Радонежский.

ВАРИАНТ № 2

1. Прозвище московского князя Ивана Данииловича — Калита означает:

  1. «народный заступник»;
  2. «красивый человек»;
  3. «кошель с деньгами»;
  4. «гордец, властолюбец».

2. В период правления князя Ивана Данииловича:

  1. Москва стала церковным центром русских земель;
  2. было ликвидировано ордынское иго;
  3. впервые московский князь получил ярлык на великое княжение;
  4. столица великого княжения перенесена из Владимира в Москву.

3. Установите соответствие между именами московских князей и годами правления.

ИМЕНА КНЯЗЕЙ

годы правления

1)Юрий Даниилович

А.1340-1353 гг.

2)Семен Гордый

Б.1325-1340 гг.

3)Иван II Красный

В.1353-1359 гг.

4)Иван Даниилович

Г.1303-1325 гг.

Д.1276-1303 гг.

4. Поддержку притязаниям Литвы на лидерство среди русских земель оказывали города:

  1. Тверь и Новгород Великий;
  2. Москва и Владимир;
  3. Киев и Чернигов;
  4. Рязань и Нижний Новгород.

     5. Действия князя Дмитрия Ивановича и его политику в отношении Орды в 1370-е  гг. характеризуют:

  1. поиски поддержки у ордынских ханов, поездки в Орду, богатые подношения ордынцам;
  2. прекращение выплаты ордынского выхода;
  3. сбор денег со всех русских земель для ордынского выхода;
  4. позиция лавирования между Ордой и Литвой.

6. Выдержать осаду литовских войск Москве помогла:

  1. слабость литовских войск, их неорганизованность;
  2. бездарность и трусость литовских военачальников;
  3. помощь ордынских войск;
  4. постройка белокаменной крепости.

7. Белокаменный кремль был выстроен московским князей Дмитрием Ивановичем в:

  1. 1359 г.;
  2. 1367 г.;
  3. 1372 г.;
  4. 1380 г.

8. Первый поход литовского войска на Москву и осада города произошли в:

  1. 1361 г.;
  2. 1368 г.;
  3. 1375 г.;
  4. 1370 г.

9. Поход князя Дмитрия Ивановича на Тверь состоялся в:

  1. 1368 г.;
  2. 1370 г.;
  3. 1375 г.;
  4. 1380 г.

10. В результате похода московских войск на Тверь:

А) Тверь была присоединена к Москве;

Б) тверской князь отказался от посягательств на титул великого владимирского князя;

В) тверской князь признал себя «младшим братом» московского князя;

Г) Тверь обязалась быть союзником Москвы в борьбе с Литвой и Ордой;

Д) русские земли делились между Москвой и Тверью,

1

2

3

4

АБВ

БВГ

ВГД

АБД

         

11. Во время антиордынского восстания в Твери московский князь Иван Калита:

  1. поддержал восставших;
  2. занял нейтральную позицию;
  3. предложил хану услуги в подавлении восстания и жестоко расправился с тверичами;
  4. не участвовал в подавлении восстания.

12. Добивался лидерства Литовско-Русского государства среди русских земель, боролся с Москвой и осаждал Москву литовский князь:

  1. Витовт;
  2. Миндовг;
  3. Гедимин;
  4. Ольгерд.

13. Собирание русских земель вокруг Москвы происходило в:

1) X – XI вв.

2) XI – XII вв.

3) XII – XIII вв.

4) XIV – XVI вв.

14. Первым московским князем был:

1) Даниил Александрович

2) Юрий Долгорукий

3) Андрей Боголюбский

4) Александр Невский

15. Кто стоял во главе русских войск, одержавших победу на Куликовом поле?

1) Дмитрий Донской

2) Александр Невский

3) Святослав Игоревич

4) Иван Калита

Оценки за урок. 

Д/з  17-18, записи в тетради.

151


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок истории. Класс: 5. Тема урока: Жизнь египетского вельможи.

Урок: историяКласс: 5 Тема урока:       Жизнь египетского вельможи.Цель и задачи урока:       1. Познакомить учащихся с жизнью египетских ве...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманнов

Дата: 15.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Англия в раннее Средневековье. Походы норманновЦели урокаž  Познакомить учащихся с географией путешествий и завоеваний норманновž  Сформировать предста...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии

Дата: 17.09.Урок: историяКласс: 6Тема: Византийская империя в VI – XI веках. Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура ВизантииЦели урокаž  подвести учащихся к пониманию...

Конспект урока истории Класс: 6 Тема: Средневековая деревня

Урок: историяКласс: 6Тема: Средневековая деревняЦели: 1.      Дать представление о феодальной вотчине – сеньории; показать, на чём основывались отношения между феодалом-сеньор...

Конспект урока истории Класс 6 Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).

Урок историяКласс 6Тема Средневековый город в Западной и Центральной Европе (ремесло, торговля, горожане и их образ жизни).Тип урока: сообщение новых знанийЦели:  Формирование и развитие у ребят ...