рабочая программа по итории за 6 класс - второго поколения
рабочая программа по истории (6 класс) на тему
Рабочая программа составлена на основе государственных образовательных стандартов второго поколения и включает: пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, описание места учебного предмета в учебном плане, содержание учебного предмета, календарно-тематическое планирование, универсальные учебные действия, список литературы и интернет сайтов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_6_kl._2_oe_pokolenie.docx | 117.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Руководитель МО ____________/_________/ ФИО Протокол №____от «___»__________2013г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «СОШ № » __________/_____________/ ФИО «______» _________2013г | «Согласовано» Руководитель МОУ «СОШ № » ___________/_____________/ ФИО Приказ №________от «__» ___________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Деревягиной Ольги Валентиновны , высшая категория
По «Истории средних веков» и «Истории России с древнейших времен до конца XVI века »
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № ________от
«_________» ______2013 г
2013-2014 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ИСТОРИЯ 6 КЛАСС
Пояснительная записка к рабочей программе по истории Роcсии и истории Средних веков (6 класс)
Рабочая программа учителя составлена на основе Закона об образовании Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (2010 г), основной образовательной программы муниципального образовательного учреждения «Лицей №2 Октябрьского района г. Саратова», Примерной программы основного общего образования по истории Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ в 2013-2014 году.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает вариативное распределение учебных часов по разделам курса с учетом государственных стандартов, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся школы. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Структура примерной программы по истории.
Рабочая программа включает пояснительную записку, в которой определяются цели обучения по данному предмету в основной школе, раскрываются особенности содержания курса по истории на этой ступени образования, описываются структура курса по истории и последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и освоения курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном учебном (образовательном) плане; содержание курса по истории, включающее перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на их изучение; тематическое планирование с описанием учебной деятельности учащихся и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала; календарно-тематическое планирование; списки основной и дополнительной литературы; интернет-ресурсы. Календарно-тематическое планирование Рабочей программы составлено с учетом требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории.
Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
Общая характеристика примерной программы по истории.
Историческое образование сегодня занимает особое место в курсе средней школы. Оно призвано сформировать историческое мышление, обеспечивающее целостное мировосприятие личности в стремительно меняющемся информационном мире. Историческое образование должно способствовать получению знаний о природе человеческого общества, его прошлом, которые могли бы стать базой для понимания современного состояния общества и возможных перспектив его развития. Оно призвано выработать предметные и общеучебные умения, максимально использовать воспитательный потенциал исторических дисциплин для становления гуманистических, демократических, патриотических убеждений гражданина новой России. Основными критериями отбора содержания исторических курсов является накопление учащимися социально значимых фактов, изучение и осмысление исторических процессов и явлений, актуализация этого материала, сочетание изучения истории российской и мировых цивилизаций.
Основные содержательные линии рабочей программы в 6 классе реализуются в рамках курса – «История средних веков» и «История России с древнейших времен до конца XVI века»
Курс «История средних веков», «История России с древнейших времен до конца 16 века» - второй по счету школьный курс истории. Изучение его является важнейшим этапом в формировании у школьников представлений о истории народов и государств с древнейших времен до наших дней. Формируется умение воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды, этапы исторического процесса.
Задачей курса является “погружение” учащегося в эпоху, формирование понимание её “духа” через мысли людей, вещи, события, процессы и явления. Учащиеся знакомятся с некоторыми документальными источниками, адаптированным к познавательным возможностям школьников и привлекаемыми лишь в отрывках. На элементарном уровне происходит ознакомление учащихся с путями формирования исторического знания, формируется критический взгляд на событие и его оценки, на мотивы поступков исторических деятелей.
Главная цель изучения истории в современной школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.
Задачи изучения истории в основной школе:
- Формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
- Овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
- Воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
- Развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
- Формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, политничном и многоконфессиональном обществе.
Структура программы (68 ч)
«История средних веков» - 36 часов
Введение – 1 час
Глава 1. Раннее Средневековье – 10 часов
Глава 2. Зрелое Средневековье – 20 часов
Глава 3.Страны Востока в Средние века – 2 часа
Глава 4.Народы Америки в Средние века – 2 часа
Итоговое повторение – 1 час.
«История России с древнейших времен до конца XVI века. – 32 часа
Глава 1. Древняя Русь в VIII-первой половине XII века -9 часов
Глава 2. Русь Удельная в XII-XIII веках – 9 часов
Глава 3 .Московская Русь в XIV-XVI веках – 12 часов
Итоговое повторение – 2 часа
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Тип урока | Планируемые результаты | Форма контро-ля | Использование ИКТ | Дата проведения | Приме- чание | |||
предметные | личностные | метапредметные | по плану | по факту | ||||||
1 | Введение. Что изучает история средних веков | УУНМ | Знать Особенности истории средних веков, линию времени, задачи стоящие перед ней. Уметь Объяснять значение полученных знаний и уметь применять их в повседневной жизни | Осмысление социльно- нравственного опыта предшест вующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам прошлого и совре-менности, выслушивать и обсуждать разные вгляды и оценки истор.фактов. | Текущий контроль | Презентацияhttp://www.mid-ages.ru – лекции по истории Средних веков. | |||
Наименование раздела | УУД | |||||||||
Раздел I. Раннее Средневековье – 10 часов | Показывать на карте:
Рассказывать:
Раскрывать:
Составлять:
Разъяснять:
Представлять:
Объяснять:
Характеризовать:
| |||||||||
2 | Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках | КУ | Знать Что такое священник, проповедь, вера, архиепископ, папа, духовенство, миряне, обет, аббат. Уметь Показать процесс превращения церкви в могущественную политическую и экономическую организацию | Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность | Уметь проводить поиск основной и доп. Информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках, музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями. | Промежуточный контроль | Презентацияhttp://www.mid-ages.ru – лекции по истории Средних веков. | |||
3 | Христианская церковь в раннее Сред-невековье | КУ | Знать Что такое священник, про-поведь, вера, архиепископ, папа, духовенс-тво, миряне, обет, аббат. Уметь Показать процесс превращения церкви в могущественную политическую и экономиче-скую организа-цию | Осмыслить христианские заповеди с нравственной точки зрения. Определять свою позицию и ответственное поведение в сов-ременном обществе | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам христианской церкви эпохи средних веков и современности. Выслушивать и обсуждать разные точки зрения на деятельность христианской церкви | Текущий контроль | Презентацияhttp://www.hrono.ru – исторический проект «Хронос». | |||
4 | Возникновение и распад империи Карла Великого | КУ с элементами беседы | Знать Определения след.. понятий: граф, император; имена Карл Мартелл, Карл Великий. Структуру франкского государства. Уметь Охарактеризовать отличие гос. управления от племенного управленя. | Понимать культурное многообразие мира. Определять свою позицию в нем. | Способность сознательно регулировать и организовывать свою деятельность. | Промежуточный контроль | Презента-цияhttp://www.xlegio.ru – военно-исторический портал Средних веков. | |||
5 | Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках. | КУ с элементами беседы | Знать. Определения след.. понятий: феодализм, феодал, феодальная лестница, междоусобная война, рыцарь. Уметь Объяснять причины феодальной раздробленностизнания | Формировать устойчивый познавательный интерес к истории Западной Европы и на ее примере сопоставить с историей нашей страны. | Проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями. | Промежуточный контроль с применением терменологичес-кого диктанта | Презентацияhttp://www.mid-ages.ru – лекции по истории Средних веков. | |||
6 7 | Англия в раннее Средневековье Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. | КУ с элементами беседы КУ с элементами беседы | Знать. Определения след.. понятий: Англы, саксы, кельты, бритты, норманны, викинги, «круглый стол». Уметь Объяснять охарактеризовать причины формирования государства в Англии. Знать. Определения след.. понятий: Ромеи, симфония, Сенат, василевс. Особенности феодализма в Византии. Уметь Характеризовать внешнюю политику Византии. Ее отношения с соседями. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. Формировать устойчивый познавательный интерес к истории Византийской империи, и ее религии. Иметь | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение на пути формирования государства в Англии. Владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации и применять их при изучении нового материала. | Промежуточный контроль Промежуточный контроль знаний с применением тестовых заданий | Презента-ция http://www.hrono.ru – исторический проект «Хронос». Презента-цияhttp://byzantion.ru – Византийская держава (история и культура). | |||
8 | Культура Византии. | КУ с элементами беседы | Знать. Определения след.. понятий: икона, иконопись. Влияние Византии на развитие культуры других стран и народов. Уметь Описывать памятники культуры Византии и высказывать свое суждение о них. | Понимать культурное многообразие мира. Определять и высказывать свое суждение о культурных памятниках Византии. | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение на пути формирования различных направлений культуры Византии. | Промежуточный контроль знаний с применением тестовых заданий | Презента-цияhttp://artclassic.edu.ru – коллекция «Мировая художественная культура».
| |||
9 | Образование славянских государств. | КУ с элементами беседы | Знать. Определения след.. понятий: Вече, князь. Ветви славянских племен. Уметь Показывать по карте расселение славянских племен. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. | Проводить поиск основной и дополнительной, учебной информации в научно-популярной литературе, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями. | Промежуточный контроль знаний с применением тестовых заданий | Презента-ция http://www.mid-ages.ru – лекции по истории Средних веков. | |||
10 | Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад. | КУ с элементами беседы | Знать. Определения след.. понятий: Ислам, Коран, пророк, мусульмане, халиф, халифат, экспансия. Уметь Показывать по карте завоевания и расселение арабов. | Формировать устойчивый познавательный интерес к истории арабского халифата и его религии. Высказывать свое мнение и отношение к мусульманской религии. | Проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями. | Промежуточный контроль с применением терменологичес-кого диктанта | Презентацияhttp://www.hrono.ru – исторический проект «Хронос». | |||
11 | Культура халифата | КУ с элементами беседы | Знать. Определения след.. понятий: Арабески, медресе, мечеть, минарет, фарси.. Уметь Показать роль ислама в развитии культуры стран арабского халифата. | Понимать культурное многообразие мира. Определять и высказывать свое суждение о культурных памятниках стран Арабского халифата. | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение на пути формирования различных направлений культуры стран Арабского халифата. | Промежуточный контроль знаний с применением тестовых заданий | Презента-ция http://artclassic.edu.ru – коллекция «Мировая художественная культура | |||
Наименование раздела | УУД | |||||||||
Зрелое Средневековье (20 часов) | Показывать на карте:
Рассказывать:
Раскрывать:
Представлять:
Объяснять:
Характеризовать:
Высказывать:
Систематизировать:
| |||||||||
12 | Средневековая деревня и ее обитатели. | УНЗ | Знать. Определения след.. понятий: Сословия, сеньоры, оброк, барщина, феод, феодальная лестница, феодальная вотчина. Уметь Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового общества рыцарей, крестьян, ремесленников, торговцев и др. | Осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы Способность к определению своей позиции по отношению к существованию различных сословий. Противопоставить сословия эпохи средних веков с сословиями современного общества. | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение на пути формирования различных сословий Западной Европы в эпоху средних веков | Промежуточный контроль знаний с применением тестовых заданий | Презента-ция http://www.hrono.ru – исторический проект «Хронос». | |||
13 | В рыцарском замке. | КУ с элементами беседы | Знать. Определения след.. понятий: рыцарь, замок, вассал. Уметь Систематизировать материал о жизни рыцарей. | Давать оценку поведения различным сословиям рыцарей. Составить свое мнение по отношению к такому понятию как «кодекс чести». | Проводить поиск основной и дополнительной, учебной информации в научно-популярной литературе, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями. | Промежуточный контроль знаний с применением тестовых заданий | Презента-ция http://www.hrono.ru – исторический проект «Хронос». | |||
14 | Формирование средневековых городов. Городское ремесло. | КУ с элементами беседы | Знать. Определения след.. понятий: гильдия, цех. Причины возникновения средневековых городов. Уметь Сопоставить жизнь в средневековом городе с жизнью в современном городе. | Формировать устойчивый познавательный интерес к истории возникновения и роста городов. Высказывать свое мнение и отношение к развитию ремесла.. | Проводить поиск основной и дополнительной, учебной информации в научно-популярной литературе, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями. | Промежуточный контроль знаний с применением термено-лог. диктанта | Презента-ция http://www.word-history.ru – всемирная история. | |||
15 | Торговля в средние века. | КУ с элементами беседы | Знать. Определения след.. понятий: гильдия. Условия в которых вели торговлю купцы. Уметь Рассказывать о зарождении банковского дела в Европе. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. | Проводить поиск основной и дополнительной, учебной информации в научно-популярной литературе, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями. | Промежуточный контроль знаний | Презента-ция http://www.word-history.ru – всемирная история. | |||
16 | Горожане и их образ жизни. | КУ с элементами беседы | Знать. Определения след.. понятий: патриции, ратуша. Состав городского насе-ления. Струк-туру городского самоуправления. Уметь Рассказывать о жизни представителей различных сословий средневекового городского населения. |
Способность к определению своей позиции по отношению к существованию различных сословий. Противопоставить сословия эпохи средних веков с сословиями современного общества. | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение на пути формирования различных городских сословий Западной Европы в эпоху средних веков | Промежуточный контроль знаний. | Презента-ция http://www.word-history.ru – всемирная история. | |||
17 | Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики. | КУ | Знать Что такое -еретик, инквизи-ция, ереси, орден. Уметь Показать процесс превращения церкви в могущественную политическую и экономиче-скую организа-цию | Осмыслить христианские заповеди с нравственной точки зрения. Определять свою позицию и ответственное поведение в сов-ременном обществе | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам христианской церкви эпохи средних веков и современности. Выслушивать и обсуждать разные точки зрения на деятельность христианской церкви | Текущий контроль | Презента-цияhttp://www.word-history.ru – всемирная история. | |||
18 | Крестовые походы | КУ с элементами беседы | Знать. Определения что такое крестовые походы? Причины крестовых походов и их участники. Какие цели они ставили? Уметь Составлять и заполнять табли-цу о крестовых походах. |
Способность к определению своей позиции по отношению к сущности и последствиям крестовых походов . | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по поводу участников и их целей в крестовых походах. | Промежуточный контроль знаний. | Презента-ция http://www.xlegio.ru – военно-исторический портал Средних веков. | |||
19 | Как проходило обьедине-ние Франции? | КУ с элементами беседы | Знать Определение след. Понятий: генеральные штаты. Герцог, граф. Причины объединения Франции. Уметь Показать на карте территорию Франции. | Формировать устойчивый познавательный интерес к истории объединения Франции. Высказывать свое мнение и отношение к зарождению сословно-представитель-ной монархии. | Проводить поиск основной и дополнительной, учебной информации в научно-популярной литературе, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями. | Промежуточный контроль знаний с применением термин. диктанта | Презента-ция http://www.word-history.ru – всемирная история. | |||
20 | Что англичане считают началом своих побед? | КУ с элементами беседы | Знать Определения след. понятий -парламент, барон, шериф. Причины усиления королевской власти. Уметь Показать на карте территорию Англии. | Формировать устойчивый познавательный интерес к истории укреп-ления королев-ской власти в Англии.. Высказывать свое мнение и отношение к зарождению сословно-представитель-ной монархии. | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам зарождения сословно-представительной монархии. Обсуждать рефор-мы Генриха II. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://www.xlegio.ru – военно-исторический портал Средних веков. | |||
21 | Столетняя война | КУ с элементами беседы | Знать Даты и причины Столетней войны.
Уметь Составлять таблицу о событиях, этапах ведения Столетней войны. | Формировать устойчивый познавательный интерес к истории внеш-ней политики. Высказывать свое мнение и отношение к внешнеполитическим событиям.. | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам ведения войны между Англией и Францией. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://www.xlegio.ru – военно-исторический портал Средних веков. | |||
22 | Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии. | КУ с элементами беседы | Знать Определения след. понятий -парламент, барон, шериф. Причины усиления королевской власти. Уметь Показать на карте территорию Англии. | Формировать устойчивый познавательный интерес к истории укреп-ления королев-ской власти в Англии.. Высказывать свое мнение и отношение к зарождению сословно-представитель-ной монархии. | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам зарождения сословно-представительной монархии. Обсуждать рефор-мы Генриха II. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://www.word-history.ru – всемирная история. | |||
23 | Реконкиста и образова-ние центра-лизованых государств на Пире-нейском полуострове. | КУ с элементами беседы | Знать Определения след. понятий -реконкиста, берберы, мавры, тирания.. Причины образования централизованных государств на Пиринейском п-ве. Уметь Показать на карте Пиринейс-кий полуостров | Формировать устойчивый познавательный интерес к истории западно-европейских государств. Высказывать свое мнение и отношение к происходящим в этих государствах изменениях. | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам политической борьбы в Италии и Германии. | Текущий контроль, игра в крестики и нолики. | Презента-цияhttp://www.word-history.ru – всемирная история. | |||
24 | Государства оставшиеся раздроблен-ными: Герма ния и Итал-ия вXII-XVв | КУ с элементами беседы | Знать Определения след. Понятий гвельфы, гибеллины, тирания. Уметь Показать по карте государства Италию, Германию. | Осмыслить политическую борьбу Германии и Италии. Определять свою позицию и свое отношение к происходящим событиям в данных государствах. | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам политической борьбы внутри государств Италии и Германии.. | Текущий контроль | Презента-ция http://www.word-history.ru – всемирная история. | |||
25 | Гуситское движение в Чехии. | КУ с элементами беседы | Знать Определения след. понятий пан, патриот, табориты, умеренные, гуситское движение Причины гуситского движения.. Уметь Показать по карте Чехию | Формировать устойчивый познавательный интерес к истории гуситс-кого движения в Чехии. Осмыслить свое отношение к гуситским войнам. | Проводить поиск основной и дополнительной, учебной информа-ции в научно-популярной лите-ратуре, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями | Текущий контроль | Презента-цияhttp://www.xlegio.ru – военно-исторический портал Средних веков. | |||
26 | Завоевание турками –османами Балканского полуострова. | КУ с элементами беседы | Знать Определения след. понятий турки-османы, султан, шейх, янычары. Причины паде-ния Византии. Уметь Показать по Османскую империю | Формировать устойчивый познавательный интерес к истории укрепления Османской империи. Выразить свое отношение к причинам создания Османской империи.. | Проводить поиск основной и дополнительной, учебной информа-ции в научно-популярной лите-ратуре, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями | Текущий контроль | Презента-цияhttp://www.xlegio.ru – военно-исторический портал Средних веков. | |||
27 | Образование и философия | КУ с элементами беседы | Знать Определения след. понятий схоластика, университет. Уметь Сопоставить, что и как изучали в средневековых школах и школах современных. | Формировать устойчивый познавательный интерес к образованию и философским учениям средневековой Европы. Иметь свою точку зрения на устройство мира и место человека в нем. | Проводить поиск основной и дополнительной, учебной информа-ции в научно-популярной лите-ратуре, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями | Текущий контроль | Презента-цияhttp://www.word-history.ru – всемирная история. | |||
28 | Средневеко-вая литература | КУ с элементами беседы | Знать Определения след. понятий эпические песни, эпос, хроника, трубадуры, ваганты. Уметь Разбираться в различных направлениях литературы средневековья. | Формировать устойчивый познавательный интерес к средневековой литературе. Проявлять толерантность | Проводить поиск основной и дополнительной, учебной информа-ции в научно-популярной лите-ратуре, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями | Текущий контроль | Презента-цияhttp://www.word-history.ru – всемирная история. | |||
29 | Средневеко-вое искусство | КУ с элементами беседы | Знать Определения след. понятий архитектура, скульптура, живопись. Уметь Разбираться в различных направлениях средневекового искусства. | Формировать устойчивый познавательный интерес к средневековому искусству. Проявлять толерантность | Проводить поиск основной и дополнительной, учебной информа-ции в научно-популярной лите-ратуре, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями | Текущий контроль с применением граф. диктанта | Презента-цияhttp://artclassic.edu.ru – коллекция «Мировая художественная культура». | |||
30. | Культура раннего Возрождения в Италии | КУ с элементами беседы | Знать Определения след. понятий Возрождение, романский стиль, готика. Уметь Разбираться в различных направлениях культуры эпохи Возрождения. | Формировать устойчивый познавательный интерес к искусству Возрождения. Освоение гуманистичес-ких традиций и ценностей. Формировать уважение к культуре других стран. | Проводить поиск основной и дополнительной, учебной информа-ции в научно-популярной лите-ратуре, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями | Текущий контроль с применением граф. диктанта | Презента-цияhttp://artclassic.edu.ru – коллекция «Мировая художественная культура». | |||
31 | Научные открытия и изобретения | КУ с элементами беседы | Знать Определения след. понятий коравелла, астралябия. Значение открытий и их влияние на дальнейшую жизнь Уметь Составить таблицу. | Формировать устойчивый познавательный интерес к изобретениям и научным открытиям средневековья. | Проводить поиск основной и дополнительной, учебной информа-ции в научно-популярной лите-ратуре, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями | Текущий контроль с применением граф. диктанта | Презента-цияhttp://www.word-history.ru – всемирная история. | |||
Наименование радела | УУД | |||||||||
Глава III. Страны Востока в Средние века (2 часа) | Показывать на карте:
Рассказывать:
Представлять:
Объяснять:
Характеризовать:
| |||||||||
32,33 | Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония. | КУ с элементами беседы | Знать Определения след. понятий хан, орда, сегун, самурай, каста. Основные достижения Китая, изменения в Японии. Уметь Показать по карте Китай, Японию, Индию | Осмыслить положение стран Востока, оценить их достопримечательности в поли-тике, культуре. Определять свою позицию и свое отношение к достижениям этих государств | Проводить поиск основной и дополнительной, учебной информа-ции в научно-популярной лите-ратуре, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями | Текущий контроль с применением терм. диктанта | Презента-цияhttp://china.worlds.ru – история и культура Китая. | |||
Наименование раздела | УУД | |||||||||
Глава IV. Народы Америки в Средние века. (2 часа) | Показывать на карте:
Рассказывать:
| |||||||||
34,35 | Государства и народы Африки и доколумбо-вой Америки. | КУ с элементами беседы | Знать Определения след. понятий Инки, ацтеки, майя. пигмеи, бушмены. Основные достижения народов Африки и доколумбовой Америки. Уметь Показать по карте Африку, Америку. | Осмыслить положение стран Африки и Америки оценить их достопримечательности в поли-тике, культуре. Определять свою позицию и свое отношение к достижениям этих государств | Проводить поиск основной и дополнительной, учебной информа-ции в научно-популярной лите-ратуре, интернете, библиотеках, музеях; обрабатывать ее в соответствии с темой и познавательными заданиями | Текущий контроль с применением терм. диктанта | Презента-цияhttp://www.istorya.ru – история стран и цивилизаций. | |||
Наименование главы | УУД | |||||||||
Глава V. Итоговое повторение (1час) | Систематизировать знания об исторической эпохе, излагать и обосновывать суждения о значении наследия Средних веков для современного мира. | |||||||||
36 | Итоговое повторение | УНЗ | Знать Определения всех изученных терминов, дат, имен. Уметь Показать по карте изученные государства | Осмыслить и систематизировать знания об исторической эпохе . | Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкульт-урного взаимо-действия в школе и социальном окружении | Текущий контроль с применением тестовых заданий | Тествое задание | |||
История России с древнейших времен до конца XVI века (32 часа) | ||||||||||
Глава I. «Древняя Русь в VIII-первой половине XII века». (9 часов) | УУД Показывать
Описывать
Приводить
Характеризовать
Объяснять
Систематизировать
Рассказывать
Осуществлять
Высказывать
Составлять
| |||||||||
1 | Древнейшие народы на территории России. | УНЗ | Знать Определения сле. понятий: государство, загонная охота скифы, сарматы, гунны Уметь Показывать по карте расселение древнего человека на территории России | Осмысление социльно- нравственного опыта предшест вующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки истор.фактов на становление и развитие древнерусского государства.. | Текущий контроль | Презентация, http://www.booksite.ru/encikiopedia/ - древнерусская жизнь в картинках. | |||
2 | Восточные славяне | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Определения сле. понятий: быт, вервь, вече, дань, народное ополчение, нравы, язычник. Уметь Показывать по карте расселение Восточных славян | Формировать устойчивый познавательный интерес к быту, религии древних славян. | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по вопросу о происхождении древних славян. | Текущий контроль | Презентация, http://www.booksite.ru/encikiopedia/ - древнерусская жизнь в картинках. | |||
3 | Формирование Древнерусского государства | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Определения след. понятий: государство, полюдье. Уметь Систематизировать информацию из разных источников для раскрытия темы. | Формировать гуманистическое отношение к истории пред-шествующих поколений | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по вопросу о происхождении Древнерусского государства . | Текущий контроль | Презентация, http://www.booksite.ru/encikiopedia/ - древнерусская жизнь в картинках. | |||
4 | Первые киевские князья | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Определения след. понятий: погосты, уроки Особенности организацию власти киевских князей.. Уметь Показывать по карте военные походы киевских князей. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и ответственному поведению в современном обществе. | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде презентаций. Сообщений по данной теме. | Текущий контроль | Презентация, http://history.tom.ru/ - история России от князей до Президента. | |||
5 | Владимир Святославович. Принятие христианст-ва | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Определения след. понятий: епископ, ересь, митрополит, церковный устав. Особенности новой религии. Уметь Объяснять значение принятия христианства на Руси | Осмысление социально-нравственного аспекта принятия христианства и его влияния на современное общество | Анализировать и обобщать факты, составлять конспект по данной теме. | Текущий контроль | Презентацияhttp://history.tom.ru/ - история России от князей до Президента. | |||
6 | Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Определения след. понятий: боярин, вотчина, династический брак, наместник, холопы и др. Основные группы населения Древней Руси. Уметь Показывать по карте территорию Древнерусского государства | Формировать устойчивый познавательный интерес к . первым законодатель-ным сборникам Древнерусского государства | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам внутренней и внешней политики Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха. | Текущий контроль | Презентация http://history.tom.ru/ - история России от князей до Президента. | |||
7 | Культура Древней Руси | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Определения след. понятий: житие, миниа-тюра, патрио-тизм, самобыт-ный. Памятники Древнерусского зодчества. Уметь Применять полученные зна-ния в современ-ном обществе. | Формировать устойчивый познавательный интерес к . древнерусскому зодчеству, литературе, изобразительному искусству | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам культурного развития Древнерусского государства. | Текущий контроль | Презентация http://history.sgu.ru/ - русская история в зеркале изобразительного искусства | |||
8 | Быт и нравы Древней Руси | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Определения след. понятий: образ жизни, слобода, хоромы Уметь Составлять таблицу.. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений и ответственному поведению в современном обществе. | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде презентаций. Сообщений по данной теме. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://www.lectures.edu.ru/ - циклы лекций по истории Древней и Московской Руси. | |||
9 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древняя Русь» | УЗИМ | Знать Определения всех изученных терминов, дат, имен. Уметь Показать по карте изученные государства | Осмыслить и систематизировать знания об исторической эпохе . | Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкульт-урного взаимо-действия в школе и социальном окружении | Текущий контроль с применением тестовых заданий | Тестовое задание | |||
Глава II.Русь Удельная в XII-XIII веках ( часов). | УУД | |||||||||
Объяснять
Называть
Раскрывать
Показывать
Характеризовать
Участвовать
Изучать
Рассказывать
Составлять Характеристику Александра Невского. http://www.word-history.ru – всемирная история. | ||||||||||
10 | Начало раздробленности Древнерусского государства. | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Определения след. понятий: рать, уделы, экономика, эксплуатация. Причины раздробленности Древнерусского государства. Уметь Работать с картой. | Осмысление социально-нравственного опыта предшес-твующих поколений и ответственному поведению в современном обществе. | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде презентаций. Сообщений по данной теме. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://history.tom.ru/ - история России от князей до Президента. | |||
11,12 | Главные политические центры Руси | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Определения след. понятий: мужи, мятеж, республика. Особенности Древнерусских княжеств. Уметь Работать с картой. | Осмысление социально-нравственного опыта предшес-твующих поколений и ответственному поведению в современном обществе. | Анализировать и обобщать факты, связанные с обособлением русских княжеств, представлять результаты своей деятельности в виде презентаций. сообщений по данной теме. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://statehistory.ru – сайт «История государства». | |||
13 | Нашествие с Востока | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Определения след. понятий: стан, фураж, Причины побед монголо-татар. Уметь Работать с картой. | Формировать устойчивый познавательный интерес к . истории русского государства . | Анализировать и обобщать факты, связанные с началом вторжения монголо-татар на Русь, представлять результаты своей деятельности в виде презентаций. сообщений по данной теме. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://statehistory.ru – сайт «История государства». | |||
14 | Борьба Руси с Западными завоевателями | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Определения след. понятий: ополчении, даты основных сражении., Причины побед русских дружин над немцами и шведами. Уметь Работать с картой. | Осмыслить и систематизировать знания о внешней и внутренней политике русских княжеств и причинах их успехов и неудач. | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде презентаций. Сообщений по данной теме. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://statehistory.ru – сайт «История государства». | |||
15 | Русь и Золотая орда | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Определения след. понятий: баскак, владычество, выход, резиденция, ярлык. Последствия ордынского владычества. Уметь Работать с картой. | Осмыслить и систематизировать знания о внешней и внутренней политике русских княжеств и причинах их успехов и неудач. | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде презентаций. Сообщений по данной теме. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://statehistory.ru – сайт «История государства». | |||
16 | Русь и Литва | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Причины присоединения русских земель к Литве. Уметь Работать с картой. | Осмыслить и систематизировать знания о внешней и внутренней политике русских княжеств и причинах их успехов и неудач. | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде презентаций. Сообщений по данной теме. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://statehistory.ru – сайт «История государства». | |||
17 | Культура русских земель в XII-XIII веках | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Определения след. понятий: архитектурный ансамбль, аске-тизм, канон, уникальный Основные направления раз-вития русской культуры. Уметь Составлять таблицу | Формировать устойчивый познавательный интерес к . русской культуре зодчеству, литературе, изобразительному искусству | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам культурного развития русского государства в XII-XIII веках. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://rublev.voskres.ru/ - | |||
18 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь Удельная в XII-XIII веках» | УЗИМ | Знать Определения всех изученных терминов, дат, имен. Уметь Показать по карте изученные государства | Осмыслить и систематизировать знания об исторической эпохе . | Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкульт-урного взаимо-действия в школе и социальном окружении | Текущий контроль с применением тестовых заданий | Тестовые задания | |||
Глава III . Московская Русь в XIV – XVI веках ( 15 часов) | УУД Показывать
Раскрывать
Рассказывать
Характеризовать
Объяснять
Составлять
Изучать
Проводить
| |||||||||
19 | Предпосыл-ки объеди-нения рус-ских земель. Усиление Московско-го княжества. | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Причины и предпосылки объединения русских земель вокруг Москвы.
Уметь Работать с картой | Формировать устойчивый познавательный интерес к политической ситуации, сложившейся в России в данный период | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам усиления Московского княжества | Текущий контроль | Презента-цияhttp://history.tom.ru/ - история России от князей до Президента. | |||
20 | Москва – центр борьбы с ордынским владычест-вом. Куликовская битва. | КУ с элементами эвристической беседы | Знать Причины и значение Куликовской битвы.
Уметь Работать с картой | Формировать устойчивый нравственный аспект, интерес к данному сражению, т.к.оно имело важное значение в победе русского народа. | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам связанным с Куликовской битвой. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://statehistory.ru – сайт «История государства». | |||
21 | Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века. | КУ с элементами эврис-тичес-кой беседы | Знать Причины московских усобиц и итоги феодальной войны.
Уметь Работать с картой | Осмыслить и систематизировать знания о внешней и внутренней политике русских княжеств и причинах их успехов и неудач. | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде презентаций. Сообщений по данной теме. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://www.lectures.edu.ru/ - циклы лекций по истории Древней и Московской Руси. | |||
22 | Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества. | КУ с элементами эврис-тичес-кой беседы | Знать Какие княжества были присоединены к Москве в конце XV века.
Уметь Работать с картой | Осмыслить и систематизировать знания о внешней и внутренней политике русских княжеств и причинах их успехов и неудач. | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде презентаций. Сообщений по данной теме. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://history.tom.ru/ - история России от князей до Президента. | |||
23 | Московское государство в конце XV начале XVI века. | КУ с элементами эврис-тичес-кой беседы | Знать Определения новых понятий Боярская дума, кормление, поместье, помещик и др. Органы управления государством. Уметь Работать с таблицой | Осмыслить и систематизировать знания о внешней и внутренней политике русского государства и тех реформах, которые были проведены.. | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде презентаций. Сообщений по данной теме. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://history.tom.ru/ - история России от князей до Президента. | |||
24 | Церковь и государство в конце XV начале XVI века. | КУ с элементами эврис-тичес-кой беседы | Знать Определения новых понятий дьякон, старец преобразования в церкви. Уметь Применять полученные знания | Формировать устойчивый познавательный интерес к . взаимоотноше-нию между властью и церковью. | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам спора между иосифлянами и нестяжателями | Текущий контроль | Презента-цияhttp://www.lectures.edu.ru/ - циклы лекций по истории Древней и Московской Руси. | |||
25 | Реформы Избранной рады | КУ с элементами эврис-тичес-кой беседы | Знать Определения новых понятий дворянин, приказ, дети боярские. Уметь Применять полученные знания | Формировать устойчивый познавательный интерес к . реформам проведенным Иваном Грозным . | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде презентаций. Сообщений по данной теме. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://www.lectures.edu.ru/ - циклы лекций по истории Древней и Московской Руси. | |||
26 | Внешняя политика Ивана Грозного | КУ с элементами эврис-тичес-кой беседы | Знать Итоги присое-динения к России Казанского и Астраханского княжеств, Зап.Сибири.Причины Ливонской войны. Уметь Работать с картой | Формировать устойчивый познавательный интерес к . внешней политики Ивана Грозного. | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде презентаций. Сообщений по данной теме. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://history.tom.ru/ - история России от князей до Президента. | |||
27 | Опричнина | КУ с элементами эврис-тичес-кой беседы | Знать Понятие опричнина. Сущность и цели опричнины. Уметь Работать с картой | Формировать устойчивый познавательный интерес к . царствованию Ивана Грозного.. | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение в отношении правления Ивана Грозного. | Текущий контроль | Презента-цияhttp://www.lectures.edu.ru/ - циклы лекций по истории Древней и Московской Руси. | |||
28 | Просвещение, усное народное творчество, литература в XIV-XVI веках. | КУ с элементами эврис-тичес-кой беседы | Знать Новый слова публицистика, регалии. Основные направления раз-вития русской культуры. Уметь Составлять таблицу | Формировать устойчивый познавательный интерес к . русской культуре литературе, к устному народному творчеству | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам культурного развития русского государства в XIV-XVI веках | Текущий контроль | Презента-цияhttp://historydoc.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: исторические документы). |
| ||
29 | Архитектура и живопись в XIV-XVI веках. | КУ с элементами эврис-тичес-кой беседы | Знать Новый слова шатровый стиль. Юродивый. Основные направления раз-вития русской культуры. Уметь Составлять таблицу | Формировать устойчивый познавательный интерес к . русской культуре архитектуре, изобразительному искусству. | Готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проб-лемам культурного развития русского государства в XIV-XVI веках | Текущий контроль | Презента-ция, http://rublev.voskres.ru/ - иконы Андрея Рублева. | |||
30 | Быт XV-XVI веков. | КУ с элементами эврис-тичес-кой беседы | Знать Определения след. понятий: админ. Здания, кафтан, полати, харчевня. Уметь Составлять таблицу.. | Осмысление социально-нравственного опыта предшествую-щих поколений и ответственному поведению в современном обществе. | Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в виде презентаций. Сообщений по данной теме. | Текущий контроль | Презента-ция, http://historydoc.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: исторические документы). | |||
31,32 | Итоговое повторение «Россия с древнейших времен до конца XVI века». | УСиОИМ | Знать Определения всех изученных терминов, дат, имен. Уметь Показать по карте изученные государства | Осмыслить и систематизировать знания об исторической эпохе . | Готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкульт-урного взаимо-действия в школе и социальном окружении | Текущий контроль с применением тестовых заданий | Тестовые задания |
Требования к уровню подготовки учащихся:
Основные умения учащихся, изучивших курс « Истории Средних веков» и «Истории России с древнейших времен до конца XVI века» .
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
ПРИЛОЖЕНИЕ
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Федерального государственного образовательного стандарта, основного общего образования;
2.Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. – М.: Просвещение, 2011. – 342 с. (Стандарты второго поколения);
3.Примерные программы по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 94 с. – (Стандарты второго поколения); г.
4.Программа «История Россия. История Средних веков. 6 класс». -М.: Изд. «Просвещение», 2012 г.
5.Учебник Агибалова Е. В., Донской Г. М. «История средних веков» 6 класс, М.: Просвещение, 2012 год.
6.Рабочая тетрадь «История средних веков» 6 класс, М.: Просвещение, 2012г.
7.Учебник Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История Россия с древнейших времен до конца 16 века» 6 класс, М.: Просвещение, 2012 г..
8.Данилов А. А., Косулина Л. Г. Рабочая тетрадь «История Россия с древнейших времен до конца 16 века» 6 класс, М.: Просвещение, 2012 г.
ЛИТЕРАТУРА
Альшиц Д. Н. Начало самодержавия в России. — М., 1988.
Белякова Г. С. Славянская мифология. — М., 1995.
Борисов Н. С. Иван III. — М., 2000.
Борисов Н. С. Сергий Радонежский. — М., 2001.
Будовниц И. У. Общественно-политическая мысль Древней Руси: XI—XIV вв. — М., 1960.
Великие пастыри России. — М., 1999.
Великие русские люди. — М., 1995.
Веселовский С. Б. Исследования по истории опричнины. — М., 1963.
Введение христианства на Руси. — М., 1987.
Греков И. Б., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и ее падение. — М., 1998.
Данилевский Н. И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX—XII вв.). — М., 1999.
Данилевский Н. И. Русские земли глазами современников и потомков (XII—XIV вв.) — М., 2000.
Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII—XIV вв. — М., 1985.
Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия. — М.,
Зимин А. А. Витязь на распутье: феодальная война в России XV в. — М., 1991.
Зимин А. А. Опричнина Ивана Грозного. — М., 2001.
Зимин А. А. Реформы Ивана Грозного. — М., 1960.
Зимин А. А. Россия на рубеже XV—XVI столетий. — М., 1982.
Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь. XIII в. — М., 1966.
Каргалов В. В., Сахаров А. Н. Полководцы Древней Руси. — М., 1985.
Карпов А. Ю. Владимир Святой. — М., 1997.
Карпов А. Ю. Ярослав Мудрый. — М., 2001.
Клюг Э. Княжество Тверское: 1247—1485 гг. — Тверь, 1994.
Королев А. С. История межкняжеских отношений на Руси в 40—70-х годах Х века. — М., 2000.
Кузьмин А. Г. Крещение Руси. — М., 2004.
Милов Л. В. Великорусский пахарь. — М., 1999.
Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584—1605 гг.). — СПб., 1992.
Пресняков А. Е. Образование Великорусского государства. — М., 1998.
Рапов О. М. Русская церковь в IX — первой трети XII в.: Принятие христианства. — М., 1988.
Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси: Историко-бытовые очерки XI—XIII вв. — Л., 1966.
Россия XV — XVII веков глазами иностранцев. — Л., 1986.
Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII—XIII вв. — М., 1993.
Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. — М., 1987.
Сахаров А. М. Образование и развитие Российского государства в XIV—XVII вв. — М., 1969.
Сахаров А. Н. Дипломатия Древней Руси (IX — первая половина Х в.). — М., 1980.
Свердлов М. Б. Общественный строй Древней Руси в русской исторической науке XVIII—XX вв. — СПб., 1996.
Скрынников Р. Г. Ермак. — М., 1992.
Тихомиров М. Н. Древнерусские города. — М., 1956.
Тихомиров М. Н. Древняя Москва: XII—XV вв.; Средневековая Россия на международных путях: XIV — XV вв. — М., 1992.
Феннел Дж. Кризис средневековой Руси: 1200—1304. — М., 1989.
Флоря Б. Н. Иван Грозный. — М., 1999.
Сокращения, используемые в и умений.
УОСЗ — урок обобщения и систематизации знаний.
УПКЗУ — урок проверки и коррекции знаний и умений.
КУ — комбинированный урок.
Виды контроля:
Фрабочей программе:
Типы уроков:
УОНМ — урок ознакомления с новым материалом.
УЗИМ — урок закрепления изученного материала.
УПЗУ — урок применения знаний
О — фронтальный опрос.
ИО – индивидуальный опрос
ПР — проверочная работа.
Т – тестовая работа/
Список интернет-ресурсов и электронных пособий (СД)
http://www.booksite.ru/encikiopedia/ - древнерусская жизнь в картинках.
http://rublev.voskres.ru/ - иконы Андрея Рублева.
http://history.tom.ru/ - история России от князей до Президента.
http://historydoc.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: исторические документы).
http://history.sgu.ru/ - русская история в зеркале изобразительного искусства.
http://statehistory.ru – сайт «История государства».
http://www.lectures.edu.ru/ - циклы лекций по истории Древней и Московской Руси.
История России: с древнейших времен до конца ХVI века: Электронное приложение к учебнику А.А.Данилова, Л.Г. Косулиной: CD. 6 класс.
Историческая энциклопедия: Династия Романовых: три века российской истории. – М., 1997 (CD).
http://school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.mid-ages.ru – лекции по истории Средних веков.
http://www.hrono.ru – исторический проект «Хронос».
http://www.istorya.ru – история стран и цивилизаций.
http://historic.ru – исторический проект «Всемирная история».
http://www.word-history.ru – всемирная история.
http://rulers.narod.ru – проект «Всемирная история в лицах».
http://artclassic.edu.ru – коллекция «Мировая художественная культура».
http://www.arhitekto.ru – история архитектуры, архитектурные стили.
http://historydoc.edu.ru – коллекция исторических документов.
http://www.vostlit.info – средневековые исторические источники.
http://www.xlegio.ru – военно-исторический портал Средних веков.
http://www.knighttemplar.narod.ru – история ордена тамплиеров.
http://byzantion.ru – Византийская держава (история и культура).
http://mirasky.hl.ru – культура Византии и исламских стран.
http://ginnungagap.narod.ru – религия народов древней Скандинавии.
http://francegothic.boom.ru – готика во Франции.
http://china.worlds.ru – история и культура Китая.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект рабочей программы по физике 7 класс ФГОС второго поколения
проект содержиттитульный лист, цели и задачи изучения физики в 7 классе в соответствии с ФГОС второго поколения, тематическое планирование и т.д....
Рабочая программа по физической культуре (ФГОС второго поколения) 5-9 классы
Рабочая программа по физической культуре разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе авторской прог...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре (ФГОС второго поколения)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре (ФГОС второго поколения) 5 класс c ууд по предмету и подробным тематическим планированием....
Рабочая программа по русскому языку ФГОС второго поколения для учащихся 5 класса
Программа составлена на основеФедерального государственного образовательного стандартаосновного общего образования и в соответствии с программой«Русский язык. 5-9 классы общеобразовательной школ...
Рабочая программа по географии 9 класс (второй год обучения)
Рабочая программа и КТП по географии 9 класс (второй год обучения)....
Рабочая программа классного руководителя 10 класса "Новое поколение"
Рабочая программа классного руководителя для 10-11 классов составлена с учетом реализации ФГОС . Программа содержит паспорт программы,пояснительную записку, направления работы, критерии эффективности ...
Рабочая программа "Французский язык 10 класс. Второй иностранный язык".
Данная рабочая программа по французскому языку как второму иностранному разработана для 10 классов филологического профиля МАОУ "Лингвистическая гимназия №3 г. Улан-Удэ". Програм...