Рабочая программа по истории 5 класс. Данилов Д.Д. и др. ( соответствует ФГОС)
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Данная рабочая программа предназначена для работы по системе ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab_programma.docx224.26 КБ

Предварительный просмотр:

в Д.В.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ИСТОРИЯ РОССИИ И ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ»

 5 – 9 КЛАССЫ

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и обеспечена УМК для 5–9 классов авторов Д.Д. Данилова, А.В. Кузнецова, Д.В. Лисейцева, В.А. Клокова, В.А. Рогожкина, Н.С. Павловой, Е.В. Сизовой, С.М.Давыдовой, С.С.Кузнецовой и других[1].

Пояснительная записка

История является одним из ведущих гуманитарных предметов в системе школьного образования, поскольку имеет огромное значение для формирования гражданской позиции человека, его умения ориентироваться и действовать в современном обществе на основе исторического опыта. Без неё невозможна выработка общероссийской идентичности и умениКурс истории (Всеобщая история и История России) для основной школы является органичным продолжением курса Окружающий мир для начальной школы и реально решает проблему преемственности и непрерывности образования и на уровне содержания, и на уровне образовательных технологий. При этом курсы отечественной и зарубежной истории основной школы тесно интегрированы между собой, работают на достижение единых целей. Обе линии учебников  создавал единый авторский коллектив, обеспечивая преемственность структуры содержания, понятийного аппарата, методики и т.д. Также в рамках Образовательной системы «Школа 2100» курс истории (Всеобщая история и История России) содержательно и технологически соотнесен с курсом Обществознание (5–9 кл.), который создан с участием авторов курса истории (Д.Д. Данилов, Е.В. Сизова, Н.С. Павлова и др.).

II. Общая характеристика учебного предмета «История»

Программа рассчитана на 70 ч (2 ч в неделю).

Цели и задачи изучения всеобщей истории

Главная цель изучения истории – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачами изучения всеобщей истории в основной школе являются:

-  формирование у учащихся понимания единства и всеобщности человеческой истории с ее древнейших этапов;

- формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества в древности в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и поликонфессиональном обществе.

Цель изучения курса «История Древнего мира» - освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности,  также их места в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

- формирование у пятиклассников ценностных ориентиров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персоналиях Античности;

- овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключевых понятий предмета «История Древнего мира»;

- воспитание толерантности, уважения к культурному наследию, религии различных народов с использованием педагогического и культурного потенциала Греко-римской мифологии, легенд и мифов других народов;

- формирование способности к самовыражению, самореализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

- развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

- формировании у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути современных общественных явлений, в общении с другими людьми в условиях современного поликультурного общества.

Цель изучения курса «История Средних веков» - освоение значимости периода феодализма в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения предмета «История Средних веков»:

- формирование морально-ценностных установок и ориентиров национальной и культурной идентификации шестиклассников в процессе освоения историко-культурного опыта народов зарубежных стран;

- овладение знаниями о социокультурном развитии народов в эпоху Средневековья (преимущественно с позиции эволюции общественных взглядов);

- овладение учащимися знаний об истории отдельных стран Западной Европы в V – XV веках в их социальном, экономическом, политическом и духовно-нравственом контекстах; о месте и роли России во всемирно-историческом процессе в период Средневековья и его значении для современного Отечества;

- воспитание толерантности, уважения к культуре и религии других народов в процессе изучения истории и богатства культуры народов Европы, Азии, Африки и Америки;

- развитие у учащихся способностей выявлять обще и различия в развитии отдельных регионов мира в эпоху феодализма, выделять и группировать признаки исторического явления, процесса;

- формирование способности применять усвоенные знания о взаимоотношениях между людьми, сословиями, отдельными народами, о повседневной культуре и куртуазности в эпоху Средневековья в процессе осмысления современной реальности и общения с разными людьми.

Программа предполагает изучение культуры с позиции культурного многообразия на основе христианского мировоззрения и исламской культуры, а также с учетом особенностей эволюции средневековой личности.

Цель изучения курса «История Нового времени» - усвоение значимости периода зарождения, становления и развития идей гуманизма, демократии, ценности прав и свобод человека, законности; появления и развития капиталистических отношений и их качественного преобразования в истории стран и народов Европы, Азии, и России в частности,  а также их места в истории мировой цивилизации.

Общие задачи изучения предмета «История Нового времени» в 7 и 8 классах:

-формирование личности, способной к национальной, культурной самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов, активному применению полученных исторических знаний не только в образовательном процессе, но и в повседневной жизни;

- овладение знаниями об основных событиях и процессах эпохи Нового времени в социальной, экономической, политической, духовной  нравственной сферах и соотнесение их с развитием российского общества; определение места и роли России во всемирно-историческом процессе в Новое время и значение этого период для страны;

- воспитание толерантности, уважения и интереса к разнообразию культур народов Европы, Азии, Африки и Америки, их взаимодействию в Новое время;

- воспитание гражданских, демократических и патриотических убеждений, усвоение опыта социального общения, взаимодействия и сотрудничества на примерах деятелей эпох Ренессанса, Реформации и Просвещения;

- развитие способности к анализу, обобщению, аргументации, социальному и учебному проектированию, прогнозированию, самопознанию в процессе образовательной деятельности по усвоению истории Нового времени;

- формирование способности применять усвоенные знания о формировании капиталистического общества, индустрии, специфике отношений Нового времени, развитии науки и техники в процессе осмысления современной реальности.

Деятельностный подход позволяет обозначить через ключевые задачи основные личностные, предметные и универсальные результаты образования и воспитания.

Цель изучения предмета «Новейшая история» - усвоение знаний о важнейших событиях, процессах всеобщей истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности с российской историей; воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни.

Задачи изучения предмета «Новейшая история»:

- формирование морально-ценностных ориентиров для гражданской, национальной, социальной, культурной самоидентификации в современном обществе с опорой на усвоенные знания о социокультурных, экономических и политических процессах, происходивших в ХХ – начале XXI  в.;

- овладение знаниями об особенностях завершения эпохи индустриального общества и развития постиндустриального; сравнение и соотнесение различных явлений и процессов в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах в разных странах и континентах с акцентированием мета и роли России во всемирно-историческом процессе и значения этого периода для не; о влиянии процессов интеграции и глобализации на национальные системы образования, язык и культуру;

- воспитание у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к своей нации, Отечеству в процессе усвоения ими знаний о расширении направлений сотрудничества России с западноевропейскими державами и США, народами с других континентов;

- воспитание ценности демократии, толерантности, уважения и стремления к взаимопониманию, интеграции с другими народами во имя процветания нации и Отечества, сохранения мира;

- развитие способностей работать с различными источниками исторической информации, выявлять главное и второстепенное знание, группировать информацию по заданному основанию и самостоятельно найденному, анализировать и обобщать информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, следуя принципу историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- формирование умения применять усвоенные исторические знания по Новейшей истории для понимания и осмысления усложняющейся реальности, в повседневном общении с представителями различных социальных групп и общностей в отношении направлений современной культуры, науки, моделей политического и экономического развития стран мира.

Общая характеристика программы курса всеобщей истории в 5 – 9х классах.

Историческое образование – мировоззренческий инструмент, оно играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

Изучение курса всеобщей истории в 5 – 9х классах основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Современный учитель нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в Деятельностный, личностно значимый для учащегося.

Посредством программы реализуются три основные функции истории:

- познавательная, развивающая функция, обеспечивающая изучение исторического пути разных стран и народов, отражение всех явлений и процессов истории человечества;

- практическо-политическая функция, состоящая в том, что история как наука, выявляя закономерности и тенденции развития общества, способствует формированию политического курса, предостерегает от субъективизма;

- мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

Данная программа обеспечивает возможность создания широкого образовательного пространства для ознакомления с эпохой, когда общество начало осознавать свое многообразие. Образовательный стандарт по истории предусматривает также знакомство со всеобщей историей в контексте духовного и культурного многообразия и тесного, разностороннего взаимодействия.

Структура и содержание программы соответствуют образовательному стандарту и принципам развития системы российского образования. Программа по всеобщей истории ООО нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трех основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Эти три линии соединяет воедино сквозная линия – человек, личность в истории.

Основным критерием отбора фактов и явлений истории различных стран и народов для курса 5 – 9х классов рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации.

Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, однако основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России.

Программа нацелена на использование в учебниках по всеобщей истории цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей ее общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития.

Цивилизационный подход также предполагается реализовать в курсах всеобщей истории для 5 – 9 классов. В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, учитываются различия, порожденные географической средой обитания, историческими особенностями.

Содержание программы ориентирует на реализацию в курсе всеобщей истории многофакторного подхода, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показать возможности альтернативного развития народа, страны в переломные моменты их истории.

Наряду с обозначенными подходами, реализующими содержание примерной программы по всеобщей истории, наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС также являются:

- деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и ее способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;

- компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитии способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;

- дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учета возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т.д. Следует иметь в виду, что этот подход переходный: от фронтального к индивидуальному;

- личностно ориентированный (гуманистический) подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта. Задача учителя в контексте этого подхода – мотивация и стимулирование осмысленного учения;

- проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер. Под проблемной ситуацией понимается интеллектуальное задание, в результате выполнения которого учащийся должен раскрыть некоторое искомое отношение, действие. Подход предусматривает мотивацию на высоком уровне активности и самостоятель6ности мышления учащихся.

Содержание курса по всеобщей истории конструируется на следующих принципах:

- принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности;

- принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации;

- принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учетом социальных интересов различных групп и слоев населения, отдельных личностей, различных форм их проявления в обществе;

- принцип альтернативности, предполагающий гипотетическое, вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективных реалий и возможностей.

Наряду с отмеченными дидактическими принципами, содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых и межпредметных связей.

Характеристика содержания курса «История Древнего мира»

Программа предусматривает изучение в 5ом классе истории Древнего мира.

Принципиальными позициями, заложенными в программе, являются:

- многофакторных подход к истории, позволяющий показать учащимся всю сложность и многомерность истории, продемонстрировать одновременное действие различных факторов, приоритетное значение одного из них в тот или иной период, показ возможности альтернативного развития России в переломные моменты ее истории;

- направленность содержания на развитие патриотических чувств учащихся, воспитание у них гражданских качеств, толерантности мышления;

- внимание к личостно-психологическим аспектам истории, которые проявляются прежде всего в раскрытии влияния исторических деятелей на ход исторического процесса;

- акцент на сравнение процессов, происходивших в истории какой-либо страны, с аналогичными явлениями в других странах, показ общеисторических тенденций и уникальной специфики в мировой истории;

- ориентация учащихся на самостоятельный поиск ответов на важные вопросы мировой истории, формирование собственной позиции при оценке ключевых исторических проблем.

Основу программы составляют следующие содержательные линии:

1. Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.

2. Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика; отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.

3. Историческое движение:

- эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники; изменение характера экономических отношений;

- формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этнонациональных, религиозных и др.; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);

- образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; тенденции и пути преобразования общества; основные вехи политической истории;

- история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;

- развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственности); проблема войны и мира в истории.

Программа рассматривает характерные черты одной из основных исторических эпох – истории Древнего мира, существовавших в ее рамках цивилизаций, государств, прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого.

Изменения, внесенные в авторскую программу. 

Вместо 68 часов авторской программы рабочая программа рассчитана на 70 часов (35 недель, 2 часа в неделю). Добавлено 2 часа на повторение.

Место курса в учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом предмет «Всеобщая история» относится к учебным предметам, обязательным для изучения в основной школе.

Для изучения учебного предмета «Всеобщая история» в 5 – 9х классах выделяется не менее  182 часов, из них:

- «История Древнего мира», 5 класс – 70 часов;

- «История Средних веков», 6 класс – 28 часов;

- «История Нового времени», 7, 8 классы – 56 часов;

- «Новейшая история», 9 класс – 28 часов.

Отличительной особенностью программы является интегративность курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения всеобщей истории – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, необходимо опускать многие второстепенные  детали и делать акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь, понять и объяснить современный мир. Цель изучения отечественной истории – детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно, изучение зарубежной истории помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности  и то, что нас сближает с другими.

Интегрированность проявляется не только в единой системе понятий, системе заданий, но и в хронологическом членении курса истории. Хронологические границы этапов всеобщей и отечественной истории для удобства изучения синхронизированы между собой и привязаны к годам обучения. Для этого в качестве рубежей выбраны крупные исторические процессы всемирной истории, охватывающие максимально широкий круг народов, государств и цивилизаций, и аналогичные процессы отечественной истории. Между 5-м и 6-м классами (рубеж Древнего мира и Средних веков) – это великое переселение народов в середине I тысячелетия. Между 6-м и 7-м классом (рубеж Средневековья и раннего Нового времени) – это начало Великих географических открытий на рубеже XV–XVI веков. С этим рубежом совпадает такой важный процесс отечественной истории, как завершение образования Российского государства. Между 7-м и 8-м классами (рубеж раннего и собственно Нового времени) – это Великая Французская революция и последовавшие за ней наполеоновские войны. С этим рубежом может быть соотнесено такое важное явление российской истории, как начало переоценки российской элитой процессов европеизации России, постановка в правление Александра I вопроса о выборе между консервативно-традиционной и либерально-западнической моделями развития. Между 8-м и 9-м классами (рубеж Нового и Новейшего времени) – это, естественно, Первая мировая война. Она же рассматривается и как рубеж для российской истории, так как события мировой войны непосредственно перетекают в революцию 1917 года. При этом такой важный период, как история России начала XX века, представлен у нас как в учебнике 8-го класса (хронологически и подробно), так и в учебнике 9-го класса (проблемно и обзорно).

Линии учебников построены на системе понятий, обеспечивающих теоретическое осмысление школьниками исторических фактов и процессов. В основу этой системы понятий мы заложили сочетание разных подходов к изучению истории (цивилизационно-локального, цивилизационно-стадиального, модернизационного, формационного).

 В 5–9-м классах собрать основные понятия в непротиворечивую учебную схему и с ее помощью учить школьников осмысливать ход истории. С 8–9-го классов – постепенно знакомить учеников с тем, что существует несколько разных теорий объясняющих исторический процесс. В 10–11-м классах – учить объяснять одни и те же исторические процессы с разных теоретических позиций.

истема понятий представлена во введении к каждому учебнику (в тексте, схемах), а также в словаре. Каждое понятие, описывающее общество в целом, мы представляем ученикам как набор четырех групп признаков – отличительных черт в экономике, социальных отношениях, политике, культуре.

В 5–6-м классах основой системы понятий являются: «первобытное общество» и «цивилизация», причем последнее в двух значениях – как «ступень развития всего человечества» и как «культурная общность группы народов и государств». Из теории исторического материализма мы при этом используем лишь отдельные понятия и только для описания социально-экономических отношений. Иными словами, у нас в тексте представлены термины «рабы» и «рабовладельцы», «феодалы» и «зависимые крестьяне», но нет терминов – «рабовладельческая демократия» или «феодальная республика».

В учебниках 7-го класса для описания процессов Нового времени всеобщей и российской истории к имеющимся ключевым понятиям мы добавляем новые: «аграрное общество» и «признаки его разрушения» (пропедевтика понятия «модернизация»). Для описания социально-экономических явлений и процессов активно используются категории исторического материализм «феодальные отношения», «капиталистические отношения» и т.п. Однако эти понятия не противопоставляются понятиям из цивилизационной теории и теории модернизации.

В учебниках 8-го класса  достраивается полноценное понятие «модернизация» и вводится понятие «индустриальное общество». И здесь впервые мы знакомим ребят с тем, что существуют разные теории, описывающие ход истории. Так на основе исторического материализма вводятся понятия «капитализм», «социализм», «коммунизм».

В 9-м классе по линии теории модернизации добавляется понятие «информационное общество». И уже вводятся задания на сравнительное описание одних и тех же исторических процессов с позиции, например, теорий модернизации и исторического материализма. Подробно это делается уже в 10-11-м классах.

Аналогичные ключевые проблемы ставятся и в учебниках по истории России. Однако здесь помимо культурологической они имеют и очень важную гражданскую направленность

Таким образом, для учебника «История России с древнейших времен до начала XVI века» ключевая проблема такова: «Почему наша Россия такая многоликая, разнообразная страна?». Для ответа на этот вопрос мы принципиально отказываемся от «славяноцентричного» подхода и представляем широкую историческую палитру народов и государств с первобытных времен и до конца Средневековья. Больший массив времени, конечно, уделяется истории Руси, русских княжеств и Российского государства. Однако помимо этого тексты и задания учебника позволяют посмотреть на те же самые процессы с позиции кочевых народов, Золотой Орды или великого княжества Литовского и Русского.

Для учебника «История России. XVI–XVIII века» ключевая проблема уже противоположна предыдущей: «Как Россия стала единой страной?», т.е. в каких условиях и при каких альтернативах шел процесс формирования по сути современной территориально-культурной общности многонационального Российского государства.

Для учебника «История России. XIX – начало XX века» ключевая проблема строится на споре А.С. Пушкина и П.Я. Чаадаева: «Каково место России в семье цивилизаций?» Этот вопрос в обозримом будущем не получит однозначного решения, но с вариантами ответов на него и действиями, вытекающими из этих ответов, восьмиклассники могут познакомиться в ходе решения проблем конкретных уроков (исторических тем и процессов).

Для учебника «История России XX – начало XXI века» основная проблема: «Как примирить историческую память разных поколений?». Любая тема этого периода – это повод для острых и даже жестоких споров в современном общественном мнении и в науке. Авторы школьного учебника не могут делать вид, что этих споров нет. Наша позиция – представить ученикам широкую палитру фактов и мнений, на основании которых каждый из нас может формулировать собственную позицию, договариваться с собеседниками, находя то, что дорого и близко всем, т.е. учиться жить в нашей общей стране. Именно таким видится нам вклад курса истории в становление российской гражданской идентичности школьников.

 III. Описание места учебного предмета «История» в учебном плане

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «История» изучается с 5-го по 9-й класс. На каждую учебную неделю с 5-го по 9-й класс выделяется по два урока (5-й класс – «Всеобщая история»; 6–9-й класс – «Всеобщая история» и «История России» с явным приоритетом в пользу последней).

IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «История»

Взаимосвязь результатов освоения предмета «История» можно системно представить в виде схемы. При этом обозначение ЛР указывает, что продвижение учащихся к новым образовательным результатам происходит в соответствии с линиями развития –средствами предмета.

Планируемые результаты освоения курса

Личностные результаты:

- формирование у учащихся гуманизма и толерантности, формирование основы межкультурного взаимодействия в школе и ближайшем окружении учеников, уважение прав и свобод человека;

- самоидентификация с национальной, этнической, социальной и конфессиональной социальной общностью;

- понимание важности образования, в том числе исторического, для социализации современного человека;

- понимание роли социально активной личности в истории;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов России и мира, толерантность;

- формирование у учащихся устойчивого интереса и уважения к истории и культуре человечества;

- выработка восприятия истории как способа понимания современности, формирование ценностного отношения к правам человека и демократии, закладывание основы для понимания и индивидуальной оценки достижений западной и восточной культуры;

- выработка умения анализа конкретных ситуаций нравственного выбора, умения выбирать линию поведения в соответствии с ценностями гуманизма и исходя из представлений о возможных исторических последствиях;

- гуманизация личности подростка: формирование качеств, которые общество хотело бы видеть у выпускников основной школы и которые помогут жить в мире с собой и другими, руководствоваться нравственным отношением к собственной жизни и жизни других людей.

Метапредметные результаты:

- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;

- выработка умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, сопоставлять простой и развернутый план, составлять тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

- способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;

- формирование социально-адаптивной (гражданственной) и познавательной компетентностей, а также коммуникативной компетентности: владеть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями;

- формирование у подростков умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку.

В целом метапредметным результатом учебной деятельности является развитие способности решать творческие задачи. Курс ориентирует учащихся на работу с информацией, находящейся за пределами учебной книги, в реальной социокультурной среде (художественная литература, музеи, памятники истории и культуры, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, Интернет и т.д.), что развивает метапредметные умения использовать различные виды внешкольных источников социальной информации.

Предметные результаты:

- овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

- способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого, а также процессов, происходящих в современном мире;

- умения изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

- готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников России и мира;

- освоение школьниками общих принципов постановки и решения познавательных проблем и посильных для учащихся данной возрастной группы методов анализа исторических источников, выявления предпосылок и причин исторических событий, сопоставления целей и результатов деятельности социальных групп и исторических личностей, объяснения фактов, сопоставления различных суждений;

- выработка умения определять и объяснять понятия;

- формирование умения выделять главную мысль, идею в параграфе учебника, письменном историческом документе, рассказе учителя, выступлении одноклассника; рассматривать исторические процессы в развитии, определяя причины, этапы и особенности развития, результаты;

- выработка умений сравнивать исторические факты, явления и процессы, определяя общее и особенное; систематизировать историческую информацию; решать проблемные ситуативные задачи; определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать; давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

В результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

1. Знание хронологии, работа  хронологией.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами.

3. Работа с историческими источниками.

4. Описание (реконструкция).

5. Анализ, объяснение.

6. Работа с версиями, оценками.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде.

В процессе изучения истории Древнего мира ученик научиться:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до н. э., н. э.);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИСТОРИЯ»

5 КЛАСС

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. 70 ЧАСОВ

Цели обучения

Развивать умения по применению исторических знаний в жизни:

1-я и 2-я линии развития. Объяснять разнообразие современного мира, связывая в целостную картину различные факты и понятия первобытной и древней истории: происхождение человеческого общества, народов и государств; разделение обществ на первобытные и цивилизованные, на западные и восточные.

3-я линия развития. Рассматривать в развитии процессы перехода первобытных обществ на ступень цивилизации, выделять истоки современных общественных явлений, ценностей, которые зародились в Первобытном и Древнем мире.

4-я линия развития. Видеть истоки современных нравственных ценностей в традициях и религиях древних обществ.

5-я линия развития. Отмечать вклад каждой древней цивилизации в общечеловеческую культуру.

Содержание

Подчеркивание – информационные единицы необходимого (базового) уровня

Прямой – обязательная для контроля часть программы на повышенном уровне.

Курсив – обязательно для изучения, но не для контроля.

Модуль 1. Первая историческая эпоха

Вводная тема (2–3 часа)

Что изучает история - проблема предназначения исторической науки. Источники знаний о прошлом (виды, проблема датировок и понимания). Счет лет в истории: понятие об эре как точке отсчета и правила ориентировки в историческом времени. Деление всемирной истории на периоды (Первобытный мир, Древний мир и т.д.). История Отечества – часть всемирной истории. Исторические факты, научные реконструкции и оценки исторических знаний.

Тема 1. Первобытный мир (6 часов)

Научный и религиозный взгляд на происхождение человека. Появление вида «человек умелый» (более 2 млн л.н.) и его развитие к современному виду людей - «человек разумный». Расселение древнейшего человека (прародина, направление расселения и образование рас). Историческая карта как источник исторических сведений (чтение карты и извлечение информации). Приспособление людей к изменению климата в ледниковую эпоху.  Родоплеменные отношения: взаимозависимость людей и управление внутри родовой общины и в племени. Значение религиозных верований и искусства для первобытных людей. Развитие орудий труда и занятий первобытного человека: от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству (ок. 10 тыс. л.н.), зарождение ремесла (гончарное, ткачество, металлообработка) и торговли.

Переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. л.н.): образование соседских общин и расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 2. Цивилизации Древнего Востока

Тема 2. Древний Египет (5 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Египта (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть). Образование Древнеегипетского государства около 3000 г. до н.э. Власть и положение фараона. Слои древнеегипетского общества, различие их занятий, прав, быта. Особенности древней религии Египта (боги и люди в зеркале мифов и легенд, роль жрецов, представление о загробном мире). Культурное наследие Древнего Египта: иероглифическая письменность, пирамида Хеопса, научные знания, календарь.  Бронзовый век в Египте, расцвет могущества Древнеегипетского государства.

Тема 3. Древние цивилизации Азии (7-8 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Междуречья (орошаемое земледелие, города-государства, свободные граждане и рабы, царская власть).  Отличительные особенности Междуречья и второе значение понятия «цивилизация» (культурная общность). Законы Хаммурапи. Образование древних народов и государств Западной Азии (Передней Азии). Начало «железного века» в Западной Азии около X в. до н.э. и проблема нравственных ценностей. Завоевания Ассирии. Значение Персидской державы. Культурное наследие Западной Азии и зарождение древних религий: научные знания жрецов Междуречья (60-тиричная система счета), алфавит, Библия и религия древних евреев (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе),  архитектурные памятники Вавилона.

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Индии, занятия жителей, возникновение государства.  Особенности цивилизации Древней Индии (варны, представление о перерождении души, отношения государства и общины). Культурное наследие Древней Индии: Будда и буддизм (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), боги и люди в зеркале мифов и поэм, 10-тичная система счета.

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Китая, занятия жителей и зарождение государства. Особенности их цивилизации (роль орошаемого земледелия и государства). Культурное наследие Древнего Китая: Конфуций и конфуцианство (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), Великая Китайская стена, иероглифическая письменность, бумага и др.

Общие черты цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 3. Первая цивилизация Запада

Тема 4. Зарождение цивилизации Древняя Греция (7 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древней Греции: Крит и Микены, предание о Троянской войне, «темные века», возникновение полисов – городов-государств, отличительные особенности их общественного устройства и управления. Отличия демократических Афин и аристократической Спарты. Формирование народа греков-эллинов. Греческие колонии (причины образования и культурная роль).

Культурное наследие Древней Греции: Поэмы Гомера, легенды о людях и богах, отличительные особенности древнегреческой религии (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе), значение Олимпийских игр (с 776 г. до н.э.), древнегреческий алфавит, система образования и воспитания.

Тема 5. Расцвет древнегреческой цивилизации (4–5 часов)

Греко-персидские войны: причины, основные события (Марафонская битва 490 г.до н.э., Фермопильская и Саламинская битвы 480 г. до н.э.); качества, проявленные греками-эллинами, итоги войн.

Роль и принципиальное отличие свободных и рабов в хозяйстве и общественной жизни классической Греции. Расцвет афинской демократии во времена Перикла.

Культурное наследие Древней Греции: особенности древнегреческого искусства (храм Парфенон), возникновение и роль театра, достижения науки, главные философские идеи Сократа, Платона и Аристотеля.

Принципиальные отличия цивилизации Древней Греции от цивилизаций Древнего Востока.

Обобщение и контроль (2 часа)

Модуль 4. Империи эллинов и римлян.

Тема 6. Эллинизм – встреча Запада и Востока (3–4 часа)

Подчинение Греции Македонии (причины и последствия). Личность Александра Македонского (черты характера, устремления) и его завоевательные походы: причины, основные события. Распад империи Александра Македонского на эллинистические монархии. Создание эллинистической цивилизации, объединившей народы Востока и Запада.

Тема 7. Цивилизация Древнего Рима (7 часов)

Переход на ступень цивилизации жителей Древнего Рима. Особенности римского полиса: деление на патрициев и плебеев, замена царской власти на республику (власть Сената, народное собрание, выборные должности), воинственные легенды и верования. Римские завоевания: Италия, Карфаген, Средиземноморье (причины превращения Рима в мировую державу). Культурное наследие Древнего Рима: латинский алфавит, римские цифры, римские законы. Кризис Римской республики, восстания рабов (Спартак), гражданские войны. Личность и диктатура Г. Ю. Цезаря, падение республики.

Тема 8. Античная греко-римская цивилизация (6–7 часов)

Римская империя: роль Октавиана Августа, расширение территории, общественное устройство, роль рабовладельческих хозяйств.  Соседи Римской империи (германцы, предки славян и другие). Культурное наследие античной цивилизации: распространение единой античной культуры, латинского языка среди жителей Средиземноморья.  

Возникновение христианства в I веке: евангельский рассказ об Иисусе Христе,  отличительные особенности христианства (основные идеи о божестве, человеке, его судьбе).

Внутренний кризис Римской империи и усиление императорской власти при Диоклетиане. Распространение христианства: причины, гонения властей, поддержка Константином (313 г.) и объявление официальной религией, оформление христианской церкви и Нового Завета. Раздел Римской империи на Западную и Восточную (395 г.). Великое переселение народов и падение Западной Римской империи (410 и 476 годы).

Обобщение и контроль (2-4 часа)

Резерв (8 часов)

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ В КОНЦЕ 5-го КЛАССА

1-я и 2-я линии развития. Умения объяснять разнообразие современного мира.

  • Определять и объяснять временные границы первобытной и древней истории человечества, делить на простые этапы историю подробно изученных древних государств и цивилизаций.
  • Определять и доказывать, какое человеческое общество находиться на ступени первобытности, а какое – взошло на ступень цивилизации.
  • Различать в общемировой культуре черты цивилизации Востока и Запада, сложившиеся в эпоху Древнего мира.
  • Свободно использовать в своей письменной и устной речи понятия (явления), развившиеся в эпоху Древнего мира: в хозяйственной жизни – орудия труда, охота, собирательство, земледелие, скотоводство, ремесло, торговля; в общественном делении – раб, свободный гражданин, аристократы; в государственной жизни – государство, царство, город-государство (полис), демократия, республика, империя; в культуре – религия, наука, искусство, философия.

3-я линия развития. Умения рассматривать общественные процессы в развитии

  • Определять основные причины и следствия перехода различных древних народов со ступени первобытности на ступень цивилизации.
  • Предлагать варианты мотивов поступков как известных исторических личностей (Конфуций, Александр Македонский и др.), так и представителей различных общественных слоев первобытных и древних обществ.

4-я линия развития. Нравственное самоопределение.

  • Выделять вклад в общечеловеческие нравственные ценности религиозных учений, возникших в эпоху Древнего мира: буддизма, конфуцианства, религии древних евреев, христианства.
  • При оценке  таких явлений, как порядки древних обществ, завоевания ассирийцев и римлян, набеги варваров, гражданские войны, учения Будды, Иисуса Христа и других, выявлять гуманистические нравственные ценности.

5-я линия развития. Культурное и гражданско-патриотическое самоопределение.

  • Давать и объяснять собственные оценки действиям исторических деятелей (в том числе безымянным) по защите своей родины (Греко-персидские войны, войны Рима), установлению тех или иных порядков (законы древневосточных царей, законы греческих полисов, Римской республики и Римской империи).
  • Определять свое собственное отношение к разным позициям в спорах и конфликтах эпохи Первобытного и Древнего мира (разноплеменники, рабы и свободные, цивилизованные жители и варвары, империя и подвластные народы и т.д.). Предлагать варианты терпимого, уважительного отношения к иным позициям как в прошлом, так и в современности.

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
Содержание курса истории представлено в программе в виде тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, монологической, языковой и культуроведческой компетенций.

Содержание курса

Содержательные разделы

Количество часов

1

Введение  в историю

3 ч.

2

Предыстория  человечества

8 ч.

3

Цивилизации  Востока

Цивилизация Древнего Египта

Древние цивилизации Азии

  ч.

4

Цивилизация  древних греков

 ч.

5

Цивилизация  древних римлян

 ч.

6

Цивилизации  Востока

ч.

VI. Календарно-Тематическое планирование.

Раздел

Тема урока

Проблемные вопросы учеников

Планируемые результаты  ученика

Дата проведения

Понятия

Предметные

УУД

Личностные

Научится:

План

Факт

I. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ (3ч.)

Что и как изучает история.

 Зачем нужно изучать историю?

история, исторический источник, археология, хроника. Летопись.

Ученик научиться  определять значение исторического прошлого; называть и описывать основные виды исторических источников; рассказать об истории родного края; работать с картой;

Научится:

Р.: принимать решение в проблемной ситуации

П.: составлять описание предметов, вещественных источников и объяснять их значение

К.: продуктивно  взаимодействовать со сверстниками

объяснить свое отношение к наиболее значительным событиям и историческим личностям

22

Лента
времени  

 Как люди научились считать время?

Эра, век

Ученик научиться  вести счет лет

в истории; определять век
и вести подсчет исторического времени; устанавливать последовательность счета на ленте времени

Научится:

Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени.

П.: преобразовывать модели и схемы для решения хронологических задач

К.: оперировать знаковыми системами

Получит мотивация к познавательной деятельности,

3

История

на карте

 Как правильно прочитать историческую карту?

Стороны света

Ученик научиться  ориентироваться по карте; показывать необходимые объекты; находить сходства исторической и географической карты

Научится:

Р.: объяснять значение условных знаков;

П.: владеть  элементарными методами исторического познания

К.: составлять небольшие устные монологические высказывания;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

II. ПРЕДЫСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Первобытный мир

4

Первые

люди

 Как появились люди на земле?

труд, орудия труда, охота, собирательство, человеческое стадо,

Ученик научиться  давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

Научится:

Р.: строить учебно-познавательную деятельность,

П.: описывать условия
существования древнейших людей;

К.: излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

5

Первые шаги
разума

 Что значит человек разумный?

родовая община

Ученик научиться  давать определение понятий: первобытные люди, человек разумный, человеческое стадо, орудия труда, родовая община;

– описывать условия  существования древнейших людей;

Научится:

Р.: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения

П.: устанавливать аналогии

К.: представлять результаты своей деятельности  в виде сообщения.

излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии человека

6

Первые

художники и «волшебники»

 Как ими были представления первобытных людей об окружающем мире,

душа, духи, боги, магия, жертвы, идолы, религия, искусство, мифы

Ученик научиться  давать определение понятий: религия, искусство, колдовской обряд, душа;

– называть характерные черты религиозных верований первобытных охотников и собирателей

Научится:

Р.: владению основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и

П.: строить  логическое рассуждение

К.: работать в группе

высказывать суждение по вопросу о причинах
появления религии и искусства;

7

Первые пастухи и хлеборобы

 Как возникло
ремесло и  обмен товарами.

присваивающее хозяйство, производящее хозяйство, племя, совет старейшин, народное собрание, каменный топор, мотыга, серп

Ученик научиться  давать определение понятий: присваивающее хозяйство, знать, соседская община, племя;

- анализировать причины появления неравенства;

Научится:

Р.: осуществлению осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

П.: делать выводы;

К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

извлекая из истории уроки прошлого.

8

Первые мастера

и воины

 Почему произошло выделение и развитие ремесла.

ремесло, торговля, соседская община, собственность, народ, гончарный круг, плуг, колесо

Ученик научиться  прослеживать последовательность развития орудий

труда и занятий древнего

человека.

Научится:

Р.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

П.: связывать  исторические факты и  понятия в целостную  картину

К.: аргументировать свою точку зрения

определять значение первобытной эпохи в истории человечества;

9

Первые
цари и грамотеи

 Зачем людям нужны органы власти?

неравенство, общественные слои, знать, рабы, города, государство, царь, чиновники, налоги, закон

Ученик научиться  характеризовать жизнь земледельца, скотовода, ремесленника.

Научится:

Р.: осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

П.: видеть  развитие общественных  процессов

К.: устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Формирование ответственного отношения к учению

10

Общий взгляд

на первобытную

историю

 Чему нас могут научить первобытные люди?

Основные

термины по

теме «Жизнь первобытных

Ученик научиться  объяснять исторические термины; решать исторические кроссворды; показывать на контурной

Научится:

Р.: самостоятельно определять цели своего обучения

П.: Предлагать варианты мотивов поступков известных исторических личностей

К.: отображать в речи содержание совершаемых действий

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к культуре  другого времени.

11

Контрольная работа  1: «Жизнь первобытных людей»

 Чему я научился на уроках истории?

Основные

термины по

теме «Жизнь первобытных

Ученик научиться  определять значение первобытной эпохи в истории человечества;

– описывать условия перехода от первобытности

Научится:

Р.: оценивать правильность выполнения учебной задачи

П.: классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,

К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабаты

вать собственные мировоззренческие позиции.

III. ЦИВИЛИЗАЦИИ ВОСТОКА

Цивилизация Древнего Египта

12

Царство Древнего Египта

 Как возникло государство у древних египтян?

орошаемое земледелие, государственная собственность, повинности, вельможи, папирус, ирригационные сооружения, ном и номарх, фараон

Ученик научиться  определять характерные черты государственного строя; показывать

на исторической карте границы Древнего Египта; характеризовать природные условия; объяснять причины возникновения древнеегипетского государства

Научится:

Р.: определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований

П.: строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;

К.: работать с учебной и внешкольной информацией

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него,

13

Боги
Древнего Египта

 Почему боги древних египтян похожи на зверей?

язычество, храмы, жрецы, алтарь, молитвы, богослужение, мумия, саркофаг, сфинксы

Ученик научиться  называть характерные признаки и особенности верований древних египтян; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы

Научится:

Р.: развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

П.: строить  логическое рассуждение

К.: коллективной работе,

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать

собственные мировоззренческие позиции;

14

Искусство строителей пирамид

 В чем загадки пирамид или почему египетские пирамиды являются чудом света.

иероглифы, свиток, наука

Ученик научиться  определять назначение пирамид, храмов, гробниц, статуй; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках освоение гуманистических традиций и ценностей древневосточного общества

Научится:

Р.: устанавливать причинно-следственные связи,

П.: связывая  исторические факты и  понятия в целостную  картину

К.: находить общее решение отвечающие общим целям.

. – выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб

лемы), и отвечать за свой выбор.

15

Ступени «общественной пирамиды»

 Как было устроено египетское общество.

бронза, праща, бумеранг, дротик, колесница

Ученик научиться  определять основные черты, присущие разным группам населения;

характеризовать существенные признаки и интересы различных общественных групп;

Научится:

Р.: определять цель, проблему в учебной деятельности;

П.: работать с историческими источниками

К.: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неод

нозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

16

Расцвет Египетского царства

Зачем фараоны ходили в походы?

 

Бронзовый век, Тутмос III

Ученик научиться  определять причины и последствия военных походов фараонов; высказывать оценочные суждения об исторических событиях и явлениях

Познавательные УУД:

– находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необхо

димую для решения учебных задач;

Регулятивные УУД:

– определять цель, проблему в учебной деятельности;

Коммуникативные УУД:

– излагать своё мнение

осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него,

Древние цивилизации Азии

17

Цивилизация в Междуречье

Как географическое положение, природные условия, климат влияют на  нселение и его занятия.

Междуречье

или Двуречье, шумеры, зиккурат, Шамаш, клинопись

Ученик научиться  характеризовать

географическое положение и природно-климатические условия Междуречья; высказывать оценочные суждения о схожих природных условиях и причинах образования государств в Египте и Междуречье

Познавательные УУД:

– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, до

казывать, .

Регулятивные УУД:

– определять цель, проблему в учебной деятельности;

К.:

– излагать своё мнение

вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.

18

Законы Вавилонского царства

Древний Вавилон. Хаммурапи

и его законы. Научные знания

и литература

Западная Азия, индоевропейские племена, Хаммурапи, ростовщик

Ученик научиться  анализировать
фрагмент исторического источника; высказывать свое суждение по вопросу о роли законов в жизни

 Научится:

Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени.

П.: преобразовывать модели и схемы для решения хронологических задач

К.: оперировать знаковыми системами

осмысление социально-нравственного опыта предшествующих

19

Ассирийское «железное» царство

по модулю

 Почему ассирийское войско в 8 веке стало самым сильным.

Железный век, рельеф, конница, библиотека

Ученик научиться  характеризовать

причины возникновения

и гибели Ассирии; высказывать оценочные суждения о достижениях древних цивилизаций, их значении в развитии исторического региона

Научится:

Р.: осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

П.: описывать и объяснять назначение государственной символики

К.: разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов.

поколений – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него,

20

Евреи – народ Библии

 Почему еврейский народ – народ библии.

Евреи, царство Израиль, Библия,

Моисей

Ученик научиться  характеризовать географическое положение, природные условия, деятельность населения и верования жителей Финикии и Палестины; определять общие нравственные ценности у различных древних цивилизаций

Научится:

Р.: умению самостоятельно планировать пути  достижения целей, 

П.: определять понятия

К.: владеть устной и письменной речью

Сформирует способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

21

Персидская мировая держава

Как образовалось  Персидское царство.

Заратуштра,

Дарий I

Ученик научиться  показывать на карте расположение Персидской державы; раскрывать особенности государственно-административного устройства; сравнивать политический строй древних государств

Научится:

П. классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным

или самостоятельно выбранным основаниям;

К.: выдвигая контраргументы в дискуссии;

вырабатывать

собственные мировоззренческие позиции;

22

Индия – родина Будды

В чем особенности Индии?

Джунгли, хлопчатник, тростник, каста, бамбук, буддизм, индуизм

Ученик научиться  характеризовать природные условия, занятия населения, религиозные верования и деление на касты; анализировать фрагмент исторического

документа

Научится:

П.:– анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать,

доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснован

ные рассуждения – на простом и сложном уровне;

К.:– излагать своё мнение (в монологе, диалоге, полилоге), аргументируя его, подтверждая фактами,

Р.:– выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивиду

аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

23

Китайская мудрость Конфуция

Кто такой Конфуций?

Конфуцианство, гунны,

компас, бумага, шелк, император

Ученик научиться  определять особенности географических и природных условий Китая, особенности занятий населения; называть предпосылки образования империи Цинь; сравнивать учения Будды и Конфуция; высказывать свое суждение о значимости конфуцианства в жизни людей Древнего Китая; работать с контурной картой

Научится:

П. – находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную

информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач;

К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли,

Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактиче

ской (в т.ч. в своих проектах);

– выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб

лемы), и отвечать за свой выбор.

24

Повторительнообобщающий урок «Общий взгляд на Древний Восток»

Чему нас могут научить люди Древнего Востока?

Основные понятия по теме «Цивилизации Древнего Востока»

Ученик научиться  определять значение культурного наследия народов Древнего Востока; описывать исторические объекты и культурные памятники

Научится:

П. устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне

К.: – различать в речи другого мнения, доказательства, факты; гипотезы, аксио

мы, догматы, теории.

Р.:– самостоятельно контролировать своё время и управлять им

– аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных),

25

Урок контроля

Чему я научился на уроках истории?

Основные понятия по теме «Цивилизации Древнего Востока»

Ученик научиться  определять общие черты и особенности;

работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения

Научится:

П. – представлять информацию в разных формах (рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы).

К.: задавать вопросы, вырабатывать решения);

Р. - выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него,

26

У истоков греческой культуры

В чем особенности природы Греции?

Древняя Греция, Критское царство, Микенское царство

Ученик научиться  характеризовать природные условия и за-

нятия населения Древней Греции; определять признаки цивилизации, находить подтверждение их наличия. Критически анализировать информацию исторического источника

Научится:

П. – находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести

диалог с автором текста).

Р.: – планировать учебную деятельность;

вырабатывать

собственные мировоззренческие позиции;

27

Времена Гомера

Что правда и вымысел в поэмах Гомера.

Гомер, «Илиада», «Одиссея»

Ученик научиться  выделять этапы исторического развития, указывать их границы, давать названия. Определять мотивы поступков героев и богов, высказывать своё отношение к ним

Научится:

П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать

К.: – излагать своё мнение (в монологе,

Р.: – оценивать степень достижения цели.

– выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных

28

Городагосударства Эллады

Что такое полис?

Амфора, агора, гражданин, полис, аристократ, демос

Ученик научиться  аргументированно

доказывать своё мнение. Определять нравственные ценности изучаемой эпохи и сравнивать их с совре-

менными

Научится:

П. – устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне.К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно;Р.: – находить и исправлять ошибки;

– извлекая из истории уроки прошлого

29

Олимпийские боги

Зачем изучать сказания о богах и героях

 Религия, верования, пантеон богов

Ученик научиться  выделять важные характеристики исторических событий, природных явлений и определять их отражение в мифологии

Научится:

П. доказывать, делать выводы, определять понятия

К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести

диалог с автором текста).

Р.: – работать по плану, сверяясь с целью;

– извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять себя гражданином

30

Афинская демократия и спартанские нравы

Где было лучше жить в Афинах или в Спарте?

Афины, Солон, демократия, Спарта, лаконичная речь

Ученик научиться  сравнивать исторические явления; самостоятельно определять признаки для сравнения; нравственный компонент исторических явлений

Научится:

П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне;

К.: – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, 

Р.: – выдвигать версии;

добровольно ограничивать себя ради пользы других;

31

Эллинское воспитание граждан

В чем заключалось эллинское воспитание?

 Педагог, школа, стило, Олимпийские игры

Ученик научиться  раскрывать значение распространения греческой культуры в странах Древнего Востока

Научится:

П. давать определение понятиям;К.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;Р.: – определять цель, проблему в учебной деятельности;

– объяснять взаимные интересы, ценности,

32

Великая греческая колонизация

Зачем греки основывали колонии?

Колония,

скифы

Ученик научиться  

работать с картой, указывая направления греческой колонизации и расположения первых колоний; раскрывать основные причины основания колоний древними греками;

Научится:

П. доказывать, делать выводы, определять понятия

К.: – излагать своё мнение

Р.: – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. са

мостоятельно, используя ИКТ;

– осознавать целостность мира и многообразия

33

Эллада против «царя царей»

Почему победу одержали греки?

Марафонская битва, Миль-тиад, Фемис токл, триера, битва при Фермопилах, Саламинское морское сражение, Афинский

морской союз

Ученик научиться

раскрывать при-

чины победы греков в Марафонской битве, последствия побед Афин над персами; рассказывать о наиболее крупных сражениях; показывать на исторической карте места основных

сражений  

Научится:

П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать

К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста). Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической (в т.ч. в своих проектах);

осознавать и проявлять себя граждани

ном  в добрых словах и делах

34

Афинская свобода рабовладельцев

Зачем грекам нужны были рабы?

Рабовладельческое хозяйство. Афинская демократия, присяжные. Народное собрание, Перикл

Ученик научиться  называть характерные черты политического устройства Афин; анализировать исторический документ; составлять личностную характеристику Перикла

Научится:

П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите

риям; К.: – создавать устные и письменные тексты; Р.: – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него,

35

Столица искусств Эллады

Какой вклад внесли греки в мировую культуру?

Парфенон, литература, греческий театр, комедия,

трагедия

Ученик научиться  раскрывать значение культурных достижений Греции, определять их место в мировой куль-

туре; излагать свои суждения о вкладе древнегреческих ученых в мировую

культуру

Научится:

П. – устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне; К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности. Р.: – планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект), используя ИКТ;

добровольно ограничивать себя

ради пользы других;

36

Мудрецы Древней Греции

Что такое философия?

Философия,

Геродот, Сократ, Платон, Аристотель, Академия

Ученик научиться  определять целесообразность соображений древних философов с точки зрения современной цивилизации; сравнивать позиции и представления древних философов

Научится:

П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне.

К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно; Р.: – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

– осознавать целостность мира и многообразия

37

Повторительнообобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю

Грецию»

Чему нас могут научить эллины?

Основные понятия по теме «Цивилизация Древней Греции»

Ученик научиться  определять общие черты и особенности;

работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения

Научится:

П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите

риям;К.: создавать устные и письменные тексты;

Р.: – планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации (в т.ч. проект),

объяснять взаимные интересы, ценности,

обязательства свои и своего общества, страны;

38

Урок контроля

Чему я научился на уроках истории?

Основные понятия по теме «Цивилизация Древней Греции»

Ученик научиться  определять общие черты и особенности;

работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения

Научится:

П. строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне.

К.: учитывать разные мнения

Р.: самостоятельно анализировать условия достижения цели

вырабатывать

собственные мировоззренческие позиции;

39

Покорители свободных греков

Почему греки сопротивлялись Македонии.

Филипп II, македонская фаланга, битва

при Херонее, осадные башни

Ученик научиться  раскрывать причины подчинения Эллады

Македонии; работать

с исторической картой

Научится:

П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части)

К.: формулировать собственное мнение и позицию

Р.: адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия

– аргументированно оценивать свои и чужие поступки

40

Завоевания Александра Македо

нского

Зачем Александр македонский отправился в военный поход?

Александр

Македонский

Ученик научиться  работать с исто-

рической картой, указывая направления походов Александра Македонского; давать оценку деятельности царя Филиппа и личности Александра

Великого

Научится:

П. – устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне;

К.: устанавливать и сравнивать разные точки зрения,

Р.: целеполаганию, включая постановку новых целей

объяснить свое отношение к наиболее значительным событиям и историческим личностям

41

Эллинистическая цивилизация

Какую пользу принесла цивилизация эллинов миру?

Эллинистические государства, пергамент, Александрийская библиотека, Колосс Родосский, Александрийский маяк, Евклид, Архимед

Ученик научиться  оценивать справедливость эллинистических порядков с точки зрения различных исторических личностей и современной этики; выделять факты, свидетельствующие о слиянии Запада и Востока

Научится:

П. обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия;

К.: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Р.: работать по плану, сверяясь с целью,

– извлекая из истории уроки прошлого, осознавать и проявлять

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНИХ РИМЛЯН

42

Рим – от царей к республике

Как возник город Рим?

Италия, этруски, латины, форум, Рим, патриции, плебеи, республика, консулы, сенаторы, народный трибун

Ученик научиться  работать с исторической картой; описывать условия жизни древних латинян; объяснять влияние природных условий на образ жизни и занятия населения; определять, какое управление было в Риме

Научится:

П. осуществлять расширенный поиск информации

К.: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Р.: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

Получит мотивация к познавательной деятельности,

43

Рим – властелин Италии

Почему римляне вели войны с соседями?

Римско-латинский союз, легион, триумф, Римско-италийский союз

Ученик научиться  определять по карте рост территории империи; объяснять особенности римской армии, определять причины войн Рима с народами Италии и побед римских легионов

Научится:

Р.: объяснять значение условных знаков;

П.: владеть  элементарными методами исторического познания

К.: составлять небольшие устные монологические высказывания;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

44

Хозяин Западного Средиземноморья

Почему проиграл Ганнибал?

Карфаген, провинция, Ганнибал, Пунические войны, битва при Каннах

Ученик научиться  соотносить даты

и события; определять

причины, ход, последствия войн Рима и Карфагена; давать характеристику полководцам: Ганнибалу, Сципиону

Научится:

Р.: строить учебно-познавательную деятельность,

П.: описывать условия
существования древнейших людей;

К.: излагать свое суждение по вопросу о роли труда в развитии

Формирование ответственного отношения к учению

45

Покоритель Восточного Средиземноморья

В чем значение римских завоеваний?

Триумф,

император

Ученик научиться  определять цели римлян в отношениях

с другими народами;

раскрывать последствия, итоги завоевания Римом восточной части Средиземноморья

Научится:

Р.: самостоятельно оценивать правильность выполнения действия при счете времени.

П.: преобразовывать модели и схемы для решения хронологических задач

К.: оперировать знаковыми системами

вырабатывать

собственные мировоззренческие позиции;

46

Перемена «римских нравов»

Почему в Риме произошли гражданские войны?

Сенатор-земледелец, всадник-торговец, ветеран, легионер, земельная реформа

Гракхов

Ученик научиться  характеризовать

земельную реформу, её цели, возможные последствия; анализировать деятельность Тиберия и Гая Гракхов

Научится:

П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите

риям;К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения –с помощью и самостоятельно;Р.: – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях,

аргументированно оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях (в т.ч. учебных), опираясь на общечеловеческие нравственные ценности;

47

Войны граждан и рабов

Как римляне относились к рабам?

Диктатор, профессиональный легионер, гражданская война, гладиатор, Спартак, вольноотпущенник

Ученик научиться  описывать поло-жение рабов в Древнем Риме; определять причины и следствия восстания рабов, описывать его ход; определять источники рабства; рассказывать

о гладиаторских боях

Научится:

П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать

К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде (в т.ч. вести диалог с автором текста).Р.: – определять цель, проблему в деятельности.

– выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб

лемы), и отвечать за свой выбор.

48

Рим – от республики к диктатуре

Кто такие диктаторы?

Кандидат, Гай Юлий Цезарь

Ученик научиться  объяснять суть диктатуры Цезаря; раскрывать причины возвышения Цезаря; анализировать деятельность Цезаря как диктатора Рима; работать с историческими источниками

Научится:

П. доказывать, делать выводы, определять понятия

К.: – излагать своё мнение

Р.: – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ;

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него

48

Расцвет античной культуры

В чем достижения римлян?

Римские законы, античное искусство, термы, мозаика, фреска, бетон, амфитеатр

Ученик научиться  работать с картой; описывать жизнь соседей Римской империи; анализировать деятельность римских императоров

Научится:

П. доказывать, делать выводы, определять понятия

К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде Р.: – работать по плану, сверяясь с целью

– объяснять взаимные интересы, ценности,

49

Золотой век Римской империи

Какие памятники культуры дошли до наших времен?

Колоны, император Траян

Ученик научиться  анализировать культурное наследие Древнего Рима; описывать основные памятники культуры; сравнивать цивилизации Греции и Рима; объяснять свое отношение к историческим личностям

Научится:

П. – устанавливать причинноследственные связи – на простом и сложном уровне.

К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно;

Р.: – находить и исправлять ошибки;

- мотивация к познавательной деятельности

50

Заря христианского мира

Кто такой Иисус?

Иисус Христос, апостолы, мессия, христианство

Ученик научиться  определять мотивы поступков людей древних эпох, обосновывать свою позицию; высказывать оценочные суждения

Научится:

П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать

К.: – излагать своё мнение (в монологе,

Р.: – оценивать степень достижения цели.

- ставить цели и строить жизненные планы

51

«Добрая весть» христианства

Как развивалась христианская церковь?

Вселенский собор, христианская церковь, таинства, Константинополь, священник

Ученик научиться  определять геополитическое положение региона для судьбы страны; сравнивать исторические условия развития регионов; показывать, как раз-

ница в этих условиях повлияла на их историческую судьбу

Научится:

П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите

риям;

К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения –с помощью и самостоятельно;

Р.: – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

– осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать

собственные мировоззренческие позиции;

52

Закат античного мира

Почему Рим переживает упадок?

Великое переселение народов, варвары, гунны, Западная Римская империя, Восточная Римская империя

Ученик научиться  работать с лентой времени и схемами; сравнивать цивилизации, находить общие и различные черты их развития; оперировать терминами и понятиями раздела

Научится:

П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать

К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном виде

Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической

– выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях (моральные проб

лемы), и отвечать за свой выбор.

53

Повторительнообобщающий урок «Общий взгляд на империи

эллинов и римлян»

Чему нас могут научить первобытные люди?

Основные понятия по теме «Древняя Греция и Древний Рим»

Ученик научиться  работать с лентой времени и схемами; срав нивать цивилизации, находить общие и различные черты их развития; оперировать терминами и понятиями раздела

Научится:

П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать

К.: – понимать позицию другого, выраженную в явном и НЕ явном Р.: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненнопрактической (в т.ч. в своих проектах);

мотивация к познавательной деятельности

54

Урок контроль

Чему я научился на уроках истории?

Основные понятия по теме «Древняя Греция и Древний Рим»

Ученик научиться определять общие черты и особенности;

работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения

Научится:

П. – сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым крите

риям; К.: – создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения. Р.: – оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

55

Повторительно обобщающий урок «Общий взгляд на Древнюю

историю»

Зачем изучать историю древних стран?

Основные понятия по темам: «Первобытность»;

«Древние цивилизации Востока и Азии»; «Древняя Греция»; «Древний Рим»

Ученик научиться  определять общие черты и особенности;

работать с исторической картой; сравнивать развитие различных регионов, выделять признаки для сравнения

Научится:

П. – анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать

К.: владеть устной и письменной речью; Р.: – определять цель, проблему в деятельности. Р.: – оценивать степень достижения цели.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

56

Итоговый урок контроль

Чему я научился на уроках истории?

Ученик научиться  соотносить даты

и события; давать определения понятиям и терминам курса; определять роль достижений различных цивилизаций в историческом времени

Научится:

П. доказывать, делать выводы, определять понятия

К.: строить монологическое контекстное высказывание; Р.: – работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно, используя ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности

57-70

Резерв



[1] Программа обеспечена учебниками: Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. Учебник для 5-го. класса. –  М. : Баласс, 2011. –  288 с.; Всеобщая история. Учебник для 6-го класса. – М. : Баласс, 2011. –  288 с.; Всеобщая история. Учебник для 7-го класса. –  М. : Баласс, 2011. – 304 с.; Всеобщая история. Учебник для 8-го класса. – М. : Баласс, 2011. –  304 с.; Всеобщая история. Учебник для 9-го класса. – М. : Баласс, 2011. – 304 с.; История России. Учебник для 6-го класса. –  М. : Баласс, 2011. – 240 с.; История России. Учебник для 7-го класса. –  М. : Баласс, 2011. – 304 с.; История России. Учебник для 8-го класса. –  М. : Баласс, 2011. – 368 с.; История России. Учебник для 9-го класса. –  М. : Баласс, 2011. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для 5 класса к УМК Биболетова М.З. по ФГОС ООО

Рабочая программа состоит из пояснительной записки и календарно-тематического планирования по УМК Биболетовой М.З. под новой редакцией. Рабочая программа соответствует требованиям Стандартов второго п...

Рабочая программа для 5 класса по музыке авторы Сергеева, Критская по ФГОС

рабочая программа для 5 класса по музыке по программе Сергеевой Критской ФГОС...

Рабочая программа 2-4 классы по УМКа Кузовлев В.П (согласно ФГОС)

Данная программа составлена на основе авторской программы  «Английский язык 2-4 классы» (авторы В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова и др.) /Программы об...

Рабочая программа для 5 класса по физической культуре разработана на основе ФГОС ООО

Рабочая программа для 5 класса по физической культуре разработана на основе ФГОС ООО...

Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС Данилов А.А.

Календарно тематическое планирование по истории России Данилов А.А.Календарно тематическое планирование по истории средних веков Агибалова Е.В.Рабочая программа по истории 6 класс ФГОС...

рабочая программа для 5 класса к УМК "L\'oiseau bleu" по ФГОС

рабочая программа для первого года обучения французскому как второму иностранному в средней школе...

Рабочая программа по истории класс 8 а учитель Лукашева Е.П.

Работа по учебно-методическому  Арсентьев Н. М., Данилов А. А., Курукин И. В., Токарева А. Я./ под редакцией А. В. Торкунова  История России 7 класс в 2х частях. М.: Просвещение 2020,Ю...


 

Комментарии

Дубичев Олег Валерьевич

Долго искал и, наконец, нашёл программу по истории в рамках "Школы 2100". Спасибо за эти 47 страниц!