ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
элективный курс по истории (10 класс) по теме

Чухланцева Светлана Александровна

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

 

 

Раздел I  Россия: духовные ценности начала XX в. (1900-1917)

Раздел II  Перемены в стране — перемены в духовном состоянии общества (1917 — конец 1930-х гг.)

Раздел III   Духовная жизнь в стране накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА55.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

АВТОРЫ: А.Г.Колосков, Л.И. Ларина, Е.А.Гевуркова,

 Элективный курс «Духовная жизнь в России XX в.» предлагается для изучения в старших классах различных типов средних учебных заведений (общеобразовательных школ, гимназий, лицеев, колледжей и др.), проведения факультативных занятий. Его назначение — раскрыть неоднозначность, противоречивость, богатство духовной жизни народов России на протяжении целого столетия, ознакомить юношество со взглядами представителей отечественной общественной мысли, науки и культуры, чья деятельность в разные годы определяла общественное сознание и духовно-нравственный облик россиян.

Программа исходит из того, что духовная жизнь России дооктябрьского, советского и постсоветского периодов — это единый процесс, этапы которого связаны между собой определенной преемственностью. В программе представлены различные стороны жизни общества (социально-экономическая, политическая, этническая и др.), преломленные сквозь призму их духовного осмысления современниками и потомками.

Стержневая идея курса — раскрытие духовной и культурной жизни многонационального и многоконфессионального российского общества через созидательную деятельность людей, отдельных личностей, чьи взгляды и идеалы оказывали решающее влияние на развитие общества и нравственную атмосферу в нем. При отборе персоналий учитывалось, насколько их жизнь и деятельность могут служить примером для выбора стереотипа поведения в различных исторических ситуациях, правил духовного выживания в условиях, неблагоприятных для реализации личностного потенциала.

Материал программы содержит формулировки, позволяющие привлечь внимание к таким нравственным категориям и понятиям, как долг, честь, совесть, благородство, толерантность, милосердие, добро, служение Отечеству и др. Представляется, что подобный подход к отбору содержания курса даст возможность объективно рассмотреть место и роль духовной культуры в жизни народа и общества, показать вклад России в сокровищницу мировой цивилизации.

В основу программы положен проблемно-хронологический принцип. Определяющим фактором для выделения разделов курса служат хронологические рамки, в которых протекала духовная и культурная жизнь общества, формировалось общественное сознание, складывались мировоззренческие устои и традиции народов России. Разделы, в свою очередь, состоят из тем, отражающих особенности того или иного этапа жизни страны, которые проявились наиболее ярко и определяли в целом развитие общественной мысли, деятельность идеологов различных движений и социальных групп населения, представителей науки и культуры.

Рассмотрение круга включенных в программу вопросов позволит подвести учащихся к пониманию важности духовности как универсального типа гуманистической ценности, непременного условия формирования национального самосознания, приобщить их к опыту духовной и культурной жизни предшествующих поколений, поможет им уяснить собственные идеалы, определить лично значимые нравственные ориентиры.

В программе в общей форме даны указания об использовании документальных источников различных видов и жанров, а также краеведческого материала, позволяющих показать многоаспектность процесса духовного и культурного развития общества в России в XX в. В качестве документов могут выступать произведения различных жанров фольклора, мемуарные и дневниковые записи, фрагменты из работ историков, публицистов, философов и др.

Курс рассчитан на 70 часов. Количество учебного времени на изучение отдельных разделов и тем определяет учитель с учетом конкретных условий. Он также имеет право выбрать в каждой теме материал для более подробного изучения, равно как и дополнить содержание программы сведениями регионально-краеведческого характера и т.п.

Курс может изучаться параллельно с основным курсом «Истории России» на старшей ступени в качестве элективного курса. Отдельные его темы могут быть использованы учителем при изучении историко-культурной проблематики в основном курсе.

Программа предусматривает достаточно широкое поле для дискуссий, коллективного обсуждения проблем духовной и культурной жизни российского общества в прошлом и настоящем.

Авторский коллектив: А.Г.Колосков, д.п.н., Л.И.Ларина, к.п.н., Е.А.Гевуркова, к.п.н.

Авторы пояснительной записки — А.Г.Колосков, Л.И.Ларина.

Раздел I  Россия: духовные ценности начала XX в. (1900-1917)

Тема 1. Осмысление исторического пути России на рубеже веков

Обращение представителей отечественной общественной мысли к вопросам духовной и социальной жизни страны.

Продолжение споров об исторических судьбах России, ее культуре, различиях и сходстве между европейским и российским путями развития.

Россия и духовные ценности Востока. Усиление к началу XX в. взаимодействия культур, роли общечеловеческих ценностей как основы преемственности и непрерывности противоречивого, но единого всемирного историко-культурного процесса. Духовность и нравственность. Индивид, личность в системе духовных ценностей начала XX в.

Представители религиозно-философской мысли (Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, С.Л.Франк и др.) о внутреннем совершенствовании человека как источнике общественного и духовного развития, нравственного преобразования России, об особенностях ее культуры, о роли интеллигенции и власти.

Тема 2. Многообразие проявлений духовной жизни общества

Общие характеристики духовной жизни различных слоев населения. Быт, мораль, сознание жителей городов. Усиление роли городов как центров культуры в начале XX в. Массовая культура и культура элитарная.

Особенности образа жизни горожан в условиях экономического кризиса в России на рубеже веков, их влияние на формирование общественных взглядов. Новое в укладе и темпе жизни. Досуг и развлечения представителей различных сословий горожан. Народные обычаи и традиции.

Роль семьи в духовном становлении личности, изменение этой роли к началу XX в. Религиозно-нравственные устои семьи. Духовные запросы, культурные потребности. «Дух времени»: ожидание перемен и страх перед ними, чувство их близости и неизбежности.

Образ жизни сельского населения. Дворянская усадьба в начале XX в.: традиции и новые веяния. Особенности психологии крестьян. Патриархальность крестьянской семьи, влияние общины, новые черты в ее развитии. Досуг и развлечения в крестьянской среде. Народные ремесла, центры их развития.

 Тема 3. Национальные особенности духовной жизни народов России

 Роль религиозных верований. Национальные традиции. Рост национального самосознания. Развитие и взаимодействие культур в многонациональной России. Влияние политических отношений на общественную, культурную и духовную жизнь разных народов.

 Тема 4. Политика и идеология в системе духовных и культурных ценностей

Самодержавие и уровень народного сознания. Общественно-политические отношения, их влияние на характер и интенсивность духовной жизни общества. Идеи свободы, понимание и толкование их различными слоями общества.

Православие — одна из основ духовной жизни общества. Роль других религиозных конфессий в идейной и духовной жизни страны. Государственные и общественные деятели России (В.М.Пуришкевич, П.Б.Струве, П.Н.Милюков, С.Ю.Витте, П.А.Столыпин и др.) о российской действительности, о стоящих перед страной проблемах. Отношение различных слоев общества к реформам и революции. Нравственные проблемы: насилие, террор и мирный, эволюционный путь развития.

Влияние либеральных и социалистических взглядов на духовную жизнь общества. Место марксистских идей в общественном сознании. В.И.Ленин и борьба его сторонников за распространение своих идей в обществе. Марксизм и интеллигенция. Влияние революционных событий 1905-1907 гг. на сознание россиян, их взгляды и менталитет.

Различные идейные течения (революционеры, «веховцы», «толстовцы» и др.) о роли личности, ее правах и свободах, путях их воплощения. Особенности реализации духовных возможностей и потребностей человека в условиях общественно-политической жизни России начала XX в.

 Тема 5. Роль просвещения и образования в духовной жизни российского общества.

 Тяга к просвещению и культурным ценностям широких слоев общества. Просветительские начинания в рабочей и крестьянской среде. Роль передовых педагогов, ученых-просветителей (К.А.Тимирязева, Н.Е.Жуковского, П.Ф.Лесгафта, В.П.Вахтерова, С.Т.Шацкого и др.) в подъеме российского просвещения и культуры. Зарождение и значение деятельности добровольных образовательных обществ, школ, народных университетов, рабочих курсов и т.п. как демократических элементов культуры.

Относительная демократизация образования. Различные типы учебных заведений в России, их вклад в приумножение духовности и повышение уровня культуры населения страны. Вузы России, их влияние на духовное развитие общества. Место и роль студенчества в общественной и культурной жизни страны. Деятельность энтузиастов книгоиздательства (Н.А.Рубакина, И.Д.Сытина и др.), их роль в развитии просвещения и культуры.

Тема 6. Духовная жизнь общества и наука

 Материалистические и идеалистические течения в естествознании и общественных науках. Развитие научной мысли в России в условиях подъема интереса к науке и ее достижениям, к проблемам общественной жизни в начале XX в. Гуманистическая направленность деятельности ученых, их научных открытий, изобретений в области естествознания.

Характеристика деятелей отечественной науки как представителей русской культуры: сочетание индивидуальных качеств и типичных для эпохи черт. С.А.Чаплыгин, П.Н.Лебедев, Н.В.Склифосовский, И.П.Павлов, И.И.Мечников, Д.И.Менделеев, Н.Е.Жуковский и др.

Достижения общественных наук. Труды отечественных историков (В.О.Ключевского, М.Н.Покровского, С.Ф.Платонова, Р.Ю.Виппера, М.И.Семевского и др.), их влияние на общественное сознание.

Научные связи с представителями науки и общественной мысли Запада. Влияние идей российских ученых мирового уровня на западную и восточную культуры.

 Тема 7. Роль литературы и искусства в духовной жизни общества

 Творческие, нравственные поиски представителей литературы и искусства, их воздействие на общественную жизнь.

Серебряный век отечественной культуры — российский Ренессанс. Влияние творчества В.Я.Брюсова, А.А.Блока, Л.Н.Андреева, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Д.С.Мережковского, И.Северянина, А.Белого и других на духовную жизнь общества.

Проявление творческих начал личности в различных видах искусства: театр — М.Н.Ермолова, К.С.Станиславский, В.Э.Мейерхольд и др.; музыка — А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.С.Прокофьев, И.Ф.Стравинский, С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин и др.; живопись — В.А.Серов, И.Е.Репин, К.А.Коровин, И.И.Шишкин и др.; архитектура — Ф.О.Шехтель, А.В.Щусев.

Модернистские искания в российской живописи: М.А.Врубель, «мирискусники» (А.Н.Бенуа, К.А.Сомов и др.), И.Э.Грабарь, Б.М.Кустодиев, К.С.Малевич, В.Е.Татлин, В.В.Кандинский.

Традиционализм и поиски новых направлений и форм в литературе и искусстве — характерные черты развития культуры России начала XX в. Стремление искусства к национальному самовыражению.

Российские меценаты (П.М.Третьяков, С.Т.Морозов, С.И.Щукин, С.И.Мамонтов, А.А.Бахрушин, М.К.Тенишева и др.), их роль в обогащении культурной жизни страны.

 Тема 8. Первая мировая война и изменения в общественном сознании

 Подъем патриотических настроений. Различие взглядов в обществе по вопросам о войне, защите Отечества, патриотическом долге. Ход военных действий и изменения в массовом сознании. Духовно-психологическое и нравственное состояние человека на войне. Роль войны в революционизировании сознания различных слоев российского общества.

Исторические источники и краеведческие материалы по темам раздела.

Раздел II  Перемены в стране — перемены в духовном состоянии общества (1917 — конец 1930-х гг.)

Тема 1. Проблемы революций, Гражданской войны и их отражение в общественном сознании

 Гражданская война как национальная трагедия и источник надлома в мировосприятии личности. Удар по отечественной культуре, православной вере, многим национальный традициям, нанесенный в результате революционных потрясений 1917-1922 гг.

Воздействие традиционных культурных ценностей на чувства и сознание современников. Установление господства новых идей о роли человека в обществе в послереволюционное время. Изменение представлений о ценностях культуры, понимания значимости духовного наследия, морали и нравственности в новых общественных условиях. Классовая заданность официальных оценок явлений культуры и духовной жизни страны.

Советская власть и интеллигенция: сложный характер взаимоотношений, принятие новых идеалов и противостояние им. Сотрудничество и размежевание по политическим мотивам. Стремление «верхов» сохранять элементы свободного научного творчества в сферах науки, не опасных для социалистической идеологии.

Попытка искусственно оторвать Россию от процессов, происходящих в мировой культуре. Избирательность властей во взаимодействии с представителями культур других стран и народов.

 Изоляция культурной ветви — российского зарубежья в послереволюционные годы, замалчивание достижений ее представителей. Влияние русской эмиграции на культурную жизнь стран ее пребывания, мировую науку и культуру.

 Тема 2. Духовная жизнь в стране в 20-30-е гг.

 Противоречивость, неоднозначность духовных и культурных процессов в период перехода от «военно-коммунистических» способов хозяйствования к новой экономической политике. Некоторые элементы духовной свободы в период нэпа и гонения на видных российских ученых. Эмиграция добровольная и принудительная. «Философский пароход» 1922 г. — высылка из страны известных философов, историков, экономистов, социологов. Негативные последствия этой административной акции для интеллектуального и духовного развития страны.

«Великий перелом» в экономике страны, переход к административно-командной системе и отражение этих процессов в духовной и культурной жизни народа. Изменение образа жизни, духовных традиций в городе и деревне. Рост населения городов. Трудовой энтузиазм, порыв масс к созиданию новой жизни. Строительство заводов, фабрик, дорог, электростанций, шахт, городов и унификация взглядов, сознания людей.

Крестьянский уклад, быт российской деревни в условиях принудительной коллективизации. Разрушение нравственных устоев и семейных традиций. Изменение трудовой этики крестьянства. Формирование новых нравственных ориентиров.

Советская власть и церковь. Разнузданное безбожие в официальной идеологии. Закрытие церквей. Преследование за религиозную деятельность. Судебные процессы над священнослужителями. Судьба патриарха Тихона. Разрушение храма Христа Спасителя (1931) и других церковных сооружений — удар по духовным основам и историческим традициям народа.

 Тема 3. Направленность, достижения и издержки культурной революции

 Массированная пропаганда неизбежности классовой борьбы — начальный элемент культурной революции, постулат, внедряемый в сознание общества. Изменения в области народного образования, успехи в ликвидации неграмотности и массового просвещения народа. Развитие высшей школы, изменение ее состава.

Успехи в области науки: Н.И.Вавилов, А.Л.Чижевский, Н.Е.Жуковский, К.Э.Циолковский, И.П.Павлов и др. Идеи космизма, ноосферы в трудах В.И.Вернадского, Н.К.Рериха. Разгром ряда научных направлений. Воздействие на общественное сознание «Краткого курса ВКП(б)». Формирование новых поведенческих стереотипов. Судьбы российских ученых в условиях тоталитарного режима.

Противоречивые процессы в развитии литературы и искусства. Прекращение деятельности Пролеткульта и РАППа. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Создание творческих союзов, установление над ними жесткого партийного контроля.

Власть и писатель: М.Горький, С.А.Есенин, В.В.Маяковский, М.А.Булгаков, А.П.Платонов, Е.И.Замятин, А.Н.Толстой, М.А.Шолохов и др. — различие их судеб.

Многообразие форм развития духовной и культурной жизни в стране и возникшая в начале 30-х гг. тенденция к унификации и подчиненности культуры идеологическим установкам. Влияние политических процессов и репрессий на общественное сознание, морально-нравственные устои личности. Человек в системе ценностей нового общества: духовные интересы, потребности. Феномены массового сознания. Роль комсомола в формировании духовного облика молодежи.

Изменения в жизни и сознании народов национальных окраин. Достижения и утраты в развитии их духовности и культуры.

Общественные деятели и писатели Запада (Р.Роллан, Л.Фейхтвангер, А.Жид) и другие современники о духовной жизни, развитии экономики и культуры в СССР: противоречивые оценки, споры, разногласия. Современные дискуссии об успехах и потерях в духовной и культурной жизни страны в 20-30-е гг.

Исторические источники и краеведческие материалы по темам раздела.

Раздел III   Духовная жизнь в стране накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945)

Тема 1. Особенности духовной культуры, общества в предвоенные годы

 Государственная политика контроля и регламентации всех сторон духовной и культурной жизни людей. Формирование средствами пропаганды, образования, литературы и искусства общественного сознания в духе официальной идеологии. Обращение к стереотипам массового сознания: социальный оптимизм, коллективизм, героизм трудовых будней, разоблачение «врагов» и т.д. Доминирование идей патриотизма, защиты Отечества в исторической науке, литературе и искусстве.

Влияние идеологизации всех сторон культурной жизни на духовно-нравственную атмосферу в стране. Типы социального поведения людей конца 30-х — начала 40-х гг. Проявления конформизма.

Жизнь, быт, досуг и увлечения рабочих, крестьян, интеллигенции. Организация массовых шествий, празднеств, спортивных парадов: замысел, результаты. Энтузиазм народа, наивный романтизм и суровые реалии жизни.

 Тема 2. Подъем национального самосознания народов страны в годы войны

 Духовное единение советских людей в стремлении защитить Отечество, разгромить агрессора. Ощущение справедливости и всенародного характера Великой Отечественной войны.

Трагедия первых месяцев войны и ее воздействие на духовную атмосферу в стране, морально-психологическое состояние народа. Мучительная переоценка в общественном сознании мифа о войне «малой кровью» и на чужой территории. Нравственные истоки мужества, стойкости и героизма бойцов Красной Армии и тружеников тыла.

Обращение политического руководства страны к героико-патриотическим традициям отечественной истории. Речь В.М.Молотова 22 июня 1941 г., выступления И.В.Сталина 3 июля, 6 и 7 ноября 1941 г. Возрождение атрибутов прежней российской государственности: учреждение орденов, носящих имена великих предков, введение погон, гвардейских званий. Создание нового Государственного гимна СССР.

Изменение государственной политики по отношению к Русской православной церкви, другим конфессиям. Духовный мир и быт советских людей в условиях военных лет. Отражение в общественном сознании войны как величайшей народной трагедии.

Духовная и культурная жизнь блокадного Ленинграда. Работа школ, библиотек, театральных групп. Творческая деятельность Д.Д.Шостаковича, Н.С.Тихонова, О.Ф.Берггольц, В.В.Вишневского.

 Тема 3. Советская наука, культура и искусство в борьбе с фашизмом

 Духовное противостояние фашизму. Пропаганда героического прошлого народов страны, развенчание нацистской идеологии превосходства арийской расы (труды Е.В.Тарле, Б.Д.Грекова, А.М.Панкратовой, М.В.Нечкиной, И.И.Минца, Н.М.Дружинина, М.Н.Тихомирова и др.).

Воспитание патриотизма, любви к Родине и ненависти к врагу — ведущее направление в публицистике, литературе, искусстве военной поры (творчество А.Н.Толстого, И.Г.Эренбурга, А.А.Фадеева, М.А.Шолохова, К.М.Симо

Кино на службе сражающегося народа. Тема героизма, величия подвига, морально-волевых и духовных качеств советских людей в фильмах «Два бойца», «Она защищает Родину», «Радуга», «Секретарь райкома» и др. Концертная деятельность на фронте (Л.А.Русланова, Л.О.Утесов, К.И.Шульженко, С.Я.Лемешев, А.И.Райкин и др.). Образ противника в народном сознании, в трактовке официальной идеологии (лозунги, плакаты, частушки, анекдоты, стихи).

Исторические источники (солдатские письма, мемуары), краеведческие материалы о духовной и культурной жизни в военные годы.

Раздел IV .Духовная и культурная жизнь народов страны в первое послевоенное десятилетие (1945-1953)

 Тема 1. Влияние Победы на послевоенную духовно-нравственную атмосферу в стране

 Победа в Великой Отечественной войне — источник духовного подъема всего общества. Изменения в воззрениях народа-победителя: рост самоуважения, понимание самоценности личности, критичность мышления. Ожидание перемен: развитие прав и свобод личности, демократических начал в общественной жизни.

Несбывшиеся надежды на смягчение существующего режима в условиях апогея культа личности Сталина. Разрыв между пробудившимся общественным самосознанием и жесткими рамками авторитарно-бюрократической системы власти. Нарастание в обществе, среди части молодежи и научно-технической интеллигенции, критических настроений.

 Тема 2. Политика изоляционизма в области культурных, общественных и личных связей с другими странами и народами

 Начало «холодной войны, установление «железного занавеса». Негативные последствия этих факторов для духовной культуры страны. Указ Президиума Верховного Совета СССР «О воспрещении браков между гражданами СССР и иностранцами» (1947). Кампания по борьбе с «космополитизмом» и «низкопоклонством перед Западом». Привлечение к участию в ней общественности, представителей научной и творческой интеллигенции. Возобновление репрессий. Последствия этих акций для духовной и психологической атмосферы в обществе 40-х гг. Цена нравственного выбора ученого в условиях тоталитарного общества.

Тема 3. Борьба властных структур против творческих поисков в науке, литературе и искусстве

 Наступление на свободу творчества: Постановления ЦК ВКП(б) 1946-1948 гг. в области литературы, кино, театрального дела, музыки.

Судьба талантливой, неординарной личности в жестких рамках идеологического контроля (А.А.Ахматова, М.М.Зощенко, А.Пллатонов, А.Ф.Лосев, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович и др.).

Поощрение руководством страны создания произведений литературы и искусства, лакирующих советскую действительность. Формирование с помощью средств массовой информации и искусства личности «нового человека».

Жесткая государственная регламентация всех сфер духовной и культурной жизни общества. Усиление цензурного гнета.

 Тема 4. Развитие науки, культуры, образования: успехи и потери

 Ликвидация атомной монополии США (И.В.Курчатов, А.Д.Сахаров, Ю.Б.Харитон, ЛЕ.Тамм и др.). Подчиненность научных исследований и практических разработок задаче создания ракетно-ядерного щита. Отрицательное влияние культа личности на развитие ряда наук (генетики, кибернетики, политэкономии, философии, языкознания).

Культурное строительство на селе. Восстановление и расширение сети начальных и средних школ, учреждений культуры (клубов, библиотек, изб-читален, домов культуры).

Массовая культура в городе и деревне. Наличие культурных центров в столицах республик. Духовная жизнь социальных групп и слоев населения страны. Типы социального поведения людей в городе и сельской местности.

Исторические источники, краеведческие материалы о духовной жизни и культуре советского общества в первое послевоенное десятилетие.

Раздел V  Духовная и культурная жизнь страны в условиях реформаторского порыва (1953-1964)

Тема 1. Перемены в общественно-политической и духовной жизни страны после смерти Сталина

 Благотворное воздействие на общественное сознание отмены антирабочих законов, реабилитации части жертв террора, снятия политических обвинений с репрессированных народов. Влияние отдельных демократических преобразований на оживление духовной жизни, оздоровление нравственной атмосферы в стране. Трудный процесс восприятия общественным сознанием правды о' культе личности.

 Тема 2. Хрущевская «оттепель» как духовное состояние советского общества

 Ослабление тотального контроля над духовной культурой и образом жизни людей. «Шестидесятники» (Б.А.Ахмадулина, А.А.Вознесенский, Е.А.Евтушенко, Б.Ш.Окуджава, Р.И.Рождественский и др.): их нравственные идеалы и гражданская позиция. Вечера в Политехническом музее. Духовные поиски молодежи. Восприятие культурных достижений Запада (произведения Э.-М.Ремарка, Э.Хемингуэя и др.).

Позиции различных групп творческой интеллигенции. «Новый мир» А.Т.Твардовского — духовный центр «шестидесятников». Создание новых литературно-художественных и исторических журналов («Юность», «Молодая гвардия», «Вопросы литературы», «История СССР» и др.). Популярность и духовное воздействие на зрителя новых московских театров — «Современника» О.Н.Ефремова, «Таганки» Ю.П.Любимова. Гражданские и нравственные проблемы в литературе и искусстве (А.И.Солженицын, И.Г.Эренбург, Б.Л.Пастернак, Э.И.Неизвестный, Р.Р.Фальк и др.). Обращение киноискусства к проблемам современности («Высота», «Весна на Заречной улице» и др.), его воздействие на общественное сознание.

Идеалы и интересы молодежи города и деревни. Усиление контактов с молодежью других стран. VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов (Москва, 1957 г .). Расцвет самодеятельного искусства. Возрождение народных традиций проведения праздников песни, конкурсов творческих коллективов. Изменения в быте, нравах и духовной культуре. Типы социального поведения людей в городе и на селе.

Воздействие достижений в освоении космоса, ракето- и авиастроении на общественное сознание и патриотические чувства народа. Духовно-нравственный облик ученых, представлявших эти направления в отечественной науке (С.И.Королев, М.К.Янгель, В.П.Глушко, А.Н.Туполев, О.К.Антонов и др.).

 Тема 3. Нарастание противоречий в культурной политике к началу 60-х гг.

 Усиление нетерпимости к инакомыслию. Попытки подчинить художественное творчество идеологии. Гонения на Б.Л.Пастернака. Критика творчества писателей и поэтов (Д.А.Гранина, В.Д.Дудинцева, А.А.Вознесенского и др.), скульпторов и художников (Э.И Неизвестного, Б.Жуковского, Э.М.Белютина и др.; «бульдозерная выставка»). Разочарование в среде интеллигенции изменением позиции руководства страны по отношению к творческому самовыражению. Начало диссидентского движения (В.К.Буковский, К.Х, Галансков, А.Гинзбург и др.). Влияние конца «оттепели» на духовную и культурную жизнь общества. Крушение надежд на возможность кардинального изменения духовной жизни народа.

Ориентация в формировании духовного облика человека на моральный кодекс строителя коммунизма. Несовпадение пропагандируемых идей и реальных условий жизни. Неверие в провозглашаемые лозунги. Встречи представителей партийного руководства и правительства с творческой интеллигенцией: содержание и атмосфера.

Исторические источники, краеведческие материалы о состоянии и особенностях духовной жизни страны в годы «оттепели».

Раздел VI. Нарастание духовного кризиса в обществе (1964-1985)

Тема 1. Государственная политика по отношению к проявлениям свободомыслия

 Акцент на теорию обострения идеологической борьбы как обоснование для запретов, ограничений в духовной и культурной жизни. Отношение власти к творческой интеллигенции. Российская духовная оппозиция (А.И.Солженицын, А.Д.Сахаров, А.А.Зиновьев, В.Е.Максимов, В.П.Аксенов и др.). Диссидентство как феномен духовной жизни советского общества 70-х гг. Самиздат и «тамиздат». Вынужденная эмиграция из СССР (М.Л.Ростропович, Г.П.Вишневская, А.А.Тарковский, Ю.П.Любимов, В.П.Некрасов, Э.И.Неизвестный и др.). Притеснения ученых-историков (П.В.Волобуев, М.Я.Гефтер, КН.Тарновский). Запрет на некоторые театральные постановки, эстрадные представления, показ ряда кинофильмов.

 Тема 2. Насаждение парадности и идейного догматизма в политической жизни, их влияние на духовно-нравственный облик народа

 Манипулирование массовым сознанием. Спекуляция на светлых идеалах. Углубление разрыва между словом и делом. Пагубное влияние на духовную атмосферу в обществе поощрения угодничества и славословия, массовой раздачи наград, званий, премий. Нарастание социальной апатии среди значительной части населения. Падение нравов: распространение пьянства, наркомании, проституции, рост преступности. Оскудение духовной сферы. Эрозия идеалов и двоемыслие. Усиление потребительских настроений. Замалчивание в средствах массовой информации реальных противоречий в общественной жизни страны.

Молодежная культура. Проявления апатии и нигилизма в молодежной среде. Влияние западной культуры на юношество: мода, нравы, стиль жизни, восприятие мира. Духовная жизнь и быт различных социальных групп и слоев: культурные увлечения, досуг, особенности личного восприятия общественно-политических и социальных процессов в стране.

 Тема 3. Вызревание в обществе понимания необходимости перемен

 Формирование идей о путях реформирования общественно-политической, социально-экономической и культурной сфер жизни общества. Распространение неформальных объединений как противодействие застойным явлениям в обществе, стремление к свободе, защите достоинства личности. Активизация правозащитного движения в СССР. Вклад литературы и искусства в подготовку нравственных и социально-психологических предпосылок перестройки (проза «деревенщиков» Ф.А.Абрамова, В.И.Белова, Б.А.Можаева, В.П.Астафьева; книги Д.А.Гранина, А.Н.Рыбакова, А.А.Бека, В.Г.Распутина, Ю.В.Трифонова, В.Д.Дудинцева; фильмы Т.Е.Абуладзе, А.Г.Германа; пьесы В.С.Розова, А.И.Гельмана и др.).

Исторические источники, краеведческие материалы о духовной жизни советского общества в эти годы.

Раздел VII . Начало нового этапа в духовной и культурной жизни страны (1985-1991)

Тема 1. Поиски путей обновления общественно-политической и духовной жизни

 Оживление социальной и духовной активности народа в условиях гласности и политического плюрализма. Популярность в обществе новых идейных и духовных ценностей; приоритет «человеческого фактора», свобода личности, демократизация общественной жизни, смягчение цензуры в средствах массовой информации, ослабление контроля над творчеством и др.

Возникновение и деятельность общественных движений, политических партий, их лидеры. Роль различных групп интеллигенции в расширении гласности и процесса демократизации советского общества. Литературно-публицистическая полемика второй половины 80-х гг. по вопросам общественного развития.

 Тема 2. Изменения в культурной жизни страны, в мировосприятии советских людей

 Переосмысление основных этапов и вех отечественной истории. Споры и дискуссии. Обращение к духовному и культурному наследию российской эмиграции (труды С.Н.Булгакова, И.А.Ильина и др.).

Возвращение народу произведений писателей, поэтов, художников (А.Л. Платонова, В.В.Набокова, Д.С.Мережковского, А.И.Солженицына, В.С.Гроссмана, Н.С.Гумилева, И.А.Бродского, К.С.Малевича, В.В.Кандинского, М.Шагала и др.). Восстановление в советском гражданстве представителей творческой и научной интеллигенции из числа эмигрантов (В.Н.Войновича, Ю.П.Любимова, М.Л.Ростроповича, Г.П.Вишневской, Г.Н.Владимова и др.).

Новые явления и процессы, характерные для литературы и искусства. Носители национальной культуры и духовности (Д.С.Лихачев, В.С.Розов, В.П.Астафьев, Б.Л.Васильев, В.Г.Распутин и др.). Религия как часть национальной культуры, хранительница народных традиций.

Неоднозначность процессов в сфере культуры, образования и науки. Проникновение в страну произведений западной культуры: позитивные и негативные последствия. Отток из страны квалифицированных специалистов. Падение образовательного уровня. Духовная жизнь и быт социальных групп населения: нравы, вкусы, настроения.

Отношение общества к противоречивым процессам в социально-политической, духовной и культурной жизни страны. Размежевание общественных сил, творческой и научной интеллигенции на основе политических идей и воззрений. Влияние межнациональных конфликтов на нравственно-психологическую атмосферу в обществе.

Исторические источники 80-х — начала 90-х гг., краеведческие материалы о духовной жизни, культуре и быте людей в эти годы.

Раздел VIII. Социокультурная ситуация в постсоветской России (начало 90-х гг. — наст, вр.)

Тема 1. Развитие национального самосознания и духовного потенциала народов России в условиях новой государственности

 Восприятие в массовом сознании масштабных политических и социально-экономических перемен в российском обществе. Споры по вопросу о модели развития России, поляризация взглядов представителей различных движений, объединений и партий. Социальное размежевание в обществе и его влияние на девальвацию духовных ценностей, культуры в целом. Умонастроения различных социальных групп населения в городе и на селе.

Признание в Конституции РФ идеологического многообразия и многопартийности, свободы слова и массовой информации. Запрещение цензуры. Переоценка ценностных ориентации, связанных с историей России в XX в. Интерес общественности к духовному и культурному наследию прошлого, трудам российских историков и философов (сочинения Н.М.Карамзина, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, П.Н.Милюкова, И.А.Ильина, В.В.Розанова, Н.А.Бердяева, Г.П.Федотова и др.)

 Тема 2. Позитивные сдвиги и издержки в сфере духовной жизни и культуры

 Появление новых организационных форм художественного творчества (самодеятельных объединений молодежи, театров, ансамблей, частных музеев и т.п.). Воплощение идеи вариативности образования на практике. Переход от унитарной системы к развивающему, личностно-порождающему образованию. Расширение культурных связей с зарубежными странами. Возвращение обществу многих духовных и культурных ценностей русского и других народов. Восстановление в законных правах религий всех народов России. Свобода совести, веротерпимость как духовные ценности. Участие Русской православной церкви и других религиозных организаций в духовном обновлении общества.

Противоречивость культурного процесса в условиях рыночной системы ценностей. Свобода творчества, отсутствие партийного контроля и падение нравственного тонуса культуры. Переориентация многих учреждений культуры на удовлетворение запросов массового потребителя. Либерализация нравов, ее последствия для духовной жизни общества. Разрыв культурных и духовных связей со странами СНГ. Возникновение препятствий в обмене и взаимообогащении национальных культур. Эмиграция из России научных и творческих кадров. Коммерциализация культуры.

Быт и семья в условиях рынка: нравы, духовные запросы и интересы, наличие высоких гражданских идеалов. Разные возможности приобщения к духовным и культурным ценностям, которыми обладают граждане России.

Резкое снижение на фоне произошедшего в стране кризиса воспитательного воздействия российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования духовных и патриотических ценностей. Ослабление духовного и культурного потенциала россиян: причины, последствия. Распространение в обществе равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, немотивированной агрессии, неуважительного отношения к государственным институтам.

Обеспечение духовно-нравственного единства общества, снижение остроты идеологического противостояния, возрождение истинных духовных ценностей российского народа, формирование атмосферы толерантности в обществе — актуальные проблемы современной России.

Историки, политологи, культурологи о духовной и культурной жизни в России: споры и дискуссии.

Исторические источники, краеведческие материалы по темам раздела.

Тематическое планирование

Раздел

Запланировано

Фактически проведено

Раздел I  Россия: духовные ценности начала XX в. (1900-1917)

20

Раздел II  Перемены в стране — перемены в духовном состоянии общества (1917 — конец 1930-х гг.)

8

Раздел III   Духовная жизнь в стране накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945)

8

Раздел IV Духовная и культурная жизнь народов страны в первое послевоенное десятилетие (1945-1953)

8

Раздел V  Духовная и культурная жизнь страны в условиях реформаторского порыва (1953-1964)

6

Раздел VI Нарастание духовного кризиса в обществе (1964-1985)

6

Раздел VII Начало нового этапа в духовной и культурной жизни страны (1985-1991)

6

Раздел VIII Социокультурная ситуация в постсоветской России (начало 90-х гг. — настоящее время)

8

итого

70

Календарно-тематическое планирование

дата

№ урока

тема

примечание

Раздел I  Россия: духовные ценности начала XX в. (1900-1917)

1.1

Осмысление исторического пути России на рубеже веков

2.2

Осмысление исторического пути России на рубеже веков

3.3

Россия и духовные ценности Востока.

4.4

Россия и духовные ценности Востока.

5.5

Многообразие проявлений духовной жизни общества

6.6

Многообразие проявлений духовной жизни общества

7.7

Национальные особенности духовной жизни народов России

8.8

Национальные особенности духовной жизни народов России

9.9

Политика и идеология в системе духовных и культурных ценностей

10.10

Политика и идеология в системе духовных и культурных ценностей

11.11

Роль просвещения и образования в духовной жизни российского общества.

12.12

Роль просвещения и образования в духовной жизни российского общества.

13.13

Духовная жизнь общества и наука

14.14

Духовная жизнь общества и наука

15.15

Роль литературы и искусства в духовной жизни общества

16.16

Роль литературы и искусства в духовной жизни общества

17.17

Первая мировая война и изменения в общественном сознании

18.18

Первая мировая война и изменения в общественном сознании

19.19

Различие взглядов в обществе по вопросам о войне, защите Отечества

20.20

Подъем патриотических настроений.

Раздел II  Перемены в стране — перемены в духовном состоянии общества (1917 — конец 1930-х гг.)

21.1

Проблемы революций, Гражданской войны и их отражение в общественном сознании

22.2

Проблемы революций, Гражданской войны и их отражение в общественном сознании

23.3

Духовная жизнь в стране в 20-30-е гг.

24.4

Духовная жизнь в стране в 20-30-е гг.

25.5

Направленность, достижения и издержки культурной революции

26.6

Направленность, достижения и издержки культурной революции

27.7

Изменения в жизни и сознании народов национальных окраин.

28.8

Общественные деятели и писатели Запада

Раздел III   Духовная жизнь в стране накануне и в годы Великой Отечественной войны (1939-1945)

29.1

Особенности духовной культуры, общества в предвоенные годы

30.2

Особенности духовной культуры, общества в предвоенные годы

31.3

Подъем национального самосознания народов страны в годы войны

32.4

Подъем национального самосознания народов страны в годы войны

33.5

Духовная и культурная жизнь блокадного Ленинграда.

34.6

Советская наука, культура и искусство в борьбе с фашизмом

35.7

Советская наука, культура и искусство в борьбе с фашизмом

36.8

Кино на службе сражающегося народа.

Раздел IV .Духовная и культурная жизнь народов страны в первое послевоенное десятилетие (1945-1953)

37.1

Влияние Победы на послевоенную духовно-нравственную атмосферу в стране

38.2

Влияние Победы на послевоенную духовно-нравственную атмосферу в стране

39.3

Политика изоляционизма в области культурных, общественных и личных связей с другими странами и народами

40.4

Политика изоляционизма в области культурных, общественных и личных связей с другими странами и народами

41.5

Борьба властных структур против творческих поисков в науке, литературе и искусстве

42.6

Борьба властных структур против творческих поисков в науке, литературе и искусстве

43.7

Развитие науки, культуры, образования: успехи и потери

44.8

Развитие науки, культуры, образования: успехи и потери

Раздел V  Духовная и культурная жизнь страны в условиях реформаторского порыва (1953-1964)

45.1

Перемены в общественно-политической и духовной жизни страны после смерти Сталина

46.2

Перемены в общественно-политической и духовной жизни страны после смерти Сталина

47.3

Хрущевская «оттепель» как духовное состояние советского общества

48.4

Хрущевская «оттепель» как духовное состояние советского общества

49.5

Нарастание противоречий в культурной политике к началу 60-х гг.

50.6

Нарастание противоречий в культурной политике к началу 60-х гг.

Раздел VI. Нарастание духовного кризиса в обществе (1964-1985)

51.1

Государственная политика по отношению к проявлениям свободомыслия

52.2

Государственная политика по отношению к проявлениям свободомыслия

53.3

Манипулирование массовым сознанием.

54.4

Молодежная культура.

55.5

Вызревание в обществе понимания необходимости перемен

56.6

Вызревание в обществе понимания необходимости перемен

Раздел VII . Начало нового этапа в духовной и культурной жизни страны (1985-1991)

57.1

Поиски путей обновления общественно-политической и духовной жизни

58.2

Поиски путей обновления общественно-политической и духовной жизни

59.3

Изменения в культурной жизни страны, в мировосприятии советских людей

60.4

Изменения в культурной жизни страны, в мировосприятии советских людей

61.5

Новые явления и процессы, характерные для литературы и искусства.

62.6

Неоднозначность процессов в сфере культуры, образования и науки.

Раздел VIII. Социокультурная ситуация в постсоветской России (начало 90-х гг. — настоящее время)

63.1

Развитие национального самосознания и духовного потенциала народов России 

64.2

Развитие национального самосознания и духовного потенциала народов России 

65.3

Позитивные сдвиги и издержки в сфере духовной жизни и культуры

66.4

Позитивные сдвиги и издержки в сфере духовной жизни и культуры

67.5

Эмиграция из России научных и творческих кадров

68.6

Историки, политологи, культурологи о духовной и культурной жизни в России

69.7

Актуальные проблемы современной России

70.8

Актуальные проблемы современной России

Литература

Анучин Д.Н. О людях русской науки и культуры. М., 1952.

Балакина Т.И. История русской культуры // Воспоминания о Серебряном веке. М., 1993.

Бердяев Н.А. Кризис искусства. М., 1990.

Б о ханов А.И. Коллекционеры и меценаты в России. М., 1989.

Волошин М. Лики творчества. М., 1989.

Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.». М., 2001.

Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала XX в.: Книга для учителя. М., 1985.

Думова Н.Г. Московские меценаты. М., 1992.

Ермаков В.Т. Культура предреволюционной России // Россия в XX веке. Историки мира спорят. М., 1994.

Знаменский О.Н. Интеллигенция накануне Великого Октября. Л., 1988.

Искусство советского времени. В поисках нового понимания. М., 1993.

История культуры России. М., 1993.

История русского и советского искусства. М., 1989.

Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1993.

Кошман Л.В. История русской культуры. XIX — начало XX в.: Учебно-метод. пособие. М., 1971.

Куманев В.А. 30-е годы в судьбах отечественной интеллигенции. М., 1991.

Лапшин В.Л. Художественная жизнь Москвы и Петрограда в 1917 г. М., 1993.

Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. М., 1992.

Максакова Л.В. Культура Советской России в годы Великой Отечественной войны. М., 1977.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений. 4-е изд. М., 1986.

Мыслители русского зарубежья: Бердяев, Федотов. СПб., 1992.

Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетия. М., 2000.

Пожарская М.Н. Русские сезоны в Париже. 1908-1999. М., 1988.

Полевой В.М. Двадцатый век. М., 1989.

Он же. Искусство XX века. 1901- 1945. М ., 1991.

Раев М. Россия за рубежом. История культуры русской эмиграции. 1919—1939. М., 19Э4.

Рапоцкая Л.Л. Искусство Серебряного века. М., 1996.

Русская художественная культура второй половины XX в. М., 1996.

Русский авангард в кругу европейской культуры. М., 1993.

Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX — начала XX в.: Учеб. пособие. Л., 1993.

Серебряный век русской поэзии / Сост. Н.В.Банников. М., 1993.

Советская культура в реконструктивный период. 1928-1941. М., 1988.

Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России. 1900-1910 гг. М., 1980.

Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.

Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX в. М., 1990.

Шульгин B. C., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России: IX - XX вв.: Учеб. пособие. М., 1998.

Хрестоматия по истории русской культуры. М., 1995.

Художники XX века. М., 1974.

Человек и культура. Индивидуальность в истории культуры / Под ред. А.Я.Гуревича. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по русскому языку «ГИА: курс подготовки к экзамену по русскому языку в новой форме. 9 класс»

Программа элективного курса по русскому языку позволяет эффективно подготовить учащихся 9 класса к экзамену по русскому языку в новой форме....

Модифицированная программа элективного курса по информатике в 6β классе «ЗНАКОМСТВО С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ТЕХНОЛОГЯМИ» на 2010-2011 учебный год (на основе государственной программы элективного курса С.Н. Леготина «Мультимедийная презентация. Компьютерная

Информационно-коммуникативная компетентность — один из основных приоритетов в целях современного общего образования. Сформировать ИКТ- компетентность у учащихся позволяет реализация данного проекта, н...

Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс

Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...