Рабочая программа учебного курса "Родиноведение" 5 класс
рабочая программа по истории (5 класс) по теме

Тугушева Марина Александровна

Это вводный курс для изучения истории и культуры мордовского края. Рабочая программа рассчитана на 17 часов в год по 0,5 часа в неделю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»

Рассмотрена и одобрена на заседании  методического объединения

 Председатель МО_______

                                       Утверждена  руководителем  

                                      образовательного учреждения  

                                       __________/_____________/

/__________________/                                                                              «___»__________2013г.

«___»___________2013г.
 
 

Рабочая программа

учебного курса «Родиноведение» 

в 5 классе


 
 

Составитель:  Тугушева М.А.


 

- 2013-

Пояснительная записка

Цель изучения «Родиноведения»  в 5 классе - формирование   у  школьников знаний о далеком прошлом своего края,  которые послужат одной из основ их общей образованности.

   Краткая характеристика.  Для 5-классников «Родиноведение» — новый предмет. Это вводный курс для изучения истории и культуры мордовского края. Отдельные исторические факты, представления, известные школьникам из художественной литературы и общения со взрослыми, не вписаны в определенную историческую эпоху, не связаны между собой причинно-следственной связью, не локализованы на географической карте. У 5-классников развиты наглядно-образное мышление и эмоциональное восприятие мира, но не развито абстрактное мышление: они с трудом воспринимают исторические термины, ориентируются в историческом времени и географическом положении.

Важным дидактическим приемом преподавания пропедевтического курса «Родиноведение» в 5 классе  является опора на жизненный опыт учащихся. Этому могут помочь составление родословной, изучение происхождения имён и фамилий,  судеб предков, летописи школы, биографии улиц и т.д. Необходимо вводить школьников в мир истории через вещно-материальную среду: архитектурные памятники, старинные монеты, семейные фотографии.

Изучение истории и культуры мордовского края в соответствии с современными требованиями к школьному историческому образованию направлено на достижение следующих целей:

  • освоение учащимися знаний о важнейших событиях и процессах истории Мордовии в их взаимосвязи с историей России и хронологической последовательности;
  • овладение элементарными методами исторического познания, навыками работы с историческим источником, исторической картой;
  • воспитание патриотических чувств, уважения к истории и традициям малой Родины, трепетного отношения к историческому и культурному наследию;
  • формирование ценностных ориентаций в ходе знакомства с исторически сложившимися этнокультурными, религиозными традициями республики;
  • приобретение умения применять знания о системах социальных норм и ценностей для ориентации в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии.

         Рабочая программа по «Родиноведению»  составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы  курса «Истории и культура Мордовского края», методических рекомендаций, разработанных авторским коллективом МРИО, учебного плана МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа» на 2013-2014 уч.год.

Программа рассчитана на 17 часов, при 1 часе в неделю в первом полугодии.

          Место учебного предмета «Родиноведение» в Базисном учебном (образовательном) плане.  Предмет «Родиноведение» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета в  5 классе в общем объеме — 17 часов, по 1 часу в неделю в первом полугодии.

Результаты освоения курса.

К  личностным результатам изучения «Родиноведения»  в 5 классе относятся :

 осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

 осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

 понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность

Метопредметные результаты:

 способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность: учебную, общественную и др.;

 владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией

 готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты:

 овладение целостными представлениями об историческом пути народов как необходимой основой миропонимания и познания современного общества;

 способность применять понятийный аппарат исторического знания

 умения изучать информацию различных исторических и источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

 расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории.

 готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Тематическое планирование по дисциплине «Родиноведение»

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Практические работы, ч

Контрольная работа, ч.

Экскурсии,  ч.

Самостоятельная работа, ч.

Контрольная работа, ч.

Зачет, ч

1

  Тема 1. Как нужно изучать историю малой родины

2

2

-

-

-

-

-

1

-

2

  Тема 2. Откуда наши корни 

2

1

1

-

-

-

3

 Тема 3.  Чем интересна история дома

2

1

1

-

-

-

1

-

4

Тема 4. Как и когда появились школы в Мордовии

2

1

-

-

-

1

5

Тема 5. Как возник мой город (моё село)

2

1

-

-

1

-

6

Тема 6. Как мордовский край стал Республикой Мордовия

7

1

2

1

1

2

7

Итого

17

7

4

1

2

3

Содержание дисциплины

Тема 1. Как нужно изучать историю малой родины. (2 часа)

Как вести счёт времени. Временные отрезки для счёта времени: сутки, декады, месяцы, годы. Понятие «лунный год». Лунный календарь древней мордвы. Лунно-солнечный славянский календарь: циклы по 12 и 7 лет. Понятия «век», «тысячелетие», «эра».

Откуда мы знаем историю своего края. Понятие «исторический источник», «вещественный источник». Древние деньги мордвы, славян, татар. Устные исторические источники: легенды, мифы, загадки, поговорки..Виды письменных источников.

Тема 2. Откуда наши корни. (2часа)

Почему меня так зовут. Наука ономастика. Традиции именования у мордвы. Мода на имена в разные исторические периоды. Происхождение и значение отчества. Происхождение фамилии. Знаменитые фамилии Мордовии.

Практикум.  Откуда происходит мой род. Понятия «семья», «род», «родословная», «генеалогия». Понятие «герб», «герольд», «геральдика». Герб рода Ушаковых. Два значения понятия «династия». Знаменитые династии Мордовии: учителя Гридины, врачи Филатовы, предприниматели Сыромятниковы, священнослужители Охотниковы.

Тема 3.  Чем интересна история дома. (2 часа)

Практикум. Каким бывает жилище. Древние жилища на территории края: пещеры, землянки, полуземлянки, бревенчатые дома. Славянские и мордовские божества дома: домовой, Куд-ава, Куд-атя. Появление каменного строительства в крае.

О чём могут рассказать вещи. Понятие «быт». Национальная мордовская одежда: изготовление, особенности, детали. Правила оформления и ношения головных уборов народов республики. Посуда как воплощение традиций народов края. Отражение традиций и национальной эстетики в быту.

Тема 4. Как и когда появились школы в Мордовии. (2часа)

Как появились школы на территории нашего края. Традиции обучения у древней мордвы (обрядовые дома). Появление школ при церквях и монастырях мордовского края. Школы в дворянских имениях края. Школа графа Румянцева в Чеберчино. Уровень грамотности населения края в конце XIX века. Образование в советский период. Современные школы Мордовии.

Чем отличаются письмо и счёт народов мордовского края. Древние способы счёта..Пиктографические и цифровые знаки древней мордвы. Первая мордовская грамматика П.П. Орнатова.  Древняя письменность татар – руника. Письмо и счёт как важная часть культуры народа.

Тема 5. Как возник мой город (моё село). (2 часа)

Как и когда появились города мордовского края. Понятие «город». Происхождение городов – крепостей Мордовии: Темникова, Алатыря и др. Понятие «острог»: Кадом, Шацк, Арзамас, Атемар. Старейший город Мордовии Темников. Строительство Саранска. Современный облик городов Мордовии.

Чем знамениты сёла нашей республики. Понятие «село», «деревня» , их различие. История знаменитых сёл Мордовии. Виндрей, Дракино (Торбеевский район), Аксёл (Темниковский район). Современное состояние сёл республики.

Тема 6. Как мордовский край стал Республикой Мордовия. (7 часов)

Почему моя республика называется Мордовией. Происхождение названия «мордва». Появление первых людей на территории нашего края  (10-7 тыс. лет назад). Вхождение в XV – XVI вв. земель, где проживала мордва в состав Российского государства. Создание в 1928 г. Мордовского округа – первая ступенька в консолидации мордвы. Преобразование 10 января 1930 г. Мордовского округа в Мордовскую автономную область.

Какие народы живут в нашей республике.  Появление первых людей в междуречье Мокши и Суры в 8-6 тыс. до н. э. Прослеживание контактов славян и мордвы с середины 1 тыс. н.э. татары – третий по численности  народ Мордовии. Языки народов, проживающих в Республике Мордовия.

Чем богат духовный мир народов Мордовии. Религии людей, живущих в нашей республике. Православное христианство – самая распространённая религия в Республике Мордовия. Ислам – вторая по числу последователей религии на территории Мордовии. Зарождение традиции и обряды мордвы в глубокой древности. Развитие в Республике Мордовия широкой сети учреждений образования.

Для чего нам нужно знать герб, флаг, гимн своей республики. Государственные символы нашей республики. Утверждение в 1995 г. государственного герба республики. Принятие в 1995 г. флага, являющегося государственным в настоящее время. Принятие в 1995г. гимна Республики Мордовия.

Практикум. Чем славится столица моей родины. Основание Саранска как крепости- острога на сторожевой черте российского государства в 1641 г. Столица Мордовии как университетский город. Саранск – центр культурной жизни Мордовии. Место храмов в культурном облике Саранска.  Памятники Саранска. Саранск как многолетний призёр всероссийского конкурса «Самый благоустроенный город России».

Практикум. Какими достопримечательностями гордятся жители нашей республики. Богатство природы как достопримечательность Республики Мордовия. Историко-культурные памятники Республики Мордовия..Достопримечательности Мордовии в виде скульптурных композиций, посвящённых знаменитым людям или историческим событиям. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Знаменитые земляки: С.Д. Эрьзя, Ф.В. Сычков, М.П, Девятаев, М.А. Пуркаев. Знаменитые спортсмены, завоевавшие награды на Олимпийских играх, прославившие мордовский край: П.Болотников, А. Мишин, В. Борчин, О. Каниськина, Д.Нижегородов.

Контрольная работа по теме «Знаю ли я историю моего края».

При освоении данного курса школьники должны научиться следующим видам деятельности и умениям:

  • Называть даты важнейших событий, хронологические рамки
  • Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий
  • Читать историческую карту с опорой на легенду
  • Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках
  • Рассказывать устно или письменно об исторических событиях и их участниках
  • Описывать условия и образ жизни, занятия людей в разные исторические эпохи
  • Соотносить единичные исторические факты и общие явления
  • Объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий
  • Сравнивать важнейшие исторические события и явления, определять их общее и различия
  • Определять, объяснять свое отношение, оценку наиболее значительных событий в личностей в истории

Календарно-тематический  план

№ п/п

Наименование раздела и темы

Вид занятия

Кол-во

часов

Виды самостоятельной работы

Плановые сроки прохождения

Планируемая

Фактическая

1

Тема 1. Как нужно изучать историю малой родины

2

1.1

Как вести счёт времени

Урок-лекция

1

Решение задач «Счёт времени»

1.2

Откуда мы знаем историю своего края

Комбинированный урок

1

Составление летописи семьи

2

Тема 2. Откуда наши корни

2

2.1

Почему меня так зовут

Урок-конференция

1

Исследование имён своих близких

2.2

Практикум. Откуда происходит мой род

Урок-практикум

1

Составление генеалогического древа своего рода

3

Тема 3.  Чем интересна история дома

2

3.1

Практикум. Каким бывает жилище

Урок-практикум

1

Рисунок Куд-авы

3.2

О чём могут рассказать вещи

Комбинированный урок

1

Работа с презентацией

4

Тема 4. Как и когда появились школы в Мордовии

2

4.1

Как появились школы на территории нашего края

Заочная экскурсия

1

Написать историю своей школы

4.2

Чем отличаются письмо и счёт народов мордовского края

Комбинированный урок с использованием ИКТ

1

Придумать пиктографические знаки

5

Тема 5. Как возник мой город (моё село)

2

5.1

Как и когда появились города мордовского края

Заочная экскурсия

1

Рисуем герб города Мордовии через 100 лет

5.2

Чем знамениты сёла нашей республики

Комбинированный урок

1

Работа по карте

6

Тема 6. Как мордовский край стал Республикой Мордовия

7

6.1

Почему моя республика называется Мордовией

Заочная экскурсия

1

Рассказ о Герое Советского Союза из Мордовии

6.2

Какие народы живут в нашей республике

Видео-урок

1

Рассказ «Наш класс - дружная семья народов»

6.3

Чем богат духовный мир народов Мордовии

Комбинированный урок

1

Рассказ  о семейном празднике

6.4

Для чего нам нужно знать герб, флаг, гимн своей республики

Урок-презентация

1

Рисуем свой фамильный герб

6.5

Практикум. Чем славится столица моей родины

Урок-практикум

1

Работа с презентацией

6.6

Практикум. Какими достопримечательностями гордятся жители нашей республики

Урок-практикум

1

Рисуем проект памятника «Знаменитые люди Мордовии»

6.7

Контрольная работа по теме «Знаю ли я историю моего края?»

Урок-контроль

1

Тест

Итого

17

Материально-техническое обеспечение предмета

1.Мультимедийный проектор-1

2.Компьютер-1

3.Экран-1

Учебно- методическое обеспечение предмета

Основная учебно - методическая литература

Учебник: Родиноведение. Вводный курс для изучения истории и культуры мордовского края: учебник для 5 класса общеобразоват. учреждений / С.В. Кистанов, О.В. Кошина, О.В. Лазарева; под ред. \чл.-кор. РАН  Н.М. Арсентьева; Издат. центр ИСИ МГУ им. Н.П. Огарёва. – Саранск, 2009. – 144с.

Программа курса для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. История и культура мордовского края. Саранск Издательский центр Историко-социологического института МГУ им. Н.П.Огарёва, 2010.

Дополнительная учебно - методическая литература

Бахмустов С, Лаптун В. Разорванное ожерелье. — Саранск, 1991.

Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. — Саранск, 1982.

Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места Мордовии. — Саранск, 1976.

Записки о Саранске XVIII-XX веков / сост. В. А. Юрченков. -Саранск, 1991.

Махаев В. Храмы Мордовии: рассказы для школьников о православных храмах и монастырях мордовского края. — Саранск, 2008.

Мокшин Н. Ф. Боги и сказания мордвы: рассказы о родном крае для маленьких читателей. — Саранск, 2007.

Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник. - Саранск, 2004.

Осянина Н. Десять путешествий скульптора Эрьзи: рассказы о жизни и творчестве С. Д. Эрьзи (Нефедова). — Саранск, 2008.

Ушаковы: монах и воин: по рассказам архивариуса Санаксар-ского монастыря иеромонаха Венедикта. - Саранск, 2008.

Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории. - Саранск, 1991.

Интернат – сайты:

http://lesson-history.narod.ru/index.htm

http://www.uchportal.ru/load/69-1-0-28344

http://www.zavuch.info/methodlib/users/55028/

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B9%D1%82

http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=20

http://malininanv.ucoz.ru/

http://his.1september.ru/urok/

http://www.proshkolu.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Информатика и ИКТ» для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня 6 класса. Рассчитана на 35 учебных часа

Рабочая  программа  учебного курса    «Информатика и ИКТ»  для 6 класса на 2012-2013 уч.год. Программа составлена на основе авторской программы Босова Л.Л. для базового уровня...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета: биология 6 «А Б В Г» класс основного общего образования Срок реализации программы 2018/2019 учебный год

Рабочая программа используется к УМК автора В.В. Пасечника. Составлена в соответствии с планированием автора....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета английский язык для 6 класса основного общего образования на 2018 - 2019 учебный год разработана на основе авторской программы Р.П Мильруд, Ж. А Суворовой,2016 года

Рабочая программа по английскому языку для 6 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, федеральног...