Древнее Двуречье
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Сформировать представление о цивилизации древнего Двуречья как локальной цивилизации Древнего мира и ее роли в истории  

       человечества.

  Задачи урока:

  - содержательная : дать представление о Древнем Двуречье как об одной из цивилизаций - Знать месторасположение страны,    

                                                                                                                                                      природные , климатические условия

                                                                                                                                                    - знать основные занятия жителей Двуречья

 

продолжить формирование представлений о Древнем мире,  формировать систему понятий, за счет включения в нее новых элементов: цивилизация -как локальная общность людей , государство, клинопись.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_khabibulinoy_s._a.docx50.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                              ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  

  1. ФИО: Хабибулина Светлана Антоновна
  1. Место работы:  Муниципальное образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа п.Арчаглы- Аят, Варненского района, Челябинской области.
  1. Должность: учитель истории
  1. Предмет: история
  1. Класс: 5

      6.Базовый учебник: «Всеобщая история. История Древнего мира», А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая, под редакцией

       академика РАН А.А. Искендерова, М.: Просвещение, 2012г.

      Рабочая программа составлена на основе Примерной программы  

       основного общего образования по истории.( Сайт Минобразования России. http://mon.gov.ru/.)

7.Раздел 2 « Древний Восток»  Глава 5  «Древние государства Передней Азии»

8.Тема урока «Древнее Двуречье»

   

      9.Цели  урока: 

      Сформировать представление о цивилизации древнего Двуречья как локальной цивилизации Древнего мира и ее роли в истории  

       человечества.

  Задачи урока:

  - содержательная : дать представление о Древнем Двуречье как об одной из цивилизаций - Знать месторасположение страны,    

                                                                                                                                                      природные , климатические условия

                                                                                                                                                    - знать основные занятия жителей Двуречья

 

продолжить формирование представлений о Древнем мире,  формировать систему понятий, за счет включения в нее новых элементов: цивилизация -как локальная общность людей , государство, клинопись.

- деятельностная :  формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно                                                          и   мотивированно организовывать свою познавательную  деятельность  (от постановки цели до получения и оценки результата), 

- воспитательная : осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, оценить влияние культуры Древнего Двуречья на развитие человечества в целом.

10.Планируемые образовательные результаты учебного занятия:

( результаты освоения содержания образования)

- личностные: формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном обществе, способность оценивать значение , последствия установления новой цивилизации, проявление уважения к культуре другой цивилизации.

  -метапредметные: владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты,   выявлять причинно- следственные связи, анализировать источник (документ ) на элементарном  уровне,   формулировать и обосновывать выводы,  излагать свое мнение(в монологе , диалоге), уметь осознанно и произвольно строить  речевое высказывание в устной и письменных формах,  владеть волевой саморегуляцией (как способности собраться , мобилизировать силы и энергию), планировать сотрудничество с учителем и уч-ся, моделировать( преобразовывать в в знаково- символическую модель с целью выявления общего выдвигать версии , выбирать средства достижения цели  индивидуально, в группе (в паре), научатся работать с различными  источниками знаний, находить в  достоверную информацию для решения учебных задач, представлять информацию в разных формах (таблица , схема)использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

 -предметные: Уч-ся должны знать природные условия и занятия жителей Междуречья; сравнивать Египетскую цивилизацию и Двуречье, характеризовать общие черты и особенности , уметь  работать с исторической картой (правильно показывать необходимые объекты , объяснять их расположение),использовать историческую карту для объяснения местоположения и объяснения своеобразия  расположения Двуречья,

 применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности,

научиться работать с историческими источниками, документами, на основе анализа текстов, мультимедийных материалов осознать особенности изучаемой цивилизации, давать оценку значения ,влияния достижений Древнего Двуречья на развитие человечества.

11.Тип урока: сообщение нового учебного материала

12. Форма урока: проблемный урок.

Формы организации деятельности учащихся:   фронтальная, индивидуальная, групповая деятельность (работа в парах).

13.Средства обучения : мультимедийный ПК, презентация «Древнее Двуречье», рабочие тетради с печатной основой, карточки с заданиями для индивидуальной работы, раздаточный материал: тексты документов « Геродот о Двуречье», «Миф о потопе»,карта « Древний Восток», карта «Восточное Междуречье и Средиземноморье»

Сравнительная таблица:

Вопросы сравнения Древний Египет - Двуречье

1. Реки (разливы)

2. Почвы

3. Строительство

4. Занятия

5. Письменность

 Литература: - О.В.Арасланова. История Древнего мира.5 класс: Поурочные разработки к учебникам       А.А. Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой и    Ф.А.Михайловского.- М.:ВАКО.2005

- К.В.Волкова. Тематическое и поурочное планирование по истории Древнего мира:5 класс: к учебнику  А.А. Вигасина, Г.И.Годера, И.С.Свенцицкой «История древнего мира. 5 класс» - М.:Экзамен.2006

-И.В.Папченкова , Н.В.Казаринова

 « Уроки истории  5 класс».Современная школа. Изд-во «Планета». М.2012 .

-Смирнов С.Г Задачник по истории Древнего мира: для средних учебных заведений.- М.:Мирос 1994.

                                                                     Сценарий урока.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:

  • Организационный этап
  • Актуализация
  • Постановка учебной задачи (проблемы)
  • Получение нового знания
  • Решение проблемы
  • Рефлексия
  • Домашнее задание

                     План урока

1.Страна двух рек.

2.древние города.

3.Храмы и гробницы.

4.Письменность.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД    

Время (в мин.)

  1. Организационный этап. Этап мотивации  к учебной деятельности

Микроцель:  подготовить учащихся к работе на уроке, выработка на личностного   значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Создает  условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»)

 

Демонстрация ЭОР     Слайды № 1, №2

Данные об авторе , знакомство с новым классом.Индуктор.

Знакомство

-Добрый день, ребята!

Я очень рада приветствовать вас в нашей школе. А сейчас , давайте знакомиться. Меня зовут Хабибулина Светлана Антоновна.

Знаете ,ребята , мне по почте пришла необычная посылка , с именами самыми разными. Сейчас я буду из своей волшебной коробки доставать карточки с именами , и как только вы увидите на экране карточку со своим именем  , сразу поднимайтесь  с места  , чтобы я смогла каждого увидеть и познакомиться . Договорились ?( ребята встают , учитель прикрепляет им бейджики с именами ) .

-На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

II.Индуктор.

-Ребята , посмотрите , что у вас еще необычного для урока истории лежит на партах? (компас).Для чего нужен компас? Нашли «Восток».

-Ребята , сегодня мы отправимся с вами на восток не случайно. Как вы думаете, почему на восток

- С какой страной Др. Востока вы уже познакомились на уроках истории?

( Египет) .                       Слайды №4,№5

 Учитель обращает внимание на то, что класс начинает изучение новых

государств, которые территориально были близки к Древнему Египту.              Слайды №4,№5

2.Актуализация. Повторение .Игра.

-Ребята , скажите , а вы любите играть ?

 Сейчас мы с вами немного поиграем , вы знаете , что в игре нужно быть :

-быстрыми

-активными

-играть по правилам (поднимать руку , не кричать с места ).

Хорошо играя вы сможете собрать  много звезд со звездного восточного неба. Кто наберет больше звезд получит грамоту « Лучший звездочет»и оценку «5».(на экране слайд со звездным небом)

Игра1 «Историческая зарядка»

( объяснить понятия)

Игра 2 «Знаешь ли ты где находится….?»

  • Египет
  • Нил
  • Дельта
  • Первая столица Египта  Слайды №6, №7

 

Уч-ся получают бейджики с указанием их имени.

.

Рассматривают слайд №1,2, 3.

.

Уч-ся отвечают на поставленные вопросы.

Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.

Уч-ся вспоминают , что изучают тему « Древний Восток» и познакомились на предыдущих уроках со страной Др. Востока-Египтом.

Уч-ся рассматривают слайды.

2.Этап всесторонней проверки УУД. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала.

          Этап  актуализации и пробного учебного действия.

 Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий

Уч-ся проявляют активность, эмоционально настраиваются на игру.

Игровая деятельность.

Уч- ся во время игры вспоминают понятия , необходимые для изучения новой темы, объясняют где находится Египет , показывают его местоположение на карте.

5 мин

Самоопределение, смыслообразование (Личностные)

Целеполагание (Познавательные)

Планирование учебного сотрудничества (Коммуникативные)

Волевая саморегуляция(Регулятивные)

5 мин.

Определение функций участников

Управление поведением партнера –контроль , коррекция

Планирование сотрудничества с учителем(К)

саморегуляция(Р)

3этап Этап подготовки уч-ся к активному и сознательному усвоению новой темы.

Постановка проблемы.

-На прошлом уроке мы закончили путешествие  по Древнему Египту. Наши дела в этой стране завершены.И мы продолжаем путешествие дальше на Восток .Отправимся по караванной тропе, с торговцами. Наш путь начинается в великом

Городе Мен- Нефер(Мемфис).Первая часть нашего путешествия протекала обычно, кругом лежала земля . похожая на родную. Но вот мы вышли на берег большой реки. «-О , боги , это неправильная земля»!

Слайд №  8   Карта.Стрелочки путешествия до реки Евфрат.Показываю Двуречье.

-Как вы думаете, что египтянин мог увидеть знакомого? А что могло удивить его на берегах этой

реки?

Если предположений нет . можно обратить внимание на направление течения с севера на юг . не так как в Египте.

-Много удивительного увидел бы египтянина этой земле.   Но можно ли считать эту землю «неправильной»  считать . что эта земля  ниже по развитию , чем Египет? Можно ли утверждать , что на этой земле есть цивилизация?

Сегодня мы с вами должны решить эту проблему.

Выдвигают версии:

- Ребята предполагают , что это за река.

-Предположения учеников  могут быть самыми различными. Из знакомого материала: земледелие, скотоводство . города. Могут указать направление течения , и то ,  что на этой земле  протекают 2 реки: Тигр и Евфрат.

2мин.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

4этапУсвоение новых знаний.

      Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Звучит стихотворение о Двуречье.

-Тема нашего урока «Древнее Двуречье».

Далее познакомить уч-ся с целями урока , планом урока

-Откройте тетради . запишите , пожалуйста тему  урока.

Слайды     № 9 №10 №11

-Запишите , пожалуйста план урока.

Познакомимся с учебной задачей нашего урока.

-А сейчас  я попрошу вас открыть учебники и прочитать п. №1-2 в вашем учебнике , в параграфе 13 и подумать . какие условия существовали на  этой территории. На слайдах №12 №13 вы видите подсказку на что обратить внимание.

С.р. с текстом учебника  параграф № 13 п. №1 стр. 63 , картой настр.31.

-уч-ся называют маршрут и показывают его на карте. Далее уч-ся находят в тексте ответы на поставленные вопросы.

  1) Каково второе название страны Двуречье ?

  2)Как называется вторая река Двуречья ? Покажите на карте.

  3)Объясните при помощи опорных слов местоположение Двуречья ,        покажите на карте.

  4)Где берут начало и куда впадают реки Двуречья?

5)Какая местность по берегам рек Тигр и Евфрат ?

  • Северное Двуречье
  • Южное Двуречье

6) Когда в Двуречье возникло государство ? Раньше или позже чем в Египте?

 (стр.64 -1 абз.)

-Учитель раздает на каждую парту документы.

Организует работу с документом. (у каждого на парте текст документа )

  • Геродот о Двуречье
  • Миф о потопе

Уч-ся анализируют документы (отвечают на вопросы к ним) , сравнивают Двуречье и Египет.

-Далее учитель демонстрирует слайды и  кратко рассказывает о других занятиях жителей Двуречья. Уч-ся отвечают на поставленные вопросы к иллюстрациям на экране( по плану урока)

Учитель

предлагает учащимся заполнить сравнительную

таблицу (время заполнения от3 до 5 минут).

основной вопрос:

сравнить природные условия и занятия жителей Древнего Египта и Междуречья

( затем идет заполнение 2 части таблицы заполнение второй части таблицы).заполнение всей таблицы в тетрадях всеми учениками не обязательно. Достаточно указать черты Двуречья ,общее и различия , можно смоделировать схему.

Слайды   № 12  №13

Уч- ся записывают все необходимое в тетрадях.

-С.р.

-уч-ся знакомятся с текстом учебника п. №1-2 в учебнике , в параграфе 13  и отвечают на вопросы к тексту . поставленные учителем.

- Облегчился  процесс добывания пищи.

- Использовать орудия труда.

 3–4 минуты читают текст,

выполняют задание индивидуально, самостоятельно.    

Работа с документом. (у каждого на парте текст документа , работают в парах.)

  • Геродот о Двуречье
  • Миф о потопе

Уч-ся анализируют документы (отвечают на вопросы к ним) , сравнивают Двуречье и Египет.

.- Уч-ся отвечают на поставленные вопросы к иллюстрациям на экране.

 -Уч-ся дается сравнительная таблица

Сравнительная таблица:

Вопросы сравнения Древний Египет -Двуречье

1. Реки (разливы)

2. Почвы

3. Строительство

4. Занятия

5. Письменность

15мин.

 

Поиск и выделение необходимой информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера . знаково- символическое . графическое моделирование. Где выделены существенные характеристики  объекта , умение структурировать знания (П)

Сравнение . выбор критериев для сравнения(Л)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

 5  этап  Проверка понимания учащимися нового материала..

Микроцель:   построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять при решении задачи,
вызвавшей затруднение.

-Как вы думаете , ребята, Египет и Двуречье были похожи или сильно отличались ?

Слайд № 13

–Учащиеся должны отметить (назвать) наличие черт сходства и отличия.(Проговорить то , что кратко зафиксировали в тетрадях)

5мин.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка (Р)

  1. Этап проверки понимания и закрепления нового материала учащимися. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

     Микроцель:  усвоение учащимися нового способа действия.        

Как вы думаете природные условия Двуречья помогали или мешали развитию общества?

– Но Двуречье это не только страна 2 рек , но и страна городов. Как вы думаете , справедливо ли будет название « Страна городов»?

Слайды № 15 -17

-Учитель кратко рассказывает о городах.

Вспомнитеи назовите признаки государства.

-Отличались ли города Двуречья от египетских?

-Для чего нужен храм? Слайд №17

-Можно ли сделать вывод . что религии похожи ? В чем отличия?

-Откуда ученые могли узнать об этом?

Слайд №18

Решение задачи.

-Археологами во время раскопок в Междуречье было найдено 500 глиняных табличек  , принадлежащих ученикам  школы -будущим писцам. На этих клинописных табличках были их  имена , имена и профессии их отцов.

Но не только  письменность осталась от древних шумеров . Как и в Египте здесь происходило развитие науки. Какие науки?

- И сегодня мы сталкиваемся с достижениями шумеров.с какими?

Закрепление.

 Покажите на карте реки Двуречья  , государство Двуречье  , объясните местоположение страны.(можно использовать опорные слова , они записаны в тетрадях)

– Какой вывод по проблеме мы можем сделать?        Была ли здесь цивилизация?Была ли похожа на египетскую?

Учащиеся делают вывод , о том , что природные условия  заставляли людей действовать совместно . слаженно и способствовали развитию общества . А развитое общество  можно назвать цивилизацией.

Ответ ученика должен быть аргументирован . Но в случае отрицательного ответа  необходимо обратить внимание на города , отмеченные на карте.

-Уч-ся называют признаки государства и говорят , кто жил в городах.( по аналогии с Египтом)

-Зиккурат. Записывают понятие в словарь.

-уч-ся находят « за сходство «  и « против».

- Ученики могут назвать вещественные и письменные источники.

- клинопись

-секунды . минуты часы . градусы в окружности.

3 мин.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

  1. этапПодведение итогов урока. Этап инструктажа по выполнению домашнего задания.

     Микроцель: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

-– Какой вывод по проблеме мы можем сделать?        Была ли здесь цивилизация?Была ли похожа на египетскую?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную проблему?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Запишите домашнее задание: §13,

-Нарисуйте иллюстрацию к одному из мифов Двуречья.

-Объснять словами и показывать на карте расположение Д Двуречья.

-Почему в Междуречье единое государство возникло гораздо позже , чем в Египте?

Дают ответы на вопросы

- называют признаки цивилизации.

Анализируют работу на уроке через самооценку

- намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

10-7 мин.

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

  1. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.                                                                                                                                          Микроцель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса:

  • Кто на протяжении всего урока выполнял все задания правильно(5)
  • Кто  допускал ошибки, но сам их исправлял (4)
  • Есть  в нашем классе ребята, которые не выполнили задания
  • Скажите . пожалуйста . что было непонятно , что бы вы хотели уточнить?

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

- учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки.

3мин.

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЭОРы в образовательном процессе. План - конспект урока: "Древнее Двуречье"

Древнее Двуречье  урок №1 в разделе «Западная Азия  в древности» . При изучении этой темы применяются ФЦИОР «Древнее Двуречье». Учащиеся просматривают презентацию, отвечают на воп...

Древнее Двуречье

Презентация создана на основе конспекта урока: Поурочные планы по истории Древнего мира (к учебнику Вигасна)...

Древнее Двуречье

Это урок изучения нового материала.Цель:Познокомить школьников с географическим положением и природой Древнего Двуречья...

Урок по истории древнего мира "Древнее Двуречье"

Урок в 5 классе на тему  «Древнее Двуречье» разработан в соответствии с поурочным планированием по учебнику Вигасина, Годера.Тип урока: урок открытия нового знания.Цели урока:Дидактическая: форми...

Методическая разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Данный урок позволит учащимся в полной мере освоить данный материал и даст представление о появление первых государств в древнем Двуречье....

Презентация к уроку в 5 классе по истории Древнего мира "Древнее Двуречье"

Данная презентация даст полное представление о первых жителях Древнего Двуречья и их основных занятиях....