Олимпиада по истории 10 класс
олимпиадные задания (история, 10 класс) по теме

Елисеева  Анастасия Васильевна

Олимпиада по истории 10  класс (2013 - 2014 уч. год)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по истории

 10 класс

Вариант I

1.  Определите, какие события относятся к периоду Киевской Руси, а какие – к периоду феодальной раздробленности. Ответ запишите в виде таблицы.  (2 балла)

   Битва на р. Калке, крещение Руси, Ледовое побоище, первое упоминание о Москве, походы русских князей на Константинополь, строительство Софийского собора в Новгороде.

Киевская Русь

Феодальная раздробленность

 

 

 

 

 

 

2. Объясните значение слов: вече, вира, дружина, полюдье, холоп.  (2 балла)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расположите события Отечественной войны 1812 г. в хронологической последовательности. (3 балла)

1) Смоленское сражение

2) Тарутинский маневр

 3) Военный совет в Филях

4) Сражение на р. Березине

5) Бородинское сражение

6) Сражение при Малоярославце

4.  Под каким политическим лозунгом осенью 1917 г. пришли к власти большевики? (1 балл)

а) «Долой десять министров-капиталистов»

б) «Никакой поддержки Временному правительству»

в) «Вся власть Советам»

5. Для политики военного коммунизма было характерно ...  (1 балл)

а) сверхцентрализация управления промышленностью

б) децентрализация управления промышленностью

в) денационализация промышленности                                                                      

6.  В апреле 1922 г. в Рапалло был подписан договор об установлении дипломатических и торговых отношений между РСФСР и ...  (1 балл)

а) Великобританией

б) Германией

7. Какой из орденов, учрежденных во время Великой Отечественной войны в 1943 году, был назван «солдатским» и предназначался в первую очередь для награждения рядовых бойцов? (1 балл)

а) Кутузова

б) Славы

в) Победы

г) Нахимова


8)  По Конституции 1993 г. Россия является ... государством. (1 балл)

а) унитарным

б) федеративным

в) конфедеративным

9. В ходе экономической реформы 1965 года, проводимой под руководством А. Н. Косыгина  (1 балл)

а)

был введен «бригадный подряд» на предприятиях

б)

началась приватизация государственных предприятий

в)

отменена государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность

10. Расшифруйте данные аббревиатуры.  (6 баллов)

  1. БАМ –
  2. ТАСС –
  3. ВЧК –
  4. ЦДСА –
  5. Ликбез –
  6. ГОЭЛРО –

11. Где состоялось совещание руководителей России, Украины и Белоруссии, на котором 8 декабря 1991 г. было принято решение о роспуске СССР и создании СНГ?  (1 балл)

_________________________________________________________________________

12. Закончите предложения, вписав соответствующий факт (имя, название, понятие):

(максимум 21 балл)

1) План захвата Москвы назывался ______________________.

2) Пограничная крепость, продержавшаяся почти месяц в тылу врага, называлась ______________________.

3) Бои у города ______________________ задержали немецкие войска почти на два месяца и сорвали план молниеносного наступления.

4) Переброска резервных частей Красной Армии с Дальнего Востока на московское направление оказалась возможной после того, как __________________________________________________________________.

5) В блокадном Ленинграде была исполнена Седьмая симфония композитора ______________________.

6) Поэтесса _________ стала символом мужества блокадного Ленинграда.  

7) Красное знамя на рейхстаг водрузили __________________  __________и __________________.

8) Немецкий план вторжения на территорию СССР назывался ______________________.

9) После войны СССР отошла территория Восточной Пруссии, крупнейшим городом которой был ______________________.

10) Операция по освобождению территории Белоруссии называлась ______________________.

11) Встреча американских и советских войск произошла близ города ______________________ на реке ______________________.

12) Автором знаменитой поэмы "Василий Тёркин" был ______________________.

13) Лабораторию № 2 АН СССР, работавшую над "урановым проектом", возглавил ______________________.

14) Реактивная установка,  использованная в Сталинградской битве, называлась          ______________________.

15) Первым трижды Героем Советского Союза стал _____________________.

16) Парад Победы на Красной площади принимал ______________________.

17)  Первые салюты в Москве были даны в честь освобождения городов __________________ и __________________.

18) Блокада Ленинграда продолжалась _____________ дней и ночей.

19) Крупнейшее в мировой истории танковое сражение состоялось под ______________________.

20) Система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия союзникам по антигитлеровской коалиции называлась ______________________.

21) Ведущую роль в антигитлеровской коалиции играли ________________, ________________ и ________________.

13. Кому принадлежат следующие высказывания? (3 балла)

1) «Им нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия!»

Ответ:____________

2) Умом Россию не понять,                             У ней  особенная  стать –              

Аршином общим не измерить:                        В Россию можно только верить.

Ответ:____________

3) «Товарищи! XX  съезд  Коммунистической  партии  Советского  Союза  с  новой  силой продемонстрировал нерушимое единство нашей партии,  ее  сплоченность вокруг своего  Центрального  Комитета,   ее  решимость   выполнить  великие  задачи коммунистического  строительства. (Бурные аплодисменты.) И тот факт, что  мы сейчас во всей широте ставим принципиальные  вопросы о  преодолении  чуждого марксизму-ленинизму  культа  личности и о ликвидации причиненных им  тяжелых последствий, говорит о  великой моральной  и политической силе нашей партии»

Ответ:____________

14. Определите, какому событию посвящено изображение. (2 балла)

Ответ:_____________________________________________________________________

15. Определите, о каких исторических событиях, явлениях отечественной истории говорится в каждом из приведенных отрывков поэтических произведений. Укажите дату событий с точностью до года. (2 балла)

1.

От здания к зданию

Протянут канат.

На канате – плакат:

«Вся власть Учредительному Собранию!»

 (А. Блок)

    2.

Я убит подо Ржевом,

В безымянном болоте,

В пятой роте, на левом,

При жестоком налете.

(А.Твардовский).

Событие

Дата

16. Рассмотрите фотографии государственных деятелей СССР. Установите соответствие между фотографиями,  фамилиями изображенных на них лиц и занимаемыми ими государственными должностями. ( 8 баллов)

а)                                        б)                               в)                                   г)

           

д)                                        е)                                   ж)                                   з)

       

ДЕЯТЕЛИ

ДОЛЖНОСТИ

1)

Ф.Э. Дзержинский

А)

зам. пред. РВС СССР и наркома по военным и морским делам СССР, с янв. 1927 пред. ОСОАВИАХИМа СССР

2)

Г.Е.Зиновьев

Б)

нарком просвещения в первом составе Совнаркома

3)

Л.Д.Троцкий

В)

председатель Реввоенсовета Республики в период гражданской войны

4)

А.С. Бубнов

Г)

председатель Исполкома Коминтерна

5)

А.В. Луначарский

Д)

главный редактор газеты «Правда»

6)

Л.Б. Каменев

Е)

председатель коллегии ВЧК

7)

Н.И. Бухарин

Ж)

нарком просвещения с 1929 г., репрессирован в 1938 г.

8)

И.С. Уншлихт

З)

председатель ВЦИК в октябре-ноябре 1917 г.

Ответы впишите в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

17**. Перед вами высказывания историков о событиях и деятелях российской истории. Выберите то из них, которое станет темой вашего выступления. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к одному из  утверждений  и обосновать аргументами, представляющимися вам наиболее существенными  (максимально по 5 баллов за каждую позицию).

1. «В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем… Ему посчастливилось войти в историю с прозвищем Мудрый – пожалуй, наиболее лестным и почетным для любого государственного мужа». (А.Ю. Карпов)

2. «Опричная «затея» являлась крупной государственной реформой». (С.Ф. Платонов)

3. «Реформы Александра I остановил страх. Страх перед дворянством, перед «темной» его частью… Страх перед европейской революцией… Тайный страх перед «слишком освобожденной Польшей». (В.В. Бондаренко)

4. «Столкновение между регулярными частями Красной и Белой армий являлось лишь фасадом Гражданской войны… Между тем победа той или иной стороны зависела прежде всего от сочувствия и поддержки… крестьянства». (А. Данилов)

5. «В сущности, сталинизм безнравственен не потому, что он не знал, как строить общество, где-то допустил деформации, отклонения, ошибки. Сталинизм безнравственен именно тем, что отлично знал и понимал: что, почему и зачем творит». (А. Яковлев)

6. «Причиной всех наших бед стал XX съезд КПСС. Хрущев дискредитировал нашу партию, нашу историю. Нельзя было открывать «картину» сталинской эпохи. Народ не был готов воспринимать правду». (Из письма в газету «Комсомольская правда»)



Предварительный просмотр:

Школьная олимпиада по истории

 10 класс

Вариант II

1. Определите, какие события относятся к периоду Киевской Руси, а какие – к периоду феодальной раздробленности. Ответ запишите в виде таблицы.  ( 2 балла)

Поход Олега на Киев, принятие «Русской правды», походы Ивана III на Новгород, свержение монгольского ига, походы Игоря на Константинополь, строительство Успенского собора в Москве

Киевская Русь

Феодальная раздробленность

 

 

 

 

 

 

2. Объясните значение слов: летопись, уроки, погосты, подсека, бортничество.

 (2 балла)

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Расположите события Отечественной войны 1812 г. в хронологической последовательности. (Максимум 3 балла)

1) Смоленское сражение

2) Тарутинский маневр

 3) Военный совет в Филях

4) Сражение на р. Березине

5) Бородинское сражение

6) Сражение при Малоярославце

4.  Разделение РСДРП на большевиков и меньшевиков произошло в ... (1 балл)

а) 1898 г.

б) 1903 г.

в) 1905 г.

5. Для политики военного коммунизма было характерно ... (1 балл)

а) сверхцентрализация управления промышленностью

б) децентрализация управления промышленностью

в) денационализация промышленности                                                                            

6.  В апреле 1922 г. в Рапалло был подписан договор об установлении дипломатических и торговых отношений между РСФСР и ... (1 балл)

а) Великобританией

б) Германией

7. По Конституции 1993 г. Россия является ... государством. (1 балл)

а) унитарным

б) федеративным

в) конфедеративным

8. Какой из орденов, учрежденных во время Великой Отечественной войны в 1943 году, был назван «солдатским» и предназначался в первую очередь для награждения рядовых бойцов? (1 балл)

а) Кутузова

б) Славы

в) Победы

г) Нахимова


9. В ходе экономической реформы 1965 года, проводимой под руководством А. Н. Косыгина  (1 балл)

а)

был введен «бригадный подряд» на предприятиях

б)

началась приватизация государственных предприятий

в)

отменена государственная монополия на внешнеэкономическую деятельность

10. Расшифруйте данные аббревиатуры.  (6 баллов)

  1. БАМ –
  2. ТАСС –
  3. ВЧК –
  4. ЦДСА –
  5. Ликбез –
  6. ГОЭЛРО –

11. Кто в 1977 — 1982 гг. занимал пост Председателя Президиума Верховного Совета СССР? (1 балл)

_____________________________________________________________________________

12. Закончите предложения, вписав соответствующий факт (имя, название, понятие):

(максимум 21 балла)

1) План захвата Москвы назывался ______________________.

2) Пограничная крепость, продержавшаяся почти месяц в тылу врага, называлась ______________________.

3) Бои у города ______________________ задержали немецкие войска почти на два месяца и сорвали план молниеносного наступления.

4) Переброска резервных частей Красной Армии с Дальнего Востока на московское направление оказалась возможной после того, как __________________________________________________________________.

5) В блокадном Ленинграде была исполнена Седьмая симфония композитора ______________________.

6) Поэтесса _________ стала символом мужества блокадного Ленинграда.  

7) Красное знамя на рейхстаг водрузили __________________  _______________и __________________.

8) Немецкий план вторжения на территорию СССР назывался ______________________.

9) После войны СССР отошла территория Восточной Пруссии, крупнейшим городом которой был ______________________.

10) Операция по освобождению территории Белоруссии называлась ______________________.

11) Встреча американских и советских войск произошла близ города ______________________ на реке ______________________.

12) Автором знаменитой поэмы "Василий Тёркин" был ______________________.

13) Лабораторию № 2 АН СССР, работавшую над "урановым проектом", возглавил ______________________.

14) Реактивная установка, использованная в Сталинградской битве, называлась          ______________________.

15) Первым трижды Героем Советского Союза стал _____________________.

16) Парад Победы на Красной площади принимал ______________________.

17)  Первые салюты в Москве были даны в честь освобождения городов __________________ и __________________.

18) Блокада Ленинграда продолжалась _____________ дней и ночей.

19) Крупнейшее в мировой истории танковое сражение состоялось под ______________________.

20) Система передачи США взаймы или в аренду вооружения, боеприпасов, стратегического сырья, продовольствия союзникам по Антигитлеровской коалиции называлась ______________________.

21) Ведущую роль в антигитлеровской коалиции играли ________________, ________________ и ________________.

13. Кому принадлежат следующие высказывания? (3 балла)

1) «Береги пулю на три дни, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять! Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко, пуля обмишулится, а штык не обмишулится».

Ответ:____________

2) Умом Россию не понять,                             У ней  особенная  стать –              

Аршином общим не измерить:                        В Россию можно только верить.

Ответ:____________

3) «Сегодня, в 4 часа утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города… Правительство призывает вас, граждане и гражданки Советского Союза, еще теснее сплотить свои ряды вокруг нашей славной большевистской партии… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Ответ:____________

14. Определите, какому событию посвящено изображение. (2 балла)

Ответ:________________________________________________________________________

15. Определите, о каких исторических событиях, явлениях отечественной истории говорится в каждом из приведенных отрывков поэтических произведений. Укажите дату событий с точностью до года.

     1.

                                     

Нами все это забудется вскоре, в Сараево

прибыл эрцгерцог, а с ним – жена его;

кому-то такой неприятен дуэт,

пуле тесно в стволе...

(И.Бродский)

    2.

Пал без славы

Орел двуглавый.

— Царь! — Вы были неправы.

Помянет потомство

Еще не раз —

Византийское вероломство

Ваших ясных глаз.

(М.Цветаева)

Событие

Дата

16. Рассмотрите фотографии государственных деятелей СССР. Установите соответствие между фотографиями,  фамилиями изображенных на них лиц и занимаемыми ими государственными должностями. ( 8 баллов)

а)                                      б)                               в)                                   г)

           

д)                                       е)                                     ж)                                   з)         

ДЕЯТЕЛИ

ДОЛЖНОСТИ

1)

Ф.Э. Дзержинский

А)

зам. пред. РВС СССР и наркома по военным и морским делам СССР, с янв. 1927 пред. ОСОАВИАХИМа СССР

2)

Г.Е.Зиновьев

Б)

нарком просвещения в первом составе Совнаркома

3)

Л.Д.Троцкий

В)

председатель Реввоенсовета Республики в период гражданской войны

4)

А.С. Бубнов

Г)

председатель Исполкома Коминтерна

5)

А.В. Луначарский

Д)

главный редактор газеты «Правда»

6)

Л.Б. Каменев

Е)

председатель коллегии ВЧК

7)

Н.И. Бухарин

Ж)

нарком просвещения с 1929 г., репрессирован в 1938 г.

8)

И.С. Уншлихт

З)

председатель ВЦИК в октябре-ноябре 1917 г.

Ответы впишите в таблицу.

1

2

3

4

5

6

7

8

17**. Перед вами высказывания историков о событиях и деятелях российской истории. Выберите то из них, которое станет темой вашего выступления. Ваша задача – сформулировать свое собственное отношение к одному из  утверждений  и обосновать аргументами, представляющимися вам наиболее существенными  (максимально по 5 баллов за каждую позицию).

1. «В сознании русских людей Ярослав навсегда остался идеальным правителем… Ему посчастливилось войти в историю с прозвищем Мудрый – пожалуй, наиболее лестным и почетным для любого государственного мужа». (А.Ю. Карпов)

2. «Опричная «затея» являлась крупной государственной реформой». (С.Ф. Платонов)

3. «Реформы Александра I остановил страх. Страх перед дворянством, перед «темной» его частью… Страх перед европейской революцией… Тайный страх перед «слишком освобожденной Польшей». (В.В. Бондаренко)

4. «Столкновение между регулярными частями Красной и Белой армий являлось лишь фасадом Гражданской войны… Между тем победа той или иной стороны зависела прежде всего от сочувствия и поддержки… крестьянства». (А. Данилов)

5. «В сущности, сталинизм безнравственен не потому, что он не знал, как строить общество, где-то допустил деформации, отклонения, ошибки. Сталинизм безнравственен именно тем, что отлично знал и понимал: что, почему и зачем творит». (А. Яковлев)

6. «Причиной всех наших бед стал XX съезд КПСС. Хрущев дискредитировал нашу партию, нашу историю. Нельзя было открывать «картину» сталинской эпохи. Народ не был готов воспринимать правду». (Из письма в газету «Комсомольская правда»)



Предварительный просмотр:

Ответы

Вариант I

1

К периоду Киевской Руси:

крещение Руси, походы русских князей на Константинополь, строительство Софийского собора в Новгороде.

К периоду феодальной раздробленности:

первое упоминание о Москве, Битва на р. Калке, Ледовое побоище.



2


2

Вече - народное собрание.

Вира - штраф, определенная денежная сумма, которую выплачивал совершивший проступок

Дружина - вооруженный отряд, группа воинов, служившая князю

Полюдье – поход князя и его дружины с целью сбора дани

Холоп – одна из категорий зависимого населения Древней Руси



2


3

153246

3

4

в

1

5

а

1

6

б

1

7

б

1

8

б

1

9

а

1

10

БАМ – Байкало-Амурская магистраль

ТАСС – Телеграфное агентство Советского Союза

ВЧК – Всероссийская Чрезвычайная комиссия

ЦДСА – Центральный Дом Советской Армии

      Ликбез – ликвидация безграмотности

       ГОЭЛРО – Государственный план электрификации России, а также Государственная комиссия по электрификации России.


6

11

Беловежская Пуща

1

12

  1. Операция «Тайфун»
  2. Брестская крепость
  3. Город Смоленск

4) Японское правительство отказалось от начала военных действий против СССР

5) Д.Д. Шостакович

6) Ольга Бергольц

7) М. Егоров, М. Кантария, А. Берест

8) План «Барбаросса»

9) Город Кенигсберг  (ныне Калининград)

10) Операция «Багратион»

11) город Торгау  река Эльба

12) А. Т. Твардовский

13) И. В. Курчатов

14) «Катюша»

15) А. И. Покрышкин

16) Г. К. Жуков

17)  Орел, Белгород  (5 августа 1943 г.)

18) 900 дней

19)  Прохоровка

20)  Ленд – лиз

21) СССР, Великобритания и США





21

13

П. А. Столыпин

Ф. И. Тютчев

Доклад-выступление Первого секретаря ЦК КПСС тов. Н.С. Хрущева на XX съезде КПСС.( 1956г.)


3

14

Плакат периода русско – японской войны 1904- 1905 гг. оборона Порт - Артура

2

15

  1. Созыв Учредительного собрания. Январь 1918 г.
  2. Бои под Ржевом и Вязьмой. Сентябрь 1941 г.

2

16

1 а Е

1 б Г

3 з В

4 ж Ж

5 д Б

6 е З

7 в Д

8 г А



8

17

Критерии оценивания эссе: (максимально по 5 баллов за каждую позицию)

1) конкретизация предложенной темы

2) объяснение выбора вопроса для конкретизации темы

3) грамотность использования исторических фактов и понятий

4) знание различных точек зрения по избранному вопросу

5) четкость и доказательность основных положений работы

6) смысловое единство сочинения-эссе.

Максимум 56  баллов  за 16 заданий.

Эссе 30 баллов.



Предварительный просмотр:

Ответы

Вариант II

1

К периоду Киевской Руси:

поход Олега на Киев, походы Игоря на Константинополь,  принятие «Русской правды».

К периоду феодальной раздробленности: 

походы Ивана III на Новгород, свержение монгольского ига, строительство Успенского собора в Москве.




2

2

Летопись – запись событий в хронологическом порядке.

Уроки – размеры дани, установленные Ольгой.

Погосты – места сбора дани, установленные Ольгой.

Подсека – система земледелия в лесистых районах у славян, при которой деревья подсекались (срубались), земля расчищалась и засеивалась.

Бортничество – промысел, сбор меда диких пчел.



2



3

153246

3

4

а

1

5

а

1

6

б

1

7

б

1

8

б

1

9

а

1

10

БАМ – Байкало-Амурская магистраль

ТАСС – Телеграфное агентство Советского Союза

ВЧК – Всероссийская Чрезвычайная комиссия

ЦДСА – Центральный Дом Советской Армии

       Ликбез – ликвидация безграмотности

       ГОЭЛРО – Государственный план электрификации России, а также Государственная комиссия по электрификации России.






6

11

Л. И. Брежнев

1

12

  1. Операция «Тайфун»
  2. Брестская крепость
  3. Город Смоленск

4) Японское правительство отказалось от начала военных действий против СССР

5) Д.Д. Шостакович

6) Ольга Бергольц

7) М. Егоров, М. Кантария, А. Берест

8) План «Барбаросса»

9) Город Кенигсберг  (ныне Калининград)

10) Операция «Багратион»

11) Город Торгау  река Эльба

12) А. Т. Твардовский

13) И. В. Курчатов

14) «Катюша»

15) А. И. Покрышкин

16) Г. К. Жуков

17)  Орел, Белгород  (5 августа 1943 г.)

18) 900 дней

19)  Прохоровка

20)  Ленд – лиз

21) СССР, Великобритания и США













21

13

А. В. Суворов

Ф. И. Тютчев

22 июня 1941г. – выступление по радио зам. председателя Совнаркома и народного комиссара иностранных дел В.М. Молотова

3

14

Пропагандистский  плакат советско - финской войны 1939 – 1940 гг.

2

15

  1. Убийство эрцгерцога Фердинанда. Начало Первой мировой войны. Лето 1914 г.
  2. Отречение от престола Николая II. Март 1917 г.

2

16

1 а Е

1 б Г

3 з В

4 ж Ж

5 д Б

6 е З

7 в Д

8 г А





8



17


Критерии оценивания эссе: (максимально по 5 баллов за каждую позицию)

1) конкретизация предложенной темы

2) объяснение выбора вопроса для конкретизации темы

3) грамотность использования исторических фактов и понятий

4) знание различных точек зрения по избранному вопросу

5) четкость и доказательность основных положений работы

6) смысловое единство сочинения-эссе.

Максимум 56  баллов  за 16 заданий.

Эссе 30 баллов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Олимпиада по истории г. Владивостока

Задания олимпиады для учащихся 8-х классов  разработаны к 150-летию г. Владивостока. ...

Олимпиада по истории

Дидактический материал для проведения внутри училищной (школьной) олимпиады....

Материалы к школьной олимпиаде по истории 7-8класс.

тестовые олимпиадные задания по истории Росии для 7-8классов...

олимпиады по истории

школьный тур олимпиады по истории для 9 - 11 классов, составлены на основе Методических рекомендаций по проведению Всероссийской олимпиады школьников...

Разработка интегрированного урока ОБЖ и история, 10класс. Тема: «Вооруженные Силы Российской Федерации – защитники нашего Отечества».

   Интегрированный урок-лекция способствует созданию у школьников правильного представления о Российской армии и роли в формировании государственности России, приобрет...

школьный этап всероссийской олимпиады по обществознанию 10класс

Работа состоит из 3 частей, включающих 24 задания.Часть А включает 15 заданий с выбором ответа. К каждому заданию дается 4 варианта ответа, только один из которых правильный.Часть В состоит из 5...

Рабочая программа по истории 10класс

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, даёт распределение учебных часов по разделам курса с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных ос...