Урок "Становление российского Парламентаризма"
план-конспект урока по истории (11 класс) по теме

 Башкова Галина Александровна

Цель урока: показать значение возрождения парламентаризма в России как важнейшего инструмента демократии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Становление Российского Парламентаризма

Цели урока:

  1. Показать учащимся значение возрождения парламентаризма в России, как важнейшего инструмента демократии.
  2. Выяснить истоки и причины зарождения парламентаризма в начале ХХ века, охарактеризовать богатый опыт законотворческой деятельности.
  3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма и активной гражданской позиции.

Подготовка к уроку.

  • работа с материалами Конституции РФ.
  • сбор информации о законотворческой деятельности Государственной Думы (средства массовой информации, Интернет).
  • экскурсия в Государственную Думу.
  • встреча с депутатами Государственной Думы.
  • подготовка учащимися мини проектов, презентаций.
  • оформление выставки к уроку.

План урока.

  1. История развития парламентаризма в России.
  2. История развития парламентаризма в Российской Федерации в последние годы.
  3. Структура Федерального Собрания Российской Федерации.
  4. Порядки и принципы деятельности Государственной Думы.
  5. Порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их рассмотрение.
  6. Права и обязанности депутататов Государственной Думы.
  7. Международные связи Государственной Думы.        

Вводная часть – вступительное слово учителя и беседа.

Тема нашего сегодняшнего урока – "Становление Российского парламентаризма». Личное отношение людей к политике противоречиво. Одни считают, что участвовать в политических «играх» бессмысленно, другие убеждены, что если сознательные люди не будут заниматься политикой, в ней станут заправлять недостойные. Внимание к политике людей всегда было разным, как и степень политического участия. Однако полное равнодушие к политике – явление нечастое, видимо потому, что от политики во многом зависит развитие общества, а значит жизнь и судьба каждого человека. Многие мыслители прошлого, описывая идеальные модели общественного устройства, называли демократию наиболее рациональной и справедливой формой правления, так как именно демократия позволяет осуществлять народовластие через высшее достижение человечества – парламентаризм.

Давайте вспомним, что в современной политологии означают следующие термины:   - политология;

            - демократия;

            - парламентаризм.

Вопросы к классу.

Каковы основные принципы демократии? Как реализуется принцип народовластия? В чём выражается политический плюрализм? Что такое парламентаризм и каковы его принципы?

В чём заключаются основные типы избирательных систем: мажоритарной и пропорционально. Почему современный парламент является главным форумом политической гласности?

 В различных странах демократия существовала в неодинаковых формах. Демократические институты Франции, Англии, Италии, США заметно отличаются друг от друга. Их облик и политическая эффективность зависят от традиций, исторических особенностей государств. Какова же история развития парламентаризма в России? Давайте начнём с экскурса в Древнюю Русь.

 Рассказ ученика о Новгородском вече, Боярской думе, Земском соборе.

В нашей стране институт выборов как форма проявления политической самодеятельности населения появился уже на заре государственности. Стоит вспомнить, что само явление на исторической сцене основателя династии, правившей в русских землях до конца XVI в., - варяжского князя Рюрика - предстаёт перед нами в летописи как результат не завоевания, а осознанного политического решения (т.е. выбора) славянских и финских племён.

В знаменитой Новгородской республике государственное управление осуществлялось через систему вечевых органов. В столице собиралось общегородское вече, отдельные части города, пригородов и соседних поселений созывали свои собственные вечевые собрания. На этих собраниях решались экономические споры, принимались законы, избирались высшие должностные лица, приглашались князья.

Наиболее изобретательные князья использовали различные методы «предвыборной агитации». Так, в 1177 г. изгнанные из Новгорода князья Мстислав Ростиславич и его брат Ярополк объявили, что их соперник владимиро-суздальский князь Всеволод Большое Гнездо лишил их зрения. В очень скором времени оба брата чудесно «прозрели» и снискали всеобщие симпатии своим «мученичеством». Зимой того же года они вернулись в Новгород.

В Великом Новгороде использовалась вся палитра «средств агитации». Подкуп участников веча, обвинение политических противников в измене или обычной уголовщине, избиение их слугами или наёмными бандитами, тайное вооружение своих сторонников и, наконец, убийства и разграбления, прямые вооружённые столкновения сторон - всё это не случайные эксцессы, а нормальная практика политической жизни средневековой республики (не только Новгородской, но и любой другой).

Во времена существования Московского государства, когда Новгородская республика была уничтожена, верховная власть не раз, заведя страну в тупик, вынуждена была вспоминать о народном представительстве. В результате на авансцену российской истории вышли Земские соборы - представительские учреждения, в состав которых входили члены Боярской думы, крупнейшие церковные иерархи, верхушка посада. В состав собора вели три пути - по общественно-политическому положению, по назначению, по выбору.

Зарождение российского парламентаризма связано с революционными событиями 1905г. Ещё в августе было принято первое «Положение о выборах». Царь Николай II своими указами периодически менял правила выборов Депутатов в Государственную Думу, пытался создать самые благоприятные условия для дворян и крупных предпринимателей, а Думе придать совещательный характер. И только парализация сил царизма, наступившая в результате Всероссийской Октябрьской политической стачки и настойчивость С.Ю.Витте, убеждавшего царя в необходимости уступок и перемен привели к изданию высочайшего Манифеста 17 октября 1905 года (Док-т Письмо Николая II матери, исторические портреты Николая II и С.В. Витте).

- Каковы же основные положения Манифеста?

Работа с текстом документа и таблицей.

Несмотря на неравный, непрямой и не всеобщий характер выборов, Государственная Дума явилась первым в истории России собранием народных представителей.

Изменилась структура государственного устройства. Появился Двухпалатный парламент.

До революции было избрано четыре государственные думы. Каков был их состав? Какие вопросы они решали?

Рассказ ученика об открытии первой Государственной Думы. На экране: Тронный зал из Зимнего дворца и Таврический дворец.

Далее начинается характеристика работы I и II Государственные Думы.

Разгон II Государственной Думы связан с принятием нового реакционного избирательного закона. Большую роль в этом сыграл новый премьер П.А.Столыпин.                              

                                   (Историческая справка.)

Рассказ учеников о работе III реакционной Думы и принятии новых законов.

Характеристика IV Думы.

Видеофильм (фрагмент к/ф «Агония») о выступлении в IV Думе представителей Пуришкевича.

История развития парламентаризма в Российской Федерации последние годы.

С приходом к власти большевиков, свержением Временного правительства и разгон Учредительного собрания с идеями парламентаризма было покончено. Ушли в небытие символы Российского государства: герб, флаг и казалось, что навсегда. Советский тоталитарный режим был несовместим с принципами демократии и парламентаризма. Ситуация начала меняться лишь в конце 1980-х – начале 1990-х гг., что было вызвано объективными условиями развития общественных отношений, институтов гражданского общества, социально-экономических механизмов. Зарождались новые политические силы: демократы, национал - патриоты и др. Выборы превратились в крупные политические акции, зарождалась новая политическая элита. С принятием в России новой Конституции (декабрь1993г) был открыт путь для осуществления демократических реформ. Они направлены на то, чтобы обеспечить чёткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, усилить правовую основу для преобразований, стимулировать развитие подлинно демократических структур гражданского общества, системы средств массовой информации. В ст.11 Конституции РФ говорится…- цитата.

Кто является главой государства? Ст.80 Конституции РФ – характеристика деятельности президента.

Выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права. Ст.32

Работа со схемой ГУ и конституцией РФ  

Конституция РФ

Работа с текстом документа.

1. Какова структура Федеративного Собрания? Ст. 94-95

2. Каков срок полномочий Думы и Советской Федерации? Ст.96

3. Кто может быть избран Депутатом Государственной Думы? Ст.97

4. Каким статусом обладают депутаты ГД? Ст.98

5. Каков порядок и принципы деятельности ГД? Ст.99, 100, 101

6. Что относится к ведению Совета Федерации? Ст.102

7. Что относится к ведению Государственной Думы? Ст.103

8. Каков порядок внесения законопроектов в Государственную Думу и их рассмотрения? Ст.104, 105

9. Какие законы подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации? Ст.106

10. Куда дальше направляется федеральный закон? Ст.107

11. Когда федеральный закон считается принятым? Ст.108

Заключение…

Проанализировав работу высшего законодательного органа РФ нужно отметить, что требует дальнейшего разрешения проблема устранения пределов прав и ответственности парламента, Президента, правительства, особенно в нормотворческой деятельности. Сегодня все еще наблюдается вмешательство этих властных структур в дела друг друга, не редко происходит «война законов, указов, постановлений и прочих». Это нарушает принцип верховенства законов в обществе.

Сказанное позволяет сделать вывод о том, что, не смотря на сложность и противоречивость процессов политической жизни, в них обнаруживается главная тенденция – становление демократических институтов в российском обществе.

Слово присутствующим депутатом…

Побывав с экскурсией в государственной Думе, мы имели возможность пообщаться с депутатами и получить ответы на некоторые вопросы:

  1. каковы международные аспекты деятельности государственной Думы?
  2. каковы права и обязанности депутатов государственной Думы?
  3. какие законы, касающиеся молодежи, рассматриваются в Думе?

                             Дополнительный материал.

Принятие новой российской Конституции и провозглашения Российской Федерации правовым государством с республиканской формой правления ставит историко-юридическую науку перед необходимостью исторического анализа в такой области, как становление и развития системы государственных органов.

В течение многих десятилетий изучение истории Государственной Думы всех её четырёх созывов(1906-1917 гг.) имело академический характер. Но теперь, когда в стране появилось новая Государственная Дума, это изучение приобретает и большое практическое значение. Политики, учёные, публицисты часто совершают экскурсы в историю царской Думы, сопоставляют её с современной, нередко называют нижнюю палату Федерального Собрания пятой Думой (ныне уже и шестой). Сравнивается их компетенция, делаются попытки извлечь уроки из прошлого, обратить их на пользу действующему парламенту, ибо признаётся, что «работа Государственной Думы явилась в России начала XX века важным фактором политического  развития, оказавшим влияние на многие сферы общественной жизни»

Исторические традиции появляются не только в сохранении определённой формы правления. Они бывают связаны, в частности, с особенностями развития парламентаризма, который  так же может существовать в различных формах (например, президентская или парламентская республика). Иными словами, конкретные условия организации и деятельности законодательных органов страны формируются под воздействием исторически определённых факторов. Немалую роль в этом играют накопленный опыт, устойчивость демократических традиций, восприятие их населением и др.

Как известно, основная задача и исторической науки заключается в том, чтобы, опираясь на объективный анализ выявленных факторов, дать оптимальный прогноз развития того или иного явления, вскрыть причины тех или иных явлений в настоящем. Поэтому в настоящей работе я попытаюсь описать историю существования Государственной Думы  с акцентом на те вопросы, которые в наши дни стоят чрезвычайно остро.

1.Законодательные органы в России до Государственной Думы.

К народному представительству люди стремились с далекой древности. Под звон колоколов в Новгороде и Пскове, Москве и Рязани, в Киев и Владимире собиралось народное вече в Древней Руси, чтобы решить, кого призвать на княжение, собирать ли в поход дружину, увеличивать ли подати и т.д. В известной степени продолжением этой формы представительства был Земский собор. Правда, вначале походил на «парламент чиновников из представителей высшей администрации-руководителей приказов, церкви столичного и провинциального дворянства; но постепенно в обществе вызрела идея выборности соборов: к концу XIV в. Земские соборы стали выбирать по сословиям.

К концу XVII в. деятельность соборов отмирает. На смену им приходит Сенат Петра I, который взял на себя функции законодательного органа. Через Сенат Петр проводил все свои реформы. Столь же самодержавна правила и Екатерина II, хотя, будучи человеком, для своего времени передовым, с ориентацией на европейские страны, она предприняла некоторые шаги в сторону формирования выборных общественных органов, в первую очередь в лице «Уложенных комиссий». Попытка поставить страну на конституционный путь была предпринята при Александре I. На 1 сентября 1810г. было даже запланировано открыть Государственную Думу,  созданную, по идеям М.М.Сперанского, по образу и подобию европейских парламентов.

2. Российское общество на пороге XX в.

Период с 1900 до 1917гг. изучался в нашей истории в основном как этап революционной борьбы угнетенных масс. События этого времени не рассматривались как интегральный общенациональный кризис.

К началу XXв. Россия была аграрно-индустриальной державой, занимала пятое в мире по общему уровню промышленной продукции.

В начале XX в. разразился промышленный кризис, который усилил революционные настроения. В тугой узел затянулись нерешенные проблемы: аграрная, национальная, демократизации государственного устройства и др.

В 1894г. на престол в возрасте 25 лет взошёл последний российский император Николай II. Он был прекрасно образован и воспитан, владел пятью языками. В то же время больших государственных талантов он не имел и бремя управления великой страной нёс как тяжёлый крест, отдыхая от него в кругу семьи. Земские деятели в ходатайстве царю просили повысить роль органов местного самоуправления, на что Николай II  заявил, что расчёты земств на «участие в делах внутреннего управления» являются «бессмысленными мечтаниями».

В начале века появились первые признаки раскола в государственном  устройстве страны.

3. Изменения в государственном управлении в 1905 – 1906 гг.

В начале ХХ в. в России имелись элементы буржуазной государственности, конституциолизма: выборные органы местного самоуправления, общероссийские партии, развивался процесс самоорганизации масс населения.

Начавшаяся в январе 1905 г. революция ещё более обострила проблему политических реформ в России. Солдатские залпы уже почти полгода разгоняли народ, но проблема реформ так и не была снята. Под давлением революции самодержавие было вынужденно пойти на уступки. 6 августа 1905 года Николай ІІ подписал манифест, которым в системе государственной власти учреждалась законосовещательная Государственная Дума, названная «булыгинской» по имени тогдашнего министра внутренних дел А.Г.Булыгина, разработавшего ее проект. Дума создавалась для «предварительной разработки и обсуждения законодательных предложений, восходящих, по силе основных законов, через Государственный совет, к верховной самодержавной власти».

Проект законосовещательной думы уже никого не удовлетворял, тем более что революция ширилась, на ее сторону стали переходить военные части. В октябре в стране началась Всероссийская политическая забастовка, встали железные дороги, была парализована работа промышленных предприятий. В обстановке, когда трудно было определить, в какую сторону склониться политическая чаша весов, Николаю ІІ ничего другого не оставалось, как объявить Манифест 17 октября 1905 г., которым подчеркивался конституционный путь развития страны и предоставления гражданских свобод.

Царский манифест 17 октября 1905 года даровал России:

Общественные свободы – неприкосновенность личности, свободу слова, собраний, союзов;

Объявил о выборах в Государственную думу и их демократизации;

Придал Государственной думе характер законодательного учреждения, т.е. провозглашался принцип деления власти и перехода к конституционному строю.

19 октября 1905 года был удержан указ «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений». В соответствии с ним Совет министров превращался в постоянное высшее правительственное учреждение, призванное обеспечивать «направление и объединение действий главных начальников ведомств по предметам законодательства  и высшего государственного управления». Устанавливалось, что законопроекты не могут быть внесены в Государственную думу без предварительного обсуждения в Совете министров, кроме того, «никакая имеющая общее значение мера управления не может быть принята главными начальниками ведомств помимо Совета министров».

11 декабря 1905 года в разгар вооруженных столкновений в Москве был издан закон о выборах в І Государственную думу. По этому закону выборы были не прямые, не равные, не всеобщие и не демократические. И все же данный закон расширил избирательные права путем установления четвертой курии – рабочей, от которой избиралось около 3% депутатов. Более 40% депутатов Думы избирало крестьянство, которое царские сановники по-прежнему считали главной опорой государства и престола. Была сохранена цензовая система и сословный принцип. Так же были сохранены общие ограничения в избирательном праве, установленные в августе 1905 г. целые слои населения – женщины, военнослужащие, так называемые «бродячие инородцы» (т.е. кочевники – скотоводы) – лишались права избирать и быть избранными. Выборы предполагались двухступенчатые, отдельные по губерниям и областям и по крупным городам. Выборы предполагались двухступенчатый, отдельный по губерниям и областям и по крупным городам. Число выборщиков, участвующих в собраниях по губерниям и областям, было установлено специальным списком по каждой  административной  единице отдельно. Для собраний  выборщиков по городам устанавливалась единая квота: по 160 человек в столицах и по 80 человек в остальных городах.

Что касается членов Государственной думы, избираемых выборщиками на собраниях, то их число было определено отдельным списком по каждой губернии, области, городу. Всего в списке значилось 412 мандатов, в том числе 28 от городов.

Хотя ряд ограничений на участие в выборах в Думу нельзя признать разумными, в частности, отстранение от выборов лиц администрации и полиции, тем не менее, их большая социальная направленность очевидна: не допустить в Думе смуты и вольнодумства. Этим целям в первую очередь служили высокий имущественный и возрастной ценз и недопуск к участию в выборах студентов, ограничение числа членов Думы, избираемых городов. Думается  что орган власти, сформированный по таким принципам можно назвать представительным лишь с определённой долей условности .

20 февраля 1906 года  было принято новое положение о Государственной Думе, призванное реализовать обещания, данные в Манифесте 17 октября 1905 г. Однако в полной мере это сделано не было. Дума наделялась законодательными правами (а не законосовещательными, как это было по Закону от 6 августа 1905 г.), но законопроекты, принятые Думой подлежали утверждению в Государственном Совете и императором. Дума рассматривала бюджет и отчет по нему, что ограничивало право императорской власти бесконтрольно распоряжаться финансами.

Как и раньше устанавливалось, что Дума может выступать с законодательной инициативой по всем вопросам, за исключением Основных государственных вопросов. По февральскому 1906 г. Закону Дума получила право запроса к министрам и главноуправляющим ведомствами, подчиненными правительствующему Сенату. Министры обязывались не позднее одного месяца со дня подачи им заявления о запросе дать ответ или известить Думу о причинах, почему они лишены возможности это сделать.

Изменив избирательный закон и предоставив большие права Думе, царское правительство осуществило реформу Государственного Совета (царский указ от 20 февраля 1906 г. «О переустройстве учреждения Государственного Совета»). Из совещательного органа он был преобразован в верхнюю палату, стоявшую над Государственной Думой. Но при формальном равенстве прав Государственный Совет имел приоритет относительно думы: законопроект, обсужденный в Думе и в Совете, представлялся на утверждение императора председателем Государственного Совета. Реорганизация Государственного Совета, создание верхней палаты, стоявшего над Думой, существенно ограничивали права последней.

4. Выборы в  Государственную Думу

С 1906 г. по февраль 1917 г. в России действовали Государственные Думы четырех созывов. Деятельность их представляет особый интерес, поскольку это были при всей их ограниченности выборные народом органы власти, имевшие право контроля за некоторыми сторонами управления государством, которые до этого времени безраздельно принадлежали царю-самодержцу.

5. I Государственная Дума России

Событием огромной исторической важности не только в данной стране, но и во всем цивилизованном мире было открытие в Петербурге 27 апреля 1906г. I Государственной Думы. Оно состоялось в самом крупном в столице Тронном зале Зимнего дворца и было обставлено весьма торжественно. Прибыло огромное число приглашенных, журналистов и дипломатических представителей из многих стран. Ждали царя, и он приехал. Однако «тронная» речь Николая II, в общем-то тусклая и бесцветная, лишенная глубокого содержания, разочаровала присутствующих. Вследствие неодновременности выборов работа I Государственной Думы проходила при неполном составе.

Заняв первенствующее положение в Думе, кадеты 5 мая в письменный ответ на «тронную» речь царя дружно включили требование отмены смертной казни и амнистии политическим заключенным, установления ответственности министров перед народным представительством, упразднения Государственного совета, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, ликвидации казенных, удельных монастырских земель и принудительного выкупа, частновладельческих, для ликвидации земельного голода русского крестьянина. Думцы надеялись, что с этими требованиями царь примет Муромцева, но Николай II не удостоил его этой чести. Ответ думцев был отдан в обычном порядке для «монаршего прочтения» председателю Совета министров И.Л. Горемыкину. 13 мая 67-летний премьер с трудом поднялся на трибуну и на все требования послания ответил категорическим «Нет!» Даже консерваторы были обескуражены. “Ответ правительства – сплошная политическая ошибка” – написал об этом лидер октябристов А.И. Гучков.

19 мая 104 депутата Трудовой группы внесли свой законопроект (проект 104-х). Суть аграрной реформы по законопроекту сводилась к образованию «общественного земельного фонда» для обеспечения безземельного и малоземельного крестьянства путём отвода ему не в собственность, а в пользование участков в пределах определённой «трудовой» или «потребительской» нормы. Что касается помещиков, то трудовики предлагали оставить им лишь «трудовую норму». Конфискация земли у помещиков, должна была, по мнению авторов проекта, компенсироваться вознаграждением помещиков за изъятие земли.

6 июня появился ещё более радикальный эсеровский «проект 33-х». Он предусматривал немедленное и полное уничтожение частной собственности на землю и объединение её со всеми недрами и водами общей собственностью всего населения России.

Обсуждение аграрного вопроса в Думе вызвало рост общественного возбуждения в широких массах и революционные выступления в стране. Желая укрепить положение правительства, отдельные его представители - Извольский, Коковцев, Трепов, Кауфман - выступили с проектом обновления правительства путём включения туда кадетов (Милюкова и др.). Однако это предложение было встречено в штыки консерваторами. Некоторые из них считали, что лучше избавиться от Думы вообще, чем обсуждать эту проблему. Они взяли верх.

Левые либералы, назвав новое учреждение в структуре самодержавия «Думой народного гнева», начали, как они говорили, «штурм правительства». Дума приняла резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. За все созывы десятилетней истории таких резолюций было множество, но все они, как и в этот раз, оставались без последствий. Теперь, зная настроение царя, некоторые министры объявили бойкот Думе, они перестали посещать её заседания. Известного рода унижением новоявленных законодателей был присланный в Думу первый законопроект об ассигновании 40 тыс. рублей на постройку пальмовой оранжереи и сооружение прачечной при Юрьевском университете.

Но за стенами Таврического дворца, а тем более далеко за пределами России, начавшиеся столкновения  депутатов с правительством в Думе не были известны. Появление первого представительного законодательного учреждения в России, за что боролись десятки лет лучшие представители русского общества, вызвало подлинный шквал приветствий от групп россиян, ученых советов университетов, городских дум и земств. Новый парламент приветствовали парламенты других стран. Так, 30 июня 1906г. в I Думе была оглашена телеграмма от членов старейшего парламента - лондонского. От российской Думы была даже выбрана делегация для посылки в Лондон, он она не успела туда отбыть, как I Дума была распущена царем.

I Государственная Дума просуществовала в России всего 72 дня. Всё это время она находилась под обстрелом реакционных сил, и прежде всего – придворной клики. В «Правительственном вестнике» из номера в номер печатались довольно однотипные «верноподданейшие письма», подписанные группами лиц, в которых Дума называлась «инородной выдумкой», «чужеродным изобретением», которому не суждено «привиться на истинно русской почве», доказывалось, что она всегда будет вредным учреждением. При этом предлагалось «пока не поздно» Думу разогнать. Дума даже сделала специальный запрос, на каком основании в официальном органе правительства ведется антидумская пропаганда. Однако тогдашний министр внутренних дел П.А. Столыпин ответил довольно однозначно: подданные монарха вправе печатать свои письма где угодно.

 Дума была распущена, но ошеломленные депутаты не сдались без боя. Около 200 депутатов, и среди них кадеты, трудовики и социал-демократы собрались в Выборге, где после бурных сетований и обсуждений приняли воззвание - “ Народу от народных представителей”. В нём говорилось, что правительство сопротивляется наделению крестьян землёй, что оно не имеет права без народного правительства собирать налоги и призывать на военную службу, делать займы. Воззвание призывало к сопротивлению такими, например, действиями, как отказ давать деньги в казну, саботирование призыва в армию. Но на эти акции народ не откликнулся, разочаровавшись в Думе как пустой “говорильне”.

 Против подписавших “Выборгское воззвание” правительство возбудило уголовное преследование. По решению суда все “подписанты” отсидели по три месяца в крепости, а затем были лишены избирательных (а по сути дела, гражданских) прав при выборах в новую Думу и на другие общественные должности.

 Эпоха I Думы закончилась. Она вошла в историю как Дума неоправданных и неоправдавшихся надежд, реальных и мнимых шансов выдержать экзамен на государственную зрелось, способность закрепить в общественном сознании идею парламентаризма. Очевидный же парадокс: основное, центральное значение этой идеи для либералов, так мощно представленных в Думе, и вместе с тем отсутствие думских корней в народе объясняется довольно быстрым освобождением российского общества от веры в Думу, как универсальное средство врачевания «больных» вопросов того времени.

 Деятельность I Государственной Думы в целом способствовала разрушению «конституционных иллюзий» демократической интеллигенции, не оправдала надежды крестьянства на решение аграрного вопроса.

 Тем не менее, распрощаться с Государственной Думой царь и правительство были бессильны. В манифесте о роспуске Думы говорилось, что закон об учреждении Государственной Думы «сохранён без изменений». На этом основании началась подготовка к новой кампании, теперь уже по выборам во II Государственную Думу.

 

 6. II Дума – обречённая

 Революция ещё продолжалась, “беспорядки на аграрной почве” в июле 1906 г. охватили 32 губернии России, а в августе 1906г. крестьянскими волнениями было охвачено 50% уездов Европейской России.

17 июля 1906г. вспыхнуло восстание солдат и матросов в крепости Свеаборг, 19 июля их поддержали солдаты и матросы Кронштадта и Ревеля. Огромным напряжением сил правительству лишь через 3 дня удалось подавить мятеж. После этого царское правительство окончательно встало на путь открытого террора в борьбе с революционным движением, которое постепенно шло на убыль.

В этой обстановке прошли выборы во II Государственную Думу. Путём всевозможных уловок и прямых репрессий правительство стремилось обеспечить приемлемый для себя состав Думы. От выборов отстранялись крестьяне, не являющиеся домохозяевами, по городской курии не могли избираться рабочие, даже если они имели требуемый законом квартирный ценз, и т.д.

Сама атмосфера выборов заметно отличалась от первой избирательной кампании, которая сопровождалась широким разливом по стране эйфорических ожиданий, что Дума явится панацеей от всех российских бед и усобиц. Опыт перводумья, по сути, для всех печальный, был и учтен всеми. Правительство справедливо полагало, что причина конфликта с Государственной Думой – в ее составе. Изменить состав Думы можно было только одним путем – пересмотрев избирательный закон. Этот вопрос дважды по инициативе П.А. Столыпина обсуждался в Совете министров (8 июля и 7 сентября 1906 г.), но члены правительства пришли к выводу о нецелесообразности такого шага, поскольку он был связан с нарушением Основных законов и мог повлечь обострение революционной борьбы.  Большевики, отказавшись от бойкота Думы, приняли тактику создания блока левых сил – большевиков, трудовиков и эсеров (меньшевики отказались от участия в блоке) – против правых и кадетов. Всего во вторую Думу было избрано 518 депутатов. Кадеты по сравнению с первыми выборами потеряли 55 мест. Народнические партии получили 157 мест (трудовики – 104, эсеры – 37, народные социалисты – 16). Социал-демократы имели 65 мест. Всего у левых было 222 мандата, или 43% голосов в Думе. Значительно усилилось правое крыло Думы: в нее вошли черносотенцы, которые вместе с октябристами имели 54 мандата (10%)

 Открытие II Государственной Думы состоялось 20 февраля 1907 г. Председателем Думы стал правый кадет Ф.А. Головин. II Дума оказалась еще более радикально настроена, чем ее предшественница. Депутаты изменили тактику, решив действовать в рамках законности и, по возможности, избегать конфликтов. Руководствуясь нормами ст.ст. 5 и 6 Положения об утверждении Государственной Думы, утвержденного высочайшим указом 20 февраля 1906 г. депутаты образовали отделы и комиссии для предварительной подготовки подлежащих рассмотрению в Думе дел.

Созданные комиссии приступили к разработке многочисленных законопроектов. Основным оставался аграрный вопрос, по которому каждая фракция представила свой проект. Кроме того, II Дума активно рассматривала продовольственный вопрос, обсуждала Государственный бюджет на 1907 год, вопрос о призыве новобранцев, об отмене военно-полевых судов и т.д. В ходе рассмотрения вопросов кадеты проявляли уступчивость, призывая «беречь Думу» и не давать правительству повода для ее роспуска. По инициативе кадетов Дума отказалась от прений по основным положениям правительственной декларации, с которой выступил П.А. Столыпин и основная идея которой заключалась в создании «материальных норм», в которых должны найти воплощение новые общественно-правовые отношения. Основным предметом дебатов в Думе весной 1907 г. стал вопрос о принятии чрезвычайных мер против революционеров. Правительство, внося в Думу проект закона о применении чрезвычайных мер против революционеров, преследовало двоякую цель: скрыть свою инициативу ведения террора против революционеров за решением коллегиального органа власти и дискредитировать Думу в глазах населения. Однако, к чести своей, Дума 17 мая 1907 г. проголосовала против «незаконных действий» полиции.

Такое неповиновение не  устраивало правительство. Аппаратом министерства внутренних дел был подготовлен в тайне Думы проект нового избирательного закона. Было придумано ложное обвинение об участии 55 депутатов в заговоре против царской семьи. 1 июня 1907 г. Столыпин потребовал отстранения их от участия в заседаниях Думы и лишения 16 из них депутатских неприкосновенности, обвинив их в подготовке к « ниспровержению государственного строя».

На основание этого надуманного повода Николай II 3 июня 1907 г. объявил о роспуске II Думы. Депутаты восприняли это спокойно и разъехались по домам. Как и ожидал Столыпин, никакой революционной вспышки не последовало. В целом, население отнеслось к разгону Думы индифферентно: была без радости любовь, прощанье было без печали. Более того, считается общепринятым, что акт 3 июня ставил точку в российской революции.

7.III  Дума - недостаточная достаточность

Вслед за указом о роспуске II Думы последовал указ об утверждении нового Положения о выборах в Государственную Думу.

Издание нового избирательного закона было грубым нарушением  манифеста от 17 октября 1905 г. и Основных  государственных законов 1906 г., согласно которым царь не имел права без одобрения Думы и Государственного Совета вносить изменения ни в Основные государственные законы, ни в постановление о выборах  в Совет или в Думу.

Этот акт внёс существенные изменения в избирательное право  подданных Российской Империи. Механизм выборов  был тактов, что в результате выборов усиливалось чудовищное неравенство между представительством имущих и неимущих слоёв населения: один голос помещика равнялся 260 голосам крестьян и 543 голосам рабочих. Всего активным избирательным правом пользовалось лишь 15% населения Российской Империи.

В 28 из 50  губерний европейской части России помещики обладали в избирательных собраниях абсолютным  большинством голосов и могли провести своих депутатов в Думу. В остальных 22 губерниях  для этого потребовалась  помощь представителей крупной буржуазии. На тех территориях (Средняя Азия, Закавказье, Польша), где, по мнению Никjлая II, «население не достигло достаточного развития гражданственности», выборы в Думу были временно приостановлены, либо существенно (на две трети) сокращено количество  мандатов.  Таким образом, Государственная Дума окончательно утратила характер представительного органа власти.

Государственная Дума теперь насчитывало 442 депутата, в то время как раньше 524. Уменьшение было вызвано главным образом тем, что сократилось представительство от национальных окраин.

Кроме того, закон 3 июня давал министру внутренних дел изменять границы избирательных округов и делить избирательные собрания на всех стадиях выборов на отделения, получившие право самостоятельного избрания  выборщиков по самым произвольным признакам: имущественному, классовому, национальному. Это давало возможность правительству проводить в Думу только угодных ему депутатов.

В III Думу было избрано: правых – 144, октябристов – 148, прогрессистов – 28, кадетов – 54, националистов – 26, трудовиков – 16, социал-демократов – 19. Председателями III Думы были октябристы Н.А. Хомяков (1907г.), А.И. Гучков (1910 г.), М.В. Родзянко (1911 г.) На первых же заседаниях III Государственной Думы, начавшей свою работу 1 ноября 1907 г., сложилось большинство правых и октябристов, которые составляли 2/3 членов Думы. Поскольку черносотенцы были против манифеста 17 октября, по ряду вопросов между ними и октябристами возникали расхождения, и тогда октябристы находили поддержку у прогрессистов  и сильно поправевших кадетов. Так сложилось второе думское большинство, октябристко-кадетское, составляющее 3/5 состава Думы.

Наличие двух этих большинств определяло характер деятельности III Думы, обеспечив ее «работоспособность». За пять лет ее работы (до 9 июня 1912 г.) она провела 611 заседаний, рассмотрела 2572 законопроекта, из которых 205 было выдвинуто самой Думой.

Основным содержанием деятельности III Государственной Думы продолжал оставаться аграрный вопрос. Добившись социальной опоры в лице этого коллегиального органа, правительство наконец приступило к его использованию в законодательном процессе. 14 июня 1910 года был издан одобренный Думой и Государственным советом и утвержденный императором аграрный закон, в основу которого был положен столыпинский указ от 9 ноября 1906 г. с изменениями и дополнениями, внесенными правооктябристским большинством Думы.

История Государственной Думы в России

6 августа 1905 года Николая II издал Манифест об учреждении Государственной Думы и закон о её создании. Согласно Манифесту, новый орган должен был носить только законосовещательный характер. Однако Всероссийская политическая стачка 1905 года заставила Николая II выступить с новым Манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября, расширившим полномочия нового органа.

Государственная Дума в царской России просуществовала около 12 лет, вплоть до падения самодержавия. Она имела четыре созыва. Порядок выборов в первую Думу определялся законом о выборах, изданном 11 декабря 1905 года. Все имевшие право выбора разбивались на четыре курии: землевладельческая, городская и рабочая. К выборам не допускались женщины, лица моложе 25 лет, военнослужащие действительной службы, ряд национальных меньшинств, люди, не имевшие собственного жилья и пр. Выборы были не прямыми (двух-, трёх- и четырёхстепенными для разных курий) и не равными (1 выборщик на 2 тысячи населения в землевладельческой курии, на 4 тысячи в - городской, на 30 тысяч - в крестьянской, на 90 тысяч – в рабочей). Соотношение количества выборщиков, избираемых от курий, составляло: землевладельцы – 32%, крестьяне – 43%, горожане – 22%, рабочие – 3%. Общее число членов Думы – 524 человека. Высшей палатой парламента стал назначаемый императором Государственный совет.

Первая Государственная Дума просуществовала 72 дня – с 27 апреля по 8 июля 1906 года. Она провела лишь одну сессию, приняла 8 законопроектов. С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что не намерена мириться с авторитаризмом царской власти. Депутаты требовали амнистии политзаключенных, реального осуществления политических свобод и т.д. Они приняли резолюцию о полном недоверии правительства с требованием его отставки. В целом первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В конце концов, она была распущена царем, войдя в историю как «Дума народного гнева».

Вторая Государственная Дума работала с 20 февраля по 2 июня 1907 года. Она так же провела только одну сессию. Конфликты с правительством стали причиной того, что Дума была распущена. Поводом послужило обвинение социал-демократической фракции в военном заговоре. В ночь 3 июня 1907 года члены социал-демократической фракции были арестованы, а вторая Государственная Дума распущена.

Работа Третьей Государственной Думы продолжалась с 1 ноября 1907 года по 9 июня 1912 года. Эта Дума стала единственной из четырех, которая просуществовала весь положенный пятилетний срок и провела пять сессий. Дума принимала открыто реакционные законопроекты. Из 10-ти разработанных правительством законами стали только 2.

Четвертая, последняя в истории царской России, Дума возникла в канун Первой Мировой войны. Она просуществовала с 15 ноября 1912 года по 6  (19) октября 19017 года. Провела пять сессий. С началом войны сессии проводились не регулярно, основные законодательные решения принимались правительством. Осенью 1916 года Дума выразила недоверие правительству. В ответ на это 16 декабря четвёртая Госдума была распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года, в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять была распущена и больше официально не собиралась. Но формально и фактически  существовала. Окончательно Государственная Дума была ликвидирована после Октябрьской революции 1917 года.

В начале 90-х годов, после распада СССР, самым важным изменением в системе государственной власти стало введение поста президента РСФСР. Хотя съезд народных депутатов и верховный совет сохранили широкие полномочия в области законодательной деятельности, многие их прежние права, включая формирование правительства, отошли к президенту РСФСР. Конфликт между исполнительной и законодательной властью стал одной из причин открытого противостояния в октябре 1993 года, завершившегося роспуском Съезда народных депутатов и Верховного совета РФ. Представительным и законодательным органом РФ, согласно утверждённому президентом Положению о федеральных органах стало Федеральное собрание, состоящая из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Выборы депутатов Государственной Думы и Федерального собрания РФ первого созыва прошли 12 декабря 1993 года. В этот же день была принята новая Конституция РФ. Госдума первого созыва избиралась сроком на два года. За два года своей работы Госдума провела 141 заседание, приняла 461 закон, 282 из которых были подписаны президентом.

17 декабря 1995 года состоялись выборы во вторую Госдуму. Срок ее полномочий - 4 года. За период работы палаты нижнего созыва было проведено 305 пленарных заседаний, приняты 1036 федеральных законов, из которых 715 вступили в силу.

Выборы в Государственную Думу третьего созыва состоялись 19 декабря 1999 года. За период работы палаты было принято более 770 законов, из них подписано президентом 695 законов.

Выборы в Государственную Думу четвертого созыва состоялись 7 декабря 2003 года. В Думу нынешнего созыва внесен 1771 законопроект, Советом Думы принято к рассмотрению 1413 законопроектов, рассмотрено (в первом, втором или третьем чтении) 1179, одобрено 366 законов.

Репортаж по теме: Российскому парламентаризму 100 лет (Иван Родионов)

Российский парламентаризм отмечает вековой юбилей. Ровно 100 лет назад на пике революционных событий 1905-го года император Николай 2 подписал манифест о Государственной думе. Со стороны самодержавия это была вынужденная уступка демократии и либерализму.

«В первой Думе места были закреплены, то есть сидели по фракциям. То, что мы знаем - правые, левые, центристы - связано с Таврическим дворцом, потому что правые оказались справа», - рассказывает историограф Таврического дворца Людмила Дьяченко.

Первой Думе российская культура парламентаризма обязана не только ключевыми понятиями политического лексикона-«левые», «правые», но и их путаницей. Политическая ориентация – лишь вопрос точки зрения: Консервативных монархистов посадили справа, оппозиционный Трудовой союз - слева от председателя. С позиции самих политических антиподов, всё вышло наоборот в - зеркальном отражении. И знаменитое «Правее меня – только стенка» Владимира Пуришкевича – иносказание – стенка была слева.

Таврический дворец – колыбель отечественного парламентаризма, место работы первых четырёх составов Думы с 1906 по1912 годы. История стен дворца – отражение всей предыдущей истории российской монархии, начиная с екатерининских времен. Собственно, самих стен в исходном проекте не было. Изначально при князе Потёмкине здесь был грандиозный зимний сад – крупнейший в Европе. Павел 1 отдал Таврический дворец кавалергардам – красноречивый жест вслед матери – императрице и её фавориту. Тогда здесь устроили конюшню для лошадей. При Александре 3, это помещение использовалось как некое подобие художественной мастерской – здесь писали декорации для императорского Мариинского театра. И, наконец, при Николае 2 – это одна из главных выставочных площадок столицы: здесь проходит крупнейшая выставка цветов, открывать которую приезжает сам император, дягилевские художественные салоны и первая в истории России промышленная ярмарка.

Сразу после царского манифеста об учреждении Думы здесь начинается спешная перестройка. Форма амфитеатра заимствована у римского сената. За прочим опытом парламентского строительства едут в Англию, Францию и Германию, чтобы впоследствии уже самим стать образцом для подражания. «Таврический дворец и думский зал – эталон парламентского здания и зала для многих стран Европы. Например, парламент Дании, созданный в 22-м году, - его уменьшенная копия», - рассказывает генеральный секретарь Совета межпарламентской ассамблеи МНГ Михаил Кротов.

Депутатская этика и регламент – в их строгости первая Дума может считаться образцом и по сей день. Того же Пурешкевича удалили из зала за фразу «каждый депутат обходится налогоплательщику в 30 с лишним рублей с рыла». Но Дума – это и остров невиданного до селе либерализма. Парламентская библиотека – единственное на тот момент собрание книг в Российской империи, свободное от цензуры. «Ныне настало время призвать выборных людей от всей земли русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов» - это цитата из Царского манифеста от 6 августа. Оригинал его хранится в госархиве в Москве. Есть на нем – и собственноручная резолюция: «Быть по сему», и подпись, поставленная императором отнюдь не по доброй воле. Подписывая Манифест, Николай, помимо революционной волны, уступал нажиму премьер-министра Сергея Витте. Его искусству убеждения Россия во многом обязана учреждением парламента.

Выборы в первую Думу были отягощены множеством ограничений, диких по современным меркам. Женщины, например, не имели права голоса. И, тем не менее, все сословия, основные национальные и религиозные меньшинства – в одном зале – это было революционно без всяких оговорок. Искренняя попытка единения религии Российской империи отразилась в самом устройстве парламентского здания. В правом крыле Таврического дворца была мечеть, в левом – православный храм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Становление российского парламентаризма

интегрированный урок с применением технологии критического мышления).                      ...

Классный час: День российского парламентаризма

Классный час знакомит с  праздником - День российского парламентаризма....

Становление российского парламентаризма

В данной презентации рассматривается история становления российского парламентаризма: от Новгородского вече до настоящего парламента....

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

Открытое мероприятие (круглый стол) «Российский парламентаризм: уроки, проблемы, перспективы»

На заседании круглого стола была представлена история российского парламентаризма и роль его в современном демократическом обществе. В отличие от многих европейских стран, где парламентские трад...

Практическая работа по истории «Российский парламентаризм в начале XX века», 9 и 11 классы, история России.

Практическая работа по истории «Российский парламентаризм в начале XX века»Цель: анализ документа от 17 октября 1905 г.«Манифест об усовершенствовании государственного порядка».Рекомендуется для класс...

Урок истории в 11 классе. Становление российского парламентаризма

Методическая разработка урока с элементами ролевой игры...