урок по истории средних веков "В рыцарском замке" 6 класс
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Лихоманова Светлана Ивановна

урок построен на основе системно-деятельностного подхода

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_v_rytsarskom_zamke.docx38.37 КБ
Файл mbouig.pptx2.71 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ г.Владимира « СОШ № 13»

Конспект урока по истории средних веков:

« Время рыцарей прошло?!»

Выполнила :

Учитель истории

первой квалификационной категории

 Лихоманова Светлана Ивановна

Владимир, 2013 

Структура плана учебного занятия

 

1

класс

 6Б

2

Авторы и название учебной программы

А.А. Вигасин, Г.И.Годер, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, А.О, Сорока-Цюпа, О.Ю. Стрелова.  Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы.

3

Учебная тема, название учебного занятия

Тема 4. Феодалы и крестьяне.

Урок.  В рыцарском замке.

4

Цель и задачи учебного занятия

Доказать, что с 9 по 13 в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

5

Тип и вид учебного занятия

Комбинированный урок

Групповая работа.

6

Средства обучения (литература и оборудование)

1.                 Учебник. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков. 6 класс. М.: Просвещение, 2011.

2.                 Ханс-Петер фон Пешке. Замки. М.:2007

3.                 Учительский фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru

4.                 Википедия. Свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org

5.                 История средних веков. 6 класс. http://lesson-history

6.                 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.http://school-collection.edu.ru

7

Методические приёмы

Рассказ учителя, беседа, работа в группах,  работа с иллюстрациями учебника и презентации.

 

 

Структура конспекта учебного занятия

 

1

класс

 

2

Авторы и название учебной программы

 

А.А. Вигасин, Г.И.Годер, Н.И. Шевченко, А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина, А.О, Сорока-Цюпа, О.Ю. Стрелова.  Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы.

3

Учебная тема

 

Тема 4. Феодалы и крестьяне.

Урок.  В рыцарском замке.

4

Педагогическая идея урока (эпиграф)

 

“Мой дом – моя крепость”.

5

Цель и задачи учебного занятия

 

Доказать, что с 9 по 13 в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях.

  1. Образовательная: познакомить учащихся с организацией жизни рыцарства, их местом на феодальной лестнице, культурными и военными традициями.
  2. Развивающая: развивать навыки работы с иллюстративным материалом, схемами.
  3. Воспитывающая: продолжать воспитывать уважение и интерес к культурным ценностям других эпох, возможностью их применения в современном мире.

 

6

Планируемые результаты учебного занятия

 

Составление презентации, девиза, герба рыцаря. Составление стихов.

7

Тип и вид учебного занятия

 

рассказ учителя, беседа,  работа в группах

8

Средства обучения

 

  1. Техническое: персональный компьютер.
  2. Программное обеспечение: MicrosoftPowerPoint, Word, программы сканирования и обработки изображений

 

9

Этапы  Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

I.Организационный момент Здравствуйте! Сегодня мы продолжим изучать тему: Феодалы и крестьяне.

II.Мотивация познавательной деятельности. Коварный вопрос: по какой лестнице нельзя ходить?

Слайд 1. Феодальная лестница.

- кто был сеньором короля?

-кто из феодалов не являлся одновременно и сеньором, и вассалом?

В бою отважный рыцарь,

Он свой прославил меч,

Сильнейшие герои

С ним опасались встреч.

-что вы знаете о рыцарях?

-а что бы вы хотели узнать еще?

-давайте сформулируем тему урока.

-Давайте запишем тему урока в тетрадь.

 

III. Актуализация необходимых знаний.

Слайд : План урока.

Эту таблицу мы будем заполнять в течение урока.

IV. Организация познавательной деятельности

Слайд

 Замок- это жилище феодала и его крепость. 

-посмотрите на слайды и ответьте на вопросы:

-Из чего строились замки?

- где строились замки?

-что такое донжон?

Групповая работа: представим, что мы рыцари. Сейчас вы разделитесь на 2 отряда и выберите главных рыцарей, которые будут отвечать за выполнение задания.(учитель показывает макет средневекового замка)

Молодцы! Справились с заданием!

Вывод: замок- это крепость феодала.

Снаряжение рыцаря. Слайд

-замок феодалов был хорошо укреплен и защищен.

- а какое снаряжение было у рыцаря?

Рассказ учителя:

Военное дело стало занятием почти исключительно феодалов, и так было на протяжении многих веков. Феодал зачастую сражался всю жизнь. Рыцарь был вооружен большим мечом, а так же длинным копьем, нередко он пользовался также боевым топором ипалицей – тяжелой дубиной с металлическим утолщением на конце. Большим щитом рыцарь мог прикрыться с головы до ног. Слайды  Тело защищала кольчуга – рубаха, сплетенная из железных колец( иногда в 2-3 слоя) и доходившая до колен. Позднее кольчугу сменили латы-доспехи из стальных пластин. На голову рыцарь надевал шлем, а в минуту опасности он опускал на лицозабрало - металлическую пластинку с прорезями для глаз. Слайд  Сражались рыцари на сильных, выносливых конях, которые также были защищены доспехами. Рыцаря сопровождал оруженосец и несколько, конных и пеших воинов. Конь и снаряжение стоили очень дорого. Поэтому нести рыцарскую службу мог землевладелец, которого обеспечивали всем необходимым крестьяне.

- а сейчас я предлагаю вам побыть рыцарями.

- слайд о доспехах.

Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг; с течением времени росли их сложность и цена

-а сейчас как вы думаете в чем была сила, а в чем слабость рыцаря как воина на поле боя?

Вывод: рацарь был хорошо вооружен и защищен, но был неповоротлив и тяжел.

Доспехи рыцаря защищали его в бою от меча и копья.

Главное занятие рыцаря-война.

Воспитание рыцаря слайд

- как вы думаете, любой человек мог стать рыцарем?

- а почему феодалы готовились к военной службе с детства?

- какой единственный  в жизни удар мог получить рыцарь , не ответив на него?

-как вы думаете, чем в основном занимались рыцари?

Вывод: рыцари готовились к посвящению с 7 лет, до 15 прислуживали феодалу, потом были оруженосцами и только после длительной службы или воинских подвигов становились рыцарями.

Герб, флаг, девиз.слайд с изображением рыцарей.

- как вы думаете что изображено на слайде?

- все рыцари облачены в доспехи, забрало опущены. Как можно их различить?

- как правило на щите был изображен герб.

Герб— эмблема, отличительный знак, передаваемый по наследству, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба. Изучением гербов занимается геральдика.

На каждом гербе был девиз – краткое изречение.

Что вы можете сказать о рыцарях,у  которых были такие девизы:

«Исполнить или умереть»

«Лучше смерть, чем бессилие»

- а как в бою рыцари определяли местоположение своего командира?

.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Слайд . Как вы понимаете данное высказывание рыцаря  «Позор и срам мне страшны - не кончина», взятое из произведения «Песнь о Роланде» (XI - XIIвв.)?

Давайте обратимся к тексту учебника стр.98, и ответим на вопросы:

- Какими качествами обладал рыцарь?

- Что представлял из себя кодекс рыцарской чести?

- Насколько образ «идеального рыцаря» соответствовал реальному облику и поведению господ?

- Какое поведение мы сейчас называем рыцарским?

Слайд . Задание послушайте отрывок из немецкой поэмы XII века «Кудруна» и ответьте на вопросы:

- Какими качествами обладал данный рыцарь?

- Можно ли его назвать идеальным? Докажите свое мнение фразами из текста поэмы и необходимыми рыцарскими качествами?

 

 

 Вывод: у каждого рыцаря был свой герб, девиз, флаг.Рыцари жили по кодексу рыцарской чести.

 

 

 

 

V.Подведение итогов: Составьте синквейн со словами замок или рыцарь.

VI.рефлексия. Что понравилось на уроке? Что было трудным? Хотели бы вы узнать о рыцарях больше?

 

 VII.Домашнее задание: Параграф 11. Творческие задания: нарисовать рыцаря, замок, или рыцарский герб, придумать девиз

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствие учителя

 

 

 - по феодальной лестнице

- господь Бог

- рыцари

Ответы детей.

Примерные ответы детей: где жили, что ели, чем занимались.

 - Примерные ответы детей: о рыцарях, в рыцарском замке, жизнь рыцарей и т.д.

 - обсуждение и выбор темы

 

 

 

 

 

 

 

 Ученики в тетради рисуют таблицу:

План урока

Что узнали

Хотим узнать больше

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Отвечают на вопросы учителя:

- из камня.

 -на острове или на возвышенном месте.

 -самая высокая башня.

 Задание по группам:

Группа 1 – подумайте и скажите, как бы вы действовали, если бы хотели овладеть замком? Трудно ли было это сделать?  

Группа 2 – подумайте и скажите, как бы вы обороняли свой замок? Что бы вы для этого использовали?

( из параграфа 11 п.1 выписывают ответы на задания)

Заполняют в тетради таблицу:

План урока

Что узнали

Хотим узнать больше

1.замок феодала.

донжон

 Записывают в таблицу:

 

План урока

Что узнали

Хотим узнать больше

1.замок феодала.

донжон

2.снаряжение рыцаря.

Кольчуга, латы, шлем, забрало, меч, копье, щит, палица.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Выходят мальчики и с помощью девочек облачаются в импровизированные доспехи или кольчугу, выбирают себе щит и меч.

 

Выкладывают гири и гантели чтобы получилось 50 кг

Примерные ответы детей: 1.неуязвим- железные доспехи, мощные удары2. Неповоротлив: упав с лошади не мог самостоятельно подняться.

 

 

 

 

 

 

 стр. 96 продуктивное чтение

 работа в парах: на вопросы учителя отвечают друг другу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Записывают в таблицу:

 

 

 

 

 

План урока

Что узнали

Хотим узнать больше

1.Замок феодала.

донжон

2.Снаряжение рыцаря.

Кольчуга, латы, шлем, забрало, меч, копье, щит, палица.

3.Воспитание рыцарей.

Посвящение в рыцари в 21 год

Благородство

неграмотные

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Состязание рыцарей- турнир

 

 По изображению на щите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ответы детей.

 

 

 По знамени.

Выступление о знаменах:

 

 Знамя было либо в виде квадратного стяга у знатных рыцарей -"баннеретов", либо в форме треугольного флажка у простых рыцарей. Таким образом, военачальник был легко узнаваем, что было необходимо, так как теперь его голова была полностью скрыта под шлемом

 

 Записывают в таблицу:

 

План урока

Что узнали

Хотим узнать больше

1.Замок феодала.

донжон

2.Снаряжение рыцаря.

Кольчуга, латы, шлем, забрало, меч, копье, щит, палица.

3.Воспитание рыцарей.

Посвящение в рыцари в 21 год

Благородство

неграмотные

  1. Герб, девиз, флаг.

Девиз-краткое изречение

Герб-отличительный признак.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Читают текст стр.98

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Обсуждение синквейнов

Заполняют таблицу которую написали в начале урока,

выставляют смайлики на дерево достижений

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку истории средних веков « в рыцарском замке». Выполнила Лихоманова С.И. учитель истории МБОУ г.Владимира « СОШ № 13»

Слайд 3

ПЛАН УРОКА. 1.Замок феодала. 2.Снаряжение рыцаря. 3.Воспитание рыцаря. 4. « Позор и срам мне страшны- не кончина».

Слайд 4

Средневековый замок

Слайд 5

Замок – это укрепленное жилище феодала Укрытие от врагов Укрытие от восставших крестьян Защита от непогоды Место отдыха и развлечений феодала и его свиты

Слайд 7

Вооружение : Меч, копье, боевой топор, палица, щит Доспехи : Кольчуга, латы, шлем, забрало Рыцарь – конный воин, всадник

Слайд 8

Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг; с течением времени росли их сложность и цена.

Слайд 11

Девиз – краткое изречение, объяснявшее смысл герба. Исполнить или умереть Лучше смерть, чем бессилие

Слайд 12

Знамена (нем. Fahne ) в сухопутных армиях известны с древнейших времен. Их основное практическое назначение состояло в обозначении места сосредоточения войск и командного центра. Знамена и штандарты (нем. Feldzeichen ) имели еще и моральное значение для боеспособности армии или отдельного отряда

Слайд 16

Развлечения рыцарей Военные походы Воинские упражнения Охота Пиры Турниры

Слайд 17

«Кудруна» (немецкая поэма XIII в.) Всему, что подобает, был выучен герой, Ни страха, ни упрека не зная за собой За это восхищались им знатные девицы, Он был настолько щедрым, что все не могли надивиться. И так он был отважен, как твердит молва, Что мстил врагам и близких отстаивал права, Не выгоды, а чести искал он в каждом деле, О нем слагали сказки и песни на родине пели.

Слайд 18

Домашнее задание: Параграф 12 , придумать герб и девиз своей семьи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

Вводный урок по истории Средних веков в 6 классе

Ребусы помогают вспомнить историю Древнего мира и познакомить учащихся с историей Средних веков...

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»...

Урок по истории Средних веков в 6 классе по теме: « Древние германцы и Римская империя»

Тема урока« Древние германцы и Римская империя » О том, как жили древние германцы, Чем занимались, как у них появилась знать.Что такое « великое переселение народов» I. Деревни древних ...

Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "Духовно-рыцарские ордены"

Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "Духовно-рыцарские ордены"...

Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "В РЫЦАРСКОМ ЗАМКЕ"

Презентация к уроку по истории Средних веков для 6 класса по теме "В РЫЦАРСКОМ ЗАМКЕ"...


 

Комментарии

Русаков Владимир Николаевич

История 6
В рыцарском замке
http://www.proshkolu.ru/club/history6/blog/33298/

Лихоманова Светлана Ивановна

уважаемый Владимир Николаевич! я не смогла увидеть Ваш комментарий, хотя очень интересно мнение.

Русаков Владимир Николаевич

Сpедь оплывших свечей и вечеpних молитв,
Сpедь военных тpофеев и миpных костpов
Жили книжные дети, не знавшие битв,
Изнывая от мелких своих катастpоф.
Детям вечно досаден
Их возpаст и быт,-
И дpались мы до ссадин,
До смеpтных обид.
Hо одежды латали
Hам матеpи в сpок,
Мы же книги глотали,
Пьянея от стpок.
Липли волосы нам на вспотевшие лбы,
И сосало под ложечкой сладко от фpаз,
И кpужил наши головы запах боpьбы,
Со стpаниц пожелтевших слетая на нас.
И пытались постичь
Мы, не знавшие войн,
За воинственный клич
Пpинимавшие вой,
Тайну слова "пpиказ",
Hазначенье гpаниц,
Смысл атаки и лязг
Боевых колесниц.
А в кипящих котлах пpежних боен и смут
Столько пищи для маленьких наших мозгов!
Мы на pоли пpедателей, тpусов, иуд
В детских игpах своих назначали вpагов.
И злодея следам
Hе давали остыть,
И пpекpаснейших дам
Обещали любить,
И, дpузей успокоив
И ближних любя,
Мы на pоли геpоев
Вводили себя.
Только в гpезы нельзя насовсем убежать:
Кpаткий век у забав - столько боли вокpуг!
Постаpайся ладони у меpтвых pазжать
И оpужье пpинять из натpуженных pук.
Испытай, завладев
Еще теплым мечом
И доспехи надев,
Что почем, что почем!
Разбеpись, кто ты - тpус
Иль избpанник судьбы,
И попpобуй на вкус
Hастоящей боpьбы.
И когда pядом pухнет изpаненный дpуг,
И над пеpвой потеpей ты взвоешь, скоpбя,
И когда ты без кожи останешься вдpуг
Оттого, что убили его - не тебя,-
Ты поймешь, что узнал,
Отличил, отыскал
По оскалу забpал:
Это - смеpти оскал!
Ложь и зло - погляди,
Как их лица гpубы!
И всегда позади -
Воpонье и гpобы.
Если, путь пpоpубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жаpком бою испытал, что почем,-
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Если мяса с ножа
Ты не ел ни куска,
Если pуки сложа
Наблюдал свысока,
И в боpьбу не вступил
С подлецом, с палачом,-
Значит, в жизни ты был
Ни пpи чем, ни пpи чем!