" Тайны средневекового города" урок по истории средних веков для 6 класса
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Едомина Галина Николаевна

Авторский урок по истории  класс. Представлена методическая разработка урока. 

Урок по  истории средних веков 6 класс.  Автор: Едомина Г.Н.

«Тайны средневекового города»

Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать полученные знания;
  • закрепить фактологические знания учащихся.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции учащихся; сравнение, анализ;
  • развивать умение анализировать исторический текст и другие источники;
  • развивать обще учебные навыки и умения: работать с текстом;
  • развивать внимание и различные виды памяти;

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность учащихся;
  • развивать навыки работы в команде;
  • воспитание чувства коллективизма и ответственности;
  • повысить уровень интереса к предмету, путем использования привычной для детей формы обретения знаний - игры;
  • способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.

МЕТОД:            Технология развития критического мышления

ТИП УРОКА:   Урок обобщения материала

 

Оборудование урока:
Карта «Развитие торговли и ремесел в Европе в XI -XV в.»

Авторская  презентация к уроку. Раздаточный материал. Рабочий лист.


Основные понятия: ярмарка, цех,  ремесленная мастерская, натуральное хозяйство. товарно- денежные отношения,ростовщик, меняла, банк, пошлина, гильдия старшина , подмастерье, ремесло, шедевр.

 

План: 1. Оргмомент

           2. выдвижение гипотезы

           3. Стадия вызова

           4.Стадия осмысления

           5. Рефлексия

           6. Итоги и выводы

 

 

Целепологание: на какие вопросы мы с вами попытаемся найти ответы сегодня на уроке?

ГИПОТЕЗА: Средневековый город….?

 

1.СТАДИЯ ВЫЗОВА   Обобщив всё сказанное, давайте её сформулируем тему следующим образом    «В поисках знаний: тайны средневекового города».

 

Молодцы, и так , в путь! Желаю вам успеха в достижении цели!

 

 

2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

 Я предлагаю вам совершить путешествие в средневековый город, где мы проверим наши знания и закрепим их.

 

Я предлагаю вам совершить путешествие в Париж, где мы проверим наши знания и закрепим их.

Почему именно туда? 

 

Ваша задача – передвигаясь по городским улицам, отвечать на вопросы, и самое главное- добраться до университета. А в университет вы поступите, только сдав экзамен. За каждый правильный ответ вы будете получать  жетон. И так в путь…

 Как вы думаете, куда смотрит каждый путешественник, перед тем как отправиться в путь? Конечно с того, что смотрит на карту

ДВА маршрута следования :

1)     По морю: пираты, могут продать в рабство?

2)     По суше: разбойники, налоги за пыль, мосты  

Определите маршрут следования и трудности с которыми вы встретитесь по дороге:

По какому пути легче пройти вам и почему? И тот и другой сложен и у каждого свои риски какие?

Работа с картой-схемой

             Задание 2. Объясните, как возникли эти средневековые города ?

Задание1.      1.  Места возникновения новых  городов

окончание

значение

пример

бург

укрепление, замок

 

берг

гора холм

 

бридж или брюк

мост

 

форт или фурд

брод

 

честер или кастер

от лат. военный лагерь

 

 

Определите, где возникали средневековые города, если они назывались

Магдебург, Страсбург, Гамбург, Брюгге, Кембридж, Оксфорд, Эрфурт, Сен-Жермен, Сент- Олбанс ( около замков и крепостей, мостов, монастырей)

А в переводе с немецкого    языка бург, форд- крепость, замок

В перводе с английского и немецкого – фурт, форт – переправа

Брюгге, бридж- мост

Сент-, Сан – монастырь

                Начинаем наше путешествие.  Что вам потребуется для              

          путешествия в город Париж? Проверьте все ли вы взяли. Выбирают     

          картинки и объясняют почему они выбрали именно эти.

         Теперь переодеваемся и в путь.

 

Итак в путь .Звучит «Песня школяра- из Вагантов-  Олег Иванов» просмотр за время песни презентации по городу .

/в ходе просмотра нашего фрагмента пути- определите из какого города мы с вами вышли/

Ну наконец показались городские стены. Перед нами раскинулся город во всём своём великолепии: мощные крепостные стены с башнями, островерхие крыши, шпили церквей и соборов. Город хорошо укреплён. Каменные стены  не только надёжно защищают город, это символ могущества  и свободы.

Но стража вас впустит только в том случае, если вы сможете заплатить пошлину. Для нас это кроссворд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

3

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П

 

 

П

 

 

Г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

Р

О

С

Т

О

В

Щ

И

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш

 

 

Д

 

 

Л

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л

 

 

М

 

 

Ь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

И

 

 

А

 

 

Д

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш

 

 

 

Н

 

 

С

 

 

И

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

М

Е

Н

Я

Л

А

 

 

Т

 

8

Я

Р

М

А

Р

К

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д

 

 

 

 

9

ц

Е

х

 

 

 

 

Н

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Е

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В

 

 

 

 

 

 

Ь

 

 

 

 

 

И

 

 

 

 

 

 

 

 

10

С

Т

А

Р

Ш

И

Н

А

 

 

Е

 

 

 

 

11

Р

Е

М

Е

С

Л

О

 

 

По горизонтали: 2) человек, живущий за счет денежных процентов (ростовщик) 7) человек, занимавшийся обменом монет за определенную плату 8) место ежегодных торгов  9) союз мастеров-ремесленников одной специальности (цех) 10) глава цеха, избиравшийся мастерами (старшина) 9) объединения ремесленников одной специальности   11) мелкое ручное производство промышленных изделий для обмена или продажи.
По вертикали: 1)налог, который взимался при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.3) помощник мастера в его мастерской 4) объединение купцов  5) лучший образец изделия  6) человек, который вышел из ростовщиков и менял (банкир)

Итак, вы быстро и хорошо справились с этим заданием. А кто из вас может проанализировав ответы кроссворда определить два следующих возможных направления  нашего пути по городу.   Для этого вам надо распределить слова- ответы по группам.

1 улица: ярмарка ( ростовщик, меняла, банк, пошлина, гильдия)

2 улица мастерская ремесленника( старшина , подмастерье, ремесло, цех, шедевр)

 

Итак, первый шаг вы сделали. Самое главное- Перед нами множество маленьких улочек: улица Бон-Пюи, Святой Женевьевы Сен-Жермен.. Давайте зайдем в одну из них. Посмотрите, здесь очень узко и

… ГРЯЗНО  ( какой предмет сейчас Вам необходим ,почему? Выберите из предложенных картинок) – ходули , деревянные башмаки.

Ознакомьтесь с выдержкой из средневекового источника:

 «Приходится ходить на ходулях и в деревянных башмаках; и почти все члены думы ходили в думу в деревянных башмаках. И когда сидели в зале совета, деревянные башмаки стояли за дверью: тут можно было прекрасно сосчитать, сколько человек явилось на заседание».

Как вы можете объяснить такую «моду» средневековых горожан: носить деревянные башмаки и ходить на ходулях?

 Жители средневековых городов выливали нечистоты прямо на улицы, мусор выкидывали из окон.

 

Ну , а раз кто-то выбрал ходули, а кто-то башмаки. – то пути ваши расходятся. Группа в башмаках идет туда, где лужи поменьше и попадает на ярмарку . ( может они тут и сядут вместе по новым группам  – как получилось по словам) А та, что выбрала ходули отправляется на улицу мастеров.

 

Используя слова из кроссворда и ответить на вопросы Почему ремесленники объединялись в цехи? о том,  что ты увидел в мастерской ремесленника (оружейника) и 2 группа  на ярмарке. / работают обе группы, кто ответит –тот и набирает очки/  а ЗАЧЕМ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ  ЛЮДИ СПЕШИЛИ НА ЯРМАРКУ?

1)     Говорят, что очень многие сеньоры на землях ,которых находились торговые города, зарабатывали деньги тем, что на дороге, по которым провозили товары купцы, разбрасывали камни.

·        Вопрос: правда ли это? Объясните ответ.

·        Ответ: Да, это правда, так как действовало правило: " Что с возу упало то пропало".(Упавшие вещи с повозок купцов, принадлежали хозяину того участка земли, по которой следовал торговец.)

·         2. Кто представлял настоящую угрозу для купцов? (Это были разбойники, пираты.)

·        3) Легко ли было купцам торговать? (Конечно, нет. Кроме уже названных сложностей, приходилось еще платить налоги за пыль, за переезд по мосту и т. д.)

·        Что нового появилось в торговле?

·        Товарное хозяйство, а раньше, какое было хозяйство? (натуральное).

На примере схемы определите, что относится к натуральному хозяйству, а что к товарному (работа со схемой).

Обе группы встретились в городском соборе. Давайте вспомним:

·       Какие соборы строили в 11-12 вв.? Охарактеризуйте черты романского собора.

·       В каком соборе находитесь вы, уважаемые школяры, сейчас? Охарактеризуйте особенности готического собора.

·       Да, такие постройки требовали вложения огромных средств, на что католическая церковь не скупилась.

·        Назовите источники богатства католической церкви?

 

http://festival.1september.ru/articles/580119/img2.gif

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧТОБЫ  выти к следующему нашему пункту, где вы встречаетесь, надо определить его, разгадав шараду:

 Первый слог – бог солнца в Египте,

 Второй – короткое музыкальное приветствие,

 Третий начальная буква алфавита,

 А целое – здание городского совета в средневековом городе.

                                                                                                      ( РА-ТУШ- А)

Вот и Ратуша видна. Отсюда недалеко и до университета. Ратуша - это здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В здании размещается зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.

Давайте зайдем туда и посмотрим что там сейчас происходит.

А тут идет судебное заседание:

Граф Корнуэльский в апреле 1202 г. подал жалобу в суд города на горожан Ральфа, Жильберта, Журдена и других обвинив их в том, что они, его крепостные, бежали из своих деревень в октябре прошлого года. Поэтому он требует, чтобы им не давали прав свободных граждан. Жильберт напомнил, что он бежал не в октябре, а в феврале прошлого года.

Какое решение должен принять суд в отношении этих беглых крестьян? И почему? Жильберт прожил на территории города уже больше  года, и он получит права свободного гражданина. Ральф и Журден прожили в городе всего 6 месяцев, по отношению к ним нельзя применить принцип «Городской воздух делает человека свободным». Жильберт прожил на территории города уже больше  года, и он получит права свободного гражданина. Ральф и Журден прожили в городе всего 6 месяцев, по отношению к ним нельзя применить принцип «Городской воздух делает человека свободным».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

 

Мы в строю шагаем браво,
Мы науки познаем
И налево и направо ( поворот)
И, конечно же, кругом
Это правая рука,
Это левая рука,
Это правая нога,
Это левая нога,
Ах, наука нелегка!

 

А вот за фонтаном и университет. ЗАГЛЯНЕМ  в один из классов СРЕДНЕВЕКОВОГО УНИВЕРСИТЕТА:

Это царство науки - алхимиии. Страхом веет из каждого угла . Пахнет травами и неизвестными веществами. Еще недавно здесь можно было встретить развешанные по стенам пучки трав и сушеных тараканов в плошке. Теперь вас встречают хорошо вам знакомые ученики Хогварда Гарри Поттер и Рон Уизли ,прибывшие в Сорбонну на стажировку.

  Послушайте разговор двух школяров и исправьте неточности в их рассказе, если таковые имеются.  Слайд  с Гарри Потером

Помнишь, у стен города замок герцога Бургундского?

- Да. Ворота гостеприимно распахнуты. Улицы просторные, чистые. А где - то вдали теснятся дома ремесленников. Этаж нависает над этажом.

- А помнишь, как там много вывесок: " Ремонт обуви", " Цирюльня", " Изготовление оружия", " Булочная", " Баня"? Такое впечатление, будто мы в варварском городе. ( У варваров городов не было)А помнишь городской собор? Там так тепло, красиво и уютно.

- А улицы мощенные булыжником, от которых эхом разносилась поступь легионеров.

- Даже не верится, что по этим улицам когда- то вели гладиаторов в Колизей.

 

Вопросы от Гарри Поттера

Ну теперь вы готовьтесь к экзамену. Он будет состоять из ряда заданий.

А откуда вы прибыли? Из Венеции и Франкуфурта.

Ну, я знаю эти города, а Вы? Они такие своеобразные ОТГАДАЙ ШАРАДЫ»

1)     Первый  слог - кусок земли, второй – мычание коровы, третий – предлог, целое – свободный средневековый город. (Ком – му - на);

А чем Париж отличался от них?

КАК относились короли к городам и почему? Они их поддерживали, так как: налоги, пошлина, ополчение, крепость- спасение от междоусобиц.

 

Задание 1.Экономика Реши историческую задачу.

В XIII в. на Рейне было 44 таможни, где купцы платили пошлины сеньорам. Через 100 лет их стало 64. Около одного лишь города Нюрнберга насчитывалось 24 подобные заставы.

Как влияло это на стоимость товаров? Стоимость товара увеличивалась

 

Задание 2. Интуиция -Внимание, черный ящик! (звучит музыка).

 В этом ящике находится предмет, без которого человек в средневековом городе в темное время суток просто не мог выйти из дома.

Вопрос: Так что же находится в черном ящике?

Правильный ответ: Фонарь, фонарик.

2. Еще один предмет, с которым познакомились во время крестовых походов и без которого мы не обходимся ни одного дня. В древности его варили из жира животных и золы с добавлением душистых трав. Ответ: мыло.

Задание 3. Логика -РАЗРЕЗНОЙ ТЕКСТ  собрать предложения и ответить на вопрос.

Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину. В Париже они определили, что улица не должна быть уже длины копья или, она должна быть такой, чтобы идущий по ней осёл, мотая головой, мог щипать траву с противоположных оград улицы. 

Как обходили эти запреты хитрые горожане? (До сих пор можно видеть в некоторых, особенно южных городах, существовавших уже в Средневековье, что второй и третьи этажи домов построены с выступами, так что вверху дома образовывали почти сплошной навес. С выступа верхнего этажа можно протянуть руку и дотронуться до соседнего дома. Первые этажи построены с соблюдением требуемых норм.) Слайд .

Задание 4.  ОБЖ :Если вы оказались на улице средневекового европейского города, чего бы вы опасались больше всего? ПОЖАР, БОЛЕЗНИ

III. РЕФЛЕКСИЯ

 

Итак, экзамен вы сдали. Поздравляю вас, уважаемые- ТЕПЕРЬ ВЫ  школяры.

Ну а сейчас  нам пора торопиться пока не закрылись городские ворота. Последний раз окинем взглядом средневековый город, попрощаемся с Университетом  и вернемся в день сегодняшний.

Задачу выполнили. Теперь осталось посчитать жетоны, выставить оценки и , главное, не забыть сделать вывод. Его вы сделаете в форме синквейна:

Синквейн

 

Средневековый город.                                                Город

Тесный, грязный,                                                         Средневековый, узкий,

Борется. строится, улучшается,.                                Растет, торгует, улучшается,

Экономический и культурный центр страны.          Воздух делает человека свободным,

 Развитие.                                                                     Центр.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_srednevekovyy_gorod.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по  истории средних веков 6 класс.  Автор: Едомина Г.Н.

«Тайны средневекового города»

Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках.

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать полученные знания;
  • закрепить фактологические знания учащихся.

Развивающие:

  • развивать мыслительные операции учащихся; сравнение, анализ;
  • развивать умение анализировать исторический текст и другие источники;
  • развивать обще учебные навыки и умения: работать с текстом;
  • развивать внимание и различные виды памяти;

Воспитательные:

  • воспитывать дисциплинированность учащихся;
  • развивать навыки работы в команде;
  • воспитание чувства коллективизма и ответственности;
  • повысить уровень интереса к предмету, путем использования привычной для детей формы обретения знаний - игры;
  • способствовать созданию благоприятного психо-эмоционального климата на уроке.

МЕТОД:            Технология развития критического мышления

ТИП УРОКА:   Урок обобщения материала

Оборудование урока:
Карта «Развитие торговли и ремесел в Европе в XI -XV в.»

Авторская  презентация к уроку. Раздаточный материал. Рабочий лист.


Основные понятия: ярмарка, цех,  ремесленная мастерская, натуральное хозяйство. товарно- денежные отношения,ростовщик, меняла, банк, пошлина, гильдия старшина , подмастерье, ремесло, шедевр.

План: 1. Оргмомент

           2. выдвижение гипотезы

           3. Стадия вызова

           4.Стадия осмысления

           5. Рефлексия

           6. Итоги и выводы

Целепологание: на какие вопросы мы с вами попытаемся найти ответы сегодня на уроке?

ГИПОТЕЗА: Средневековый город….?

1.СТАДИЯ ВЫЗОВА   Обобщив всё сказанное, давайте её сформулируем тему следующим образом    «В поисках знаний: тайны средневекового города».

Молодцы, и так , в путь! Желаю вам успеха в достижении цели!

2. СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

 Я предлагаю вам совершить путешествие в средневековый город, где мы проверим наши знания и закрепим их.

Я предлагаю вам совершить путешествие в Париж, где мы проверим наши знания и закрепим их.

Почему именно туда?  

Ваша задача – передвигаясь по городским улицам, отвечать на вопросы, и самое главное- добраться до университета. А в университет вы поступите, только сдав экзамен. За каждый правильный ответ вы будете получать  жетон. И так в путь…

 Как вы думаете, куда смотрит каждый путешественник, перед тем как отправиться в путь? Конечно с того, что смотрит на карту

ДВА маршрута следования :

  1. По морю: пираты, могут продать в рабство?
  2. По суше: разбойники, налоги за пыль, мосты  

Определите маршрут следования и трудности с которыми вы встретитесь по дороге:

По какому пути легче пройти вам и почему? И тот и другой сложен и у каждого свои риски какие?

Работа с картой-схемой

             Задание 2. Объясните, как возникли эти средневековые города ?

Задание1.      1.  Места возникновения новых  городов

окончание

значение

пример

бург

укрепление, замок

берг

гора холм

бридж или брюк

мост

форт или фурд

брод

честер или кастер

от лат. военный лагерь

Определите, где возникали средневековые города, если они назывались

Магдебург, Страсбург, Гамбург, Брюгге, Кембридж, Оксфорд, Эрфурт, Сен-Жермен, Сент- Олбанс ( около замков и крепостей, мостов, монастырей)

А в переводе с немецкого    языка бург, форд- крепость, замок

В перводе с английского и немецкого – фурт, форт – переправа

Брюгге, бридж- мост

Сент-, Сан – монастырь

                Начинаем наше путешествие.  Что вам потребуется для              

          путешествия в город Париж? Проверьте все ли вы взяли. Выбирают    

          картинки и объясняют почему они выбрали именно эти.

         Теперь переодеваемся и в путь.

 

Итак в путь .Звучит «Песня школяра- из Вагантов-  Олег Иванов» просмотр за время песни презентации по городу .

/в ходе просмотра нашего фрагмента пути- определите из какого города мы с вами вышли/

Ну наконец показались городские стены. Перед нами раскинулся город во всём своём великолепии: мощные крепостные стены с башнями, островерхие крыши, шпили церквей и соборов. Город хорошо укреплён. Каменные стены  не только надёжно защищают город, это символ могущества  и свободы.

Но стража вас впустит только в том случае, если вы сможете заплатить пошлину. Для нас это кроссворд.

1

3

4

П

П

Г

2

Р

О

С

Т

О

В

Щ

И

К

Ш

Д

Л

Л

М

Ь

5

И

А

Д

6

Ш

Н

С

И

Б

7

М

Е

Н

Я

Л

А

Т

8

Я

Р

М

А

Р

К

А

Д

9

ц

Е

х

Н

Е

Р

К

В

Ь

И

10

С

Т

А

Р

Ш

И

Н

А

Е

11

Р

Е

М

Е

С

Л

О

По горизонтали: 2) человек, живущий за счет денежных процентов (ростовщик) 7) человек, занимавшийся обменом монет за определенную плату 8) место ежегодных торгов  9) союз мастеров-ремесленников одной специальности (цех) 10) глава цеха, избиравшийся мастерами (старшина) 9) объединения ремесленников одной специальности   11) мелкое ручное производство промышленных изделий для обмена или продажи.
По вертикали: 1)налог, который взимался
 при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений.3) помощник мастера в его мастерской 4) объединение купцов  5) лучший образец изделия  6) человек, который вышел из ростовщиков и менял (банкир)

Итак, вы быстро и хорошо справились с этим заданием. А кто из вас может проанализировав ответы кроссворда определить два следующих возможных направления  нашего пути по городу.   Для этого вам надо распределить слова- ответы по группам.

1 улица: ярмарка ( ростовщик, меняла, банк, пошлина, гильдия)

2 улица мастерская ремесленника( старшина , подмастерье, ремесло, цех, шедевр)

Итак, первый шаг вы сделали. Самое главное- Перед нами множество маленьких улочек: улица Бон-Пюи, Святой Женевьевы Сен-Жермен.. Давайте зайдем в одну из них. Посмотрите, здесь очень узко и

… ГРЯЗНО  ( какой предмет сейчас Вам необходим ,почему? Выберите из предложенных картинок) – ходули , деревянные башмаки.

Ознакомьтесь с выдержкой из средневекового источника:

 «Приходится ходить на ходулях и в деревянных башмаках; и почти все члены думы ходили в думу в деревянных башмаках. И когда сидели в зале совета, деревянные башмаки стояли за дверью: тут можно было прекрасно сосчитать, сколько человек явилось на заседание».

Как вы можете объяснить такую «моду» средневековых горожан: носить деревянные башмаки и ходить на ходулях?

 Жители средневековых городов выливали нечистоты прямо на улицы, мусор выкидывали из окон.

Ну , а раз кто-то выбрал ходули, а кто-то башмаки. – то пути ваши расходятся. Группа в башмаках идет туда, где лужи поменьше и попадает на ярмарку . ( может они тут и сядут вместе по новым группам  – как получилось по словам) А та, что выбрала ходули отправляется на улицу мастеров.

Используя слова из кроссворда и ответить на вопросы Почему ремесленники объединялись в цехи? о том,  что ты увидел в мастерской ремесленника (оружейника) и 2 группа  на ярмарке. / работают обе группы, кто ответит –тот и набирает очки/  а ЗАЧЕМ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ  ЛЮДИ СПЕШИЛИ НА ЯРМАРКУ?

  1. Говорят, что очень многие сеньоры на землях ,которых находились торговые города, зарабатывали деньги тем, что на дороге, по которым провозили товары купцы, разбрасывали камни.
  • Вопрос: правда ли это? Объясните ответ.
  • Ответ: Да, это правда, так как действовало правило: " Что с возу упало то пропало".(Упавшие вещи с повозок купцов, принадлежали хозяину того участка земли, по которой следовал торговец.)
  •  2. Кто представлял настоящую угрозу для купцов? (Это были разбойники, пираты.) 
  • 3) Легко ли было купцам торговать? (Конечно, нет. Кроме уже названных сложностей, приходилось еще платить налоги за пыль, за переезд по мосту и т. д.)
  • Что нового появилось в торговле?
  • Товарное хозяйство, а раньше, какое было хозяйство? (натуральное).

На примере схемы определите, что относится к натуральному хозяйству, а что к товарному (работа со схемой).

Обе группы встретились в городском соборе. Давайте вспомним:

  • Какие соборы строили в 11-12 вв.? Охарактеризуйте черты романского собора.
  • В каком соборе находитесь вы, уважаемые школяры, сейчас? Охарактеризуйте особенности готического собора.
  • Да, такие постройки требовали вложения огромных средств, на что католическая церковь не скупилась.
  • Назовите источники богатства католической церкви?

ЧТОБЫ  выти к следующему нашему пункту, где вы встречаетесь, надо определить его, разгадав шараду:

 Первый слог – бог солнца в Египте,

 Второй – короткое музыкальное приветствие,

 Третий начальная буква алфавита,

 А целое – здание городского совета в средневековом городе.

                                                                                                      ( РА-ТУШ- А)

Вот и Ратуша видна. Отсюда недалеко и до университета. Ратуша - это здание городского совета. Ратушу венчала башня с городскими часами и набатным колоколом. Его тревожный звон возвещал о бедствии: пожаре, начале эпидемии, нападении врага. В здании размещается зал для заседаний, городская казна, тюрьма и арсенал.

Давайте зайдем туда и посмотрим что там сейчас происходит. 

А тут идет судебное заседание:

Граф Корнуэльский в апреле 1202 г. подал жалобу в суд города на горожан Ральфа, Жильберта, Журдена и других обвинив их в том, что они, его крепостные, бежали из своих деревень в октябре прошлого года. Поэтому он требует, чтобы им не давали прав свободных граждан. Жильберт напомнил, что он бежал не в октябре, а в феврале прошлого года.

Какое решение должен принять суд в отношении этих беглых крестьян? И почему? Жильберт прожил на территории города уже больше  года, и он получит права свободного гражданина. Ральф и Журден прожили в городе всего 6 месяцев, по отношению к ним нельзя применить принцип «Городской воздух делает человека свободным». Жильберт прожил на территории города уже больше  года, и он получит права свободного гражданина. Ральф и Журден прожили в городе всего 6 месяцев, по отношению к ним нельзя применить принцип «Городской воздух делает человека свободным».

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 

Мы в строю шагаем браво,
Мы науки познаем
И налево и направо ( поворот)
И, конечно же, кругом
Это правая рука,
Это левая рука,
Это правая нога,
Это левая нога,
Ах, наука нелегка!

А вот за фонтаном и университет. ЗАГЛЯНЕМ  в один из классов СРЕДНЕВЕКОВОГО УНИВЕРСИТЕТА:

Это царство науки - алхимиии. Страхом веет из каждого угла . Пахнет травами и неизвестными веществами. Еще недавно здесь можно было встретить развешанные по стенам пучки трав и сушеных тараканов в плошке. Теперь вас встречают хорошо вам знакомые ученики Хогварда Гарри Поттер и Рон Уизли ,прибывшие в Сорбонну на стажировку. 

  Послушайте разговор двух школяров и исправьте неточности в их рассказе, если таковые имеются.  Слайд  с Гарри Потером

Помнишь, у стен города замок герцога Бургундского?

- Да. Ворота гостеприимно распахнуты. Улицы просторные, чистые. А где - то вдали теснятся дома ремесленников. Этаж нависает над этажом.

- А помнишь, как там много вывесок: " Ремонт обуви", " Цирюльня", " Изготовление оружия", " Булочная", " Баня"? Такое впечатление, будто мы в варварском городе. ( У варваров городов не было)А помнишь городской собор? Там так тепло, красиво и уютно.

- А улицы мощенные булыжником, от которых эхом разносилась поступь легионеров.

- Даже не верится, что по этим улицам когда- то вели гладиаторов в Колизей.

Вопросы от Гарри Поттера

Ну теперь вы готовьтесь к экзамену. Он будет состоять из ряда заданий.

А откуда вы прибыли? Из Венеции и Франкуфурта.

Ну, я знаю эти города, а Вы? Они такие своеобразные ОТГАДАЙ ШАРАДЫ»

  1. Первый  слог - кусок земли, второй – мычание коровы, третий – предлог, целое – свободный средневековый город. (Ком – му - на);

А чем Париж отличался от них?

КАК относились короли к городам и почему? Они их поддерживали, так как: налоги, пошлина, ополчение, крепость- спасение от междоусобиц.

Задание 1.Экономика Реши историческую задачу.

В XIII в. на Рейне было 44 таможни, где купцы платили пошлины сеньорам. Через 100 лет их стало 64. Около одного лишь города Нюрнберга насчитывалось 24 подобные заставы.

Как влияло это на стоимость товаров? Стоимость товара увеличивалась

Задание 2. Интуиция -Внимание, черный ящик! (звучит музыка).

 В этом ящике находится предмет, без которого человек в средневековом городе в темное время суток просто не мог выйти из дома.

Вопрос: Так что же находится в черном ящике?

Правильный ответ: Фонарь, фонарик.

2. Еще один предмет, с которым познакомились во время крестовых походов и без которого мы не обходимся ни одного дня. В древности его варили из жира животных и золы с добавлением душистых трав. Ответ: мыло.

Задание 3. Логика -РАЗРЕЗНОЙ ТЕКСТ  собрать предложения и ответить на вопрос.

Известно, что в средневековых европейских городах были очень узкие улицы. Власти многих городов пытались регулировать их ширину. В Париже они определили, что улица не должна быть уже длины копья или, она должна быть такой, чтобы идущий по ней осёл, мотая головой, мог щипать траву с противоположных оград улицы. 

Как обходили эти запреты хитрые горожане? (До сих пор можно видеть в некоторых, особенно южных городах, существовавших уже в Средневековье, что второй и третьи этажи домов построены с выступами, так что вверху дома образовывали почти сплошной навес. С выступа верхнего этажа можно протянуть руку и дотронуться до соседнего дома. Первые этажи построены с соблюдением требуемых норм.) Слайд .

Задание 4.  ОБЖ :Если вы оказались на улице средневекового европейского города, чего бы вы опасались больше всего? ПОЖАР, БОЛЕЗНИ

III. РЕФЛЕКСИЯ

Итак, экзамен вы сдали. Поздравляю вас, уважаемые- ТЕПЕРЬ ВЫ  школяры.

Ну а сейчас  нам пора торопиться пока не закрылись городские ворота. Последний раз окинем взглядом средневековый город, попрощаемся с Университетом  и вернемся в день сегодняшний.

Задачу выполнили. Теперь осталось посчитать жетоны, выставить оценки и , главное, не забыть сделать вывод. Его вы сделаете в форме синквейна:

Синквейн

Средневековый город.                                                Город

Тесный, грязный,                                                         Средневековый, узкий,

Борется. строится, улучшается,.                                Растет, торгует, улучшается,

Экономический и культурный центр страны.          Воздух делает человека свободным,

 Развитие.                                                                     Центр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Демо-тест на тему: "Средневековые цивилизации Европы" по учебнику Д.Д. Данилова, Е.В. Сизова и др. "Всеобщая история Средних веко" 6 класс

Демо-тест  к теме: "Средневековые цивилизации Европы" составлен по учебнику Д.Д. Данилова, А.А. Данилова и др. "Всеобщая история Средних веков" для 6 класса.  Перед использованием теста, пос...

Тема «Ремесло и торговля в средневековой Европе» в 6 классе по учебнику «История Средних веков», 6 класс, Ведюшкин В.А.

Тема «Ремесло и торговля в средневековой Европе» в 6 классе по учебнику «История Средних веков», 6 класс, Ведюшкин В.А. Задание 1.Предлагается изучить иллюстрации «Средневековые ремесленники...

Проверочная работа по истории средних веков 6 класс "Культура Западной Европы в средние века"

Данная проверочная работа позволяет педагогу проверить знания учащихся по главе IX учебника "История средних веков" - "Культура Западной Европы в Средние века"...

Календарно-тематическое планирование истории 6 класс к учебнику История России в 2-х частях, под ред. А. В. Торкунова. История средних веков 6 класс Агибалова Е. В.. Донской Г. М.

Календарно-тематическое планирование (примерное)  истории 6 класс. Учебник История России 6 класс в 2-х частях, под ред. А. В. торкунова. Издательство "Просвещение"; История средних век...

Тест по истории Раннего Средневековья (Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс).

Бойцов М. А.: Учебник по всеобщей истории. История Средних веков - 6 класс...