Урок в 6 классе Восточные славяне
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Умурбаева Кываш Гайнендиновна

Конспект урока в 6 классе по истории России с древнейших времен до конца XVI века  по учебнику .А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_kl_ur.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе : Восточные славяне

Цели урока:

  1. Дать представление учащимся о происхождении славян и территории  их расселения, охарактеризовать быт, хозяйственные занятия и верования.
  2.  Формировать умение работать с исторической картой, делать выводы, выявлять причинно- следственные связи.
  3. Воспитывать у учащихся интерес к изучению истории своей страны, народа.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оборудование: учебник, презентация «Древние славяне»

План урока:

1. Происхождение и расселение славян.

2. Занятия славян.

З. Быт и нравы.

4.Религия древних славян.

5. Управление.

Основные понятия: индоевропейцы, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, быт,  вервь, вече, язычество,.

ХОД УРОКА

I. Орг. момент

II. Изучение нового материала:

1 .  Рассказ учителя о происхождении восточных славян.

 Учащиеся читают «Повесть временных лет»,определяя места расселения славян по карте.

«Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели по реке именем Морава и прозвались Морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты и сербы. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли и поляки». Итак, на юге расселились балканские славяне (сербы, хорваты), на западе — чехи, моравы, поляки, а на востоке — поляне, древляне, дреговичи, северяне, кривичи, радимичи, словене, волыняне, тиверцы, уличи.

2. Учащиеся  работают с текстом учебника (с. 8— 10), знакомятся с хозяйством славян, отвечают на вопросы учителя:

1. Назовите главное занятие   славян?

2. Что такое подсечно-огневая система земледелия у славян. Сравните подсечно-огневую систему и переложную.

3.Рассмотрите и назовите изображенные на иллюстрации (стр. 9) орудия труда, из какого материала они изготовлены?

4. Какие сельскохозяйственные культуры возделывали славяне?

5.  Какие ремесла были у славян?

3.  Работа с иллюстрацией  (с. 10).

- Как вы думаете, почему поселения располагались по берегам рек.

- Почему они укреплены были бревенчатой стеной?

Учитель рассказывает о крестьянской избе.

Рассматривая нравы славян, учащиеся работают с документами пособия и учебника (с. 13) и отвечают на вопросы к ним .  Найдите в тексте документа подтверждение пренебрежительного отношения автора к славянам. Как вы думаете, чем это было обусловлено?

4.Как вы думаете  какие верования были у древних славян?

- Что такое язычество?

- Как возникли религиозные верования славян?

 Рассказ учителя  о богах древних  славян.

5. Учащимся предлагается познакомиться со структурой управления славянским племенем и зафиксировать схему управления в своих тетрадях. 

- Вспомните определение понятия «государство». Можно ли считать, что у славян в VI в. уже сложилось государство?

III. Закрепление:

Вопросы и задания

  1. В какую группу народов входили славяне?
  2. К какой языковой группе относятся восточные славяне?

      3. Покажите на карте территорию расселения восточных славян.

      4. Какими были основные занятия славян?

      5. Как вы думаете, почему ученые считают, что V-VI вв. у славян еще не сложилось государство?

   IV. Дом/задание:

выучить параграф 1; подготовить сообщения о быте и нравах древних славян, используя дополнительный материал.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ:

Документ

Из сочинения арабского географа Ибн Руста о славянах. Начало Х в.

Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед... И они народ, пасущий свиней, как [мы] овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица... и все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который [до сих пор] снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии... »

Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме царя. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Царь их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян...

В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают одежду. В таком жилье ос таются до весны. Царь ежегодно объезжает их.

И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений...

С рабами они обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей... И если какое-либо их племя, род [поднимается против кого-либо], то вступают едино- душно на врага, пока его не победят.

Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народа то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.

Вопросы к документу

1. Как природно-географические условия влияли на хозяйственную жизнь славян и их быт? 2. Каким было общественное устройство славян?

Документ

Маврикий Стратег о славянах и антах. Конец VI в.

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище, К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое, охраняют их в случае надобности... У них большое количество разнообразного скота и плодов, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей...

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются [засадами], внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии.

Вопросы к документу

1. Как вы думаете, с чем была связана выносливость славян, которую отмечает автор документа? 2. Охарактеризуйте тактику боя, которую применяли славяне в столкновениях с врагами?

Историк А.Ф. Петрушевский писал: «Праздник Коляда был в конце декабря, когда солнце поворачивает на весну и дни начинают прибывать, В это время ходили из дома в дом, славили божество и собирали подаяние, чтобы принести богу жертву. Этот языческий обряд сохранился на Руси во многих местах и поныне; колядуют в сочельник, перед Рождеством. Другой праздник был весенний, его справляют и теперь и называют Масленицей. Весну обыкновенно встречали на Красной горке и водили хороводье, а зиму сжигали, сделавши для этого женское чучело... Еще большой праздник у славян был 23 июня и назывался Купала. Вечером в этот день собирали травы, купались, зажигали костры и прыгали через них; приносили в жертву солнцу белого петуха, а чучело зимы топили в воде».

Языческие верования, связанные с повседневной хозяйственной деятельностью, оказались чрезвычайно живучими в народе, и еще многие столетия в народе тайно поклонялись языческим богам, приносили жертвы «бесом, болотом и кладезем».

Вопрос: Как географические условия проживания, хозяйственные занятия и образ жизни славян повлиял на их верования?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 6 классе "Восточные славяне в древности"

Разработка урока в 6 классе по теме "Восточные слвяне в древности" с использованием презентации, кроссворда, работы с документами....

Урок в 6 классе Восточные славяне

Конспект урока в 6 классе "Восточные славяне" по истории России с древнейших времен до конца XVI века по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной...

Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»

Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»....

Презентация к уроку истории в 10 классе "Восточные славяне в древности"

Учебная презентация к уроку истории в 10 классе по теме "Восточные славяне в древности" (базовый курс)...

Конспект урока истории в 6 классе "Восточные славяне"

1. Происхождение и расселение славян.2. Занятия славян.3. Быт и нравы славян.4. Духовный мир славян.5. Управление....

Конспект урока по истории 6 класс "Восточные славяне и их соседи"

Данный урок соответствует требованиям ФГОС. Для разработки данного урока был использован материал методического пособия "Поурочные разработки" Е.Н. Сорокиной к УМК Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова....