Урок в 6 классе Восточные славяне
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме
Конспект урока в 6 классе по истории России с древнейших времен до конца XVI века по учебнику .А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl_ur.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе : Восточные славяне
Цели урока:
Тип урока: урок изучения нового материала. Оборудование: учебник, презентация «Древние славяне» План урока: 1. Происхождение и расселение славян. 2. Занятия славян. З. Быт и нравы. 4.Религия древних славян. 5. Управление. Основные понятия: индоевропейцы, подсечно-огневая и переложная системы земледелия, быт, вервь, вече, язычество,. ХОД УРОКА I. Орг. момент II. Изучение нового материала: 1 . Рассказ учителя о происхождении восточных славян. Учащиеся читают «Повесть временных лет»,определяя места расселения славян по карте. «Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Венгерская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так одни сели по реке именем Морава и прозвались Морава, а другие назвались чехи. А вот еще славяне: белые хорваты и сербы. Славяне сели на Висле и прозвались ляхами, а от тех ляхов пошли и поляки». Итак, на юге расселились балканские славяне (сербы, хорваты), на западе — чехи, моравы, поляки, а на востоке — поляне, древляне, дреговичи, северяне, кривичи, радимичи, словене, волыняне, тиверцы, уличи. 2. Учащиеся работают с текстом учебника (с. 8— 10), знакомятся с хозяйством славян, отвечают на вопросы учителя: 1. Назовите главное занятие славян? 2. Что такое подсечно-огневая система земледелия у славян. Сравните подсечно-огневую систему и переложную. 3.Рассмотрите и назовите изображенные на иллюстрации (стр. 9) орудия труда, из какого материала они изготовлены? 4. Какие сельскохозяйственные культуры возделывали славяне? 5. Какие ремесла были у славян? 3. Работа с иллюстрацией (с. 10). - Как вы думаете, почему поселения располагались по берегам рек. - Почему они укреплены были бревенчатой стеной? Учитель рассказывает о крестьянской избе. Рассматривая нравы славян, учащиеся работают с документами пособия и учебника (с. 13) и отвечают на вопросы к ним . Найдите в тексте документа подтверждение пренебрежительного отношения автора к славянам. Как вы думаете, чем это было обусловлено? 4.Как вы думаете какие верования были у древних славян? - Что такое язычество? - Как возникли религиозные верования славян? Рассказ учителя о богах древних славян. 5. Учащимся предлагается познакомиться со структурой управления славянским племенем и зафиксировать схему управления в своих тетрадях. - Вспомните определение понятия «государство». Можно ли считать, что у славян в VI в. уже сложилось государство? III. Закрепление: Вопросы и задания
3. Покажите на карте территорию расселения восточных славян. 4. Какими были основные занятия славян? 5. Как вы думаете, почему ученые считают, что V-VI вв. у славян еще не сложилось государство? IV. Дом/задание: выучить параграф 1; подготовить сообщения о быте и нравах древних славян, используя дополнительный материал. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ: Документ Из сочинения арабского географа Ибн Руста о славянах. Начало Х в. Страна славян — ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед... И они народ, пасущий свиней, как [мы] овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица... и все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: «Господи, ты который [до сих пор] снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии... » Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме царя. Оружие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Царь их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян... В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье до того, что снимают одежду. В таком жилье ос таются до весны. Царь ежегодно объезжает их. И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений... С рабами они обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей... И если какое-либо их племя, род [поднимается против кого-либо], то вступают едино- душно на врага, пока его не победят. Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народа то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях. Вопросы к документу 1. Как природно-географические условия влияли на хозяйственную жизнь славян и их быт? 2. Каким было общественное устройство славян? Документ Маврикий Стратег о славянах и антах. Конец VI в. Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище, К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, [при переходе их] из одного места в другое, охраняют их в случае надобности... У них большое количество разнообразного скота и плодов, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы. Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь. Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей... Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются [засадами], внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью изобретая много способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне, дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их присутствии. Вопросы к документу 1. Как вы думаете, с чем была связана выносливость славян, которую отмечает автор документа? 2. Охарактеризуйте тактику боя, которую применяли славяне в столкновениях с врагами? Историк А.Ф. Петрушевский писал: «Праздник Коляда был в конце декабря, когда солнце поворачивает на весну и дни начинают прибывать, В это время ходили из дома в дом, славили божество и собирали подаяние, чтобы принести богу жертву. Этот языческий обряд сохранился на Руси во многих местах и поныне; колядуют в сочельник, перед Рождеством. Другой праздник был весенний, его справляют и теперь и называют Масленицей. Весну обыкновенно встречали на Красной горке и водили хороводье, а зиму сжигали, сделавши для этого женское чучело... Еще большой праздник у славян был 23 июня и назывался Купала. Вечером в этот день собирали травы, купались, зажигали костры и прыгали через них; приносили в жертву солнцу белого петуха, а чучело зимы топили в воде». Языческие верования, связанные с повседневной хозяйственной деятельностью, оказались чрезвычайно живучими в народе, и еще многие столетия в народе тайно поклонялись языческим богам, приносили жертвы «бесом, болотом и кладезем». Вопрос: Как географические условия проживания, хозяйственные занятия и образ жизни славян повлиял на их верования? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок в 6 классе "Восточные славяне в древности"
Разработка урока в 6 классе по теме "Восточные слвяне в древности" с использованием презентации, кроссворда, работы с документами....
Урок в 6 классе Восточные славяне
Конспект урока в 6 классе "Восточные славяне" по истории России с древнейших времен до конца XVI века по учебнику А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной...
Технологическая карта и методическая разработка к уроку в 6 классе "Восточные славяне" по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»
Данная разработка предназначена для проведения комбинированного урока в 6 классе по курсу «История Отечества с древнейших времён до конца 16 века»....
Презентация к уроку истории в 10 классе "Восточные славяне в древности"
Учебная презентация к уроку истории в 10 классе по теме "Восточные славяне в древности" (базовый курс)...
Конспект урока истории в 6 классе "Восточные славяне"
1. Происхождение и расселение славян.2. Занятия славян.3. Быт и нравы славян.4. Духовный мир славян.5. Управление....
Конспект урока по истории 6 класс "Восточные славяне и их соседи"
Данный урок соответствует требованиям ФГОС. Для разработки данного урока был использован материал методического пособия "Поурочные разработки" Е.Н. Сорокиной к УМК Н.М. Арсентьева, А.А. Данилова....