Открытый интегрированный урок по истории и ИЗО. "Художники-передвижники 2 половины 19 века"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

В данном разработке  содержится конспект материала открытого интегрированного урока по истории и рисованию для учащихся с ОВЗ 8-9 классов. Цель урока:познакомить детей с художниками 2 половины 19 века. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по истории и рисованию

Тема: Художники – передвижники 2 половины 19 века

(слайд 1)

Цели:

- Познакомить учащихся с художниками 2 половины 19 века.

Задачи:

- способствовать формированию эстетического отношения к действительности и интереса к народному искусству;

- формировать чувство гордости за искусство русских художников;

- развивать творческую самостоятельность, творческое отношение к изображаемому сюжету;

- развивать умения использовать знания полученные на уроках истории и рисования;

- осуществлять межпредметные связи интегрированного курса истории и ИЗО.

Основные знания: Эпоха передвижников, Левитан, Суриков, Репин, Шишкин.

Основные понятия: живопись, жанр, портрет, пейзаж, натюрморт, передвижники.

Оборудование: мультимедийная приставка, средства рисования.

Ход урока

  1. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке мы с вами попадем в мир искусства, и будем говорить об одном из видов искусства – живопись.

– Представьте, что вы сотрудники картинной галереи.

– Как вы думаете, что такое картинная галерея?

(ответы детей)

Картинная галерея – это то место, где собраны работы художников, где проходят выставки картин, куда приходят люди, чтобы любоваться произведениями искусства.

- Работать мы будем необычно, по группам.

II. Повторение изученного.

Мы начинаем свое путешествие в мир живописи. Но для начала вспомним, а что же такое живопись?

(ответы детей)

Живопись – означает писать жизнь, писать живо, то есть полно и убедительно передавать действительность, где цвет играет главную роль. Полнота охватываемых живописью явлений проявляется в жанрах.

Вспомним, что такое жанр?

(ответы детей)

Жанр – это несколько особенных признаков, по которым мы отличаем одни от других. Художник пишет красками, но в зависимости от того, что изображено на картине, можно определить жанр.

Ребята, в жанрах есть несколько направлений (портрет, пейзаж, натюрморт)

1).  Я вам загадаю загадку, а вы мне ответите.

Если видишь. Что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде водолаз,

Летчик или балерина

Или Колька твой сосед.

Обязательно картина называется…..(портрет)

Вывод: По каким признакам вы определили, что это портрет?

(ответы детей)

Слайд с определением портрета 2

2). Отгадайте вновь загадку, и скажите, что же это?

Если видишь на картине

Нарисована река.

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется…….(пейзаж)

Вывод: По каким признакам вы определили. Что это пейзаж?

Слайд с определнием пейзажа 3

3). Вновь я загадаю вам загадку, и вы мне ответите что это?

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе.

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу.

Знай, что это -…………(натюрморт)

Вывод: А здесь. По каким признакам вы определили, что это натюрморт?

(ответы детей)

Слайд с определением натюрморта 4

Вывод: Ребята, о каких жанрах живописи мы с вами сейчас говорили?

(ответы детей)

III.Игра в группах «Художественный переполох»

Вы сотрудники картинной галереи, но в ваших залах путаница, картины перепутались. Каждый зал картинной галереи из репродукций на столах выбирает свой жанр (портрет, пейзаж, натюрморт) и 1 экскурсовод представит свою выставку и объяснит. Почему эти работы вы выбрали.

Физкультминутка.

 IV.Новый материал.

Сегодня мы будем говорить о живописи и художниках 2 половины 19 века. Во 2 половине 19 века было создано общество русских художников. Называлось оно «Товарищество передвижных художественных выставок».

Поэтому художников, вошедших в это общество, называли «передвижниками»

- Так кто такие передвижники?

(ответы детей)

Передвижники – это общество художников, передвижных художественных выставок.

К ним относились такие великие художники как: И.И. Шишкин, В.И. Суриков, И.И. Левитан, И.Е. Репин.

Я буду директором картинной галереи, и у меня будут помощники – экскурсоводы.

Мы отправляемся в путешествие в 1 зал картинной галереи

(Опережающее задание)

Экскурсовод 1 Слайд по Левитану 5

  1. Исаак Ильич Левитан

Родился в 1860 году, русский художник-передвижник. Сын железнодорожного служащего. В 1870 году семья переехала в Москву. В 1873-1885 году будущий мастер учился в Московском училище живописи. Жил преимущественно в Москве. Работал в различных местах Московской и Тверской губерний; в Крыму, на Волге, в Италии, Франции, Швейцарии.

Левитан обожал великую русскую реку Волгу. Он мог часами любоваться ее просторами, солнцем и воздухом, красотой окружающей природы. В любую погоду, и в дождь и в холод художник рисовал волжские просторы. Поэтому на его картинах изображались не только солнечные дни, но и дождливые, пасмурные. Особенно любил Левитан город Плёс, после его смерти в 1900 году в этом городе открыт музей И.И. Левитана.

Вывод: Левитан оставил замечательные картины как: «Осенний день», «Березовая роща», «Золотой Плёс», «После дождя», «Март» и многое другое. Но давайте рассмотрим картину Левитана. Опишите ее (Слайд 6)

  1. Стройные березы.
  2. Голубое небо.
  3. На земле из под снега видны проталины.

- А как бы вы назвали эту картину?

- Дайте название этой картине?

- Правильно, эта картина называется «Март».

- в этом зале можно встретить еще одного художника-передвижника:

              2. Иван Иванович Шишкин

Слайд 6

(Опережающее задание)

А теперь экскурсовод расскажет намо о художнике и его творчестве.

Шишкин И.И. родился в купечесокй семье в 1832 году. Учился в Московском училище живописи. Жил в основном в Петербурге. Выдающийся мастер пейзажа, соединл романтизм и реализм. Шишкин очень любил русский лес с его густыми и непроходимыми зарослями. В своих картинах он изображал лесную чащу.

Вывод: Шишкин тоже оставил огромную коллекцию своего творчества, например: «Вечер», «Рожь», «Корабельная роща», и многое другое. Давайте вновь рассмотрим одну из его картин. «Утро в сосновом бору».

1). Раннее утро.

2).Медвежата на поваленной сосне.

3). Непроходимые заросли.

4). Темные, насыщенные краски, передающие спокойствие природы.

Вывод: А теперь внимательно посмотрите и скажите что общего в этих картинах? Как вы думаете, в каком жанре писали художники 19 века7

(ответы детей)

Физкультминутка.

Мы отправляемся в следующий зал картинной галереи. Здесь собраны картины художников-передвижников: Сурикова В.И. и Репина И.Е. эти художники писали в другом жанре изобразительного искусства. Посмотрите картины и скажите, в каком жанре они выполнены?

Слайд 7

Вывод: Репин и Суриков писали картины на исторические темы. Репин создал множество портретов знаменитых писателей. Композиторов, художников, поэтов, а Суриков стремился показать жизнь народа, традиции и культуру. В их картинах присутствует многообразие и насыщенность акварельными красками.

Итог: Ребята, мы посмотрели полотна художников-передвижников 2 половины 19 века. Основными представителями являлись: Репин, Суриков, Левитан, Шишкин, Васнецов, Перов, они обращались к изображению повседневной жизни и истории России, ее природы.

Физкультминутка.

V. Урок рисования

В каждом человеке есть задатки художника, но каждый представляет картины по-своему. Мы продолжаем работать по группам. У каждой группы на столе лежат шаблоны, трафареты, предметы для рисования.

1. Группа (портретисты) – выполняют работу при помощи трафарета. И волшебных фломастеров в определенной последовательности. Посередине положите лист с изображением, и поочередно закрывая трафаретом закрасить.

2. Группа (пейзажисты) – выполняют работу при помощи трафарете и волшебных фломастеров. Приложив трафарет к листу бумаги, осторожно закрасить, дать подсохнуть и убрать трафарет.

3. Группа (натюрморт) – выполняют работу с помощью стилизованного рисунка. На приготовленный лист бумаги нанести краску, дать высохнуть, протереть и рассмотреть выполненный рисунок.

Повторение правила рабочего человека

  1. Самостоятельная работа
  2.  Выставка работ. Обсуждение.

Ребята вы сегодня работали по группам. Скажите. В каком жанре работала 1 группа, 2 группа, 3 группа.

Вывод: Мы сегодня побывали в картинной галерее. Увидели замечательные картины известных русских художников-передвижников, и сами были художниками. Сегодня за урок я поставлю следующие оценки.

  1. Дополнительный материал. Материал картинная галерея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".

Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы....

Презентация к открытому интегрированному уроку по истории и ИЗО

Данная презентация является дополнением к уроку...

ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ВРЕМЯ СОБОРОВ»

Интегрированный урок истории и изобразительного искусстваТип урока: повторение и обобщение.Цель урока: дать представление о миропонимании средневекового человека и образе художественно культуры Средне...

Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...

Открытый интегрированный урок по истории, биологии и физике

Открытый интегрированный урок по истории, биологии и физике в соавторстве с учителем биологии Русских О.Н. и учителем физики Ивановой И.В....

Открытый интегрированный урок Всемирная история и Английский язык в 10 классе по теме «Великобритания»

Тема: Великобритания Мотивация выбора данной темы. Данная тема выбрана преподавателями по следующим причинам:- тема вызывает заинтересованность в предмете со стороны учащихся и предложена им...

Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образования», Нефтеюганский район, 2019 г.

Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образов...