ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ВРЕМЯ СОБОРОВ»
план-конспект урока по истории (10 класс) на тему

Тищенко Екатерина Валерьевна

Интегрированный урок истории и изобразительного искусства

Тип урока: повторение и обобщение.

Цель урока: дать представление о миропонимании средневекового человека и образе художественно культуры Средневековья.

Задачи урока:1. формировать общее представление о расцвете средневековой архитектуры 11-13 веков;

2.показать, что влияние церкви во многом определяло характер средневекового искусства в Европе;

3.развивать умение соотносить знания с исторической эпохой , видеть общее и наоборот, устанавливать причинно-следственные связи между событиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа  28»

ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ПО ИСТОРИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«ВРЕМЯ СОБОРОВ»

Подготовили: Иванова М.Н.

Тищенко Е.В.

Место проведения: МБОУ «СОШ  282

Дата проведения: 27.11.2011

Нальчик 2011

Интегрированный урок истории и изобразительного искусства

Тип урока: повторение и обобщение.

Цель урока: дать представление о миропонимании средневекового человека и образе художественно культуры Средневековья.

Задачи урока:1. формировать общее представление о расцвете средневековой архитектуры 11-13 веков;

2.показать, что влияние церкви во многом определяло характер средневекового искусства в Европе;

3.развивать умение соотносить знания с исторической эпохой , видеть общее и наоборот, устанавливать причинно-следственные связи между событиями. Материалы урока: интерактивная доска, презентация, обучающая таблица по структуре средневекового храма.

Текст урока:

1) Организационный момент: приветствие.

Слайд 1. (выступление Ивановой) Средневековье – очень интересная эпоха. Не находите?

Слайд 2. Термин «Средние века» (лат. medium ævum — средний век) был впервые введён итальянским гуманистом Флавио Бьондо в работе «Декады истории, начиная от упадка Римской империи» (1483). До Бьондо доминирующим термином для обозначения периода со времени падения Западной Римской империи до Возрождения было введённое Петраркой понятие «Тёмные века», которое в современной историографии означает более узкий отрезок времени (VI—VIII века).

Вопрос: Эпоха Средних веков охватывает период: 1) с V  по  XV;2)с V  по  XVII; или 3) с X  по XV? (Ответы учащихся)

Слайд 3. Вопрос: В Средние века люди 1)верили, что душа бессмертна;

  • 2)высоко ценили верность обычаям и традициям;
  • 3)главным для успеха считали личную свободу и независимость.
  • Какое из утверждений неверное? (ответы учащихся)

Слайд 4. Вопрос: Верно ли следующее утверждение?

  • Романское искусство шло навстречу потребностям людей того сурового времени: простые, необразованные, не слишком чувствительные, они хотели видеть церковное здание мощным и величественным.  (Ответы учащихся)

Слайд 5. Вопрос: ГОТИКА-это слово произошло:1) от названия германского племени готов;

  • 2)от имени архитектора, построившего первый готический собор;
  • 3)от названия места, где был построен первый готический собор? (ответы учащихся)

Слайд 6. Шампань (фр. Champagne, лат. Campania) — историческая область во (Вопрос: какой стране) …, знаменитая винодельческими традициями. (ответы учащихся)

Слайд 7. Вопрос: Переведите  Cathédrale Notre-Dame de Reims. Кому посвящен собор? (ответы учащихся)

Слайд 8. (Выступление Тищенко) Строительство собора Нотр-Дам-де-Реймс, шедевра французской готики, было начато в 1211 году и завершилось более века спустя. Храм имел особое значение для французских монархов и оставался местом их коронации до 1825 года - 29 мая в нем состоялась последняя коронация - Карла X. История храма ведет свое начало с V века - тогда на этом месте построил собор святой епископ Никазий, а в 498 году Святой Ремигий крестил в нем Хлодвига I - первого короля франков из династии Меровингов. В 816 году сын Карла Великого, Людвик Благочестивый выбрал Реймс местом для своей коронации. Примечательно, что официальный статус места коронации монархов храм получил только в 1013 году.

Слайд 9.Здание поражает своей величественностью, монументальностью и восхищает изысканностью множественных деталей, являющихся образцами подлинной французской готики. Высота нефа составляет 38 метров - чуть меньше, чем в соборах Амьена или Бове, протяженность собора достигает 139 метров, а ширина - 30 метров. Стоит отметить, что в восточной часовне есть витражи, созданные Марком Шагалом. Собор в Реймсе имеет древнюю историю. Самое старое здание датируется 401 годом (в нем и короновался Хлодвиг). В 817 году на месте обветшавшего храма началось возведение нового. Грандиозный пожар 1210 года, уничтоживший половину Реймса, не пощадил и собора, полностью уничтожив его. С этого времени начался третий этап строительства, в результате которого появилось то величественное сооружение, которое и дошло до наших дней благодаря усилиям многих поколений архитекторов и мастеров.

Слайд 10. (выступление Ивановой)Первым королем, короновавшимся в Реймсе, стал вождь франков Хлодвиг.Последним короновавшимся в Реймсе — Карл X. 35-й король Франции.

Слайд 11.Сравните соборы: какой из них готический, а какой романский? (ответы учащихся)

Слайд 12. (Выступление Тищенко)Перед вами планы Готического и романского соборов. План постройки собора (трехнефная базилика, пересеченная трехнефным трансептом), выработанный первым архитектором Жаном д'Орбе, воплощен его продолжателями - Жаном Лелу, Готье де Реймсом, Бернаром де Суассо-ном, Робером де Куси. Грандиозные размеры собора (длина 136 метров, высота центрального нефа 38 метров, ширина 14,6 метра) скрыты благодаря техническим находкам строителей, и длинные продольные нефы и большой хор с венцом капелл не кажутся массивными.  Неф - переводится как «корабль», и выглядит как проход между колоннами. Апсида  - это главное место в храме, ориентированное на восток. Вопрос: почему? (ответы учащихся). И, вот, главное отличие романского храма и готического. Посмотрите на стены. В  готическом храме они втростепенны. Главную опору для свода предоставляют контрфорсы.

Слайд 13.Запишем новые слова: контрфорс, неф, аркбутан, пинакль, нервюра, портал, роза, вимперг. Сейчас мы посмотрим, как же это се выглядит.

Слайд 14. Вот это – пинакль, это – роза,  это -  стрельчатая арка, это -  вимперг, это – портал.

Слайд 15 . Это – контрфорсы, нервюры и аркбутаны. 

Слайд 16. (выступление Ивановой) Установите соответствие между названием части храма и ее описанием.(работа учащихся с интерактивной доской)

портал

Круглое разноцветное окно в готическом соборе

алтарь

Вход в собор

крипта

Главная часть храма, где духовенство совершает священнодействие

роза

Помещение под алтарем, где хоронили священнослужителей и где хранили самые важные святыни

апсида

Часть внутреннего пространства собора, образованного рядами колонн

неф

Полукруглое завершение восточной стены храма

Слайд 17. (Выступление Тищенко) У Реймского собора еще одна уникальная особенность – это его скульптуры. Их здесь 2303. Большая часть сосредоточена в «Галерее королей» — около 500. Святые, рыцари, монархи, ремесленники и ангелы. Бессменные и вечные небесные стражи, охраняющие храм, они стоят в башенках по всему периметру собора. Наверное, поэтому Notre-Dame de Reims и называют «собором ангелов».

Слайд 18. Окно-роза на западном фасаде имеет диаметр в 12 метров. Витраж изображает Мадонну в окружении апостолов и музицирующих ангелов. Круглое окно-роза вписано в большее окно прямоугольной формы с треугольным завершением -типичная архитектурная деталь XIII века.

Слайд 19. Какой это музыкальный инструмент?

Теперь  повторим: что вы узнали на уроке?

Перед вами схема готического храма. ( На интерактивной доске). Подпишите названия его частей.

Теперь его надо раскрасить.(задание для двух учеников).