Открытый интегрированный урок по истории, биологии и физике
план-конспект занятия по истории (8 класс)

Малых Раиса Петровна

Открытый интегрированный урок по истории, биологии и физике в соавторстве с учителем биологии Русских О.Н. и учителем физики Ивановой И.В.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_kto_umnee.docx384.93 КБ
Файл prezentatsiya_kto_umnee.pptx2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Историческое прошлое людей или кто умнее?

Цель: раскрыть экологические условия, способствующие переходу предков человека к прямохождению; показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды; содействовать формированию знаний о ходе эволюционного процесса в процессе антропогенеза. Продолжить формирование умения работать с учебником, сравнивать, делать выводы. Воспитание биологического мышления, внимания, ЗОЖ.

Оборудование: рисунки древних людей, измерительная лента, мультимедийная презентация

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Работа у доски: составить схему «Систематическое положение человека».

Индивидуальный опрос:

  1. Раскрыть систематическое положение человека.
  2.  Указать, какие факты свидетельствуют о происхождении человека от животных предков.
  3. Почему человека относят к царству Животные, типу Хордовые, подтипу Позвоночные?
  4. Что общего у человека с другими представителями класса Млекопитающие, отряд Приматы?
  5. Каковы отличительные признаки вида Homo Sapiens?

III. Изучение нового материала

Рассказ учителя истории:

  1. Изменение климата: похолодание, отступление тропических лесов, появление саванной растительности. Приспособление приматов к новым условиям. Появление предшественников людей — австралопитеков. (Рассказ учителя.)

Рассказ учителя биологии

  1. Морфологические особенности черепа приматов. Значение глазных валиков, к которым спереди прикрепляется надчерепная мышца, удерживающая голову обезьян в горизонтальном положении. (Рассказ учителя.)

Поскольку у обезьян и предшественников людей челюсти выступали вперед, центр тяжести головы находился впереди от места прикрепления черепа к позвоночнику и для его удержания требовалась мощная затылочная мышца, которая является частью надчерепной мышцы. Последняя, как было сказано, прикрепляется к глазным валикам, затем переходит в сухожильный шлем и заканчивается мощной затылочной мышцей. У некоторых обезьян и предков людей, питавшихся грубой растительной пищей, посередине черепа в передне-заднем направлении был гребень, к которому прикреплялись височные мышцы, участвующие в жевании. Он сохранился у современных горилл.

Рассказ учителя истории

3.        Древнейшие люди: питекантроп, синантроп. Строение их черепа. Роль подбородочного выступа, к которому прикрепляются мышцы, участвующие в речи. (Рассказ учителя с использованием моделей черепов древних и современных людей.)

Образ жизни древнейших людей. Объединение их в группы. Совместная деятельность и использование орудий. Роль общения в социализации древнейших людей. (Рассказ учителя с использованием рисунков.) Применение огня синантропами для обогрева и приготовления пищи.

  1. Древние люди. Направление естественного отбора, способствующего выживанию людей, действующих сообща, использующих все более совершенные орудия и оберегающих стариков, как хранителей традиций племени, передающих свои знания молодежи. Появление неандертальцев. Их расселение на другие территории из-за быстрого истощения природных ресурсов в местах их проживания в результате присваивающей экономики в виде охоты и собирательства. Столкновение с соседними племенами.

Рассказ учителя биологии

  1. Кроманьонец — первый современный человек. Анатомо-физиологическая характеристика: увеличение головного мозга, появление асимметрии больших полушарий головного мозга, формирование подбородочного выступа, указывающего на развитие речи. Совершенствование орудий труда и социальной среды, изобретение способа добывать огонь, а не только хранить. Переход к более или менее оседлому образу жизни.
  2. Рассказ учителя физики

Головной мозг человека состоит из многих частей, и у каждой части  свои функции: превращение звуков в речь, обработка информации о цвете,  распознавание лиц или различение тех или  иных объектов. Но это не застывший набор компонентов: мозг каждого из нас уникален, он постоянно изменяется и тонко чувствует окружающую среду. Активностью мозга управляют токи, химические вещества (за одну сек происходит 100 тыс химических реакций) и загадочные колебания. Не исключено даже, что на активность мозга влияют квантовые эффекты, искажающие ход времени. Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов , чем все телефоны мира вместе взятые . С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 млр клеток и число это до самой смерти не увеличивается, а только сокращается, сокращается  с возрастом и объем мозга. После 25 лет число клеток сокращается на 100 тыс  в день.  Все системы мозга связаны в единую динамичную надсистему, параллельно делающую миллионы разных дел.

IV.Учитель физики:

А сейчас сделаем практическую работу.

Практическая работа.

Вычисление объема черепной коробки.

 Цель работы. По эмпирическим формулам нужно вычислить объём черепной коробки у юноши или девушки, сравнить полученные данные.

 (Эмпирической формулой называется математическое уравнение, полученное опытным путём, методом проб и ошибок или как приближённая формула из экспериментальных данных..Эмпирические формулы широко распространены в прикладных исследованиях,) C:\Users\Ирина\Desktop\к ур\мозг картинка.jpg

Ход работы.

 В каждой группе выбирают ученика( юношу или девушку, у которых с помощью см ленты:

1. измеряют длину  L (от лба до бугра на затылке длину);

2.измеряют ширину W (от края одного уха до края другого);

3.измеряют высоту  H ( от середины ушной раковины до макушки);

4. по соответствующей формуле вычисляют объем.

Для юношей: V = 0.075 (L) (W) (H) + 406.01

Для девушек: V = 0.081 (L) (W) (H) + 206.60

Линейные размеры в куб см, результат в кубических сантиметрах. Задачи оформляем на листах, оценка – по физике.

5.Результаты вычислений сравнивают с табличными данными .

6. Делают вывод .

IV.        Закрепление знаний.

Заполнение таблицы:

Предки

человека

Размер мозга

австралопетеки

 500-600 см куб

Древнейшие люди

 1100 см куб

Неандерталец

 1700 см куб

кроманьонец

 1800 см. куб

Современный человек(взрослый)

Девушки

Юноши

 1200-1800 см. куб

1200-1400 см куб

1250-1450 см куб

V.        Задание на дом.

Изучить § 4, ответить на вопросы на стр.21.

ПРИЛОЖЕНИЕ дополнительный материал к рассказам учителей

Предшественники людей. 

Прародиной человека считается обширная территория, в которую входили Северо-Восточная Африка, Южная и Центральная Азия и Юго-Восточная Европа. Отсюда люди расселились по всей планете. Когда-то эти пространства были покрыты тропическими лесами, но примерно 3,5—5 млн. лет назад климат стал суше, наступило похолодание. Тропические леса отступили, а их место заняла высокая травяная растительность. Чтобы выжить, предкам человека приходилось приподниматься, чтобы осмотреть местности поверх высокой травы. В дальнейшем это привело к прямохождению и разделению функций ног и рук. Ноги приобрели опорную функцию, руки освободились и стали использоваться для употребления орудий.

О ходе эволюции человека говорят палеонтологические находки. В Южной и Восточной Африке были найдены останки древних человекообразных обезьян, австралопитеков, ходивших на двух ногах. Они жили группами. Самки заботились о детях, самцы добывали пищу. Найденные фрагменты черепов позволили определить объем их мозга (500—600 см3). Это больше, чем у современных человекообразных обезьян. Высокие надбровья и отсутствие подбородочного выступа говорили о том, что этот вид все же относился к обезьянам. Австралопитеки (рис. 6) не владели речью.


Предшественники людей


Древнейшие  люди. 

Предполагают, что первые древнейшие люди появились 1—1,5 млн. лет назад. В настоящее время известно несколько их форм, которые объединяют под общим названием «человек прямоходящий». Первые останки древнейшего человека были обнаружены на острове Ява более 100 лет назад. Ему дали название питекантроп (рис. 7) или обезьяночеловек.

Рост древнейших людей достигал 160 см, объем головного мозга — 1100 см3. Но у них сохранялись еще многие примитивные черты: мощные надбровные валики, тяжелая массивная челюсть, а подбородочный выступ, связанный с развитием речевых мышц, почти отсутствовал.

Останки близких по облику и уровню развития первобытных людей были найдены в Китае. Их назвали синантропами. Они жили около 400 тыс. лет назад.

Древнейшие люди вели активный образ жизни. 

Это были свирепые охотники. Они нападали на таких крупных животных, как буйволы, туры и даже слоны. Охота на крупных животных требовала совместных действий. Возможно, что первым коллективом был коллектив охотников.

Другой формой объединения людей была первобытная семья. Древнейшие люди могли изготавливать примитивные орудия, а находки, сделанные в Китае, говорят о том, что некоторые виды древнейших людей уже пользовались огнем.

Древние люди. 

В 1856 г. в долине Иеандерталь (Германия) были обнаружены останки человека, названного неандертальцем (рис. 8). Дальнейшие находки показали, что неандертальцы обитали не только на территории Европы, но и в Африке, Азии.

Головной мозг неандертальцев по объему (до 1700 см3) приближался к мозгу современных людей. Наряду с этим в строении тела неандертальцев было довольно много примитивных черт, как у питекантропов. Однако левая часть мозга неандертальцев была уже несколько больше, чем правая, то есть появилась асимметрия мозга, свойственная современному человеку. Это говорит о том, что неандертальцы были праворукими. Некоторое развитие получает подбородочный выступ, что связано с речью.

Жили неандертальцы в суровых условиях ледникового периода. Холод вызвал необходимость пользоваться одеждой, они изготовляли ее из звериных шкур. Неандертальцы были искусными каменотесами. Они изготовляли скребла для обработки шкур, наконечники для пик. Умело использовали огонь. Жили в пещерах, промышляли охотой и собирательством. Неандертальцы хоронили своих близких, украшали могилы. Во многих пещерах были найдены черепа и длинные кости пещерного медведя. Предполагают, что они имели какое-то ритуальное значение.

Первые современные люди. В 1886 г. во Франции, в местности Кро-Маньон, были найдены останки скелетов первых людей современного типа, которых назвали кроманьонцами (рис. 9). Они появились около 50—60 тыс. лет назад и несколько тысяч лет существовали одновременно с неандертальцами.


Кроманьонец


Кроманьонцы были рослыми людьми (до 180 см). От неандертальцев их отличали более высокий лоб, отсутствие надбровных валиков и хорошо развитый подбородочный выступ, свидетельствовавший о развитии речи.
Объем (до 1800 см3) и масса мозга были примерно такими же, как и у ныне живущих людей, причем лобные и височные доли достигли своего окончательного развития. Не отличались кроманьонцы от современных людей и по строению тела. Кроманьонцы изготавливали разнообразные орудия из камня, кости, рога. Они умели сверлить, шлифовать свои изделия. Рядом с останками кроманьонцев часто находили разнообразные произведения их искусства (живопись, скульптура).

Кроманьонцы были умелыми охотниками. 

Они владели различными способами охоты. Широко использовали копья, дротики, а затем и стрелы.

Прошло много лет, прежде чем люди от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) перешли к производящему хозяйству. Они научились выращивать растения и приручать некоторых животных.

Австралопитеки, питекантропы, синантропы, неандертальцы, кроманьонцы. 

Перечислите характерные особенности древнейшего, древнего и современного человека.

- Почему о степени развития речи можно судить по подбородочному выступу и степени выраженности лобных и височных долей мозга?
- Какие черты неандертальцев свидетельствуют об их более высокой организации по сравнению с питекантропами?
- Как совершенствовалось изготовление и использование орудий на разных стадиях исторического развития человека?

Источники знаний:
1.Колосов Д. В. Маш Р. Д., Беляев И. Н. Биология 8 класс

2. Manjunath, K. Y. Estimation of Cranial Volume - an Overview of Methodologies. J. Anat. Soc. India, 51:85-91, 2002
http://medind.nic.in/jae/t02/i1/jaet02i1p85.pdf

3. Алексеев В.П., Дебец Г.Ф. Краниометрия, 1964.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Историческое прошлое людей или «Кто умнее??» Интегрированный урок по истории, биологии, физике в 8 классе

Слайд 2

Цель : установить межпредметные связи по истории, биологии, физике; сравнить объем мозга древнейших людей и современного человека; Задачи : Изучить предшественников человека разумного; Выполнить практическую работу на нахождение объема черепной коробки – «мозга»; Сформировать понятие о сходстве и различии во внешнем строении черепа современного человека со своими предками;

Слайд 3

Повторение Вопросы: Вспомните сходства человека разумного с представителями отряда приматы. Систематическое положение человека 3. Назовите отличия человека разумного от животных

Слайд 4

Прародина человечества Северо-Восточная Африка; Южная и Центральная Азия; Юго-Восточная Европа;

Слайд 5

Причины: Изменение климата ; похолодание; отступление тропических лесов; появление саванной растительности. Приспособление приматов к новым условиям. Появление первых предшественников людей

Слайд 6

Австралопитек Объем мозга – 500-600 куб см Кисть руки с развитым большим пальцем Прямоходящие Сильно развитые надбровные дуги Развитые челюсти Рост 120 – 140 см Историческая эпоха – плиоцен (4 млн. лет назад)

Слайд 7

Челюсти выступали вперед- центр тяжести головы находился впереди, его удерживала мощная затылочная мышца; У некоторых обезьян и предков людей, питавшихся грубой растительной пищей, посередине черепа в передне -заднем направлении был гребень, к которому прикреплялись височные мышцы, участвующие в жевании . Особенности

Слайд 8

Питекантроп ( Homo erectus) Историческая эпоха – нижний палеолит (3 млн — 12 тыс. лет до н.э.) Орудия труда: ручное рубило, разнообразные скребки, грубые рубящие орудия с одним рабочим краем С такими орудиями питекантропы могли загонять крупных животных Они уже могли пользоваться огнем, начали готовить пищу на огне Шкуры в качестве одежды Жилище - пещера

Слайд 9

Питекантроп ( Homo erectus ) Объем мозга - 1100 куб см Низкая лобная кость Скошенный подбородок Надбровные валики Рост чуть более 150 см

Слайд 10

Н еандерталец Рост около 165 см Объем мозга 1400 куб. см Мощные надбровные дуги Выступающий широкий нос Очень маленький подбородок Средняя продолжительность жизни – 23 года Историческая эпоха – мустьер (последний этап нижного палеолита)

Слайд 11

Н еандерталец Шея короткая и как будто под тяжестью головы наклонена вперёд ; Руки короткие и лапообразные ; Существуют предположения, что они могли быть рыжими и бледнолицыми; Анализ костного строения показывает, что дети неандертальцев выглядели как маленькие взрослые; П оловая зрелость наступала уже к 8-10 годам;

Слайд 12

Кроманьонец ( Homo Sapiens) Кроманьонец — первый современный человек. Анатомо-физиологическая характеристика: увеличение головного мозга, появление асимметрии больших полушарий головного мозга, формирование подбородочного выступа, указывающего на развитие речи. Совершенствование орудий труда и социальной среды, изобретение способа добывать огонь, а не только хранить. Переход к более или менее оседлому образу жизни. Историческая эпоха – верхний палеолит и мезолит Объем мозга- 1800 см. куб

Слайд 13

Роль мозга превращение звуков в речь ; обработка информации о цвете ; распознавание лиц или различение тех или иных объектов; М озг каждого из нас уникален: активностью мозга управляют: токи ; химические вещества (за одну сек происходит 100 тыс. химических реакций) загадочные колебания. Не исключено даже, что на активность мозга влияют квантовые эффекты, искажающие ход времени. Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов , чем все телефоны мира вместе взятые . С момента рождения в мозгу человека уже существует 14 млрд. клеток и число это до самой смерти не увеличивается, а только сокращается с возрастом и объем мозга. После 25 лет число клеток сокращается на 100 тыс. в день. Все системы мозга связаны в единую динамичную надсистему, параллельно делающую миллионы разных дел.

Слайд 14

Практическая работа. Вычисление объема черепной коробки . Цель работы: По эмпирическим формулам нужно вычислить объём черепной коробки у юноши или девушки, сравнить полученные данные.

Слайд 15

Ход работы. В каждой группе выбирают ученика( юношу или девушку, у которых с помощью см ленты: 1. измеряют длину L (от лба до бугра на затылке длину); 2.измеряют ширину W (от края одного уха до края другого); 3.измеряют высоту H ( от середины ушной раковины до макушки); 4. по соответствующей формуле вычисляют объем. Для юношей: V = 0.075 (L) (W) (H) + 406.01 Для девушек: V = 0.081 (L) (W) (H) + 206.60

Слайд 16

Результаты вычислений ГРУППА ОБЪЕМ ( V, куб см) 1 2 3 4

Слайд 17

Р езультаты вычислений Предки человека Размер мозга Австралопетеки 500-600 см куб Питекантроп 1100 см куб Неандерталец 1700 см куб Кроманьонец 1800 см. куб Современный человек(взрослый) Девушки Юноши 1200-1800 см. куб 1200-1400 см. куб 1250-1450 см. куб

Слайд 18

Итог урока: видео С изменением условий жизни изменились биологические характеристики предков человека С изменением биологических характеристик меняются социальные навыки Самый умный – человек разумный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый интегрированный урок по истории и литературе "Чистейшей прелести, чистейший образец".

Этот урок можно использовать по истории России в 8-х классах при подготовке к теме "Восстание декабристов", а также на уроках литературы....

Открытый интегрированный урок по истории и ИЗО. "Художники-передвижники 2 половины 19 века"

В данном разработке  содержится конспект материала открытого интегрированного урока по истории и рисованию для учащихся с ОВЗ 8-9 классов. Цель урока:познакомить детей с художниками 2 половины 19...

Презентация к открытому интегрированному уроку по истории и ИЗО

Данная презентация является дополнением к уроку...

Интегрированный урок ИЗО+история+биология, тема:"Яблоко", 5 класс

Данный материал урока позволяет более подробно познакомить учащихся 5 класса с яблоком - как фруктом,  с  полезными свойствами яблоко, с его значением в жизни человека, а также мифолог...

ОТКРЫТЫЙ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ «ВРЕМЯ СОБОРОВ»

Интегрированный урок истории и изобразительного искусстваТип урока: повторение и обобщение.Цель урока: дать представление о миропонимании средневекового человека и образе художественно культуры Средне...

Методическая разработка открытого интегрированного урока по истории и литературе на тему: «Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Открытый интегрированный урок по истории и литературе.Тема: "Отечественная война 1812 г. Образы Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир"...

Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образования», Нефтеюганский район, 2019 г.

Сертификат за качественное проведение открытого интегрированного урока (география, история) по теме: «Великие географические открытия», приуроченного ко «Дню политехнического образов...