Тесты по истории 11 класс
тест по истории (11 класс) по теме

Ипатов Виктор Андреевич

Тесты могут использоваться на уроках истории в 11 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема самостоятельной работы для первой группы— « Российская революция и национальный вопрос». ( 12, п. 1; с. 76—77).

1) Вспомните, чем характеризовалась национальная политика Временного правительства.

2) дайте ответ на вопрос:

• Какие народы бывшей Российской империи стремились к обретению той или иной формы самостоятельности? Почему?

3) дайте ответ на вопрос:

• Какие изменения в национальной политике произошли с приходом к власти большевиков?

4) Как бы вы могли объяснить противоречие?

5) Объясните значение положения большевистской национальной программы: «право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств».

• В чем заключалась суть большевистских лозунгов по национальному вопросу?

Тема самостоятельной работы для второй группы — «Создание Российской Федерации — РСФСР» (12, п. 2; с. 77—78).

1) дайте ответы на вопросы:

•Какие народы воспользовались «правом на самоопределения вплоть до отделения» и создали независимые государства?

• Вспомните, при каких обстоятельствах они получили независимость?

2) дайте ответ на вопрос:

• Когда и как была создана РСФСР?

3) Объясните значение понятия «федеративное государство».

4) На основании фрагмента документа определите принцип объединения советских национальных республик в составе РСФСР.

Из Конституции РСФСР

«...Стремясь создать действительно свободный и добровольный, а следовательно, тем более полный и прочный союз трудящихся классов всех наций России, III Всероссийский съезд Советов ограничивается установлением коренных начал федерации Советских Республик России, предоставляя рабочим и крестьянам каждой нации принять самостоятельное решение на своем собственном полномочном Советском съезде: желают ли они и на каких основаниях участвовать в федеральном правительстве и в остальных федеральных советских учреждениях.

Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику».

Тема самостоятельной работы для третьей группы — «Новые государства на карте бывшей империи» ( 12, п. 3; с. 78—79).

1) Дайте ответы на вопросы:

• Как происходило утверждение советской власти на территории национальных окраин бывшей Российской империи?

• Какую роль сыграли иностранные войска в развитии ситуации в национальных окраинах в период гражданской войны?

2) Объясните, какие методы использовались при установлении советской власти в закавказских республиках в 1920—1921 гг.

3) Пользуясь информацией учебника, найдите на исторической карте № 4 «Гражданская война в России« (с. VI— VII) национально-государственные образования, возникшие на территории бывшей Российской империи в 1917—1922 гг. Сгруппируйте территории по двум признакам: А) советские правительства; Б) антибольшевистские и национальные правительства

Тема самостоятельной работы для четвертой группы — «Образование СССР» (12, п. 4; с. 79—80).

1) дайте ответы на вопросы:

•Вспомните, какие варианты создания единого государства существовали в большевистском руководстве?

•В чем состояли различия плана «автономизации» И. В. Сталина и предложений В. И. Ленина?

2) Соотнесите планы объединения советских республик и их авторов — А) В. И.Ленин, Б) И. В. Сталин.

А) Вхождение республик и автономных областей в Российскую федеративную Республику.

Б) двусторонние договоры между теоретически независимыми республиками и Российской Федеративной Республикой.

3) дайте свою оценку каждому из этих вариантов.

•Какой из этих вариантов был реализован?

4) Найдите на исторической карте № 8 «Советский Союз в 1920—1930-х гг.» (с. X—ХI) социалистические республики, которые вошли с состав СССР 30 декабря 1922 года.

5) Дайте ответ на вопрос:

•Что собой представляло новое государственное устройство СССР?

б) докажите, что объединение советских республик было закономерным явлением.

7) Определите по фрагменту документа принципы и цель образования СССР.

Из Декларации об образовании Союза Советских Социалистических Республик (30 декабря 1922 года)

«Воля народов советских республик, собравшихся недавно на съезды своих Советов и единодушно принявших решение об образовании «Союза Советских Социалистических Республик», служит надежной по- рукой в том, что Союз этот является добровольным объединением равноправных народов, что за каждой республикой обеспечено право свободного выхода из Союза, что доступ в Союз открыт всем социалистическим советским республикам, как существующим, так и имеющим возникнуть в будущем, что новое союзное государство является достойным увенчанием заложенных еще в октябре 1917 года основ мирного сожительства и братского сотрудничества народов, что оно послужит верным оплотом против мирового капитализма и новым решительным щагом по пути объединения трудящихся всех стран в мировую Социалистическую Советскую Республику».

Был ли выход отдельных республик из состава СССР реальным, пока сохранялась монополия коммунистов на власть?

8) Проанализируйте фрагмент заключительной речи

М. И. Калинина на 1 съезде Советов СССР (см. задание I№ 2; с. 81). Ответьте на вопросы к документу.

•Какая главная идея большевиков была заложена в основу создания СССР?



Предварительный просмотр:

Тест « Россия  и мир в 1900-1914г.».

1. Особенностью российского капитализма начала XX в. не являлось:

  1. запоздалое, догоняющее развитие при поддержке и под контролем государства
  2. наличие высокого уровня концентрации производства и капитала
  3. широкое проникновение капиталистических отношений в деревню
  4. бурное строительство железных дорог.

2. В самом начале XX в. Россия была:

  1. парламентской республикой          
  2. абсолютной монархией
  3. федеративным государством          
  4.  конституционной монархией

3. Русско-японская война и поражение в ней:

  1. породили революцию в России (война-главная причина революции)
  2. усугубила революционный кризис (война - мощный ускоритель революции)
  3. никаким образом не связаны с революцией.

4. Революция 1905-1907гг.:

  1. была бесполезной, потому что не были решены многие вопросы, прежде всего, аграрный
  2. имела положительное значение для страны, так как Россия стала думской монархией, была легализована деятельность политических партий, рабочие получили право на забастовку
  3. не может быть оценена однозначно. В стране произошли важные изменения  в сторону конституционно-демократического устройства, однако многие важные проблемы развития России оставались нерешенными.

5. Разработанные П.А.Столыпиным реформы предполагали модернизацию:

  1. сельского хозяйства          
  2.  всех сфер общественной жизни

      3.   всего народного хозяйства

6. Расположите в хронологической последовательности революционные события 1905-1907гг.:

  1. Издание манифеста о даровании гражданских свобод и придании Государственной думе законодательных полномочий.
  2. Всероссийская политическая стачка
  3. Роспуск 2-й Государственной думы
  4. «Кровавое воскресенье»
  5. Мятеж на броненосце «Потёмкин»

7. Россия в начале XX в. подписала договоры и вошла в союз с государствами:

  1. Англия, Германия, Франция
  2. Англия, Франция
  3. Англия, Германия, Австрия
  4. Германия, Австрия.

8. Сформулируйте основные достоинства и недостатки 1-й и 2-й Государственных дум и их значение для развития политической жизни России.

Достоинства

Недостатки



Предварительный просмотр:

Русско-японская война. Первая российская революция.

Вариант  1

1. Основной причиной русско-японской войны является:

а) борьба за влияние на Корею и Северо-Восточный Китай

б) вооруженный конфликт русского и японского флотов в Охотском море

в) выполнение обязательств перед союзными странами

2. Укажите даты русско-японской войны:

А) 1903-1905гг.  б) 1904-1905гг. в) 1905-1906гг.  г)1906-1907гг.

3. Какое событие не относится к русско-японской войне

А) оборона Порт-Артура  б)гибель крейсера «Варяг»  в) восстание на броненосце «Потёмкин»  г) сражение под Ляояном.

4. Мирный договор между Японией и Россией называется по месту подписания.

а) Портсмутский           б) Брестский                    в) Порт-Артурский

5. К условиям мира не относятся:

а) передача южной части острова Сахалин Японии

б) установление протектората Японии над Кореей

в) выплата контрибуции России Японии

6. Укажите дату завершения первой российской революции:

а) 1905г.  б)1906г.  в) 1907г.  г) 1909г.

7.Установите соответствие между понятиями, относящимися к периоду Первой российской революции, и их определениями.

Понятия

Определения

1. Кровавое воскресенье

А) Вооружённое выступление рабочих в Москве. Уличные бои в районе Пресни.

2. Третьеиюньский государственный переворот

Б) Расстрел правительственными войсками мирной демонстрации петербургских рабочих

3. Декабрьское вооружённое восстание

В) Забастовка рабочих и служащих, распространившаяся по всей России.

4. Октябрьская политическая стачка

Г) Издание императором манифеста о роспуске 2-й Государственной думы и принятие нового избирательного закона.

8. Какой революционный орган возник впервые в 1905г.:

а) земство   б) Совет рабочих депутатов (уполномоченных)  в) Государственный совет   г) Государственная дума.

9. Итогами первой российской революции было:

а) сокращение продолжительности рабочего дня  б) отмена выкупных платежей  в) создание представительного органа – Государственной думы

г) свержение самодержавия.

Русско-японская война.  Первая российская революция.

Вариант  2

1. Русско-японская война начала XX в. относится:

а) к войнам за приобретение новых колоний

б) к войнам за сохранение национальной независимости

в) к религиозным войнам

2. Плохая подготовка России к войне с Японией связана, прежде всего:

а) с уверенностью России в слабости противника и в своём преимуществе

б) с неожиданным возникновением военной опасности на дальневосточном направлении и отсутствием времени

в) с надеждой на военную помощь со стороны ведущих европейских держав.

4. К условиям Портсмутского мирного договора не относится:

а) передача Японии на правах аренды Ляодунского полуострова с Порт-Артуром

б) передача Японии южной части Сахалина

в) установление влияния России над Кореей

5. Русскую делегацию возглавлял:

А) Николай II  б) С.Ю.Витте  в) В.К.Плеве   г) Стессель

6. Первая российская революция началась как:

а) эмоциональная реакция на жестокую расправу 9 января, стихийно

 б) запланированное большевиками действие  в) подготовленная партией эсеров акция  г) акция, организованная зубатовским «Собранием русских фабрично-заводских рабочих»

7. К 1905г. не относится:

А) «Кровавое воскресенье»  б) Декабрьское вооружённое восстание в Москве  в) разрешение создавать рабочие профсоюзы г) восстание на броненосце «Князь Потёмкин Таврический»

8. Расположите события в хронологической последовательности:

1) восстание на броненосце «Потёмкин»

2) крестьянские выступления

3) вооружённое восстание в Москве

4)  «Кровавое» воскресенье

4) 9. Значение революции 1905-1907гг.:

а) сделаны первые шаги по ограничению самодержавия, создание Думы

б) монархия ограничена Конституцией  

в) произошла полная демократизация страны

 г) ликвидировано помещичье землевладение



Предварительный просмотр:

Общее задание для всех групп: подготовить заключение по проблеме. Классу задается вопрос:

  • Почему процессы, протекавшие во всех сферах общественной жизни СССР в период «перестройки», не совпали с планами, провозглашенными М. С. Горбачевым, а привели к краху системы и распаду СССР? Был ли такой результат «перестройки» закономерным явлением?

Направление работы первой группы экспертов — социально экономические реформы.

Вопросы и задания для первой группы:

1. Какие экономические реформы были проведены в период «перестройки»?

2. Как понимали руководители СССР  «ускорение» социально экономического развития страны?

3. Почему «ускорение» не принесло ожидаемого результата?

4. Какие меры предпринимали верхи», пытаясь улучшить экономическое положение страны?

5. Проанализируйте документы и сформулируйте причины краха советской экономической системы в конце «перестройки». Какие общие причины отмечают разные авторы?

Из статьи С. Мерля «Экономическая система и уровень жизни в дореволюционной России и Советском Союзе».

 «При Горбачеве осознание необходимости реформ наконец-то достигло партийной верхушки. Начатые перемены, в конечном счете приведшие не только к крушению созданной Сталиным командной экономики, но и к развалу Советского Союза, в первое время базировались на идее сохранения социализма и смутных представлениях о переходе к расширенному рыночному хозяйству с передачей компетенции в принятии решений на уровень предприятий. Поначалу руководство страны питало надежды на дальнейшее повышение жизненного уровня, однако инфляционное давление роковым образом усиливалось. Предприятия использовали дарованную центром самостоятельность, прежде всего, для значительного повышения заработков. Так как цены в основном оставались стабильными, то из-за растущего спроса все больше товаров исчезало с прилавков. Скудного предложения товаров по твердым ценам было недостаточно, чтобы удовлетворить возросшую покупательную способность населения. Дефицитные товары все чаще становились объектом спекуляции. Недовольство населения нарастало и особенно усилилось после начала антиалкогольной кампании. В итоге с прилавков пропал сахар, необходимый для изготовления самогона. Отмечались также временные перебои в снабжении почти всеми продуктами питания и многими промышленными товарами.

В период реформ стало очевидно, что населению, в отличие от сталинской эпохи, есть, что терять, «кроме своих цепей». Правительство испугалось реформ, которые должны были нанести ущерб благосостоянию населения. Поэтому всеобщий отпуск цен блокировался.

Попытка реформы экономической системы скоро натолкнулась на политически установленные границы. Партийное руководство боялось потерять часть своей власти, уступив право принятия решений рынку. Даже поддержание сравнительно скромного уровня жизни превышало возможности централизованно управляемой экономической системы… Оскудевающие государственные дотации на поддержку потребления, не висящего от результатов работы, и неспособность создать стимул к труду стали роковыми для советской экономической системы».

Из воспоминаний Н. I. Рыжкова

Рыжков Николай Иванович родился в 1929 году, В 1970— 75 гг. работал директором Уралмашзавода в г. Свердловске (ныне Екатеринбург). В 1979—82 гг. 1-й заместитель председателя Госплана СССР. В 1982—85 гг. секретарь ЦК КIIСС. В 1985—90 гг. член Политбюро ЦК КПСС. В 1985— 90гг.  председатель Совета Министров СССР.

В 1986 году на мировом рынке произошло резкое снижение цен на нефть и газ, а в нашем экспорте традиционно был высокий удельный вес энергоносителей... Наши же промышленные товары были на мировом рынке неконкурентоспособными.

Люди стали получать больше денег за свой труд, к чему мы и стремились, переводя предприятия на хозрасчет. Казалось бы, жить стало лучше! Увы, нет. Я уже упоминал экономический термин «неудовлетворенный спрос». Деньги появились, а товаров и услуг в достаточном количестве не прибавилось. За описываемые три года доходы населения выросли на 213 миллиардов рублей, а расходы — только на 194 миллиарда. Разница в 19 миллиардов, поскольку материального наполнения ее не было, давила на рынок.

Напомню также, что в это время начался переход к новым принципам формирования государственного бюджета. Ранее существовало положение, согласно которому предприятия обязаны были перечислить министерству финансов запланированные отчисления, незаввс4мо от результатов своей хозяйственной деятельности. Потом они, предприятия получали из Москвы часть своих же денег, нередко чуть ли не выпрашивая их. Реформа предусматривала отчисления в бюджет в зависимости от фактической хозяйственной деятельности предприятий»

6. Заполните таблицу.

Общее задание для всех групп: подготовить заключение по проблеме. Классу задается вопрос:

  • Почему процессы, протекавшие во всех сферах общественной жизни СССР в период «перестройки», не совпали с планами, провозглашенными М. С. Горбачевым, а привели к краху системы и распаду СССР? Был ли такой результат «перестройки» закономерным явлением?

Вторая группа старшеклассников готовит экспертную оценку внутриполитических изменений в период «перестройки?».

Вопросы и задания для второй группы:

1. Как протекал процесс демократизации СССР в период «перестройки»? Заполните таблицу

2. Что подразумевалось под политикой гласности, идею которой выдвинул и стал проводить в жизнь М. С. Горбачев?

3. Как вы представляете себе смысл идеи перехода к социализму «с человеческим лицом»?

4. Что было общего между процессами гласности и десталинизации, которые происходили в период «перестройки»?

5. Прокомментируйте документ. Как М. С. Горбачев объясняет необходимость политики гласности? Раскройте на конкретных фактах связь «перестройки» и гласности. Как вы думаете, возможна ли была «перестройка» без гласности?

Из воспоминаний М. С. Горбачева

Горбачев Михаил Сергеевич родился 2 марта 1931 года в селе Привольное Красногвардейского района Ставропольского края в крестьянской семье. В 1950 г., после окончания школы с серебряной медалью, поступил на юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Активно участвовал в деятельности комсомольской организации университета, в 1952 г. вступил в КПСС. После окончания университета в 1955 г. был направлен в Ставрополь в краевую прокуратуру. Работал заместителем заведующего отделом агитации и пропаганды Ставропольского крайкома ВЛКСМ, первым секретарем Ставропольского горкома комсомола, затем вторым и первым секретарем крайкома ВЛКСМ (1955—1962 гг.), после чего был переведен на работу в партийные органы. В ноябре 1978 года Горбачев стал секретарем ЦК КПСС по вопросам агропромышленного комплекса, в 1980 г. — членом Политбюро ЦК КПСС. После смерти К. У. Черненко занял пост генерального секретари ЦК КПСС. Очевидная необходимость изменения внешней политики, бесперспективность войны в Афганистане, тяжесть гонки вооружений для народного хозяйства страны, проблемы экономики и многие другие факторы требовали проведения кардинальных реформ в Советском Союзе. Внешнеполитические шаги Горбачева — поэтапное сокращение вооружений, признание общечеловеческих норм и ценностей, оказались действенными и принесли ему огромную популярность в мире. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. М. С. Горбачев возглавил государство в трудное время кризиса системы. Ему удалось провести реформы, которые уже нельзя было охарактеризовать как «косметические». Президент Союза Советских Социалистических Республик (март 1990 — декабрь 1991 гг.) С 1992 г. и до стоящего времени М. С. Горбачев является президентом международного фонда социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-фонда).

«Так вот, гласность. Она как раз и вывела общество из созерцательности, из бездействия. Конечно, в первую очередь интеллигенцию. Сколько меня критикуют за то, что, мол, слишком много уделял интеллигенции внимания, чересчур на нее надеялся. Что надо было, как Владимир Ильич, опереться на пролетариат и погромить интеллигенцию. Такое не по мне, противоречит моей природе.

Перестройка началась с партконференции, когда стало видно, что ничего не получится без политической реформы, без демократии и свободы. Требовалась не только гласность, т. е. данное гражданам право судить обо всем, требовать информации, открытости, но и реальная свобода выбора. Поэтому закономерно подошли к партконференции, чтобы предрешить политическую реформу. Тут-то и заработали противоборствующие мощные механизмы...»

 6. Какое значение для нового этапа демократизации имели решения ХIХ Всесоюзной партконференции?

7. В чем проявился политический раскол советского общества в конце 1980-х годов?

8. Вспомните основные черты тоталитарного режима. Можно ли охарактеризовать отмену 6-й статьи Конституции СССР как устранение одного из признаков тоталитаризма?

9. Какие последствия для государственного строя имели августовские события 1991 года? Согласны ли вы с тем, что август 1991 года стал революционным поворотом в истории страны? Если да, то объясните, почему вы так считаете.

10. В какой степени на процесс «перестройки» повлияли личные качества М. С. Горбачева и Б. Н. Ельцина?

Общее задание для всех групп: подготовить заключение по проблеме. Классу задается вопрос:

  • Почему процессы, протекавшие во всех сферах общественной жизни СССР в период «перестройки», не совпали с планами, провозглашенными М. С. Горбачевым, а привели к краху системы и распаду СССР? Был ли такой результат «перестройки» закономерным явлением?

Задача третьей группы — проанализировать изменения курса советской внешней политики в изучаемый период и дать оценку итогам внешнеполитической деятельности СССР периода «перестройки».

Вопросы и задания для третьей группы:

1. Каким образом процессы «перестройки», которые осуществлялись внутри СССР, повлияли на курс советской внешней политики?

2. Как вы понимаете суть «нового мышления», как нового этапа в международных отношениях и нового подхода во внешней политике СССР?

3. Составьте и объясните логическую цепочку.

4. Прокомментируйте документ. Чем руководствовались участники Организации Варшавского Договора, принимая решение о роспуске военнополитического союза? Какие «глубокие  перемены в Европе» привели к упразднению ОВД?

Из Будапештского заявления государств участников Варшавского Договора (25 февраля 1991 года)

  «Страны Европы освобождаются от наследия прошлого, связанного с эрой конфронтации и раскола континента. Парижская хартия провозгласила новую эпоху демократии мира и единства в Европе. Государства — участники 0щеевропейс кого процесса строят дружественные отношения при уважении десяти принципов хельсинкского Заключительного акта и на основе общей приверженности демократии, верховенству права и правам человека.

Было подтверждено, что каждое государство имеет право быть или не быть участником Союзного договора. Прекращение раскола Европы открывает историческую возможность придать новое качество отношениям в сфере безопасности, при полном уважении охраняющейся за каждым государством свободы выбора.

С учетом происходящих в Европе глубоких перемен участники Варшавского Договора, действуя как суверенные и равноправные государства, решили упразднить его военные органы и структуры к 31 марта 991 г.

В Новой обстановке развитие отношений между государствам и, представленными на совещании, будет в последовательно переводиться на двустороннюю основу. Это отвечает как взаимной заинтересованности в партнерских, дружественных отношениях, так и современным европейским реалиям».

5. Среди историков бытуют разные оценки внешней политики советского государства при М. С. Горбачеве. Одни оценивают ее результаты положительно, другие — утверждают, что Советский Союз не воспользовался выгодами своего международного положения. Приведите факты, которые позволяют историкам делать такие выводы о внешнеполитическом курсе советского руководства.

Общее задание для всех групп: подготовить заключение по проблеме. Классу задается вопрос:

  • Почему процессы, протекавшие во всех сферах общественной жизни СССР в период «перестройки», не совпали с планами, провозглашенными М. С. Горбачевым, а привели к краху системы и распаду СССР? Был ли такой результат «перестройки» закономерным явлением?

Четвертая группа экспертов анализирует причины, которые привели к обострению межнациональных отношений в СССР и вызвали распад союзного  государства

Вопросы и задания для четвертой группы:

1. Почему обострились межнациональные противоречия в период «перестройки»?

2. Расположите причины обострения межнациональных отношений в СССР по степени их важности (с вашей точки зрения):

А) советская власть не считалась с историческими особенностями Народов СССР;

Б) на территориях, присоединенных накануне Великой Отечественной войны, где проводились репрессии, были сильны  проявления национализма антисоветские, антирусские настроения;

В) незаживающие обиды депортированных народов;

Г) сохранялись в «тлеющем» состоянии  исторические конфликты между некоторыми народами СССР.

3. Охарактеризуйте политику национальных  движений по отношению к союзному государству. Оказывала ли она воздействие на взаимоотношения между республиками СССР? В каких регионах Советского Союза сложились очаги межнациональных конфликтов? Назовите формы межнациональных  конфликтов

4. Объясните значение выражения «парад суверенитетов». Проследите процесс суверенизации советских республик.

5. Какие факты свидетельствуют о том, что процесс распада СССР начался Задолго до его краха?

6. Почему, несмотря на план создания конфедерации союзных республик, распад СССР стал необратимым?

7. Проанализируйте документ. Какая цель провозглашения суверенитета РСФСР заявлена в документе? На каких принципах должны были строиться отношения РСФСР и СССР?

Из Декларации о государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Ельцин Борис Николаевич родился 1 февраля 1931 года в с. Бутка Талицкого района Свердловской области в крестьянской семье. После окончания средней школы поступил на строительный факультет Уральского политехнического института им. С. М. Кирова (г. Свердловск, ныне Екатеринбург). Прошел все ступеньки служебной иерархии в строительной индустрии: от мастера строительного треста до директора Свердловского домостроительного комбината. Партийную карьеру начал в 1968 г. в должности заведующего отделом строительства Свердловского обкома партии. В декабре 1985 года Ельцин стал первым секретарем Московского городского комитета КПСС и кандидатом в члены Политбюро ЦК КПСС. За короткое время по его инициативе была заменена почти половина первых секретарей райкомов партии (их в столице было 32). Первый секретарь горкома боролся с привилегиями, часто встречался с людьми, посещал различные коллективы, находил общий и язык с любой аудиторией. В октябре 1987 года на пленуме ЦК КПСС он потребовал от правящей партийной верхушки более решительных реформ. Пленум осудил это выступление как политически ошибочное, после чего Ельцин был снят с поста 1-го секретаря Московского горкома партии и выведен из состава Политбюро. Однако вскоре он был назначен на должность 1-го заместителя председателя Госстроя СССР — министром СССР. В 1989г. при поддержке демократического движения Ельцин был избран народным депутатом СССР, в 1990 г. — получил мандат народного депутата РСФСР и, несмотря на сопротивление партийного аппарата, был избран председателем Верховного Совета Р( ФС Р. Тогда же, в 1990 г. на ХХУIII съезде КПСС Ельцин объявил о своем выходе из партии. 12 июня 1990 года Съезд народных депутатов РСФСР по его инициативе принял декларацию о государственном суверенитете РСФСР (см. ниже).

«Первый съезд народных депутатов РСФСР

— сознавая историческую ответственность за судьбу России,

- свидетельствуя уважение к суверенным правам

всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

— выражая волю народов РСФСР, торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической Республики на всей ее территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР.

1. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика есть суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами.

2. Суверенитет РСФСР естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции.

3. Носителем суверенитета и источником государственной власти в РСФСР является ее многонациональный народ. Народ осуществляет государственную власть непосредственно и через представительные органы на основе Конституции РСФСР.

4. Государственный суверенитет РСФСР провозглашается во имя высших целей — обеспечения каждому человеку неотъемлемого права на достойную жизнь, свободное развитие и пользование родным языком, а каждому народу — на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах.

5. для обеспечения политических, экономических и правовых гарантий суверенитета РСФСР устанавливается:

полнота власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно передаются в ведение Союза ССР;

верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР; действие актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР, приостанавливается Республикой на своей территории. Разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, установленном Союзным договором: исключительное право народа на владение, пользование и распоряжение национальным богатством России;

полномочное представительство РСФСР в других союзных республиках и зарубежных странах; право Республики участвовать в осуществлении полномочий, переданных ею Союзу ССР».

8. Прокомментируйте документ. Как руководители Беларуси, РСФСР и Украины объясняют выход республик из состава СССР? Какую роль руководители республик отводили СНГ? В чем отличие СНГ от Союза Суверенных Государств, который предполагалось создать в результате реализации проекта нового Союзного договора в августе 1991 года?

Из Заявления Глав государств Республики Беларусь, РСФСР, Украины (8 декабря 1991 года)

«Мы, руководители Республики Беларусь, РСФСР, Украины,

— отмечая, что переговоры о подготовке нового союзного договора зашли в тупик, объективный процесс выхода республик из состава Союза ССР и образования независимых государств стал реальным фактом;

— констатируя, что недальновидная политика центра привела к глубокому экономическому и политическому кризису, к развалу производства, катастрофическому понижению жизненного уровня практически всех слоев общества;

принимая во внимание возрастание социальной напряженности во многих регионах бывшего Союза ССР, что привело к межнациональным конфликтам с многочисленными человеческими жертвами

— сознавая ответственность перед своими народами и мировым сообществом и назревшую потребность в практическом осуществлении политических и экономических реформ, заявляем о создании Содружества Независимых Государств... Государства — члены Содружества намерены проводить курс на укрепление международного мира и безопасности. Они гарантируют выполнение международных обязательств, вытекающих для них из договоров и соглашений бывшего Союза ССР, обеспечивают единый контроль над ядерным оружием и его нераспространением».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по истории 10 класс. История России 1 половина 19 века.

тест по истории 10 класс. История России 1 половина 19 века. ( 3 варианта и ответы)...

Тесты по истории для 7 класса (Всеобщая история и история России)

В данной папке загружены тесты по истории для 7 классов для проведения проверочных и контрольных работ...

Интерактивный тест по шаблону Баженова «Итоговый тест по истории Древнего мира»

Цель: формирование учебно-познавательных, общекультурных, ценностно-смысловых и коммуникативных компетенций на основе обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по теме в форме теста.Задачи:1...

Итоговый тест по истории Древнего Египта (История Древнего Мира, 5 класс)

В данном материале представлен итоговый тест по истории Древнего Египта для учащихся 5 классов. Работа может быть использована как для повторения пройденного материала, так и для итогового контроля. 5...

Тест по истории 5 класс "История Древнего мира"

Тест по истории 5 класс "История Древнего мира" Глава 8 «Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием» (закрепление материала)...

Тест по истории России Значение Петровских преобразований в истории страны 8 класс

Тест на закрепление знаний по истории России на тему: " Значение Петровских преобразований в истории страны"_ 8 класс к учебнику Арсентьева...