Конспекты уроков по истории. Внеклассные мероприятия
план-конспект урока по истории по теме

Алексашина Светлана Олеговна

Конспект по истории Росиии

 

План - конспект  по  теме  «Социально-экономическое развитие России в 18 веке»

Дата  проведения:  

 

 Цели :Обучающая:

1.Продолжить знакомство учащихся с  событиями петровского времени;

 2.Познакомить уч-ся с главными направлениями экономических преобразований Петра;

 3. Выявить итоги и значение экономических реформ.

Развивающая:

1. Развивать навыки работы с исторической картой,;умение работать с документами;

историческими терминами; анализировать происходящие события.

Воспитательная:

1.Раскрыть важность петровских реформ,

2.Показать решающую роль народных масс в реализации этих преобразований;

3. Воспитывать патриотические чувства.

Основные понятия: мануфактура,  протекционизм, таможенный тариф, подать.

Важные даты:

1710 год была проведена подушная подать.

1711 год пробел новую денежную реформу. 1724 год Петр принял таможенный тариф

Оборудование: карта Россия в конце 17 века, учебное пособие под редакцией Волобуева.

Ход урока:

Опрос домашнего задания по теме: «Реформы Петра I».

Историческая зарядка: сенат, синод, губерния, ранг, абсолютизм.

1711 год. Вопрос: С каким событием связана эта дата. Вопрос.

Сущность этой реформы. Ученик. Введение этого органа усилить надзор. Ученик.

Верховной власти за деятельностью государственного аппарата. 1718-1720 год. С какими событиями связана эта дата?

Вместо приказов Петр организовал коллегии . Их преимущество состояло в том, что они ведали определенными участками государственного управления. Всего было 11 коллегий.

С какими событиями связана эта дата? Со строгим распределением функций. Давайте перечислим их.

Мануфактурная коллегия и т.д.

1708 год- реформа местного управления, указ, согласно которому вводилось губернское деление государства. Согласно этому указу вводилось новое территориальное деление государства -губерния. Во главе губернии - губернатор. В руках которого находилась власть. Всего было учреждено 8 губерний. Перечислим их.

1721 год. С какими событиями связана эта дата.

Сущность этой реформы.

Синод - центральный орган управления церковными делами.

1722 год - табель о рангах.

Обобщение.

При Петре царская власть стала абсолютной, неограниченной. В России освоился  абсолютизм.

Изучение нового материала.

1.      Состояние экономики России на рубеже 17-18 веков.

2.      Экономическая политика Петра. Протекционизм, меркантилизм, экспорт, импорт.

3.      Мануфактуры.

4.      Оружейные, металлургические, химические и т.д.

5.       Ремесленное производство.

1722 год были введены Ремесленные цехи.

     5. Торговля. 1724 год - принят таможенный тариф.

     6.  Налоговая реформа. 1718-подушная подать.

Итоги экономического развития.

Главным итогом экономической политики стал значительный скачок в развитии хозяйства, роста числа мануфактур. Увеличение товарооборота, рост купеческого сословия, расширение торгово-экономических связей. Но все  эти достижения были получены высокой ценой, тяжелые налоги вели кобнищанию населения.

Крепостническая   система - не позволяла в должной мере развиваться предпринимательству.

Всё это вызвало неизбежные потрясения и  конфликты в обществе.

Закрепление изученного материала.

Вопросы:

1.Какие новые явления появились в России

в 18веке?

2. Что такое мануфактура?

3.Развитие промышленности требовало

новой рабочей силы?

4. Изменилась ли экономическая политика?

III.Домашнее  задание.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Классный час на тему :

Образование – путь к успеху».

Цель: Формирование у молодых граждан мотивации к образованию как основному инструменту достижения личного успеха и процветания.

Задачи:

– Осмысление ценностного содержания понятий «успех» и «образование».

– Формирование позитивной личностной позиции учащихся по отношению к категории успеха.

– Размышление учащихся о проектировании собственных успехов и достижений на предстоящий учебный год и на будущий год.

– Предъявление позитивного жизненного опыта успешных людей.

– Создание ситуации успеха для всех участников. 

– Формирование нравственных ценностей успешного человека. 

– Формирование навыков работы в группах. 

Планируемые результаты классного часа «Образование – путь к успеху». Уникальность данного классного часа заключается в том, что его содержание переживается очень долго, спустя длительное время после урока.

«Эффект последействия» определяется теми изменениями, которые будут происходить на протяжении всего учебного года в жизни класса и школы при непосредственном участии самих учащихся. Это могут быть новые достижения и победы в социально творческой деятельности, в освоении новых ценностей, в межличностных и деловых отношениях.

Ход классного часа

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами необычный классный час. Сейчас во всех классах нашей гимназии проходят классные часы по одной теме: «Образование – путь к успеху». Мы будем разбираться в вопросе: как добиться успеха, что нужно сделать, чтобы стать успешным человеком.

Презентация «Образование – путь к успеху».

А сейчас вновь обратимся к теме нашего классного часа. «Образование – путь к успеху». Не секрет, что каждый из нас хотел бы быть успешным человеком. Не случайно мы, поздравляя друг друга с каким-либо праздником, желаем успехов: в учёбе, в творчестве и т.д. Так что же такое успех? Какие ассоциации у вас возникают, когда мы произносим слово успех?

Ключевые слова: образование, активная жизненная позиция, сотрудничество, труд, достижения, творчество, успех.

На доске записаны слова «образование и успех».

 

Учащиеся высказывают своё мнение, называют ассоциации, в результате чего на доске появляются следующие записи.

 

Образование

Успех

Знания

Труд

Преодоление неудач

Учёт ошибок

Сотрудничество с другими людьми

Отстаивание своей точки зрения

Удача в достижении чего-нибудь

Признание других

Хорошие отметки

Собственные достижения

Хорошая работа

Хороший дом

 

Учитель. Что же нужно для того, чтобы добиться успеха? Чтобы осуществились все названные вами составляющие успеха? Попытаемся разобраться. Я буду предлагать вашему вниманию утверждения, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или дать ответ: «Не знаю». Если вы согласны с моим утверждением, то встаньте, пожалуйста, около таблички со словом ДА. Если не согласны – встаньте рядом с табличкой НЕТ. Если вы затрудняетесь ответить на данный вопрос, то ваш ответ – НЕ ЗНАЮ.

 

– Я считаю, что К.С. Станиславский был прав, утверждая: «Каждый день, который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знаний, считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим».

– Я считаю, что Томас Эдисон, знаменитый изобретатель, был неправ, утверждая: «Я твердо верю в удачу. И я заметил, чем больше я работаю, тем я удачливее». (Я считаю, чтобы добиться успеха, надо много трудиться).

– Я считаю, что путь к успеху начинается с неудач.

– Я считаю, что успешный человек не имеет право на ошибку.

– Я считаю, чтобы добиться успеха, надо с пониманием относиться к другим людям, что поможет сотрудничеству.

– Я считаю, что формула неудачи – пытаться всем угодить.

– Однажды царь Птоломей спросил у Евклида: «Нет ли каких-нибудь способов побыстрей, полегче изучить геометрию?» На что великий математик ответил: «Нет царских путей в геометрию!» Итак, утверждение: нет «царских путей к успеху».

Учитель. Итак, последнее утверждение: «Знания, труд, учёт ошибок, сотрудничество с другими людьми, отстаивание своей точки зрения – всё это образование».

Учащиеся соглашаются с этим утверждением.

Учитель. Какой же вывод мы можем сделать, посмотрев на нашу таблицу? (Таблица: Образование и успех, слайд 4).

Ребята делают вывод: «Чтобы добиться успеха, нужно образование».

Учитель. Конечно, мы назвали не все составляющие образования, которые приводят к успеху, их гораздо больше. 

Путь к успеху:

«Почаще оглядывайтесь в прошлое, наслаждайтесь настоящим, мечтайте о будущем».

  1. Имейте мечту
  2. Разработайте план
  3. Поставьте цели
  4. Находите правильные решения, делайте правильный выбор
  5. Делайте правильные выводы
  6. Находите нужные мотивации своих действий
  7. Всё время учитесь
  8. Увлекайте за собой других
  9. Извлекайте уроки из ошибок
  10. Не забывайте про свою индивидуальность
  11. Руководствуйтесь здравым смыслом

Между тем секрет успешных людей вовсе не в их патологической везучести, а в принципиально ином отношении к неудачам: для них любой промах – величайшее благо и побуждение к действию!

Познание причин неуспеха и способов достижения успеха является полезным для более продуктивного прокладывания пути к успеху.

Успешные люди:

Д.А. Медведев – путь к успеху.

М.В. Ломоносов – путь к успеху.

Великая Эдит Пиаф, голос XX века, начинала свой путь уличной бродяжкой, которая зарабатывала деньги, развлекая песнями прохожих. Она родилась на тротуаре, воспитывалась в борделе, десятки раз попадала в катастрофы, чудом оставаясь в живых. От нее отворачивались те, кто потом говорил, что если бы не они, не их вера в нее, она никогда бы не прославилась. Но Эдит жила каждый день так, как будто завтра должна была умереть.

Вупи Голдберг, как и многие голливудские актеры, поначалу была кем угодно, только не актрисой. Убирая мусор на стройке, она верила в себя. А сегодня режиссеры бегают за ней, предлагая миллионные гонорары.

Вывод: Люди с образованием быстрее достигают успеха.

МЕХАНИЗМЫ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХА

Для достижения успеха необходимо осознать и выполнить следующее:

  1. Вы устали от неуспеха и не хотите больше так жить – действуйте, сейчас же меняйте свою жизнь.
  2. Ключи к успеху – в вашем кармане. Свой успех нужно «выпекать» каждую минуту. Не жалуйтесь на нехватку времени. В ваших сутках столько же часов, сколько у Эйнштейна, Пушкина, Королева...
  3. Реальные цели и активная деятельность – главные двигатели успеха. Удача любит, чтобы ее завоевывали всю жизнь. Позволите себе расслабиться – и она ускользнет от вас. Четко планируйте свои действия и будьте активны.
  4. Да здравствует новый день! Стремитесь к полноценному проживанию каждого дня. Приложите как можно больше усилий, чтобы максимальных результатов добиться уже сегодня.
  5. Вера в успех. Не забывайте заниматься позитивным программированием: «Я твердо знаю, что у меня все получится».
  6. Поиск успеха. Не успех выбирает нас, а мы его. Максимально включайте механизмы творчества.
  7. Зачастую один в поле не воин. Развивайте свои способности к успешному взаимодействию с другими людьми.
  8. Важен не только результат, но и процесс. Учитесь получать удовлетворение не только в моменты достижения результатов, но и в процессе работы, преодолевая трудности.
  9. Терпение и труд все перетрут. Работайте над собой, а, если не получается, – работайте еще!

ЧТО МЕШАЕТ ЧЕЛОВЕКУ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА?

  1. Жить прошлым. Концентрируясь на нем, как на лучшей части своей жизни, человек не оставляет сил и времени на настоящее и будущее и не застрахован от случайностей.
  2. Смотреть на себя как на жертву злой судьбы, рокового стечения обстоятельств.
  3. Считать, что всегда существует одно-единственное правильное решение, единственный выход. Это не дает возможности увидеть новые эффективные решения и добиться успеха.
  4. Заниматься негативным программированием.
  5. Концентрироваться на неприятных аспектах ситуации. Придумывать себе новые проблемы, не позволяющие добиться успеха.
  6. Верить в роковые пророчества.

Чувство успеха и счастья человек испытывает только, когда достигает цели. Стремление к цели – это ключ к счастливой жизни. Человек – существо, которое сориентировано на определенную цель. Состояние счастья – признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он чувствует себя сравнительно счастливым.

Любую цель можно достичь, применяя формулу успеха.

Но какие нравственные ценности выбрать, какое отношение выработать , к учёбе, к учителям, к ученикам, к родителям, чтобы стать успешным? Ведь от выбора ценностей зависит стиль жизни человека, его взаимоотношениях.



Предварительный просмотр:

Классный час  на тему: 

«Хочешь быть счастливым -  будь им»

Задачи: расширение знаний учащихся по теме; показать значимость проблемы счастья для всей последующей жизни; воспитывать чувство оптимизма, любви к жизни, уверенности в себе, развивать творческие способности.

Оборудование: фильм «Доживём до понедельника», песня А. Пугачёвой «А знаешь?», слова к песни «Мне звезда упала на ладошку», чаша в виде большого бокала, поднос со стаканчиками, птица счастья, подкова.

         

Ход мероприятия

Оформление доски

                                                                                                                     

                                                                                       

                                                                                                                                       

                       

(звучит композиция А. Пугачевой «А знаешь?», учащиеся проходят в зал, занимают свои места, стулья поставлены в виде подковы)

  1. Вступление

- Счастье ржавое, тяжёлое

  И держу в руках подкову я

  Как всё просто получается,

  Что хочу то и сбывается.

  Может быть в подкове счастье?

  Но, а как же чувства страсти,

  Доброта, любовь, удача?

  Ведь не может быть иначе.

  Нам от счастья много надо?

  Лишь был любимый рядом?

  На работе всё в порядке?

  И проверены тетрадки?

  Нет не знаю в чём секрет.

  Есть вопрос, ответа нет!

На протяжение всего жизненного пути людей волнует вопрос, что такое счастье?, какое оно?, как его найти и не потерять. Философы говоря о счастье пытались выразить свою мысль о счастливом человеке. (учитель зачитывает разные высказывания философов)

- А вот как написал ваш ровесник о счастье 40 лет назад, но тема счастья актуальна и в современном мире и наш с вами разговор пойдёт сегодня о счастье.

-  (Просмотр фрагмента фильма «Доживём до понедельника»)

               

- Что такое счастье?

Что же такое счастье?

Одни говорят: - Это страсти:

Карты, вино, увлеченье –

Все острые ощущенья.

Другие верят, что счастье –

В окладе большом и власти,

В глазах секретарш пленённых

И трепете подчинённых.

Третьи считают, что счастье –

Это большое участье:

Забота, тепло, внимание

И общность переживания.

 

По мненью четвёртых, это

С милой сидеть до рассвета,

Однажды в любви признаться

И больше не расставаться.

Ещё есть такое мнение,

Что счастье – это горение:

Поиск, мечта, работа

И дерзкие крылья взлёта!

А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

                                                  Э. Асадов.

II. Основная часть.

- Как вы понимаете строки стихотворения, что счастье бывает «просто разного роста»?

-Оно действительно бывает «разного роста» в зависимости от человека. Потому, что кто-то бывает счастлив, когда реализует свои личные цели, а другой человек – когда делает счастливыми своих родных близких, друзей и т.д

- Думаю, что каждый вкладывает в понятие «счастье» именно то, чего ему в этой жизни недостаёт, что пока недоступно.

- Счастье человека зависит от размеров той цели, которую он ставит перед собой, от значения этой цели и от желания быть счастливым. Это своеобразная награда, которая ожидает человека на не простых дорогах жизни. С детских лет человек стремится пережить чувство счастья. Стремясь к нему, он преодолевает преграды жизненного пути, мобилизует свои силы, идёт по жизни целеустремлённо и уверенно.

   Но счастье – это не простое и беззаботное переживание эмоционального удовольствия. Это, прежде всего поиск смысла жизни, огромный труд, а также концентрации всех душевных сил. Все мы стремимся к счастью. Кто-то в его поисках стремится обрести семью, кто-то, наоборот сделать карьеру, кто-то преуспевает в бизнесе, а кто-то творит для души.

    Принципиально важным является другое: возьмёт ли на себя человек ответственность за то, чтобы быть счастливым или предпочтёт плыть по течению волн, полагаясь на счастливый случай, который сможет удовлетворить его претензии к жизни? Претензии у всех разные, но как же всё-таки надо жить.

-    В жизни по-разному можно жить

    В горе можно и в  радости

   Вовремя есть. Вовремя спать

  Вовремя делать гадости,

 А можно и так: на рассвете встать

 И помышляя о чуде,

 Рукой, обнажённою солнце достать

 И подарить его людям!

- Счастье – это субъективное состояние, которое всё-таки определяется. Прежде всего, личным выбором. Козьма Прутков говорил: «Хочешь быть счастливым - будь им!» А известный психолог Дейл Карнеги предлагает свою программу под названием «Именно сегодня». Давайте послушаем её:

- 1. Именно сегодня я буду счастлив. Это означает, что я буду руководствоваться словами Авраама Линкольна, который сказал, что большинство людей счастливы примерно настолько, насколько они полны решимости быть счастливыми». Счастье заключается внутри нас; оно не является результатом внешних обстоятельств.

- 2. Именно сегодня я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает, а не пытаться приспособить всё к моим желаниям. Я приму мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, как они есть и постараюсь приноровиться к  ним.

- 3. Именно сегодня я позабочусь о  своём организме. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, правильно питаться. Постараюсь не наносить вред своему здоровью и не пренебрегать им, чтобы мой организм стал идеальной машиной для выполнения моих требований.

- 4. Именно сегодня я постараюсь уделить внимание развитию своего ума. Я изучу что-нибудь полезное. Я не буду лентяем в умственном отношении. Я прочитаю то, что требует усилия, размышления и сосредоточенности.

- 5. Именно сегодня я займусь нравственным самосовершенствованием. Для этого я рассчитываю осуществить три дела: я сделаю кому-нибудь что-то полезное, так чтобы он не знал об этом; я сделаю по крайней мере два дела, которые мне не хочется делать, - просто для упражнения, как советует Уильям Джеймс.

- 6. Именно сегодня я буду ко всем доброжелательно настроен. Я постараюсь выглядеть как можно лучше; по возможности надену то, что мне больше всего идёт, буду разговаривать тихим голосом. Любезно вести себя, буду щедрым на похвалы, постараюсь никого не критиковать, ни к кому не придираться и не пытаться кем-то руководить или кого-то исправлять.

- 7. Именно сегодня я постараюсь жить только нынешним днём, не буду стремиться решить проблему всей своей жизни сразу. В течение двенадцати часов я смогу сделать такие же вещи, которые привели бы меня в ужас. Если бы мне пришлось заниматься ими всю жизнь.

- 8. Именно сегодня я намечу программу всех своих дел. Я запишу, что собираюсь делать каждый час. Возможно, я не смогу точно следовать этой программе, но я составлю её. Это избавит меня от двух зол -  спешки и нерешительности.

- 9. Именно сегодня я полчаса проведу в покое и одиночестве и постараюсь расслабиться.

- 10. Именно сегодня я не буду бояться, в особенности не буду бояться быть счастливым, наслаждаться красотой, любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня

- Покой и счастье – это умонастроенье.

Прими от умных мира поученье:

Будь жизнерадостным, не грустным,

Ты жизни полноты получишь чувство.

- С врагами счёты не своди.

Вреда ты больше принесёшь себе.

О них не думай, поверх них гляди,

Считай – они ничто в твоей судьбе.

- О счастье мы всегда лишь вспоминаем,

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот это сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

- Ах, неудачи, неудачи, -

Все  жизни нерешённые задачи…

Забудь о них, веди удачам счёт,

И счастье обязательно придёт!

- Не можешь быть большой дорогой,

Так будь тропинкою лесной.

И если ты не дуб могучий,

То стань красавицей-сосной.

И, другим не подражая,

Найди лучшее в себе,

Беспокойство отметая,

Счастье в друг придёт к тебе.

- Вас судьба и мяла, и учила,

А вместо сладкого лимон вручила?

Так не печальтесь, друг и брат,

И не забудьте, из лимона

Мы можем сделать лимонад!

- Счастливым в жизни быть не просто,

Но ты запомни, дорогой,

Если решил ты быть счастливым,

Так просто будь в ладу с собой.

- Каким же должно быть счастье?

- Счастье это состояние внутренней эмоциональной удовлетворённости.

-Счастье земное – оно многолико.

- Счастье это умение не обращать внимания на досадные мелочи.

-Я хочу сказать, что не так просто понять. Что всё-таки оно есть это счастье.

- Я пока нахожу своё счастье в друзьях и общении с ними. И хотела бы выразить это такими словами:

          В вас, друзья, нахожу я

         И надежду, и радость

         Пред вами открою

         Свою душу и слабость.

         

        Только б были вы рядом,

        Чтоб могла опереться,

         Только б билось подольше

        Ваше чуткое сердце!

 

       Позовите, я тоже

      Ринусь в помощь, как в битву.

      Постараюсь и делом,

     И душой, и молитвой.

- А я чувствую себя счастливым человеком, когда после трудовой недели наша семья отдыхает на природе.

           Когда на зорьке розовой

           Встаёшь ты, умываешься,

           То шелестом берёзовым

           Природа отзывается.

           И рощей соловьиною

           И капелькой дождя

           Весь мир тебя приветствует,

           Ликуя и любя.

           Потом – поярче солнышко

           И пенье птиц звенящее –

           Вот где минуты радости

           И счастье настоящее.

-А я знаю, что не которые люди не задают себе вопрос: «Счастлив я или нет?» Они просто живут, работают, общаются с друзьями, любят своих родных. Уверен, что они бы подумали и сказали:

             Я живу, работаю, творю,

             Я рассвет встречаю и зарю…

             В этой жизни столько в моей власти.

             Жив, здоров, - и значит,

            Уже счастлив!

- Даже опросив тысячу человек. Пытаясь выяснить, что такое счастье можно услышать тысячу разных ответов. Опросив миллион человек в поисках рецепта счастья, можно получить многотомное собрание сочинений на заданную тему.  Все очень просто, у каждого своё понимание этого состояния и свой способ. У нашего класса он тоже свой. 

Я вас просила дома выполнить несложное задание у каждого из вас в руках  ладошка. Ведь любой человек оставляет на земле след  после себя. А этот след зависит от того, насколько счастлив сам, и можешь поделиться счастьем с другими. Счастье наше     разног цвета. Вот таким  его вижу я, и с удовольствием прикрепляю его на дерево жизни нашего класса. А какого цвета ваше счастье?

(учащиеся по одному подходят и прикрепляют свою ладошку на дерево жизни).

- Галина Анатольевна нам нужна ваша помощь. Помогите нам разобраться в цветовой гамме нашего класса.

(психолог анализирует цветовую гамму)

- Счастье оно многогранно, оно разноцветно и для большинства из нас счастье – это вовсе не материальное понятие. Именно таким оно было и для маленького принца из философской сказки Антуана Сент-Экзюпери. Маленький принц путешествовал по планетам стараясь даже в самые горькие минуты не терять веру в торжество добра: нельзя чтобы будничные дела заслонили от тебя судьбы мира заставили забыть о маленьких и больших заботах твоих соседей по вселенной пусть волнует тебя всё, что происходит в мире… Нравственный урок, который преподаёт маленький принц весьма поучителен: мы понимаем отпусти каждую из нитей за которые держался маленький принц странствуя по вселенной, можно упустить частичку счастья. (перечисляются афоризмы о счастье, которые расположены на доске в звёздочках).

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

- И каждого из нас есть своя капелька счастья. Если бы у вас была такая возможность поделиться этим счастьем с другими, смогли бы вы отдать его и кому? Как, по-вашему, кто нуждается в счастье?

-(дети выливают в чашу счастья капельку своего счастья)

- А моё счастье в том, что мы с вами сейчас все вместе, в том, что вы у меня такие хорошие, такие взрослые готовые всегда прийти на помощь и поддержать друг друга. От этого на душе становится так спокойно за вас, что вы не затеряетесь в этом сложном мире, а будете стараться  с чувством оптимизма  находить решения преградам, стоящим у вас на пути.

- Был вопрос, ответ искали

   И по капли собирали,

   Разное у всех оно

   Получилось как в кино

   Вот в руках у нас синица,

   А в мечтах у всех жар-птица.

   Мы её поймать хотим,

   И за ней вперёд летим

   Хоть оно так быстротечно,

   Но, а всё же счастье вечно!

  Что же в чаше – счастье наше

         

- (учащиеся вместе с классным руководителем поют песню)

Мне звезда упала на ладошку,

Я её спросил: - «Откуда ты?» 

Дайте мне передохнуть немножко, -

Я с такой летела высоты.

А потом добавила, сверкая,

Словно колокольчик прозвенел:

Не смотрите, что невелика я,

Я умею делать много дел.

Вам необходимо только вспомнить,

Что для вас важней всего на свете.

Я могу желание исполнить,

Я все время занимаюсь этим.

 

То, что в жизни мне необходимо,

Мне не надо долго вспоминать.

Я хочу любить, и быть любимым,

И хочу, чтоб не болела мать.

Чтоб на нашей горестной планете

Только звёзды падали с небес.

Были б все доверчивы, как дети,

И любили дождь, цветы и лес.

Чтоб траву, как встарь, косой косили,

Каждый день летали до Луны.

Чтобы женщин на руках носили,

Не было б болезней и войны.

Чтобы дружба не была обузой,

Чтобы верность в тягость не была.

Чтобы старость не тяжёлым грузом,

Мудростью бы на сердце легла.

Чтобы у костра, пропахнув дымом

Эту песню тихо напевать.

А ещё хочу я быть любимым,

И хочу, чтоб не болела мать.

Долго говорил я, но напрасно,

Долго, слишком долго говорил.

Не ответив мне, звезда погасла,

Было у неё немного сил.

- Счастье общее может состоять из счастья каждого. Люди вечно мечтали о счастье, многого хотели от жизни, а оно порой так мимолётно и недосягаемо, как свет упавшей на ладошку звезды.    



Предварительный просмотр:

Классный час на тему "Понятие о толерантности»

Классный руководитель: Алексашина С.О.

Цели и задачи:

  1. Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.
  2. Показать, что не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.
  3. Отработать умение видеть межиндивидуальные различия и показать, что такое толерантное отношение к различиям.
  4. Сформировать представление о толерантном отношении.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

1. Эпиграф:

Теперь, когда мы научились
Летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой, как рыбы,
Нам не хватает только одного:
Научиться жить на земле, как люди.
Б. Шоу

Слайд 3. Приложение 1

Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, доброжелательность, сдержанность, уступчивость, коммуникабельность, терпимость….

К сожалению, дух терпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

16 ноября – Международный день толерантности.

Не всем, может быть, знакомо это слово, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для существования и развития человеческого общества.

Слайд 4, 5, 6

На рубеже XVIII–XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличается тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчинятся обстоятельствам.

С именем этого человека и связанно понятие “толерантность”.

Термин “толерантность” объясняется, как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Давайте попробуем составить правили толерантного общения (работа в группах) и напишем эти правила эти правила на доске.

Слайд 7

Правила толерантного общения: 

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым признать правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.

Слайд 8

На флаге и гербе Южной Кореи имеется символический знак – МОНАДА, в которой воплощена древняя восточная теория о двух силах: “Инь” темной) и “Ян” (светлой”).

В человеке также уживаются добро и зло, правда и ложь и т.д.

Прием “Изменение позиций”

Обтекаемость формы монады и цветового рисунка внутри нее говорят о тенденции к изменению, обратимости всего происходящего. Примеров можно привести множество: сегодня я люблю, завтра ненавижу…

Предлагаю привести примеры из своей жизни.

“Акцент на лучшее”

Вновь обращение к образу монады.

Темное пятно – на светлом фоне и светлое – на темном фоне.

Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного.

Упражнение “Камушек в ботинке”

Прошу ребенка найти в себе то, что мешает ему жить в мире с самим собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна).

Упражнение “Жемчужина в раковине”

Предлагаю отыскать в себе то, что является наивысшим достоинством (поиск светлого пятна).

Творческая работа “Дерево толеранстности”

Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала “Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на рисунок дерева без листьев (слайд 10).

Посмотрите на это дерево! Только что оно было одиноким и безжизненным. Но наши добрые намерения (листочки) оживили его.

Слайд 11

Рефлексия: Какие качества присущи толерантной личности?

Каково преимущество толерантного общения?

Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?

Мы не сможем в одночасье сделать толерантным ни свое поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении. Важно, что вы вынесите из этого занятия в реальную жизнь, как измените отношения с людьми, одноклассниками


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Тема урока: "Россия в первой половине XIX века»

Цели урока:

  • восстановить в памяти учащихся основные итоги развития России в конце 18 века,
  • охарактеризовать социально-экономическое положение России в начале 19 века.

Оборудование:

  • Карта «Российская империя в первой половине 19 века», «Территориальный рост Российской империи с 1700 по 1914гг.»
  • Проектор
  • Компьютер
  • Атлас

План:

  1. Территории населения
  2. Социальная структура
  3. Экономическое развитие
  4. Политический строй

Основные понятия:

  • Цивилизация
  • Геополитика
  • Вертикальная  мобильность

Ход урока

1. Территории населения

Учитель сообщает: Дорогие ребята, мы приступаем к изучению одного из интереснейших периодов нашей истории – первой половины 19 века. В этот период Россия достигла вершины своего могущества. Посмотрим, какая была Россия к началу этого периода.

Работа с картой. (Приложение 1). «Российская империя в первой половине 19 века»

Учитель показывает границы Российской империи на карте, отдельные регионы: Центральную Россию, Север России и Карелию, Поволжье и Заволжье, Северный Кавказ, Урал, Сибирь, наконец, приобретенные в 17-18 вв. районы Украины и Белоруссии и прибалтийские территории.

2. Социальная структура

Учитель: Россия зарождалась и развивалась как многонациональное государство, население которого составляло 40 млн. человек. В первой половине 19 века, население России увеличилось с 45 млн человек в 1815г. до 69 млн человек в 1851г., то есть в 1,5 раза.

(Приложение 2)

Вопрос: Какие территории были включены в состав Российской империи и 18в.?

В результате Северной войны в ее состав вошли прибалтийские земли. Территории современных Эстонии и Латвии – и земли в устье р. Невы в результате войн с Турцией были присоединены Крым и Северное Причерноморье, часть территории на Северном Кавказе; в результате разделов Речи Посполитой были присоединены территории Белоруссии и Украины к западу от Днепра, Литвы и частично Польши. В состав России входили также территории Камчатки, русской Америки (Аляски, Алеутских о-вов, части Северной Калифорнии.)

Учитель: Россия – многонациональная и многоконфессиональная страна.

Запись в тетрадь: Многоконфессиональное государство – государство, население которого исповедует различные религиозные учения.

Учитель: Многонациональный состав населения России обусловил и ее многоконфессиональный характер, т.е. существование множества вероисповеданий. Какие религии вы знаете? Заполните таблицу 1 и покажите на карте районы преобладания той или иной религии.

Приложение 3. Таблица 1

Учитель: в начале 19 века господствовал сословный строй. Вспомните, что такое сословие,  и какие сословия существовали в России к началу 19 века. Чем отличались друг от друга эти сословия? Какие привилегии того или иного сословия вы можете назвать? Заполните таблицу 2.

Приложение 3. Таблица 2

Вопросы к таблице:

  • Были ли равны между собой в правах люди разных сословий?
  • Какие сословия обладали только правами?
  • У каких сословий были обязанности?
  • Кто имел право владеть землей и крестьянами?
  • У какой группы населения не было прав? Почему?
  • Положение, какой категории крестьян было самым тяжелым? Почему?
  • Можно ли было перейти из одного сословия в другое? Приведите примеры. Разорившийся купец переставал принадлежать к своему сословию. Дворянство можно было получать, продвигаясь по службе.

Учитель: Какие из перечисленных сословий относятся к привилегированным,а какие к не привилегированным? Один из учеников заполняет на доске таблицу-схему:

Сословия:  

  • привилегированные (дворяне,  духовенство купечество 1 и 2 гильдии)
  • непривилегированные ( крестьяне, мещане, казаки, купцы 3-й гильдии)

Запись в тетрадь: Сословие – это группа общества, обладающая особыми правами и обязанностями, закрепленными обычаями и законами, передающимися  по наследству, занимающая  особое место в сословной иерархии.

Таким образом, к началу 19 века Россия представляла собой огромную державу площадью примерно 16 млн. кв. км (примерно 1/6 земной суши). Но с низкой плотностью населения (менее 2,5 чел на 1 кв. км). Российское общество было сословным. Дворяне составляли примерно 1% всего населения и владели 18 миллионами крепостных крестьян (55% от всех крестьян)

Дворяне имели всевозможные права. Значительно меньше прав имели горожане, совсем мало – государственные крестьяне и вообще никаких – крепостные.

3. Экономическое развитие

Учитель: важной характеристикой состояния экономики и даже социального развития страны является степень развития ее транспортной системы, связывающей воедино различные регионы. Особенно важен этот показатель для России с ее огромными пространствами, удаленностью значительной части территории от моря. Основным видом транспорта в России долгое время оставались речные системы для северных и центральных районов Европейской части империи и Сибири, в то время как в южных районах европейской части более распространенными были сухопутные системы сообщений. Первая железнодорожная ветка появится в Империи только в 1873г. и свяжет Петербург с Царским Селом. Шоссейные дороги начали строить лишь в середине века.

Складывание общероссийского рынка еще не завершилось. Региональный товарообмен осуществлялся на ярмарках. Особенно большое значение, общероссийского масштаба имела Макарьевская ярмарка и заменившая ее в 1816г. Нижегородская.

– Вспомните, какая отрасль являлась основной для экономики России в начале 19в.?

Учитель сообщает: Развитие сельского хозяйства в России на рубеже 18-19вв. шло экстенсивным путем, преимущественно за счет введения в сельскохозяйственный оборот новых земель. Применение улучшенных сельскохозяйственных орудий и приемов, сельскохозяйственных машин не получило сколько-нибудь значительного применения.

Промышленность России была развита неравномерно. Некоторые города являлись ее средоточием (Петербург, Москва, Тула, Ярославль и др.), в то же время многие небольшие города имели аграрный характер – их жители вспахивали землю, разводили сады и огороды. В промышленном отношении наиболее развитыми были западные и столичные регионы. В целом промышленном развитии России отставало от уровня Западной Европы. Промышленный переворот в России начался лишь в середине 19 столетия, в то время как в Англии он близился к концу. По-прежнему широко применялся в промышленности труд крепостных, однако доля вольнонаемного труда неуклонно росла. Значительная часть мануфактур по-прежнему являлась государственными и обслуживала военные нужды страны.

Работа с учебником: о промышленном районировании ученики читают самостоятельно учебник.

4. Политический строй

Работа с учебником:  ученики читают самостоятельно раздел учебника о политическом строе России и рисуют схему политического управления империей в тетради:

Приложение 3. Схема

Запись в тетрадях: Россия по политическому строю была самодержавно-бюрократической монархией. Неограниченный самодержавец-император опирался при правлении на мощный слой чиновников, средний и высший слой которых состоял преимущественно из дворян.

Россия к началу 19 века оставалась в политическом отношении абсолютной монархии с местным управлением дворян и высших городских слоев. Однако управление страной, политический строй нуждались в переменах.

Итог урока: Россия начала 19в. Представляла собой огромное по территории, многонациональное и многоконфессиональное государство с населением около 40 млн. человек. Россия продолжала оставаться аграрной страной. Промышленное развитие, которой значительно отставало от уровня стран Западной Европы. Политическое устройство империи – самодержавная монархия, опирающаяся на мощный бюрократический аппарат – сохранялось.

Домашнее задание: параграф 15, ознакомиться с документами с.123-125 учебника. Ответить на вопросы.

Заполнить таблицу:

Факты, свидетельствующие о разложении феодальной системы хозяйства

Факты, свидетельствующие о развитии капиталистических отношений в недрах феодализма

Что мешало свободному развитию капиталистических отношений

 

 

 



Предварительный просмотр:

                                                                         

Тема урока: Начало Смуты

Цель: раскрыть роль и определить место Смутного времени в российской истории

Задачи:

  • повторить материал об обострении социальных, династических противоречий на рубеже XVI-XVII вв
  • определить причины Смуты
  • охарактеризовать политику Б.Годунова

Оборудование: вариант 1:карта «Россия в конце XVI –начале XVII в.» , раздаточный материал, иллюстрации.

Вариант 2: презентация, раздаточный материал.

План урока

1.Причины Смуты

2.Борис Годунов.

3. Лжедмитрий I

Ход урока:

  1. Постановка проблемы.

- Современные историки считают, что Иван Грозный привел страну не к краю пропасти, а просто в пропасть. На чем основывается данное мнение?

- Что такое Смута? Чем данное понятие характеризуется?

 

   По ходу беседы выясняет причины Смуты и записываем на доске, список остается открытым, т.к. изучая пункт «Борис Годунов», дополним его.

  1. При варианте 1 – часть доски оформляется как портретная галерея, которая пополняется по ходу появления новых лиц.(Сл.3)

Портрет Б.Годунова в галерею и краткая биографическая справка о нем (опережающее задание)

Работа с учебником

- Историк В.Б.Кобрин писал о правлении Годунова: «Вероятно, если бы в распоряжении Годунова оказалось еще несколько спокойных лет, Россия более мирно, чем при Петре I и на сто лет раньше пошла бы по пути модернизации. Но  этих спокойных лет не было»

Задание: докажите или опровергните это утверждение фактами из  § 1.(сл.4)

Работа с документом. ( «Итоговый контроль»,с.74)

Из труда историка Н. М. Карамзина:

«В усердной любви к гражданскому образованию Борис превзошёл всех древнейших венценосцев России, имев намерение завести школы и даже университеты, чтобы учить молодых россиян языкам европейским и наукам: в 1600 году он посылал в Германию немца Иоанна Крамера, уполномочив его искать там и привезти в Москву профессоров и докторов... Сие важное намерение не исполнилось, как пишут, от сильных возражений духовенства... Но оставив мысль заводить университеты в России, царь послал 18 молодых боярских людей в Лондон, в Любек и во Францию учиться языкам иноземным, так же как молодые англичане и французы ездили тогда в Москву учиться русскому....он звал к себе из Англии, Голландии, Германии не только лекарей, художников, ремесленников, но и людей чиновных в службу.

Он не был, но бывал тираном; не безумствовал, но злодействовал, подобно Иоанну, устраняя совместников или казня недоброжелателей. Если Годунов на время благоустроил державу, на время возвысил её во мнении Европы, то не он ли и ввергнул Россию в бездну злополучия почти неслыханного — предал в добычу ляхам и бродягам, вызвал сонм мстителей и самозванцев истреблением древнего племени царского? Не он ли, наконец, более всех содействовал уничижению престола, воссев на нём святоубийцею?»

С1.К какому времени относится царствование Бориса Годунова? В чём состояла особенность его воцарения?

С21 Каковы, по мнению историка, заслуги Бориса Годунова? Назовите не менее трёх положений.

СЗ1 Используя источник и знание курса истории, объясните, почему Борис Годунов, несмотря на все его заслуги, оставил о себе в истории России противоречивую память. Приведите не менее двух объяснений.

Обобщая все вышесказанное, записываем в тетрадь годы правления Годунова , основные деяния и события во время его правления. В список причин Смуты добавляем голод, восстание Хлопка, появление самозванца.

  1. Пополнение галереи- Лжедмитрий I. Опережающее задание – сообщение «Личность Лжедмитрия I»(сл.5)

Краткий рассказ учителя о захвате российского престола Лжедмитрием I

- Объясните текст учебника: «Один из русских историков заметил, что испечен был Лжедмитрий в Польше, но замешен из московского теста»

Выполняем задание( В4 с.54).(сл.6)

Прочтите отрывок из сочинения историка и напишите название периода российской истории, с которым связана деятельность охарактеризованного исторического лица.

«Власть вскружила голову Лжедмитрию. Он стал нетерпелив и высокомерен. Когда на балу польский посол осмелился надеть шапку во время танца, царь пришёл в гнев и громогласно объявил, что прикажет снять шапку вместе с головой у любого, кто осмелится последовать примеру посла. На том же балу гости после каждого танца должны были склоняться к его ногам. Если же кто нарушал это правило, самозванец не скрывал раздражения. Его тщеславие не знало предела. Чтобы прибавить себе росту, Отрепьев носил непомерной высоты меховые шапки и сапоги на огромных каблуках».

- Что необычного для москвичей было в поведении Лжедмитрия и его политике?

- Чем закончилось его правление?

Закрепление. Дискуссионное задание.(сл.7)

- Мог ли Борис Годунов предотвратить Смуту?

- Укажите основные ошибки в правлении Б.Годунова и Лжедмитрия I.

Домашнее задание.

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты уроков по истории. Внеклассные мероприятия

Материалы для проведения уроков истории.Конспекты классных часов....

Занимательная история. Внеклассное мероприятие. 6 класс.

Внеклассное мероприятие по истории Средних веков в форме интеллектуальной игры - викторины включает в себя 10 увлекательных конкурсов для учащихся 6 класса....

Конспект викторины из интегрированного внеклассного мероприятия "Такой далёкий и близкий Север".

Вопросы викторины из интегрированного внеклассного мероприятия, посвящённого Всемирному Дню Моржа....

Конспект урока и Сценарий внеклассного мероприятия

Конспект урока по Географии в 6 классе в Коррекционной школеСценарий внеклассного мероприятия по экологии...

План -конспект урока по технологии. Внеклассное мероприятие

План-конспект урока по технологии.Внеклассное мероприятие...

Игра "Колесо истории" - внеклассное мероприятие по истории для 9 класса

Игра "Колесо истории" - внеклассное мероприятие по истории для 9 класса...