План -конспект урока по технологии. Внеклассное мероприятие
материал

Конадчикова Ирина Андреевна

План-конспект урока по технологии.Внеклассное мероприятие

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология Конадчикова Ирина Андреевна

Слайд 2

Фантазии полёт и рук творенье С восторгом я держу в своих руках... Не знает, к счастью, красота старенья, Любовь к прекрасному живёт в веках.

Слайд 3

Слово « технология » происходит от древнегреческого techne — « искусство, мастерство, умение » и латинского lоgos — « учение, слово, наука ». Технология - это наука об умении, мастерстве, искусстве.

Слайд 4

Значение слова «Технология» Научная дисциплина, изучающая способы переработки материалов, изготовление изделий и процессы, сопровождающие эти виды работы . 2. Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки 3. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета 4. Совокупность приемов, применяемых в каком- либо деле, мастерстве, искусстве. Технология

Слайд 5

Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату. До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар - дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем. Я умею и научу тебя!

Слайд 6

Технология – предмет особый, И в жизни вам поможет он. Научит шить, вязать, готовить И даст советов миллион. А тот, кто полностью изучит Основы этого предмета, В награду знания получит И много жизненных советов. пчелка Майя

Слайд 7

Что зашифровала пчелка Майя? 1 2 3 4 5 6 8 7 9 10 11 12

Слайд 8

ПРАВИЛА ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА В МАСТЕРСКОЙ Учащиеся должны приходить на занятия за несколько минут до звонка. Входить в мастерскую организованно, только с разрешения учителя. Дежурные должны входить в мастерскую до звонка и подготавливать рабочие места. Перед началом занятия надеть спецодежду. Сидеть на закрепленных местах, не вставать без разрешения учителя. Соблюдать порядок и чистоту на рабочем месте. Бережно относиться к оборудованию и инструментам. Соблюдать правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования. Во время перемен выходить из мастерской. По окончании работы убрать свое рабочее место.

Слайд 9

Знакомство с учебником "Технология" ! - Правила техники безопасности - Практическая работа ? - Опорные понятия - Вопросы для самопроверки Авторы: Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко

Слайд 10

Опасные факторы: 1 - травмирование рук; 2 – ожоги; 3 – поражение электрическим током; 4 – пожар. Оборудование, инструменты и приспособления 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 17 16 15

Слайд 11

Швейный цех

Слайд 13

1 2 3 4 5 6 7 Движения для здоровья!

Слайд 14

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Общие требования. Опасные факторы Действия перед началом работы Действия во время работы Действия в аварийных ситуациях Действия по окончании работы Инструкция по пожарной безопасности Инструкция при работе с тканью (иголками, булавками, швейной машиной) 3. Инструкция при работе с электрическим утюгом

Слайд 15

Общие требования: Мастерская должна содержаться в чистоте. Эвакуационные проходы не загромождать предметами. Учащиеся должны знать план эвакуации из здания. По окончании занятия убрать рабочие места, обесточить электросеть. Запрещается: Хранить в здании легковоспламеняющиеся жидкости и материалы. Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы. Действия при возникновении пожара : Сообщить о пожаре по телефону 01 в пожарную часть. Немедленно оповестить людей о пожаре. Эвакуироваться согласно плану эвакуации из здания. Инструкция по пожарной безопасности

Слайд 16

Общие требования 1 - ...содержаться... 2 - ...не загромождать... 3 - ...должны знать... 4 - ...убрать, обесточить... Запрещается 1 - ...хранить... 2 - ... оставлять без присмотра... Действия при возникновении пожара 1 - сообщить... 2 - оповестить... 3 – эвакуироваться... Повтори правила, используя слова-подсказки ПРАВИЛА ТЫ ЭТИ ЗНАЙ, В ЖИЗНИ СТРОГО ВЫПОЛНЯЙ!

Слайд 17

Если же стряслась беда, Что тогда Вам делать? Не теряться никогда, действовать умело: Нужно мужество найти к телефону подойти, Смело трубку в руки взять, 01 суметь набрать. И назвать ещё потом город, улицу и дом. И квартиру, где живете, и с каким она замком. И ещё сказать: «Даю Вам фамилию свою. Так же номер телефона, у которого стою» Ну, а дальше – не орите – в руки Вы себя берите. Действуйте по правилам, слаженно и грамотно! ЗАПОМНИ !

Слайд 18

Общие требования. Опасные факторы: уколы пальцев рук. 2. Перед началом работы: проверить качество игл, отсутствие ржавых и погнутых; пересчитать количество игл. 3. Во время работы: хранить иголки и булавки в определенном месте, не оставлять на рабочем столе; шить иголками только с наперстком; выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя. 4. В аварийных ситуациях: в случае поломки иглы или булавки обломки не бросать на пол, собрать все части и выбросить в урну; при получении травмы, работу прекратить и сообщить об этом учителю. 5. По окончании работы: пересчитать количество игл, при отсутствии недостающих, обязательно постараться их найти; убрать иголки и булавки в специально отведенное место. Инструкция по охране труда при работе с иголками, булавками

Слайд 19

Найди пару ! Опасные факторы Перед работой Во время работы В аварийной ситуации По окончании работы Работать с наперстком Уколы пальцев Проверить качество игл Сосчитать и убрать иглы Сломанную иглу не бросать 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 Работа с иголками и булавками

Слайд 21

Общие требования. Опасные факторы: травмирование рук. 2. Перед началом работы: проверить исправность инструмента. 3. Во время работы: ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя; передавать ножницы друг другу ручками вперед. 4. В аварийных ситуациях: при поломке ножниц работу прекратить; при получении травмы немедленно сообщить учителю. 5. По окончании работы: убрать ножницы в специально отведенное место. Инструкция по охране труда при работе с ножницами

Слайд 22

Закончи предложение 1. Перед работой проверь … 2. На рабочем месте ножницы должны лежать… 3. Передавать ножницы нужно… 4. После работы ножницы…

Слайд 23

Общие требования. Опасные факторы: травмирование рук, глаз; поражение электрическим током. 2. Перед началом работы: убедиться в исправности швейной машины; проверить целостность шнура и вилки. 3. Во время работы: не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой; не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины. 4. В аварийных ситуациях: при неисправности в работе швейной машины работу прекратить и сообщить учителю; при получении травмы немедленно сообщить учителю. 5. По окончании работы: отключить швейную машину от сети. Инструкция по охране труда при работе на швейной машине

Слайд 24

Ответь на вопросы Почему перед работой необходимо проверять исправность швейной машины? 2. Что произойдет, если держать пальцы рук около лапки швейной машины? 3. Что необходимо сделать при обнаружении неисправности или поломке швейной машины? 4. Почему по окончании работу необходимо отключить швейную машину от сети?

Слайд 25

1. Общие требования. Опасные факторы: ожоги рук; возникновение пожара; поражение электрическим током. 2. Перед началом работы: проверить исправность утюга, целостность шнура и вилки; 3. Во время работы: включать и выключать утюг только сухими руками; при работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура; во избежание ожогов не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно ткань; во избежание пожара не оставлять включенный в сеть утюг без присмотра. 4. В аварийных ситуациях: при неисправности утюга, утюг отключить и сообщить учителю; при получении травмы немедленно сообщить учителю. 5. По окончании работы: отключить утюг от сети. Инструкция по охране труда при работе с электрическим утюгом

Слайд 26

Назови правила по картинке 1 2 3 4

Слайд 27

Ваши действия в экстренных ситуациях! Горит утюг: 1 – выключить; 2 – накрыть плотной ткань; 3 – сообщить о пожаре. Горит вилка, розетка: 1 – обесточить квартиру; 2 – сообщить о пожаре.

Слайд 28

Определи по картинкам, где нарушены правила охраны труда. Назови опасные факторы, которые могут произойти! 1 2 3 4

Слайд 29

№ Основные требования баллы Число, месяц 1 Готовность к уроку. 10 балл. 2 Выполнение домашнего задания. 10 балл. 3 Знание теоретического материала 20 балл. 4 Организация рабочего места. 10 балл. 5 Правильность выполнения трудовых приемов. 15 балл. 6 Точность и качество обработки. 20 балл. 7 Норма времени. 5 балл. 8 Соблюдение правил безопасной работы. 10 балл. Итог урока Отметка 100 б. 5 Карта успеваемости по технологии____________ученицы 5 «а» класса 90 - 100 баллов - 5 (отлично) 75 - 85 баллов - 4 (хорошо) 60 - 70 баллов - 3 (удовлетворительно) 100 баллов за занятие – I дублон. I ДУБЛОН Желаю стать первой ученицей в классе!

Слайд 30

Угадайте эти слова! 2 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Слайд 31

Технология Мастерство Мастерская Охрана труда Опасные факторы Техника безопасности Инструктаж Инструменты Оборудование Рабочее место Карта успеваемости Дублон Запомните эти слова! 2 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Слайд 32

Молодец! ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ ! ВОПРОС ОТВЕТ 1. 2. 3. 4. Поздравляю ! Внимательно прочитай вопрос! Найди карточку с ответом и вставь ее в кармашек рядом с вопросом. Переверни работу и убери картон. 1. 3. 2. 4. 3. 1. 4. 2.

Слайд 33

Я узнала... Я научилась... Мне пригодится это...

Слайд 34

Желаю вам больших успехов в учебе и труде! До новых встреч на занятиях технологии !



Предварительный просмотр:

 

Конспект урока по технологии : « Ведение в предмет»

Тип урока

урок освоения новых знаний.

Цели урока

  • Знакомство с предметом  «Технология»
  • Знакомство с требованиями охраны труда, санитарии и гигиены
  • Инструктаж по технике безопасности при работе с тканью

Задачи урока

1.Образовательные

  • Ознакомить учащихся с правилами поведения в мастерской,  

      с содержанием инструкций по охране труда

  • Сформировать у учащихся навыки соблюдения правил

      техники безопасности и санитарно-гигиенических    

      требований

  • Сформировать у учащихся навыки по организации рабочего

      места в соответствии с индивидуальными особенностями

2.Развивающие

  • Развивать умение анализировать, делать выводы
  • Развивать умение работать самостоятельно

3. Воспитательные

  • воспитывать у учащихся чувство ответственности
  • прививать навыки по сохранению собственного здоровья и

      здоровья окружающих

  • прививать навыки культуры труда и аккуратности

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока

Знания: Что такое технология, правила поведения в мастерской, охрана труда и техника безопасности, основные требования при изучении предмета

Умения: рациональное размещение инструментов и материалов на рабочем месте, соблюдение правил безопасности, санитарии и гигиены.

Необходимое оборудование и материалы

компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, различные инструменты (ножницы, ручные иглы, наперстки, распарыватель и т. д).

Тип урока

Изучение нового материала

Подробный конспект урока

Организационный момент

Слайд 1

Здравствуйте! Меня зовут Ирина Андреевна, учитель нового предмета «Технология».

Давайте познакомимся, друзья!

Учитель новый для вас я.

Но мы улыбнемся друг другу сейчас,

Улыбка подружит сегодня всех нас!

- Улыбнулись! Вижу, что у вас сегодня отличное настроение!

  Желаете познакомиться с необычным новым школьным  

  предметом?

Мотивация учащихся

Слайд 2

Фантазии полёт и рук творенье
С восторгом я держу в своих руках...
Не знает, к счастью, красота старенья,
Любовь к прекрасному живёт в веках.
Я прикасаюсь к вещи осторожно,
Она чарует и ласкает взор.
Представить трудно, как это возможно
Создать невиданной красы узор.
Как результат терпенья и уменья –
Изящество, и цвета чистота,
И совершенство формы... Нет сомненья,
Наш мир спасут талант и красота!

- Как вы думаете, что у меня в руках?

- Правильно, полотенце, свадебный рушник! Посмотрите, какой красивый!

- Почему с такой осторожностью я отношусь к этой вещи?

Этому рушнику более 100 лет, он достался мне в наследство от моей прабабушки, я передам его своим детям и внукам. Для моей семьи это очень дорогая вещь, это семейная  ценность - реликвия!

- А  у вас дома есть такие вещи, которые родители также берегут как реликвию? Какие?

- Вот такие прекрасные вещи создают человеческие руки!

Вот вы мастерите нечто, рукоделием себя заняв, из-под рук выпуская творение созданное. Вы даровали жизнь! И будь то картина, салфетка, кружево или любое иное изделие, плод вашего труда уже начинает самостоятельное движение по жизни. Вы уже не просто труженик, вы - создатель нового, мастер своего дела!

Слайд 3

 Вот перед вами корзинка с остатками лоскутков.

- Что можно с ними сделать?

   А девочки нашей школы на уроках технологии смогли сделать из них такие прекрасные изделия!

- Красиво?

- Можно их назвать мастерами своего дела?

- Думаю, у вас также есть желание стать настоящими мастерами своего дела?

 Новый предмет «Технология» - это то, что вам нужно!

Ход и содержание урока

Слайд 4

Слово «Технология» происходит от древнегреческого tehne - «искусство», «мастерство», «умение» и logos – «учение», «наука». Технология - это наука об умении, мастерстве, искусстве.

Слайд 5

Значение слова «Технология» :
Технология - 1. Научная
дисциплина, изучающая способы переработки материалов, изготовление изделий и процессы, сопровождающие эти виды работы. // Учебный предмет, содержащий теоретические основы данной науки. // разг. Учебник, излагающий содержание данного учебного предмета.
2.
Совокупность приемов, применяемых в каком-л. деле, мастерстве, искусстве.

Слайд 6

Технология применима повсюду, где имеется достижение, стремление к результату. До появления технологии господствовало искусство — человек делал что-то, но это что-то получалось только у него, это как дар - дано или не дано. С помощью же технологии все то, что доступно только избранным, одаренным (искусство), становится доступно всем.

Чтобы стать разносторонне подготовленными людьми, уметь добиться в жизни намеченных целей, нужно многое знать и уметь, в том числе овладеть самыми необходимыми технологическими навыками. На уроках технологии вы научитесь  готовить вкусную и полезную пищу, овладеете различными способами обработки материалов, научитесь работать на швейной машине, приобретете навыки ухода за одеждой, предметами быта, освоите различные виды рукоделия: вышивку, вязание, лоскутную пластику.  

Я умею и научу тебя! Вы также сможете сказать, изучив основы нового предмета своим младшим сестренкам, подругам!

Слайд 7

А свои изделия вы сможете продемонстрировать не только дома своим родным и близким, но и на всевозможных школьных, городских и областных выставках, как девочки нашей школы.

- Как вы думаете, легче работать, когда есть помощники?

На занятиях технологии нам будет помогать настоящая труженица, всем вам знакомая - пчелка Майя.

Слайд 8

Технология – предмет особый,

И в жизни вам  поможет он.

Научит шить, вязать, готовить

И даст советов миллион.

А тот, кто полностью изучит

Основы этого предмета,

В награду знания получит

И много жизненных советов.

Слайд 9

Пчелка Майя прилетела к нам с интересным посланием! Чтобы его расшифровать, нужно внимательно слушать и запоминать все на занятии. В конце занятия мы вместе с вами постараемся его расшифровать. Уверена, что у нас все получится!

- Кто из вас знает, как называется наш кабинет?

- Мастерская «Умелые руки»!

Мастерская – необычный кабинет. Кабинет для настоящих мастериц! Посмотрите, сколько дипломов и грамот заработали девочки нашей школы на всевозможных конкурсах и олимпиадах!

 - Скажите, чем отличается этот кабинет от других в школе?

В мастерской не просто столы, это специальная мебель для швейной мастерской, много швейных машин, гладильная доска с утюгом, специальные инструменты и приспособления для изготовления различных изделий.

Слайд 10

Работа в данном кабинете требует соблюдения определенных правил - правил внутреннего распорядка в мастерской. Вы должны не только знать эти правила, но неукоснительно их соблюдать!

- Вот эти правила! Они всегда на видном месте в кабинете! А сейчас вы  видите их на экране. Прочитайте внимательно!

Учащиеся в мастерской должны работать  в специальной одежде – фартуке и косынке.

На занятиях вам также будет необходим еще один помощник.

- Как вы думаете, какой?

Слайд 11

Это учебник  «Технология 5 класс».

Откройте его. Прочитайте, кто является автором. Авторы:  Ю.В. Крупская, Н.И. Лебедева,Л.В. Литикова, В.Д. Симоненко. Видите, сколько людей трудились над созданием данного учебника, чтобы вам интересно было учиться.  В начале учебника вы прочитайте обращение авторов учебника к школьницам 5 класса.

Внизу, под обращением стоят какие-то интересные знаки. Это не простые знаки – это специальные обозначения.

Эти обозначения находятся в каждом параграфе в конце или в середине, они помогают проверить свои знания и лучше подготовиться к уроку. Полистайте учебник и найдите эти обозначения в параграфе 2, параграфе 7. Молодцы!

В конце учебника  на стр. 188 находится «Содержание», где указаны все разделы, темы и параграфы. Посмотрите, чем мы будем заниматься в 5 классе, прочитайте названия основных разделов, они выделены другим шрифтом. Видите, сколько нового вам предстоит узнать. В 5 классе вы будете учиться вышивать, шить, готовить пищу и многое другое. Помимо учебника вам будут помогать специальные книги, которые находятся в библиотеке мастерской, энциклопедии в школьной библиотеке, специальные сайты в интернете, список которых вы видите на стенде учащихся.

За каждой из вас в мастерской будет закреплено рабочее место.

Откройте в учебнике стр. 15. Прочитайте, что называется рабочим местом.

Я  прошу сесть так, как я зачитаю вам по списку. Рабочее место закрепляется за каждым на целый год, постарайтесь запомнить.

Сядьте поудобнее, почувствуйте себя хозяйкой закрепленного места, ведь вам предстоит не только работать, но и содержать его в чистоте и порядке.

Во время работы необходимо будет следить за правильной посадкой. Неправильное положение корпуса вызывает усталость, снижает работоспособность, приводит к сутулости, искривлению позвоночника, ухудшает зрение. В учебнике даны рекомендации, как правильно сидеть за рабочим столом. Прочитайте и сядьте правильно.

Слайд 12

У вас на столах лежат инструменты и  приспособления, а на специальных столах стоит швейное оборудование. Они также будут вашими помощниками при изготовлении различных изделий. Постарайтесь определить самостоятельно для чего они предназначены. Многие вам незнакомы?

-  Давайте знакомиться с ними!

 Найдите их на экране и сравните с теми, что в мастерской.

1 – швейная машина; 2 – специальная краеобметочная машина – оверлог; 3 – утюг; 4- ножницы;  5 – наперсток; 6 - колышек; 7 – сантиметр;   8 - иглы ручные; 9 - резец (для перевода линий с одной детали на другую); 10 - распарыватель; 11 -нитковдеватель; 12 – булавки; 13 – булавки швейные; 14 – мел портновский; 15 –треугольник; 16 – линейка; 17 – манекен

Вам придется иметь дело с оборудованием и инструментами, неправильное обращение с которыми сопряжено с опасными факторами.

Опасные факторы:

1 - травмирование рук;

2 – ожоги;

3 – поражение электрическим током;

4 – пожар.

На занятиях вы научитесь как правильно работать с данным инструментом и оборудованием, чтобы исключить опасные факторы.

На стр. 16 учебника прочитайте, что называют инструментом, а что приспособлением. Определите самостоятельно согласно правилу в учебнике.

Повторим! Когда я буду говорить «инструмент», а вы будете поднимать только инструменты, а когда «приспособления», то только приспособления. Если забудете название, посмотрите в учебнике на стр.16 – 20. Молодцы! Уже все запомнили.

Чтобы удобнее было работать, необходимо правильно подготовить рабочее место к работе, разложить инструмент. Попробуйте разложить инструменты и приспособления самостоятельно, как вам удобно.

Посмотрите! Многие положили ножницы перед собой, не подумали, какой рукой вы будете их брать, а ведь это основной инструмент при швейных работах. Неправильная организация рабочего места нарушает правила охраны труда!

Охрана труда в нашей стране является одним из важнейших элементов организации производства и заключается в системе разнообразных мероприятий, направленных на формирование безопасных и здоровых условий труда. Вопросами безопасности труда занимаются лица, работающие в этой области, а также ученые, научные учреждения, научно-технические общества, профессиональные союзы и вся общественность. Охрана труда - это целая система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Слайд 13

Посмотрите, как работают в швейном цехе работники, сколько у них много оборудования и инструментов.  Они работают дружно, как  пчелки! Все рабочие перед поступлением на работу изучали правила охраны труда, правила работы на таком сложном оборудовании.

- Как вы думаете, для чего разработаны такие правила?

Очень важно, чтобы во время работы человек не потерял свое здоровье и  не нанес вред здоровью окружающим.

Слайд 14

Международная организация труда (МОТ) объявила 28 апреля Всемирным днем охраны труда. Впервые он отмечался в 2003 году. Идея проведения Всемирного дня охраны труда берет начало от Дня памяти погибших работников, впервые проведенного американскими и канадскими трудящимися в 1989 году в память о работниках, погибших и пострадавших на работе.

На уроках технологии необходимо работать, соблюдая правила охраны труда.

- Когда долго сидишь, быстро устаешь? Чтобы нашему организму немного расслабиться, что нужно делать?

- Правильно, двигаться! На наших занятиях мы будем обязательно делать специальную гимнастику для работников.

Прошу вас встать и вместе со мной заняться своим здоровьем!

Слайд 15

1- сидя на стуле и опираясь на него руками, встают на носки, потягиваясь, руки поднимают в стороны и вверх - вдох, возвращаются в исходное положение - выдох.

 2 - стоя спиной к стулу, руки опускают вдоль тела, ноги вместе, поднимают руки вверх - вдох, сгибаясь, опускают руки вниз и назад - выдох.

3- стоя возле стула, руки кладут на спинку стула, отставляя правую ногу в сторону, левую руку поднимают над головой - выдох, возвращаются в исходное положение - вдох.

4 - стоя возле стула, руки кладут на спинку стула, отставляя одну ногу назад разводят руки в стороны - вдох, возвращаются в исходное положение - выдох.

5 - стоя возле стула, руки кладут на спинку стула, отставляя правую ногу в сторону, левую руку поднимают над головой - выдох, возвращаются в исходное положение - вдох.

6 - стоя перед стулом, наклоняются вперед, руки назад.

7 - стоя перед стулом с опушенными вдоль тела руками, поднимают обе вытянутые руки и, поворачиваясь туловищем попеременно вправо и влево, дотрагиваются до спинки стула, при повороте выдох, при возвращении в исходное положение - вдох.

Со временем мы выучим с вами эту волшебную гимнастику здоровья! Упражнения в зависимости от вида работ будут меняться!

Наше здоровье позволяют сохранять также и соблюдение правил безопасного труда, техника безопасности.

Техника безопасности (ТБ) - это комплекс средств и мероприятий, внедряемых в производство с целью создания здоровых и безопасных условий труда.

Каждого работника на предприятии обязательно инструктируют, как нужно работать.

Вы также должны будете знать правила безопасного труда.

Все ученики обязаны пройти инструктаж по пожарной безопасности, по охране труда при работе с тканью и электрическим утюгом. Когда вы будете изучать раздел «Кулинария», необходимо пройти инструктаж по охране труда при кулинарных работах.

Слайд 16

Каждая инструкция состоит из пяти частей:

Общие требования – опасные факторы, действия перед началом работы, во время работы, в аварийных ситуациях, по окончании работы.

Сегодня вы пройдете инструктаж по охране  труда при работе с тканью, электрическим утюгом и пожарной безопасности.

Будьте внимательны при проведении инструктажа!

Знание и соблюдение правил техники безопасности служит надежной гарантией предупреждения несчастных случаев!

Слайд 17

Инструктаж по пожарной безопасности.

  1. Общие требования:
  • Мастерская должна содержаться в чистоте.
  • Эвакуационные проходы не загромождать предметами.
  • Учащиеся должны знать план эвакуации из здания.
  • По окончании занятия убрать рабочие места, обесточить

      электросеть.

  1. Запрещается:
  • Хранить в здании легковоспламеняющиеся жидкости и

      материалы.

  • Оставлять без присмотра включенные в сеть

      электроприборы.

  1. Действия при возникновении пожара:
  • Сообщить о пожаре по телефону 01 в пожарную часть.
  • Немедленно оповестить людей о пожаре.
  • Эвакуироваться согласно плану эвакуации из здания.

План эвакуации – это путь, по которому люди могут безопасно и быстро покинуть горящее здание. Путь движения людей отмечается зелеными стрелками.

В мастерской на специальном стенде безопасности висит план эвакуации из данного кабинета. Посмотрите, каким путем мы будем двигаться во время пожара. Обратите внимание, у нас не один, а несколько путей, но выходить из здания необходимо вместе с классом, за учителем, не разбегаться в стороны. Необходимо внимательно слушать мои команды, чтобы сохранить свою жизнь и жизнь своих товарищей.

Чтобы запомнить безопасный  путь выхода из здания, мы с вами после занятия пройдем по школе, согласно плану эвакуации. Постарайтесь этот путь запомнить!

Слайд 18

Проверим ваши знания  инструкции по пожарной безопасности.

Задание «Повтори правила, используя слова-подсказки».

Общие требования

1 - ...содержаться...

2 - ...не загромождать...

3 - ...должны знать...

4 - ...убрать, обесточить...

Запрещается

1 - ...хранить...

2 - ... оставлять без присмотра...

Действия при возникновении пожара

1 - сообщить...

2 - оповестить...

3 – эвакуироваться...

«Правила ты эти знай, в жизни строго выполняй!» -  этот совет дает нам пчелка Майя!

Проверим, кто ответил правильно, без ошибок.

Получите призовой жетончик, кто справился с заданием, он вам пригодится в конце занятия. Будьте внимательны, старайтесь запоминать более точно правила безопасности. Эти правила пригодятся вам в жизни, помогут спасти свою жизнь и жизнь окружающих людей.

А если случится пожар, не нужно паниковать!

 

Слайд 19

Запомни!

Если же стряслась беда,

Что тогда Вам делать?

Не теряться никогда, действовать умело:

Нужно мужество найти к телефону подойти,

Смело трубку в руки взять, 01 суметь набрать.

И назвать ещё потом город, улицу и дом.

И квартиру, где живете, и с каким она замком.

И ещё сказать: «Даю Вам фамилию свою.

Так же номер телефона, у которого стою»

Ну, а дальше – не орите – в руки Вы себя берите.

Действуйте по правилам, слаженно и грамотно!

Слайд 20

Инструктаж по охране труда при работе с иголками, булавками.

  1. Общие требования. Опасные факторы:
  • уколы пальцев рук.

2. Перед началом работы:

  • проверить качество игл, отсутствие ржавых и погнутых;
  • пересчитать количество игл.

3. Во время работы:

  • хранить иголки и булавки в определенном месте, не оставлять на рабочем столе;
  • шить иголками только с наперстком;
  • выкройки и ткани прикреплять острыми концами булавок в направлении от себя.

4. В аварийных ситуациях:

  • в случае поломки иглы или булавки обломки не бросать на пол, собрать все части и выбросить в урну;
  • при получении травмы, работу прекратить и сообщить об этом учителю.

5. По окончании работы:

  • пересчитать количество игл, при отсутствии недостающих, обязательно постараться их найти;
  • убрать иголки и булавки в специально отведенное место.

Слайд 21

Проверим знания инструкции по охране труда при работе с иголками и булавками.

Игра «Найди пару».

- У вас на столах лежат листочки с сотами. Верхняя часть – желтые соты с номерами, а нижняя часть – оранжевая, без номеров. Вы должны внимательно прочитать надписи на оранжевых сотах, соотнести их с желтыми сотами и написать номера соответствий. Приступайте к работе!

- Проверим ваши ответы! Поменяйтесь листочками с соседом. На экране появятся правильные ответы. Проверяя, зачеркивайте неправильные.

Слайд 21

 Поднимите руки у кого не было ни одной ошибки. Молодцы! Получите призовой жетончик. Будьте внимательны, старайтесь запоминать точно правила безопасности.

Слайд 22

Инструктаж по охране труда при работе с ножницами.

  1.  Общие требования.  Опасные факторы:
  • травмирование рук.

2. Перед началом работы:

  • проверить исправность  инструмента.

3. Во время работы:

  • ножницы хранить в определенном месте, класть их сомкнутыми острыми концами от себя;
  • передавать ножницы друг другу ручками вперед.

4. В аварийных ситуациях:

  • при поломке ножниц работу прекратить;
  • при получении травмы немедленно сообщить учителю.

5. По окончании работы:

  • убрать ножницы в специально отведенное место.

Слайд 23

Проверим знания по охране труда при работе с ножницами.

Задание «Закончи предложение».

1. Перед работой проверь …

2. На рабочем месте ножницы должны лежать…

3. Передавать ножницы нужно…

4. После работы ножницы…

Молодцы! Получите призовой жетончик, кто правильно справился с заданием.

Слайд 24

Инструктаж по охране труда при работе на швейной машине.

  1.  Общие требования.  Опасные факторы:
  • травмирование рук, глаз;
  • поражение электрическим током.

2. Перед началом работы:

  • убедиться в исправности швейной машины;
  • проверить целостность шнура и вилки.

3. Во время работы:

  • не держать пальцы рук около лапки швейной машины во избежание прокола их иглой;
  • не наклоняться близко к движущимся частям швейной машины.

4. В аварийных ситуациях:

  • при неисправности в работе швейной машины работу прекратить и сообщить учителю;
  • при получении травмы немедленно сообщить учителю.

5. По окончании работы:

  • отключить швейную машину от сети.

Слайд 25

Проверим знания по охране труда при работе на швейной машине.

Задание «Ответь на вопросы».

  1. Почему перед работой необходимо      проверять

      исправность швейной машины?

2.   Что произойдет, если держать пальцы рук около лапки

      швейной машины?

3.  Что необходимо сделать при обнаружении неисправности или

     поломке швейной машины?

  1.   Почему по окончании работу необходимо отключить

швейную машину от сети?

Молодцы! Получите призовой жетончик, кто правильно справился с заданием.

Слайд 26

Инструктаж по охране труда при работе с электрическим утюгом.

  1.  Общие требования.  Опасные факторы:
  • ожоги рук;
  • возникновение пожара;
  • поражение электрическим током.

2. Перед началом работы:

  • проверить исправность утюга, целостность шнура и вилки;

3. Во время работы:

  • включать и выключать утюг только сухими руками;
  • при работе следить за тем, чтобы горячая подошва утюга не касалась электрического шнура;
  • во избежание ожогов не касаться горячих металлических частей утюга и не смачивать обильно ткань;
  • во избежание пожара не оставлять включенный в сеть утюг без присмотра.

4. В аварийных ситуациях:

  • при неисправности утюга, утюг отключить и сообщить учителю;
  • при получении травмы немедленно сообщить учителю.

5. По окончании работы:

  • отключить утюг от сети.

Слайд 27

Проверим знания по охране труда при работе с электрическим утюгом.

Задание «Назови правила по картинке». Посмотрите внимательно на экран, вспомните правила и назовите в соответствии с картинкой.

Молодцы! Получите призовой жетончик, кто правильно справился с заданием.

В нашей жизни часто возникают экстренные ситуации, в которых полученные знания позволяют найти правильный выход и даже спасти жизнь!

Представьте, что вы одни дома. Мама попросила вас погладить белье. Вы начали гладить и вдруг…:

Ситуация № 1 – начинает гореть утюг. Ваши действия!

Ситуация № 2 – происходит возгорание вилки утюга, розетки. Ваши действия!

Посмотрите на экран, запомните правила, они вам обязательно пригодятся!

Слайд 28

Правило 1

Горит утюг:

1 – выключить;

2 – накрыть плотной ткань;

3 – сообщить о пожаре.

Правило 2.

Горит вилка, розетка:

1 – обесточить квартиру;

2 – сообщить о пожаре.

Инструктаж – как свод законов:
Руководствуйся и знай,
И в работе неуклонно
Пункт за пунктом выполняй!

- Выучив правила по охране труда, вы теперь сможете правильно организовать рабочее место?

 Разложите инструменты и приспособления с учетом правил охраны труда:

- как необходимо класть ножницы?

- с какой стороны?

- где должны быть ручные иголки?

- куда можно положить резец, распарыватель?

Слайд 29

Определите по картинкам, где нарушены правила охраны труда. Назовите опасные факторы, которые могут произойти!

Молодцы! Очень важно, чтобы вы этого не забывали не только на занятиях, но и дома!

Правила охраны труда также будут вашими помощниками в изучении нового предмета.

Слайд 30

На занятиях технологии нам понадобится «Карта успеваемости», которая лежит у вас на столе,  подпишите ее.  Дома вы вклеите в свою рабочую тетрадь.

Оценка за занятие будет складываться за выполнение основных требований к уроку.

Посмотрите на экран, сколько нужно получить баллов, чтобы получить пятерку! А если за занятие вы сможете набрать сто баллов, то получите «Дублон пчелки Майи» за старание. Дублоны вы сможете использовать перед каникулами на специальной ярмарке-распродаже. Дублоны – это специальные деньги, которые позволят купить красивые лоскутки ткани, картинки с кукольными платьями и даже готовые платья для куклы Барби, которые сошьют девочки старшеклассницы на занятиях профессиональной подготовки – будущие  швеи.

В дальнейшем вы научитесь самостоятельно оценивать свои знания и умения!

 Старайтесь и набирайте побольше дублонов!

Проверка и оценивание ЗУН

Наступил момент расшифровать послание пчелки Майи.

Слайд 31

У вас на столе лежат карточки «Послание пчелки Майи» с сотами, на которых стоит определенный номер. Я буду задавать вопрос, а вы должны написать под данным номером правильный ответ.

Вопросы для проверки знаний:

  1. Как называется наш предмет?
  2. Технология – это наука об умении, искусстве и ...?
  3. Как называется кабинет, в котором вы будете заниматься?
  4. Что обеспечивает безопасность жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности?
  5. С какого пункта начинается инструкция по охране труда?
  6. Что означает ТБ?
  7. Что должен пройти каждый работник и школьник перед работой?
  8. Как называются приспособления, помогающие в работе?
  9. Как можно одним словом назвать швейные машины и утюг?
  10. Как называется участок мастерской, который закрепляется за каждой ученицей?
  11. Какое название у листочка с оценкой за каждое занятие по технологии?
  12. Что можно заработать, если набрать за занятие сто баллов?

Давайте проверим, правильно ли вы ответили. Проверять будете самостоятельно!  На экране появятся  правильные ответы, если найдете ошибку, исправьте ее.

Слайд 32

Поднимите руку, кто ответил без ошибок. Молодцы, получите призовой жетон!

Запомните эти слова!

Слайд 33

Очень дружно и плодотворно работали вы на этом занятии!

Пчелка Майя приготовила вам еще один сюрприз!

У вас на столе лежат карточки с кармашками, в которые вставлены вопросы, но нет ответов.

Внимательно прочитайте вопрос!

Найдите карточку с ответом    и вставьте ее в кармашек рядом с вопросом.

Переверните работу и уберите  картон, находящийся в центре.

Проверьте, если вы ответили правильно, то у вас появится портрет пчелки Майи! Кто ответил с ошибкой, постарайтесь исправить ее, глядя на экран с ответами.

Слайд 33 – дубль 1

Рефлексия деятельности на уроке

- Интересно было сегодня на уроке?

- Что больше всего запомнилось?

- Какие трудности встретились на уроке?

- Что позволило вам преодолеть эти трудности?

Слайд 34

На экране незаконченные предложения, которые написала пчелка Майя, продолжите их от себя. Пожалуйста, кто готов?

«Я узнала...!»

«Я научилась...!»

«Мне пригодится это...!»

Слайд 35

Посмотрите, что желает вам всем пчелка Майя!  

Я обещала, что девочек, получивших призовые жетоны, ждет сюрприз в конце занятия. Это заслуженные первые награды - дублоны! Получите их!

 Всем желаю набрать как можно больше дублонов!

Домашнее задание

Запишите домашнее задание.

§ 3 стр. 14-21. Ответить на вопросы после параграфа. Составить 3-5 вопросов для проверки учеников класса по правилам охраны труда, которые вы сможете задать самостоятельно. Принести спецодежду для занятий.

Дополнительная необходимая информация

Инструкции по охране труда при работе с тканью, электрическим утюгом. Инструкция по пожарной безопасности в образовательном учреждении.

В помощь учителю

Использованные источники и литература (если имеются)

Учебник «Технология» 5 класс В.Д.Симоненко, Синица

Настольная книга учителя технологии А.В. Марченко

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Интерес к предмету проявляется уже с первого занятия. Вводное занятие по технологии всегда должно включать инструктаж по технике безопасности, объем которого очень большой для учениц 5 класса. Данную тему для более прочного усвоения необходимо дробить на части,  разнообразив изучение и закрепление материала с помощью презентации.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

3-4 урок по технологии отводится на изучение основ материаловедения. Перед изучением свойств тканей на первой практической работе необходимо повторить организацию рабочего места и правила техники безопасности.

Другое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по технологии. Интегрированный урок по технологии и изобразительному искусству "Воспевание красоты природы через русские национальные обычаи и традиции".

На уроке использованы современные педагогические технологии: критического мышления - "кластер"- систематизации имеющихся знаний по декоративно - прикладному искусству. В процессе урока обучающиеся при...

Конспекты уроков по истории. Внеклассные мероприятия

Конспект по истории Росиии План - конспект  по  теме  «Социально-экономическое развитие России в 18 веке»Дата  проведения:    Цели...

Конспекты уроков по истории. Внеклассные мероприятия

Материалы для проведения уроков истории.Конспекты классных часов....

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: « Ручные швы» Базовый учебник: Синица Н.В., В.Д. Симоненко. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана-Граф, 2012.

План-конспект урока по технологии в 5 классе на тему: "Ручные швы". Базовый учебник: СиницаН.В., Симоненко В.Д. Технология. Технология ведения дома. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных ш...

План-конспект урока по технологии для учащихся 6-го класса на тему: «Комнатные растения в интерьере квартиры. Технология выращивание комнатных растений»

Цель урока: ознакомить с использованием декоративных растений для оформления интерьера жилых помещений; ознакомление с разновидностями комнатных растений: ознакомить , как выполнять пересадку и ...

План – конспект урока по технологии. 7 кл. Тема: Технология обработки древесины.

План – конспект урока по технологии. 7 кл. Тема: "Технология обработки древесины"Тема “Декоративная рамка для фото” рассматриваются в разделе “Технология обработки др...

План конспект урока по технологии на теме: «Технология приготовления бутербродов» 5 класс.

План-конспект урока по технологии на теме: «Технология приготовления бутербродов» 5 класс....