Методическая разработка урока по истории по теме Католическая церковь и еретики
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Урок был проведен в рамках антикоррупционной пропоганды среди учащихся.Одной из главных целей урока - формирование личностной оценки данного социального явления с опорой на принпип историзма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_katolicheskaya_tserkov_i_eretiki.docx35.34 КБ

Предварительный просмотр:

                         

                      Разработка урока истории

                              в 6 классе по теме:                  

             Католическая церковь и еретики.

 

       

Тема урока    Католическая церковь и еретики.

Цели:  Образовательные:

1. Показать  процесс  превращения  церкви  в  могущественную  политическую  и  экономическую  организацию.

2.Выяснить,  как  церковь  увеличивала  свои  богатства с  помощью обмана и  взяточничества.

3.Охарактеризовать  средневековые  ереси  как  формы  протеста  народных  масс  против  гнёта  католической  церкви.

Развивающие:

1. развивать умение делать самостоятельные выводы;

2. развивать  навыки и умения: работать по плану, с учебником, дополнительной литературой;

3.развивать умение анализировать;

Воспитательные:

Воспитание молодежи нравственным нормам, составляющим основу личности, позитивному  отношению к антикоррупционным  мерам

Тип урока: Урок освоения новых знаний.

Форма проведения урока: рассказ учителя, беседа, индивидуальная и групповая  работа.

Основные понятия:  исповедь,  десятина, мощи, индульгенция, еретик, догматы, инквизиция.

Оборудование:

  • схемы: «Сословия средневековой Европы», "Источники богатства католической церкви";
  • карточки для работы учащихся

Ход урока

I. Этап урока:

Организационный момент.

Выступление учителя:

В XI - XIII в.в. церковь в Европе достигла большого могущества. Без неё не обходилось ни одного событие. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, требованиями церкви.

II. Этап урока. Изучение нового материала.

План: 

  1. Сословия средневекового общества.
  2. Источники богатства церкви.
  3. Борьба церкви с еретиками.

Учитель:

- Cредневековая религия утверждала, что мир созданный Богом разумен и гармоничен. Всё общество поделено Богом на 3 слоя, 3 сословия.

Вопрос классу: - Давайте вспомним, что называется сословием? Учащиеся отвечают.

Учитель: Правильно. Каждый человек от рождения принадлежит, считали тогда, к одному из них. На доске схема "Сословия средневековой Европы".

Перенос схемы в тетради учащихся.

Духовенство относилось к I сословию, самому главному. Ведь церковь считалась посредником между людьми и Богом. (Дальше по тексту учебника стр. 124).

Учитель: Давайте найдем ответ на вопрос:

- Чему же учила людей церковь?

- Что проповедовала христианская мораль?

Дальше: и опять по тексту учебника стр. 124 -125 найдите ответ на вопрос:

- Кого же церковь считала образцом, на кого надо было равняться?

Учитель:

- При этом церковь была крупнейшим землевладельцем и обладала огромными богатствами.

Что же являлось источниками обогащения католической церкви? Что её обогащало и делало могущественной?

Немецкий поэт Ганс Сакс (16 век) писал о католической церкви в Германии.

А главное в церквах идет
Продажа индульгенций бойко,

Вот что и есть овечья дойка!
Толпа церковников жадна,
Привыкнув грабить издавна,
Живя бессовестным обманом,
Церковник ловко лжет мирянам:
За мощи выдав зуб быка,
Он им притронется слегка
К больному – и дань сберет…
Страдает от попов народ,
Не пересчесть ему невзгод:
Зимой и летом он гнет спину,
Чтобы отдать им десятину.

1. Какие источники доходов церкви перечислены в этом стихотворении?
2. О каких настроениях народа свидетельствует это стихотворение?

На доске схема - плакат "Источники обогащения церкви".

Учитель:

- Сейчас работа в группах. Каждая (а всего групп 4) получает задание - карточку: раскрыть один из источников обогащения церкви используя текст учебника стр. 125-126).

I группа - задание: раскрыть как десятина и продажа церковных должностей обогащало церковь;

II группа - продажа индульгенций;

III группа - церковные обряды;

IV группа - священные реликвии.

(на подготовку 3 мин. Выступает от группы 1 -2 чел.).

Учитель: Молодцы! Теперь вы знаете, почему церковь была не только мощной, но и богатой организацией.

Ребята скажите,  можем  ли мы назвать методы обогащения церкви коррупцией?

1.Что такое коррупция в вашем понимании?

Составляется схема-кластер

               

                                Вымогательство                                              взятка

                                                       

                                                                    Коррупция

                               Продажность                                                     подкуп

Беседа с учащимися

2.  Что такое взятка?

Денежные средства, полученные незаконно за какую-либо услугу, с использованием служебного положения.

3. Чем отличается взятка от подарка?

Взятка, в отличии от подарка дается за услугу, с использованием служебного положения.

Подарок дарится от чистого сердца, не прося ничего взамен.

5. Из каких источников Вы знаете о коррупции?

Корру́пция (от лат. corrumpere – «растлевать») – использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий властью.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения  прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором  –  риск разоблачения и наказания.

И мы с вами увидели, что одним из самых коррумпированных центров того времени стала  католическая церковь. Об этом нам сообщает в своем  стихотворении  средневековый  поэт Фрейданк:

Ручьи сокровищ в Рим бегут,
Здесь вечный находя приют.
Но на дыру без дна похож ,
Безбожный Рим не полон все ж.
Ручьи грехов сюда стекают,
И здесь их людям отпускают…
Кто нравы Рима узнает,
Охладевает к вере тот.

Учитель.   Христианская  мораль  основана  на  Евангельских  заповедях  (12  заповедей),  например,  «не  убий»,  «не  укради»,  «почитай  отца  и  мать  своих»,  «возлюби  ближнего  как  самого  себя»  и.т.д. Церковь  и  христианская  мораль  осуждали  погоню  за  богатством.  Идеалом  добродетели  считался  святой  или  монах,  который  отрекся  от  земной  жизни  и  посвятил  себя  служению  Богу.

  Но мы видим, что  сама  церковь  порой  не  выполняла  этих  правил  и  стремилась  к  накоплению  богатств.  Поэтому  стали  появляться  люди,  обличающие  официальную  церковь.  Их  называли  еретиками.

Запись в тетрадь Еретик  (греч.  «противник») – противник  господствующего  вероучения  церкви.

Еретики  считали:

1)  церковь  «испорчена»;

2)  папа – наместник  Дьявола,  а  не  Бога.

Они  отвергали  дорогие  церковные  обряды,  пышные  богослужения;  требовали  отмены  церковной  десятины.  Отказа  духовенства  от  земельных  владений  и  богатств.

Вопрос классу:  Как вы думаете, ребята, сильно ли была церковь обеспокоена распространением ересей?

Католическая церковь боролась с еретиками: преследовала их и жестоко с ними расправлялась. Страшным наказанием считалось отлучение от церкви.

Учитель: - Давайте послушаем о том, как отлучали от церкви (выступает учащийся с сообщением по теме).

Учитель: - Для усиления своей власти и борьбы с ересями и еретиками папа создал в XIII веке специальной церковный суд - инквизицию.

Запись в тетрадь: Инквизиция - особый церковный суд для борьбы с еретиками.

Учитель: - Послушаем сообщения о средневековой инквизиции (выступает учащийся с сообщением по теме).

III этап - Подведение итогов урока. Рефлексия. Мониторинг знаний. Домашнее задание.

- А сейчас опять работа в группах.

Подготовка 3 минуты. Отвечаем на вопросы в карточках.

I группа - Что проповедовали еретики? Как католическая церковь с ними боролась?

II группа - Почему христианская церковь раскололась на 2 части?

III группа - Перечислите источники богатств католической церкви.

IV группа - Что такое сословие? Сколько их было в средневековом обществе?

(выступает 1 человек от группы)

Учитель: - Молодцы!

Подведём итог урока. Средневековье было христианской цивилизацией. Жизнь общества и человека проходила в неразрывной связи с религией, с требованиями церкви. Кто же победил? Церковь или еретики? И преследования еретиков, инквизиция, костры не усилили влияния католической церкви на души верующих. Они породил страх, а вера жива любовью и милосердием. В этом смысле церковь потерпела поражение, хотя по-прежнему долгие столетия оставалось мощной организацией в мире.

Учитель: Домашнее задание параграф 15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории на тему: «Завоеватели-германцы» для учащихся 6 классов.

Методическая разработка урока по истории на тему: "Завоеватели-германцы" для учащихся 6 классов....

Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.

Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....

Методическая разработка урока по истории по теме "Великая Отечественная война"

Методическая разработка контрольного урока по истории по теме "Великая Отечественная войа"....

Методическая разработка урока по истории на тему: "Древнейший Рим"

Сформировать преставление о Древнем Риме, как об одном из госудасртв Древнего мира...

Методическая разработка урока по истории по теме "Россия от Февраля к Октябрю - приход большевиков к власти"

Тема расчитана на 90 минут и предполагает самостоятельную практическую деятельность учащихся с использованием историчесикх документов. Ученики на сонве их анализа делают выводы по ключевым моментам те...