Урок из коллекции "Человек - Вселенная". История. 9 класс. П.А.Столыпин.
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

План-консппект дистанционного урока истории по теме: проведеннного с ребенком-инвалидом. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Дистанционный урок  истории. 9 класс.

(Урок из коллекции «Человек – Вселенная»).

Пояснительная записка:

Данный урок проводится с ребенком-инвалидом, обучающимся на дому с применением дистанционных технологий в «Домашней школе» (далее - ДШ) (Владимирская область).

Связавшись по скайп, учащийся и ученик синхронно входят на сайт дистанционного обучения.

На сайте «ДШ», в своем портфолио, который формируется в программе «moodle» учащийся видит следующую информацию: (ресурс « пояснение»).

  1. Тема:  Реформы П. А. Столыпина.

Цель: Формирование представления  о роли и месте (значении)  реформ, проводимых П.А. Столыпиным в изучаемый период как о пути выхода из революционной ситуации.

Задачи:

  1. Определить цели, основные мероприятия и итоги  реформ, их  историческое значение.
  2. Установить связь проводимых реформ с естественно-историческим развитием  страны.
  3. Выявить основные причины, препятствовавшие  реформам.

План урока.

1.Личность П.А. Столыпина.

2..Основные этапы и мероприятия реформы.

4.Планы реформ в контексте реального исторического времени.

5.Итоги и значение реформы Столыпина.

           

                                                       Ход урока.

Вводное слово учителя. П.А. Столыпин – один из активнейших политических деятелей начала XX века.  В апреле 1906 года он стал министром внутренних дел, через два с небольшим месяца возглавил Совет министров.

 Деятельность Столыпина вызывала споры у современников; по-разному она оценивается и сегодня. Ни один из политических деятелей России начала 20 века не мог похвастаться таким количеством преданных, восторженных почитателей как Столыпин, но, пожалуй, ни у кого не было стольких противников и ненавистников.

«Столыпинская реакция», «столыпинские галстуки» - говорили одни, «борец за благо России», человек, «достойный сесть на царский трон», «надежда страны» - возражали другие. Таковы противоречивые отзывы современников…

Подробнее о личности П.А.можно узнать здесь:

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=516270#1

(Учащийся может прочитать этот материл позднее, в момент самоподготовки).

2. Цели аграрной реформы.

Слово учителя: мы уже говорили на предыдущих занятиях о том, что актуальнейшим вопросом в России с концы 19 века оставался вопрос о земле.

(Переход на текстовую страницу Документы).

Задание: сформулируйте основные цели проведения аграрной реформы.

ДОКУМЕНТ №1

«Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром никакой ответственности, всегда будет представлять горючие материалы, готовые вспыхнуть по каждому поводу».

(Цель: «успокоение» страны, отвлечение крестьян от стремления к принудительному отчуждению помещичьей земли).

ДОКУМЕНТ №2

«Не крупной землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников – «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий».

(Цель: создание социальной и экономической опоры монархии в лице зажиточных крестьян.)

«Главное богатство и мощь государства не в казне и казённом имуществе, а в богатеющем и крепком населении».

(Цель: продолжение модернизации России)

(Выводы ученик записывает в свой файл на рабочем столе, учитель помогает).

3.Основные мероприятия реформы.

3. 1.Задание на сайте, ответ вне сайта (можно прислать по почте или закачать на свой диск гугль для просмотра и оценки учителя).

Основные мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина.(рассмотрим схему)

Создание новых форм             Государственная                   Переселение          Развитие          землевладения                         помощь  крестьянским           крестьян               крестьянского

и землепользования                     хозяйствам                                                          кооперации

 

   

 Учитель называет основные мероприятия реформы, дает задание найти в учебнике определение терминов «хутор» и «отруб». (Срок выполнения задания – к следующему уроку).

3.3. Текстовая страница: ДОКУМЕНТ  №1.

Из указа « О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования», 9 ноября 1906 г.:

«Каждый домохозяин, владеющий надельною землею на общинном праве, может во всякое время требовать укрепления за собою в личную собственность причитающейся ему части из означенной земли.

   Требования об укреплении в личную собственность части из общинной земли предъявляются через сельского старосту обществу, которое по приговору, постановляемому простым большинством голосов, обязано в месячный со дня подачи заявления срок указать участки, поступающие… в собственность переходящего к личному владению домохозяина.… Если в течение указанного срока общество такого приговора не постановит, то… все означенные действия исполняются на месте земским начальником…

  Каждый домохозяин, за коим закреплены участки надельной земли…имеет право требовать, чтобы общество выделило ему…соответственный участок, по возможности, к одному месту».

ДОКУМЕНТ №2

Из речи Столыпина перед депутатами Государственной думы, март 1907г.:

    «Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крестьянину, т.е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни…Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую собственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже не жизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничтожается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свободе человека…»

ДОКУМЕНТ №3

Из речи Столыпина перед депутатами Государственной думы, ноябрь 1907г.:

«Не беспорядочная раздача земель, не успокоение бунта подачками – бунт погашается силою, а признание неприкосновенности частной собственности и, как последствие, отсюда вытекающее, создание мелкой земельной собственности, реальное право выхода из общины и разрешение вопросов улучшенного землепользования – вот задачи, осуществление которых правительство считало и считает вопросами бытия русской державы».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТАМ:

1.Какой «рудимент» крепостничества  стал основным аргументом  критики Столыпина?

2.Какие аргументы против общины и общинного землепользования выдвинул  Столыпин?

3.Какова процедура выхода из общины?

4. Осуществление реформы.

Задание для самоподготовки: Используя информацию в учебнике, и схему «Основные мероприятия аграрной реформы П.А.Столыпина», запиши результаты аграрной реформы в своем файле по уроку и подготовиться к защите своей работы.

5.Итоги и значение реформы П.А.Столыпина.

Задание: соотнесите цели реформы и ее результаты; сделайте вывод об успехе реформы.

Подводя итоги урока, учитель просит учащегося  дать общую оценку столыпинской реформе и проследить, какое влияние она оказала на дальнейшее развитие России.

Заключительное слово:    Сейчас наша страна также переживает время реформ. Говорят, люди устали от реформ. В чем наша «усталость»?  В  ожидании. Людям свойственно  мечтать о лучшем и ближайшем будущем. Но не зря говорят: время перемен. Для того, чтобы наша жизнь стала лучше, нужно время. В такой же обстановке нетерпения россиян жил и Столыпин. Читай об этом человеке. Может быть, он попадает в нашу галерею «Человек – эпоха».

(Урок сопровождается презентацией, выполненной учителем истории и обществознания, предоставившего нам свои права демонстрации).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме "Вселенная" 5 класс

Презентация к уроку в 5 классе по теме "Вселенная"...

план - конспект урока "Мы во Вселенной" 6 класс

конспект-урока географии в 6 класе для программы "Школа 2100"...

Урок истории 9 класс «Аграрная реформа Столыпина (Тихая революция) в Вятской губернии»

Технологическая карта урок истории 9 класс Тема урока «Аграрная реформа Столыпина («Тихая революция») в Вятской губернии» Место урока в программе: данный урок относится к первому разделу, изучаем...

Урок по истории, посвященный 150-летию Столыпина П.А.

Урок по истории России  для учащихся 9-10 кл. (с иллюстрациями)...

Урок истории в 9 классе "Тихая революция" Столыпина"

Урок с использованием технологии развития критического мышления предполагает развить мыслительную и творческую активность школьников. В качестве приёмов - работа с историческими источниками, анализ, к...

Урок истории в 11 классе "П. А. Столыпин - палач или великий реформатор?"

Урок с использованием ЭОРЦели  урока: образовательная: обобщение и углубление полученных знаний по теме, раскрытие ключевых вопросов истории России ХХ века на основе жизни и деятельност...