Разработка урока по истории на тему "Моя родная Тува"
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Рабочая программа (учебник Агибалова)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_istorii_6_klass.docx70.64 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по истории 6 класс.

1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2010. и авторской программы к учебнику «Агибалова Е.В. Донской Г.М. История средних веков. 6 класс» и «Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России с древнейших времен до конца XVI века. 6 класс».

Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения курса «История средних веков» – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.

Цели курса:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.

    2.  Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

3.Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

Задачи курса:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
  2. Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

Компетенции

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ

Умения в связной монологической форме пересказать текст учебника,

отделяя главное от второстепенного , воспроизвести информацию,

содержащуюся в устном изложении учителя;

Умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные

 причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания;

Классифицировать факты, явления, понятия;

Выявлять значение отдельных событий;

Выступать с сообщениями (на основе источников,

рекомендаций учителя)

Умения  раскрыть содержание иллюстрации;

Умение создавать письменные высказывания, адекватно передающие

прослушанную и прочитанную информацию (кратко, выборочно, полно),

составлять план, тезисы, конспекты

Формирование у учащихся системы ценностей и убеждений,

основанной на нравственных и культурных достижениях

человечества; воспитание гуманизма, патриотизма и уважения

к традициям и культуре народов мира.

Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность

 (постановка цели, планирование, определение оптимального

соотношения цели и средств), умение оценивать её результаты,

определять причины возникших трудностей и пути их устранения.

ПРЕДМЕТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ

Умение определять хронологию событий, соотносить событие с

веком, эпохой;

Умения составлять характеристику историческим   личностям,

объяснять собственные оценки их действий по защите своей

родины, установлению тех или иных порядков;

Умения спорить и отстаивать свои взгляды, участвовать в диалоге,

подбирать аргументы, давать отзыв на ответы других учащихся;

Определять основные причины и следствия перехода народов

России и мира со ступени первобытности на ступень цивилизации

в эпоху Средних веков;

Умения анализировать материал, определять предпосылки,

сущность и последствия исторических явлений и событий

эпохи Средних веков;

Умения читать историческую карту, картосхемы,  используя их

легенду,  определять местоположение историко-географических

объектов, заполнять контурную карту.

Относить разные средневековые народы и государства к

различным цивилизациям Средневековья.

Различать в общемировой культуре крупные цивилизации,

сложившиеся в Средневековье: христианский мир (католическая

цивилизация, православная цивилизация), исламский мир,

индийская цивилизация, дальневосточная цивилизация.

Контроль реализации программы

а) Стартовый контроль  – 2-я неделя

б) Текущий контроль – после изучения  тем

в) Итоговый контроль – в конце изучения курса

Данная рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов при 2 часах в неделю), в т.ч.:

32 часа – история Средних веков (2 контрольных работы);

36 часа – история России с древнейших времен до конца 16 века

(3 контрольных работы).

2.Контрольные работы

Контрольные  работы по истории Средних веков

Тема

Количество

Проверочная  работа №1 по теме «Раннее средневековье»

1

Итоговый контроль. Итоговое тестирование по курсу истории Средних веков

1

Итого

2

Контрольные работы по истории России

урока

п/п

Наименование,

 раздела, темы

, урока

Количество

 часов

Цель контроля

Виды и формы  контроля

11

Проверочная работа № 1 по теме «Русь Древняя»

1

Обобщение и систематизация  материала по теме «Русь Древняя»,

Тематический.

21

Контрольная работа № 2  по теме «Политическая раздробленность на Руси»

1

Обобщить и систематизировать знания учащихся о политической раздробленности Киевской Руси., о борьбе Киевской Руси с иноземными захватчиками; определить место личности в историческом развитии Руси данного периода. Продолжить развитие умений учащихся сопоставлять исторические факты и явления, обобщать исторические факты, сравнивать и делать выводы.

Тематический. Тестирование.

36

Итоговая контрольная работа по теме «История России с древнейших времён до конца  XVI века»

1

Повторение и обобщение изученного по курсу История России в 6 классе. Проверка уровня знаний материала и овладения основными умениями и навыками.

Итоговый. Тестирование.

Итого:

3

3.Программа реализуется с помощью УМК:

  1. - Агибалова Е. В., Донской Г. М.   Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2012.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 2013.
  3. Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России. - М.: Просвещение, 2006.
  4. А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История России с древнейших времен до конца XVI века. Данилов А. А., Косулина Л. Г .Рабочая тетрадь. 6 класс. – М.: Просвещение, 2010
  5. Настенные карты по истории средних веков и истории России с древнейших времен до конца 16 века.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается    использование:

1. Презентации по курсу истории Средних веков и истории России с древнейших времен до конца 16 века.

2. Уроки КиМ. «Средние века». «Истории России с древнейших времен до конца 16 века».

3. Интерактивные наглядные пособия: История средних веков 6 класс и другие.

4.Планируемые знания и умения

В результате изучения истории средних веков ученик должен:

знать/понимать

  • основные этапы и ключевые события истории средних веков; выдающихся деятелей всеобщей истории;
  • важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  • изученные виды исторических источников;

уметь

  • соотносить даты событий  всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий  всеобщей истории;
  • использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  • показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
  • соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям  всеобщей истории, достижениям   мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
  • использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

В результате изучения истории России в 6 классе ученик должен:

Знать/Понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории России и мира в эпоху средневековья;
  • Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;

Уметь:

  • связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  • самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  • работать с исторической картой;
  • оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

В результате изучения истории России с древнейших времен до конца XVI века ученик должен знать и уметь:

  • уметь давать характеристику историческому деятелю,
  • с помощью памятки анализировать ответ товарища и делать самоанализ собственного ответа,
  • ориентироваться во временном пространстве,
  •  составлять сложный план по тексту,  
  • обладать первичными навыками составления конспекта лекции,  
  • работать с тестами, анализировать исторический текст с помощью наводящих вопросов учителя, выделять главную мысль из текста учебника, а так же из документов, предложенных учителем;
  • обладать навыками работы с картой (знание сторон света, частей света и материков, пользование легендой карты, заполнение контурных карт),
  • анализа и составления исторических схем,
  • ведения тетради по предмету и словаря исторических терминов,
  • исследования различных источников,
  • составления хронологических, сравнительных, обобщающих таблиц.

5.Список литературы:

Учебно-методические материалы по курсу истории Средних веков

 I .Учебники, учебные пособия для учащихся:

1.     Агибалова Е.В., Донской Г.М. «История средних веков», М., «Просвещение»;2012

2.     Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История средних веков», М., «Просвещение» 2013

II. Дополнительные материалы, хрестоматии, сборники и т.п.:

1.       История Средних веков. 6 класс. Книга для чтения / под ред. В.П. Будановой. М., «Эксмо-Пресс», 1999 г.

III. Учебно-методическая литература для учителя:

1.     Агафонов С.В. «Схемы по всеобщей истории. 6 класс», М., «Русское слово», 2005 г.

2.     Биберина А.В. «Тестовые задания для проверки знаний учащихся по истории средних веков (V – конец XV в.), 6 класс», М., «Сфера», 2000 г. (в технологических картах данные тесты помечены **);

3.     Донской Г.М. «Задания для самостоятельной работы по истории Средних веков», М., «Просвещение», 1992 г.;

4.     Задания по курсу истории Средних веков. М., ЛКМИ-«Метар», 1992 г.;

5.     Колесниченко Н.Ю. «История средних веков. Поурочные планы по учебнику Е.В. Агибаловой, Г.М. Донского, 6 класс», Волгоград, «Учитель», 2007 г.;

6. Арасланова О.В. История средних веков. 6 класс. Поурочные разработки –М, 2004.

7. Колесниченко Н.Ю. История средних веков. 6 класс –Волгоград, 2010.

IV. Дополнительная научно-познавательная литература для школьников.

 1.«Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. История». М., 2000 г.;

2. Ионина Н.А. «100 великих городов мира», М., 2001 г.;

3.«История географических открытий. География». М., «Аванта+», 2000 г.;

4.Огнева О. «Рыцари. Турниры. Оружие.», энциклопедия. М., 2000 г.;

5.«Школьная энциклопедия. История Средних веков». М., 2003 г.;

6.«Энциклопедия для детей. Всемирная история». Т.1, М., «Аванта+», 2000 г.;

7.«Энциклопедия для детей. Искусство». Т.7, М., «Аванта+», 1998 г.;

8.«Энциклопедия для детей. Техника». Т.14, М., «Аванта+», 2003 г.;

9.«Энциклопедия для детей. Всемирная литература». Т.15, М.,  «Аванта+», 2000 г.;

10. «Энциклопедический словарь юного историка. Всеобщая история» / сост. Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. М., 1994 г.;

11. «Я познаю мир.  Города мира», Энциклопедия. М., 2000 г.;

12. «Я познаю мир. История», Энциклопедия. М., 2002 г.;

13. «Я познаю мир. Этикет, обычаи, быт», Энциклопедия. М., 2002 г.;

14. «Рыцари»; «В средневековом замке», М., «Олма-Пресс», 2000 г.

ПЕРЕЧЕНЬ  УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПО ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА 16 ВЕКА

  1.    А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История 6 – 11 классы. Программы общеобразовательных учреждений». М.: «Просвещение», 2008.
  2. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  «История России   с древнейших времён до конца XVI века» учебник  для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2008.
  3. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России   с древнейших времён до конца XVI века». Рабочая тетрадь, часть 1, 2. М.: «Просвещение», 2009.
  4. Колесниченко Н. Ю.  «История России с древнейших времён до конца  XVI века. Поурочные планы по  учебнику  А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной  6 класс». Волгоград: «Учитель», 2008.
  5. Колесниченко Н. Ю.  История России конец XVI- XVIII  в.в. Дидактический материал. Волгоград, «Учитель», 2009.
  6. Дидактические материалы по истории России с древнейших времён до конца XVI в. (К учебнику А.А. Данилова Л.Г. Косулиной «История России   с древнейших времён до конца XVI века».) Волгоград, «Учитель», 2009.
  7. Атлас: История России: IX-XVI вв.с контурными картами : 6 класс Изд. 7-е, перераб., доп. М.: Дрофа, 2009.

Календарно-тематическое планирование 6 класс (68 часов)

Тема

час

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План

Дата проведения

Факт

1

Введение. Живое средневековье.

1

Урок изучения нового         материала

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья. Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы.

Введение, нарисовать ленту времени

Глава1. Становление средневековой Европы (VI–XI века)

2

Образование варварских королевств. Государство франков в VI-VIII веках

1

Комбинированный

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне. Занятия германцев. Выделение знати. Падение Западной Римской империи. Гунны. Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство. Появление государства. Король Хлодвиг.

Работать с контурной картой, выявлять сходства и отличия обществ германцев и римлян. Выявлять отличия власти короля от власти вождя; работать с контурной картой.

Задания с кратким ответом

§ 1, р/т.

3

Христианская церковь в раннее средневековье

1

Комбинированный

Христианская церковь. Монастыри.

Вопросы.

§ 2, р/т.

4

Возникновение и распад империи Карла Великого

1

Комбинированный

Карл Великий. Войны в Италии и Испании. Франкская империя и её распад. Каролингское Возрождение.

Оценивать деятельность исторических личностей (на примере Карла Великого); работать с историческими документами.

Вопросы.

§ 3, р/т.

5

Феодальная раздробленность Западной Европы в IX-XI веках

1

Комбинированный

Междоусобные войны. Сеньоры и вассалы. Феодальная лестница.

работать с историческими документами и схемами.

Задания с кратким ответом

§ 4, р/т.

6

Англия в раннее средневековье

1

Комбинированный

Слабость королевской власти во Франции. Священная Римская империя. Англия в раннее средневековье; англосаксы и норманнское завоевание.

Указывать на контурной карте завоеванные норманнами земли; называть существенные черты представлений средневекового человека о мире.

Задания с кратким ответом

§ 5, р/т. Вопросы к главе1. Творческие работы

Глава 2. Византийская империя и славяне в VI – XI веках.

7

Византия при Юстиниане

1

Комбинированный

Территория, хозяйство, государственное устройство Византии. Византийские императоры. Юстиниан и его реформы. Войны Юстиниана

сравнивать управление государством (Византии и империи Карла Великого).

Вопросы.

§6, р/т.

8

Культура Византии

1

Комбинированный

Культура Византии

Составлять описание произведений искусства;

Вопросы

§ 7, р/т.

9

Образование славянских государств

1

Комбинированный

Расселение славян. Занятия и образ жизни славян. Болгарское государство. Великоморавская держава и создатели славянской письменности – Кирилл и Мефодий. Образование Чехии и Польши.

Сравнивать образ жизни народов (славян и германцев); оценивать деятельность исторических личностей (Кирилла и Мефодия).

Зад. с кратким ответом. Творческие работы и проекты

§ 8, р/т.вопросы к главе2.

Глава 3.Арабы в VI – XI веках.

10

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

1

Комбинированный

Расселение, занятия арабских племен. Мухаммед и рождение ислама. Завоевания арабов в Азии, Северной Африке, Европе.

Работать с контурной картой,

Задания с развёрнутым ответом.

§ 9, р/т.

11

Культура стран халифата.

1

Комбинированный

Распространение ислама. Культура арабов.

составлять описание произведений искусства.

Вопросы

§ 10, р/т. Таблица с. 84. Проектная работа

Глава 4.Феодалы и крестьяне

12

Средневековая деревня и её обитатели.

1

Комбинированный

Феодальное землевладение. Феодальная знать. Жизнь, быт, труд крестьян. Крестьянское хозяйство. Феодальная зависимость и повинности. Крестьянская община.

Называть существенные черты социального положения людей (на примере феодалов и крестьян).

Вопросы и задания

§ 11, р/т. Нарисовать замок

13

В рыцарском замке.

1

Комбинированный

Замок феодала. Снаряжение рыцаря. Развлечения рыцарей. Правила поведения рыцарей.

Использовать иллюстрации при описании снаряжения и замка рыцаря.

Творческие работы

§ 12, р/т. С.101 задания

Глава 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе

14

Формирование средневековых городов.

1

Комбинированный

Возникновение городов. Города – центры ремесла, торговли, культуры. Цехи и гильдии.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере возникновения городов).

Задания с развёрнутым ответом.

§ 13, р/т.

15

Торговля в Средние века

1

Комбинированный

Расширение торговых путей. Ярмарки и банки.

Работа с атласом и контурной картой

Вопросы

§ 14, р/т.

16

Горожане и их образ жизни.

1

Комбинированный

Городские сословия. Городское управление. Жизнь и быт горожан. Средневековые города – республики.

Сравнивать образ жизни горожан, бедняков и богатых

Задания с развёрнутым ответом.

§ 15, р/т. Вопросы и задания с. 126.

Глава 6. Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы

17

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики

1

Комбинированный

Разделение христианства на католицизм и православие. Светские правители церковь. Ереси и преследование еретиков.

Выявлять различия католической и православной церквей

Таблица, тест.

§ 16, р/т. С. 149 таблица.

18

Крестовые походы

1

Комбинированный

Крестовые походы феодалов, послед-я. Крестовые походы бедноты. Духовно-рыцарские ордены. Борьба народов Востока против крестоносцев

Наносить на контурную карту походы крестоносцев, обозначать государства крестоносцев

Задания с кратким ответом.

§ 17, р/т. Сочинение

Глава 7. Образование централизованных государств в Западной Европе (XI – XV века).

19

Объединение Франции

1

Комбинированный

Усиление королевской власти. Сословно-представительная монархия; Генеральные Штаты. Первые успехи объединения.

Выявлять изменения в положении разных соц. групп (крестьян, государей, римских пап).

Задания с кратким ответом.

§ 18, р/т.таблица с. 158

20

Что англичане считают началом своих свобод

1

Комбинированный

Нормандское завоевание. Генрих II и его реформы. Великая хартия вольностей. Парламент. Сословная монархия. Экономическое и социальное развитие страны

Сравнивать причины образования централизованного государства во Франции и Англии; делать выводы.

Тест.

§ 19, р/т. Продолжить таблицу с . 166

21

Столетняя война

1

Комбинированный

Причины войны и повод к ней. Итоги и последствия Столетней войны.

Наносить на контурную карту ход боевых действий.

Вопросы

§ 20, р/т.

22

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции Англии

1

Комбинированный

Завершение объединения Франции. Образование централизованного государства. Война Алой и Белой розы в Англии. Генрих VIII.

Давать самостоятельную оценку историческим явлениям.

Таблица, тест.

§2 1, р/т.

23

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

1

Комбинированный

Мусульманская Испания. Реконкиста. Образование Испанского королевства. Введение инквизиции в Испании.

Работать с контурной картой (на примере Реконкисты).

Задания с кратким ответом

§ 22, р/т.

24

Германия и Италия в XII – XV веках.

1

Комбинированный

Территориальные княжества в Германии. Натиск на Восток. Союзы городов. Городские республики в Италии. Гвельфы и гибеллины. Правление Медичи во Флоренции.

Сравнивать особенности развития Германии и Италии; давать самостоятельную оценку историческим событиям.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 23, р/т.Вопросы и задания с. 199

Глава  8. Славянские государства и Византия в XIV – XV веках.

25

Гуситское движение в Чехии.

1

Комбинированный

Чехия в XIV веке. Ян Гус. Гуситские войны, их значение. Народное войско.

Работать с картой; оценивать деятельность исторических личностей (Ян Гус).

Задания с кратким ответом.

§ 24, р/т.

26

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

Комбинированный

Балканские страны перед завоеванием. Завоевания турок-османов. Битва на Косовом поле. Гибель Византии.

Работать с контурной картой (на примере завоеваний турок-османов).

Тест.

§ 25, р/т.Вопросы и задания с.213.

Глава 9. Культура Западной Европы в XI – XV веках.

27

Образование и философия. Средневековая литература и искусство

1

Комбинированный

Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Наука и образование. Появление университетов. Развитие знаний и церковь

Составлять описание достижений культуры; работать с дополнительной литературой.

Задания с кратким ответом.

§ 26-28, р/т. Таблица с. 223

28

. Культура раннего Возрождения в Италии.

1

Комбинированный

. Возрождение античного наследия. Новое учение о человеке. Гуманизм. Искусство раннего Возрождения.

Выявлять новые черты в искусстве; сравнивать идеи гуманистов.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 29, р/т.

29

Научные открытия и изобретения

1

Комбинированный

Развитие науки и технике. Появление огнестрельного оружия. Развитие мореплавания и кораблестроения. Изобретение книгопечатания        

Использовать иллюстрации при рассказе о технических открытиях и изобретениях.

тест

§ 30, р/т.Вопросы и задания с.251

Глава  10. Народы Азии. Америки и Африки в Средние века.

30

Средневековая Азия: Китай, Индия, Япония

1

Император и подданные. Крестьянская война. Китай под властью монголов. Борьба против завоевателей. Культура средневекового Китая.

Индийские княжества. Вторжение мусульман. Делийский султанат. Культура Индии.

Составлять описание достижений культуры стран.

Сравнивать особенности развития Китая и Индии.

Таблица

Задания с развёрнутым ответом.

§3 1, р/т таблица с.264.

31

Государства и народы доколумбовой Америки. Африка.

1

Народы Америки. Государства. Культура. Государства и народы Африки.

Составлять развернутый план параграфа; выявлять особенности развития стран.

Задания с кратким ответом.

§ 32, р/т. Вопросы и задания с. 276

32

Наследие Средних веков в истории человечества. Тест

1

Контроль знаний

Средние века в истории. Народы и государства на исторической карте. Достижения производства и техники. Культурное наследие.

Повторить, задания с. 279

 

История России с древнейших времен до конца XVI века

Тема

час

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки обучающихся (результат)

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

План

Дата проведения

Факт

33

Введение

1

Урок изучения нового         материала

Хронологические рамки курса 6 класса

 Исторические источники.

Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя.

Вопросы.

Введение, с. 4-6

34

Восточные славяне.

1

Комбинированный

Древние люди на территории нашей страны. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление.

Использовать карту при рассказе о происхождении восточных славян; работать с истор. документами

Задания с кратким ответом

§ 1, вопр.

Раб/тет.

35

Соседи восточных славян.

1

Комбинированный

Племена Восточной Европы: расселение, занятия, верования. Тюркский и Аварский каганаты. Хазарский каганат. Волжская Булгария и Византия.

Работать с исторической картой; выявлять сходства и отличия государств.

Задания с кратким ответом.

§ 2, Раб/тет.

36

Формирование Древнерусского государства.

1

Комбинированный

Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Варяги. Образование Древнерусского государства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере образования Древнерусского государства); работать с документами.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 3, Раб/тет.
 

37

Первые киевские князья.

1

Комбинированный

Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению Древнерусского государства. Походы Святослава.

Показывать на карте походы князей; давать характеристику деятельности князей.

Вопросы.

. § 4, вопросы

Раб/тет.

38

Князь Владимир. Принятие христианства.

1

Комбинированный

Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере принятия христианства); делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом.


 

§ 5, Раб/тет.

39

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

1

Комбинированный

Борьба за власть сыновей Владимира. Русь при Ярославе Мудром: внутренняя и внешняя политика, управление государством. Русская правда. Формирование древнерусской народности. Земельные отношения. Основные социальные слои населения Руси.

Давать характеристику деятельности исторических личностей (на примере Ярослава Мудрого); работать с документами; делать выводы.


 

Таблица, тест.

§ 6, таблица

Раб/тет.

40

Культура Древней Руси.

1

Комбинированный

Особенности культуры Древней Руси. Устное народное творчество. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобразительное искусство. Художественное ремесло.

Использовать иллюстрации при рассказе о достижениях культуры.


 

Задания с кратким ответом.

§ 7, Раб/тет.

41

Быт и нравы Древней Руси.

1

Комбинированный

Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

Сравнивать образ жизни разных групп населения.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 8, Раб/тет.

42

43

Русь Древняя.

2

Урок обобщения

Проверочная работа№ 1

Древнерусское государство. Деятельность первых киевских князей.

Сравнивать исторические явления.

Задания с кратким ответом.

Повторить, кроссворд

44

Глава 2.Политическая раздробленность на Руси (XII – XIII века).

Начало раздробления Древнерусского государства.

1

Урок изучения нового

Причины раздробленности Руси. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Владимир Мономах.

Характеризовать деятельность исторических личностей (на примере Владимира Мономаха).

Задания с развёрнутым ответом.

§ 9, Раб/тет.

45

46

Главные политические центры Руси.

2

Комбинированный

Владимиро-Суздальское княжество: характер княжеской власти, внутренняя и внешняя политика. Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества. Новгородская земля: особенности социальной структуры и политического устройства. Галицко-Волынское княжество: взаимоотношения между боярами и князем.

Показывать на карте границы русских земель; выявлять особенности их развития, выделяя общие и отличительные черты; характеризовать деятельность русских князей.


 

Задания с кратким ответом.

§ 10-11, Раб/тет.Вопросы

47

Нашествие с Востока.

1

Комбинированный

Создание державы Чингисхана. Сражение на Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу.

Наносить на карту походы Батыя; использовать карту при рассказе о сопротивлении русских городов.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 12, Раб/тет.

48

Борьба Руси с западными завоевателями.

1

Комбинированный

Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Пользуясь схемой, рассказывать о битвах; характеризовать деятельность исторических личностей (Александр Невский).

Тест.

§ 13, Раб/тет.

49

Русь и Золотая Орда.

1

Комбинированный

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.

Задания с кратким ответом.

§ 14, Раб/тет.

50

Русь и Золотая Орда.

1

Комбинированный

Образование Золотой Орды. Ордынское владычество. Повинности русского населения. Борьба русского населения против ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Выявлять особенности зависимости Руси от Золотой Орды и её последствия на развитие Руси.

Задания с кратким ответом.

§ 15, Раб/тет.

51

Культура русских земель в XII – XIII веках.

1

Комбинированный

Общерусское культурное единство. Накапливание научных знаний. Литература. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. Зодчество. Живопись. 

Характеризовать особенности развития культуры; составлять описание достижений культуры.

Задания с кратким ответом.

§16, Раб/тет.

таблица

52

Родной край в древности.

1

Комбинированный

Первые поселения на территории нашего края. Занятия населения.

Выявлять особенности развития края.

Задания с развёрнутым ответом.

Повторить, определения

53

Политическая раздробленность на Руси.

1

Контроль знаний

Контрольная работа№2

Причины и последствия

раздробленности Руси.

Главные политические центры Руси и их особенности.

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

Тест.

повторить

54

Глава 3. Русь Московская Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества.

1

Урок изучения нового

Социально-экономическое и политическое развитие Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы.

Определять причины и предпосылки создания единого государства; характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Калита).

Таблица, тест.

§ 17, Раб/тет.

55

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва.

1

Комбинированный

Борьба Москвы за политическое первенство. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской.

Использовать схему при рассказе о битве; характеризовать деятельность истор. личностей (Дмитрий Донской).

Задания с кратким ответом.

§ 18, Раб/тет.

Вопросы

56

Московское княжество и его соседи в конце XIV – середине XV века.

1

Комбинированный

Василий I. Московская усобица, её значение. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Грюнвальдская битва. Образование русской, украинской и белорусской народностей.

Характеризовать политику исторических личностей (Василий I); использовать карту при рассказе об объединении русских земель.

Задания с развёрнутым ответом.


 

§ 19, Раб/тет.

57

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества.

1

Комбинированный

Конец ордынского ига. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоединение Твери. Василий III. Завершение объединения русских земель.

Работать с исторической картой (показывать территории, присоединенные к Москве); делать выводы.

Задания с кратким ответом.

§ 20, Раб/тет.

58

Московское государство в конце XIV – начале XVI века.

1

Комбинированный

Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Ограничение свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепостнической системы.

Выявлять новые черты в развитии земледелия, политического устройства и характера княжеской власти на Руси в XVI веке.

Тест.

§ 21, Раб/тет.

59

Церковь и государство в конце XIV – начале XVI века.

1

Комбинированный

Изменения в положении Русской православной церкви. Монастыри. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва – Третий Рим».

Сравнивать религиозные течения; анализировать исторические документы.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 22, Раб/тет.

Сообщения

60

Реформы Избранной рады.

1

Комбинированный

Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.

Устанавливать причинно-следственные связи (на примере реформ Ивана IV); анализировать исторические документы.

Задания с кратким ответом.

§ 23, Раб/тет.

61

Внешняя политика Ивана IV.

2

Комбинированный

Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война.

Работать с исторической картой (показывать ход войны и присоединение земель).

Задания с развёрнутым ответом.

§ 24, Раб/тет.

Вопросы

62

Опричнина.

1

Комбинированный

Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.

Характеризовать деятельность исторических личностей (Иван Грозный); делать выводы об итогах развития государства.

Тест, вопросы.

§ 25, Раб/тет.

Вопросы

63

Просвещение, устное народное творчество, литература в XIV – XVI веках.

1

Комбинированный

Особенности развития русской культуры в XIV – XVI веках. Просвещение. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Устное народное творчество. Литература

Сравнивать особенности развития русской культуры в разные периоды истории.

Задания с кратким ответом.

§ 26, Раб/тет.

Таблица

Сообщения

64

Архитектура и живопись в XIV – XVI веках.

1

Комбинированный

Зодчество в XIV – XV вв. Архитектура Московского государства в XVI в. Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Описывать достижения культуры; выявлять новые черты развития искусства.

Таблица

§ 27, Раб/тет.

65

Быт XV – XVI веков.

1

Комбинированный

Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Описывать быт русских людей; использовать иллюстрации при рассказе о жизни людей.

Задания с развёрнутым ответом.

§ 28, Раб/тет.

66

Родной край в XIV – XVI веках.

1

Комбинированный

Поселения казаков, их занятия. Основание Царицына. Значение города.


 

Задания с кратким ответом.

Вопросы

67

Русь Московская.

1

Урок обобщения

Образование единого государства: причины, предпосылки, итоги, значение.

Обобщать исторические события и явления; делать выводы.

Задания с развёрнутым ответом.

Повторить

Определения

Кроссворд

68

Общее и особенное в развитии средневековой Руси.

1

Контроль знаний

Контрольная работа

Особенности развития Руси и стран Центральной и Западной Европы.

Обобщать и систематизировать изученный материал.

Вопросы.

повторить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Гой ты, Русь, моя родная..." Тема Родины в дореволюционном творчестве С. Есенина.

Представляю Вашему вниманию методическую разработку урока "Гой ты, Русь, моя родная..." для обучающихся 9 класса. Данный материал можно использовать на втором уроке, посвященном изучению творчества С....

Урок Всемирной истории .Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения .

Разработка урока по истории 8 класс. "Великая Отечественная война в 1812 г." Историческое значение Бородинского сражения ....

конспект урока по истории и культуре родного края

Открытый урок по истории и культуре родного края.Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте калмыцкого народа....

Методическая разработка урока литературы в 6 классе «Родная природа в стихотворениях поэтов 20 века»

Данный материал представляет собой методическую разработку урока, основанного на взаимодействии двух искусств - искусства слова и живописи. Цель урока: найти точки соприкосновения между стихотворениям...

Разработка урока по Истории Тувы тема" Скифское время и история Тувы"

конспекты урока,История Тувы во время Скифского времени"...

Разработка урока музыки на тему "Что роднит музыку и изобразительное искусство?"

Цели урока:образовательные: показать на примере произведений музыки и изобразительного искусства общность понятий и терминов этих видов искусств;развивающие: способствовать развитию музыкальной культу...