Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи.
методическая разработка по истории (5 класс) по теме

Бойко Екатерина Николаевна

В разработке урока по теме Древний Вавилон, содержатся 2 варианта работы. Основной это работа с историческим документом, каторый прилагается к уроку , а также презентация, которая рассчитана на часть урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 13. Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи

Тип урока:

урок  - работа с историческим документом.

Средства обучения:

  1. Презентация «Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи».
  2. Словари «Культура Древнего мира», «Исторические личности».
  3. Рабочая тетрадь, учебник история Древнего мира Андреевской Т.П.

Цели урока:

  • показать преемственность культурных традиций Шумера и Вавилонского царства, объяснить, что в истории одной страны бывают периоды взлетов и падения;
  • раскрыть на примере законов Хаммурапи роль права в регулировании отношений в обществе;
  • продолжить формирование умений анализировать исторические документы,делать выводы, самостоятельно строить рассказ.

План урока:

  1. 1.Возвышение Вавилона во II тыс. до н. э.
  2. 2.Власть от богов
  3. 3.Законы царя Хаммурапи.(работа с документом)
  4. 4.Расцвет Вавилона в VII–VI веках до н. э.
  5. 5.Религиозные верования

Дифференциация обучения:

Два варианта изучения вопроса «Законы царя Хаммурапи».
Вариант 1. (К) Работа учащихся с текстом законов под руководством учителя.
Вариант 2. Ролевая игра-инсценировка «Суд по законам царя Хаммурапи», подготовка индивидуальных сообщений.

Преемственные связи:

Межпредметные – (опережающие) обществознание: роль права в жизни общества.
Внутрикурсовые – урок «Древнее Двуречье»: географическое положение и культурное наследие шумеров.

Основные понятия:

закон, долговое рабство.

Подготовка к уроку:

1. Руководство подготовкой инсценировки «Суд по законам царя Хаммурапи». Для участия в игре по желанию выбираются шесть-семь учеников из класса, среди которых распределяются следующие роли: судьи (сильный ученик), стражников (слабые ученики), служителя храма, бедняка, привлеченного за долги, свободного общинника, купца, укрывшего беглого раба (средние ученики). Возможно расширение числа участников за счет увеличения количества свидетелей по делу. Главная сложность подготовки – разработка сценария (персонифицированных текстов) для «исполнения ролей» обвиняемых. При желании ученики могут для инсценировки изготовить элементы костюмов своих героев – покрывала, головные уборы
2. Консультации учеников по подготовке сообщений: ПГ «Культурное наследие Древнего мира» («Вавилонская башня»), ПГ «Семь чудес света» («Висячие сады Семирамиды»).

Изучение нового материала.

После объявления темы урока ученики приступают к изучению нового матерала по предъявленному им плану.

1. Возвышение Вавилона во II тыс. до н. э.

По карте ученики дают полное описание местоположения Вавилона (Б): город находился на реке Евфрат, к северо-западу от древнейших городов Двуречья Ура и Урука.

Справка для учителя: Города Двуречья долго воевали между собой за право быть главным.После победы амореев (западносемитские кочевые племена) над Шумеро-Аккадским царством Вавилон превращается в город (около 2000 г. до н. э.). В правление царя Хаммурапи Вавилон становится торговым, культурным и научным центром Передней Азии.

По карте и иллюстрациям ученики определяют причины возвышения Вавилона (П): 1) выгодное географическое положение города, позволявшее заниматься земледелием, ремеслами и торговлей; 2) подчинение Вавилоном шумерских городов. 2) Разумная политика царей (налоги на приезжих торговцев)

2. Законы царя Хаммурапи.

Ученики знакомятся с историей находки законов Хаммурапи, с внешним видом столба, на котором они высечены, отвечают на вопрос : «В чем должны были убеждать вавилонян изображения на столбе бога Шамаша и царя Хаммурапи?»

Справка для учителя: черная стела из базальта с текстом законов была найдена в 1901–1902 гг. французскими археологами в Сузах, она хранится в Париже, в Лувре. Видимо, столб был захвачен неприятелем во время войны и вывезен в Сузы (Элам). В верхней части стелы изображен Хаммурапи, молящийся богу Шамашу, который вручает царю символ власти – жезл. Столб с двух сторон покрыт клинописным непрерывным текстом, состоящим из трех смысловых частей: введения, собственно законов и заключения. Текст законов исследователи условно делят на 282 первоначальные статьи (35 статей, видимо, были стерты еще в древности). Когда текст был обнаружен археологами, в сохранности находились 247 статей.

При изучении каждой статьи законов Хаммурапи, каждому ученику дается распечатка законов.

1 задание: составить схему «Население Вавилона», подсказка закон №7 и 274 (к доске приглашаются 2 ученика и рисуют схему, класс выбирает верную, дополняют)

2 задание – разминка: Ученики по двое выходят к доске и вытягивают  задание (пантомимой изобразить статьи законов №7,59,205, 229) класс отгадывает статью и зачитывает наказание

3 задание: вопросы к документу: Какие металлы обрабатывали жители Вавилонского царства? Каких домашних животных разводили? Что умели делать жители этой страны? Если человек не имеет средств к существованию, как он может выйти из этого положения? Как наказывали рабов? Как накозывали воинов, которые отказались выполнять приказ начальника? С какой целью вводились такие жестокие порядки в армии?

4 задание: напизасть в тетради значение законов Хаммурапи

Риски этой части урока: ученики могут одобрить жестокие меры законодательства («око за око»). Поэтому учителю важно быть готовым к тому, чтобы встречными вопросами сместить акцент в обсуждении законодательства на причины, которые приводили к нарушению законов людьми.

При использовании приема драматизации (2 вариант) учителю не следует вмешиваться в ход суда, пока его не завершат ученики, чтобы сохранить ситуацию «погружения». В сильном классе можно усложнить ситуацию – «привлечь к суду» человека за действия, не предусмотренные законодательством, а затем обсудить, смог ли судья решить «справедливо» и в духе законов возникшую проблему. Ученики, не задействованные в инсценировке, выступают в роли экспертов: они по рабочей книге следят за правильностью судопроизводства.

Для участия в инсценировке по желанию выбираются шесть учеников из класса, среди которых распределяются следующие роли: судьи, служителя храма, бедняка, свободного общинника, женщины, потерявшей мужа и кормильца. Остальные учащиеся объявляются вавилонянами, которые будут присутствовать на суде. Учитель объясняет образовавшимся двум группам учеников цели их деятельности.

Во-первых, обе группы должны прочитать статьи из законов царя Хаммурапи (часть I) в рабочей книге «Я и история». Ученикам, принимающим участие в инсценировке, учитель разъясняет смысл ситуаций, которые они будут разыгрывать, а школьники должны подготовить роли, продумывая возможные «речи» своих героев.

Возможные в суде ситуации:

1) голодающий бедняк совершил кражу в храме богини Иштар для того, чтобы выменять на рынке украденную вещь на еду;

2) свободный общинник (земледелец) из-за большого количества работ не успел укрепить часть дамбы, проходящей рядом с его полем, дамбу прорвало, и все земли общины залило водой;

3) у женщины умер муж, на руках у нее остался маленький сын, она не в состоянии вернуть долг богатому соседу.

Примеры обращений, которые могут произносить участники инсценировки:

1) «служитель храма», обвиняющий бедняка в краже имущества из храма, может произносить следующие слова, обращенные к судье: «О господин, этот несчастный похитил из храма покрывало богини Иштар! Совершая свое подлое дело, он не испугался даже гнева богов, он нарушил наши законы! Он вор, накажи его!»;

2) «Женщина, лишившаяся мужа» может обращаться к судье с такими словами: «О господин! Смилуйся надо мной! Мой муж умер, а зерно, которое он взял в долг у нашего соседа, отдать мы сможем не скоро: ведь теперь я осталась совсем одна, у меня есть только маленький сын! Сосед же требует, чтобы я передала моего мальчика к нему в дом, где сын должен будет работать как раб. Господин, спаси моего ребенка!»

Ролевые задачи учащихся:

  • «судья» – должен в зависимости от правовой ситуации правильно выбрать статью из законов Хаммурапи для вынесения наказания;
  • «служитель храма» – выдвигает обвинения в адрес бедняка, укравшего ткань из храма богини Иштар;
  • «бедняк» – объясняет обстоятельства, которые толкнули его на кражу имущества храма;
  • «свободный общинник» – объясняет тот факт, почему он не укрепил часть плотины, проходящей рядом с его полем и защищающей общинную землю;
  • «женщина, лишившаяся мужа» – просит не забирать ее сына в долговое рабство, хотя ее семья и имеет долг.

Учащиеся, которые будут как бы присутствовать на суде в Вавилоне, также должны познакомиться с законами царя Хаммурапи по рабочей книге «Я и история» (в то время, когда данная группа учащихся читает законы, ученики, принимающие участие в инсценировке, подготавливают свои роли). Кроме того, им предъявляется задание: внимательно следить, как происходит судебное разбирательство: в соответствии с законами или нет.

Ролевая игра осуществляется с опорой на кадры 30–32 презентации. После разыгрывания каждой ситуации в суде (после того как «судья» вынес очередное «наказание» за то или иное «преступление»), учитель организует со школьниками фронтальную работу. Он обращается к «вавилонянам» с вопросом: «Правильное ли наказание назначил «судья»?» После получения ответов учитель демонстрирует на экране необходимую статью из законов Хаммурапи. Дальнейшая фронтальная работа организуется с помощью вопросов, имеющихся в презентации (Почему за кражу раба и за кражу вещи наказывали одинаково? Почему царь заинтересован в сохранении плотин и ограждает общинников от разорения? Почему царь запрещал делать бедняков рабами на всю жизнь?).

После инсценировки следует оценить достоверность «вхождения в роль» каждого их участников действия и обсудить справедливость законодательства.

3. Расцвет Вавилона в VII–VI веках до н. э.

На основе современной и древней карты Вавилона ученики определяют причины нового возвышения города (превращение Вавилона в центр международной торговли, завоевание других стран).

Справка для учителя: глиняная табличка с картой Древнего Вавилона относится к I тыс. до н. э. и хранится в Британском музее. Земля на ней представлена вавилонянами в виде круга, центром которого является Вавилон.

Представление о расцвете Вавилона формируется при изучении памятников истории и культуры этого периода. С этой целью эффективно использование приема заочной экскурсии по городу с опорой на карту-схему города и иллюстративный ряд. Ученики, готовившие сообщение, включаются и в игровую ситуацию: им отводится роль экскурсоводов.

4. Религиозные верования.

Работа в рабочей тетради стр.25 зад. №2 составить вопросы к кроссворду, используя текст учебника стр.68

Закрепление изученного материала:выводы о важности и значимости законов Хаммурапи.

Домашнее задание.

Учитель дает задание на закрепление материала темы по учебнику 12 параграф+задания в рабочей тетради, а так же подготовить доклад о висячих садах Семирамиды

Приложение: Законы царя Хаммурапи.

Ст.7. Если человек купит из рук сына человека (полноправный житель Вавилонского чарства) или из руки раба человека без свидетелей и договора или возьмет на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню, либо вола, либо овцу, либо осла, либо что бы то ни было, (то) этот человек- вор, его должно убить.

Ст.53. Если человек поленится укрепить плотину своего поля и (вследствии того,что) плотина не была укреплена им, в его плотине произойдет прорыв, а водой будет затоплена возделанная замля (общины, то) человек,в плотине которого произошел прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

Ст.59. Если человек срубит в саду человека дерево без (ведома) хозяина сада, (то) он должен отвесить ½ мины (мера веса и денежного отсчета- около 0,5 кг.) серебра

Ст. 229. Если строитель построит человеку дом и сделает свою работу непрочно, так что построенный дом обвалится и причинит смерть хозяину дому, (то) этого строителя должно убить.

Ст. 274. Если человек нанимаеткакого-либо ремесленника, (то) плату…5 ше (0,05) серебра. Плату землекопа, портного, камнереза, кузнеца, столяра, кожевника,плотника, строителя, (в) день (он должен) давать.

Ст.48. Если человек имеет на себе процентный долг, а Адад затопит его поле, или наводнение унесет (жатву), или вследствие засухи в поле не вырастет хлеб,(то) он может в этом году хлеб своему заимодавцу не возвращать и уничтожить свой документ, также и проценты за этот год он может не отдавать.

Ст.205. Если раб человека ударит (по) щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

Ст.26. Если редум или баирум (категория воинов), которому приказано выступить в царский поход, не пойдет, или,наняв наемника, пошлет его в замену себя, (то) этого редума или баира должно убить; нанятый им может забрать его дом.

Resource id #5682

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

1.Междуречие иначе называется Двуречье. 2.Двери у бедняков были деревянные. 3.Ур и Урук это название рек. 4.Бога солнца звали Шамаш. 5.К богине Иштар ходили за урожаем и детьми. 6.Религия жителей Двуречья - языческая 7.Клинопись- это узоры на посуде. 8.В природно - климатических условиях Египта и Двуречья много сходства. 9.Гробницы Египта и Двуречья не имеют ничего общего и схожего. Да Да Да Да Нет Нет Нет Да Нет

Слайд 2

Древний Вавилон

Слайд 3

Город Вавилон становится главным в Двуречье Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов Царские законы(работа с документом) Религиозные верования

Слайд 6

Это бог Солнца Шамаш вручает Хаммурапи жезл – знак власти над людьми. Солнце видит всё, что совершается на небе и на земле. Шамаш – небесный судья и владыка, а Хаммурапи – земной. 2.Хаммурапи утверждал, что получил власть от богов

Слайд 7

Записать в тетрадь: Законы – предписание, веление, обязательное для исполнения

Слайд 8

Из законов Хаммурапи Если человек украл имущество храма, он должен быть казнён. Если человек украл осла, овцу или раба, он должен быть казнён. Если человек ударил отца, ему следует отрубить руку. Если человек выбил зуб человеку, ему самому следует выбить зуб. Если человек выколол глаз человеку, ему самому следует выколоть глаз. Если человек не укрепил насыпь на своей земле и вода затопила поля соседей, пусть возместит им убытки. Если ему нечем платить, следует продать всё его имущество и его самого, а полученное серебро пусть соседи разделят между собой.

Слайд 9

Почему царь Хаммурапи ограничил срок долгового рабства тремя годами? Почему он защищал своих подданных от обращения в рабство?

Слайд 10

Какое значение имели эти законы для жителей Вавилона? Какое значение эти законы имеют для нас, людей, живущих в ХХ I веке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по истории Древнего мира "Вавилонский царь Хаммурапи и его законы"

Знакомство обучающихся с новым государством, его правителем, его политикой; изучаются основные понятия и значение терминов: «закон», «наказание», « справедливость» ...

Тема урока: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи

Тип урока: урок овладения новыми знаниями. Цель урока: подвести обучающихся к представлению о праве как  совокупности установленных и охраняемых государством правил (законов), обя...

ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН. ЗАКОНЫ ХАММУРАПИ.

Др.Вавилон.Законы Хаммурапи...

"Законы царя Хаммурапи"

урок истории в 5 классе...

История 5 класс 15 урок: Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.

Данный материал по истории для 5-х классов составлен с учетом федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО), в соответствии с учебным планом ОУ, авто...

Конспект по истории на тему "Древнее Двуречье. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы" (5 класс)

Цели урока: - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья;- продолжить формирование умений сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, ...