"Законы царя Хаммурапи"
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Кулешова Светлана Ивановна

урок истории в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_zakony_tsarya_hammurapi.docx24.32 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Воронежской области институт повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Выпускная творческая работа

слушателя курсов повышения квалификации

«Введение ФГОС основного общего образования»

11.11.13г.-5.12.13г.

Кулешовой Светланы Ивановны.

Моделирование урока на основе деятельностного подхода

По теме: «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы».

Воронеж 2013

Тип урока: урок  усвоения новых знаний

Задачи урока :

- предметные: на основе анализа законов Хаммурапи сделать выводы о социальной структуре общества, научить давать и объяснять собственную оценку представлениям о справедливости и равенстве в Вавилонском царстве;

- метапредметные:

регулятивные: формулировать учебную задачу и определять последовательность действий при решении поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и овладевать умением прогнозирования;

познавательные: самостоятельно формулировать познавательную цель, осуществлять смысловое чтение ,учить выявлять причинно-следственные связи и  выполнять классификации, находить ответы на вопросы, используя схемы , иллюстрации;

.коммуникативные: проявлять активность при  решения коммуникативных познавательных задач, формулировать собственное мнение и позицию, слушать и понимать речь других, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- личностные: формировать у учащихся представление о законах, как форме организации коллективной жизни.

Оборудование:   технологическая карта учащегося (Приложение1), общая подборка законов (Приложение2), подборка законов для групповой работы (Приложение 3) мультимедийная презентация «Законы вавилонского царя», историческая карта «Древние цивилизации Азии III-Iтысячелетия до н.э.» оценочный лист (Приложение 4).

1.Организационный этап.

 Ребята делятся на 3 рабочих группы, выбирают руководителя группы, получают раздаточный материал.

2. Постановка целей и задач урока (для учащихся). Мотивация учебной деятельности учащихся.

Учитель:

          По берегам Евфрата тянется ряд холмов, они доходят до самого берега реки. Под холмами скрыты развалины самого большого города Южной Месопотамии. В глубокой древности этот город назывался  «Врата Бога». Греки от названия города прозвали и всю страну  «Вавилон».(слайд -1)

Вавилон в течение долгого времени был маленьким незаметным поселением, но за  6-сть столетий  Вавилон превратился в самый большой и богатый город во всей Месопотамии. «Для водворения в стране справедливости и истребления беззаконных и злых, чтобы сильный не притеснял слабого», царь Хаммурапи создал законы, которые «освещали страну для блага народа».

 Этот свод законов (именуемый также Кодексом или Законником) был обнаружен в 1901 г. французской археологической экспедицией во время раскопок города Сузы. Именно эта находка позволила ученым сделать важные выводы о жизни вавилонян.( слайд-2)

Учитель: представим себя на месте ученых. Что могло бы заинтересовать Вас в находке?

Учащиеся: дают свои предполагаемые ответы.

( слайд-3) Законы…

( слайд-4) Какую тему мы будем с вами изучать?

  А зачем нам с вами сегодня нужно изучать законы царя Хаммурапи ?

 1. О чем эти законы?

2. Можно ли охарактеризовать Древневавилонское  общество по этим законам?

3. Насколько справедливы были законы?

И так я выдвигаю гипотезу-это утверждение, требующее доказательства. С ним можно согласиться и его можно опровергнуть.

(слайд-5)  Гипотеза

Г И П О Т Е З А

ЗАКОНЫ ЦАРЯ ХАММУРАПИ БЫЛИ:

1. КРАЙНЕ ЖЕСТОКИМИ

2. НЕСПРАВЕДЛИВЫМИ ПО ОТНОШЕНИЮ

К РАБАМ

3. НЕОБХОДИМЫМИ ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ

ВАВИЛОНИИ, Т.К. ПОДДЕРЖИВАЛИ ПОРЯДОК

И ЗАЩИЩАЛИ ОТ ДОЛГОВОГО РАБСТВА

– Законы царя Хаммурапи были:

1. крайне жестокими

2. несправедливыми по отношению к рабам

3. необходимыми для жителей Вавилонии, т.к. поддерживали

порядок и защищали от долгового рабства

Как мы будем проверять эту гипотезу? – подвести к тому, чтобы

познакомиться с содержанием текста законов Хаммурапи.

4 этап. Организация групповой работ ( 3 мин).

- Сейчас я познакомлю вас с заданиями для каждой группы, и вы сами

определите, какое задание будете выполнять. Задание на слайде презентации

и на каждом столе, где вы будете работать. Там же лежат все необходимые

для работы учебники, предметы, вещи, электронные учебники.

Карточки- задания для групп. Всего 5 групп, при этом, каждая группа имеет

разноуровневые задания .

ГРУППА № 1. Поиск доказательства, что законы Хаммурапи были крайне

жестокими. Анализ статей №№ 1,2,3,14, 229

ГРУППА № 2 Поиск доказательства гипотезы, что законы Хаммурапи были

Не справедливыми по отношению к рабам и зависимым людям .

Анализ статей №№ 195,196,197,

198,199,200,201,202,203,204,205,206

ГРУППА № 3 Поиск доказательства, что законы царя Хаммурапи были

необходимы для жителей Вавилонии, так как они поддерживали порядок и

защищали от долгового рабства. Анализ статей №№ 48, 53,54, 117

4. Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: Как вы думаете, что вам нужно узнать, чтобы на уроке ответить на поставленные вами вопросы?

Ученики: необходимо познакомиться с самими законами и обсудить их.

Каждая группа получает технологическую карту и карточку с тематической подборкой законов, которые  необходимо проанализировать и ответить на поставленные вопросы. (Приложение 1),(Приложение2).

 На основе ответа на третий 6 вопрос технологической карты  мы составим кластер в конце урока.

( Кластер- это графический способ организации материала)

Преступления

Законы

Ответственность за нерадивость

Наследование имущества

Договорные, долговые отношения

Воинская служба

Защита прав детей

Изучив законы в группах, нам предстоит сделать вывод об их справедливости.

(слайд-6) Задание группам.

Проблемный вопрос: У всех ли людей были одинаковые права и возможности? (слайд-7)

Для  решения этого вопроса  вам понадобятся исторические  документы, которые есть на ваших столах.

(Приложение 2). Карточка «2»

  (§ 197) Если человек переломил кость человеку, то должны переломить ему кость.

   (§ 198) Если он выколол глаз мушкенуму (человек не имеющий земельной собственности)  или переломил кость мушкенуму, то он должен отвесить 1 мину серебра.

      (§ 200) Если человек выбил зуб человеку, равному ему, то должны ему выбить зуб.

   (§ 201) Если он выбил зуб мушкенуму, то он должен отвесить 1/3 мины серебра.

   (§ 202) Если человек ударил по щеке человека высшего по положению, чем он сам, то он должен быть отхлестан в собрании воловьей плетью 60 раз.

   (§ 221) Если лекарь срастил сломанную кость у человека или же вылечил больной сустав, то больной должен заплатить лекарю 5 сиклей серебра.

   (§ 222) Если это сын мушкенума, то он должен заплатить 3 сикля серебра.

   (§ 223) Если это раб человека, то хозяин раба должен заплатить лекарю 2 сикля серебра.

     (слайд-8) Вопросы.

  1. Можно ли  по  представленным законам сделать вывод о неравенстве людей?
  2. Какие категории населения можно выделить по тексту?
  3. Приведите доказательства неравенства различных категорий населения?

Ответы учащихся:1) В обществе существовало неравенство, потому что 2)среди населения можно выделить чиновников, свободных людей, мушкенумов, рабов, 3) которые по-разному оценивались в случае увечий и несли не одинаковую ответственность за преступления.

Давайте поработаем с приложением №3, у каждой группы своя подборка законов. Ответьте на вопросы, предложенные вашей группе, ответы коротко занесите в технологическую карту.

5. Первичная проверка понимания.

Учитель: Давайте ознакомимся с результатами вашей работы.

(Выслушиваются ответы учащихся)

Учащиеся дают собственную оценку изученным законам, характеризуя их с точки зрения справедливости;

Вавилоняне воспринимали эти законы как должное. Законы Хаммурапи позволяло управлять обществом и поддерживать порядок. Это делало государство сильным и развитым. Некоторые из законом справедливы, но нам эти законы кажутся жестокими.

6. Первичное закрепление.

Выполните задание 6 технологической карты. В чем твои представления о равенстве и справедливости, совпадают с представлениями вавилонского царя, а чем нет.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

§14,  Рабочая тетрадь

задание №53, 54стр.41-42

8. Рефлексия. В конце урока руководитель группы оценивают работу своей

ячейки в технологической карте.

Руководитель группы, состав

Этапы работы

Оценка за деятельность каждого в группе

1

2

3

Технологическая карта урока

по теме: Законы царя Хаммурапи»

  1. Организационный момент. Определите руководителя группы.
  2. Определите ключевые задачи урока, поставьте проблемные вопросы к теме.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ознакомьтесь с карточкой  №3, определите, какую сторону общественной жизни регулируют предложенные подборки законов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод, равны ли были права граждан перед законом? В чем понималась справедливость в вавилонском обществе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Постарайтесь ответить на вопросы карточка №3, обсудите в группах выводы и результаты своих исследований.
  2. В чем ваши представления о равенстве и справедливости, совпадают с представлениями вавилонского царя, а чем нет.

Позиция

Я считаю, что____________

Но с другой стороны,_____

________________________

Аргументы

Потому что___________________

Потому что ________________

___________________________

Руководитель группы, состав

Этапы работы

Оценка за деятельность каждого в группе

2

3

4

5

6

Отметьте  и оцените работу каждого в группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древний Вавилон. Законы царя Хаммурапи.

В разработке урока по теме Древний Вавилон, содержатся 2 варианта работы. Основной это работа с историческим документом, каторый прилагается к уроку , а также презентация, которая рассчитана на часть ...

Конспект урока по истории на тему "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи" в 5 классе

Конспект урока по истории на тему "Древневавилонское царство. Законы царя Хаммурапи"...

Конспект урока истории в 5 классе по теме " Законы царя Хаммурапи"

Главной целью данного урока является формирование умения у пятиклассников работать с текстом документа, анализировать и делать выводы на основании текста Законов Хаммурапи ,давать оценку справедливост...

Урок по ФГОС "Законы царя Хаммурапи" в 5 классе

Урок в контексте  требований ФГОС с использованием новых технологий деятельностного типа...

Законы царя Хаммурапи

Перечислены законы царя Хаммурапи по учебнику А.А. Вигасину "История древнего мира"Материал можно использвать для обучающихся для работы с учебником....