Главные вкладки

    Конспект урока по теме: "Зарождение революционного народничества и его идеология".
    план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

    Вакина Светлана Андреевна

    Урок проводится в 8 классе с использованием следующих технологий: компьютерные, групповые, проектные, игровые, проблемное обучение.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vsa_konspekt_uroka.doc813.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Вакина Светлана Андреевна

    МОУ СОШ № 75 г. Черноголовка

    Предмет: история России.

    Тема: «Зарождение революционного народничества и его идеология».

    Продолжительность урока: 1 урок – 45 минут.

    Класс: 8.

    Тип урока: Урок формирования новых знаний.

    Вид: Мультимедиа-урок.

    Цели урока.

    1. Образовательные: сформировать понимание особенностей идеологии народничества как системы взглядов в России; показать его непрерывную связь с предшествующими поколениями революционеров, вскрыть ошибочные представления народничества, определить актуальность темы.
    2. Развивающие: развивать умение анализировать историческую информацию; сопоставлять, сравнивать, выделять главное, причинно-следственные связи, работать над проектами; формировать оценочные суждения, свою позицию; умения работать с литературой, историческим материалом, таблицами,
    3. Воспитательные: воспитывать у учащихся понимание заслуг революционного народничества в общественном движении России 19 в., уважительное отношение к различным точкам зрения, патриотизм, гордость и уважение к своей истории.

    Задачи: подготовить с учащимися презентации, научить анализировать материал, делать выводы, выбирать главное из большого объема материала, вовлечь учащихся в учебный процесс.

    Понятия: народничество, идеология, террор.

    Оборудование: компьютер и проектор, экран, презентации по теме, учебник «История России. XIX в. 8-й класс» (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2007), рабочая тетрадь «История России. XIX век (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2007. II часть), раздаточный материал в виде таблицы.

    Опережающее задание: класс делится на группы, каждая читает соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе, готовит свой проект, выступление и презентацию.

    План урока:

    - проверка домашнего задания;

    - вступительное слово учителя, постановка проблемы;

    -выступления представителей групп;

    - дополнительные вопросы и ответы на них;

    - итоговые вопросы;                                                                                                                                                                                             - заключительное слово учителя;

    - подведение итогов игры;

    - выставление оценок;

    - рефлексия;

    - домашнее задание.

    Ход урока.

    I. Организационный момент.

    - Здравствуйте, ребята. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

    Ответ. Общественное движение: либералы и консерваторы.

    II. Проверка домашнего задания.

    - Чтобы проверить, как вы усвоили материал, выполним тест. Открываем тетради. Записываем число и слово тест. Пять заданий с одним вариантом ответа. (Задания теста поочередно появляются на экране.)

    Слайд 1.                                                  Слайд 2.

               

             

    Слайд 3.                                                  Слайд 4.

               

    Слайд 5.                                                   Слайд 6.

             

               Ответы к тесту: 1-а, 2-в, 3-а, 4-а, 5-б.

                                                                                                                                                                      После выполнения теста для проверки учащиеся меняются тетрадями с соседом по парте.  1 правильный ответ – 1 балл. На полях записывается карандашом общая сумма.

    -Сумма баллов, которая получилась у каждого из вас – это неокончательный результат. Каждый может улучшить его, работая на уроке. А мы сегодня продолжаем говорить об общественном движении.

    III. Изучение нового.

    Вступительное слово учителя. Начатые Александром II преобразования на некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. И консерваторы, и либералы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчение политического режима и возлагали огромные надежды на нового императора. Но каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые соответствовали бы ее представлениям о реформах. Когда же эти представления и реальность не совпадали, представители общественных сил пытались воздействовать на правительство различными методами. Мы уже познакомились с методами борьбы либералов и консерваторов, а сегодня узнаем, какими методами пытались изменить российский государственный строй 70-80-х годов XIX века революционеры народники. Тема урока «Зарождение революционного народничества и его идеология» (запись в тетрадь).

    А вот перед вами проблемный вопрос на урок (вопрос записан на доске).

    Возможно ли было существование какой-то одной идеологии в России в 60-70-е годы XIX века?

    - Посмотрите на название темы. В нем есть неизученное понятие. Какое?

    Ответ.  Народничество.

    - Попытайтесь самостоятельно сформулировать определение понятия. (Учащиеся пытаются дать определение.) Термин этот не имеет вполне точного значения. Народничество – это направление в общественном движении, отражающее интересы крестьян, основанное на самобытном пути развития России, способной минуя капитализм и опираясь на крестьянскую общину, создать социалистическое общество.

    (Запись определения в тетрадь.)

    - В названии темы есть и известное вам понятие. Его мы изучали в курсе обществознания. Какое?

    Ответ:  Идеология. Это система взглядов.

    - Ну а теперь представьте, что мы находимся на собрании в большой аудитории. К нам в гости при помощи машины времени прибыли представители различных направлений общественного движения 60-70-х годов XIX века. Они нас познакомят со своей системой взглядов, попытаются убедить в своей правоте. Я, с вашего разрешения, буду вести собрание. Кто желает выступить? Давайте первыми выслушаем революционеров народников.

    Выступление первой группы сопровождается показом презентации «Революционеры-народники 60-х годов XIX века».

    Во время выступления учащиеся делают в тетради запись: 1861 – 1864 – существование организации «Земля и воля».

    Вакина Светлана Андреевна

    МОУ СОШ № 75 г. Черноголовка

                                                                                                                                                                          После выступления учащимся предлагается задать вопросы выступавшим. Если вопросов нет, то учитель задает их сам.

    - Ваша организация просуществовала всего 3 года. Почему она была ликвидирована?

    - Нет «Земли и воли». Но общественное движение не исчезло. Что с ним произошло?

    Ответ. Оно разделилось на 3 направления.                                                                                                                     - Перед вами раздаточный материал. Таблица «Теория революционного народничества». Сейчас представители групп будут представлять свои направления, а вы в процессе рассказа заполняете ее.

    Направления

    Лидер

    Цели

    Тактика

    Движущая сила будущей революции.

    Выступление второй группы сопровождается показом презентации «Революционеры пропагандистского движения».

    Примерные вопросы к представителям.

    - Насколько эффективной была ваша пропаганда в народе?

    - Почему ваши идеи не осуществились? Признаете ли вы ошибочность своей идеологии?

    Выступление третьей группы. Показ презентации «Заговорщическое движение».

    Примерные вопросы оппонентов.

    - Что такое террор?

    Ответ. Политика устрашения  (запись в тетради определения).

    - Как вы думаете, используется ли ваша тактика в наши дни? Почему?

    - Считаете ли вы сою идеологию ошибочной?

    Выступление четвертой группы. Демонстрация презентации «Бунтарское движение».

    Примерные вопросы.

    - Признаете ли вы, что ваши взгляды на переустройство России глубоко ошибочны? А анархия – это заблуждение?

    Итоговые вопросы учителя.

    - В чем сходство и различие взглядов М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева?

    Используйте для ответа заполненную таблицу.

    Заключительное слово учителя.                                                                                                    Бакунин, Лавров, Ткачев развили идеи Герцена и Чернышевского, сделали их основой деятельности революционных народнических организаций. Революционное движение стало мощным фактором общественной жизни пореформенной России. Но ни агитация, ни террор не подтолкнули крестьян к революции. Идеология бунтарского, пропагандистского, заговорщического направлений показала, со временем, сою утопичность. На этом позвольте закрыть собрание, но не закончить урок.

    IV. Обобщение материала.

    - Какие три направления в народничестве мы сегодня изучили? Назовите их лидеров.

    Самостоятельное выполнение задания в рабочей тетради стр.23 № 5.

    V. Подведение итогов. Выставление оценок.

    VI. Рефлексия.

    - У нас без ответа остался проблемный вопрос (обсуждение).

    VII. Домашнее задание.

    параграф 25, рабочая тетрадь стр.22 № 4.

             


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    конспект урока «Революционное народничество в 60-х – начале 80-х гг. XIX в.»

    Образовательная цель: на основе анализа специфических черт общественного движения 60-х – начала 80-х гг. XIX в. сформировать представление об альтернативах развития России в пореформенный период...

    Презентация к уроку по теме: Зарождение народничества в России. Три основных течения народничества.

    Презентация к уроку по теме: Зарождение народничества в России. Три основных течения народничества....

    Конспект урока истории по теме "Революционное народничество" для 8 класса

    Конспект и презентация к уроку на тему "Революционное народничество" для 8 класса...

    Зарождение революционного народничества и его идеология»

    1.Сохранение помещичьего землевладения2.Обременительные условия выкупа земельного надела3.Введение временнообязанного состояния4.Медлительность, нерешительность, а также непоследовательность  цар...

    Презентация по истории по теме "Зарождение революционного народничества и его идеология" 8 кл

    Презентация по истории по теме "Зарождение революционного народничества и его идеология" 8 кл...

    Урок на тему «Зарождение физики элементарных частиц»

    Урок на тему «Зарождение физики элементарных частиц»...