Конспект урока по теме: "Зарождение революционного народничества и его идеология".
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему

Вакина Светлана Андреевна

Урок проводится в 8 классе с использованием следующих технологий: компьютерные, групповые, проектные, игровые, проблемное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vsa_konspekt_uroka.doc813.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вакина Светлана Андреевна

МОУ СОШ № 75 г. Черноголовка

Предмет: история России.

Тема: «Зарождение революционного народничества и его идеология».

Продолжительность урока: 1 урок – 45 минут.

Класс: 8.

Тип урока: Урок формирования новых знаний.

Вид: Мультимедиа-урок.

Цели урока.

  1. Образовательные: сформировать понимание особенностей идеологии народничества как системы взглядов в России; показать его непрерывную связь с предшествующими поколениями революционеров, вскрыть ошибочные представления народничества, определить актуальность темы.
  2. Развивающие: развивать умение анализировать историческую информацию; сопоставлять, сравнивать, выделять главное, причинно-следственные связи, работать над проектами; формировать оценочные суждения, свою позицию; умения работать с литературой, историческим материалом, таблицами,
  3. Воспитательные: воспитывать у учащихся понимание заслуг революционного народничества в общественном движении России 19 в., уважительное отношение к различным точкам зрения, патриотизм, гордость и уважение к своей истории.

Задачи: подготовить с учащимися презентации, научить анализировать материал, делать выводы, выбирать главное из большого объема материала, вовлечь учащихся в учебный процесс.

Понятия: народничество, идеология, террор.

Оборудование: компьютер и проектор, экран, презентации по теме, учебник «История России. XIX в. 8-й класс» (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2007), рабочая тетрадь «История России. XIX век (Данилов А.А., Косулина Л.Г. М.: Просвещение, 2007. II часть), раздаточный материал в виде таблицы.

Опережающее задание: класс делится на группы, каждая читает соответствующий материал в учебнике и дополнительной литературе, готовит свой проект, выступление и презентацию.

План урока:

- проверка домашнего задания;

- вступительное слово учителя, постановка проблемы;

-выступления представителей групп;

- дополнительные вопросы и ответы на них;

- итоговые вопросы;                                                                                                                                                                                             - заключительное слово учителя;

- подведение итогов игры;

- выставление оценок;

- рефлексия;

- домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

Ответ. Общественное движение: либералы и консерваторы.

II. Проверка домашнего задания.

- Чтобы проверить, как вы усвоили материал, выполним тест. Открываем тетради. Записываем число и слово тест. Пять заданий с одним вариантом ответа. (Задания теста поочередно появляются на экране.)

Слайд 1.                                                  Слайд 2.

           

         

Слайд 3.                                                  Слайд 4.

           

Слайд 5.                                                   Слайд 6.

         

           Ответы к тесту: 1-а, 2-в, 3-а, 4-а, 5-б.

                                                                                                                                                                  После выполнения теста для проверки учащиеся меняются тетрадями с соседом по парте.  1 правильный ответ – 1 балл. На полях записывается карандашом общая сумма.

-Сумма баллов, которая получилась у каждого из вас – это неокончательный результат. Каждый может улучшить его, работая на уроке. А мы сегодня продолжаем говорить об общественном движении.

III. Изучение нового.

Вступительное слово учителя. Начатые Александром II преобразования на некоторое время стерли четкую грань между требованиями различных политических сил. И консерваторы, и либералы, и часть революционеров выступали за отмену крепостного права, смягчение политического режима и возлагали огромные надежды на нового императора. Но каждая из этих сил ждала от власти таких действий, которые соответствовали бы ее представлениям о реформах. Когда же эти представления и реальность не совпадали, представители общественных сил пытались воздействовать на правительство различными методами. Мы уже познакомились с методами борьбы либералов и консерваторов, а сегодня узнаем, какими методами пытались изменить российский государственный строй 70-80-х годов XIX века революционеры народники. Тема урока «Зарождение революционного народничества и его идеология» (запись в тетрадь).

А вот перед вами проблемный вопрос на урок (вопрос записан на доске).

Возможно ли было существование какой-то одной идеологии в России в 60-70-е годы XIX века?

- Посмотрите на название темы. В нем есть неизученное понятие. Какое?

Ответ.  Народничество.

- Попытайтесь самостоятельно сформулировать определение понятия. (Учащиеся пытаются дать определение.) Термин этот не имеет вполне точного значения. Народничество – это направление в общественном движении, отражающее интересы крестьян, основанное на самобытном пути развития России, способной минуя капитализм и опираясь на крестьянскую общину, создать социалистическое общество.

(Запись определения в тетрадь.)

- В названии темы есть и известное вам понятие. Его мы изучали в курсе обществознания. Какое?

Ответ:  Идеология. Это система взглядов.

- Ну а теперь представьте, что мы находимся на собрании в большой аудитории. К нам в гости при помощи машины времени прибыли представители различных направлений общественного движения 60-70-х годов XIX века. Они нас познакомят со своей системой взглядов, попытаются убедить в своей правоте. Я, с вашего разрешения, буду вести собрание. Кто желает выступить? Давайте первыми выслушаем революционеров народников.

Выступление первой группы сопровождается показом презентации «Революционеры-народники 60-х годов XIX века».

Во время выступления учащиеся делают в тетради запись: 1861 – 1864 – существование организации «Земля и воля».

Вакина Светлана Андреевна

МОУ СОШ № 75 г. Черноголовка

                                                                                                                                                                      После выступления учащимся предлагается задать вопросы выступавшим. Если вопросов нет, то учитель задает их сам.

- Ваша организация просуществовала всего 3 года. Почему она была ликвидирована?

- Нет «Земли и воли». Но общественное движение не исчезло. Что с ним произошло?

Ответ. Оно разделилось на 3 направления.                                                                                                                     - Перед вами раздаточный материал. Таблица «Теория революционного народничества». Сейчас представители групп будут представлять свои направления, а вы в процессе рассказа заполняете ее.

Направления

Лидер

Цели

Тактика

Движущая сила будущей революции.

Выступление второй группы сопровождается показом презентации «Революционеры пропагандистского движения».

Примерные вопросы к представителям.

- Насколько эффективной была ваша пропаганда в народе?

- Почему ваши идеи не осуществились? Признаете ли вы ошибочность своей идеологии?

Выступление третьей группы. Показ презентации «Заговорщическое движение».

Примерные вопросы оппонентов.

- Что такое террор?

Ответ. Политика устрашения  (запись в тетради определения).

- Как вы думаете, используется ли ваша тактика в наши дни? Почему?

- Считаете ли вы сою идеологию ошибочной?

Выступление четвертой группы. Демонстрация презентации «Бунтарское движение».

Примерные вопросы.

- Признаете ли вы, что ваши взгляды на переустройство России глубоко ошибочны? А анархия – это заблуждение?

Итоговые вопросы учителя.

- В чем сходство и различие взглядов М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева?

Используйте для ответа заполненную таблицу.

Заключительное слово учителя.                                                                                                    Бакунин, Лавров, Ткачев развили идеи Герцена и Чернышевского, сделали их основой деятельности революционных народнических организаций. Революционное движение стало мощным фактором общественной жизни пореформенной России. Но ни агитация, ни террор не подтолкнули крестьян к революции. Идеология бунтарского, пропагандистского, заговорщического направлений показала, со временем, сою утопичность. На этом позвольте закрыть собрание, но не закончить урок.

IV. Обобщение материала.

- Какие три направления в народничестве мы сегодня изучили? Назовите их лидеров.

Самостоятельное выполнение задания в рабочей тетради стр.23 № 5.

V. Подведение итогов. Выставление оценок.

VI. Рефлексия.

- У нас без ответа остался проблемный вопрос (обсуждение).

VII. Домашнее задание.

параграф 25, рабочая тетрадь стр.22 № 4.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме: Зарождение народничества в России. Три основных течения народничества.

Презентация к уроку по теме: Зарождение народничества в России. Три основных течения народничества....

Конспект урока истории по теме "Революционное народничество" для 8 класса

Конспект и презентация к уроку на тему "Революционное народничество" для 8 класса...

Зарождение революционного народничества и его идеология»

1.Сохранение помещичьего землевладения2.Обременительные условия выкупа земельного надела3.Введение временнообязанного состояния4.Медлительность, нерешительность, а также непоследовательность  цар...

Презентация по истории по теме "Зарождение революционного народничества и его идеология" 8 кл

Презентация по истории по теме "Зарождение революционного народничества и его идеология" 8 кл...

Урок на тему «Зарождение физики элементарных частиц»

Урок на тему «Зарождение физики элементарных частиц»...