Урок в 9 классе по теме "Развитие экономики России в 1991-2010 годах"
методическая разработка (история, 9 класс) по теме

Языков Сергей Николаевич

Разработка урока в 9 классе по учебнику  А.А. Данилова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_istoriya_90-kh.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок разработал учитель истории МБОУ СОШ №2 с.Кривополянье Чаплыгинского муниципального района Липецкой области

Языков Сергей Николаевич.

Номинация III «УРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» («Урок “Россия-90 –х.”»).

Тема:  “Политическая жизнь России в 1991-1999 гг. ”

Урок изучения нового материала в 9 классе.

Цели урока:

-  образовательные:

1. выявить сущность разногласий между Президентом и Верховным Советом по проекту новой Конституции;

2. рассмотреть ход политического кризиса 1993 г.;

3. показать демократический характер Конституции РФ 1993 г.;

4. изучить процесс становления российского парламентаризма ;

5. рассказать о президентских выборах 1996 г.;

6. выявить результаты политического развития России в 90-е годы ХХ века;

7. конкретизировать идею о роли личности в истории на  примере Б.Н. Ельцина.

- воспитательные: оказать влияние на формирование у учащихся национального самосознания.

- развивающие: продолжить формирование у учащихся навыков работы с историческими документами и умения аргументировать свою позицию.

Оборудование:  учебник, компьютер, проектор, исторические документы,  презентация, видеофрагменты.

Опережающее задание:

Ход урока.

Этапы

урока.

Деятельность учителя.

Деятельность

обучающихся

1.Орг.

момент.

Проверка наличия учащихся и их готовности к

работе.

2. Под-

готовка

уч-ся к

изучению

нового

материала.

90-е годы ХХ века в истории России являются одним из самых сложных и драматичных периодов в истории России. После распада СССР в России произошли перемены во всех областях жизни. Одним из наиболее важных событий этого десятилетия стало становление новой российской государственности, что и станет предметом нашего урока. Записываем тему урока (слайд 1) «Политическая жизнь России в 1991-1999 гг.»

Цели урока следующие: (слайд 2)

 - изучить процесс разработки и принятия новой Конституции России;

- рассмотреть особенности формирования российского парламентаризма;

- выявить результаты политического развития России в 1990-е годы.

Эпиграфом к нашему сегодняшнему уроку послужат слова Б.Н. Ельцина «Главное  дело своей жизни я сделал… Я ухожу…» (слайд 3), сказанные им во время своего последнего обращения в должности Президента к гражданам России 31 декабря 1999 года. Этими словами Ельцин подвел итог своего правления, и в конце урока вам необходимо будет ответить на вопрос, в чем, по вашему мнению, Ельцин видел «свое главное  дело» как Президент страны.

План урока.

(написан на доске)

  1. Разработка новой Конституции и политический кризис 1993 г.
  2. Формирование российского парламентаризма.
  3. Президентские выборы 1996 г. Отставка Президента Б.Н. Ельцина.

Прежде чем перейти к изучению нового материала вспомним события, связанные с распадом СССР:

(вопросы к обучающимся)

- Дата распада СССР?

- Какие соглашения юридически закрепили роспуск СССР?

- Какой пост занимал Б.Н. Ельцин в декабре 1991г.

Итак, в декабре 1991 года СССР прекратил свое существование и начался новый этап в истории России. Одной из первых задач на котором – разработка и принятие новой Конституции.

Записывают тему.

Отвечают на вопросы.

3.

Изучение нового материала.

  1. Разработка новой Конституции и политический кризис 1993 г.

После ликвидации СССР требовалось принять Конституцию независимого Российского государства. Решение о разработке новой Конституции было принято на I Съезде народных депутатов РСФСР в июне 1990 г. и была создана Конституционная комиссия во главе с Б.Н. Ельциным. Конституционная реформа проходила в условиях острой политической борьбы, главная дискуссия развернулась по вопросу об основах политического строя. Было разработано два проекта: президентский и парламентский, которые существенно отличались друг от друга. В чем же заключалась суть разногласий? (слайд 4)  На этот вопрос вам необходимо будет ответить изучив исторический документ: 1 группа – извлечения из проекта Верховного Совета, 2 группа – извлечения из проекта Президента.  Вопросы к документам:

 - каковы были полномочия Президента и законодательного органа согласно проектам?

- в чем была основная причина разногласий между Президентом и Верховным советом по проекту Конституции? (слайд 5)

Итак, основные разногласия были по вопросу какой республикой должна стать Россия – президентской или парламентской. Напряженная борьба президента и Верховного Совета проходила с начала 1992 г. Противостояние вокруг проекта Основного закона зашло в тупик, ни одна из сторон не соглашалась на компромисс. В этих условиях Ельцин решил обратиться за поддержкой к народу и настоял на проведении в стране референдума. Из курса обществознания вспомните, что такое референдум?

  25 апреля состоялся референдум, на который было вынесено 4 вопроса:(слайд6) 1)доверяете ли вы Президенту Ельцину; 2)одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую Президентом, 3) считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ, 4)считаете ли вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов. Большинство граждан ответили «да», «да», «нет», «нет» (слайд7).

  Итоги референдума Ельцин расценил как свою победу и созванное им в июне 1993 г. Конституционное совещание одобрило президентский проект Конституции. Однако руководители Верховного Совета от участия в совещании отказались.

  К осени ситуация стала неразрешимой. В этих условиях 21 сентября 1993 г. Президент издал указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ». Обратимся к документу и ответим на вопросы: (слайд 8) 

- Что предлагал Президент для разрешения кризиса?

- Правомерно ли Верховный Совет квалифицировал указ №1400 как государственный переворот?

  В ответ на действия Президента верховный Совет принял постановление о прекращении полномочий Ельцина и передачи полномочий главы государства вице-президенту А.В. Руцкому. 23 сентября начинает работу Х съезд народных депутатов. Начинается 13 дневное противостояние Президента и Верховного Совета, которое завершилось вооруженными столкновениями 3-4 октября. Запишем дату: 3-4 октября 1993 года – вооруженные столкновения сторонников Верховного Совета с правительственными войсками в Москве. Посмотрим видеофрагмент о событиях тех дней. (слайд 9)

  Результатом трагических событий «черного октября» в Москве стала победа Ельцина. 12 декабря 1993 г. состоялся референдум по предложенному проекту Конституции и 58,4% голосовавших поддержали его. Новый Основной закон ликвидировал советскую систему власти. Запишем дату: 12 декабря 1993 года – принятие Конституции РФ. Изучим фрагмент Конституции и ответим на вопрос -  какие принципы демократии легли в ее основу? (слайд 10) 

   Одновременно с референдумом по Конституции 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в Государственную Думу, положившие начало формированию российского парламентаризма.

2.Формирование российского парламентаризма.

Однако прежде чем рассмотреть результаты выборов, рассмотрим, как происходило становление многопартийности в России. Для этого обратимся к учебнику и прочитаем в параграфе пункт «Российская многопартийность» на стр.349, после чего ответим на вопрос – какие партии пользовались наибольшим влиянием в обществе? (слайд 11)

Отметим, что главной особенностью общественной жизни тех лет было отсутствие массовых политических партий, которые только находились на этапе формирования.

  На выборах 12 декабря 1993 г. избиралось 450 депутатов: 225 депутатов Государственной Думы избирались по одномандатным округам и 225 – по партийным спискам. За активное участие в событиях в Москве 3-4 октября ряд организаций был лишен права участвовать в выборах. К выборам было допущено 13 партий и избирательных объединений. Из них 5 % барьер, необходимый для вхождения в Думу преодолели 8. Посмотрим итоги выборов на слайде. (слайд12) Председателем Думы был избран И.П. Рыбкин, представитель Аграрной партии России.

12 декабря 1993 г. была избрана и верхняя палата российского парламента – Совет Федерации. В этот орган входили по 2 депутата от каждого субъекта РФ. В 1995 г. был принят закон, не предусматривающий выборность членов Совета Федерации и в него входили «по должности» выборные главы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.

  Таким образом с декабря 1993 года высшим законодательным органом в России стало Федеральное Собрание, состоящее из 2 палат: Совета Федерации и Государственной Думы. В соответствии с законом устанавливалось переходное положение, поэтому Совет Федерации первого созыва и Государственная Дума первого созыва избирались сроком на два года. Дума первого созыва выполнила миссию перехода от советского «предпарламента» к профессиональному демократическому парламенту, структурированному по партийному признаку.

   17 декабря 1995 года состоялись выборы в Государственную Думу второго созыва, а 19 декабря 1999 года выборы в Думу третьего созыва. Проанализируем итоги выборов из сводной таблицы (слайд 13, 14):

-  как изменялось количество партий и объединений, внесенных в избирательные списки? О чем это могло свидетельствовать?

- какие перемены произошли в политической активности граждан?

-  как изменились электоральные предпочтения россиян?

Председателем Государственной Думы и второго и третьего созыва был избран представитель КПРФ Г.Н.Селезнев.

Таким образом, в 1990-е годы сформировалась система законодательной власти в России, что стало важнейшим результатом развития российского парламентаризма.

3. Президентские выборы 1996 г. Отставка Президента Б.Н. Ельцина.

Большое значение в политической жизни страны имели президентские выборы 1996 г. Впервые вопрос о главе государства решался путем всенародного голосования. Выборы проходили в условиях политической нестабильности общества, вызванной ухудшением социально-экономического положения и военных неудач в Чечне. В выборах 16 июня 1996 г. участвовали 11 кандидатов, ни один из которых не набрал абсолютного большинства голосов. Результаты кандидатов, набравшие наибольшее число голосов: Б.Н. Ельцин – 35,3%, Г.А.Зюганов – 32%, А.И. Лебедь – 14,5%, Г.А.Явлинский – 7,3%, В.В. Жириновский – 5,7%. (слайд 15) Бывший Президент СССР М.С. Горбачев набрал всего полпроцента голосов.

3 июля 1996 г. состоялся 2 тур выборов, в котором участвовали Б.Н.Ельцин и Г.А.Зюганов. Вокруг Ельцина объединились сторонники действующей власти и противники коммунистов, не желающие возвращения Советской власти, поддержку Б.Н.Ельцину оказал А.И.Лебедь, назначенный секретарем Совета безопасности. В результате, во 2 туре победу одержал Ельцин, набравший 53,8% голосов избирателей, Зюганова проголосовало 40,3%

Запишем дату: 3 июля 1996 года – победа Б.Н. Ельцина на президентских выборах.

Победа Б.Н. Ельцина не привела к стабилизации политического положения в стране. Оппозиция требовала отставки Президента по состоянию здоровья, в ноябре 1996 г. он перенес операцию на сердце. После экономического кризиса августа 1998 г. значительно ухудшилась экономическая ситуация в стране. В условиях нестабильности происходит частая смена премьер-министров. После отставки в августе 1998 г. С.В.Кириенко (слайд 16) исполняющим обязанности премьера становится В.С.Черномырдин, в сентябре 1998 г. премьером утверждается Е.М.Примаков, в мае 1999 г. его сменил С.В.Степашин, а уже в августе 1999 г. на этот пост назначается В.В.Путин.(слайд 17) При этом Ельцин подчеркнул, что видит Путина своим приемником.

 Первоначально В.В. Путин был малоизвестен в стране и по популярности сильно уступал многим политическим деятелям. Но активная деятельность на посту премьера заметно увеличила его популярность. И на парламентских выборах 17 декабря 1999 года поддерживаемое им движение «Единство» набрало по партийным спискам 23% голосов, уступив КПРФ всего 1%.  

 После успеха на выборах движения «Единство», «посмотрев, с какой надеждой и верой люди проголосовали на выборах за новое поколение политиков» 31 декабря 1999 года Б.Н.Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, где объявил о своей отставке. Запишем дату: 31 декабря 1999 года – отставка Президента Б.Н. Ельцина. В новый век страна вступила с исполняющим обязанности Президента, которым был назначен В.В. Путин.

Читают документ и отвечают на вопросы.

Дают определение понятия.

Отвечают на вопросы.

Записывают дату.

Просматривают видеофрагмент.

Записывают дату.

Отвечают на вопрос.

Читают текст и отвечают на вопрос.

Анализируют  итоги выборов.

Записывают дату.

Записывают дату.

5. Закреп-ление.

Давайте подведем итоги политического развития России в 90-е годы и вернемся к цитате нашего сегодняшнего урока. Что же Б.Н. Ельцин видел «главным делом своей жизни» и каковы были основные результаты политического развития страны? Ответим на эти вопросы, посмотрев видеофрагмент обращения Б.Н. Ельцина к народу 31 декабря 1999 года.(слайд 18) Вопросы:

- Как Б.Н. Ельцин объяснил причины своей отставки?

- За что он попросил прощения у россиян?

- В чем Б.Н Ельцин видел «главное дело своей жизни»? (слайд 19)

Таким образом, в 90-е годы в России была создана легитимная основа российской государственности, построенная на демократических принципах.

Просматривают видеофрагмент.

Отвечают на вопросы.

6.Д/з.

Параграф 52 (слайд 20)

Записывают д/з.

7. Итоги урока.

Выставление оценок.

Подают дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы».

Методическая разработка урока истории в 9 классе по теме «Экономика СССР в 1953-1964 годы»....

Урок 8 класса по теме "Рельеф России - карст"

Раскрытие значения слова «карст», показ разнообразие его форм, встречающихся на территории РБ...

Урок истории 7 класс по теме: "Экономика России в первой четверти XVIII века".

Материал предназначен для использования в средней общеобразовательной школе для учащихся 7 класса....

Конспект урока 9 класс "Миграция и население России"

География 9 класс. Конспект урока "Население России"....

Урок 9 класс Вторичный сектор экономики

Урок по географии 9 класс тема Вторичный сектор экономики...

Технологическая карта к уроку 5 класса по теме:Year after year - Год за годом

На уроке мы будем изучать времена года и выясним полное название башни Big - Ben....

Открытый урок 9 класс «Это всё – о России» (Блок).

Открытый урок. Тема: «Это всё – о России» (Блок). Цикл А. Блока «На поле Куликовом" 9 класс...