Интегрированный урок "Исторический репортаж"
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Назарова Елена Александровна.

Данный урок мы готовили вместе с коллегой Екатериной Александровной Ерофеевой. К этому времени на уроке истории закончили изучение темы "Восстание декабристов", а на уроке русского языка пришло время знакомства с публицистическим стилем...   Урок соответствует критериям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskiy_reportazh.docx10.98 КБ

Предварительный просмотр:

Назарова Е.А.

Ерофеева Е.А

Димитровград

МАОУ СОШ №19

 «Исторический репортаж: восстание декабристов»

Интегрированный урок русского языка и истории в 8 классе

(урок проводится после изучения темы «Восстание декабристов» на уроке истории и после изучения темы «Публицистический стиль» на уроке русского языка)

Цели: повторить, систематизировать имеющиеся у учащихся знания о жанре публицистического стиля — репортаже; создать условия для углубления знаний по теме через написание исторического репортажа.

Задачи: создать условия для формирования ученика как субъекта учебной деятельности:

Предметные

  • закрепить знания обучающихся о репортаже как о жанре публицистического стиля;
  • формировать умение применять полученные знания при построении собственного речевого высказывания (репортаж);
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать развивать познавательные интересы, речь, мышление, смекалку.

          Мета предметные

  • формировать умение  находить информацию в тексте;
  • учить анализировать, сравнивать  и обобщать на основе фактов;
  • учить представлять информацию в сжатом и развернутом виде.

           Личностные

  • строить отношения с людьми;
  • воспитывать уважение к родному языку, чувство патриотизма, национальной гордости за свой язык. 

Тип урока: комбинированный, интегрированный, урок применения теоретических знаний.

Технологии: проблемно-диалогисеского обучения, информационно-коммуникативные.

Форма проведения: урок-практикум, урок- «путешествие в прошлое».

Методы, приёмы обучения: приём «обращения»; приём «открытый вопрос»; частично-поисковый.

Формы обучения: парная, фронтальная, индивидуальная, самостоятельная, коллективная.

Средства обучения: проектор, экран, презентация, учебник, словарь.

Характер познавательной деятельности: частично-поисковый, репродуктивный, творческий

Основные понятия: репортаж, жанры публицистического стиля.

Литература: 1. Русский язык: 8 класс/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006

2. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – Урок № 31  

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. Учебник для 8 класса. – М.: 2009

Ход урока

Организационный момент

Данный этап ур. проводит учитель русского языка.

На партах — газеты, журналы.

В ходе диалога, побуждающего к новой теме, знакомимся с репортажем как с жанром.

Словарно-семантическая работа (на слайде 3)

Учитель русского языка (У.р.я.): с каким словом созвучно слово «репортаж»?

Репортаж (англ.  Report,  лат. Reporto) – рапорт,  доклад, сообщение;  передавать; сообщать.  Репортаж сообщает о новостях и позволяет создать движущуюся панораму действий, передать ощущение динамики жизни.

У.р.я.: какое понятие (журналист или репортер)шире?

Ответы детей.

У.р.я.: репортажи печатаются в особом разделе газеты, журнала – хронике.  

Итак,  о чём же мы сегодня будем говорить, определите тему. 

Тема урока «Репортаж».

Оформление тетр.

У.р.я.: попробуйте самостоятельно сформулировать цели сегодняшнего урока.

Гипотези детей.

Цели урока: узнать, что такое репортаж и как его писать.

На данном этапе  - учитель истории (У.и.)

У.и.:сегодня мы усложним цели урока. Вы не только будете повторять жанр публ.стил. - репортаж, но и попробуете сами его написать на историческую тему. Вы - в роли журналиста XIX века.

Слайд 4

У.и.: так, какое же событие ВЫ будете освещать в сегодняшнем репортаже? (слайд 5)

Ответа учащихся. (восстание декабристов)

Дополним цели.

Гипотезы учащихся.

Цель: узнать, что такое репортаж и как его писать, составить репортаж о восстании декабристов.

Повторение и систематизация изученного; определение границ своего знания по теме урока

Работа с учебником, беседа

У.р.я.: (после самост. прочтения) репортаж – жанр публицистический. Кто является повествователем?

Ответы учеников

У.и.: вы будете свидетелями восстания декабристов.

У.р.я.: с какой целью пишется репортаж?

Гипотезы цчащихся

Обращение к газетам, журналам

Комментарии учащихся

У.и.: какова будет цель вашего репортажа о восстании?  

У.р.я.: репортаж – это событие, процесс.

Подтверждение из текста.

У.и.: о восстании декабристов вы будете писать как о событии, только что свершившемся, или как о событии, давно минувших дней?

Итак, вы репортеры эпохи XIX века. Прогуливаясь по Петербургу в морозный день 14 декабря, вы услышали гул толпы со стороны Сенатской площади. Как человек причастный к новостям, заинтересовались данным событием.  

Структура репортажа. Зачин

У.р.я.: как вы считаете, есть ли единые требования к написанию репортажа?

Работа с учебником

с. 214 упражнение 364, примеры зачина.

Беседа о функции и структуре зачина

У.и.: переходим к практике. Когда произошло восстание? (слайд 6)

 Место происшествия? (слайд 6)

 Возможно ли обращение автора к кому-либо? (слайд 6).

У.и.: вспомните,напишите 2-3 предложения для зачина, используя опорные слова.

Слайд 6: Зачин.

Заслушать 1-2 примера

У.и.: послушайте пример зачина (выводится на слайд 7).

У.р.я.: прокомментируйте пример зачина, исходя из рекомендаций, которые даются в учебнике. Найдём зачин в репортаже газеты или журн.

Работа с публицист.литературой (газеты, журналы)

Центральная часть репортажа

У.р.я.:

Беседа о типе речи и том, слова какой части речи чаще употребляются в репортаже.

Ответы учащихся

 Повествование. Используются глаголы настоящего времени.

У.и.

Описание действий, произошедших в тот день. Итак, мы с вами сейчас на Сенатской площади и наблюдаем за событиями. Что мы видим? (слайд 8)

Слайд 9: Для чего люди пришли на площадь? Какое знаменательное событие было назначено на этот день?

Попробуйте, используя элементы обращения, сообщить об этом читателю (те же опорные слова).

Слайд 9 (пример основной части).

У.и.: вспомните имена участников, организаторов восстания.

Слайд 9: 

Цели восставших.

Требования толпы.

Реакция со стороны властей.

 Ранение М.  Милорадовича, П. Каховский.

Попробуйте начать описание событий, используя опорные слова и знакомый вам материал.

Слайд 10.

У.р.я.

Беседа о правилах оформления прямой речи, диалога. Беседа об уместности использования эмоционально-окрашенных слов.

Концовка зачина

У.р.я.

Беседа о построении концовки (опора на статью учебника, примеры из газет и журн.)

Концовка должна подводить читателя к размышлению. В ней необязательна оценка событий, ведь они только что произошли.

Тренировочное упр.

Упражнение 368.

У.и.

Зачитывает материал (слайд 11). Учащиеся должны выбрать то, что, по их мнению, можно включить в концовку их репортажа.

У.и.: возможно ли наш репортаж завершить вопросом? Ваши примеры.

Слайд 12

Рефлексия: обсуждение результатов выполнения практического задания.

У.р.я.: приметы жанра? Структура?

Какие примеры из учебника, газеты, журнала вызвали вопросы, остались непонятными?

Сформулируйте вопросы, на которые необходимо найти ответы, чтобы справиться с творческим заданием дома.

У.и.: это полная и достаточно достоверная информация. Никакого вымысла. Только факты.

У.р.я.: чего не хватает  нашему репортажу?

Гипотезы учащихся

 (заголовок)

Хотелось бы закончить анекдотом, возникшим после этого события. Мужики, солдаты, матросы на площади кричали вместе со всеми слово «конституцию», но спросив у них о значении этого слова они отвечали, что наверно это имя жены Константина (сына Павла и брата Николая).

Самооценка: оцените себя и выберете то задание, с которым вы справитесь.

Домашнее задание:1) Написать репортаж, параграф 41; 2) упр.366 (оценивается на «4»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Репортажи из леса на канале ТВШ. Авторская разработка.

Сценарий экологического общешкольного мероприятия в стиле телевизионной программы....

Здоровьесберегающий урок русского языка в 8 классе "Репортаж-повествование"

Урок "Репортаж- повествование" Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.Задачи:Образовательные:Знать особенности строения и языковые сре...

план-конспект мастер-класса по теме "Репортаж как жанр публицистики"

Данный мастер-класс позволит учителям познакомить учащихся с основными видами репортажа как одного из публицистических жанров. Предназначен для учителей, работающих в спрофилированных на гуманитарные ...

Интегрированный урок русский язык + история на тему "Исторический репортаж"

Данный интегрированный урок для 8 класса позволяет учащимся применить на практике теоретические знания полученные по теме "Репортаж" и повторить пройденный материал по истории на тему "Восстание...

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Конкурс «Исторический репортаж» Номинация: «Тематический репортаж» Тема работы: «Ладога – Дорога жизни»

Конкурс «Исторический репортаж» Номинация: «Тематический репортаж» Тема работы: «Ладога – Дорога жизни»...