Интегрированный урок русский язык + история на тему "Исторический репортаж"
план-конспект урока (8 класс) по теме

 

Данный интегрированный урок для 8 класса позволяет учащимся применить на практике теоретические знания полученные по теме "Репортаж" и повторить пройденный материал по истории на тему "Восстание декабристов". Учащиеся в ходе урока, вступая в диалог с учителями, самостоятельно пишут репортаж о восстании от лица очевидца XIX века.

Урок предполагает активный диалог между самими учителями и учащимися, используя наводящие вопросы по пройденной теме (восстание декабристов).

Наброски репортажа делаются на уроке - на слайдах есть ключевые слова и словосочетания по восстанию.

Домашнее задание разноуровневое: для тех, кому по силам написать репортаж о восстании пишут его от лица современника, а для тех, кому не по силам это задание выполняют упражнение из учебника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon istoricheskiy_reportazh.zip2.46 МБ

Предварительный просмотр:

 

Разработка интегрированного урока

(русский язык и история)

для 8 класса

На тему: «Исторический репортаж: восстание декабристов»

Авторы: учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 19 г. Димитровграда

Ульяновской  области

Назарова Елена Александровна ,

Учитель истории МАОУ СОШ № 19

г. Димитровграда

Ульяновской  области

Ерофеева Екатерина Александровна

Тема: Исторический репортаж: восстание декабристов

Образовательная цель: закрепить знания обучающихся о репортаже как о жанре публицистического стиля; показать виды репортажей; показать, как строится репортаж.

Развивающаяся цель: развитие творческих способностей и познавательного интереса школьников, развитие умений применять теоритические знания на практике.

Воспитательная цель: чувство патриотизма, активная жизненная позиция.

Тип урока: комбинированный, интегрированный, урок применения теоретических знаний

Основные понятия: репортаж, жанры публицистического стиля, приметы репортажа

Термины: репортаж, завязка, основная часть, заключение репортажа

Оборудование урока: проектор, экран, презентация, учебник

Литература: 1. Русский язык: 8 класс/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2006

2. Влодавская Е.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику М.М. Разумовской и др. «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – Урок № 31  

3. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, XIX век. Учебник для 8 класса. – М.: 2009

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Актуализация опорных знаний о публицистическом стиле речи (слайд 2).

Этот этап урока проводит учитель русского языка.

В ходе повторения учащиеся вспоминают жанр публицистического стиля - репортаж.

Проходит диалог,  побуждающий к новой теме.

Знакомство с репортажем как с жанром.

Словарно-семантическая работа (на слайде 3).

Учитель русского языка: С каким словом и из какого языка созвучно слово «репортаж»?

Репортаж (англ.  Report,  лат. Reporto) – рапорт,  доклад, сообщение;  передавать; сообщать.  Репортаж сообщает о новостях и позволяет создать движущуюся панораму действий, передать ощущение динамики жизни.

Учитель русского языка: А какое понятие, журналист или репортер, более широкое, а какое – узкое? (ответы детей).

Учитель русского языка: Репортажи печатаются в особом разделе газеты, журнала – хронике.  Итак, тема урока «Репортаж». Попробуйте самостоятельно поставить цели сегодняшнего урока.

Цели урока: Узнать, что такое репортаж и как его писать.

Учитель истории: Однако сегодня мы усложним цели этого урока. Вы не только узнаете о репортаже, но и попробуете сами его написать на историческую тему. Вы побудете в роли журналиста XIX века.

Слайд 4: 14 декабря, Николай I, князь Трубецкой, Петербург.

Учитель истории: Так, какое же событие ВЫ будете освещать в сегодняшнем репортаже? (слайд 5) (восстание декабристов)

Дополним цели.

Цель: Узнать, что такое репортаж и как его писать и составить репортаж о восстании декабристов глазами очевидца.

  1. Изучение нового материала.
  1. Работа с учебником, беседа.

Учитель русского языка: Репортаж – жанр публицистический. Кто ведет рассказ: посторонний человек или участник?

Учитель истории: Вы будете свидетелями восстания декабристов.

Учитель русского языка: С какой целью пишется репортаж?

Учитель истории: Какова будет цель Вашего репортажа о восстании?  

Учитель русского языка: репортаж – это событие, процесс.

Учитель истории: О восстании декабристов вы будете писать как о только что свершившимся событии или же, как о событии давно минувших дней?

Итак, вы репортеры эпохи XIX века. Прогуливаясь по Петербургу в морозный день 14 декабря, вы услышали гул толпы со стороны Сенатской площади и как человек причастный к новостям заинтересовались данным событием.

  1. Структура репортажа. Зачин.

Учитель русского языка:: Как вы считаете, есть ли единые требования к написанию репортажа?

Учебник с. 214 упражнение 364, примеры зачина. Беседа о зачине.

Учитель истории: Переходим к практике. Когда произошло восстание? (слайд 6 – 14 декабря 1825)

 Место происшествия? (слайд 6 - Петербург, Сенатская площадь)

 Возможно ли обращение автора к кому-либо? (слайд 6 – граждане, товарищи, господа).

Что наиболее подходит к тому времени?

Учитель истории: Вспомните, кратко об этом событии и напишите 2-3 предложения для зачина, используя опорные слова.

Слайд 6: Зачин. 14 12 1825, Сенатская площадь, Петербург, Николай 1, переприсяга, толпа «черни», морозный день, выстрелы, Александр 1, генерал-губернатор Милорадович М.

Заслушать 1-2 примера.

Учитель истории: Послушайте пример зачина (выводится на слайд 7).

Господа! Позавчера 14 декабря сего года на Сенатской площади нашей столицы были слышны возгласы: «Конституцию!» В центре Петербурга гремели выстрелы. Генерал-губернатор Милорадович, герой Отечественной войны, был смертельно ранен  пулей дворянина.

  1. Центральная часть репортажа.

Учитель русского языка: Повествование. Используются глаголы настоящего времени.

Учитель истории: С нас описание действий, произошедших в тот день. Итак, мы с вами сейчас на Сенатской площади и наблюдаем за событиями. Что мы видим? (слайд 8)

Слайд 9: Для чего люди пришли на площадь? Что такого знаменательно было назначено на этот день?

Попробуйте с элементом обращения сообщить об этом читателю (те же опорные слова).

Слайд 9 (пример основной части): Как Вы знаете, скончался государь император Александр Павлович, и на 14 декабря была назначена переприсяга Николаю Павловичу.

Учитель истории: Вспомните имена участников, организаторов восстания. Чего они хотели? Не просто так же пришли.

Они пришли одни вчетвером-впятером?

Слайд 9: С. Трубецкой, братья А. И М. Бестужевы, П. Каховский, Московский полк, Гренадерский полк, матросы Гвардейского экипажа. Цели восставших. Требования толпы. Реакция со стороны властей. Ранение М.  Милорадовича, П. Каховский.

Попробуйте начать описание событий, используя опорные слова и знакомый вам материал.

Слайд 10: Дворяне  С. Трубецкой, братья А. И М. Бестужевы, П. Каховский, наверно предварительно проведя агитацию среди солдат, пришли на Сенатскую площадь с Московским, Гренадерским полками и Гвардейским морским экипажем, с целью помешать переприсяге императора, а возможно и его свержения с престола. Толпа кричала: «Конституцию». Полиция пыталась разогнать солдат и «чернь».

Учитель истории: На уроках истории вы подробно рассматривали события 14 декабря, поэтому останавливаться сейчас мы на этом не будем.

  1. Концовка.

Учитель русского языка: Концовка должна подводить читателя к размышлению. В ней необязательна оценка событий, ведь они только что произошли. Упражнение 368.

Учитель истории: Зачитывает материал (слайд 11). Учащиеся должны выбрать то, что, по их мнению, можно включить в концовку их репортажа.

В 3 часа стало темнеть. Николай I отдал приказ стрелять картечью по «черни», которая усеяла крышу Сената и соседних домов. На первый залп картечью восставшие отвечали ружейным огнём, но потом под градом картечи ряды дрогнули, заколебались - началось бегство, падали раненые и убитые. Царские пушки стреляли по толпе, бегущей вдоль Английской набережной и Галерной. Толпы восставших солдат бросились на невский лёд, чтобы перебраться на Васильевский остров. Михаил Бестужев попытался на льду Невы вновь построить солдат в боевой порядок и идти в наступление. Войска построились. Но ядра ударялись о лёд - лёд раскалывался, многие тонули. Попытка Бестужева не удалась.

К ночи всё было кончено.

Это событие привело меня в глубочайшее изумление. Дворяне – опора государства и Его императорского величества государя Российского посмело предпринять попытку бунта. Они не только задумали, но и организовали выступление против самодержавия с оружием в руках.

Учитель истории: Возможно, ли наш репортаж завершить вопросом? Ваши примеры.

Слайд 12: Чего нам ждать дальше? Было ли это выступление единичным или у него будут последователи и последствия?

  1. Рефлексия.

Учитель русского языка: Приметы жанра? Структура?

Учитель истории: Это полная и достаточно достоверная информация. Никаких выдумываний. Только факты.

Учитель русского языка: Чего не хватает у нашего репортажа? (заголовок)

Хотелось бы закончить анекдотом, возникшим после этого события. Мужики, солдаты, матросы на площади кричали вместе со всеми слово «конституцию», но спросив у них о значении этого слова они отвечали, что наверно это имя жены Константина (сына Павла и брата Николая).

Домашнее задание (слайд 13): Написать репортаж, параграф 41, для «слабых» учащихся упражнение 366.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Здоровьесберегающий урок русского языка в 8 классе "Репортаж-повествование"

Урок "Репортаж- повествование" Цель: Формирование умения самостоятельно анализировать и создавать текст-репортаж заданной тематики.Задачи:Образовательные:Знать особенности строения и языковые сре...

Интегрированный урок русского языка, литературы, истории (9-й класс) по «Слову о полку Игореве» в форме игры «Умники и умницы».

Урок повторения, обобщения и контроля, комплексного применения знаний. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях. Урок - игра. Такой урок позволяет в и...

Интегрированный урок русского языка, литературы и истории в 10 классе"Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале".

Интегрированные уроки - одна из инновационных педагогических технологий в современном образовании. Эффективность интегрированный уроков проявляется в том, что даже слабые ученики с интересом участвуют...

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"

Интегрированный урок (русский язык + литература) по теме "Урок-репортаж с использованием повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»"...

Технологическая карта интегрированного урока: русский язык, история

Технологическая картаинтегрированно урока по теме "Язык до Киева доведет".  Уделяется внимание фразеологическим оборотам и жизни древних греков...