"Петербург Александра III" урок по истории и культуре Санкт-Петербурга. 8 класс
план-конспект урока по истории (8 класс) по теме

Вьюгинова Татьяна Алексеевна

Авторский урок по истории и культуре Санкт-Петербурга с использованием приемов и методов международной программы Критическое мышление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по Истории и культуре Санкт-Петербурга

с использованием приемов и методов

международной программы

Критическое мышление

Петербург Александра III

(8 класс)

                                              Учитель: Вьюгинова Татьяна Алексеевна

Основные задачи урока “ Петербург Александра III” состоят в раскрытии

  • специфики развития Петербурга конца 19 столетия;
  • роли Александра III в жизни России и его столицы;
  • многоликого облика Петербурга.

Урок проходил с использованием приёмов технологии Критического Мышления – таблицы ПМИ (плюс, минус, интересно) и перекрёстной дискуссии “Петербург – европейская столица”.

Урок по технологии КМ строится в логике трёх фаз: вызов, осмысление, рефлексия.

Задачей стадии вызова является обращение к опыту учащихся по данной теме и пробуждение интереса к ней.

Поэтому в первой части урока учитель напоминает учащимся о неблагодарной судьбе памятника Александру III в Петербурге и рассказывает легенду о благополучие города (смотри книгу: Синдаловский Н.А. «Петербург: От дома к дому… от легенды к легенде…» СПб., Норинт, 2000 г., стр. 124), зачитывает различные точки зрения на царствие Александра III (работа с источниками).

Затем учащиеся получают задание дать ответ на вопрос «Каким вы представляете Петербург конца 19 века?» и выразить его ключевыми словами или сочетаниями слов. Предварительные ответы записываются учащимися и выставляются учителем на наборном полотне «Петербург конца 19 века – это город… » Выполнение задания становится логическим переходом к стадии осмысления.  

Основное содержание стадии осмысления заключается в работе с информацией. Учителем выбрана групповая форма работы и подобраны отрывки (1-5) о Петербурге царствия Александра III. По ходу работы каждая группа заполняет таблицу ПМИ по своим текстам (см. ПРИЛОЖЕНИЕ). (Группы работают маркером своего цвета).

Задача стадии рефлексии заключается в обобщении (синтезе) изученного. Учащиеся озвучивают свою работу с таблицей ПМИ и на доске обобщается результат работы групп, «собирается» общая таблица ПМИ. Это может выглядеть так:

П (+)

М (-)

И (интересно)

1

г

р

у

п

п

а

  • Увеличение средств для начального образования
  • Много сделано Думой для санитарного и врачебного благоустройства города
  • В 1891 открылась Городская СЭС
  • Осуществлен пуск телефонной станции – первой в России
  • С 1893 началось регулярное электроосвещение улиц в центре города
  • С зимы 1894/95 положено начало трамвайному движению по льду Невы  
  • С 1892 в результате городской реформы увеличен имущественный избирательный ценз
  • Вмешательство царской администрации в дела Думы
  • Плата за телефон высока – 250 рублей в год
  • Трамвайные вагоны - иностранного производства
  • Город не имел системы централизованной канализации
  • Недостаточное снабжение водопроводной питьевой водой
  • Не решена проблема с фильтрацией воды в промышленности
  • Первые испытания отечественного трамвая инженера Ф. А. Пироцкого
  • Открыта первая в СПб электростанция (на барже у Полицейского моста в 1883)
  • На телефонной станции соединение абонентов производили «барышни» высокого роста и незамужние
  • За сезон «ледовый трамвай» перевез около 900 тысяч пассажиров  

2

г

р

у

п

п

а

  • Покровительство Александра III «русскому стилю» способствовало возрастанию интереса в обществе к русской истории
  • Александр III коллекционируя предметы искусства преумножал богатства России (открыт Национальный музей русского искусства, пополнение Эрмитажной коллекции)
  • Наконец-то (после Москвы) открыт памятник А. С. Пушкину
  • Получили признание и другие гении русской литературы и науки – памятники Лермонтову, Жуковскому, Гоголю, Пржевальскому, Ломоносову
  • Александр III запретил выставлять картину Репина «Иван Грозный и его сын Иван»
  • Упадок городской скульптуры (впрочем и в Европе - тоже)

  • Александр III не любил передвижников, но покупал их картины и выставки передвижников в городе проходят регулярно
  • Хорошо разбирался в иконописи
  • Любил живопись батальную, портретную, пейзажную. (Особенно картины Айвазовского)
  • Памятник в честь победы России в турецкой войне 1877-88 состоял из 108 пушек сложенных в пять ярусов

      

 

 Углубляя стадию рефлексии, учитель предлагает вернуться к предположениям, сделанным на стадии вызова (см. наборное полотно «Петербург конца 19 века – это город… ») и дополнить или изменить их согласно полученной информации о жизни города.

Стадию рефлексии продолжает перекрестная дискуссия «Петербург конца 19 века – европейский город». По ходу дискуссии учитель на доске, а учащиеся в тетрадках кратко ведут запись аргументов «за»  и «против» в виде графической записи.

«ЗА»

«ПРОТИВ»

  • Многочисленный состав населения (четвертый по населению после Лондона, Парижа и Берлина)
  • Многонациональный город (до 40 наций)
  • Свобода вероисповеданий
  • Крупный индустриальный центр
  • Культурная столица
  • Роль города как «окна в Европу» возросла с открытием Морского канала и нового Морского порта
  • Низкий естественный прирост населения
  • Соотношение русских к иностранцам 5:1. Преследование инородцев (особенно евреев) под лозунгом «Россия – для русских»
  • Православных храмов больше
  • Зависимость промышленности города от иностранного сырья и оборудования.
  • Петербург – один из немногих городов, где не было централизованной канализации
  • Отставание от других городов в снабжении водопроводной питьевой водой.

В заключение урока учащиеся записывают свое собственное мнение в виде вывода. Это может быть и домашним заданием.

Учитель истории и краеведения

177 гимназии Санкт-Петербурга

Вьюгинова Татьяна Алексеевна

ПРИЛОЖЕНИЕ

Текст №1

«Буржуазный Петербург»

Александр III унаследовал страну, находившуюся в тяжелейшем экономическом состоянии. Всемирная промышленная выставка 1882 года показала отсталость России во всех областях индустрии. Правительство Александра III берет курс на политику государственного протекционизма, выступая под флагом защиты национальных интересов под любимым девизом Александра III – «Россия для русских». Таможенные обложения при Александре III возрастают почти вдвое. В конце 80-х годов правительство начало быструю, радикальную и форсированную индустриализацию страны, в результате чего Россия постепенно выходит на 5-ое место в мире по темпам промышленного производства. К середине 90-х годов в столице насчитывалось 500 фабрик и заводов. Расширились и превратились в промышленные гиганты Путиловский и Балтийский судостроительный заводы. Возникли новые – Обуховский сталелитейный, Меднопрокатный и трубный завод (1881), Канонерский судоремонтный (1883), завод оцинкованного железа (1883), железопрокатный и проволочный завод (1884), завод керосиновых двигателей Е. А. Яковлева (1891), Станкостроительный завод К. Экваля (1893), завод электротехнических сооружений фирмы «Л. Ф. Дюфлон». Возникают новые предприятия легкой промышленности – в 1882 году Товарищество С.-Петербургского механического производства обуви (известного под названием «Скороход» с 1910),  мебельная фабрика Р. Ф. Мельцера (1884), Абажурная фабрика А. К. Козерского (1885) и др.

Однако большинство оборудования для фабрик и заводов ввозилось из-за границы. Промышленность столицы во многом зависела также от привозного сырья – угля, металла, хлопка. Условия труда рабочих оставались тяжелыми. Рабочий день начинался в 5-6 часов утра и заканчивался в 7-8 часов вечера. В текстильной промышленности увеличилось число женщин. В бумажном производстве более 1/5, а в текстильном 1/6 часть всех рабочих составляли дети. Различные категории рабочих получали разную заработную плату – от 7 до 35 рублей в месяц, ¾ из них зарабатывали в среднем 60-80 коп. в день. Ученики – 20-30 копеек в день. Рабочие жили при фабриках – в казармах или в специально отведенных помещениях. В каждой комнате по 2 семьи. Перегородки между комнатами не доходили до потолка. Холостые рабочие платили хозяевам за жилье до 2,5 рублей, а семейные от 5 до 9 рублей в месяц. Не легче жилось рабочим на частных квартирах. В двухкомнатной квартире селились от 15 до 20 человек. Это были т. н. «угловые» жильцы. Кровати в таких комнатах расставлялись вдоль стены, вплотную друг к другу и с трех сторон отделялись занавесками. Пищу готовили дома только семейные.

Поощряя промышленное развитие, Александр III с тревогой думал о его социальных последствиях. Пытаясь упредить обострение ситуации, он берет на себя роль посредника в отношениях между трудом и капиталом. Его политику в решении рабочего вопроса можно назвать с полным основанием «попечительной». Законами 1882-1885 запрещался труд детей до 12 лет и ограничивалась продолжительность труда подростков от 12 до 15 лет, запрещалось использование их труда на «вредных» производствах, была запрещена ночная работа женщин и подростков до 17 лет, законодательством определялись условия найма и порядка расторжения договоров с предпринимателями. В Санкт-Петербурге широко практикуется социальная защита населения, как государством, так и частными лицами. За 1886-91 год открываются первые девять городских детских домов, приюты для малолетних детей и престарелых женщин, убежища для женщин, выходящих из мест заключения, Мариинский приют офицерских детей, приют для вдов и сирот заслуженных гражданских чиновников, Второе убежище для девочек, Московско-Нарвское отделение общества попечения о бедных и больных детях – «Синий крест», общество призрения калек и идиотов несовершеннолетнего возраста, общество попечения о ссыльных и каторжанах, в 1890 году на Пороховской ул. №44 открылась С.-Петербургское общество трезвости, задавшееся целью доставить рабочему населению приличные развлечения, способные отвлечь его от посещения трактиров и питейных домов. В помощь крестьянам для решения проблемы малоземелья на Адмиралтейской наб. №14 в 1882 году открывается Крестьянский поземельный банк. Не забывает правительство и о главной опоре государства – дворянстве. В 1885 году там же на Адмиралтейской наб. №14 открывается Государственный дворянский земельный банк. В 1888 на Вознесенском пр. №40 открывается Петербургский столичный ломбард, а в 1889 – Русский торгово-промышленный банк (Б. Морская ул. №15).  

Текст №2

«Архитектура»

Эклектика – основное направление в культуре середины 19-го – начале 20-го века. Его сущность – возможность применения в одном здании разных форм прошлых стилей в любых сочетаниях. Поздняя эклектика 1880-1900 годов связана с интенсивным строительством, вызванным переходом России на капиталистический путь. К поздн6ей эклектике можно отнести постройки в «русском стиле», основанные на использовании форм и приемов древнерусского зодчества. Древнерусское искусство со времени Александра III входит в моду. В архитектуре проявляется подражание образцам деревянного строительства боярских и царских хором 17-го века; для царской семьи шьют одеяния в стиле того же века. Военная форма упрощается и приближается по виду к народному костюму. Все это должно было свидетельствовать о том, что Россия идет «своим путем», что Европа с ее демократическими порядками «нам не указ», что естественной формой государства для России и русского народа всегда было и есть царское самодержавие. В «русском стиле» например построен дом на углу Пантелеймоновсой улицы и Литейного проспекта, Дом офицерского собрания, несколько церквей и домов на Невском проспекте, вблизи Московского вокзала. Самым распространенным типом жилых построек стали доходные дома, которые заполняли целые кварталы и даже улицы. Цена земли в городе, особенно в центре, сильно выросла и владельцы доходных домов, стремясь получить наибольшую прибыль при минимальных затратах на землю, строили дома близко друг к другу, оставляя внутри домов узкие дворы, плохо освещенные и без зелени. (Их называли «дворовыми колодцами».) В архитектуре появился новый тип зданий – гостиницы, крытые рынки, универсальные магазины, банки.        

Петербург того времени напоминал крупную стройку: идет перестройка дворцов знати, надстраиваются верхние этажи старых зданий, строятся новые. Наиболее известным архитектором конца 19-го века был Максимилиан Месмахер. В 1882 году он возвел дворец для в. к. Алексея, брата императора Александра III. Поднявшийся на берегу Мойки (д. №122) дворец привлекает внимание своим живописным сочетанием различных по высоте объемов. Перед этим он построил дом на Большой Морской (№52), где теперь размещается Дом Архитектора; здание архива Государственного совета на углу Миллионной и Зимней канавки; дворец в. к. Михаила (Адмиралтейская наб. №8); в  1894 –1896 годах он возводит здание музея Центрального училища технического рисования А. Л. Штиглица в Соляном пер. №15.

В 1882-1885 на Сенной площади по проекту И. Китнера на месте деревянных лавочек и ларьков были построены большие крытые стеклом железные корпуса. Это было первое в нашем городе сооружение при строительстве которого широко использовался металл. П. Сюзор строит жилые дома для среднеобеспеченных слоев населения, приюты, дома с дешевыми квартирами, больницы. Общероссийскую известность Сюзор получает как создатель бань – целых оздоровительных комплексов; предметом наибольшего интереса зодчего было проектирование сантехнических систем, отопления, вентиляции. (Недаром сантехнику называли «санитарным зодчеством».) Но центральным событием в архитектуре города продолжало оставаться строительство храма Воскресения Христова («Спас на Крови») по проекту архитектора А. Парланда и архимандрита Игнатия (И. Малышева), которые в основу разработки положили исконно русские начала – архитектурные приемы московского и ярославского зодчества. Через 24 года храм освятили, но внутренняя отделка здания продолжалась. 10 лет велось строительство Большой хоральной синагоги. В здании храма  (Лермонтовский пр. №2) воспроизведены формы древнееврейского зодчества. Синагога возводилась архитектором Маловым по проекту архитекторов Шапошникова и Бахмана.    

В 1884-1890 годах по проекту архитектора А. И. Томишко был построен комплекс Центральной одиночной тюрьмы «Кресты» (Арсенальная наб. №3). В 1887-89 архитектор Л. Н. Бенуа в стиле неоклассицизма построил здание Певческой капеллы имени М. И. Глинки (наб. р. Мойки №20).

К началу XX столетия в мир врывается совершенно новая архитектура. Этот стиль в Австрии называли сецессион, в Германии – югендстиль, во Франции – ар нуво. В России – модерн. Своими формами и убранством модерн возглашал, что пришел на помощь человеку, подавленному ускоряющимся темпом жизни, грохотом машин, пугающими действиями политиков. Новый стиль жаждал вернуть человека в тихий мир покоя и размышлений о красоте, любви, о предрешенности судьбы.

Текст №3

«Благоустройство города»

Главными предметами забот городской Думы при Александре III было больничное и санитарное дело, а также расширение средств для начального народного образования. С 1884 года Дума принимает в ведение городского общественного управления 6 больниц и одну богадельню. Приняв на себя попечение о санитарном и врачебном благоустройстве города, Дума подготовила ряд мер к оздоровлению столицы, улучшала систему вывоза городских отбросов, устройства кладбищ, скотобоен, заботилась об очистке каналов и разведении новых скверов и садов. В 1891 году часть Лиговского канала, превратившегося в хранилище нечистот, была забрана в трубу, а над ней проложили Лиговский бульвар. В этом же году открывается Городская лаборатория по исследованию санитарного состояния городской среды и состава пищевых продуктов. Снабжение города чистой водой было предметом забот Думы, ей удалось добиться устройства водопроводов в заречных частях города, а затем и выкупа всей водопроводной сети городом у акционерных обществ петербургских водопроводов. Самым трудным оказалось устройство фильтров для очистки воды - из-за их дороговизны владельцы предприятий отказывались от их установки (хлорировать же воду впервые начнут в 1910 году в Кронштадте).  

В 1880 году напротив Адмиралтейской башни устроили фонтан высотой 28 метров.        

Санкт-Петербург был одним из немногих крупных городов Европы, в котором  централизованной канализации не было вовсе. С 1865 по 1917 годы Думой разрабатывалось 65 проектов городской канализации, однако к практическому строительству канализации приступят только с 1925 года.

В начале 1881 года в Петербурге было всего 88 начальных училищ при 4000 учащихся. В 1894 году число начальных школ возросло до 330, а число учащихся – до 17000.

Освещение

С 1883 года начинается регулярное электроосвещение Невского пр. от Мойки до Фонтанки, затем обе Морские улицы, Дворцовая набережная с площадью и Вознесенский проспект. Первая в Санкт-Петербурге электростанция была открыта в 1883 году на барже, причаленной к берегу р. Мойки ниже Полицейского (Народного) моста; затем была сооружена и вторая – у Казанского собора. В 1888 приступили к освещению Зимнего дворца электрическими лампами при помощи первой стационарной электростанции при дворе Старого Эрмитажа.  

Телефон

В 1882 году осуществлен пуск телефонной линии до Гатчины. На Невском проспекте дом 26 открылась первая в России Телефонная станция. Она обслуживала пока только 128 абонентов, плата была весьма высокой – 250 рублей в год. Соединение клиентов производили «бырышни» - девушки обязательно не замужние и высокого роста. Телефонная сеть города разрасталась и вскоре на Б. Конюшенной открывается новая телефонная станция.

Транспорт

До середины XIX века единственным видом городского пассажирского транспорта в Петербурге были извозчики – «ваньки» и лихачи-«аристократы» (только в 1930 годах упраздняется этот вид пассажирского транспорта). Так как пользоваться услугами извозчиков простому люду было дорого, с 1847 года и до 1914 года в городе курсировали маршрутные омнибусы, то есть общественные кареты. Стоимость проезда в них была меньше, чем плата извозчику, но и желающих было больше, за что омнибусы прозвали «сорок мучеников». С 1863 года в Петербурге открылось движение конок – двухэтажный металлический вагон темно-синего цвета длиной около 8 метров двигался по рельсам с помощью двух «лошадиных сил». Стоимость проезда внизу составляла 5 копеек, на империале – 3 копейки. В 1880 году в Санкт-Петербурге прошло первое испытание отечественного трамвая инженера-изобретателя Ф. А. Пироцкого. Он использовал для опыта рельсы конки, по которым пустил ток. К вагону был прикреплен подвесной электромотор. Однако трамваи в Петербурге появились позднее чем в других городах России. Это объяснялось тем, что владельцы конных железных дорог, заключившие в свое время долгосрочный контракт с Городской Управой на монопольное владение городскими железными дорогами, отказывались расторгнуть его. Однако права хозяев конок не распространялись на водные протоки, поэтому первые трамвайные линии появились зимой 1894-1895 годов. Они прокладывались по льду Невы. За сезон «ледовый» трамвай перевозил около 900000 пассажиров (первая наземная трамвайная линия откроется в 1907 году).

В 1885 году осуществляется перенос Морского порта со Стрелки В. О. на Гутуевский о-в и открытие Морского канала (длина 32 км, до внешнего рейда Кронштадта, глубина около 9 м, ширина 85-120 метров).

В 1892 году Александр III проводит городскую контрреформу. Для участия в выборах в Думу значительно возрос имущественный ценз и закреплялось вмешательство царской администрации в дела городских дум и управ. Увеличенный избирательный ценз при проведении городской контрреформы стал еще одним стимулом для деловых людей, чтобы задуматься о повышении уровня своих доходов. Это, в свою очередь, способствовало развитию городской экономики.

Текст №4

«Население города»

К концу 19 века Петербург был одним из крупнейших городов Европы. По количеству жителей он занимал 4-ое место, уступая Лондону, Парижу и Берлину. К началу царствия Александра III по переписи 1881 года в Петербурге проживало 860 тыс. жителей, к концу царствия – 1млн. 250 тыс. Среди населения города мужчин было больше чем женщин на 10%, в отличие от других крупных европейских городов, где соотношение было обратным. Сказывалось большое количество крестьян,  прибывавших в город в поисках работы и не порвавших связь с деревней. Однако к концу 19-го века доля женщин в населении столицы возрастает и превышает 45% от общего состава. 65% жителей составляли люди в рабочем возрасте (в европейских городах – 55%); дворян было только 8%, 2/3 жителей по своему происхождению были крестьянами. Численность рабочих в 1890 году превышала 150 тыс. Вместе с членами семей рабочие составляли более 40% всего населения Петербурга. Рождаемость была высокой – 27 человек на 1000 жителей в год, но из-за высокой смертности (25 человек на 1000 в год) естественный прирост был небольшой (около 10000 человек ежегодно) и город рос в основном за счет миграции крестьян из северных и верхневолжских губерний. Коренное население Петербурга – это в основном дворяне, купцы, мещане и духовенство.

 В 80-90-х годах численность прислуги превышала 100 тыс. человек, но доля ее в населении уменьшилась до 10%. Половина прислуги обслуживала чиновников, численность которых вместе с семьями была около 50 тыс.; 20% прислуги находилась у купцов и фабрикантов (их доля в составе населения была около 10%). Остальная прислуга была домовой (дворники, сторожа и т. п.). Среди прислуги женщин было больше, чем мужчин. По сравнению с другими городами России в Санкт-Петербурге в конце 19-го века был уже довольно многочисленный класс интеллигенции, порядка 15% всего населения (вместе с семьями). Как и прежде в городе было много военных – солдат и офицеров.    

 Важной отличительной особенностью населения Петербурга является его сравнительно высокая грамотность. По переписи 1881 года она составляла 64,3% и имела тенденцию к росту.

Население Петербурга насчитывало 40 национальностей, соотношение коренного русского и нерусского населения составляло 5 : 1. На долю немцев, финнов, поляков и евреев приходилось от 1,5% до 4,5% населения. Многонациональный состав населения не являлся особой, характерной только для Петербурга, чертой. Это было свойственно многим столицам, крупным промышленным центрам Европы. Наиболее распространенные занятия среди части живущих в Петербурге национальных групп таковы – среди немцев можно было чаще всего встретить мастеров, работавших на заводах, булочников, врачей и учителей; финны занимались торговлей вразнос, ремеслом, а женщины вскармливали младенцев за плату (кормилицы); основное занятие французов – работа воспитателем-гувернером, парикмахером, модисткой; поляки трудились мастеровыми на Путиловском заводе; а татары, прибывшие с Волги, устраивались дворниками, занимались скупкой тряпья, организовывали торговлю галантерейными товарами и сафьяном.        

Многонациональный Петербург отличался веротерпимостью, подлинным правом людей различных вероисповеданий совершать свои религиозные обряды и богослужения. Кроме многочисленных православных церквей в Петербурге существовали католические костелы, лютеранские, армянские, финские церкви и наконец к концу правления Александра III возводится синагога.

Текст №5

«Живопись и коллекционирование»

В правление Александра III в Петербурге ежегодно проходят выставки Товарищества передвижных художественных выставок (9-ая – 21-ая). В Товарищество входили известные живописцы: И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге, В. Г. Перов, И. Е. Репин и др. К середине 90-х годов в товарищество входило 42 художника. Прежняя обличительная направленность полотен передвижников сменяется устойчивым интересом к русской истории, особенно к ее московскому периоду. В 1881 году выставляется картина Сурикова «Утро стрелецкой казни», а в 1887 его же картина «Боярыня Морозова». В 1885 И.Е. Репин создал картину полную драматизма – «Иван Грозный и сын его Иван». На выставке в Петербурге около нее было столпотворение. Недовольный Александр III повелел, чтобы картина нигде более не была выставлена для публики. В 1891 году Репин заканчивает картину «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Создает Репин и групповые портреты царской семьи, где сам Александр III напоминает былинного русского богатыря. В 1890 году создается в дополнение к Товариществу передвижных выставок Санкт-Петербургское общество художников, которое выставляло картины В. Д. Поленова «Христос и грешница» (1888), И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» (1889), М. А. Врубеля «Демон» (1890). Сам Александр III с особым пристрастием относился к батальной живописи, любил портретную и пейзажную и был равнодушен к жанровой. Но особенно увлекался иконописью. Как и многие Романовы Александр III преумножал богатства России занимаясь коллекционированием предметов искусства и особенно живописи. Гатчинский замок при Александре III превратился буквально в склад бесценных сокровищ. Приобретения императора – картины, скульптура, предметы искусства – уже не помещались в галереях Зимнего, Аничкова и др. дворцов. Александр чутко прислушивался к мнению истинных знатоков искусства. В дворцовом собрании оказались представленными работы всех сколько-нибудь выдающихся русских художников – и старых, и едва заявивших о себе: Левицкого, Боровиковского, Тропинина, Верещагина, Бруни, Маковского, Крамского, Савицкого и многих других. В числе самых дорогих, судя по каталогу – картины Брюллова, Федотова, Айвазовского. В отношение картин последнего Александр III однажды сказал «Что бы не написал Айвазовскмй, будет куплено мной немедленно». За 40 тыс. рублей Александр приобретает коллекцию золотопромышленника В. А. Кокарева. В 1884 году он покупает за 6 млн. знаменитую коллекцию сына крупного золотопромышленника Базилевского. Музей этого русского барина был самым знаменитым в Париже. В коллекцию входили предметы христианского искусства от первых веков нашей эры до поздней готики. Так Эрмитаж получил большое и прекрасное собрание древней церковной утвари, изделий из резной кости, эмалей, майолики и фаянса.  

К концу царствования Александра III отделение прикладного искусства Эрмитажа сравнялось с подобными отделами европейских музеев, а личная живописная коллекция императора послужила через несколько лет основой для создания в столице нового национального музея. Вскоре после смерти родителя Николай II пожелал увековечить его память как покровителя искусств. Через несколько месяцев после похорон он подписал указ о создании в Петербурге Русского музея имени Александра III.

Скульптурные памятники конца XIX века в нашем городе напоминают увеличенные музейные экспонаты. Из всех искусств этого периода на последнем месте оказалась именно городская скульптура. Впрочем, упадок этого вида искусства свойственен и бесчисленным монументам, заполнившим города Европы – таковы были вкусы второй половины XIX века. В 1881 году впервые на плане города появилось имя А. С. Пушкина. Новая улица получила имя Пушкина, а сквер в центре улицы – стал Пушкинским сквером. Здесь 7 августа 1884 года состоялось открытие первого в городе памятника Пушкину. Статуя поэта была отлита по модели А. М. Опекушина (автора московского памятника 1880 года) на бронзолитейной фабрике. Пьедестал выполнен из черного полированного гранита по проекту Н. Л. Бенуа и А. С. Лыткина. В нашем городе памятник стали называть «маленький Пушкин» на только из-за маленьких размеров но и потому, что он не дает представления о характере великого поэта. Однако для нас важен прежде всего сам факт появления памятника и преодоление долгих лет замалчивания официальными кругами таланта поэта. В 1892 году был установлен бюст М. В. Ломоносова на площади его же имени. Скульптор - П. П. Забелло, авторы пьедестала - А. С. Лыткин и Н. Л. Бенуа. Пьедестал здесь более внушителен, чем бюст, механически на него установленный. В этом же году в Александровском саду установлен памятник известному путешественнику, исследователю Центральной Азии Н. М. Пржевальскому (скульпторы – Шредер И. Н., Рунеберг Р. А., автор проекта – Бильберлинг А. А.). Парадоксально смотрится в северной крошечный верблюд у подножия пьедестала памятника.

Камерный, почти музейный характер имеют памятники-бюсты писателям в том же Александровском саду – Гоголю, Лермонтову, Жуковскому (1896 г.).

Императору Александру III, принимавшему личное участие в Турецкой войне 1877-1877 годов, принадлежала мысль увековечить подвиг русских войск в этой войне достойным памятником. Такой памятник был воздвигнут на Измайловском проспекте, против Свято-Троицкого собора. Он состоял из высокой колонны, сложенной из отбитых у турок 108 пушек в пять ярусов с фигурой Славы на самом верху (проект Д. И. Гришина). В 1930 г. памятник демонтировали.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)

Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...

История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга

   В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"

Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Конспект урока по Истории и культуре Санкт-Петербурга по теме: "Санкт-Петербург - город светской культуры"

Урок-исследование с постановкой проблемного вопроса. Учащиеся опираются на знания, полученные на предыдущих уроках, знакомятся с новым материалом, анализируют, дают собственную оценку. В конце урока ч...