Конспект урока "Русская икона" с презентацией
план-конспект урока по истории (6 класс) по теме

Игнатьева Мария Николаевна

Урок "Русская икона" проводится при изучении темы "Русская культура и быт в XIV-XVI вв". Конспект урока дополнен презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkaya_ikona.docx20.8 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования РФ

Управление образования администрации г. Владимира

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

Конспект урока по истории России

«Русская икона»

                                                             учитель истории

                                                                  I квалификационной

                                                 категории

                                                           Игнатьева М.Н.

г. Владимир, 2013 г.

Урок изучения нового материала:      Русская икона

Цель: сформировать у учащихся целостное представление об исторических       традициях и ценностях художественной культуры.

Задачи:

- познакомить с процессом создания иконы и особенностями древнерусской иконописи;

- развить у учащихся способности к осмысленному эмоционально-художественному восприятию русской иконописи;

- содействовать воспитанию у учащихся любви к своему Отечеству, уважения к историческому прошлому и настоящему нашей Родины.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материала.

Учитель задает вопрос: «Что такое икона?». Учащиеся отвечают.

«Икона» - слово греческого происхождения, дословно означает «изображение», «образ».  Икона – живописное изображение лиц или событий церковной истории, которым верующими воздается особое почитание  (Слайд №1).

Вопрос: А с какой целью создаются иконы? Ответы учащихся.

Учитель поясняет. Церковь рассматривает икону как символ таинственной связи верующих с богом. Через эту связь икона способна приобщить человека к богу. Эта мысль прекрасно выражена в древней христианской легенде. Первые иконы Марии с младенц6ем Христом на руках написал евангелист Лука. Богоматерь, увидев их, произнесла: «…благодать моя с сими иконами да будет». Культ почитания христианских икон зародился в эпоху раннего христианства во II веке. На Русь икона пришла в Х веке из Византии. Древнейшие центры написания икон – Киев, Владимир, Новгород, Псков, Тверь и Москва. Они оставили на бесконечное разнообразие местных памятников живописи XI-XV веков, порой весьма различных по стилю, но всегда единых как по содержанию, так и по своим идейным основам. Понятие о светлых духовных началах человечества является основным внутренним смыслом древнерусской иконы на всем протяжении ее существования.

Вопрос: Как создавались иконы?

Об этом могут рассказать один и два ученика, предварительно получившие задание. Учащиеся рассказывают.

Иконы писали, как правило, на деревянных досках. Использовали дерево разных  пород – липу, кипарис, но особенно дорого стоили доски сандалового дерева, источающие тонкий аромат. Древесина должна была быть сухой, поэтому материал для икон готовили зимой. Если заказчик просил сделать небольшой «образок», доску выпиливали из одного круглого полена. Для больших икон собирали щит из нескольких досок. Доски соединяли специальными планками-шпонками. По таким планкам можно определить время создания иконы. После того, как врезаны шпонки, начинали обрабатывать лицевую сторону. На щите со стороны, где надлежало писать икону, заглубляли прямоугольную выемку – ковчег. По сторонам от ковчега возвышались края доски – поля. Скос между полем и ковчегом называли лузгой (Слайд № 2) . Для того, чтобы предохранить живопись от трещин и разрывов на доску клеили ткань – поволоку. На поволоку наносили левкас. Готовили его из мела и осетрового клея. Левкас наносили в несколько приемов, давая каждому слою хорошо просохнуть. Залевкашенную поверхность мастер тщательно выглаживал до идеально гладкой.  Главное изображение художник помещал в ковчеге, на полях иконы писал поясняющие тексты или избранных святых. Работа не обходилась без  иконописного подлинника, введенного в художественную практику постановлением Стоглавого собора во времена Ивана Грозного. Церковь строго предписывала художникам придерживаться старых образцов иконописи. После того, как был перенесен рисунок, иконописец слегка процарапывал его по левкасу. Делал он это для того, чтобы после наложения красок был виден легкий след рисунка, затем приступал к золочению. Золочение всегда было характерной чертой иконописи. Золото не только украшало икону, но имело определенный символический смысл – божественного света, сияния. Работать красками художник начинал с «доличного письма», то есть письма палат, элементов пейзажа, одежд святых и тому подобное. Он покрывал их первоначальными светлыми красками. Дальше шла роспись более темными красками. Затем завершал отделку

2

деталей: прописывал кисточкой завитки волн, прорисовывал травы, уступы горок и другое. В последнюю очередь выполняли лица и обнаженные части тела. «Личное письмо» считалось самой сложной и кропотливой работой. Для окончательного завершения икону олифили. Олифа для икон готовилась особым способом: чистое льняное масло тщательно проваривали, разливали в большие, хорошо закупоренные горшки и ставили в горячие печи. Здесь его топили не менее чем полгода. За время томления масло хорошо отстаивалось, становилось чистым и прозрачным. Таким маслом и покрывали икону, чтобы закрепить краски на грунте. Назначение иконы было не только культовое, но важна была и ее эстетическая ценность. Иконы специально украшали: покрывали (окладывали) частично каким-либо материалом. Оклады были разными. Одни шили по холсту золотыми и серебряными нитями вышивальщицы, другие резали искусные резчики, но чаще оклады были творениями рук золотых и серебряных дел мастеров-ювелиров.

Вопрос: Ну а кто же создавал иконы?

Учитель поясняет: в классическую эпоху русского средневековья икону с самого начала до полного завершения делал один мастер. Этим искусством занимались монахи. Непременным условием творчества ставилась и необходимость личной духовной чистоты самого иконописца, ибо только такой мастер был способен передать в иконе всю глубину нравственных идей и понятий.  Наиболее прославленными иконописцами являются Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков.  В XVI столетии появляются  первые признаки «обмирщения» иконописи. Наряду с высоким искусством она постепенно становится и ремеслом.

Вопрос: Каковы основные сюжеты русских икон.

     Необычным разнообразием отличаются типы изображений Богоматери с младенцем Иисусом на руках как символа извечного материнства и будущего «искупительного» подвига Христа во имя духовного очищения человечества.

«ОРАНТА» - изображение богоматери в полный рост с поднятыми в молитвенном жесте руками (Слайд № 3).

             3

«ЗНАМЕНИЕ» - близко «Оранте», изображает Богоматерь в полный рост, с поднятыми руками и Христом в отроческом возрасте на груди. Икона олицетворяла пророчество о рождении Христа, поэтому «Знамение» в XIV в. Занимала центральное место в пророческом ряде. Богоматерь «Знамение» - икона особо чтимая древними новгородцами (Слайд № 4).

«ОДИГИТРИЯ» - Богоматерь представляют с младенцем Христом на руках в полный рост, сидящей на престоле, в поздневизантийской живописи всегда поясной. В облике Марии слились воедино черты царственного величия и монашеского смирения (Слайд № 5).

«УМИЛЕНИЕ» - Мария держит на руках сына, нежно припавшего к ее щеке. Подчеркнуто не царственное смирение, а нежность чувств матери и младенца. На Руси Богоматерь Умиление стала известна под именем «Владимирской Богоматери», знаменитой чудотворной иконы, заступницы и защитницы Владимиро-Суздальского княжества (Слайд № 5).

«СПАС» или «СПАСИТЕЛЬ» -  первые портретные изображения Иисуса Христа появились в IV веке, когда христианство стало государственной религией. Достоверность изображения основывалась на церковных легендах. Одна из легенд рассказывает об образе «НЕРУКОТВОРНОГО СПАСА»: однажды Авгар, царь города Эдессы, тяжело заболел. Открылось, что он выздоровеет, лишь глянет на лицо Христа.  Авгар послал художника разыскать Христа и написать портрет, однако, как не искусен был живописец, написать портрет не смог. Тогда Иисус Христос взял холст и приложил к лицу – на ткани осталось его изображение (Слайд № 6). Был и другой вариант Нерукотворного Спаса, неумолимого и сурового – это новгородский СПАС ЯРОЕ ОКО, с ним русские воины шли в бой           (Слайд № 7).

  1. Подведение итогов.

Итак, мы узнали как создавали икону, раскрыли содержание и смысл некоторых сюжетов иконописи, рассмотрели особенности  иконографии. Русская икона – это часть души русского человека, искусство, сохранившее в лицах и красках русскую историю, духовные идеалы минувшего, представления русских людей о добре, красоте и правде.

     Вопросы для повторения:

4

  1. Что такое икона?
  2. Как создавалась икона?
  3. Как по внешнему виду можно определить время создания иконы?
  4. Какие виды изображений Богоматери вы знаете?
  5. Какое значение имеет икона для русского человека?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока физики с презентацией по теме "Лазеры", 11 класс

Конспект урока в 11 классе по базовой двухчасовой программе, учебник Л.Э. Генденштейн, Ю.И. Дик, «Физика-11» для базового уровня – М.: Илекса, 2007 г.  В презентации, используемой в качестве сопр...

конспект урока по истории +презентация

конспект урока по теме Народные движения "бунташного века" с презентацией, историческими документами, сообщениями учащихся...

План - конспект урока в форме презентации в программе Power Point на немецком языке по теме " Немецкая пресса для подростков" и конспект урока в программе Word к УМК И.Л.Бим., Л.В.Садомовой " Шаги 5" для 9 класса.

Презентация конспекта урока на немецком языке  в программе Power Point по теме "Немецкая пресса для подростков" и конспект в программе  Word показывают некоторые приёмы работы по теме "СМИ" ...

Конспект литературной композиции и презентация к ней. Сергей Есенин и Галина Бениславская

Конспект и презентация подготовлены для внеклассного мероприятия по любовной лирике С.Есенина, в которых отражены биографические факты из жизни С.Есенина и Г.Бениславской, беззаветно любившей поэта....

План-конспект урока-лекции с презентацией на тему "БИОНИКА".

Еще Эйнштейн утверждал, что в природе нет ничего случайного, а если нам что-то кажется случайным, то это лишь результат нашего неполного знания. Человек всегда интересовался строением живых объектов, ...

Конспект урокарусского языка "Эссе"

Конспект урока русского языка  для 9 класса.Урок развития речи по теме:"Эссе"...

Конспект урока «Икона « Живоначальная Троица»

Урок по предмету духовно -нравственного цикла "Истоки" На данном уроке дети отправляются в путешествие в мир иконы "Живоначальная Троица"...