"Нашествие с Востока"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Чеботаева Татьяна Николаевна

Разработка учебного занятия  по истории России в 6 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чеботаева Т.Н. учитель истории и обществознания

МОУ сош №11 г.Сатка

Конспект учебного занятия по истории России в 6 классе

Авторы учебной программы по истории:

Данилов А.А., Косулина Л.Г., История России с древнейших времен до к ΧVI в. 6 класс, М.: Просвещение, 2006 г.

Тема урока: « Нашествие с Востока»

Цель учебного занятия: знакомство учащихся с монгольским нашествием на Русь, причинами и последствиями этого события.

Задачи учебного занятия:

  1. воспитание патриотизма на материале истории,  непримиримости к врагам, формирование нравственных качеств;
  2. формирование у учащихся представлений о походах монголов на Русь, о героической борьбе русского народа и последствиях монгольского нашествия;
  3. оказание помощи учащимся в раскрытии их индивидуальных познавательных интересов;

Оборудование и средства обучения:

  • мультимедийный проектор с  экраном;
  • карта «Русские земли в XII-XIII вв, карта 3 учебника;
  • мультимедийная презентация.

Основные понятия: тьма (тумен), порок, стан.  

Важнейшие даты:

1211-1227 гг. – создание империи Чингисхана

1223 г. – битва на Калке

1236 г. – завоевание Волжской Булгарии

1237-1240 гг. завоевание монголами Руси

Март 1238 г. – битва на р. Сить

Выдающиеся личности:

Чингисхан (Темучин), Евпатий Коловрат, Батый, киевский воевода Димитр, московский боярин Филипп Нянько.

Использованная литература:

  • Б.Н. Серов, К.А. Соловьев. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до к XVI в. 6 класс. М.: Веко, 2006 г.
  • А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  История России с древнейших времен до к XVI в. (учебник). М.: Просвещение, 2006г.
  • А.А. Преображенский,, Б.А.Рыбаков. История Отечества. 6 класс (учебник). 2005г.
  • А.А. Данилов, Л.Г. Косулина.  История России с древнейших времен до к XVI в. (рабочая тетрадь). М.: Просвещение, 2006г.
  • Ян В. Батый.М.:1972г.
  • История в художественно-исторических образах стр. 83-84 М.:1986г.
  • Энциклопедия для детей. История России. М.: «Аванта+», 1998 г.

Ход учебного занятия

“Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили… Именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе’’.

                                                 Герцен А.И.

  1. Организационный этап

Приветствие, проверка отсутствующих, подготовка учащихся к работе на уроке, психологический настрой на предстоящее занятие.

  1. Мотивационный этап

Учитель:

  • Вспомните тему прошлого урока (феодальная раздробленность  Руси)
  • Каковы последствия феодальной раздробленности?(не прекратились усобицы между крязьями, княжества продолжались дробиться, ослабление обороноспособности,  княжеством меньших размеров легче управлять, поэтому это было время расцвета хозяйства и культуры)

Обращаем внимание на положительные стороны обособления.

  1. Этап сообщения нового учебного материала

Звучит музыкальный фрагмент и слова: « Русские земли …находились на очень высоком уровне культурного развития, не уступая передовым странам мира».

Светлая, мажорная музыка обрывается и звучит полная драматизма мелодия из сюиты Прокофьева « Мертвое поле», которая служит фоном для эпиграфа данного урока и следующего текста:

 «погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел».

  • Кто такие монголо-татары, нанесшие сокрушительный удар русским землям?

(Учащиеся дают ответы, использую знания, полученные ранее из художественной литературы, фильмов и т.д.).

  • Демонстрация слайдов

Учитель дополняет ответы учащихся, рассказывает о создании Монгольской империи, о занятиях, о вооружении и тактике войска, объясняет причины завоевательных походов, показывает на карте границы государства Чингисхана.

Учащиеся находят границы государства на карте в учебнике стр.103

Закрепление материала проводится поэтапно, по  ходу изучения темы.

  • Каким видом хозяйственной деятельности занимались монголы? (скотоводством)
  • Где их родина? (Центральная Азия, вокруг озера Байкал)
  • Какие племена и государства они успели завоевать до нападения на Русь? (Китай,  Хорезм, Иран, Ср. Азию и др)
  • Кто возглавил монголов? (Чингисхан)
  • В чем была сила монгольского войска? (в организации и дисциплине)
  • Сообщение учащегося о Чингисхане. Просмотр слайдов.

 (самостоятельная работа, работа учащихся с учебником, стр.97, заполнение таблицы)

Битва на реке Калке

  • Демонстрация слайда(казнь князей)

Дата

31 мая 1223 г.

Место

На берегу р. Калки

Противоборствующие силы

Монголо-татары, русские и половецкие князья

Исход битвы

Победа монголо-татар

Причины поражения

Отсутствие  согласованности в действиях князей, не было общего командования, некоторые князья уклонились от участия.

Значение

Ослабленные войска монголов вернулись  с Монголию

Вопрос учащимся: Какой отклик вызвало на Руси это поражение? Научило ли это чему-либо князей? (После битвы на Калке ничего принципиально не изменилось).Проводится коллективная проверка заполнения таблицы. Выполнившие задание первыми получают оценки.  

  • Просмотр слайда. Сообщение учащегося о Батые.

Учитель рассказывает о первом походе Батыя на Русь, о взятии Рязани, завоевании городов северо-восточной Руси,о подвиге Евпатия Коловрата,о героизме защитников.

  • Просмотр слайдов(Евпатий Коловрат, гибель княгини Евпраксии)

Работа учащихся с учебной картиной  «Оборона  города Владимира»

  • Какие приемы использовали монголы для взятия городов?(сосуды с зажигательной смесью, стрелы обернутые горящей паклей, пороки, метательные орудия)

Рассказ учителя о втором походе Батыя на Русь в 1239-1240гг. и походе в Европу

  • В чем была заслуга Руси перед народами Европы?(Русские княжества оказали серьезнейшее сопротивление монголам , истощили силы войска Батыя)

Этап закрепления обучающимися нового материала.

  • Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель?
  • Объясните слова Пушкина, который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Россией»

Тест: Нашествие с Востока.

1.Расставьте в хронологической последовательности названия кочевых народов, сменявших друг друга у границ Руси:
           1 хазары                             3 половцы                                                    
           2 монголо-татары             4 печенеги

2.Монгольское государство во главе с Чингисханом образовалось в

           1 начале XIII век                 3 конце XII века
          2 середине XIII века           4 середине XII века

3. Битва на берегу реки Калка произошла в
           1. 1211 году                         3. 1206 году
           2. 1223 году                         4. 1235 году

4. Батый, возглавивший поход на Русь был:
           1 сыном Чингисхана          3 внуком Чингисхана
           2 правнуком Чингисхана

5. Какой город может называться «Злым городом»?
           1 Коломна                           3 Киев
           2 Козельск                          4 Владимир

Самопроверка и самооценка тестов учащимися.

Правильные ответы:
1. 1 4 3 2
2. 1
3. 2
4. 3
5. 2

Этап инструктажа по выполнению домашнего задания

Творческое задание. Написать сочинение от имени жителя Владимиро-Суздольского княжества 13 века “ Каким я увидел монголов?”

Читать документ на стр.105-106.Вопросы к нему.

  • Что нового вы узнали на уроке? Что особенно вам запомнилось? Выскажите свое мнение об уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НАШЕСТВИЕ C ВОСТОКА Автор Чеботаева Т.Н. Учитель истории МКОУ СОШ №11 г. Сатка Челябинской области

Слайд 2

«О, светло, светлая и прекрасно украшенная, земля Русская! Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская…» Так далекие предки гордились своей отчизной. И было чем! Великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной красоты «узорочье» - ювелирные изделия, прекрасные литературные произведения создавались в разных княжествах. До сих пор мы восхищаемся ими. Это истоки русской культуры.

Слайд 3

“ Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему все, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили… Именно в это злосчастное время, длившееся около двух столетий, Россия и дала обогнать себя Европе ’’ . Герцен А.И.

Слайд 4

Кто такие монголо-татары, нанесшие сокрушительный удар русским землям?

Слайд 5

План Создание державы Чингисхана Сражение на Калке Вторжение на Рязанскую землю Разгром Владимирского княжества Поход на Новгород Нашествие на Юго-Западную Русь и центральную Европу

Слайд 6

Чингисхан (Тимучин) Основатель и великий хан Монгольской империи(1206), талантливый полководец, создавший сильное и многочисленное конное войско, отличавшееся железной дисциплиной. Смелый, мужественный, расчетливый и жестокий человек, был лишен чувства сострадания. С 1211 по 1227 полчищами Чингисхана были завоеваны и разорены многие земли и народы. Хан и его потомки грабили всех и вся, ничего не оставляли после себя, кроме тяжких воспоминаний о реках проливной крови.

Слайд 8

Доспехи русского воина: шлем, латы, меч, лук, стрелы, колчан, боевые топоры

Слайд 10

Заполните таблицу «Битва на Калке» Дата Место Противоборствующие силы Исход битвы Причины поражения Значение

Слайд 11

Сражение на Калке.

Слайд 12

Батый Батый(1208-1255) – (Бату, Саин-хан монгол. – Хороший государь). В 1235г было принято решение о общемоногльском походе на запад. Главой похода – внук Чингисхана - Батый. Его военный советник – Субедей. Первый поход на Русь начался в 1236г. Примерная численность войска была 300-500 тыс. всадников. По национальному составу армия была многоязычной. Собственно монголов в ней уже было мало. (Древний монгольский боевой клич – ур-ра-а-гх!)

Слайд 14

Княгиня Евпраксия Жена рязанского князя Федора была знатного рода и славилась красотою. Муж ее еще до разорения Рязани решил ехать на переговоры с Батыем, чтобы тот не учинял погром Рязанской земли, но так и не вернулся. Напрасно ждала его Евпраксия, подолгу у окна высокого терема и вглядывалась вдаль. И вот гонец привез ей скорбную весть: случилась беда, Федор убит в стане Батыя, а тело мертвого князя даже не погребено, ибо хан велел отдать его на растерзание диким зверям и хищным птицам. От горя помутился разум у княгини, с малолетним сыном на руках бросилась она из окна своей светлицы и разбилась насмерть вместе с ребенком . Лишить себя жизни – большой грех, но Евпраксия бесчестию и позору предпочла смерть.

Слайд 15

Евпатий Коловрат Рязанский богатырь, собрал дружину в 2000 человек. И бился с монголами, до тех пор пока не стало бездыханным его тело. Он был исполинского роста, такого, что не всякий конь его выдерживал. Меч, который он держал одной рукой, ратники не могли держать и двумя. Одним ударом он рассекал монголов от головы до седла.

Слайд 16

Оборона города Владимира

Слайд 17

Град Китеж Бытует легенда о чудесном граде Китеже. Будто бы, во время вражеского нашествия, город Китеж стал невидимым и опустился на дно озера Светояр. А когда беда миновала, поднялся он из вод озера, и стал во сто крат лучше, чем был.

Слайд 18

Монголы беспощадно уничтожали русские города и крестьянские поселения. Жители некоторых городов откупались от кочевников, отдавая тем лошадей, продовольствие или каждую десятую женщину. Из летописи известен случай, как одна деревня, жители которой сотрудничали с врагами, была переименована соседями в Поганкино.

Слайд 20

«Злой город» 49 дней продолжалась битва за Козельск. Воинам Батыя через сделанный ими пролом в стене удалось ворваться в город, но там сражение разгорелось с новой силой. Лишь когда все защитники, которые еще могли держать оружие, пали, Козельск оказался в руках врага. Русских пленных не оказалось. Козельцы погибали, но не сдавались. По приказу Батыя, который не знал, на ком выместить свою злобу, мертвым русским отрубили головы и сложили их в высокую пирамиду, а сам Козельск был уничтожен.

Слайд 21

«Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, фрески, утрачены секреты многих ремесел…» Герцен А.И .

Слайд 23

Почему Батыю удалось завоевать большую часть русских земель? Объясните слова Пушкина, который писал о том, что Европа спасена «растерзанной и издыхающей Россией»

Слайд 24

1.Расставьте в хронологической последовательности названия кочевых народов, сменявших друг друга у границ Руси: 1 хазары 3 половцы 2 монголо-татары 4 печенеги 2.Монгольское государство во главе с Чингисханом образовалось в 1 начале XIII век 3 конце XII века 2 середине XIII века 4 середине XII века 3 . Битва на берегу реки Калка произошла в 1. 1211 году 3. 1206 году 2. 1223 году 4. 1235 году 4. Батый, возглавивший поход на Русь был: 1 сыном Чингисхана 3 внуком Чингисхана 2 правнуком Чингисхана 5. Какой город может называться «Злым городом»? 1 Коломна 3 Киев 2 Козельск 4 Владимир

Слайд 25

Правильные ответы: 1. 1 4 3 2 2. 1 3. 2 4. 3 5. 2

Слайд 26

Спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект учебного занятия по истории 6 класс "Нашествие с Востока"

Конспект рока истории с использованием ЭОР.ПредметисторияКласс6Тема и номер урока в разделеТема «Нашествие с Востока» четвертый урок в разделе «Политическая раздробленность на Руси»Базовый...

Конспект урока в 6 классе "Нашествие с Востока"

Разработка открытого урока в 6 классе о нашествии монголо-татар на Русь. Урок построен на основе решения учебной задачи, ответ на которую учащиеся находят через работу с  историческими документам...

Нашествие с Востока на Русь, разработка урока в 6 классе (5.11.2013)

Материал предназначен учителям истории...

Нашествие с Востока

1)      Познакомить  с ходом монгольского нашествия на Русь;2)      Определить особенности военных успехов монголо-татар;3)...

методическая разработка урока в 6 классе "Нашествие с Востока"

Данный урок посвящён теме борьбы Руси со степными кочевниками в XIII веке. Урок сопровождается презентацией и кроссвордом....

Презентация по теме "Нашествие с Востока" (история России, 6 класс)

Данная презентация может быть использована на уроках истории в 6 классе к теме "Походы Батыя на Русь"...

Методическая разработка урока на тему:"Нашествие с Востока"(6 класс)

Технологическая карта составлена к  уроку на тему: "Нашествие с Востока" (с использованием электронного приложения к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной. История России. С древнейших времен до...