Урок исторической правды: «Человеческая жизнь бесценна».
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме

Назыкенова Бибигуль Сапарбековна

Данный урок основан на исследовании малоизвестных страниц истории Алжира. Урок состоит из несколько этапов:

-Первый этап – включает в себя исследование по истории Алжира. Предварительно ребятам было дано задание, познакомиться с архивными документами, исследованиями по данной теме, обработать и представить материал на конференции.

-Второй этап содержит инсценировку интервью с председателем лагерного суда, в которой содержится воспоминания того, кто судил и сажал по  58-й ст.

-Третий этап – Круглый стол: «Дорогой истины». На нем дается оценка политическим репрессиям в СССР в разный период времени. Ребята выражают свою точку зрения на историческое время. Они считают, что долг  нашего общества — восстановить историческую справедливость, оправдать честные имена оклеветанных и безвинно репрессированных граждан. И на последнем этапе урока проводится  действие «Зажжем свечи  памяти репрессированным».
Я думаю, что скорбная минута памяти о тех страшных годах зажжет в душе каждого из ребят огонек милосердия и доброты. Урок является интегрированным. В нем прослеживается связь с отечественной историей, географией, литературой, медициной. На уроке использовано мультимедийном сопровождение, показаны памятники, поставленные репрессированным узникам Алжира.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alzhir.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок исторической правды:  «Человеческая жизнь бесценна».

«История АЛЖИРА»

Урок – конференция, круглый стол.  9 класс.

Методический замысел урока и обоснование темы:

Данный урок основан на исследовании малоизвестных страниц истории Алжира. Урок состоит из несколько этапов:

-Первый этап – включает в себя исследование по истории Алжира. Предварительно ребятам было дано задание, познакомиться с архивными документами, исследованиями по данной теме, обработать и представить материал на конференции.

-Второй этап содержит инсценировку интервью с председателем лагерного суда, в которой содержится воспоминания того, кто судил и сажал по  58-й ст.

-Третий этап – Круглый стол: «Дорогой истины». На нем дается оценка политическим репрессиям в СССР в разный период времени. Ребята выражают свою точку зрения на историческое время. Они считают, что долг  нашего общества — восстановить историческую справедливость, оправдать честные имена оклеветанных и безвинно репрессированных граждан. И на последнем этапе урока проводится  действие «Зажжем свечи  памяти репрессированным».
Я думаю, что скорбная минута памяти о тех страшных годах зажжет в душе каждого из ребят огонек милосердия и доброты. Урок является интегрированным. В нем прослеживается связь с отечественной историей, географией, литературой, медициной. На уроке использовано мультимедийном сопровождение, показаны памятники, поставленные репрессированным узникам Алжира.

Задачи урока:

- формирование навыков системно-научного подхода к изучению материала, умений анализа и обобщений на основе знаний о реалиях изучаемого исторического периода.

- раскрытие глубоко нравственного потенциала изучаемого материала и его личностной значимости.

- создание оптимальных условий для развития коммуникативных навыков речевого взаимодействия в аудитории класса.

Цели урока: 

- сформировать у учащихся представление о масштабах массовых репрессий в СССР;

- изучить историю Алжира;

- продолжить работу с понятиями и терминами, историческими закономерностями и причинно-следственными связями;

- продолжить формирование навыков работы с дополнительной литературой, архивным материалом и другими историческими источниками;

- продолжить формирование умений самостоятельно делать обобщения и выводы;

- воспитывать у учащихся чувства патриотизма, уважения к людям, жившим в те страшные, трудные годы;

- развивать у учащихся интерес к изучению темы истории политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР в целях сохранения памяти о жертвах репрессий.

Опережающее задание, предварительная работа:

Подготовка учащимися сообщений на основе работы с архивным материалом, документами и статистическими данными по изучению истории существования  Карагандинского лагеря НКВД.

Тип урока: урок обобщения и систематизации новой исторической информации.

Форма урока: урок-исследование, урок-конференция, круглый стол.

Методы и технологии: исследовательские; оценка исторических процессов, явлений, событий, самостоятельной работы с источниками исторической информации.

Приемы деятельности учителя: персонификация, инсценировка, обобщающая беседа, анализ.

Оборудование урока: карта «Масштабы политических репрессий в Казахстане», репродукции по теме, стихи политических заключенных, книжная выставка «Тепло Казахстанской земли».

ХОД УРОКА.

I. Организационный момент.

II. Знакомство с материалом по теме: “История Алжира НКВД”.

План.

Первый этап – конференция: «История Алжир НКВД».

1.Общие сведения об Алжире НКВД.

2.Организационно-экономическое состояние и деятельность лагеря.

3.  Судьба коренного населения – казахов.

4.Организация и состояние военизированной охраны лагеря на 1 апреля 1943 г.   Антисоветские проявления.

5.Медицинское обслуживание заключенных.

6.Питание заключенных в Алжире.

7.Караганда и Алжир НКВД.

Второй этап – инсценировка: «Интервью с председателем лагерного суда».

Третий этап – круглый стол: «Оценка политических репрессий и сопротивления несвободе в  СССР».

Четвертый этап – «Зажжем свечи  в память репрессированным».

Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о самом страшном периоде истории нашей Родины – о тоталитарном сталинском режиме. Когда о правах и свободе можно было только мечтать, а за свободное слово попасть в лагерь или быть приговоренным к смерти. Человеческая жизнь бесценна. Убийство невинных людей нельзя оправдать - будь то один человек или миллионы. Но исследователь не может ограничиваться нравственной оценкой исторических событий и явлений. Его долг - воскрешение подлинного облика нашего прошлого. На нашем уроке мы будем говорить об истории Карлага и оценки событий, которые связаны с политическими репрессиями.

Сегодня все дальше от нас уходит то время, когда мы жили в одной стране – СССР. И прошлое этой большой, одной на всех, страны начинает подергиваться забвению. Время сглаживает углы, стирает детали, и многое уходит в небытие. А кое-что намеренно стараются отодвинуть от себя, забыть. Но забыть – не значит простить. И не значит не повторить. Трава забвения вырастает на могилах истории. И это опасный симптом. Это предостережение будущему.
История коммунистического террора, стартовавшего в 1918 году, вскоре после победы большевиков в октябрьском перевороте в России, набравшего небывалую силу в тридцатые, стала сегодня лишь несколькими абзацами в школьных учебниках. Уходят от нас живые свидетели той трагедии, а вместе с ними уходит в прошлое и правда о пережитом.  Правда уступает место мифу. И уже сегодня молодежь плохо представляет себе, как все было на самом деле.

Представление книжной выставки: «История политических репрессий»

Конференция: «История Алжир».

Ребята выступают с самостоятельно подготовленным материалом:
1.История Алжира.

2.Организационно-экономическое состояние и деятельность лагеря.
3.Судьба коренного населения.

4.Организация военизированной охраны лагеря.

5.Антисоветские проявления военизированной охраны лагеря
6.Медицинское обслуживание заключенных.

7.Питание заключенных  Алжира.


7. Чтение учеником стихотворения:

НАДО МНОЙ РАСКАЛЕННЫЙ ШАТЕР КАЗАХСТАНА.
Надо мной раскаленный шатер Казахстан,
Бесконечная степь колосится вдали.
Но куда б, ни пошла, я тебя не застану,
О тебе не хотят рассказать ковыли.…

Только нам, мой любимый, дороги заказаны,
Даже ветер, и тот не приносит покой.
Я иду по степи без тебя, ненаглядный мой,
Крепко сердце, сжимая горячей рукой.
Я иду по степи.… Ни леса, ни речки,
Но и здесь моя Родина.
Воздух чистый я пью.
О свободе со степью веду разговоры,
Эти пронизанные щемящей тоской стихи тоже были переложены женщинами на музыку и их пели в бараках.

Второй этап – инсценировка: Интервью с председателем лагерного суда.

Время неумолимо уносит от нас живых свидетелей тех лет. Кропотливо собранные на протяжении долгих лет документы, воспоминания, интервью, письма и другие свидетельства бывших «врагов народа», а также  воспоминания тех, кто судил, сажал и охранял узников 58-й статьи - бывших работников НКВД помогут современным исследователям и всем, кто интересуется историей террора в СССР, воссоздать полную и объективную картину великой трагедии народа.

Интервью с Председателем лагерного суда  Алжира.

Действующие лица:

Бывший Председатель лагерного суда Дужанский Наум Навтулович – Скиба Максим.

Журналист – Понятовский Дима.

— Почему такое стало возможным?
— Потому что мы все верили. Верили и боялись.
— Во что, в кого верили? В Сталина?
— Нет. Просто верили, что так и надо жить.
— А чего боялись?
— Думать. Думать иначе. Наказания боялись.
— Расплаты?
— Может быть...

 Один бывший «враг народа», теперь уже давно реабилитированный, написал мне в письме: «Обо всех преступных «Делах» на осужденных по политическим мотивам лучше всего рассказал бы человек, проживающий в Караганде (далее – адрес), некто Дужанский Наум Навтулович, который длительное время занимал коронное кресло судьи ОСО Карлага НКВД в 40-50-х годах».

И вот мы сидим с бывшим председателем лагерного суда, теперь уже глубоким стариком, Наумом Навтуловичем Дужанским в его запущенной, неопрятной квартире в самом центре города. Дужанский одинок. Немощен. Он сильно взволнован, а может и испуган нашим визитом.

— Я не судья, я журналист. Расскажите мне о себе.
— Что же... В 1930 году я был рабочим завода «Арсенал» в Киеве. Тогда был призыв рабочих в ряды партгосаппарата. Так сказать, на «укрепление». Вызывают меня. Ты, говорят, партиец, партия призывает, вот мы и отправляем тебя по призыву на «укрепление», в суд. Какой суд? Я читать-то хорошо не умею, как же судить буду? Говорят, ничего. Раз партия призывает, справишься.

Прихожу. Там дорожки ковровые. Люди кругом озабоченные. Культурные. Я вышел на улицу, подумал-подумал и вернулся на завод: не справлюсь, что мне там делать? Какой из меня судья? А меня – назад. Говорят – рабочий ты, и из тебя судья будет, что надо. Будешь судить по совести. По классовой, пролетарской совести.

И что делать? Вернулся в суд. Дали мне в учителя судью, женщину. Очень опытного судью. Я до сих пор удивляюсь, какие знания тогда у судей были, у тех, кто еще до революции, при царе, судил! Какие были образованные люди!

— Она вас учила? Чему?
— Да всему, всему! Два месяца я у нее в учениках ходил. Сами понимаете, чему можно за два месяца научиться, я ведь даже не умел в судебное заседание выходить, не знал, как это делается. Ну и...

— И что?
— Что-что. Назначили меня через два месяца судьей. А ее того, э-э-э...

— Арестовали?
— Конечно. Она же «царская» еще судья была. Секретаря судебного заседания мне тоже опытного дали, грамотного. Тоже из «бывших».

— Его-то потом, небось, тоже – к стенке? Ну, не знаю. Тоже арестовали, говорили.
— Стал я судить. Судил хорошо. Претензий ко мне не было.

— Но вы, же не знали никаких законов?
— А что такое закон? Фикция. Главное было – не терять классового чутья. Ну, понимаете, чтобы подход классовый был. Я справлялся. Потом меня, через несколько лет, учиться все же послали. В юридическую академию. Там Крыленко преподавал, Антонов-Овсиенко. Крыленко – умный, культурный, интересный был человек. Думаю, очень справедливый. Вы так не думаете?

Я так не думал. Но не спорил.

— И что же дальше случилось?
— А дальше началась моя карьера. Меня направили в Наркомат юстиции в Киеве. Время было, знаете… репрессии уже шли. Да, вовсю шли. Разоблачения. Чистосердечные признания. Аресты. Пострадали и Крыленко, и Антонов-Овсиенко. И другие там, разные люди.

— И как же вам удалось проскользнуть, не попасть в этот молох? Уцелеть?
— Не знаю. Бог миловал. Меня еще в тридцать седьмом об этом спрашивали... А сколько тогда погибло! И каких людей! Скажу вам – лучших, лучших людей. Тогда эти появились, как их, «тройки». Особые Совещания. На местах в них входили первый секретарь обкома партии, начальник УНКВД и следователь. Именно они подписывали приговоры – смертная казнь, десять лет, восемь, пять... Следователь следствия никакого не вел. Просто определял – за то-то и за то-то, по такой-то статье, столько-то лет. И все. Следователи то были малограмотные, бескультурные, из деревенских. В следователи попадали люди самого низкого происхождения, из люмпенов. У них не было никакой морали. «Тройки» эти ведь были вне суда, вне закона…

— Что вы знаете о пытках?
— Да что знаю... Пытали. Страшно сказать, как пытали. А зачем? Основанием для приговора было обязательное признание. Это надо было получить, во что бы то ни стало. Вот и пытали, мучили людей.

И добивались – люди подписывали. Признавались.

— В Карлаге выносили расстрельные приговоры по повторному осуждению. Человек отбыл срок, а ему – новый и ВМН. Было такое?
— Ну, приговоры приводили в исполнение, так сказать...

— В Караганде расстреляли очень многих. Где же производили расстрелы, где хоронили?
— Трудно сейчас вспомнить. Расстреливали обычно в тюрьмах. У нас в Караганде расстреливали в Старом городе, в тюрьме «под зеленой крышей». Вы думаете, время было легкое? Мы в наркомате все с оружием ходили – каждый был каждую минуту к аресту готов.

— И зачем оружие?
— Ну, если возьмут, так чтобы не мучили – застрелиться. Мы ведь хорошо знали, что нас ждет в случае ареста. Да... так я работал. Перед войной меня перевели председателем московского лагерного суда. Лагерей вокруг Москвы было много, приходилось часто выезжать. Помню, в Вятлаге, в Кирове, увидел однажды девчонку.

Вятлаг был особый, строгий, номера носили на шапке, на колене, на груди. В карцере девчонку увидел – на улице мороз, а она босая. Отказывалась идти на работу. Обуви нет. За это в карцер посадили. За что сидит? Говорят, у кавалера матери одежду украла, на чердаке спрятала. Мать заявила на нее в милицию. Я увидел, что наказание явно не соразмерно проступку, приказал ее выпустить. А после войны меня назначили в Киргизию. Тоже председателем лагерного суда. Проверки проводили по лагерям. Проверки были очень строгие, тех, кто нарушал правила содержания заключенных, строго наказывали. За самоуправство тоже...
— Сегодня уже многое известно о жизни заключенных, особенно политзаключенных в сталинских лагерях. Заговорили живые свидетели. Так что сказки о добром НКВД...
— В газетах много пишут, там разные воспоминания и прочее... Можно уловить, что был произвол. Но ведь ему сопротивлялись. Разве не так? Да, бывало, в лагерях вспыхивали восстания, это известно. Заключенные писали жалобы. Обращались о нарушении их прав. По ним меры принимались. Жалобы-то в верхи не всегда доходили. В этом и состояло сопротивление. И не малое, не малое...

— А когда вы попали председателем лагерного суда в Алжире?
— В начале пятидесятых. Дочь наша школу как раз кончала, а тут начались проявления антисемитизма. Борьба с космополитами. Дочь поступала в институт в Караганде. И я попросил перевода в Караганду. Получил назначение председателем лагерного суда. Работал в Карлаге, потом в Песчлаге. Да, страшное было время. Сталин умер, началась амнистия для уголовников, бытовиков. Политических стали позже выпускать. Страшное время, лучше бы его забыть, не вспоминать.

— Может ли повториться?
— Об этом лучше не спрашивать.

Третий этап – Круглый стол: « Дорогой истины».

Учитель:

Минувшее столетие казахстанской истории отмечено великими свершениями предков, прославивших Казахстан беспримерными подвигами, героическим трудом, выдающимися достижениями в науке и культуре. Но в исторической памяти поколений бережно хранятся и воспоминания о людях, чьи судьбы стали знаковыми в период государственного террора. В память жертв политических репрессий, о трагических вехах в истории страны и об их уроках мы беседуем на «круглом столе».

— Начало процессу реабилитации жертв массовых политических репрессий было положено в 1993 году, когда Верховный Совет Республики Казахстан принял соответствующий закон. Но это ведь был лишь первый шаг большого процесса...

— Совершенно верно. И отмечу в этой связи принципиальный момент: действие упомянутого закона распространяется на всех лиц, подвергшихся политическим репрессиям на территории бывшего СССР и являющихся теперь гражданами Казахстана. Хочу также напомнить, что указами Президента страны 1997 год был объявлен Годом общенационального согласия и памяти жертв политических репрессий, а 1998-й — Годом единства и преемственности поколений.
Эти важные политические решения стали ярким подтверждением курса независимого Казахстана на построение демократического государства, в котором ценность соблюдения приоритета прав и законных интересов личности возведена в ранг государственной политики.
Понятно, что процесс реабилитации жертв политических репрессий еще далек от завершения. История не знает сослагательного наклонения. И будущее Казахстана и его народа состоит в движении вперед, в упорной и настойчивой созидательной работе. Но все, же мы не имеем морального права придавать забвению события тех лет. Наш долг — восстановить историческую справедливость, оправдать честные имена оклеветанных и безвинно репрессированных граждан.
— За годы советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства. Какие уроки необходимо извлечь из этого трагического прошлого?
— Прежде всего, необходимо четко определить, что послужило основой, по сути, антинародного политического режима, своеобразной бездушной «матрицы», управляемой диктатором, для которого судьбы людей и целых народов ничего не значили в процессе удовлетворения абстрактных амбиций.
По этому поводу проведено много серьезных научных исследований, и, резюмируя их, можно сказать, что базовым принципом сталинского режима был тотальный государственный террор, отсутствие общественных рычагов влияния на государственную власть. Для всего постсоветского пространства эпоха массовых политических репрессий ассоциируется с миллионами безвинными жертвами  тоталитарной идеологии и является жестким, но важным уроком истории, который должен быть усвоен навсегда с целью недопущения подобного в будущем. Для Казахстана этот период стал фактором, предопределившим на заре независимости выбор пути на построение открытой демократической политической системы, главной «прививкой» против идеологии культа личности. Реально действующие принципы народовластия — свободные выборы, плюрализм мнений, свобода слова и другие неотъемлемые элементы демократии — способны создать условия для невозможности повторения прошлого. Этот постулат является важнейшим императивом, определяющим политику Президента страны.
В качестве фактического подтверждения взятого Казахстаном курса на углубление демократических преобразований хотелось бы упомянуть конституционную реформу в Казахстане, которая стала предтечей утверждения нашей страны на роль председателя ОБСЕ в 2010 году.

— Наша страна имеет насыщенную событиями политическую историю. Важное место в ней занимает деятельность членов партии «Алаш», жизнь многих из которых трагически прервалась в суровые 20—30-е годы прошлого века. Как Вы оцениваете роль алашевцев в становлении современного независимого Казахстана?

— В течение долгих лет имена и деяния организаторов и лидеров движения «Алаш-Орда» предавались забвению. На этих людей навесили все мыслимые и немыслимые грехи. Усилиями советско-партийной системы пропаганды было умело создан крайне негативный образ участников движения — «ярых националистов» и «реакционных буржуазных деятелей».

Между тем организаторы этого движения были людьми не только истинно патриотичными, но и высокообразованными, стойкими в своих убеждениях.

Более того, на заре XX века именно они выдвинули идею суверенитета и политической независимости Казахстана в современном понимании, в 1917—1920 годах создали первые органы национальной государственности, которые гордо называли страной детей Алаша — Алаш-Ордой.

Сегодня имена Алихана Бокейханова, Ахмета Байтурсынова, Мыржакыпа Дулатова, Мухамеджана Тынышпаева, Магжана Жумабаева и многих других, погибших от репрессий, представителей казахской интеллигенции стали важным фактором формирования идеологии современного казахстанского патриотизма.

— Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы правда о людях, которые своей жизнью и смертью вписали свое имя в историю нашей страны, не ослабевала в памяти потомков?

— Отношение к памяти о тех, кто стал жертвой репрессивной машины, — это «лакмусовая бумажка» истинного отношения к истории казахстанского общества и, если хотите, критерий патриотичности.
Здесь, я думаю, необходимо объединение усилий и политических институтов, и институтов гражданского общества, для того чтобы достичь общезначимой для всех цели — донести до потомков правду о людях, которые в период, по сути, царской колонизации и советского тоталитаризма, сохранили дух народа в надежде на свободное будущее. Пока эти люди живы в наших сердцах и умах, нам есть чем гордиться, есть, кого приводить в пример.
Историческая память должна стать основой патриотического воспитания.  Потому как сохранение памяти о безвинно погибших героях нашего народа — наше общее дело вне зависимости от различий в идеологических воззрениях.

— История вынесла свой приговор сталинскому режиму. Но и сегодня еще можно слышать отдельные высказывания о том, что в тяжелые годы политических репрессий были порядок и социалистическое благоденствие. Что бы вы ответили на такие высказывания?

— К сожалению, подобные архетипы в общественном сознании еще имеют место быть. Но следует понять одно: порядок «порядку» рознь. Подобие общественного порядка в эпоху сталинизма зиждилось на всеобщем страхе, активно культивируемом и реально подкрепляемом тотальной репрессивной машиной, в жернова которой зачастую попадали даже искренние апологеты системы. При этом законность государственного террора против собственных граждан была заложена в репрессивных законах в целях декоративной легитимации действий власти.
Ну, а уровень жизни граждан бывшего СССР в эпоху тоталитаризма принудительно нивелировался, наличие даже небольшого достатка воспринималось как признак мелкобуржуазности. Основная масса народа, кроме партийной верхушки, была одинаково бедна. В то же время нельзя отрицать, что благодаря трудовому героизму и самоотверженности народа страна смогла подняться из руин послевоенного времени и восстановить прежний уровень развития. Миф же о сталинском «порядке» живет благодаря тем, кто сегодня не смог встроиться в новые условия действительно свободной страны, потерялся в процессах либерализации и тоскует по «сильной руке». Но попробуйте сказать об этом тем, кто стал жертвой бездушной системы!

— Важной вехой процесса суверенизации Казахстана стало политическое выступление молодежи Казахстана в декабре 1986 года, закончившееся репрессиями против его участников. Какие, на ваш взгляд, факторы, приведшие к декабрьскому восстанию, необходимо учитывать и в современности?

— Декабрьское восстание молодежи в Алматы в декабре 1986 года продемонстрировало крах социалистической доктрины решения национального вопроса. Целая группа мифов того периода скрывала многолетнюю политику подавления национального самосознания. И именно в Казахстане «мифологическая» политика решения национального вопроса впервые дала сбой. Прецедент открытого политического выступления в период так называемого «развитого социализма» дал толчок развитию национально-демократического движения по всему бывшему Советскому Союзу. За алматинскими событиями последовали их аналоги в Тбилиси, Баку, Киеве, Вильнюсе, Москве... Выступление казахской молодежи в декабре 1986 года не было националистическим и противоправным. Советское руководство не учло при решении кадрового вопроса национальные интересы и мнение народа. В результате прошла стихийная демонстрация. Молодежь впервые открыто выразила свое недовольство политическим режимом. Но, расценив политический протест как угрозу власти, советское руководство отреагировало жесткими репрессивными мерами, которые, впрочем, не помогли, поскольку не могли решить все те накопившиеся за многие годы застоя проблемы.
 Декабрьские события 1986 года показали, что будущее Казахстана можно строить только на прочном фундаменте культурных и нравственных традиций, исторической преемственности, патриотизма, теснейшей взаимосвязи личности, общества и государства, стремлении к воплощению высших идеалов свободы и независимости, неуклонном следовании принципам демократии.
Эти события должны помочь нам глубже осмыслить историю, сделать правильные выводы из ее уроков, наметить перспективу дальнейших действий. Связь времен и поколений должна способствовать консолидации нашего общества. Юноши и девушки, выросшие в свободном и независимом государстве, должны помнить и чтить историю своей страны, с уважением относиться к старшему поколению, которое прошло через трудные испытания, пережило трагическое время политических репрессий. Молодежи следует направить свою энергию и знания на укрепление независимости и конкурентоспособности нашего государства, межэтнического согласия, защиту исторических и духовных ценностей единого народа Казахстана. Мы должны делать все для того, чтобы никогда не стерлась память будущих поколений о трагических годах нашего исторического прошлого. Это важнейший исторический урок, который нужно помнить всегда.

Четвертый этап –  «Зажжем свечи в память репрессированным».

Учитель: Пусть одни страницы истории вызывают гордость за свою страну, а другие - горечь, забывать нельзя ни те, ни другие. И долг старшего поколения - передать молодым память и о тех, и о других.

Это памяти о сотнях тысяч людей, по воле рока ставших жертвами политических репрессий. Оклеветанных, изгнанных, презрительно названных «изменниками Родины» и «врагами народа», прошедших через сталинский террор, выживших и бесследно исчезнувших в бескрайних северных просторах. Воздвигнувших многие города и объекты, которые навсегда останутся свидетелями их искалеченных судеб.
Дорогие ученики! Это - история, из нее ничего нельзя вычеркнуть. Как бы ни были мучительны и тяжелы подобные уроки прошлого – их нельзя забывать. Без осознания всей глубины личной ответственности за судьбу своей Родины, без покаяния за допущенный произвол в прошлом не может быть уверенности, что произвол не повторится в будущем.

Под музыку И.Баха исполняется стихотворение, и ученики зажигают свечи, в память о тех людях кто находился в Алжир и  о всех репрессированных в СССР.

Алжир могильный город,
Он православным очень дорог.
Здесь люди в муках умирали,
За веру в Господа страдали.
Отцы и братья шли на смерть
И не боялись умереть.
НКВД зоны плодила,
На страну ужас наводила.
Всех верных Богу убивали,
Любить Христа нам запрещали.
Жить по законам сатаны,
Учили люд большой страны.
Прошли года и мы узнали,
Как заключенных убивали.
Как их морили в лагерях,
Сады садили на костях.
Следы расстрелов заметали
И правду от людей скрывали.

Ни что ни ново под луной,
Земля давно под сатаной.
Идет духовная война
И в наши дни она сильна.
Готовтись братья пострадать,
И за Христа жизни отдать.

Учитель:

Пусть скорбная минута памяти о тех страшных годах зажжет в душе каждого из нас огонек милосердия и доброты.

Заключение: на этом урок исторической правды окончен. Хочется пожелать, чтобы Вас миновали беда, зависть, репрессии.  И всегда ребята помните, человеческая жизнь бесценна. Всего Вам доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для участия в международной научно-практической конференции уроки истории: школа, общество, жизнь (в рамках реализации ФГОС ООО) Секция 8. Родной край в историческом ракурсе: вопросы исторического краеведения, музейной педагогики и исследовательс

Академик Д. С. Лихачев, говоря о значении краеведения в воспитании граждан страны, справедливо отмечает, что чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость и если не будет кор...

2.1.1.Классный час "Жизнь – бесценный дар".

Цель урока - формирование ценностного отношения учащихся к жизни.Задачи:раскрытие значения и многогранности понятия «жизнь».развитие потребности обрести смысл жизни;воспитание способности ...

Жизнь – бесценный дар

Цель урока - формирование ценностного отношения учащихся к жизни. Задачи: • раскрытие значения и многогранности понятия «жизнь». • развитие потребности обрести смысл жизни; • воспитание способности во...

тренинг "Жизнь - бесценный дар"

разработка тренинга по формированию ценностного отношения к жизни...

Классный час "Жизнь - бесценный дар"

Классный час "Жизнь - бесценный дар" посвящен проблеме ценности человеческой жизни. Использовала технологию исследовательского мышления на примере приема "Понятийное колесо". Я апробировала его на кон...

Классный час "Жизнь - бесценный дар"

Классный час "Жизнь - бесценный дар" посвящен проблеме ценности человеческой жизни. Использовала технологию исследовательского мышления на примере приема "Понятийное колесо". Я апробировала его на кон...

Жизнь - бесценна

Занятие для профилактики суицида (классный час). Жизнь - Бесценна...