2.1.1.Классный час "Жизнь – бесценный дар".
методическая разработка (10 класс) по теме

Сат Татьяна Алексеевна

Цель урока - формирование ценностного отношения учащихся к жизни.

Задачи:

  • раскрытие значения и многогранности понятия «жизнь».
  • развитие потребности обрести смысл жизни;
  • воспитание способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.

Оборудование: компьютер, рисунки «дерева жизни», яблоки, весы, бумаги, ручки,

План схема урока   1. Организационный момент. 

2.Вступительная часть       Воспитатель (читает стихи), беседа. Сообщение темы урока.                                                                                                         Основная часть               1  Словарная работа 2. Чтение. Стихотворение Матери Терезы 3. о символическом «Дерево жизни»  4. Задание  определение слово «жизни» одним словом   5 вывод 6 Работа с позициями жизни. «Весы жизни» 7 Игра «Вырвись из круга» 8. Чтение рассказа. След на земле 9. Притча о жизни 10 Итог 10.Живи красиво слайд

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbou_rt_shkola_internat_dlya_detey_sirot_i_detey.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РТ школа интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей г.Кызыла

Классный час

"Жизнь – бесценный дар".

Провела: Сат Татьяна Алексеевна

Классный час "Жизнь – бесценный дар".

Цель урока - формирование ценностного отношения учащихся к жизни.

Задачи: 

  • раскрытие значения и многогранности понятия «жизнь».
  • развитие потребности обрести смысл жизни;
  • воспитание способности воспринимать мир с любовью и радоваться жизни.

Оборудование: компьютер, рисунки «дерева жизни», яблоки, весы, бумаги, ручки,

План схема урока:                                                                                                                                            1. Организационный момент.                                                                                                 2.Вступительная часть                                                                                                                          Воспитатель (читает стихи), беседа.                                                                                                       Сообщение темы урока.                                                                                                         Основная часть                                                                                                                           1  Словарная работа

2. Чтение. Стихотворение Матери Терезы                                                                                                                                                                                                                            3. о символическом «Дерево жизни»                                                                                                            

4. Задание                                                                                                                                         определение слово «жизни» одним словом                                                                                              

5 вывод

6 Работа с позициями жизни.                                                                                                «Весы жизни».

7 Игра «Вырвись из круга»                                                         

8. Чтение рассказа. След на земле

9. Притча о жизни

10 Итог

10.Живи красиво слайд

                                                                                                                                   

                                              Ход урока

1. Организационный момент, определение темы классного часа

Вступительное слово воспитателя (Чтение стихов вслух)

Как хорошо на свете жить:
Смеяться, плакать и любить,
Идти по снегу босиком,
Мечтать и думать ни о ком,
Вдыхать сиреневый дурман
И верить в дружеский обман,
Мять колесом ковыль степей,
Кормить с ладони голубей…
Не сетовать и не брюзжать,
А каждый день в руках держать,
Как бесконечно ценный дар,
Который нам от бога дан.

Что такое жизнь? И зачем я живу? В чем мое предназначение?

Эти философские вопросы  волнуют не только детей и подростков, но и их родителей, учителей, ученых, писателей, психологов, и по-моему всех неравнодушных людей. Этот вопрос волновал людей всегда. Поэтому  во все века лучшие Умы человечества пытались на него ответить.                                        Вот об этом и поговорим сегодня на нашем классном часе, который так и называется «Жизнь –бесценный дар».

Основная часть                                                                                                                      1 Словарная работа

Словарь Ожегова 

  • дает следующее определение: «Совокупность явлений происходящих в организме, особая форма существования материи».

Словарь Даля: 

  • «Жизнь - живот, житие, бытие, состояние особи, существование отдельной личности».

Словарь Кузнецова 

«Особая форма существования материи, возникающая на определенном этапе ее развития, основным отличием которой, от неживой природы является обмен веществ» .

Что такое материя?

 Материя (лат. materia — вещество), "...философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них"

Материя  — это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Весь окружающий нас мир представляет собой движущуюся Материю  в её бесконечно разнообразных формах и проявлениях, со всеми её свойствами, связями и отношениями.

Вывод

Воспитатель.

2.  Перед нами символическое «Дерево жизни».

Своими корнями оно уходит глубоко в землю. Это даёт ему пищу, устойчивость. Благодаря этому, оно имеет крепкий ствол, много ветвей. Так и в жизни. Корни - это родители, семья, которые дают основу в нашей жизни, уверенность в завтрашнем дне,  крепнете, набираетесь сил.  Ветви – это знания, опыт, которые вы приобретаете в течение жизни. На нём обязательно будут плоды. Это ваши успехи!

А что, по-вашему, жизнь? Определите это «понятие» одним словом!!!

Ответ напишите на символическом яблоке и поместите на нашем дереве. 

Воспитатель: Посмотрите на это дерево, какое оно удивительно красивое, с разными плодами.

Вот и жизнь – яркая, разнообразная, прекрасная!

3. Чтение Стихотворение Матери Терезы ( Айрана)                                                                                            Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это долг, исполни его.
Жизнь – это
игра, сыграй в нее.
Жизнь - бесценна, береги ее.
Жизнь – это богатство, храни его.
Жизнь – это таинство, познай его.
Жизнь - это любовь, наслаждайся ею.
Жизнь – это обещание, исполни его.
Жизнь – это скорбь, преодолей ее.
Жизнь – это песня, спой ее.
Жизнь – это борьба, прими ее.
Жизнь – это трагедия, перебори ее.
Жизнь – это возможность, не упусти ее.
Жизнь – это красота, восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство, вкуси его.
Жизнь – это мечта, реализуй ее.
Жизнь – это вызов, прими его.
Жизнь – это приключение, испытай его.
Жизнь – это удача, поймай ее.
Жизнь драгоценна, не разрушай ее.
Жизнь – это борьба, борись за нее.

Вывод

 -Мы живем среди людей и поэтому вокруг нас происходит сложная неисчерпаемая жизнь.

-У каждого человека свое понимание «жизни», потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.

Для меня жизнь-это поезд, который никогда не возвращается обратно.                        

3. «Весы жизни». 

Воспитатель:                                                                                                                         -Известный психотерапевт, кандидат медицинских наук М.Е.Литвак утверждает, что жить надо для себя, ведь самая важная персона для каждого из нас – это мы сами. Жить нужно для себя, это приносит пользу другим. Возлюби ближнего своего, как самого себя – звучит Евангельская заповедь.                                                                                                                                                              Но для людей характерны две жизненные позиции: «жизнь для других» и «жизнь для себя».                                                                                                    - Ребята, уважаемые гости, выберите вашу жизненную позицию. Перед вами назовём их так условно «Весы жизни». Какова позиция наиболее приемлема для вас?                                                                                                                                 -В нашем случае многие ребята проголосовали за позицию «жизнь для себя». Людям свойственно совершать поступки, именно они определяют жизненную позицию человека.                                                                                            4 Игра «Вырвись из круга»                                                         Прошу в середину круга выйти кого-то одного, кто считает себя человеком, достойным носить это почётное звание.

Условие игры. Теперь вы находитесь в окружении плотного кольца людей, крепко держащихся за руки. За пределами круга – жизнь. Ваша задача – выйти в жизнь, доказать нам, что вы действительно достойны этого. Можете говорить, с какими намерениями вы идете в жизнь, как будете жить, строить свои планы. Но если вы не сделаете этого за одну минуту, то погибнете.

Любой из вас в любой момент может разомкнуть руки и без всяких проблем выпустить этого, безусловно «хорошего», достойного человека, но это слишком легко. Ваша задача- выпустить в жизнь человека, который действительно будет полезен для общества, будет выкладываться на пределе своих возможностей.

Вывод:

Как вы поняли, эта игра - прекрасная диагностика жизненного стиля человека.

Какие мы разные, как по-разному мы стремимся выйти в жизнь. Кто-то рвётся из круга силой, кто-то подкупает, кто-то лукавит, а кто-то идёт с открытым сердцем.

 След на земле

 Воспитатель: -Я вам предлагаю выслушать один рассказ. 

                     След на земле

Старый мастер возвел дом. Стоит, любуется. А в это время мальчик прыгнул на ступеньку и оставил след своей маленькой ножки на не успевшем застыть цементе. Ничего не сказал мастер, а маленький мальчик засмеялся и убежал.

Прошло много лет. Мальчик стал взрослым человеком. Жизнь у него не сложилась, так как он часто переезжал из города в город, нигде долго не задерживался, ни к чему не привязывался ни руками, ни душой.

Наступила старость. Вспомнил свое село, приехал на родину. Встречается с людьми, называет свою фамилию- никто не помнит его. -Что ты оставил после себя? – спрашивают люди.

-Есть ли у тебя сын или дочь?

-Нет у меня ни сына, ни дочери, - отвечает.

-Может быть, ты посадил дерево?

- Нет не посадил я дерева.

-Может быть, взлелеял поле?

-Нет, не взлелеял поле.

-Ну так значит, ты песню сложил?

-Нет и песни я не сложил.

-Так кто же ты такой? Что ты делал всю свою жизнь?

Ничего не ответил человек. Вспомнилось ему то, мгновение, когда оставил он след на ступеньке. Пошел к дому. Стоит дом, будто его вчера строили, а на самой нижней ступеньке – окаменевший след маленькой ножки. «Вот и все, что останется после меня на земле!- с горечью подумал человек. – Но ведь этого мало … Не так надо было жить! Не так..»

Воспитатель                                                                                                                                -Как нужно прожить жизнь, чтобы вас помнили люди? Из рассказа, какой вывод сделали (Ответы учащихся)                                                                            Подумайте и скажите, чем измеряется жизнь? 

- Что значит жизненная цель? (Ответы учащихся.)

- Есть ли у вас жизненные цели? Какие? (Ответы учащихся.)

- Какая самая главная цель в твоей жизни? (Ответы учащихся.)

Вывод

Воспитатель                                                                                                                              - Нельзя жить так как жил как этот человек. Жизнь дается человеку один раз, и прожить ее нужно честно, совестливо, думая не только о себе, но и обо всем окружающем, чаще задаваясь вопросами: Зачем и для чего я живу? Что я дал другому? Что я доброго оставлю после себя. Любить свою родину, близких, заняться любимым делом и т.д.                                                                                                               Великое счастье в том, чтобы чувствовать, что твоя жизнь где-нибудь и каким-либо образом действует на благо другой жизни.                                                Жизнь – это самое дорогое, что есть у человека. Однако, почему же, лучшие из лучших, не задумываясь, отдавали её по собственному желанию? Так было в Великую Отечественную войну. Мы знаем немало героев, отдавших свою жизнь во имя будущего поколения. Так происходит и сейчас. Это люди, защищающие нас от терроризма и преступности.

Притча о жизни                                                                                                                          Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.

— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...

Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Воспитатель:

-О чем хотел сказать старый индеец внуку?

Вывод

-Я желаю вам, чтобы в вашей борьбе Добро всегда побеждало, чтобы вы были здоровы и счастливы.

                                                                                                                                                                                                                                                           

10. Итог урока

Почему тема нашего урока называется Жизнь - бесценный дар?

 -(Н. Островский « Как закалялась сталь»)

 «Жизнь дается один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое, и чтобы умирая, мог сказать: Вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире.

Надо спешить жить. Ведь нелепая случайность или какая-либо трагическая случайность могут прервать ее. Берегите и цените свою жизнь».

-Ценность жизни зависит и от того, что человеку удалось сделать в течение жизни. Только добро творимое человеком остается и благодаря ему, жизнь чего-то стоит.

Просмотр слайда  «Живи красиво»

Вывод:

Пусть у вас всегда и все будет ХОРОШО!

Размышляйте о жизни, о своем месте и предназначении, ищите смысл, цените жизнь, каждый ее миг.

А сегодняшний урок, может стал для кого-то из Вас маленьким шагом на пути к осмыслению многогранного понятия «жизнь..

Любите себя, жизнь, окружающих вас людей и верьте, что все у вас получится. Ведь любовь заряжает энергией человека, вдохновляет его на подвиги и помогает жить. Любовь- основа жизни.

Все начинается с любви!
И озаренье, и работа,
Глаза цветов, глаза ребенка -
Все начинается с любви!
С ЛЮБВИ! Я это точно знаю.
С.А. Назарбаева

-А теперь пришло время сказать друг другу традиционное «Спасибо». Спасибо всем ребятам, принявшим участие в нашей дискуссии, учителям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «Здоровье –бесценное богатство".

Классный час способствует  формированию знаний о последствиях  вредных привычек на здоровье человека;содействует  воспитанию ответственности подростка  за свое поведение и наличие ...

Классный час "Здоровье - бесценное богатство!"

Классный час проводится в рамках темы  "Здоровый образ жизни"...

Классный час «Бесценный дружеский союз».

Дружба  -  это растение, которое растет медленно, и, прежде чем заслужить свое имя, она должна пройти через испытания и выдержать  множество превратностей судьбы. ...

Классный час "Здоровье - бесценное богатство"

Самое большое богатство – здоровье. Купить здоровье нельзя, его можно только заработать своими собственными усилиями. ...

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗДОРОВЬЕ – БЕСЦЕННОЕ БОГАТСТВО»

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗДОРОВЬЕ – БЕСЦЕННОЕ БОГАТСТВО». К классному часу прилагается видео "Уроки Мойдодыра"....

Классный час "Дар бесценный"

Жизнь незримо больше и сложнее, чем существование . Человеческая жизнь - дар. Задачи данного классного часа: 1.Содействовать осмыслению основных нравственных правил. 2.Подвести к пониманию уникальност...