социальный портрет молодежи
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме
Урок обществознания в 7 классе по УМК А.И. Кравченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_teme_sotsialnyy_portret_molodezhi1_2.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по теме: Социальный портрет молодежи»
«Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее» Н.В. Гоголь
«О молодость! Молодость!.. Может быть, вся тайна твоей прелести
состоит не в возможности все сделать,
а в возможности думать, что все сделаешь.»
И. Тургенев
Ход урока
Мы с вами продолжаем изучать мир подростка
На прошлых уроках мы говорили о малых группах. Но подросток принадлежит не только своей малой группе, например семье или школьному классу, но также он принадлежит большой группе.
- Что же мы понимаем под определением «большая группа»?
Давайте дадим характеристику этому понятию. Обратитесь к рабочим листам. Вы будете с ними на протяжении всего урока.
Изучите внимательно схему (задание 1) и скажите, что такое большая группа?
Большая группа – это группа людей, выделенных по социально значимым признакам.
Какие это могут быть признаки?
Сейчас мы с вами прислушаемся к разговору, вы постарайтесь внимательно слушать и ответить на вопрос: о какой большой социальной группе мы с вами сегодня будем говорить на уроке?
Сценка «Про молодёжь».
Автор. В парке отдыха в беседке
Две старушки-две соседки
С дедушкой своим знакомым,
Очень милым и толковым,
В день хороший, в день погожий
Говорят о молодёжи.
1-я ст. Молодёжь – то какова!
И поступки, и слова.
Раньше, помню, внучка Света:
«Можно то, а можно это?»
А теперь твердит на то:
«Нужно это, нужно то!»
2-я ст. Лишь руками разведёшь-
Изменилась молодёжь.
Дед. А мне люба молодёжь,
Сам-то мало на что гож.
1-я ст. Молодой быть не хочу!
Дед. Шутишь, Марья?
1-я ст. Не шучу.
Погляди на моду их!
Не узнаешь и своих!
Раньше кудри. Да кадрили,
Платья белые носили.
2-я ст. Ну а нынче каково:
Юбки – во, а брюки – во.
Дед. Ладно, хватит обсуждать вам
Молодое поколенье.
Поглядеть на ихни моды-
Это ж просто загляденье.
2-я ст. Ну а танцы то, а танцы!
Все стоят, как иностранцы.
2-я ст. Молодёжь там не найдёшь,
В институтах молодёжь.
Дед. Это верно, даже внуки
Разбираются в науке.
1-я ст. Мой – то пятилетний клоп
Говорит про изотоп.
Дед. Лишь руками разведёшь.
Все. Изменилась молодёжь!
Итак, о ком идет речь? Можно ли отнести молодежь к большой группе?
О каких проблемах беседует старшее поколение?
Попробуйте сформулировать тему урока.
Тема урока: «Социальный портрет молодежи». Запишите ее в рабочие листы.
Скажите, какую цель вы ставите перед собой?
(целеполагание)
А зачем вам 12-14 летним изучать эту тему?
Ребята, как вы считаете, легко ли быть молодым?
Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке, постаравшись создать социальный портрет современной молодежи.
Чтобы создать портрет, необходимо определить черты данной социальной группы: возрастные характеристики, проблемы среди молодого поколения, ценности и идеалы.
«Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее» Н.В. Гоголь
Изучение новой темы.
План.
- Большая группа.
- Молодежь: определение, характеристика
- Проблемы молодежи
- Ценности современной молодежи
В структуре населения любого государства одно из важнейших мест занимают молодые люди, дети подростки, юноши и девушки в обобщенном виде их называют молодежью.
Ребята, как вы думаете, кого мы отнесем к категории «молодежь» и что означает это слово?
Подводя итог вашим высказываниям, можно сказать, что
Молодежь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения обусловленных ими социально-психологических качеств.
Назовите критерии выделения молодого поколения? Подчеркните их.
- Возраст
- Социальное положение
- Психологические качества
Возраст.
Людей какого возраста называют молодыми людьми?
С 18.12.2006 г. распоряжением Правительства РФ к категории молодежи относятся граждане России от 14 до 30 лет.
Молодежь в российском обществе – одна из самых многочисленных групп населения. Авторы учебника выделяют среди молодого населения 3 группы, с. 105. Выполните задание 3 в рабочих листах, указав возрастные границы каждой группы и отличительные признаки.
Молодежь
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа |
14-18 | 18-24 | 25-30 |
Получение образования, не имеют полноценных гражданских прав | Студенты, молодые рабочие | Трудовая деятельность, наличие квалификации |
Какое значение в жизни каждого человека имеет этот возрастной период?
Сейчас, вы поработаете в парах. Вам необходимо обсудить и записать, какие важные события в жизни человека приходятся на молодежный возраст?
- получение образования
- выбор профессии
- начало трудовой деятельности
- вступление в брак
- рождение детей
Как вы считаете, есть ли у современной молодежи проблемы?
Мы сейчас постараемся ответить на этот вопрос. На экране будут появляться картинки, вы внимательно на них посмотрите и запишите проблемы современной молодежи.
давайте обсудим результат работы.
Можем ли мы продолжить этот список?
из перечисленных проблем выберите наиболее существенные на ваш взгляд, выбор обоснуйте.
существуют ли пути решения проблем молодежи?
чтобы решить проблемы, нужно иметь четкую цель в жизни, оставаться самим собой, свои поступки соизмерять с общечеловеческими ценностями.
А какую цель вы ставите перед собой?
Вступая в активную самостоятельную жизнь, каждое молодое поколение решает для себя проблемы, которые принято считать вечными: жизненного, профессионального и эмоционально-ценностного выбора.
Для того, чтобы нам с вами закончить создание портрета молодежи, необходимо дать характеристику еще одной составляющей – ценности современного молодого поколения.
Сейчас вам будет представлен набор из 14 наименований с обозначением ценностей. Ваша задача – расположить их по порядку значимости для вас. Внимательно изучите таблицу, и, выбрав ту ценность, которая для вас более значима, запишите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Наименее важная останется в вашем списке последней и займет 14 место. Работайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию.
- Здоровье
- Материальное благополучие
- Успешная профессиональная деятельность
- Интересная работа
- Уважение окружающих
- Семья
- Образование
- Интеллектуальное развитие
- Духовное развитие
- Дружба
- Личная независимость
- Моя Родина
- Любовь
- Развлечение отдых
Назовите 1 и 14 позицию.
- Можно ли доверить будущее страны современной российской молодёжи?
- Кому могут принадлежать данные слова:
Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие. ( Сократ, ок. 380 до н.э.)
Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна. ( Гесиод, ок. 720 до н.э.)
Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. ( Надпись на горшке в развалинах Вавилона, ок. 3000 до н.э.)
- Сформулируйте проблему, обозначенную в данном высказывании.
Как вы понимаете высказывание Марка Твена: “Когда мне было 14 лет, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его, но когда мне исполнился 21 год, я был изумлён, насколько этот старый человек за истекшие семь лет поумнел”?
“Легко ли быть молодым?”
Классу предлагается занять позицию по данному вопросу, объединиться в группы, обсудить и аргументировать свою позицию. Через две минуты каждая группа защищает свою позицию. В ходе обсуждения формируются три группы: одна считает, что молодым быть легко; другая – молодым быть нелегко; третья – молодым быть легко и нелегко.
После обсуждения учитель делает вывод о том, что молодым быть легко, но проблематично.
Продолжите предложения:
- Своей работой на уроке я …
- Урок заставил меня задуматься о …
- А особенно мне удалось …
- Мне было интересно, потому что …
- Я понял, что …
- Для меня стало открытием, что …
- Мне показалось важным …
- Мне больше всего удалось ...
- Я могу себя похвалить за…
- Я могу похвалить одноклассников за...
- Меня удивило…
- Для меня было открытием то, что ...
- На мой взгляд, не удалось…, потому что…
- На будущее я учту…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Социальный портрет молодежи".Обществознание 7 класс.
Урок разработан согласно календарно-тематического планирования к учебнику А.И. Кравченко,Е.А.Певцова,"Обществознание. 7 класс" для общеобразовательных учреждений....
Социальный проект "Молодежь за чистоту русского языка"
Проект информационно-просветительной кампании, целью которой является привлечение внимания общественности, особенно молодежи, к проблеме существования в нашем языке ненормативной лексики.Проект ...
"Семья- активный субъект формирования социальной ответственности молодежи"
«Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»...
Социальный проект "Молодежь - будущее республики Мордовия"
Аннотация проекта, осуществляемого в 2010 -2011 годах....
Обществознание 7 класс Конспект урока Социальный портрет молодежи
Разработка урока Обществознания 7 класс по теме Социальный портрет молодежи. Предполагает групповую работу детей, направленную на анализ материалов СМИ. Цель: создать портрет современной молодежи....
Обществознание 7 класс Конспект урока Социальный портрет молодежи
Разработка урока Обществознания 7 класс по теме Социальный портрет молодежи. Предполагает групповую работу детей, направленную на анализ материалов СМИ. Цель: создать портрет современной молодежи....
Презентация к уроку обществознания в 7 классе по теме "Социальный портрет молодежи"
Презентация к уроку обществознания в 7 классе по теме "Социальный портрет молодежи"...