методическая разработка урока по истории в 6 классе "Культура русских земель в XII-XIII веках"
методическая разработка по истории (6 класс) по теме

Учащиеся 6 класса впервые знакомятся с историей своей страны, не считая пропедевтические знания, полученные в начальной школе, необходимо побудить интерес к истории, подвести к пониманию того, что знание истории своей страны – это шаг в будущее. Объяснить учащимся этот факт тем, что без знания прошлого нет будущего, нужно знать историю становления своей государственности. История России богата на исторические имена, богата культурными традициями. В связи с этим предоставляется возможным представить разработки тех тем, которые вызывают наибольший интерес у учащихся, помогают им понять исторические факты, способствуют позитивному настрою в изучении предмет. Урок «Культура русских земель в XII – XIII веках» достаточно сложный для восприятия в 6 классе, большой материал по теме, учащиеся начинают учиться анализу памятников культуры, давать характеристику памятникам искусства. Уроки разработаны в соответствии с возрастными особенностями учащихся 6 класса. 

Рекомендации: по данной разработке урока можно самостоятельно составить презентацию, используя Интернет-ресурсы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      тема урока: «Культура русских земель в XII – XIII веках».

Цели:

  1. образовательная – ознакомить с учащимися с особенностями русской культуры XII – XIII века, раскрыть отличительные черты культуры, знакомство с жанрами и произведениями древнерусской литературы. Дать представление о русском храмовом зодчестве и церковном искусстве.
  2. воспитательная – пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам, чувство гордости за культурное наследие тех времён
  3. развивающая – умение работы с текстом, иллюстрациями, учится анализировать памятники культуры, используя памятники. Уметь выражать своё отношение к искусству.

тип урока: изучение нового материала

количество часов: 2 часа

оборудование: иллюстрации храмов

понятия и термины: культура, зернь, скань, филигрань, чернь                                        

                                                       

                                                             ход урока.

I. организационный момент включает подготовку учащихся к уроку, приветствие учителя и запись домашнего задания.

II. проверка домашнего задания

III. объяснение нового материла

IV. закрепление

V. домашнее задание

Вступление к новой теме:

эпиграф:

                 «О, светло светлая и прекрасно украшенная, земля Русская!

Многими красотами прославлена ты… Всем ты преисполнена, земля Русская…!»

Так далёкие предки городились своей отчизной. И было чем: великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной красоты «узорочье» - ювелирные изделия, прекрасные литературные произведения, созданные в разных княжествах. До сих пор мы восхищаемся ими. Это истоки русской культуры.

Задание для учащихся: объясните, что такое культура? /обобщая ответы учащихся, учитель называет тему урока. При этом необходимо подчеркнуть, что расцвет культуры русских земель пришёлся на раздробление Древнерусского государства, что не привело к упадку культуры. Задача нашего урока в полной мере рассмотреть и изучить основные направления древнерусской культуры – литература, зодчество, живопись, художественные ремёсла.

                                                 

                                                       план темы:

  1. определение культуры
  2. особенности культуры, исторические условия развития культуры в XII – XIII веках
  3. города – центры средневековой культуры
  4. художественные ремёсла
  5. зодчество
  6. храмовое искусство
  7. литература    
  8. влияние ордынского владычества на русскую культуру.

На первом уроке изучаются первые четыре вопроса плана, на втором – остальные четыре вопроса.

Объяснение нового материала начинается с разбора понятий «материальная» и «духовная» культура, обобщая ответы, учащиеся записывают в тетрадь эти понятия и с помощью учителя дают определение «культура» - материальное и духовное развитие определённой эпохи, конкретного общества, народа.

Работа с текстом учебника – учащиеся определяют особенности культуры XII – XIII века.

Крупные культурные центры:

Великий Новгород, Владимир-на - Клязьме, Псков, Галич.

По второму вопросу плана учитель проецирует на экран таблицу и объясняет исторические условия русской культуры.

исторические условия

отличительные черты

1. господство натурального хозяйства

разобщённость основной массы населения - крестьянства

2. подъём культуры, рост городов

грамотность горожан, расцвет материальной культуры

3. развитие феодальных отношений

различие быта, одежды; зарождение культуры господствующего класса и низов

4. обособление отдельных княжеств

расцвет материальной культуры, летописания, архитектуры, живописи отдельных земель

5. господство религии в духовной жизни общества

школы и библиотеки при церквах и монастырях, культовое зодчество, иконопись

                           

Беседа с учащимися:

  • кто создавал культуру феодального общества? /горожане
  • почему горожане были передовой частью народных масс? /кругозор шире, были грамотными

Свидетельством грамотности горожан являются берестяные грамоты. Сообщение о находке берестяных грамот в Новгороде.

  • Почему берестяные грамоты пролежали столько веков и сохранились?
  • Что такое береста?

Учитель кратко рассказывает о средневековой городской школе на Руси. Можно добавить, что в это время происходило накопление научных знаний о природных явлениях: планетах, кометах, землетрясениях, бурях. Эти знания становились основой для развития науки. Большое значение имела церковная переводная литература, переводили книги по медицине, географии, ботанике.

Вывод учащиеся делают самостоятельно – города являлись центрами образования и культуры.

Переход: руками горожан, их умом и талантом создавалась вся бытовая часть феодальной культуры; крепости и дворцы, белокаменная резьба храмов и красочные украшения.

На Руси широкое распространение получили художественные ремёсла. Одним из красивейших ремёсел является изготовление изделий из цветных и благородных металлов. В этом отношении Русь опередила Западную Европу.

Понятия, используемые при работе с иллюстрациями:

Художественные ремёсла – ремёсла, отвечающие требованиям искусства.

Зернь – украшение ювелирных изделий зёрнышками из металла.

Скань, филигрань – ювелирное изделие в виде узорчатой сетки из тонкой кручёной проволоки.

Чернь – сплав из серебра, меди, олова, свинца и серы. Полученный сплав превращали в порошок, которым покрывали украшаемый предмет, на котором предварительно вырезали узор. При обжиге чернь расплавляли и заполняли углубление рисунка.

Вывод: город – центр ремесла.

                                       

Мы продолжаем тему урока «Культура русских земель в XII – XIII веках».

Вступление к пятому пункту плана: среди ремесленников были искусные градостроители. До наших дней сохранились каменные постройки. Архитектурные сооружения являются памятниками материальной культуры и произведениями искусства.

Учащиеся работают с иллюстрациями учебника, можно показать презентацию «православные храмы России», приходят к выводу: главными архитектурными постройками того времени были храмы. Все постройки вели русские мастера. Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и владимиро-суздальским художественным школам.

                                              Новгородская земля

- храмы строились одноглавыми и небольшими.

- церкви были построены в Новгороде, Пскове.

- на Ладоге церковь святого Георгия.

Храмы просты, выразительны, хорошо вписывались в окружающий пейзаж.

                                       Владимиро-Суздальская земля

- храмы строились подчёркнуто торжественными и отличались пышностью.

- в г. Владимире-на - Клязьме возведён Успенский собор.

- на реке Нерли возведён храм Покрова Богородицы – небольшая, однокупольная церковь – «поэма из камня».

Для понимания красоты средневековых сооружений необходимо научиться их анализировать.

                                           Памятка для анализа архитектуры

  1. как называется и где находится памятник?
  2. к какому периоду относится его создание?
  3. назначение сооружения
  4. описание архитектурных деталей, указание стиля памятника
  5. ваше отношение к нему?

                              Анализ характеристики церкви Покрова на Нерли

рассматривается  учащимися совместно с учителем. Вводится и анализ архитектурных деталей:

  1. шлемовидный купол
  2. барабан
  3. закомары – полукруг, который завершает стены
  4. пилястры
  5. аркатурный пояс
  6. апсиды – выступы (их 3).

Учащиеся ведут запись данных терминов, рисуют архитектурные детали.

Переход: не только храмовое зодчество поражало своей красотой, но и храмовое искусство тоже было предметом гордости и восхищения мастеров того времени.

Запись в тетрадь понятия «икона» - живописное изображение Бога и святых, предмет поклонения верующих.

«канон» - строгие правила.

Представление репродукций икон, мозаик, фресок XII – XIII века. В писании икон существует канон. Но каждый русский мастер-иконописец имел свою индивидуальную манеру письма, которая отражалась в его произведениях, порой нарушая эти каноны.

Переход: с принятием христианства на Руси, развитием письменности и грамотности зародилось русское летописание. С XII века начался новый период в истории русского летописания. В каждом крупном княжестве велись летописи.

Учитель проецирует на экран таблицу и читает учащимся.

                                                        Особенности летописей.

Владимиро-Суздальская летопись

новгородская летопись

  • отражались интересы местных князей.
  • Поощрялись их стремления быть первыми на Руси.
  • История княжества рассматривалась как продолжение истории Древнерусского государства.
  • Владимирские князья представлялись как преемники князей киевских
  • Отсутствует фигура князя или находится на заднем плане.
  • Подробно описываются события городской жизни.

Происходит зарождение древнерусской литературы. Появляются новые жанры, популярным был жанр – поучение. Самое знаменитое «Поучение детям « Владимира Мономаха содержало требование соблюдения христианской морали.

Учащиеся работают с документом на странице 136-137 и с помощью учителя формируют нравственные ценности, которые нужно соблюдать:

- чтить старших;

- жить правильно, помогать обездоленным;

- соблюдать законы.

- традиции государственные и семейные;

- выполнять честно воинский долг, не уклоняться от службы.

Вопрос для учащихся – применимы ли эти требования для современной жизни?

В произведениях «Слово» и «Моление» Даниила Заточника поднимаются вопросы о княжеской власти. Автор – сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя называл «честью и милостью».

Переход: совершенным творением древнерусской литературы предстаёт «Слово о полку Игореве» неизвестного автора.

Представление учащимся иллюстрации картины «Поход Игоря» Н. Рериха и небольшой рассказ о произведении. В основе рассказа учителя должна быть подчёркнута идея единства Русской земли, прекращении распрей между князьями. Автор ставит вопросы:

- почему князь Игорь потерпел поражение?

- почему Русь стала терпеть поражения?

Работа с документом из «Слова о полку Игореве» на странице 138. Организация беседы с учащимися о внутреннем противостоянии Руси из-за ордынского ига.

Переход к 8 пункту плана: русское летописание ставило важнейший вопрос для Руси – укрепление единства Древнерусского государства. В условиях ордынского владычества непросто оказалось сохранить самобытность и красоту русской культуры, было потеряно многое.

Работа учащихся с текстом учебника на странице 135-136 и отвечают на вопрос – в чём сказалось влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры? /учащиеся перечисляют, что было потеряно,

Вывод: в период феодальной раздробленности проявился расцвет русской культуры, который был прерван нашествием монголо-татар, но именно культура демонстрировала идею единства Русской земли.  

 

 Закрепление нового материала.

 

Домашнее задание:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по истории Средних веков в 6 классе по теме "Столетняя война"

Подробная методическая разработка по теме "Столетняя война" с использованием презентации....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ИСТОРИИ РОССИИ ХХ век тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКАПО ИСТОРИИ РОССИИ  ХХ век9 класс   тема: « ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ НАЧАЛА ХХ века. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»...

Методическая разработка урока по истории средних веков "Ремесло в средневековом городе"

Урок-игра по истории средних веков по теме "Ремесло в средневековом городе" дает возможность учащимся не только изучить тему урока, но и поставить себя на место средневекового мастера, подмастер...

Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"

В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...

Методическая разработка урока по истории на тему: «Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества» для учащихся 6 классов.

Методическая разработка урока по истории на тему: "Предпосылки объединения русских земель. Усиление Московского княжества" для учащихся 6 классов....

КУЛЬТУРА РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ В XII-XIII ВЕКАХ.

презентация для учащихся 6 классов...

Культура русских земель в XII-XIII веках"

По горизонтали3. Мигрирующие люди (народ)4. Автором этого произведения является Данил Заточников6. Как называлась точная наука?7. Главная причина страданий Русского народа8. Его отчество Святославович...