Главные вкладки

    Новые педагогические технологии как одно из условий эффективной инновационной работы школы.
    статья по истории по теме

    Новые педагогические технологии как одно из условий эффективной инновационной работы школы.

    Технологии  позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vystuplenie_dlya_nmo.doc78 КБ

    Предварительный просмотр:

    Новые педагогические технологии как одно из условий эффективной инновационной работы школы

    «Учитель живёт до тех пор, пока учится;

    как только он перестаёт учиться,

    в нём умирает учитель»

    К.Д. Ушинский.

    В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.  Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.     Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро и макро социума.

    Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

    •  от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

    •  от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

    •  от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

    •  от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

     Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.

    Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.

    Современная педагогика ориентирована на то, чтобы  

     - ребёнок научился учиться

     -  открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.

    Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений

    • учителя с детьми
    • детей друг с другом
    • каждого ребёнка с учителем
    • ученика с коллективом

     В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Вот только несколько определений педагогических технологий:

    •    Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

    •   Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

     

    Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

    Технологический подход к учебному процессу гарантирует достижение поставленных целей обучения. Оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс, является основой последовательной ориентации обучения на цели.

    Таким образом, отличительными особенностями технологического конструирования учебного процесса являются:

    • конкретизация целей обучения в когнитивной области, разработка учебных единиц как эталонов усвоения учебного материала всеми учениками в классе;

    • создание системы проверочных работ (диагностических тестов, адаптивных тестов);

    • выбор быстрых способов проверки тестов (компьютерные программы);

    • подготовка специальных методов корректирующей методики (краткие конкретные тексты, содержащие необходимые теоретические сведения, тренажеры);

    • дополнительные задания, повторные тесты.

    Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

    В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии выделяются: разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение. Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Переход к развивающему обучению без адаптации к индивидуальным особенностям учащихся практически невозможен. Важно знать, заучил, усвоил ли ученик базовый минимум. Остальной материал прорабатывается с ориентацией на непроизвольное запоминание, расширяющее возможности каждого ученика, занятого активной творческой деятельностью.

    Использование интересных, активных форм работы, эффективных форм и методов контроля, творческое отношение к уроку позволяет добиться определенных успехов в данном направлении.

    Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

    • Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
    • Повышение познавательной мотивации
    • Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание
    • Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
    • Воспитание лидерских качеств
    • Умение работать с командой и в команде
    • Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

         Игра  классифицируется по игровой методике, по характеру педагогического процесса, по области деятельности, по игровой среде. При использовании данного приема нужно помнить, что «переживание ситуации» в ходе игры должно четко отделяться от последующего обсуждения. Детей необходимо вывести из игровой ситуации. Педагоги, только начинающие использование игровых методик, стоят перед опасностью «заиграться». Это не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд. Дети, переживающие ролевую ситуацию непосредственно, могут потерять грань между игрой и реальностью, такая игра может продолжаться годами, опробованные ребятами роли могут стать частью их реального имиджа, причем далеко не всегда положительного. Чтобы избежать такой опасности, необходимо всегда проводить черту между игрой и жизнью. Ученик сразу же после окончания игрового этапа должен почувствовать, что ролевая игра и обсуждение — разные вещи. В игре ученик говорит и действует от имени персонажа, т. е. не обязательно, чтобы он считал правильными его образ мысли и действия. В обсуждении он говорит то, что он думает на самом деле. Обсуждение следует начинать с вопросов об игре: «Что ты

    чувствовал?», «Что должен был чувствовать он?», «Понимал ли ты раньше, что может быть так?» и т. п. Можно прямо сказать ребятам: «Только что была игра, а теперь мы в реальной жизни; она может быть хуже или лучше, но не такая». Очень важно! Так как ролевые игры имитируют реальную жизнь, они могут поднять вопросы, на которые нет простого и однозначного ответа. У учеников не должно создаться впечатление, что на каждый вопрос есть только один ответ. Очень важно, чтобы и учитель, и ученики принимали наличие различных точек зрения как естественную, нормальную ситуацию.

    Пары и группы

    Деление класса на пары и группы дает ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Этот прием можно использовать, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта. 

    «Мозговая атака» 

    «Мозговая атака» — способ поощрения интеллектуальной активности учеников и быстрого коллективного генерирования идей. Этот прием может быть использован:

    — при поиске решения проблемы (например, после инцидента, связанного с конфликтом между учениками, попросите класс провести «мозговую атаку» и дать все возможные варианты решения конфликта мирным путем);

    — при введении новой темы (вызовите «мозговую атаку» по всему, что ученики уже знают по теме, — это поможет возбудить их интерес, а также выяснить уровень их представлений о ней);

    — как способ начать изучение новой темы

       Правила проведения мозгового штурма

    • Запрещена критика выдвинутых идей
    • Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы
    • Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи
    • Наличие ролей
    • В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей
    • Доброжелательная, творческая атмосфера проведения
    • Активное взаимодействие всех участников
    • Применение системы оценки, стимулирован

    Рисование

    Рисование может использоваться в классе с целью развития наблюдательности, воображения, чувства сопереживания в отношении людей на картинках, навыков совместной работы, наконец, для того, чтобы лучше узнать своих одноклассников.

    Хороший способ усвоения и понимания информации — воспроизведение ее в иной форме, например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках. Для этого ученик должен определить, что является главным в информации, решить, как воспроизвести это, осознать, зачем и почему он идет таким путем.

    Прием помогает развивать не только воображение, но и наблюдательность, способность делать выбор, логическое мышление.

    Проект

    Проект — это самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение длительного периода времени, в конце которого они представляют работу. Проекты полезны в обучении школьников, потому что они:

    — помогают увидеть связь между отдельными предметами, их школьными занятиями и внешним миром;

    — учат самоорганизации для ведения какой- либо деятельности,

    планирования собственного времени и работы по графику;

    — позволяют управлять процессом общения под руководством учителя;

    — создают возможности для взаимодействия как друг с другом, так и с различными людьми вне школы;

    — учат представлять и защищать публично результаты своих исследований и свое мнение, что является важным навыком в  адаптации и социализации. 

    Этапы работы над проектом:

    1. Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей)

    2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации) 

    3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации)

    4. Оценочно-рефлексивный (внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта) 

    В своей педагогической деятельности я активно использую современные образовательные технологии: проблемного обучения, педагогических мастерских, критического мышления, проектные методы обучения.

    В процессе применения технологий на уроках истории и обществознания происходит формирование политических и социальных компетенций. Например, при изучении темы “Избирательное право”, учащиеся 10-х классов при обсуждении на уроке данной проблемы пришли к выводу, чтобы реализовать свои избирательные права, нужно подробно познакомиться с кандидатами. В группах был составлен порядок действий. Учащиеся предложили изучить портреты кандидатов, биографии, программы, партийную принадлежность, личные качества, если уже были депутатами, то результаты деятельности. Затем в группах был проведен анализ информации по трем кандидатам, в итоге каждый определил для себя: кто из кандидатов является популистом, а кто политическим лидером – тем, за кого можно отдать свой голос. В 11  классе при изучении темы “Политическая структура общества” была проведена дискуссия “Вступление в партию: за и против”.

    В ходе игры “Роль одного голоса” учащиеся на практике увидели, какую роль может сыграть голос одного избирателя на выборах. Считаю, что такие занятия способствуют формированию активной гражданской позиции у будущих избирателей.

    С появлением рынка труда устройство на работу во многом зависит от правильно составленного резюме, умения правильно “подать себя” в процессе собеседования. Мною была разработана мастерская на тему “Резюме” для учащихся 8 класса. Сначала учащиеся подбирали ассоциации к слову “резюме”, потом давали определение. Например, резюме – это реклама себя. Сравнивали с определениями из словарей. Формулировали свои вопросы, какие возникли. Затем учащимся были выданы цитаты, где встречалось данное слово, в группах они должны были определить: где нужно резюме. Афишировали результаты работы, продолжив фразу: “Резюме нужно, чтобы…”

    На следующем этапе учащимся выдавались высказывания менеджеров и директоров о работниках. Учащиеся в группах составляли портрет идеального работника.

    Затем учащимся были предложены резюме разных людей, на основании их необходимо было составить план для написания любого резюме. После афиширования каждый индивидуально писал свое резюме. Мастерская закончилась рефлексией. Нужно было продолжить предложения: “Я сегодня сделал для себя вывод…”, “Я сегодня понял…”, “Я сегодня задумался…”. Многие поняли как важно собирать портфолио уже сейчас.

    Очень важно, чтобы каждое занятие имело для учащихся личностный смысл, способствовало самопознанию. Программа по обществознанию позволяет это успешно осуществлять. Мною предлагаются для обсуждения  темы: “Если бы отцы воспитывали своих детей, то законы и тюрьмы были бы не нужны…”, “Проблемы современной молодежи”, “Любовь в наше время”, “Семья в жизни современной женщины”, “8 Марта: кто придумал”, “Девиантное поведение: наше отношение”, “Смысл жизни”.

    Новые технологии способствуют формированию коммуникативных компетенций, т.к. учащимся приходится работать в группе, выполнять разные роли: быть лидером, ведомым, организатором, исполнителем; афишировать результаты деятельности группы, выступая перед классом.

    Преподавание истории и обществознания с использованием новых технологий способствует формированию информационных компетенций, развитию критического мышления у учащихся. Необходимость последней компетенции обусловлена следующими причинами:

    • Развитием массовых коммуникаций и манипулятивных технологий
    • Возникновением новых интерпретаций прошлого в связи с открытием новых источников или переосмыслением старых
    • Использованием исторических фактов в рекламе и современных художественных фильмах
    • Освоением информационных “джунглей” Интернета.

    Большую роль в формировании “критического читателя” и “критического зрителя” играет технология развития критического мышления. Данная технология особенно востребована в 10-11 классах, во втором концентре; т.к. приходится опираться на факты, изученные в основной школе, а они учащимися основательно забыты. В данной технологии я провожу целые уроки и использую отдельные приемы.

    Стадия “вызова” направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, мотивацию к дальнейшей работе. Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу, делает предположения, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. На данном этапе мною используются приемы: верные и неверные утверждения, рассказ-предположение по ключевым словам, кластер. Например, при изучении темы “Культура России XVII века” учащимся необходимо было вспомнить культуру России XVI века и оформить в кластер. Учащиеся работали в группах, каждая группа представила свой кластер, потом был составлен общий. Далее учащимся был предложен текст, и они должны были найти в нем новую информацию по культуре XVII века. Данный прием использовался при изучении темы “Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного”. В ходе работы было выяснено, что учащиеся хорошо помнят внешнюю политику царя и совсем не помнят внутреннюю. Поэтому главное внимание было сосредоточено на изучение внутренней политики, а высвобожденное время использовалось на анализ документов и разных точек зрения на деятельность Ивана Грозного. Очень любят учащиеся прием “ключевые слова”. Например, при изучении личности Екатерины II были предложены слова: Потемкин, 1729, Фике, переворот, исчо, писательница. Используя данные слова, нужно было составить мини-текст. Возникла масса вопросов, особенно со словом “исчо”. Прием “верные-неверные утверждения”. При изучении личности Екатерины II были предложены утверждения:

    • До брака она была принцесса София-Августа-Фредерика Ангальт-Цербская
    • Священник ее матери сказал: “Вашу дочь ожидает великое будущее, я вижу на ее лбу 3 короны”
    • Она была племянницей Петра I
    • Екатерина отомстила Румянцеву за то, что он не хотел присягать бабе
    • С будущим мужем познакомилась, когда он допивал вино из рюмок за гостями
    • Любила своего мужа и была счастлива в браке

    Данный прием вызывает много вопросов, что показывает высокий познавательный интерес.

    На стадии осмысления учащиеся работают с новой информацией, делая на полях пометки “v” - уже знаю, “+” - новая информация, “?” - не понял, есть вопросы. На основе данной маркировки можно составить таблицу.

    Когда необходимо дать оценку деятельности исторической личности использую прием “плюс-минус-вопрос”. По итогам можно составить таблицу. Часто в результате заполнения таблицы появляются две противоположные точки зрения на личность или событие. Например, на личность Бориса Годунова.

    На стадии рефлексии необходимо вернуться к заданным вопросам, предположениям. Если не на все вопросы ответили на уроке, предлагается самим учащимся посмотреть дополнительную литературу. По обществознанию рефлексивный этап часто заканчивается написанием эссе.

    И в заключении хочется сделать вывод:

    Технологии  позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения.

    Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время

    Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».«Интернет пришел в школы России, а ...

    Новые педагогические технологии как одно из условий эффективной инновационной работы школы

    В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями...

    Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка.

    Доклад по теме: Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках  иностранного языка. В данном докладе обобщен опыт...

    Новые педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной работы школы.

    Новые педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной работы школы....

    Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы

    Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новом образовательном процессе...

    Новые педагогические технологии как одно из условий эффективности инновационной работы гимназии.

    Отчёт о ходе эксперимента по апробации учебно-методического комплекта «Технология» 5-8 под ред. доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования  И.А....

    Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся

    Е.Роджерс отметил, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть, и это будет та цена, кот...