Главные вкладки

    Новые педагогические технологии как одно из условий эффективной инновационной работы школы
    методическая разработка по теме

    Чупенкова Светлана Геннадьевна

     

    В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.  Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.     Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро и макро социума. 

    Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

    •  от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

    •  от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

    •  от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

    •  от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

     

    В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

    В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Новые педагогические технологии как одно из условий эффективной инновационной работы школы

    «Учитель живёт до тех пор, пока учится;

    как только он перестаёт учиться,

    в нём умирает учитель»

    К.Д. Ушинский.

    (Оформление Портфолио)

    В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.  Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.     Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро и макро социума. (СЛАЙД 3)

    Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания. В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

    •  от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

    •  от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

    •  от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

    •  от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

    В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

    В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий

    . (СЛАЙД 4)

    Проблемы образовательных технологий, огромный опыт педагогических инноваций, авторских школ и учителей-новаторов постоянно требуют обобщения и систематизации.

    Современная педагогика ориентирована на то, чтобы  

     - ребёнок научился учиться

     -  открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.

    . (СЛАЙД 5)

    Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений

    1. учителя с детьми
    2. детей друг с другом
    3. каждого ребёнка с учителем
    4. ученика с коллективом

     (СЛАЙД 6)

    Первую научную педагогическую технологию создал Ян Амос Коменский (1592–1670). Им была сформулирована важнейшая идея этой технологии – гарантия позитивного результата. Первоочередной задачей реализации идеи Коменский считал создание механизма обучения, называя его «дидактической машиной».

    «Для дидактической машины, – писал он, – необходимо отыскать: 1) твердо уставленные цели; 2) средства, точно приспособленные для достижения этих целей; 3) твердые правила, как пользоваться этими средствами, чтобы было невозможно не достигнуть цели».

    Описанный модуль «цель – средства – правила их использования – результат» составляет ядро любой технологии.

     (СЛАЙД 7)

    В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения. Вот только несколько определений педагогических технологий:

    •    Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

    •    Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

    •   Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей за дачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

    В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

    Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

    (СЛАЙД 8)

    1)          Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

    2)          Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).

    3)          Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).

    (СЛАЙД 9)

    Понятие педагогической технологии часто предметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда, наоборот, те или иные технологии входят  в состав методик обучения. Встречается также применение терминов-ярлыков, не совсем научно корректное, утвердившееся за некоторыми технологиями (коллективный способ обучения, метод Шаталова, система Палтышева, Вальдорфская педагогика и др.) К сожалению, избежать терминологических неточностей, затрудняющих понимание, не всегда удается.

     (СЛАЙД 10)

    Любая современная педагогическая технология представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено общественным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

    В теории и практике работы школ сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. С этим мнением можно согласиться.

    По результатам  анкет был выявлен уровень инновационного потенциала нашего коллектива. В анкетировании участвовало 28 педагогов. На вопрос оценки условий школы для развития инновационной деятельности 2 человека из 28 оценили как очень хорошее, 8 человек, как хорошее, 18 человек, как удовлетворительное. Но в тоже время 28 человек – это 100% чувствует себя готовым к освоению различных новшеств. И наконец, что же является препятствием в освоении и разработке новшеств 9 человек из 23 считают, что это отсутствие времени, 11 человек обозначили  причину- слабая информированность, 1 человек отсутствие стимулирования и 7 человек обозначили отсутствие необходимых теоретических знаний. И если эти данные проанализировать, то 90 % педагогов готовы, но 39 % недостаточно информированы о нововведениях в образовании.

    Основная проблема управления преобразованиями заключается в возникновении феномена сопротивления изменениям. В качестве аргументов против введения новшеств часто приводят суждения, построенные как набор вариаций на тему "Да, но..." (А.И.Пригожин):

    "Это у нас уже есть". ,"Это у нас не получится". ,"Это не решает главных проблем". ,"Это требует доработки". ,"Здесь не все равноценно,"Есть и другие предложения". Перечисленные стереотипы подходят для описания закономерностей почти любых педагогических нововведений. Однако не всё так просто. В обществе "существуют" специальные приемы, вынуждающие человека прекратить инновационную деятельность. Эти приёмы можно охарактеризовать действиями типа: "инициатива наказуема", "не высовывайся", "тебе больше всех надо?", "вперёд батьки не лезь", "на наш век хватит", "это надо согласовать" и т.п. Природа людей по отношению к нововведениям различна, одни склонены к их принятию, другие - более консервативны. Иногда в одном человеке одновременно уживаются различные проявления в отношении новаций из разных областей его деятельности.

    (СЛАЙД 11)В психологии имеется классификации субъектов инноваций, составленная Э.Роджерсом:

    1 группа - новаторы, обычно это 2,5% коллектива, они всегда открыты новому, поглощены новшествами, характеризуются некоторым авантюрным духом, интенсивно общаются с локальными группами.

    2 группа - ранние реализаторы - 13,5%. Они следуют за новаторами, однако более интегрированы в свое местное объединение, оказывая влияние, часто оказываются лидерами мнений. Ценятся, как разумные реализаторы.

    3 группа - предварительное большинство - 34%. В роли лидеров выступают редко, осваивают новшества после "ранних реализаторов", но значительно раньше так называемых "средних". Для принятия решения им требуется значительно больше времени, чем лидирующим группам.

    4 группа - позднее большинство - 34%. Относясь к новшествам с изрядной долей скепсиса, приступают к их освоению иногда под давление социальной среды, иногда в результате оценки собственных потребностей, но при одном условии: когда коллектив явно и однозначно высказывается в их пользу ("Средние реализаторы").

    5 группа – колеблющиеся  обычно - 16%.  Основной их характеристикой является ориентация на традиционные ценности. Решение о приятии новшества принимают с большим трудом, последними, являясь, по сути, тормозом в распространении инноваций.

    По отношению к новаторству среди учителей нашей  школы ситуация выглядит немного по иному:

    1. 1группа-новаторы составляют 6,6%,
    2. 2группа- реализаторы - 44,7%,
    3. 3группа- средние - 17,7%,
    4. 4группа- позднее большинство -20,3%
    5. 5группа- колеблющиеся -10,7%

     Если учитель привыкает жить в полном согласии с внешне заданными нормами и правилами, его инновационные способности гаснут. Стандартизация поведения и внутреннего мира педагога сопровождается тем, что в его деятельности все большее место занимают инструктивные предписания. В сознании накапливается все больше готовых образцов педагогической деятельности. Это приводит к тому, что учитель может легче вписываться в педагогическое сообщество, но при этом снижается его творческий уровень.  Для внедрения новых форм, методик, педагогических технологий требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать.

    Технологический подход к учебному процессу гарантирует достижение поставленных целей обучения. Оперативная обратная связь, которая пронизывает весь учебный процесс, является основой последовательной ориентации обучения на цели.

    Таким образом, отличительными особенностями технологического конструирования учебного процесса являются:

    • конкретизация целей обучения в когнитивной области, разработка учебных единиц как эталонов усвоения учебного материала всеми учениками в классе;

    • создание системы проверочных работ (диагностических тестов, адаптивных тестов);

    • выбор быстрых способов проверки тестов (компьютерные программы);

    • подготовка специальных методов корректирующей методики (краткие конкретные тексты, содержащие необходимые теоретические сведения, тренажеры);

    • дополнительные задания, повторные тесты.

    Педагогические технологии могут  различаться:

    1. по источнику возникновения (на основе опыта или научной концепции),
    2. по целям и задачам (формирование знаний, воспитание личностных качеств, развитие индивидуальности),
    3. по возможностям педагогических средств (какие средства воздействия дают лучшие результаты),
    4. по функциям учителя, которые он осуществляет с помощью технологии (диагностические функции, функции управления конфликтными ситуациями),
    5. по тому, какую сторону педагогического процесса обслуживает предложенная педагогическая технология, и т.д.

    Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых.

    (СЛАЙД 12)Личностно-ориентированный подход – это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.

    Почему отдано предпочтение этой технологии обучения? Во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей. Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

    В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии выделяются: разноуровневое обучение, сотрудничество, коллективное взаимообучение, модульное обучение. Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики.

    (СЛАЙД 13)Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний. Переход к развивающему обучению без адаптации к индивидуальным особенностям учащихся практически невозможен. Важно знать, заучил, усвоил ли ученик базовый минимум. Остальной материал прорабатывается с ориентацией на непроизвольное запоминание, расширяющее возможности каждого ученика, занятого активной творческой деятельностью.

    Использование интересных, активных форм работы, эффективных форм и методов контроля, творческое отношение к уроку позволяет добиться определенных успехов в данном направлении.

    (СЛАЙД 14)Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:

    1. Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
    2. Повышение познавательной мотивации
    3. Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание) (СЛАЙД 15)
    4. Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
    5. Воспитание лидерских качеств
    6. Умение работать с командой и в команде(СЛАЙД 16)
    7. Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

    (СЛАЙД 17)Методическими приёмами интерактивного обучения являются:

    1. Игры
    2. Пары и группы
    3. «Мозговая атака»
    4. «Общая дискуссия»
    5. Проекты
    6. Семинары(СЛАЙД 18)
    7. «Общий галдёж»
    8. Словесные ассоциации
    9. Воспроизведение информации

    (СЛАЙД 19,20)

         Игра  классифицируется по игровой методике, по характеру педагогического процесса, по области деятельности, по игровой среде. (СЛАЙД 21,22,23)На экране вы видите определение ролевой, деловой, ситуативной игр. При использовании данного приема нужно помнить, что «переживание ситуации» в ходе игры должно четко отделяться от последующего обсуждения. Детей необходимо вывести из игровой ситуации. Педагоги, только начинающие использование игровых методик, стоят перед опасностью «заиграться». Это не столь безобидно, как может показаться на первый взгляд. Дети, переживающие ролевую ситуацию непосредственно, могут потерять грань между игрой и реальностью, такая игра может продолжаться годами, опробованные ребятами роли могут стать частью их реального имиджа, причем далеко не всегда положительного. Чтобы избежать такой опасности, необходимо всегда проводить черту между игрой и жизнью. Ученик сразу же после окончания игрового этапа должен почувствовать, что ролевая игра и обсуждение — разные вещи. В игре ученик говорит и действует от имени персонажа, т. е. не обязательно, чтобы он считал правильными его образ мысли и действия. В обсуждении он говорит то, что он думает на самом деле. Обсуждение следует начинать с вопросов об игре: «Что ты

    чувствовал?», «Что должен был чувствовать он?», «Понимал ли ты раньше, что может быть так?» и т. п. Можно прямо сказать ребятам: «Только что была игра, а теперь мы в реальной жизни; она может быть хуже или лучше, но не такая». Очень важно! Так как ролевые игры имитируют реальную жизнь, они могут поднять вопросы, на которые нет простого и однозначного ответа. У учеников не должно создаться впечатление, что на каждый вопрос есть только один ответ. Очень важно, чтобы и учитель, и ученики принимали наличие различных точек зрения как естественную, нормальную ситуацию.

    (СЛАЙД 24)

    Пары и группы

    Деление класса на пары и группы дает ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Этот прием можно использовать, когда нужно, чтобы быстро были высказаны различные идеи или чтобы класс поразмыслил над той или иной абстрактной идеей с точки зрения своего собственного опыта. 

    «Мозговая атака» (СЛАЙД25 )

    «Мозговая атака» — способ поощрения интеллектуальной активности учеников и быстрого коллективного генерирования идей. Этот прием может быть использован:

    — при поиске решения проблемы (например, после инцидента, связанного с конфликтом между учениками, попросите класс провести «мозговую атаку» и дать все возможные варианты решения конфликта мирным путем);

    — при введении новой темы (вызовите «мозговую атаку» по всему, что ученики уже знают по теме, — это поможет возбудить их интерес, а также выяснить уровень их представлений о ней);

    — как способ начать изучение новой темы

    (СЛАЙД 26,27)

     Перед вами  правила проведения мозгового штурма

    1. Запрещена критика выдвинутых идей
    2. Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы
    3. Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи
    4. Наличие ролей
    5. В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей
    6. Доброжелательная, творческая атмосфера проведения
    7. Активное взаимодействие всех участников
    8. Применение системы оценки, стимулирование

    Дискуссия(СЛАЙД 28,29)

    Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

    «Общий галдеж» (СЛАЙД 30)

    Этот прием хорош для смены темпа урока (например, после длительного выступления учителя).Скажите ученикам, что у них есть 5 минут для того, чтобы в группах по 2—3 человека высказать собственное мнение по поводу только что рассказанного или показанного.

    Рисование(СЛАЙД 31)

    Рисование может использоваться в классе с целью развития наблюдательности, воображения, чувства сопереживания в отношении людей на картинках, навыков совместной работы, наконец, для того, чтобы лучше узнать своих одноклассников.

    Воспроизведение информации(СЛАЙД 32)

    Хороший способ усвоения и понимания информации — воспроизведение ее в иной форме, например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках. Для этого ученик должен определить, что является главным в информации, решить, как воспроизвести это, осознать, зачем и почему он идет таким путем.

    Прием помогает развивать не только воображение, но и наблюдательность, способность делать выбор, логическое мышление.

    Эффективность усвоения информации отражена в таблице. (СЛАЙД 33)

    Проект(СЛАЙД 34)

    Проект — это самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение длительного периода времени, в конце которого они представляют работу. (СЛАЙД 35)Проекты полезны в обучении школьников, потому что они:

    — помогают увидеть связь между отдельными предметами, их школьными занятиями и внешним миром;

    — учат самоорганизации для ведения какой- либо деятельности,

    планирования собственного времени и работы по графику;

    — позволяют управлять процессом общения под руководством учителя;

    — создают возможности для взаимодействия как друг с другом, так и с различными людьми вне школы;

    — учат представлять и защищать публично результаты своих исследований и свое мнение, что является важным навыком в  адаптации и социализации. (СЛАЙД )

    (СЛАЙД 36,37)Этапы работы над проектом:

    1. Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей)

    2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации) 

    3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации)

    4. Оценочно-рефлексивный (внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта) 

    Определение целей и задач проекта обозначены на следующем слайде. (СЛАЙД38 )

    Обратите внимание на обязательные этапы при создании проекта (СЛАЙД 39)

    (СЛАЙД 40 )И в заключении хочется сделать вывод:

    Технологии  позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию обучения различной сложности, специфическим особенностям каждого учебного заведения.

    Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможно. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества.

    (СЛАЙД 41)

    (РАБОТА В ГРУППАХ)

    СЕГОДНЯ МЫ С ВАМИ ПОПЫТАЕМСЯ СОСТАВИТЬ ПРОЕКТЫ.

    1группа- (УНК)

    2группа-(гуманитарии)

    3группа-(математика+ трудовое воспитание)

    4группа-(воспитатели)

    5 группа-(логопеды, коррекционные службы (психолог, соц.педагог, учитель музыки, организатор, учителя физкультуры, библиотекарь)

    1группа

    Повышение учебной мотивации и познавательных интересов через использование интерактивных форм  и методов обучения.

    Ребенок теряет интерес к учебе и больше времени уделяет играм и развлечениям. Вследствие чего его успеваемость в школе заметно снижается, а в дневнике все чаще появляются тройки и двойки. Что делать в такой непростой ситуации?

    2 группа

    Педагогическое  руководство учебной работой слабоуспевающих школьников способствующее повышению успешности их обучения 

    Работа со слабоуспевающими. Чтобы данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, необходима систематизированная работа со слабоуспевающими учащимися. Работа учителя со слабоуспевающими учениками обычно сводится к организации следующих мер: проведение индивидуальных и дополнительных занятий, которые отнимают много времени у учителя и создают дополнительную нагрузку на учащихся; оказание давления на ребенка...

    3 группа

    Систематизация  работы по профориентации, через интерактивные формы и методы оказания помощи подросткам в профессиональном и личностном самоопределении.

     Организация работы по профориентации школьников. Большая часть нереализовавшихся людей никогда не пользовалась услугами по профориентации. Может быть, само это слово профориентация звучит не очень заманчиво?

    4 группа

    Использование интерактивных методов в воспитательной работе  для повышения уровня социальной адаптации детей в школе-интернате.

     В последние годы отмечается резкое увеличение числа детей с тяжелыми нарушениями процесса адаптации к школе, с выраженными школьными трудностями. Вариантов нарушений адаптации может быть множество. У детей, благополучно прошедших адаптацию, преобладает хорошее настроение, активное отношение к учебе, желание посещать школу, добросовестно и без видимого напряжения... В практике нередки случаи, когда трудности адаптации ребенка в школе связаны с ОТНОШЕНИЕМ родителей к школьной жизни и школьной успеваемости ребенка, страх родителей перед школой, боязнь, что ребенку в школе будет плохо.

    5группа

    Повышение эффективности коррекционно-воспитательного процесса через реализацию компенсаторных возможностей обучающихся с использованием интерактивных  форм и методов работы.

    Создание  условий в специальных учреждениях, способствующих коррекции, развитию психофизических способностей ребенка, включению компенсаторных возможностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В соответствии с особенностями развития детей в системе коррекционно-воспитательной работы на уроках и коррекционных занятиях продолжается формирование компенсаторных навыков в соответствии с возрастом учеников, полученной ранее подготовкой .


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    МСКОУ СКШИ №11 VIII вида г.Междуреченск Педагогический совет Новые педагогические технологии как одно из условий эффективной инновационной работы школы 2010 год

    Слайд 2

    К.Д. УШИНСКИЙ «Учитель живёт до тех пор, пока учится; как только он перестаёт учиться, в нём умирает учитель»

    Слайд 3

    «Любой человек может стать Ньютоном, если только яблоко упадет ему на голову. Но зачем же ждать, пока оно упадет; уж лучше стать тем, кто тряхнет яблоню»

    Слайд 4

    Современная педагогика ориентирована на то, чтобы - ребёнок научился учиться - открыл в себе энергию познания, постоянного стремления к получению новых знаний.

    Слайд 5

    Успех процесса обучения во многом зависит от взаимоотношений Учителя с детьми Детей друг с другом Каждого ребёнка с учителем Ученика с коллективом

    Слайд 6

    Идея сотрудничества исходит От древних мудрецов Проходит через философию многих духовных учений, классической педагогики и психологии

    Слайд 7

    Понятие «педагогическая технология» Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком­-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев). Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология – системная совокупность и порядок формирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.- (М.В. Кларин). Педагогическая технология – упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного, планируемого результата. Педагогическую технологию характеризуют два момента: гарантированность конечного результата и проектирование будущего учебно-воспитательного процесса. (В.А. Монахов )

    Слайд 8

    Дидакто-центрические технологии Личностно-ориентированные технологии Типы технологий Авторитарные технологии Гуманно-личностные технологии Технологии сотрудничества Технологии свободного воспитания

    Слайд 9

    Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности воспитанников Природосообразные Альтернативные Комплексные политехнологии Группы технологий Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений

    Слайд 10

    Воспитательные системы Системное построение процесса воспитания (авторы: В.А. Караковский, Л. И. Новикова, Н.Л. Селиванова) Системно - ролевая теория формирования личности ребенка (автор: Н.М. Таланчук) Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка (авторы: М.И. Рожков, Л. В. Байборовова, О. С. Гребенюк, С.Л. Паладьев, В. Б. Успенский и др.) Формирование образа жизни, достойной человека (автор: Н.Е. Щуркова) Воспитание ребенка как человека культуры (автор: Е.В. Бондаревская) Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития (авторы: О.С. Газман, Т. В. Анохина, В.П.Бедерханова, И.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С. М. Юсфин.)

    Слайд 11

    1 группа -2,5% 2 группа -13,5% 4 группа - 34% 5 группа -16% 3 группа -34% СУБЪЕКТЫ ИННОВАЦИИ

    Слайд 12

    Личностно - ориентированный подход в образовательном процессе помогают обеспечить интерактивные методики. В переводе с английского языка interact – « находиться во взаимодействии, общаться»

    Слайд 13

    Интерактивные методы обучения – система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем в форме учебных, деловых, ролевых игр, дискуссий, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

    Слайд 14

    Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала Повышение познавательной мотивации Обучение навыкам успешного общения(умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)

    Слайд 15

    Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка Воспитание лидерских качеств

    Слайд 16

    Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: Умение работать с командой и в команде Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата

    Слайд 17

    Методические приёмы интерактивного обучения: Игры Пары и группы «Мозговая атака» «Общая дискуссия» Проекты

    Слайд 18

    Методические приёмы интерактивного обучения: Семинары «Общий галдёж» Словесные ассоциации Воспроизведение информации

    Слайд 19

    Классификация игр: По игровой методике : предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, драматизация По характеру педагогического процесса : обучающие, познавательные, репродуктивные, творческие, обобщающие, диагностические, тренинговые, контролирующие, развивающие

    Слайд 20

    Классификация игр По области деятельности : интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые По игровой среде : компьютерные, технические, настольные, телевизионные

    Слайд 21

    Ролевая игра Это маленькая сценка, разыгрываемая учениками. Её цель – наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

    Слайд 22

    Деловая игра Имитация в игре реального процесса с помощью модели Различие интересов участников игры Наличие общей игровой цели Реализация цепочки решений Использование гибкого масштаба времени

    Слайд 23

    Ситуативные игры Ситуации – иллюстрации Ситуации – упражнения Оценочные ситуации Проблемные ситуации Прогностические ситуации

    Слайд 24

    Пары и группы Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.

    Слайд 25

    «Мозговая атака» Это способ поощрения активности учеников и быстрого генерирования идей. Этот приём может быть использован для решения конкретной проблемы или поиска ответа на вопрос.

    Слайд 26

    Правила проведения Запрещена критика выдвинутых идей Не допускаются суждения о неразрешимости проблемы Чем больше выдвинуто предложений, тем больше вероятность появления новой и ценной идеи Наличие ролей

    Слайд 27

    Правила проведения В ходе штурма приветствуется усовершенствование и развитие предложенных идей Доброжелательная, творческая атмосфера проведения Активное взаимодействие всех участников Применение системы оценки , стимулирование

    Слайд 28

    Общая дискуссия Учебной дискуссией называют целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

    Слайд 29

    Виды дискуссий Тематическая: обсуждаемые вопросы связаны с темой урока Биографическая: ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника Интеракционная: обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь» и «теперь»

    Слайд 30

    « Общий галдёж» Приём, применяемый для смены темпа урока, своеобразная физкультминутка, возможность общения в парах или группах.

    Слайд 31

    Рисование Приём используется с целью развития: - наблюдательности - навыков совместной работы - воображения

    Слайд 32

    Воспроизведение информации Хороший способ усвоения и понимания информации – это воспроизведение её в другой форме. Например, прослушав рассказ, изобразить его в картинках.

    Слайд 34

    Проектная деятельность Самостоятельное исследование различных тем, проводимое учениками в течение некоторого времени. Этот прием может быть использован для изменения ценностных ориентаций учащихся, улучшения климата в коллективе, индивидуализации и дифференциации обучения. Его лучше использовать, когда дети уже могут выполнять самостоятельный поиск.

    Слайд 35

    Проект есть способ выражения идеи языком целей и задач, мер и действий по достижению намечаемых целей, необходимых ресурсов для практической реализации замыслов, сроков воплощения идеи

    Слайд 36

    Этапы работы над проектом 1 . Мотивационный (постановка целей и задач, актуализация проблемы, разработка основных идей) 2. Планирующий – подготовительный (формирование команды, распределение обязанностей, сбор информации)

    Слайд 37

    Этапы работы над проектом 3. Этап реализации проекта (интегрирование всей собранной информации, подготовка наглядного материала, создание компьютерной презентации) 4. Оценочно-рефлексивный (внесение корректив, подведение итогов, обсуждение результатов проекта)

    Слайд 38

    Определение целей и задач проекта Цель — это мечта, которая должна осуществиться к точно определенному сроку. П. Рутт, психолог Задачи – шаги по достижению данной цели.

    Слайд 39

    Блок-схема проектирования Озаре-ние Оформление идеи Экспертиза Реализация Реальный объект +

    Слайд 40

    Выводы: Интерактивные формы и методы относятся к числу инновационных и способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала. Являются условием для самореализации личности учащихся в учебной деятельности.

    Слайд 41

    Желаем успеха в применении интерактивных методов в работе!

    Слайд 42

    Методические приёмы интерактивного обучения Интерактивные приемы Игры Эвристическая беседа (лекция) Пары и группы «Мозговая атака» Общая дискуссия Проекты (исследования) «Общий галдеж» Рисование Воспроизведение информации Молчаливая дискуссия Словесные ассоциации Интервьюирование Работа с газетами


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся в урочное и внеурочное время

    Выдающийся американский ученый, педагог, философ, профессор Джон Дьюи сказал: “Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра».«Интернет пришел в школы России, а ...

    Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках иностранного языка.

    Доклад по теме: Использование современных педагогических технологий – как одно из условий повышения качества образовательного процесса на уроках  иностранного языка. В данном докладе обобщен опыт...

    Новые педагогические технологии как одно из условий эффективной инновационной работы школы.

    Новые педагогические технологии как одно из условий эффективной инновационной работы школы.Технологии  позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, содержанию ...

    Новые педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной работы школы.

    Новые педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной работы школы....

    Современные педагогические технологии как одно из необходимых условий эффективности инновационной деятельности школы

    Раскрыть роль современных педагогических технологий в создании педагогической среды, обеспечивающей деятельность Учителя и Ученика в новом образовательном процессе...

    Новые педагогические технологии как одно из условий эффективности инновационной работы гимназии.

    Отчёт о ходе эксперимента по апробации учебно-методического комплекта «Технология» 5-8 под ред. доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента Российской академии образования  И.А....

    Использование информационно-коммуникационных технологий как одно из условий эффективного управления познавательной деятельностью учащихся

    Е.Роджерс отметил, что «если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы сможем погибнуть, и это будет та цена, кот...