Доклад "Россинский и современность"
статья по истории (11 класс) по теме

Гуленко Татьяна Григорьевна

Доклад посвящен жизни и деятельности войскового протоиерея Россинского – просветителя, гуманиста, педагога. В докладе раскрывается значение его педагогической и общественной деятельности, пронизанной самоотверженностью и жертвенностью в служении людям. Свет свечи, зажженной им, продолжает освещать путь российского учительства благородными примером гуманизма, гражданственности, патриотизма и милосердия из прошлого в современность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

III Россинские педагогические чтения работников образования г.Краснодара

РОССИНСКИЙ  И  СОВРЕМЕННОСТЬ

Автор доклада

учитель истории МОУ СОШ 42

Гуленко Т.Г.

Краснодар 2011


        Начало XIX века  и начало XXI – какое большое временное пространство между ними. Далекое прошлое и нынешнее время… Россинский и современность…

        Возможно ли найти связующие нити? Что может использовать из педагогического наследия Россинского современный учитель, когда между ними  временная пропасть, как между гусиным пером и клавиатурой компьютера? Разумеется, на технологическом уровне – ничего. То, что было передовым и продвинутым в начале XIX века: замечательный учебник Россинского «Краткие правила Российского правописания», введение им в программу гимназии военной и физической подготовки, создание учебных кабинетов физического и минералогического, сейчас таковым не является. Безусловно, нынешняя педагогика шагнула далеко вперед на технологическом уровне. А если попробовать рассмотреть проблему «Россинский и современность» на уровне идейно-нравственном? Именно этот ракурс позволит нам высветить связующие нити, найти глубокие корни, которые не только приблизят к нам личность Россинского, но и позволят усвоить для себя уроки его педагогической и общественной деятельности.

        Думается, прежде всего, это урок гуманизма. Педагогика Россинского – это гуманистическая педагогика. Его педагогическое кредо было достаточно четко озвучено им в «Речи, говоренной при публичном собрании в Екатеринодарском уездном училище»: «…Телесные наказания охлаждают охоту к учению…необходимо воздействовать не через страх, а через совесть…». Доминантой воспитательного процесса, по мнению Россинского, является «духовное формирование человека, нравственное самосовершенствование, которое невозможно в разрыве с православием». Вот и проявилась первая нить, протянувшаяся от личности Россинского к нам в современность! Разве не очевидна связь идей Россинского с гуманистической педагогикой Сухомлинского, Амонашвили, Караковского? А разве сейчас, пройдя через многолетия бездуховности нашего общества, не обратились мы к православию как к национальной идее, вплоть до введения ОПК в школах?        

        Кстати, не всем известный факт: Россинский, будучи членом «Императорского человеколюбивого общества», активно выступал против смертной казни. Разве не актуально эта его позиция в наше время, когда в обществе ведется бурная полемика по этой общечеловеческой проблеме?

        Следующий урок Россинского – урок высокой гражданственности и истинного не пафосного патриотизма. Удивительно, он – священник, пастырь человеческих душ, который по сложившемуся стереотипу должен был быть образцом смирения и кротости, проявил себя как несгибаемый борец, принципиальный и бескомпромиссный в вопросах, касавшихся нравственных основ и устоев. Так, находясь на посту первоприсутствующего, он запрещал духовному правлению давать свободные церковные деньги на устройство питейных заведений, строго наказывал священников, замеченных в пагубном пороке пьянства. Кстати, о роли личности в истории: после его смерти духовное правление не только стало субсидировать устройство питейных заведений, но даже отдало под них некоторые церкви!

        А разве не гражданский подвиг просветительская деятельность Россинского? За короткий промежуток времени с 1806-1820 гг им было положено не только начало государственной школы в Черномории, но и создана целая сеть учебных заведений: 10 приходских школ, одно духовное и одно уездное училища. А сколько душевных сил пришлось затратить ему, добиваясь от скаредных чиновников войсковой канцелярии повышения зарплаты учителям. И ведь добился не только достойной зарплаты, но и возможности для учителей Черномории за свою деятельность получать служебный чин и продвигаться по службе.

        Несмотря на доносы и наветы, он активно боролся со взяточничеством, невежеством и беззаконием чиновников войсковой канцелярии. Таким образом, очевидно, что пассивность, бездействие и созерцательность, как качества человеческой личности, были ему чужды.

        Нам, строящим гражданское общество, крайне необходимо усвоить этот урок Россинского –  урок проявления активной гражданской позиции.

        Что касается патриотизма Россинского, которым были пронизаны все его проповеди и речи, обращенные к Черноморскому воинству, главным уроком для нас является деятельностный характер его патриотизма, единство слова и дела. Сегодня наши политики, к сожалению, научились ловко жонглировать этим понятием, не стесняясь при этом «отмазывать» своих чад от армии, или отсылать их на учебу за границу.

        Войсковой протоиерей лично знал все тяготы и невзгоды походной жизни, несмотря на опасность часто посещал боевые кордоны черноморских казаков. Он отлично понимал, что присутствие войскового священника в боевой обстановке не только способствовало укреплению дисциплины среди казаков, но и поднимало боевой дух воинов. Зачастую хорошая проповедь была залогом успешной операции. Нередко из-за нехватки священников Россинский лично принимал участие в военных походах. Его авторитет в войске был настолько велик, что ни одна экспедиция в горы не предпринималась без обсуждения с ним всех деталей похода. Низкий поклон войсковому протоиерею за этот урок высокой гражданственности и истинного патриотизма.

        Будучи организатором всех благотворительных акций в Черномории, Россинский преподает нам еще один урок – урок милосердия. Он организует сбор денег для нужд переселенцем из Малороссии, собирает материальную помощь для греков-единоверцев, вынужденных покинуть Турцию из-за постоянных притеснений, собирает пожертвования на военные нужды в 1812 году. В 1817 году при активном участии протоиерея Россинского был открыт инвалидный дом, где больные казаки могли получить бесплатное медицинское обслуживание, а не имеющие семьи и дома – постоянный приют и пищу. Член «Императорского человеколюбивого общества», он личным примером служил идеям человеколюбия, содержа на своем иждивении детей-сирот, лично заботясь и окормляя их.

        В нашем прагматичном рыночном обществе в настоящее время все же пробивает себе дорогу тема благотворительности, забытое понятие милосердия все же начинает возрождаться в общественном сознании, а значит, урок милосердия, преподанный нам Россинским, как никогда актуален.

        Жизнь и деятельность войскового протоиерея Россинского – просветителя, гуманиста, педагога – достаточно многогранна, но вся она пронизана самоотверженностью и жертвенностью в служении людям. Свет свечи, зажженной им, продолжает освещать путь российского учительства благородными примером гуманизма, гражданственности, патриотизма и милосердия из прошлого в современность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе.Использование современных педагогических технологий на у

Использование современных педагогических технологий на уроках русского языка.Материал  составлен на основе лекций  Горбич Ольги  Ивановны,кандидата  педагогических наук, доцента...

Современные педагогические технологии в обучении иностранному языку – как путь к успеху современного специалиста в сфере обслуживания.

В современной сфере обслуживания отведенная роль значению английского языка становится очевидной. Ежегодно нашу страну посещают миллионы туристов, которые в первую очередь сталкиваются с предста...

Урок по обществознанию в 8 классе. Тема: Современный мир. Глобальные проблемы современности

Человечество вступило в новую эпоху своего развития. Сегодня на уроке мы рассмотрим разнообразие современного мира людей, а также важные проблемы  стоящие перед обществом.В современных условиях о...

Современные технологии – современному уроку. Методическая разработка урока по английскому языку в 8 классе

Кейс- метод, может быть успешно использован на занятиях по иностранному языку, поскольку данный метод комплексный и содержит все виды речевой деятельности: чтение, говорение, письмо, аудирование. У об...

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения)

Выступление на педсовете по теме "Современные образовательные технологии" (технология современного проектного обучения"...