Статья "Осмысление истории посредством самостоятельного мыслительного поиска учащихся"
статья по истории на тему

Орлова Тамара Алексеевна

Учитель истории - это, в первую очередь, мастер образного рассказа, способный завладеть вниманием ученика. Но знания,преподнесенные в готовом виде, слабо формируют самостоятельность ребенка.Наша задача - научить школьника поиску, самостоятельной мыслительной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИИ ПОСРЕДСТВОМ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО

                     МЫСЛИТЕЛЬНОГО ПОИСКА УЧАЩЕГОСЯ»

                                                                    «Плохой учитель преподносит истину,

                                                                       хороший учит ее находить».

                                                                                          А.Дистервег

        Мир истории огромен и увлекателен.

Ученики знакомятся с ним по книгам , учебникам, рассказам учителя, в интернете, посещают музеи, совершают экскурсии, имеют возможность увидеть вещи далеких предков своими глазами.

        Не секрет, что у ученика, окруженного огромным количеством информации, формируется интерес не ко всем, а к нескольким или даже одному предмету. С этим фактом нельзя не считаться. Знания по любимому предмету, как правило, бывают глубокими и часто превышают рамки школьных программ.

Истоическая наука, насыщенная интересным фактическим материалом, имеет право на то, чтобы ее любили и ею восхищались. Но без развития интереса легко разочаровать ученика.

        Учитель истории — это, в первую очередь, мастер образного рассказа, это человек, который в состоянии завладеть вниманием ученика, а внимание надо оберегать и развивать.

Распределение внимания очень важно при реализации требований современной программы — формируются умения рецензирования ответов одноклассников: дополняют, исправляют, анализируют. По ходу рассказа учителя самостоятельно составляют план, устанавливают причинно-следственные связи. Здесь имеет место усвоение знаний, преподнесенных в готовом виде. Такая деятельность достаточна для усвоения части учебного материала. Давно доказано, что она слабо формирует самостоятельность ученика, его творческий характер и другие качества.

      Урок без самостоятельной деятельности, без дополнительного поиска — это урок позавчерашнего дня. Если учитель стремится достичь усвоения главного, то для него необходимо сделать сущность этого главного целью самостоятельного, мыслительного поиска учащихся.

      Умение учителя пробуждать чувства удивления и любознательности, сочуствия и протеста, радости и печали, уважения, восхищения, любви или гнева — обязательное условие эффективного усвоения содержания, способного вызвать потребность удвоить и утроить свои познания за счет поиска дополнительной информации, которую ученики в состоянии осмыслить и проанализировать.

   Пример1. При изучении в 5  классе государств  Древнего Востока учащимся предлагается, кроме основного материала, ознакомиться с фактом существования современных государств, расположенных на древней территории. Наряду с картами по истории древнего мира пятиклассники с помощью сигнальных значков учатся ориентироваться по современной политической карте мира ( также здесь возможна работа в интерактивном режиме).

  Интерес к теме (некоторые ученики побывали в Египте, Китае, Индии и др.странах Востока) повлек потребность в проведении повторительно-обобщающего урока-поиска с элементами проектной деятельности:

  • сформулирована тема «Страны Древнего Востока»;
  • определена цель: осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

Класс поделили на 6 групп по количеству стран.

  • выбрали способы оформления результатов: стенгазеты, презентация, в которых присутствовали: интересный рассказ, рецепты блюд, национальные костюмы, макеты сооружений, музыка, танцы и т. п.) Пятиклассники перерыли большое количество книг,словарей, находили информацию в Интернете, использовали СМИ;
  • учитель осуществлял контроль за подготовкой к уроку (подготовка длилась две недели), который прошел на высоком эстетическом и познавательном уровне;
  • овладевая основами рефлексии, ученики обсудили и дали оценку итогам работы групп и отдельных учеников.

В подготовке к ПОУ пятиклассникам активно помогали ученики 10 класса, вспоминая, а, порой, постигая вновь, историю стран Востока.

Пример 2. К 400-летию Дома Романовых с учащимися 7-х классов совершили экскурсию в Кострому, где посетили Ипатьевский монастырь — место убежища от поляков молодого Михаила Романова и его матери Ксении Шестовой (инокини Марфы); познакомились с биографией Ивана Сусанина. У ребят возник интерес к данной теме и, вернувшись домой, они отыскали большое количество материала, который стал исследовательской работой к проекту. В школьном конкурсе проект «Начало династии Романовых» занял первое место и получил право на участие в муниципальном конкурсе, который состоится в январе.

                Когда мы преподаем детям историческую или любую другую науку, мы не только сообщаем им необходимые в жизни знания, мы учим их мыслить, трудиться, преодолевать препятствия, ставить перед собой большие цели и главное — самостоятельно думать.

                                                                                   Учитель истории и обществознания МАОУ

                                                                                   СОШ№3 г. Пушкино Московской области

                                                                                   Орлова Тамара Алексеевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритмы мыслительной деятельности учащихся при изучении истории

Данный материал поможет систематизировать знания учащихся по истории...

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории

Главная цель  современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....

Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках истории

Главная цель  современного образования-формирование активности учащихся, изменение роли и места учителя на уроке ,взаимоотношений между учителем и учеником ....

Аттестационная работа по теме"Использование технологии развития критического мышления для активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках истории"

в работе содержится теоретический и практический материал по технологии развития критического мышления...

Статья "Активизация мыслительной деятельности учащихся через организацию самостоятельной работы на уроках математики"

Обучение математике способствует умственному развитию, в процессе которого у учащихся вырабатываются умения обобщать и конкретизировать, систематизировать и классифицировать, проводить анализ. Формиру...

Проблемное обучение как способ развития мыслительной деятельности учащихся на уроках истории и обществознания

Статья даёт описание  проблемно-диалогичесой педтехнологии, рассматривает её положительные и отрицательные стороны, характеризует различные виды проблемных заданий и приводит их примеры....

Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения

В помощь молодым учителя  "Активизация мыслительной деятельности обучающихся на уроках истории посредством применения интерактивных методов обучения "...