Главные вкладки

    Национальное наследие России
    методическая разработка по истории по теме

    Неотъемлемой частью национального наследия России является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя XIV века.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл priobshcheniekdukhovnympoiskam.docx19.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Приобщение  современных  школьников  к  духовным  поискам Преподобного Сергия Радонежского на уроках истории и во внеурочной деятельности.

    Кузьмина Ирина Вячеславовна,
    учитель истории и обществознания

    МОУ школа № 2 г.о.Жуковский

    Национальная доктрина образования основными целями и задачами образования признает:

    • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
    • воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью.

    Неотъемлемой частью национального наследия России является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя XIV века.

            Уже семь столетий имя Сергия Радонежского в сознании русских людей неразрывно связано с делом созидания Отечества; Православная церковь причислила Преподобного к Лику святых: он почитается как духовный наставник и просветитель, как искусный врачеватель и чудотворец, как самоотверженный подвижник и устроитель монастырей, как умиротворитель враждующих и заступник Земли Русской, благословивший ее на борьбу с татаро-монгольскими поработителями.

    Первоначальный интерес к личности Сергия Радонежского формируется на уроках истории России и истории Московской области, в этом нам помогают библиотекарь  школы М.В. Макарова и заведующая Центральной детской библиотеки Т.Л. Лыжина. На уроках перед учащимися ставятся проблемные задания: «Почему Сергий Радонежский был причислен к Лику святых и стал Преподобным, т.е. при жизни уподобился Иисусу Христу?»; «Почему художник Н. К. Рерих назвал Преподобного «строителем русской духовной культуры?». Для ответа на эти вопросы ученики обратились к таким источникам, как «Житие Сергия Радонежского», написанным Епифанием Премудрым, произведению Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»,творчеству русских художников М. Нестерова и Н. Рериха. Так сформировались темы исследовательских работ учащихся «Житие Сергия Радонежского» как исторический источник», «Образ Сергия Радонежского в творчестве М. Нестерова и Н. Рериха».

    Воссоздавая вехи жизненного пути Сергия, учащиеся отмечали его заветы:

    • каждодневный труд на лоне природы,
    • регулярное посещение церкви, строгое соблюдение христианских заветов и родительских наказов,
    • трудолюбие, простота в быту,благочестие и гостеприимство как основа семейной жизни,
    • братские отношения между людьми,
    • забота о тех, кто слабее нас.

    Результаты своей работы учащиеся представили на уроках истории, выступили с сообщениями на классных часах. Работа Прокошиной Марии, учащейся 8 класса, стала лауреатом конкурса исследовательских работ по истории, посвященного 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского (2013 г.).

    Как Сергий, постигая духовную литературу, стремился к соединению книжного образования с практикой отшельничества, так и мы должны стремиться к тому, чтобы идеал русской духовной культуры воплотился в нравственном поведении наших учеников.

    Одной из форм воспитательной работы в нашей школе являются занятия «Лесной школы». Уроки этой необычной школы проходят  в городском парке, парке Воронцовской усадьбы с. Быково, в гостях у настоятеля храмаИоанна Предтечи в Новом селе. Ребята очищают территорию парков от мусора, оказывают помощь в устройстве огорода и клумб, оформили экспозицию Археологической избушки при храме Иоанна Предтечи.

    Пройдя вместе со своими учениками их путь исследователей наследия Сергия Радонежского, я пришла к выводу о том, что идеи Преподобного могут служить принципами воспитания подрастающего поколения:

    • идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой;
    • идея общинного (соборного) воспитания, союза,основывающегося на гармонии личного и общественного;
    • идея гражданского воспитания, служения народу, Отечеству.

    Основные направления реализации педагогических идей Сергия Радонежского в сфере современного воспитания заключаются в следующем:

    • провозглашение духовно-нравственного воспитания центральной задачей педагогической работы в школе;
    • тесная взаимосвязь между классно-урочной, внеклассной и внешкольной формами педагогической работы;
    • комплексное использование идей и принципов духовного наследия Сергия Радонежского в учебной и во внеурочной деятельности педагогов и учащихся.

    Историк В.О. Ключевский писал: «Есть исторические имена, которые выходят за пределы времени, есть веяния, которые глубоко проникают в жизнь последующих поколений, потому что личность того, с чьим именем связаны они, перерастает в идею». Личностью такого уровня был Сергий Радонежский.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект "Духовная музыка, как часть музыкального наследия России"

    Работа над православными песнопениями, которая предполагает создание детского клиросного хора....

    Презентация к уроку по теме "Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России".

    Презентация к уроку по теме "Россия в мировом сообществе. Национальные интересы России" используется в 9 классе при проведении данного занятия. Она содержит не только основной материал, но и вопросы и...

    Угрозы национальной безопасности России и национальная оборона

    Угрозы национальной безопасности. национальная оборона. обеспечение национальной безопасности....

    Национальный парк России "Лосиный остров" (проект "Заповедники России").

    Лоси. Почему лося прозвали "сохатым" и многое другое....

    Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

    Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...

    Конспект урока ОБЖ в 9 классе "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России."

    Конспект урока ОБЖ в 9 классе на тему "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России"....