Национальное наследие России
методическая разработка по истории по теме

Неотъемлемой частью национального наследия России является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя XIV века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priobshcheniekdukhovnympoiskam.docx19.14 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение  современных  школьников  к  духовным  поискам Преподобного Сергия Радонежского на уроках истории и во внеурочной деятельности.

Кузьмина Ирина Вячеславовна,
учитель истории и обществознания

МОУ школа № 2 г.о.Жуковский

Национальная доктрина образования основными целями и задачами образования признает:

  • историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры;
  • воспитание патриотов России, обладающих высокой нравственностью.

Неотъемлемой частью национального наследия России является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя XIV века.

        Уже семь столетий имя Сергия Радонежского в сознании русских людей неразрывно связано с делом созидания Отечества; Православная церковь причислила Преподобного к Лику святых: он почитается как духовный наставник и просветитель, как искусный врачеватель и чудотворец, как самоотверженный подвижник и устроитель монастырей, как умиротворитель враждующих и заступник Земли Русской, благословивший ее на борьбу с татаро-монгольскими поработителями.

Первоначальный интерес к личности Сергия Радонежского формируется на уроках истории России и истории Московской области, в этом нам помогают библиотекарь  школы М.В. Макарова и заведующая Центральной детской библиотеки Т.Л. Лыжина. На уроках перед учащимися ставятся проблемные задания: «Почему Сергий Радонежский был причислен к Лику святых и стал Преподобным, т.е. при жизни уподобился Иисусу Христу?»; «Почему художник Н. К. Рерих назвал Преподобного «строителем русской духовной культуры?». Для ответа на эти вопросы ученики обратились к таким источникам, как «Житие Сергия Радонежского», написанным Епифанием Премудрым, произведению Б. Зайцева «Преподобный Сергий Радонежский»,творчеству русских художников М. Нестерова и Н. Рериха. Так сформировались темы исследовательских работ учащихся «Житие Сергия Радонежского» как исторический источник», «Образ Сергия Радонежского в творчестве М. Нестерова и Н. Рериха».

Воссоздавая вехи жизненного пути Сергия, учащиеся отмечали его заветы:

  • каждодневный труд на лоне природы,
  • регулярное посещение церкви, строгое соблюдение христианских заветов и родительских наказов,
  • трудолюбие, простота в быту,благочестие и гостеприимство как основа семейной жизни,
  • братские отношения между людьми,
  • забота о тех, кто слабее нас.

Результаты своей работы учащиеся представили на уроках истории, выступили с сообщениями на классных часах. Работа Прокошиной Марии, учащейся 8 класса, стала лауреатом конкурса исследовательских работ по истории, посвященного 700-летию со дня рождения Преподобного Сергия Радонежского (2013 г.).

Как Сергий, постигая духовную литературу, стремился к соединению книжного образования с практикой отшельничества, так и мы должны стремиться к тому, чтобы идеал русской духовной культуры воплотился в нравственном поведении наших учеников.

Одной из форм воспитательной работы в нашей школе являются занятия «Лесной школы». Уроки этой необычной школы проходят  в городском парке, парке Воронцовской усадьбы с. Быково, в гостях у настоятеля храмаИоанна Предтечи в Новом селе. Ребята очищают территорию парков от мусора, оказывают помощь в устройстве огорода и клумб, оформили экспозицию Археологической избушки при храме Иоанна Предтечи.

Пройдя вместе со своими учениками их путь исследователей наследия Сергия Радонежского, я пришла к выводу о том, что идеи Преподобного могут служить принципами воспитания подрастающего поколения:

  • идея гармонии между духовным миром человека и окружающей его средой;
  • идея общинного (соборного) воспитания, союза,основывающегося на гармонии личного и общественного;
  • идея гражданского воспитания, служения народу, Отечеству.

Основные направления реализации педагогических идей Сергия Радонежского в сфере современного воспитания заключаются в следующем:

  • провозглашение духовно-нравственного воспитания центральной задачей педагогической работы в школе;
  • тесная взаимосвязь между классно-урочной, внеклассной и внешкольной формами педагогической работы;
  • комплексное использование идей и принципов духовного наследия Сергия Радонежского в учебной и во внеурочной деятельности педагогов и учащихся.

Историк В.О. Ключевский писал: «Есть исторические имена, которые выходят за пределы времени, есть веяния, которые глубоко проникают в жизнь последующих поколений, потому что личность того, с чьим именем связаны они, перерастает в идею». Личностью такого уровня был Сергий Радонежский.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Угрозы национальной безопасности России и национальная оборона

Угрозы национальной безопасности. национальная оборона. обеспечение национальной безопасности....

Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...

Конспект урока ОБЖ в 9 классе "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России."

Конспект урока ОБЖ в 9 классе на тему "Национальные интересы России в современном мире. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России"....

Презентация на тему "Военные угрозы национальной безопасности России и национальная безопасность"

Презентация для оказания помощи учителю, при проведении занятия по данной теме с учащимися 10-го класса....

Технологическая карта урока «Орловский кулинарный словарь» как национальное наследие русского народа.

Интеграция урока технологии и программы "Разговор о правильном питании"...

Историческое и национальное наследие малой Родины и Отчизны

Проект на тему: "Историческое и национальное наследие малой Родины и Отчизны"...

250 школьников из 20 регионов России приняли участие в образовательной программе и выступили на фестивале-конкурсе «Культурное наследие России» в Москве

22-23 октября 2022 года в Москве состоялся финальный этап Всероссийского фестиваля-конкурса межкультурного взаимодействия «Культурное наследие России», к участию в котором были приглашены ...