Технологическая карта урока «Орловский кулинарный словарь» как национальное наследие русского народа.
план-конспект урока по технологии (6 класс)

Куракина Татьяна Ивановна

Интеграция урока технологии и программы "Разговор о правильном питании"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл национальная культура в питании.30.66 КБ

Предварительный просмотр:

Описание методики реализации темы   «Как питались на Руси и в России»»

из третьей части программы «Формула правильного  питания»

Ф.И.О.

Куракина Татьяна Ивановна

Класс

6

Тема урока

«Орловский кулинарный словарь» как национальное наследие русского народа.

Цель урока

обосновать необходимость возрождения традиций русской национальной кухни, способствующих сохранению и укреплению здоровья,  которые очень часто звучат на страницах литературных произведений.  

Задачи

  1. познакомить подростков  с историей развития русской национальной кухни;
  2. создать условия для изучения  русских кулинарных традиций;
  3. изучить кулинарные рецептов наших предков;
  4. закреплять знания и умения пользоваться словарями и формировать интерес к русской  литературе и истории;
  5. создавать условия для появления положительных личностных качеств детей
  6. содействовать сохранению и укреплению здоровья подростков.

Ресурсы урока

Отрывок видеоспектакля, конверты с буквами для составления слов, рисунки-макеты древнерусской посуды, мультимидийное оборудование, презентация «Рецепты от орловских писателей», посуда для сервировки стола и для приготовления, скатерти, продукты

Словарная работа

Этикет, туес, плошка, блюдо, мисы, пудинг

Предварительная работа

Подготовка инсценировок о И.С. Тургеневе и Л.Н. Толстом, подготовка детьми отрывков из произведений орловских писателей

Методы и приёмы

Наглядный, практический, игровой, словесный

Этап

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап

Мотивация к учебной деятельности

3мин.

Предлагаю детям посмотреть отрывок из спектакля  Гоголя «Мёртвые души»……..

И определить тему занятия.

- Какое кулинарное блюдо готовили?  (кулебяку). Вам известно это название?  Что оно обозначает? Это русское национальное блюдо, закрытый пирог с начинкой.

- Какие еще русские кулинарные вкусности вы знаете? А где можно прочитать о значении  русских устаревших слов? ( в словарях)  

Учащиеся смотрят видеоспектакль, делают  вспоминают названия  русских национальных блюд.

2 этап

Актуализация знаний. Выявление причины затруднений.

3мин

Сегодня  нам предстоит  совершить путешествие по страницам необычного  для Вас  «Орловского кулинарного словаря». К нам на урок пришли в гости мальчики. Девочки,  давайте познакомим  ребят с интересными русскими традициями и национальными русскими блюдами?   Попробуем   вместе  приготовить то, что готовили и ели наши орловчане.

- Почему книга названа «Орловский кулинарный словарь»?

- А всегда ли пища, которую мы готовим полезна?

Дети рассматривают в презентации страницы  «Орловского кулинарного словаря» и называют национальные  кулинарные рецепты.

3 этап

Построение проекта выхода из затруднения.

3мин

Вместе с детьми составляем план нашего урока, опираясь на подготовку к уроку и домашнее задание.

  1. Рецепты в литературе Орловских писателей.
  2. Любимые блюда  писателей.
  3. Приготовление и презентация блюд Орловской губернии.
  4. Из чего ели наши предки?
  5. Понять, зачем нам нужны рецепты наших бабушек.

 Мозговой штурм. Ребята перечисляют пункты плана, учитель фиксирует на доске.

4 этап

Реализация построенного проекта

13 мин

       Если у вас есть бабушка и она печет пирог с морковной начинкой, который  не пекут в других деревнях, немедленно отправляйтесь к ней, сфотографируйте этот шедевр и запишите рецепт.

       Есть  интересные рецепты, чьё авторство неизвестно. Они стали народными. К счастью, многие писатели рассказывали в своих произведениях о различных яствах. Очень много старинных рецептов можно встретить и в книгах писателей – орловцев.

 Об этом мы и поговорим сегодня в нашем Литературном кафе.

       Перед вами книга, которую создали мы с девочками. В неё мы собираем рецепты нашего края. Здесь  есть всем известная «Гурьевская каша», орловские драники, кулич от жительницы нашего города, который не пекут больше нигде. Сегодня мы расскажем о некоторых и, надеюсь, добавим новые рецепты.

Первая группа рассказывает о «Конфетах-тянучках» (появляется фото конфет – тянучек)

Прикрепляет в словарь страничку с рецептом конфет-тянучек.

А теперь немного отдохнём и попробуем вспомнить блюда, которые готовили наши бабушки.

- Мы попробуем составить слова, обозначающие яства того времени

(На столах у каждой группы лежат конверты с  Анаграммами. Из данных слов необходимо собрать новые  слова, прикрепить их к планшету. ЗЕКАПНКА,   АРКАЙВА,    УЛЯКАБЕАК,     )

 

(На экране «Пироги с морковной начинкою») Страничка с рецептом отпраляется в наш кулинарный словарик.

 

Игра «Собери пословицу»

      Пословицы разделены на две части. Начало пословиц – синим , окончание – красным. Начало и конец разложены по разным группам. Одна группа читает начало, а окончание ищут у себя другие группы.

Каша – матушка наша.                              

Всякому нужен и обед и ужин.

Щи да каша – пища наша.                         

Овощи – кладовая здоровья.

Кто ест скоро, тот и работает споро.    

Не в пору и обед, коли хлеба в доме нет.

Дети собирают пословицы, вывешивают их на доску.

Рассказы проходят в виде инсценировок.

1 сценка

Автор. С детства обожал крыжовниковое варенье и Иван Сергеевич Тургенев. Именно его он упоминает в своем знаменитом романе "Отцы и дети":

И.С.Тургенев "... на окнах банки с прошлогодним вареньем, тщательно завязанные, сквозили зелёным светом; на бумажных их крышках сама Фенечка написала крупными буквами: "кружовник".

Автор:Но это было в детстве. А с возрастом он полюбил варенье из луговой клубники.

Еще одна страничка в  с крыжовниковым вареньем»


2 сценка

На «диване» лежит ученик, изображающий Л.Н. Толстого. Одна девочка читает слова за автора, другая за Софью Андреевну.

«ВЕГЕТАРИАНСКИЙ СУПЧИК».
Автор. Л.H. Толстой, будучи в гостях у своей дочери Татьяны Сухотиной, неожиданно заболел.

Л.Н.Т. «Только вегетарианский супчик, который готовит Софьюшка, может мне помочь»,

Автор - заявил больной вегетарианец. Послали за Софьей Андреевной. Путь из Ясной Поляны до усадьбы Кочеты был недолгий.

С. А. Выйдя из брички, графиня первым делом осведомилась, где находится курятник, отправилась туда, выбрала самую большую куру, велела ее забить, ощипать и сварила бульон. Сняв жир, она положила туда овощи, поварила их и отнесла Льву Николаевичу.

 «О! Это именно то, что я имел в виду. Говорил же я вам - никто, кроме Софьюшки, не умеет готовить вегетарианский суп так, как надо!» 

- Вот и ещё один рецепт, «ВЕГЕТАРИАНСКИЙ СУПЧИК». который мы запишем в наш словарь.

  - А сейчас мы посмотрим, какой посудой пользовались наши предки.

       В классе в разных местах висят  макеты посуды.  Ведущий читает описание предмета, все остальные стараются его найти. Предметы вывешиваются на доску.

     Плошка – (плоский) низкий, широкий, развалистый сосуд, б. ч. глиняный, черепяный; латка, глиняная сковородка, круглая или долгая.

      Предшественником кастрюли как в богатых, так и в бедных домах был горшок. В горшках варили супы и каши, кипятили воду, тушили мясо, рыбу, овощи, запекали разнообразные продукты, хранили крупы, муку, масло.

      Использовались и большие «мисы», из которых ела вся семья. Существовали даже определенные правила этикета, в которых рекомендовалось хорошо вытирать ложку, прежде чем снова зачерпывать ею суп, так как другие люди могут не захотеть супа, в который обмакнули ложку, вынув ее изо рта.

      Один из самых древних атрибутов в русской кухне — берестяная посуда — туес (бурак, туесок, поставок). В берестяной посуде хранили муку и соль, солили огурцы и капусту, использовали для молока. Береста обладает удивительными свойствами — она долго сохраняет температуру пищи, горячее остается горячим, а холодное — холодным. К тому же в берестяной посуде пища долго не портится — молоко не скисает, а хлеб не плесневеет.

(Выходят девочки из 1 группы и рассказывают о рецептах из литературных произведений. В руках Орловский кулинарный словарь. Они по очереди передают его друг другу.)

   - Вы все любите конфеты. Сейчас их очень много и можно купить в любом магазине. Раньше их делали сами. В нашем словаре есть рецепт конфет – тянучек. Готовили их сами и упоминаются они в рассказе «Большой шлем» Леонида  Андреева. В нём писатель повествует о хлебосольной Евпраксии Васильевне, угощавшей своих гостей ароматным чаем и вкуснейшими конфетами-тянучками.

           «Высокая комната, уничтожавшая звук своей мягкой мебелью и портьерами, становилась совсем глухой. Горничная неслышно двигалась по пушистому ковру, разнося стаканы с крепким чаем, и только шуршали ее накрахмаленные юбки, скрипел мелок и вздыхал Николай Дмитриевич, поставивший большой ремиз. Для него наливался жиденький чай и ставился особый столик, так как он любил пить с блюдца и непременно с тянучками».

Вторая группа рассказывает «О любимых блюдах писателей»

Перед вами  Н. Лесков.       Он написал рассказ о необыкновенном человеке, который живя в неволе, выкупив себя, сумел остаться добрым, великодушным, смиренным человеком. Был он даже немножко джентельменом.

     На дворе,на досках, дымились большие липовые чаши с лапшой и чугуны с кашей, а с
хозяйского крыльца раздавали по рукам ватрушки с луком и пироги. Гостей
набралось множество, каждый со своей ложкой в сапоге или за пазухой.
Пирогами оделял Голован. Он часто был зван к таким "столам" архитриклином
и хлебодаром, потому что был справедлив, ничего не утаит себе и
основательно знал, кто какого пирога стоит - с горохом, с морковью или с
печенкой.

Двое учеников (мальчик и девочка) показывают инсценировку о И.С. Тургеневе.

Трое учеников (две девочки и мальчик) показывают инсценировку о Л.Н. Толстом.

Дети слушают описание, находят в классе соответствующий предмет, вывешивают на доску.

5 этап

Практикум.

Самостоятельная работа.

13мин

-А сейчас  самые приятные и интересные моменты на уроке. Наши девочки приготовят для всех блюда Орловской губернии. Наверное,  их уже  не используют в нашем рационе. Но я уверена, что вы оцените их по достоинству, так как они вкусны и полезны.

 Группы получают инструктаж по ТБ 

Первая группа готовит:

САЛАТ ИЗ ФАСОЛИ С ЯБЛОКАМИ И СВЁКЛОЙ.
На 1 стакан фасоли - 2 яблока, 1 свёкла, 3 ст. ложки растительного масла, 2-3 ст. ложки 3% уксуса, чёрный перец, соль по вкусу.
Сварить по отдельности фасоль и свёклу. Очищенную и нарезанную соломкой свёклу смешать с фасолью и нарезанными кубиками яблоками. Всё посолить, поперчить и заправить растительным маслом и уксусом.

Вторая группа:

БУТЕРБРОД ЗАКУСОЧНЫЙ ПО-ОРЛОВСКИ.
Нарезать батон ломтиками толщиной 1см. Обжарить их слегка на подсолнечном масле на сковороде. Натереть 100-150г сыра и большой зубчик чеснока. Всё это хорошо размешать с 200г майонеза и 1 чайной ложкой сахара. Этой массой густо смазать ломтики жареного батона, сверху положить 2-3 шпроты и кусочек огурца или помидора. Украсить бутерброд петрушкой или укропом.

с маслом…
Девочки 1 и 2 групп рассказывают о том, что приготовили.

Первая группа представляет своё блюдо:

Вам, девчата и ребята ,
Предложу  рецепт салата.
Никаких сомнений нет.
Вам понравится рецепт.

Вторая группа представляет своё блюдо.

Вкусно кушать бутерброд,

В руки взял и сразу в рот.

   

Рецепты этих  русских национальных вкусностей тоже будут в нашем словаре.  

Пока девочки готовят проводится игра с мальчиками «Дегустаторы».

- Я предлагаю мальчикам побыть дегустаторами и определить с закрытыми глазами, что за напиток в моих стаканчиках.

(В стаканчиках:, компот из малины, смородины, чай с шиповником, кефир с вареньем, яблочный сок, квас).

Мальчики по желанию выходят и пробуют напитки. Если угадал всё, в подарок получает стакан понравившегося напитка.

6 этап

рефлексия

3мин

Рефлексия результатов деятельности.

Определить, с каким писателем связаны названия блюд, соединив стрелками левую и правую части.

Л.Н. Толстой             Варенье из крыжовника,

Л. Андреев                 пирожки с морковной начинкою ,                                                             И.С. Тургенев             вегетарианский  супчик

Н. Лесков                    конфеты – тянучки,

Рефлексия эмоционального состояния.

В нашем литературном кафе  волшебная скатерть самобранка.  на которой стоят и русские национальные блюда и современные.

Положить салфетку около блюда, которое Вам бы хотелось попробовать.     

Мне очень понравилось, как вы работали.  Мы продолжим с вами составлять наш «Орловский кулинарный словарь». Проведите исследования  по группам  1 группа «Какие старинные национальные блюда употребляют в пищу в ваших семьях 2 группа Какие  русские национальные блюда  знают ваши друзья»

7 этап

Все приглашаются попробовать блюда, приготовленные девочками.

Всем «Приятного аппетита»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по физической культуре "Якутские национальные прыжки", 8 класс

Технологическая карта урока по физической культуре "Национальные прыжки", 8 классУчитель: Собакин Павел Дмитриевич, мастер спорта по национальным прыжкам, учитель физической культуры Чурапчи...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Убранство русской избы"

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Убранство русской избы"....

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему : «Русский баснописец И.А. Крылов. Басня И.А. Крылова «Осёл и Соловей»»

Технологическая карта урока литературы в 6 классе на тему : «Русский баснописец И.А. Крылов. Басня И.А. Крылова «Осёл и Соловей»»Тип урока: урок открытия новых знаний....

Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс "Внутренний мир русской избы"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы". Цель урока: Сформировать у учащихся образные представления об организации и мудрости устроения человеком вну...

технологическая карта урока "Слово в словаре"

урок русского языка (5 класс) знакомит со словарями и композицией словарной статьи...

Технологическая карта урока изо в 4 классе по теме: "Искусство народов гор и степей"

Цели урока: создание условии для формирования представлении о символике украшения костюмов,показать отличия в одежде разных сословии Китая. Планируемые результаты обучения:Личностные: осозна...