Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс "Внутренний мир русской избы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Гончарова Марина Анатольевна

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы". Цель урока: Сформировать у учащихся образные представления об организации и мудрости устроения человеком внутреннего пространства избы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема  «Внутренний мир русской избы»

ФИО   Гончарова Марина Анатольевна  

Должность:   учитель изобразительного искусства

Предмет:     изобразительное искусство

Класс:  5 «В»

Дата проведения:  22.09.2021 г.                                                                                                          

Программа «Изобразительное искусство» под редакцией Б.М. Неменского

Тема урока Внутренний мир русской избы

Педагогические технологии:  игровые  технологии, технологии проблемного обучения, ИКТ технология, здоровьесберегающие технологии.

Образовательные ресурсы: Медиа презентация «Внутренний мир русской избы», изображение на ватмане  внутреннего пространства русской избы без деталей интерьера, изображения деталей интерьера русской избы (печь, лавка, стол и др.), плакат «Устройство русской печи», иллюстрации с изображениями внутреннего интерьера русской избы.

Оборудование:  Медиа проектор, экран, ноутбук учителя

Базовый учебник  Изобразительное искусство, Декоративно- прикладное искусство в жизни человека, 5 класс : учеб. Для общеобразоват. учреждений / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2012.

Цель урока: Сформировать у учащихся образные представления об организации и мудрости устроения человеком внутреннего пространства избы.

Задачи урока:

  • Способствовать воспитанию уважения к традициям и культуре русского народа
  • Способствовать развитию кругозора, наблюдению и воспроизведению увиденного
  • Формировать навыки работы в конкретном материале (акварель, мелки, бумага, кисти).

Планируемые результаты

Личностные:

  •  Уважительно относиться к культуре народного искусства;
  •  уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
  •  уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  •  уметь обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения                                                                                                                                                                 

Предметные:  

  • Понимать специфику образного языка ДПИ. 
  •  Выполнять эскизы внутреннего пространства русской избы. Уметь применять живописные и графические материалы  в творческой работе                                                             

Метапредметные:

  • Познавательные УУД:

- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное,       обобщать;

 -стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

  • Регулятивные УУД:

  -планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

 -находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

- рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

 -организовать место занятий.

  • Коммуникативные УУД:

  овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная

 Дидактическая структура урока (этапы, цели, примерное время в минутах)

Методы и технологии учебного взаимодействия

Средства обучения (визуальный ряд)

Деятельность

Формируемые образовательные результаты, подлежащие оцениванию на уроке

учитель

ученик

  1. Организационный момент

(1минута)

Личностно-ориентированная технология

Презентация со слайдами №1-6 и предметами крестьянского быта и труда.

Принадлежности:  карта для самопроверки, карта рефлексии, ручки, картинки с изображением предметов быта и труда (ткацкий стан, люлька, прялка,  ухват, помело,  рукомойник, чугун, сундук)

Здравствуйте, ребята!

Прозвенел уже звонок,

нам пора начать урок.!

 Давайте, проверим вашу готовность к уроку. Какие принадлежности должны лежать у вас на парте?

Объясняет, для чего необходим раздаточный материал, как его правильно расположить на парте

Выполняет проверку готовности:

-проверяет наличие раздаточного материала,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте для работы в парах

Готовность учащихся к работе в парах

2.Мотивация.

Актуализация знаний, постановка учебной задачи.

 (5 мин)

Технология ИКТ

Слайд №1C:\Users\ФИО\Desktop\изба\original.jpg

Игра на аккордеоне

«Русская народная»

Представляет: Ребята мы сейчас с удовольствием прослушали муз. композицию в исполнении вашей одноклассницы, призера зональных и всероссийских конкурсов Киреевой Ульяны. А где еще вы слышали задорные русские напевы, игру на народных инструментах. А вот в старину такая музыка звучала в деревнях практически каждый вечер, после напряженного рабочего дня.

Фронтальная работа: организует диалог, задаёт вопросы к слайду №1:

-Что вы видите на слайде? (изба)

-Назовите и покажите декоративные элементы убранства русской избы (охлупень, причелины, полотенце, лобовая доска, наличники, ставни)

-Какие  знаки и символы вы увидели? (знаки - вода, солнце, символы – птица, конь)

Какие символы вы ещё помните? (берегиня, древо жизни)

- Зачем люди украшали свои жилища?

Игра на аккордеоне

Анализируют, определяют отдельные детали декоративного убранства  избы

 Вспоминают и показывают на слайдах декоративные элементы, символы и знаки:

Охлупень

Причелины

Полотенце

Лобовая доска

Наличники

Ставни

Знаки:

Вода солнце

Символы: птица, конь

Осознание необходимости получения новых знаний.

  1. Формирование новых понятий и способов действий

Проблемный метод

Личностно-ориентированная технология

Слайд №2

http://img.tourister.ru/files/7/6/6/0/1/5/7/clones/300_200_fixedwidth.jpg

Слайд №3

C:\Users\ФИО\Desktop\изба\0_a1d09_bb2a83c3_orig.jpg

Слайд 4

C:\Users\ФИО\Desktop\изба\изба.jpg

Слайд №5

http://mdou127.edu.yar.ru/data/images/460_w800_h600.JPG

Слайд№6

C:\Users\ФИО\Desktop\изба\bolota_17.jpg

Подводит к теме и задачам урока.

Молодцы! Мы изучили убранство русской избы. Как  вы думаете, о чем мы будем говорить с вами сегодня на уроке?

Это и будет темой нашего урока (записывает на доске: «Внутренний мир русской избы»)

Заглянув  внутрь что бы вам интересно было узнать?

Молодцы, давайте попробуем сами сформулировать цель нашего урока, исходя из размышлений

(Пишет цель)

ЦЕЛЬ: Сформировать у учащихся образные представления об организации и мудрости устроения человеком внутреннего пространства избы.

 Совпали наши цели?

Да. Хорошо, значит наш урок пройдет отлично.

Заявка на оценку  Слайд12

Знакомство с листом оценки   

Давайте сегодня совершим экскурсию в крестьянский дом. Представьте себе мы поднимаемся на высокое крыльцо и через сени попадаем в дом  Воздух в избе  особенный, наполненный ароматами сухих трав, еловой хвои и печеного теста. Помогут нам в этом ребята-экскурсоводы.

- С детских лет мы читали и смотрели русские народные сказки. И часто действие в них разворачивалось внутри деревянной избы. И сегодня мы продолжаем наш разговор о быте русского народа. Сколько сил и умений и мудрости вкладывали наши предки в строительство. Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его не украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.   Об этом нам сейчас расскажет Кузьмина Ксения

- Действительно, печь – это душа дома.

В русской избе существовало еще одно важное место – «красный угол». О нем предоставит свой небольшой рассказ – Поляков Денис

- Ребята, как вы думаете, почему именно красному цвету крестьяне уделяли такое внимание?

-Что означает красный цвет? (красивый, главный)

- В каких еще выражениях вы встречали употребление красного цвета? (красна девица, красный молодец, красные окна, весна красна

- Но не каждый день семья встречала гостей. В обычные дни здесь, за обеденным столом, сидел глава семьи. О нем немного нам расскажет

…………………………………..

- Ребята, я думаю, что вы заметили, что мебели в избе было немного. Главный предмет – стол. Вдоль стен стояли широкие лавки. Н них и сидели и спали.

-А вы знаете, чем они отличались от скамьи? (Лавки прочно прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.) Одежду крестьяне хранили в сундуках. Если в семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке, ей собирали приданное.

Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.

В крестьянском доме существует тот же порядок, который наблюдается в природе, все как в природе, - гармонично и совершенно.

Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.

Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.

Подпол символизировал нижний, подземный  мир.

Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.

        

Анализируют, проговаривают тему, формулируют задачи, предполагают свои действия.

Вопросы уч-ся: Какие предметы интерьера наполняли  крестьянский дом, как они назывались, для чего были нужны, где располагались?

Как называются и для чего предназначались эти предметы и вообще как был устроен крестьянский быт

Русская печь

Главной частью любого крестьянского дома была комната с печью. «Догадливый крестьянин на печи избу поставил» - гласит русская пословица. Действительно, печь – душа крестьянского дома. Она и кормилица, и поилица, и тело согревательница. Без печи нет избы. Само слово «изба» произошло от древнего «истба», «истопка». Пространство около печи считалось рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. У печи стояла кочерга ухват, помело, деревянная лопата. На печи можно было «погреть косточки» старикам, для этого она была снабжена лежанкой. На полках вдоль стен, располагалась нехитрая крестьянская посуда

Красный угол

Почетное место в избе – «Красный угол» - находился по диагонали от печи и был обращен к юго-востоку – он принимал первые лучи восходящего солнца. Здесь на специальной полке стояли иконы, горела лампада, висели пучки сухих трав, рядом стоял обеденный стол. Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами красный угол, снимал шапку, трижды крестился и низко кланялся образам, а уж потом только здоровался с хозяевами.  В красный угол сажали самых дорогих гостей, а во время свадьбы – молодых.

Мужская часть дома

Угол напротив печи, слева или справа от двери был рабочим местом

хозяина. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике хранился инструмент. Здесь крестьянин мастерил посуду, корзины, лукошки, занимался мелким ремонтом

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Деревенский мудроустроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок-небо,пол-земля, подпол-подземный мир, окна – очи, свет)

Жизненноважные центры в крестьянском доме: печь, красный угол, коник, полати и др.

Круг предметов быта и труда(ткацкий стан, прялка, люлька и т.п)

4.Первичное закрепление нового материала.                

Игровая технология

Технология обучения в сотрудничестве

Здоровьесберегающая технология

http://www.booksite.ru/fulltext/prya/lka/vkol/7.jpghttp://xn--90aevhf.xn--p1ai/mmm/kn/azb/images/61.jpghttps://cs7054.vk.me/c7002/v7002580/849e/Ilahn9rJ3-A.jpghttp://slavyanskaya-kultura.ru/images/23(32).jpghttp://xn--90aevhf.xn--p1ai/mmm/kn/azb/images/37.jpg

http://nnov.ec/images/thumb/3/35/Piksh_Resize_of_P8172155.jpg/250px-Piksh_Resize_of_P8172155.jpg

http://f3.s.qip.ru/f35S6TNd.jpg

http://player.myshared.ru/561141/data/images/img38.jpg

ФИЗМИНУТКА

-Давайте вспомним все, что вы сегодня узнали. Я вам предлагаю  ответить на вопросы-загадки и определить названия предметов  крестьянского быта и труда, но сделать это необычным способом,

а в физминутке.

Я показываю вам предмет, и его название, если оно верное вы приседаете, если нет хлопаете в ладоши

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись

Зарядка окончилась. Ты – молодец!

Организация фронтальной проверки

Показывает изображения на слайдах  №1-№5 и предметы крестьянского быта и труда

Слушают загадки   о предметах крестьянского быта и труда, выполняют упражнения

  1. Применение нового знания

  -Ребята, вы разделены на команды. Предлагаю вам выполнить макет русской избы. Для создания макета вам понадобится шаблон, ножницы и клей. Распределите, какую часть избы будет делать каждый из вас.

Вырежьте элементы по контуру и сделайте прорези  на месте пунктирных линий. Согните и склейте заготовки.

Расставьте «мебель» в «избе» Попробуем правильно расставить предметы интерьера крестьянской избы.

Оценим себя

7. Оценка.

- Личностно-ориентированная

Показывает лучшие работы, предлагает ответить на вопросы и оценить рисунки. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Давайте посмотрим на  МАКЕТ ДОМА

-Посмотрите, какие они замечательные!

- Все ли предметы интерьера находятся на своих местах?

-Справились ли вы с заданием?

Выставка рисунков. (самооценивание) Просмотр и обсуждение выполненных работ.

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

- проявлять активность в деятельности.

7.Рефлексия. Итоги урока.

Личностно-ориентированная технология

Оценим себя

Организует рефлексию по карте

 Посчитайте количество баллов

Общий итог работы на уроке

Вы хорошо поработали, а на все ли вопросы мы получили ответы

Достигли ли мы цели

Карта рефлексии

1

Работа в классе

Поставь знак «+» или «-«

Отвечал на вопросы учителя

Дополнял ответы других учеников

Выполнял задание в парах

 Доказывал свою точку зрения

Напиши

2

Что я приобрёл?

3

То меня удивило?

4

Что мне не удалось?

5

За урок я бы поставил себе оценку…

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

 8. Домашнее задание.

  В школьных музеях  Курманаевской, Ромашкинской и Ефимовской школах собраны старинные предметы домашнего обихода, воссоздано убранство русской избы

 Дает домашнее задание

Д/з.  Подберите в интернете иллюстрации  с изображением предметов быта в интерьере.

Запись д/з в дневник.

Урок сегодня был удачный, 
Не прошёл для вас он зря. 

Вы все очень постарались. 
Вам спасибо всем, друзья!

Личностные:

-ценностно-смысловые ориентиры;

-использование нового знания в выполнении домашнего задания задания.

Личностно-ориентированная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС) "Конструкция и декор предметов народного быта"

Технологическая карта урока  изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС)  "Конструкция и декор предметов народного быта"Цель урока: Создать декоративный образ русской народной прялки...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Города Русской земли".

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Города Русской земли". 4 класс,  ФГОС....

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Убранство русской избы"

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Убранство русской избы"....