Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Убранство русской избы"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 5 класс)

Климова Татьяна Геннадьевна

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Убранство русской избы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_2.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 2

Учитель

Климова Т.Г.

Класс

5

Автор УМК

Неменский Б.М.

Тема урока

Убранство русской избы.

Цель

Сформировать образное представление об организации, мудром устроении человеком внутреннего пространства избы  и её декоре.

Задачи

Воспитывающая: формирование интереса к предмету,  эстетическое воспитание  обучающихся;

развивающая:  развивать умение  находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов;

обучающая: научить создавать эскизы декоративного убранства избы, осваивать принципы декоративного обобщения в изображении.

Тип урока

Урок изучения новых знаний.

Планируемые результаты

Метапредметные:

ориентироваться  в традиционном крестьянском бытовом искусстве, в вопросах поликультурного характера, отражающих единство и многообразие культур народов России;

Предметные: умение выявлять в произведениях крестьянского прикладного искусства тесную связь утилитарно-функционального и художественно-образного начал, конструктивного, декоративного и изобразительного элементов, формы и декора.

Личностные: развитие эстетической потребности в общении с народным декоративно-прикладным искусством, творческих способностей, наблюдательности, зрительной памяти, воображения и фантазии,  эмоционально-ценностного отношения к народным мастерам и их творениям, коммуникативных навыков в процессе совместной практической творческой деятельности.

Ход урока

Этап урока

время

образовательная технология

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Планируемые результаты

1.Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

2 мин

Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности.

Управляю ситуацией самооценки.

Выполняют самооценку готовности по критериям:

-правильность выбора учебных принадлежностей,

-правильность и аккуратность расположения предметов на парте,

-самостоятельность подготовки,

-настрой на урок.

Коммуникативные: аргументировать свою позицию.

Регулятивные: уметь организовать место занятий.

Личностные:  доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Готовность к уроку.

Самоконтроль. Самооценка

2. Актуализация знаний, мотивация.

3 мин

Беседа о традициях русского зодчества. Понятие «изба».

Объясняют смысл понятия «изба».

Познавательные: определять принадлежность на основе выделения существенных признаков.

Личностные: уважительно относиться к культуре народного искусства.

понимать роль культуры и  искусства в жизни человека.

Осознание необходимости получения новых знаний.

3. Постановка учебной задачи.

5 мин

Игровая технология

Играем в игру «Инфо-карусель». Задание на листе ватмана,   каждая  группа  отвечает на вопрос и передает лист следующей группе, вторая группа читает материал и дописывает свои суждения по данному вопросу, пока лист не вернется на место. – Кто такие эксперты, вы уже знаете. Ваша задача – провести экспертизу полученных материалов и предоставить отчет о проделанной работе. В группе распределите роли: секретарь, эксперты, выступающий. Предположите, сможете ли вы справиться с заданием и какую оценку планируете получить на уроке.

О чём пойдёт речь на уроке, какова тема урока? Какого знания вам не хватает для изображения русской избы? 

Проговаривают тему, отделяя знание от незнания. Формулируют цель, фиксируют учебную задачу, предполагают свои действия.

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Предоставляют отчёт

4. Решение учебной задачи.

7 мин

ИКТ

Знакомлю с основными элементами русского жилища, их символическим значением.

Компьютерная презентация.  Рассматривание иллюстраций.

Рассказываю о выборе места под строительство избы, освящении  специальной символикой.

Участвуют в диалоге. Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации.    

Анализируют новые сведения об элементах русского жилища. Рассуждают о значении выбора места под усадьбу, о значении освящения жилища крестьянина.

Регулятивные - уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,

Познавательные:  развитие ценностных ориентиров  к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания

Коммуникативные :

Планирование учебного сотрудничества (построение речевых высказываний: умение слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, умение принять другого, выслушать, управлять своим поведением.

Новое знание: единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Трёхчастная структура и образный строй избы.

5.Физкультминутка

2 мин

Здоровьесберега-ющие технологии

Показ упражнений.

Выполняют упражнения для коррекции осанки. Пальчиковая гимнастика.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой.

20 мин

- При помощи акварели или восковых мелков, гуаши изобразите избу, в которой могла бы жить ваша семья. Сделайте украшения избы затейливыми, нарядными. Используйте для декора знакомые вам образы. Постарайтесь сохранять симметрию.

Рисование избы. Применение графических материалов и выразительных средств орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.

Регулятивные УУД:

уметь рационально строить самостоятельную творческую деятельность,

Познавательные УУД:

 -самостоятельное создание алгоритмов деятельности при творческой работе.  

-Личностные: уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм.

Умение применять новые знания в самостоятельной творческой деятельности.

7. Оценивание работ.

2 мин

- Оцените результаты работы своих одноклассников, способы их достижения

 (с комментированием).

Выставка рисунков со взаимооцениванием обучающимися.

Просмотр и обсуждение выполненных работ.

Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Личностные: уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения

Познавательные: овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Умение определять уровень овладения знанием, способом деятельности.

8. Итог. Рефлексия деятельности.

3 мин

Беседа по вопросам:

- Для чего люди наполняли своё жилище различными образами?

- Какие орнаментальные ряды использовались при украшении окон, дверей, фронтона дома?

Отвечают на вопросы, делают выводы.

Регулятивные УУД: целеполагание

(что усвоено и что ещё узнают);

Познавательные УУД:стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость.

Умение соотносить результаты собственной деятельности.

8. Домашнее задание.

1 мин

Подобрать иллюстрации к сказкам с изображением внутреннего убранства избы.

Внимательно слушают задание.

Личностнные:

-ценностно-смысловые ориентиры.

Использование нового знания в выполнении творческого задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС) "Конструкция и декор предметов народного быта"

Технологическая карта урока  изобразительного искусства в 5 классе (ФГОС)  "Конструкция и декор предметов народного быта"Цель урока: Создать декоративный образ русской народной прялки...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Города Русской земли".

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Города Русской земли". 4 класс,  ФГОС....

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 5 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Русская народная вышивка».Тип урока: урок формирования новых знанийЦель урока: Формирование представления о русской народной вышивке. Развитие навыков создания худож...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 7 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема: «Народный праздничный костюм»Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель урока: формировать образные представления учащегося о русском  народном костюме, обычаях и традициях...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе по программе Б.М. Неменского 8 урок 1 четверти «Древние корни народного искусства».

Тема урока: «Народные праздничные обряды».Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений.Цель урока: формировать образные представления учащегося о народных праздника...

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"

Технологическая карта урока изобразительного искусства в 5 классе "Древние образы в народном искусстве"...

Технологическая карта урока изобразительного искусства 5 класс "Внутренний мир русской избы"

Урок изобразительного искусства в 5 классе по теме "Внутренний мир русской избы". Цель урока: Сформировать у учащихся образные представления об организации и мудрости устроения человеком вну...