Виды самоанализов на примере урока истории в 7 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида
методическая разработка по истории (7 класс) по теме

Каждый учитель проводит открытые уроки. Всегда задаёт себе  вопрос,  все ли методические аспекты рассмотрены. Анализ урока (аспектный, комплексный, полный)  помогут  вам ответить на него. Предлагаю анализы урока и краткий конспект к ним.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полный самоанализ  урока истории России в 7 классе

по теме «Жизнь и быт людей в Киевской Руси»

  1. Анализ цели урока.

Важнейшим требованием к уроку является ясность учебной цели, поэтому я стремилась  точно сформулировать задачи, логически  связать их  между собой с темой и содержанием  урока.  

Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте людей в Киевской Руси; обучающие задачи: закрепить знания о хозяйственной деятельности в Киевской Руси;

показать на примере вотчины значение натурального ведения хозяйства;

 подвести к пониманию понятий «свободные и зависимые» крестьяне;

коррекционно – развивающие  задачи:  учить устанавливать причинно – следственные связи;

воспитательная задача: воспитывать уважение к созидательному труду

Цели  задачи урока я ставила  с учетом особенностей программных требований для школ VIII вида. Отбирая материал к уроку,  я стремилась, чтобы задачи,  реализуемые в ходе урока,  прослеживались  на всех этапах и были  логически связаны между собой.  Содержание урока имеет коррекционно – развивающую направленность, что соответствует возможностям обучающихся с недостатками развития  интеллекта.  Данный урок является итоговым в разделе «Киевская Русь», учебный материал подаётся с учётом изученного  ранее,  соблюдая  преемственность и логическую последовательностью.  Тип урока  комбинированный. Урок проходил в 7 классе, первый год обучения.  Учебный материал отобран в соответствии  с   возможностями  обучающихся согласно  программе специальной (коррекционной) школы VIII вида.  Я использовала  групповую, индивидуальную и фронтальную форму обучения. Идея урока доведена до учащихся через проблемный вопрос. Приём изложения материала частично – поисковый. Цели и задачи реальные, достижимые.

  1. Анализ структуры и организации урока.

   Урок имеет чёткую структуру с взаимосвязанными этапами. Каждый этап  представляет законченный смысловой блок, при этом не нарушает логическую последовательность в материале, выбранных методов и приёмах обучения.  Время каждого этапа  я распределила, на мой взгляд, рационально следующим образом. ОМ - 3 мин. Повторение – 7 мин. АОЗ  – 3 мин. ИНМ – 12 мин.  Физминутка  – 1 мин.  ЗИМ. - 15 мин.  Итоги  – 4 мин.   Тип урока   комбинированный.

    Рабочее место ученика подготовила заранее. Каждый ученик имел  необходимые материалы: тетради, учебники, опорные схемы, карточки – задания   Наглядные пособия и раздаточный материал предоставляла  по степени необходимости

   Мобилизующему началу  урока способствовали развивающие игры. «Незаконченные рисунок», Загадки – анаграммы, «Лента  времени»  Конец урока имел логическое завершение в форме подведения итогов,  анализа урока, рефлексии, что обеспечило целостность и завершённость

   На мой взгляд,  урок  имел высокий темп, благодаря максимально эффективному и продуктивному использованию рабочего времени. Учащиеся работали активно, была работа в группах, выбор заданий дифференцировался. Я считаю,  план урока выполнен, задачи реализованы,

  1. Анализ содержания урока

Содержание урока соответствует требованиям  специальной программы СКОУ VIII вида под редакцией В.В. Воронковой. На этапе ИНМ в основу изложения учебного  материала я ставила дидактические принципы: доступность, научность изложения.   В уроке я учитывала особенности усвоения исторических знаний учащимися с нарушением интеллекта. Это фрагментарность и нерасчленённость знаний, смещение представлений, механическое усвоение отдельных знаний . Поэтому очень важным для меня было логичность изложения учебного  материала. Дозированная подача материала, опора на план урока, возвращение к проблемному вопросу способствовали этому. Сделать сложный для понимания материал помогают мне рекомендованные коррекционной педагогикой приёмы. Это приём объединения отдельных деталей явления  в целую жизненную картину. Также приём исторического сопереживания, когда учащимся  предлагается  мысленно  войти в крестьянскую избу и описать увиденное.  Для выделения основных    вопросов я использовала опорные схемы,  выборочное чтение, а также модифицированное повторение. Необходимо отметить трудности  учеников с ОВЗ в связи с отсутствием полных представлений о жизни. Урок несёт практическую направленность,  поскольку формирует представление учащихся  о материальной жизни (орудиях труда, занятиях людей, отраслях хозяйства)

  1. Анализ методики проведения урока (деятельность учителя).

Моя задача как учителя заключалась в  правильном отборе методов, приёмов и средств обучения, чтобы организовать на уроке познавательную  деятельность учащихся.

Учеников  7 класса привлекают интересные  по форме задания, они быстро вовлекаются в урок, поэтому на  этапе ОМ я использовала игровой приём («Незаконченные рисунок», Загадки – анаграммы)  План на доске, проблемный вопрос помог мне чётко сформулировать задачу урока с  учётом  темы урока.  Учитывая учебные возможности детей, я использовала дифференцированный подход (сильный, слабый)  Формы работы фронтальные, групповые, индивидуальные. Чтобы активизировать познавательную деятельность применяла наглядность, раздаточный материал, ТСО  

В условиях коррекционной школы  я уделяла внимание методам стимулирования мотивации учебно-познавательной деятельности (создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр), а также  поощрение, контроль, дискуссии, анализ жизненных ситуаций. У детей с ОВЗ недостаточно сформированы представления. Очень важно было использовать методы наглядной передачи и зрительного восприятия (наблюдение, показ предметов, показ картины, иллюстрации, показ образца, показ способа действия, использование видеофильма).  Также в уроке имели место методы организации учебно-познавательной деятельности  (объяснение, беседа, рассказ, чтение, пересказ).  Проблемное изложение материала было связано с использованием беседы, проблемной ситуации, обобщений.

На каждом уроке я провожу  работа над понятием. В данном уроке словарная работа подразумевала работу с термином, лексические упражнения, пополнение активного словаря.

Актуализация опорных знаний в условиях коррекционной школы  проводится с целью определить зону ближайшего развития учеников. Это фронтальная беседа. Поскольку  ученики с ОВЗ испытывают определённые речевые трудности, очень важно для меня  приучить давать полный ответ на вопрос.  При проверке и оценке знаний применяю  индивидуальный устный опрос,  опрос по карточкам,  письменный опрос, опрос у доски.

 Качественное освоение материала  проверяется на этапе закрепления (работа в группах, программированные задания, работа с текстом) сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися предполагают   два уровня сложности.

Учитывая сложность восприятия учебного материала  для детей с ОВЗ, для меня   является важным важно спокойный темп речи, чёткое проговаривание, понятные простые инструкции.

5.Анализ работы учащихся на уроке.

Среди недостатков развития учеников с ОВЗ основным является низкая познавательная активность. Поэтому в уроке я использовала методы и приёмы для её активизации. Это  создание ситуации занимательности, ситуаций успеха, использование познавательных игр. Как следствие учащиеся проявляли активность,  заинтересованность. На этапе повторения программированные задания у  учащиеся вызывали интерес, поскольку были сложны, имели интересную форму. В ИНМ интерес и активность поддерживался  проблемным изложением, созданием ситуации сопереживания, демонстрацией наглядности, ТСО.    Ученики с недостатками развития плохо владеют  НОТ на уроке. Поэтому на уроке учащимися отрабатываются навыки самостоятельной  работы с книгой,  тестами, графическими схемами  Учащиеся работали самостоятельно,  в группах   овладевали навыками  самоконтроля с помощью практических заданий и эталон – проверки. Слабым местом  в усвоении материала  на уроке является  поверхностное  восприятие материала, не способность учащихся с ОВЗ глубоко и осознанно понимать, и применять полученные знания.       Важнейшим условием хорошего урока  для меня   является психологический комфорт. В конце уроке учащиеся  показали   своё настроение, отношение к уроку в игровой форме(выбрать смайлик) Ученики были настроены позитивны, удовлетворены результатами урока.

6. Анализ домашнего задания.

В условиях школы – интерната домашнее задание   выполняется на занятии  по самоподготовке под контролем воспитателя во внеурочное время, а также  носит в большей степени развивающий характер  

7. Оценка санитарно-гигиенических условий урока.

Класс оборудован и содержит всё необходимое для качественного проведения урока.

Классная доска (магнитная) зелёного цвета, пригодна для работы мелом, а также закрепления наглядности. Также есть автоматически открывающийся экран, проектор, ноутбук

Столы и стулья соответствуют возрасту  учащихся.

 Уровень освещенности, чистота помещения соответствует норме

Ученики размещены за столами  с учетом особенностей их здоровья.

На перемене использую  режим проветривания. В ходе урока была скрытая физминутка (перемещение в группы), а также проводила физкультминутка, где уделялось внимание осанке  учащихся, профилактике зрительного утомления.

 Применение наглядности, соответствовало нормам (текст печатный, цвет чёрный, четкость написания, размер букв оптимальный).  Наглядность демонстрировалась по мере необходимости, не отвлекая от работы класс

Правила охраны труда и техники безопасности соблюдались

Общие выводы по уроку:

В самоанализе я попыталась осветить  структуру, формы, методы, приёмы работы на уроке  по реализации цели и задач.   А также показала способы вовлечения учащихся с ОВЗ в учебную деятельность  Цели и задачи урока, на мой взгляд,  достигнуты.   Общие результаты урока: 100% выполнение плана урока.

К недостаткам урока  отношу  неудовлетворительную  речевую деятельность обучающихся. С целью побуждения к речи считаю необходимым  разнообразить методы, приёмы развития речи учащихся( сигнальные опоры, лексические упражнения) .

Считаю необходимым для повышения самообразования обратить внимание на коррекционную педагогику.

Конспект урока

Учитель О.В. Афтений

Предмет История России

Дата 10.12.13_________                                                     Класс__7______

            Тема урока «Жизнь и быт людей в Киевской Руси»

Цели: формировать образное представление о жизни и быте людей в Киевской Руси;

Обучающие задачи:

закрепить знания о хозяйственной деятельности в Киевской Руси;

показать на примере вотчины значение натурального ведения хозяйства;

подвести к пониманию понятий «свободные и зависимые» крестьяне;

Коррекционно – развивающие  задачи:  учить устанавливать причинно – следственные связи;

Воспитательные  задачи: воспитывать уважение к созидательному труду, людям труда

Оборудование:

  учебники, тетради, опорные таблицы, карточки-задания, тестовые задания, анаграммы, предметные картинки,  учебные картины «Вотчина»,   аппликация «Крестьянин и крестьянка», видеофильм «Русская изба»

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

ОМ.( Организация класса на работу, эмоциональный настрой)

1.Игра – задание

Какие предметы изображены на рисунках?

(Используя воображение мысленно дорисуй и назови предмет, изображённый на картинке)

2. Загадки – анаграммы

 (Отгадай загадки, подсказка - ответы на доске в виде анаграмм)

Что общего у этих предметов? (Это орудия труда)

Для чего их использовали? (для земледелия)

«Лента времени»  Задание  Установите век, когда образовалось государство Киевская Русь?

Ввод в тему урока, постановка проблемного вопроса, ознакомление с планом урока, стимулирование (жетоны).

Повторение.

Тестовые задания по теме «Княжеское и боярское подворье»(для сильных и слабых)

Проверка по эталону

АОЗ

1.Беседа:

  1. Кто управлял городами?
  2. Кто работал на княжеском и боярском подворье?
  3. У кого было больше всех земли во владении?

2. Словарная работа (боярин, князь, подворье, вотчина)

Какое слово вам не знакомо? Ввод в новую тему Проблемный вопрос: Какое хозяйство называется натуральным?

ИНМ

1.Рассказ учителя по картине «Вотчина»

2. Сравнительный анализ по схеме «Зависимые крестьяне»

(свободные – люди, смерды)

(зависимые - закупы, холопы)

3.Словарная работа по учебнику стр.153

3.Выборочное чтение по плану (стимулирование, жетоны)

Физминутка  Пальминг

4.Видеофилм «Русская изба»

ЗИМ

1.Беседа:

  1. Почему княжеская земля называлась вотчиной?
  2. Кто трудился на земле князя в вотчине?
  3. Какое хозяйство называется натуральным?

2. Самостоятельная работа (в группах)

1 группа .Заполнение опорной схемы

2. группа Карточки – задания (для слабых)

Проверка по эталону в 1 группе, во 2 группе проверяет учитель

Итоги Анализ работы в группах. 7Выявление самых активных

Рефлексия Из предложенных смайликов(скучающий, весёлый) выбрать и показать своё отношение к уроку и приклеить на карточку

Анализ работы класса и выставление отметок

Называют орудия труда

Отгадывают загадки (коса, плуг, серп, вилы)

Отвечают на вопросы (фронтально)

1 ученик  у доски выставляет карточку на «Ленту времени» 9 век

Записывают в тетрадь

Тему и план урока

Выполняют тесты

Проверяют тесты по эталону

Отвечают на вопросы

Объясняют значение терминов

Записывают проблемный вопрос

Слушают и рассматривают картину, устанавливают соответствие текст – изображение

Изучают опорные схемы  уточняют понятия

Читают словарь

Читают выборочно по плану

Выполняют физминутку

Смотрят фильм

Отвечают на вопросы

Выполняют практическую работу в группах

Анализируют работу в группах

Выбирают смайлики и приклеивают на карточку



Предварительный просмотр:

Комплексный анализ урока истории России в 7 классе

по теме «Жизнь и быт людей в Киевской Руси»

                             Урок проводится в условиях коррекционного образовательного учреждения VIII вида, что подразумевает применение методов,  приёмов  и средств обучения, разработанных методикой обучения  истории в общеобразовательной школе. Вместе с тем все средства обучения  должны способствовать коррекции недостатков учащихся с нарушением интеллекта.

                        Урок оснащён дидактическими материалами, наглядными пособиями, ТСО. На доске написана тема урока, план урока, проблемный вопрос урока.

Урок начинается с организационного момента. Он реализует задачу обеспечения психологической готовности  учеников к уроку. Для детей с ОВЗ в начале урока необходима настройка сенсорных эталонов. Поэтому на этом этапе предлагается коррекционно – развивающая  игра «Незаконченные рисунок», Загадки – анаграммы.  Они направлены на развитие психических функций: творческого воображения, мышления.  Задание с «Лентой времени» формирует необходимые  у обучающихся  с ОВЗ временные представления. Таким образом, созданы условия для продуктивной работы мышления, творческого воображения.

        Данный  урок является итоговым  в системе уроков по теме «Киевская Русь». Триединство целей: образование, коррекция и развитие,  воспитание  направляют работу класса  на высокий конечный учебно – воспитательный результат. Цели и задачи  определены с учётом программы, обоснованы содержанием учебного материала.  Структура урока соответствует его целям. Урок комбинированный. Задача урока поставлена перед учениками  в виде проблемного вопроса

Так как это урок с учащимися низкой мотивации в силу дефекта, на уроке применяются стимулы (жетоны)

       В актуализации опорных знаний учитывались трудности восприятия учебного материала и низкая познавательная деятельность  учеников  с ОВЗ.  Вопросы чёткие, конкретные, направленные на побуждение к речи. Лексическая работа с терминами  расширяет и активизирует словарный  запас по теме урока. Повторение пройденного материала направлено на отработку основных понятий, носит творческий характер, выполняется  в форме тестов. Были предложены тестовые задания (на решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление),

      В данном уроке прослеживается  обучение навыкам учебного труда. Это умение  сравнивать, обобщать, делать выводы. При объяснении нового материала ученики  самостоятельно работают с книгой, учатся находить главное, анализируют прочитанное.

     В уроке используются методы и приёмы обучения, способные активизировать мыслительную деятельность учащихся. Это в первую очередь   проблемное изложение. В уроке имели место постановка проблемных вопросов, организация частично – поисковой деятельности. Это работа с текстом, работа с наглядностью, работа с опорной схемой. Таким образом, создавались на уроке условия  для интеллектуальной напряжённости Сменяемость видов деятельности, в то же время способствовала снятию утомления и повышению работоспособности учеников.

     Приём дозированной подачи материала обеспечивали  учащимся возможность успешного усвоения материала. Имел место в уроке индивидуальный и дифференцированный подход. Слабые учащиеся получали задание доступное по учебным возможностям.  Самостоятельная работа в группах, трудность задания для сильных учеников  гарантировала мотивацию успешности учения.

      Создание проблемных ситуаций предлагается при  изучении вопроса «свободные и зависимые крестьяне» Моделирование ситуации,  при которой свободный крестьянин становится закупом или холопом, обеспечивает более полное понимание и усвоение учебного материала

     На уроке велась работа с текстом учебника. Сочетание репродуктивной деятельности (чтение) заменялось в пользу продуктивного,  частично – поискового метода (выборочное чтение, нахождение главной мысли, верных  ответов)

     Использование наглядных пособий (картины, аппликации) не только расширяют представление об объекте, но и создают ситуацию побуждения к речи, органично вписываются в разрешение главного проблемного вопроса урока.     На уроке формируются общеучебные  и  специальные умения учащихся, но в силу дефекта возможности обучающихся  ограничены:

-знание хронологии, сформированность чувства времени («Лента времени»);

-широта и глубина понимания исторических фактов и явлений, понятий (работа с терминами, с текстом, опорная схема);

-владение умениями и навыками описания исторических объектов (работа по картине «Вотчина»);

-умение интерпретировать историческую информацию (моделирование ситуации от свободного крестьянина в закупы);

-способность критически воспринимать и анализировать исторические явления (анализ текста),

- понимание причинно-следственных связей (проблемный вопрос);

  На каждом этапе урока созданы условия для продуктивной деятельности, ученики поставлены в ситуацию добывания знаний, что способствует развитию познавательных способностей учащихся

  В силу разных учебных возможностей у отдельных учеников возникали затруднения, вызванные замедленным восприятием материала,  быстрой утомляемостью. Для таких учащихся предлагались индивидуальные задания, помощь учителя.

В конце урока   был проведен  анализ, что делало класс активными участниками обучения.

     С учениками  было выяснено: что особенно интересное и поучительное было на уроке, что бы они хотели изменить на уроке.     В целом на данном уроке обучающиеся достигли положительных результатов в усвоении учебного материала по теме урока, решались коррекционные задачи, повышался уровень воспитанности. Рефлексия на уроке осуществлялась с помощью анализа  таблицы работы групп  (на доске), выбора смайликов на опорном конспекте.  Общие результаты урока: 100% выполнение плана урока;

     Цели и задачи урока достигнуты



Предварительный просмотр:

Аспектный анализ урока

 Анализ организации учебной работы на уроке

 (Лист наблюдения урока)

Ф.И.О. учителя Афтений О.В

 Предмет История_России______

Дата 10.12.13_________                                                      Класс__7______

            Тема урока _____«Жизнь и быт людей в Киевской Руси»

При подготовке урока  истории  в условиях специальной (коррекционной)  школы VIII вида  я стремилась  придерживаться  основных принципов коррекционно – развивающего обучения, а именно :  доступность формируемых знаний, создание условий для активизации познавательной деятельности, учёт индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированный подход в обучении. Не менее важным является  коррекционно – развивающая направленность урока: коррекция восприятия, воображения, развития и коррекции  памяти,  мышления, развитие речи и эмоционально – волевой сферы

Оборудование урока:

- какие средства обучения использовал учитель

В данном  уроке используются   учебники, тетради, опорные схемы, карточки-задания, тестовые задания

- подготовлены ли наглядные пособия и ТСО

К уроку подготовлены наглядные пособия:  учебные картины «Вотчина» ,аппликация «Крестьянин и крестьянка», а также видеофильм «Русская изба»

- как подготовлена классная доска к уроку

На доске написана тема урока, план урока, главный вопрос урока:  »Какое хозяйство называется натуральным?»

Тип и структура урока:

-Какой тип урока избран

На уроке имеют место все этапы:  повторение, изучение нового материала,  закрепление изученного, обобщение. Поэтому я избрала комбинированный  урок

-Место урока в системе уроков по данному разделу

Данный урок является итоговым в разделе «Киевская Русь», материал подаётся с учётом изученного ранее, соблюдая  преемственность и логическую последовательность

Организация учебной работы на уроке:

— Как  осуществлялась   постановка задач на каждом этапе урока

Постановка задач  зависит от темы и содержания урока.  Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте людей в Киевской Руси;

обучающие задачи: закрепить знания о хозяйственной деятельности в Киевской Руси;

показать на примере вотчины значение натурального ведения хозяйства; подвести к пониманию понятий «свободные и зависимые» крестьяне;

коррекционно – развивающие  задачи:  учить устанавливать причинно – следственные связи;

воспитательная задача: воспитывать уважение к созидательному труду

Каждый этап урока несёт определённую задачу.

Например, ОМ. не только организовывает учеников к предстоящей деятельности, его главная задача – коррекционно – развивающая, это настройка сенсорных эталонов. Поэтому на этом этапе предлагается коррекционно – развивающая  игра на развитие психических функций: зрительное восприятие, мышление

На этапе Повторение и АОЗ перед обучающимися стоит задача установить преемственность с изученным ранее и установив зону ближайшего развития подготовиться к усвоению нового материала. Эту задачу реализуют задания ( индивидуальные задания, по карточкам, у доски), а также фронтальная беседа.

ИНМ – это главный этап урока, его задача не только формировать знания умения,  навыки, но и  развивать мышление, а именно учить устанавливать причинно – следственные связи, выделять главное и второстепенное, сравнивать и делать выводы. Для этого предлагается работа с планом, проблемный вопрос, сравнительный анализ текста. С целью стимулирования познавательной деятельности предлагаются наглядные пособия, ТСО (видео)

ЗИМ  Задача этапа - помочь прочно усвоить  термины, понятия, факты, связать новый материал с ранее изученным Решить эту задачу позволит фронтальная беседа по изученному материалу, заполнение опорной таблицы, лексические задания Главное условие ЗИМ 2 – это самостоятельное выполнение заданий

Итоги  Задача этого этапа -  оценить работу каждого ребёнка и класс в целом,  Рефлексия  - обучающимся предлагается в игровой форме высказать своё отношение к уроку.

- Как сочетались разные формы: индивидуальная, групповая, классная

В уроке я использовала  разные формы обучения; коллективные, групповые, индивидуальные. На этапе актуализации опорных знаний проводила фронтальную  работу с классом. При проверке усвоения знаний – индивидуальная,  использовала  карточки – задания, как для слабых, так и для  сильных учеников. При изучении нового материала сильным ученикам предлагался  проблемный вопрос.  На этапе закрепления и выполнения самостоятельной работы – групповая,  ученики делились  на группы с учётом  их трудностей  в обучении для выполнения практического задания

- Осуществлялось ли чередование разных видов деятельности уч-ся

Сменяемость видов деятельности  позволяет снизить  утомляемость, и обеспечить хорошую   работоспособность класса . Поэтому я чередую устные виды работ (беседа, работа с текстом, работа с терминами) с письменными (запись в тетрадь,)  дидактические игры (анаграммы, кроссворды) с  практическими заданиями (опорные схемы , программированные задания

- Как учитель осуществлял развитие уч-ся ( развитие логического мышления, критичность мысли, умений сравнивать, делать выводы )

Коррекционно – развивающую направленность  урока обеспечивает использование следующих приёмов: коррекционное упражнение на различные анализаторы в ОМ, (определить предмет по  незаконченному изображению),  на этапе «Повторение»  - это программированные задания «установить соответствие», выбрать правильный ответ»)

В изучении нового  обучающиеся сравнивают  два варианта ответов, и учатся  самостоятельно делать  вывод , а также в закреплении самостоятельно работают с опорными схемами.

- Какие приемы использовал   учитель для организации уч-ся

Разнообразие приёмов позволяют мне в первую очередь организовать  продуктивную деятельность обучающихся  на всех этапах урока(проблемный вопрос, КРУ, самостоятельная работа, программированные задания,) Мотивационный компонент выражался в использовании игровых приёмов, самостоятельной работе, а также стимулировании

- Как подводил итоги этапов  и всего урока

Каждый этап урока предполагал вывод по основной теме урока, Это система вопросов, возвращение к проблемному вопросу урока. А также использование системы поощрений, в течение урока, самооценивание по эталону и оценивание каждого ученика, выставление отметок,

Конспект урока

Учитель О.В. Афтений

Предмет История России

Дата 10.12.13_________                                                      Класс__7______

            Тема урока «Жизнь и быт людей в Киевской Руси»

Цели: формировать образное представление о жизни и быте людей в Киевской Руси;

Обучающие задачи:

закрепить знания о хозяйственной деятельности в Киевской Руси;

показать на примере вотчины значение натурального ведения хозяйства;

подвести к пониманию понятий «свободные и зависимые» крестьяне;

Коррекционно – развивающие  задачи:  учить устанавливать причинно – следственные связи;

Воспитательные  задачи: воспитывать уважение к созидательному труду, людям труда

Оборудование:

  учебники, тетради, опорные таблицы, карточки-задания, тестовые задания, анаграммы, предметные картинки,  учебные картины «Вотчина»,   аппликация «Крестьянин и крестьянка», видеофильм «Русская изба»

Тип урока: комбинированный

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

ОМ.( Организация класса на работу, эмоциональный настрой)

1.Игра – задание

Какие предметы изображены на рисунках?

(Используя воображение мысленно дорисуй и назови предмет, изображённый на картинке)

2. Загадки – анаграммы

 (Отгадай загадки, подсказка - ответы на доске в виде анаграмм)

Что общего у этих предметов? (Это орудия труда)

Для чего их использовали? (для земледелия)

«Лента времени»  Задание  Установите век, когда образовалось государство Киевская Русь?

Ввод в тему урока, постановка проблемного вопроса, ознакомление с планом урока, стимулирование (жетоны).

Повторение.

Тестовые задания по теме «Княжеское и боярское подворье»(для сильных и слабых)

Проверка по эталону

АОЗ

1.Беседа:

  1. Кто управлял городами?
  2. Кто работал на княжеском и боярском подворье?
  3. У кого было больше всех земли во владении?

2. Словарная работа (боярин, князь, подворье, вотчина)

Какое слово вам не знакомо? Ввод в новую тему Проблемный вопрос: Какое хозяйство называется натуральным?

ИНМ

1.Рассказ учителя по картине «Вотчина»

2. Сравнительный анализ по схеме «Зависимые крестьяне»

(свободные – люди, смерды)

(зависимые - закупы, холопы)

3.Словарная работа по учебнику стр.153

3.Выборочное чтение по плану (стимулирование, жетоны)

Физминутка  Пальминг

4.Видеофилм «Русская изба»

ЗИМ

1.Беседа:

  1. Почему княжеская земля называлась вотчиной?
  2. Кто трудился на земле князя в вотчине?
  3. Какое хозяйство называется натуральным?

2. Самостоятельная работа (в группах)

1 группа .Заполнение опорной схемы

2. группа Карточки – задания (для слабых)

Проверка по эталону в 1 группе, во 2 группе проверяет учитель

Итоги Анализ работы в группах. 7Выявление самых активных

Рефлексия Из предложенных смайликов(скучающий, весёлый) выбрать и показать своё отношение к уроку и приклеить на карточку

Анализ работы класса и выставление отметок

Называют орудия труда

Отгадывают загадки (коса, плуг, серп, вилы)

Отвечают на вопросы (фронтально)

1 ученик  у доски выставляет карточку на «Ленту времени» 9 век

Записывают в тетрадь

Тему и план урока

Выполняют тесты

Проверяют тесты по эталону

Отвечают на вопросы

Объясняют значение терминов

Записывают проблемный вопрос

Слушают и рассматривают картину, устанавливают соответствие текст – изображение

Изучают опорные схемы  уточняют понятия

Читают словарь

Читают выборочно по плану

Выполняют физминутку

Смотрят фильм

Отвечают на вопросы

Выполняют практическую работу в группах

Анализируют работу в группах

Выбирают смайлики и приклеивают на карточку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА курса по кубановедению «История Кубанского казачества» (для учащихся 7-9 классов специальной коррекционной школы VIII вида)

Целью программы по кубановедению «История Кубанского казачества» является ознакомление с историей Кубанского казачества и его традициями.Особенности развития познавательной деятельности учащихся...

«Коррекционная работа по обогащению словаря исторических терминов на уроках истории с учащимися старших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Проблема речевого развития является одной из важнейших как в общей, так и в специальной педагогике. Отклонения в развитии у детей с нарушением интеллекта обнаруживаются во всех проявлениях, но о...

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»

Конспект открытого урока по истории в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на тему: «Строительство Санкт-Петербурга»...

Урок истории в 8 классе специальной коррекционной школы VIII вида "Начало строительства Санкт-Петербурга"

Урок с применением мультимедийных технологий. На уроке дети строят пазлы по теме, учителем используется электронная презентация, в конце урока запланирована мультимедийная демонстрация видов Санкт-Пет...

Разноуровневые контрольные работы-кроссворды по основным понятиям истории 9 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Кроссворды выполнены в бесплатной программе для составления кроссордов Homacosoft CrosswordCreator. Один кроссворд включает в себя темы одного раздела из учебника Пузанова Б.П. для 9 класса. Крос...

Кроссворды с фрагментами для уроков истории в 7 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В архив входят кросворды с фрагментами по темам: верования, оружие, занятия, ремесла восточных славян. Формат кроссвордов - Jpeg....