Приблизительные разработки проектов открытых уроков
план-конспект урока по истории (7 класс) по теме

Звягинцева Виктория Александровна

Данное приложение содержит конспекты открытых уроков, которые можно применять на различных ступенях обучения в школе в зависмости от поставленной цели.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нижегородский институт развития образования

Кафедра истории и общественных дисциплин

Проект

повторительно-обобщающего урока по теме

Религия древних славян

                                                                              Выполнила:

                                                              учитель истории                    

                                                              МОУ СОШ № 169

                                                              Автозаводского района        

                 г. Нижнего Новгорода

                 Звягинцева Виктория Александровна

                                                           

Н.Новгород – 2010г.

Тема: Религия древних славян.

     

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: практическое занятие.

Цель: повторить материал по теме «Религия древних славян».

Задачи:

а) образовательная

  • Способствовать формированию у учащихся представления об особенностях религии древних славян;

б) развивающие

  • Способствовать развитию коммуникативных навыков для решения учебных задач.
  • Развивать навыки анализа и сравнения;

в) воспитательная

  • Способствовать формированию уважительного отношения к духовному богатству, созданному народами России.

Дидактические средства:

таблицы, листы с заданиями для групп.

Приемы и методы:

Печатно-словесный, наглядный.

Психолого-педагогическая характеристика класса

В классе обучается 27 детей – 15 мальчиков и 12 девочек. В данном классе учитель работает 4 год, и помимо этого курса преподает Историю России, Всеобщую историю и обществознание. Также учитель является классным руководителем этого класса. Успеваемость класса средняя – 14 «хорошистов», 13 учеников успевают на «3» и «4». В целом класс работоспособный, уровень познавательного интереса довольно высокий. Ребята с удовольствием участвуют во внеурочной деятельности по гуманитарному циклу. У 24 человек в классе сформирована внутренняя мотивация к обучению, у 3 – внешняя. Темп и динамика работы класса довольно высокие. В данном классе сформированы навыки работы с кластером, вычленение главного, работа с документом. Однако недостаточно сформировано умение написания эссе. Класс дружный, ребята с удовольствием работают в группах, лидеры помогают более слабым. Поэтому групповые формы работы используются учителем и приветствуются учениками. Социальный состав семей в классе ровный, большинство родителей с высшим образованием, в основном занимают должности низшего и среднего управленческого персонала. К курсу «Религии России» относятся равнодушно.

Ход урока

I. Организация начала урока.  

Уч.: Здравствуйте. Пожалуйста, садитесь.

II. Этап подготовки учащихся к систематизации и обобщению знаний по теме «Религия древних славян».  

Уч.: Сегодня на уроке мы должны будем вспомнить материал, изученный в теме «Религия древних славян». Вам будут предложены различные задания, при выполнении которых вы должны будете показать знания терминов, географических названий, пантеона богов. Для наиболее эффективного выполнения задания вы должны будете разделиться на 4 группы. Каждая из групп получит рабочие листы, которые вы будете заполнять в течение урока, работая сообща. По окончании работы группа должна будет сдать рабочие листы с выполненными заданиями.

Ученики - рассаживаются на различные места, образуя 4 группы. В каждой группе имеется лидер – наиболее подготовленный ребенок. Он берет на себя функцию распределения задания.

III. Этап выполнения задания по рабочим листам.

Рабочие листы раздаются группам. Каждое задание содержится на отдельном листе, на них же дети и будут работать.

        

Рабочий лист № 1.

Напишите 4 предложения, характеризующие территориально-климатические условия проживания древних славян, влияние этих условий на характер народа, их отношения с соседями.  

Вспомогательные слова:

Восточно-европейская равнина

финно-угорские племена (меря, весь, чудь)

великорусский «авось»

огромные расстояния

взаимное усвоение чужого наследия

Рабочий лист № 2.

Вставьте в таблицу названия племен древних славян, место их проживания и предположите, каким силам природы они поклонялись:

Название племени

Место проживания

Силы природы

Поляне

Ока

Дулебы

Днестр, Дунай

Древляне

Рабочий лист № 3.

1. Прочитайте предложенные вам отрывки текстов

2. Выполните маркировку:        V    +    ?     -

       V  (что вам было известно);  

       +   (факт, заинтересовавший вас);                                        

       ?   (новая информация, неизвестная ранее);

       -   (непонятно, хочу узнать побольше).

БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

Род

Род заслонил собою архаичных Рожаниц, функции которых никогда не выходили за пределы идеи плодовитости-плодородия. В русской вышивке трехчастная композиция, состоящая из Макоши и двух Рожаниц с воздетыми к небу руками, представлена как обращение к небесному богу, в котором следует видеть Рода, «вдувающего жизнь». С небесным Родом, очевидно, связаны и моления на высоких горах, расположенных ближе к небу.

Даждьбог

Важным персонажем славянской мифологии был Даждьбог. Он – сын Сварога, как Аполлон - сын Зевса. Он – светоносный бог солнца и света, податель благ.

Перун

Грозное славянское божество. Он почитался произвестителем всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями. Кажется, что славянскому Перуну столько же прилично, как и Гомерову Зевсу, приложение «погонятеля облаков».

Световид

Божество, бывшее у славян в великом почитании. Он имел на Севере два славных храма: один - на острове Ругене (в городе Ахроне), а другой - в Холмограде.

Истукан его был сделан из дерева величины огромной. Он имел четыре лица, на каждую страну света по одному. Бороды не имел; кудри у него были завитые; одежда на нем была короткая. В левой руке был лук, а в правой рог, выкованный из металла. При бедре имел превеликой в серебряных ножнах меч.

Рабочий лист № 4.

Прочитайте отрывок «Повести временных лет», вставьте пропущенные слова. Напишите 2 предложения, характеризующие быт и праздники древних славян.

«Повесть временных лет»

Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждый - свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводят ее накануне, а на следующий день приносят за нее - кто что даст.

А древляне жили зверинским обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не было, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи, северяне имели общий обычай: жили в лесу, как звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на игрища, на пляски и на всякие бесовские песни и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем  «_____ », а затем делали большую колоду и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали, а после, собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах при дорогах, как делают и теперь еще вятичи. Этого обычая держались и кривичи, и прочие «_____», не знавшие закона Божьего, но сами устанавливающие закон.

Рабочий лист № 5.

Определите, верны ли следующие утверждения:

1. И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь.

        2. В 980 году князь Владимир провел первую религиозную реформу, попытавшись собрать в один пантеон особо почитаемых богов древних славян.  

        3. В пантеоне Владимира на первое место был поставлен Велес, который всем пришелся по нраву.

        4. Данная реформа способствовала объединению славянских племен, устранял разногласия между ними.

Рабочий лист № 6.

Работа с терминами

Найдите соответствия, ответ напишите в буквенно-цифровом обозначении

1. Белобог                      а) название первобытных религий

        2. Велес                        б) бог яркого солнечного света

        3. Даждьбог                в) бог темных сил

        4. Лада                        г) бог Солнца

        5. Макошь                        д) богиня любви и красоты

        6. Перун                        е) светлый бог добра

        7. Род                        ж) покровитель домашнего скота

        8. Сварог                        з) бог, дающий тепло

        9. Стрибог                        и) громовержец, бог воинов

        10. Хорс                        к) богиня плодородия

        11. Чернобог                л) бог Солнца

        12. Ярило                        м) верховное божество восточ. славян к 9в.

        13. Язычество                н) бог неба

Рабочий лист № 7.

Подпишите иллюстрации

                                                      

           

                                                                       

                                                                     

        После выполнения всех заданий и оформления рабочих листов лидеры групп сдают их на проверку вместе со списком группы

IY. Этап объяснения домашнего задания.  

В течение нескольких уроков мы с вами изучали религию древних славян, знакомились с характеристиками разных богов. Попробуйте написать дома эссе на тему «Переход к монотеизму был для древних славян неизбежен».

Список литературы

1. Религии России: пособие для учителя (В.А. Сомов, В.К. Романовский, Г.Б. Гречухин, Л. Н. Шилова) – Н. Новгород, 2006.

2. Религии России: хрестоматия по экспериментальному курсу для общеобразовательных учреждений (В.А. Сомов, В.К. Романовский, Г.Б. Гречухин) – Н. Новгород, 2007.

          3. Вернадский Г.В. Древняя Русь. - М., 1996.

         4. Демин В.Н. Тайны русского народа. - М., 1997.

          5. Карамзин Н.М. История государства Российского, Т.1. - М., 1989.

          6. Ключевский В.О. Курс русской истории, Т.1. - М., 1987.

         7. Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. - М., 1991.

         8. Рыбаков Б.А. Мир истории. Начальные века русской истории.- М., 1984.

         9. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. - М., 1984.



Предварительный просмотр:

Тема урока: Динамика формирования городской среды

Форма урока – семинарское занятие.

Учитель: Здравствуйте. Тема нашего семинарского занятия – динамика формирования городской среды. На уроке обществознания мы с вами уже рассматривали тему «Городская среда». Однако в рамках одного урока недостаточно времени для изучения этой актуальной проблемы: является городская среда для человека благом или злом? Кто-то гордится тем, что живет в крупном городе – столице Приволжья, кто-то страдает от этого. Сегодня мы с вами вместе должны будем выработать оптимальное решение указанной проблемы. Целями нашего занятия являются:

  1. Рассмотреть трансформацию города как типа поселения человеческой цивилизации на протяжении истории.
  2. Обозначить достоинства и недостатки современного типового города.
  3. Основываясь на выводах, сформировать представление об идеальном городе.

Для того, чтобы справиться с таким непростым заданием, вы разделились на четыре группы, каждая из которых подготовила отчет по своему заданию в виде газет-проектов. Мы выслушаем рассказы о городах Древнего мира, Средневековья, Нового времени и идеальном городе

Далее – выступают группы.

I. Выступает первая группа по теме – «Характерные особенности городов Древнего мира: Хараппа, Мохенджо-Даро, Кносс».

             Примерный план:

а) типичные постройки;

б) материал постройки;

в) план застройки;

г) особенности улиц;

д) наличие водопровода и канализации.

II. Выступает вторая группа по теме – «Характерные особенности городов средневековой Европы».

             Примерный план:

а) место образования;

б) план застройки;

в) типичные здания;

г) особенности улиц;

д) наличие водопровода и канализации.

Учитель: Ребята третьей группы подготовили сообщение о городе Нового времени на примере Нижнего Новгорода 17-18 веков. В западноевропейских хрониках Русскую землю не зря именовали Гардарикой («страной городов»), так как возникавшие в различных местах селища имели четкий тип городского поселения.

III. Выступает третья группа по теме – «Нижний Новгород в 17-18 веках».

             Примерный план:

а) главные постройки;

б) соседство деревянных и каменных строений;

в) характеристика улиц;

г) наличие водопровода и канализации.

        Учитель: Итак, ребята, мы с вами выяснили, в каких условиях проживали наши с вами предки. Теперь давайте проанализируем состояние города 21 века на примере Нижнего Новгорода и выявим плюсы и минусы городской жизни. Для начала нам следует вспомнить, по каким критериям мы оцениваем качество жизни.  

Ученики: Качество жизни – это комфортность условий проживания: состояние здравоохранения, доходы жителей и стоимость питания, качество жилья, безопасность, культура, чистота окружающей среды.

Учитель: Каковы плюсы проживания в современном Нижнем Новгороде?

Ученики: 1. Наличие большого количества учреждений здравоохранения (поликлиник, больниц, профилакториев).

2. Т.к. доходы зависят от наличия и уровня оплаты работы, в Нижнем Новгороде они выше, чем в сельской местности (больше рабочих мест и выше заработная плата).

3. Большинство домов имеют центральное отопление, водопровод, канализацию.

4. Наш город является крупным культурным и образовательным центром (музеи, библиотеки, театры, кинотеатры, школы, ВУЗы и т.д.).

5. В большом городе проще выразить себя через студии, кружки, спортивные секции.  

Учитель: При такой радужной картине существуют ли у Нижнего Новгорода минусы?

Ученики: 1. Усталость от транспорта (бессонница, раздражительность, рассеянное внимание).

2. Частые пробки на дорогах.

3. Отсутствие достаточных физических нагрузок.

4. Хлорированная вода и загрязненный воздух.

5. Высокий уровень заболеваемости инфекциями.

6. Достаточно высокая криминогенная обстановка.

7. Перенаселенность.

8. Отчуждение жителей друг от друга.

Учитель: В какой среде вы бы хотели проживать, в городской или в сельской?

Ученики: Мы бы хотели проживать вместе в благоприятной природной и социальной среде, при наличии всех необходимых удобств, присущих городским поселениям.

Учитель: Ребята четвертой группы подготовили для нас проект города будущего – таким, каким они его себе представляют.

IY. Выступает четвертая группа по теме – «Город будущего».

             Примерный план:

а) типовые здания;

б) проспекты и улицы;

в) экологическая среда;

г) решение транспортных проблем.

        Учитель: Спасибо ребятам за столь интересное решение обозначенной проблемы. Они представили вам свое видение Города Будущего. К следующему занятию прошу всех выполнить свой проект «Город моей мечты».



Предварительный просмотр:

Тема: Петр Первый. Россия на рубеже веков.

     

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: практическое занятие, анализ источников.

Цели:

а) образовательные:

  • Учащиеся узнают, каким образом и под воздействием каких факторов формировалась личность Петра Первого;
  • Учащиеся узнают, благодаря каким мероприятиям были достигнуты успехи в Азовских походах;
  • Учащиеся узнают цели и задачи Великого посольства.

б) развивающие:

  • Продолжить формирование исследовательских умений.
  • На основе исторических источников давать характеристику событиям и их участникам;
  • Применять маркировку при работе с историческими источниками;

в) воспитательные:

  • Развитие умения работать в группе, осознание важности каждого члена группы.
  • Учащиеся должны прийти к осознанию важности личности в истории.
  • Учащиеся осознают важность для государства иметь сильные и современные армию и флот, чтобы успешно отстаивать собственные интересы.

Межпредметные связи: «Обществознание» (7 кл.)

Тема: «Выдающаяся личность»

Ход урока

I. Организация начала урока  (1 мин.)

Уч.: Здравствуйте. Пожалуйста, садитесь.

II. Этап актуализации знаний  (2 мин.) 

Уч.: Во-первых, давайте вспомним, какие факторы затрудняли развитие России в 17 веке.

Уч-ки: 1. Крепостное право – являлось тормозом экономики, как следствие – практически полное отсутствие в России мануфактур.

2. Отсутствие выхода к незамерзающему морю: Черное море находилось под контролем Османской империи, Балтийское море – под контролем Швеции.

3. Отсутствие регулярных войск.

4. Отсутствие у России флота.

III. Этап постановки цели урока  (4 мин.)

Уч.: Исходя из вышесказанного, ответьте, мог ли нерешительный слабо образованный государь решить данные проблемы?

Уч-ки: Во главе государства должен был стать сильный, по-европейски образованный царь, трудолюбивый и неравнодушный к судьбе Отечества.

Уч.: Предлагал ли кто-либо решать указанные проблемы в 17 столетии до Петра Первого?

Уч-ки: Подобные мысли высказывали следующие государственные деятели: Ордин-Нащокин, Голицын, Юрий Крижачич.

Уч: Скажите, пожалуйста, каким было ваше опережающее задание.

Уч-ки: Нам необходимо было составить кластер «Государственные деятели 17 века».

Уч: Для чего вы выполняли данную работу?

Уч-ки: Эта схема позволяет логично и точно определить главные действия

государственных лиц и лучше запомнить материал.

Уч: Теперь я попрошу представителей групп рассказать об основных мероприятиях, проведенных А.Л. Ординым-Нащокиным, В.В. Голицыным, Ю. Крижачичем.

        Представители групп докладывают главные тезисы.  (6 мин.)

Уч: Давайте попробуем вместе сделать вывод: будущие преобразования Петра Первого возникли спонтанно или для них была подготовлена определенная почва?

Уч-ки: В России назрела объективная необходимость в проведении преобразований в различных отраслях государства. Мысли об этом высказывали отдельные государственные деятели. Но решить данную задачу в полном объеме предстояло только выдающейся личности, каковой и являлся Петр Первый.

Уч: Таким образом, ребята, цель нашего урока– определить, под воздействием каких факторов формировалась личность Петра Первого и его первые шаги как государственного деятеля.

        


«Предпосылки петровских преобразований.

Государственные деятели 17 века».

          В.В. Голицын                                       А.Л. Ордин-Нащокин                                                             Юрий Крижачич

 

     

Открыл славяно-         Сторонник                Полководец и               Передать судебные             Отмена                        Введение                Борьба с                Реформа

греко-латинское        европейского                          дипломат                     функции посадским          привилегий                      европейской                  немецкой                    самодержавной

училище                          быта                                                      выборным                   иностранным                           системы                     опасностью          власти

                                                                                                             компаниям                       образования        

                                                                 

Крыские походы                                              Договор с           Договор                  

                    Курляндией        со Швецией                                                                    Объединение                Создание

                                                              (Андрусовский                                                            православной и                 единого

                                                                       мир)                                                                      католической                славянского

Необходиомсть                                                                                                                          церквей                государства

отказаться

от дворянского

ополчения                                                   Сократить                 Ввести                                                    

                                          дворянское         рекрутские                                                    Римский папа                    Русский царь

                                          ополчение           повинности

                                                               

        Переход к

                                                               постоянной

                                                                   армии


IY. Этап изучения нового материала  (18 мин.)  

План.

1. Детство Петра. Детские забавы. Окружение Петра.

2. Азовские походы. Неудачи. Путь к успеху.

3. Великое посольство в Европу. Цели и значение.

Уч.: Итак, ребята, вы разделились на 3 рабочие группы. Каждая группа получила рабочие листы, на которых вы видите текст документа и задания. В процессе работы вы можете обсуждать вопросы. Параллельно вы проводите маркировку, внося опорные слова в специальную таблицу.  

Рабочий лист группы № 1 – «Детство Петра»

Внимательно прочитайте текст, выполняя маркировку.

В.О. Ключевский «Исторические портреты».

        Петр родился в Москве, в Кремле, 30 мая 1672г. Он был четырнадцатое дитя многосемейного царя Алексея и первый ребенок от его второго брака – с Натальей Кирилловной Нарышкиной.

        По старорусскому обычаю Петра начали учить с пяти лет. Старший брат и крестный отец Петра царь Федор не раз говаривал: «Пора, государыня, найти нам учителя кроткого, смиренного, божественное писание ведущего». Таким и был учительный человек Никита Моисеев сын Зотов, подъячий из приказа Большого Прихода.

Начал он со «словесного учения» (прошел с Петром азбуку, часослов, псалтырь, евангелие и апостол). На досуге Петр любил слушать разные рассказы и разглядывать «исторические книги с картинками». У Петра составилась целая коллекция «потешных» тетрадей, в которых были изображены города, здания, корабли, солдаты, оружие и сражения.

        Едва минуло Петру десять лет, как закончилось его начальное обучение. Умер царь Федор. В результате боярских интриг Софья была провозглашена правительницей государства. Кровавые сцены стрелецкого мятежа навсегда запечатлелись в его памяти. По свидетельству иноземного посла, одиннадцатилетний Петр казался шестнадцатилетним юношей.

        Петр с матерью, изгнанные из родного дворца, вынуждены были уединиться в селе Преображенском. Таким образом, будущий государь был рано предоставлен самому себе и играл в то, во что играют все наблюдательные дети в мире. Из оружейной палаты к Петру таскают разные вещи, в основном оружие. На починку носят то сломанную пищаль, то порванный барабан. Он постоянно требует свинца, пороха, полковых знамен.  

        Юный царь набирал около себя товарищей своих потех: спальников, дворовых конюхов, сокольников. Из них образовалось два батальона по триста человек в каждом. Они получили название «потешных», но служили по-настоящему и получали жалование как служивые люди.

По соседству с Преображенским находилась Немецкая слобода, особенно населенная военным людом. Сюда и обратился Петр за изучением воинских хитростей. Под руководством голландца Тиммермана царь охотно принялся осваивать арифметику, геометрию, артиллерию, фортификацию, гранатную стрельбу. Из тех его тетрадей видно, что юный Петр с трудом выводит буквы, не умеет разделять слова, пишет с ошибками: «хто здес», «книшка», «афицер», «сталяр».

Вскоре игра превратилась в целое учреждение с особым штатом, бюджетом и «потешной» казной. Петр одел своих солдат в темно-зеленый мундир, дал полное солдатское вооружение, назначил штаб офицеров, ежедневно подвергал строгой солдатской выучке. Сам государь проходил все солдатские чины, начиная с барабанщика.

На реке Яузе была построена «потешная» фортеция (крепость), которую осаждали со всеми приемами осадного искусства. В амбарах села Измайлово он нашел старый английский бот, с которого началась его страсть к мореплаванию.

Вместе с государем росло и его окружение: «потешные» полки превращались в регулярные, из игрушечных пушкарей вышли заправские артиллеристы. Так, в  маневрах под Кожуховым участвовало 30 тысяч человек. Сражения велись с чертежами станов, обозов, боев.

Вопросы:

1. Что вам было уже известно?

2. Какие факты вас заинтересовали?

3. Каковы были увлечения юного царя?

4. Каково было окружение Петра?

5. Являлись ли игры в Преображенском только детскими забавами?

        Все ответы подтвердите документально выдержками из текста.  

Рабочий лист группы № 2 – «Азовские походы»

Внимательно прочитайте текст, выполняя маркировку.

В.И. Буганов «Мир истории. Россия в 17 столетии».

        С походом против турецкого Азова, запиравшего выход из Дона в Азовское и Черное моря, Петр связывал свои честолюбивые расчеты. 20 января 1695г. всем служивым людям было приказано собираться для похода на Крым. Для похода выделили отборные русские полки численностью 31 тысяча человек. Командующими были назначены Головин, Лефорт и Гордон.

        Осада Азова длилась три месяца, и лавров русскому оружию не принесла. С самого начала в организации похода были заложены изъяны: у стен турецкой крепости командовали три военачальника, которые враждовали между собой. Поэтому русские войска действовали разновременно. Русского флота при осаде Азова не было, и турки без помех подвозили морем подкрепления и продовольствие. В действиях русской артиллерии не хватало мощи и силы. Два штурма – в августе и в сентябре – успеха не принесли, и в начале октября был отдан приказ об отступлении.

        Петр не опускает руки от первой неудачи. В ноябре 1695г. объявили сбор дворянского ополчения, а в январе 1696г. призвали вступать в армию всех желающих, в том числе холопов.  

        Далее Петр устраивает верфи в Воронеже, так как на берегах Дона и Вороны издавна строили плоскодонные речные суда – струги, а вокруг росли хорошие корабельные сосны. Несмотря на спешку, зимнюю стужу и пожары, уже к началу апреля стали спускать на воду суда: 23 галеры, 2 корабля, 4 брандера и 1300 стругов. Сюда же, к Воронежу, подошли 40 тысяч солдат и стрельцов.

К концу мая 1696г. русская армия вернулась к прошлогодним позициям под Азовом. Город окружили со всех сторон. Казаки на небольших судах уничтожили турецкие корабли. Турецкий гарнизон, видя безнадежность положения, капитулировал. Победителям достались 136 пушек.

Вопросы:

1. Что вам было уже известно?

2. Какие факты вас заинтересовали?

3. С какой целью совершались походы?

4. Каковы причины неудач русской армии в первом походе?

5. Почему русской армии в итоге удалось одержать победу?

        Все ответы подтвердите документально выдержками из текста.  

Рабочий лист группы № 3 – «Великое посольство в Европу»

Внимательно прочитайте текст, выполняя маркировку.

«Инструкция Петра Первого волонтерам. 1697 год».

1. Знать чертежи и карты морские, компас и прочие признаки морские.

2. Владеть судном как в бою, так и в простом шествии. Знать снасти: парусы и веревки всякие.

3. Если кто похочет получить себе милость большую, должны научиться как делать те суда.

В.О. Ключевский «Исторические портреты».

В 1697 году Петр I наконец увидел Западную Европу. Ехал он за границу не как путешественник, а как рабочий, желавший спешно ознакомиться с недостававшими ему мастерствами.

Государь зачислил себя под именем Петра Михайлова в свиту торжественного посольства, отправлявшегося к европейским дворам для поиска союзников в войне против Турции. Это была открытая цель посольства. Негласная инструкция предписывала искать за границей капитанов на морскую службу, корабельных дел мастеров, военных специалистов.

Будучи в Кенигсберге, Петр получил аттестат артиллериста из рук прусского полковника. Далее царь спешил в Голландию и Англию, где была особенно развита военно-морская и промышленная техника. В Саардаме он неделю работал простым плотником на частной верфи. Все волонтеры посольства, направленные учиться, «были розданы по местам».  

Петр постоянно находится в движении, осматривает фабрики, заводы, госпитали, военные и торговые суда. Проработав четыре месяца в Голландии, в 1698г. он отправился в Англию, где был радушно встречен королем.

В городке Дептфорд государь завершает свои познания в кораблестроении и из плотника становится мастером. Отсюда он частот ездит в Лондон, где наблюдает изготовление артиллерийских снарядов. В Портсмуте осматривал военные корабли, число пушек, калибр и вес ядер. У острова Уайта для Петра I было дано показательное морское сражение.

Наняв 900 человек всевозможных мастеров, от вице-адмирала до корабельного повара, Петр из Вены срочно возвращается в Москву, так как получил весть о новом заговоре сестры Софьи.

Вопросы:

1. Что вам было уже известно?

2. Какие факты вас заинтересовали?

3. В каких странах побывало Великое посольство?

4. Каковы были цели посольства?

5. Какие инструкции получили волонтеры?

        Все ответы подтвердите документально выдержками из текста.  

После выступления первой группы учитель комментирует и дополняет, используя презентацию. Ученики по ходу объяснения делают записи в черновиках.

После выступления второй группы и последующей за ним презентации учитель обращается к классу.

Уч: Ребята, давайте задумаемся над ситуацией: Россия завоевала Азов, но могла ли воспользоваться результатами победы, получила ли она выход в море?

Уч-ки: Россия не получила выход в море.

Уч: Почему же так произошло?

Уч-ки: Русский флот был мал, и не было союзников против Османской империи.

Уч: Очень хорошо. Давайте проследим, как решалась эта проблема.

        Далее следует выступление третьей группы и дополнение учителя с презентацией.

Уч: Итак, ребята, мы с вами рассмотрели первые государственные шаги Петра Первого. Теперь задумайтесь: если не удалось во время Великого посольства заключить союз против Турции, мог ли как-нибудь иначе решиться Россией вопрос выхода к другому морю?

        Желательно, чтобы некоторые логически мыслящие ученики определили, что следующим противником России станет Швеция.

Y. Домашнее задание (1 мин.)

Уч: Таким образом. Вашим домашним заданием на следующий урок будет параграф № 12.

YI. Этап обобщения и систематизации знания  (7 мин.)

Уч: Теперь, ребята, в течение нескольких минут вы в группах заполняете итоговую таблицу. Туда вы вносите всю информацию согласно предложенному плану. После этого группы сдают отчетную таблицу и кластеры.

        Ученики заполняют таблицу.

Увлечения Петра

Окружение Петра

Цели Азовских походов

Причины победы

Цели Великого посольства

Результат

(+ , -)

YII. Подведение итогов урока  (1 мин.)

Ученики сдают результаты своих исследований в виде таблицы.

Увлечения Петра

Окружение Петра

Цели Азовских походов

Причины победы

Цели Великого посольства

Результат

(+ , -)

I. Организация начала урока  (1 мин.)

Уч.: Здравствуйте. Пожалуйста, садитесь.

II. Этап актуализации знаний  (2 мин.) 

Уч.: Во-первых, давайте вспомним, какие факторы затрудняли развитие России в 17 веке.

III. Этап постановки цели урока  (4 мин.)

Уч.: Исходя из вышесказанного, ответьте, мог ли нерешительный слабо образованный государь решить данные проблемы?

Уч.: Предлагал ли кто-либо решать указанные проблемы в 17 столетии до Петра Первого?

Уч: Скажите, пожалуйста, каким было ваше опережающее задание.

Уч: Для чего вы выполняли данную работу?

Уч: Теперь я попрошу представителей групп рассказать об основных мероприятиях, проведенных А.Л. Ординым-Нащокиным, В.В. Голицыным, Ю. Крижачичем.

        

Уч: Давайте попробуем вместе сделать вывод: будущие преобразования Петра Первого возникли спонтанно или для них была подготовлена определенная почва?

Уч: Таким образом, ребята, цель нашего урока– определить, под воздействием каких факторов формировалась личность Петра Первого и его первые шаги как государственного деятеля.

IY. Этап изучения нового материала  (18 мин.)  

Уч.: Итак, ребята, вы разделились на 3 рабочие группы. Каждая группа получила рабочие листы, на которых вы видите текст документа и задания. В процессе работы вы можете обсуждать вопросы. Параллельно вы проводите маркировку, внося опорные слова в специальную таблицу.  

После выступления первой группы учитель комментирует и дополняет, используя презентацию. Ученики по ходу объяснения делают записи в черновиках.

После выступления второй группы и последующей за ним презентации учитель обращается к классу.

Уч: Ребята, давайте задумаемся над ситуацией: Россия завоевала Азов, но могла ли воспользоваться результатами победы, получила ли она выход в море?

Уч: Почему же так произошло?

Уч: Очень хорошо. Давайте проследим, как решалась эта проблема.

        Далее следует выступление третьей группы и дополнение учителя с презентацией.

Уч: Итак, ребята, мы с вами рассмотрели первые государственные шаги Петра Первого. Теперь задумайтесь: если не удалось во время Великого посольства заключить союз против Турции, мог ли как-нибудь иначе решиться Россией вопрос выхода к другому морю?

        

Y. Домашнее задание (1 мин.)

Уч: Таким образом. Вашим домашним заданием на следующий урок будет параграф № 12.

YI. Этап обобщения и систематизации знания  (7 мин.)

Уч: Теперь, ребята, в течение нескольких минут вы в группах заполняете итоговую таблицу. Туда вы вносите всю информацию согласно предложенному плану. После этого группы сдают отчетную таблицу и кластеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект открытого урока в 2-м классе по теме “There are flamingoes on the island”

Урок построен на материале учебника “Английский язык” для 2-го класса общеобразовательных учреждений ( Unit 2 “Let`s make a trip!”, Lesson 40 “There are flamingoes on the island”)...

Проект открытого урока "Защита родного языка как патриотический долг каждого"

Урок-исследование  знакомит учащихся 10-11 классов с Федеральным законом "О государственном языке РФ" и законодательными мерами по защите русского языка....

Проект открытого урока 9 класса "Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы"

Проект открытого урока «Открытие нейтрона. Состав атомного ядра. Массовое число. Изотопы»...

проект открытого урока по математике

Проект открытого урока по математике в 3 классе по теме "Деление суммы на число". Урок проходил в форме игры-путешествия по сказке "По-щучьему велению". Цели всех этапов урока в соответствии с использ...

Проект открытого урока по ФГОС по теме "Реформы Избранной Рады, 6 класс

проект урока содержит паспорт урока, технологическую карту с указанием УУД...