Главные вкладки

    Рабочая программа по истории (10 класс) по теме:
    Рабочая программа по истории 10 класс

    Нефёдов Николай Александрович

    Рабочая программа составлена с учётом новых требований

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_istorii_10_klass.rar121.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пояснительная записка

    Статус документа        

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и инструктивно-методических материалах Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

    1. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного  общего и среднего (полного) общего образования» (приказ  Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089).
    2. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» (Приказ Министерства образования  и науки Челябинской области от 16.06.11. № 04-997).
    3. «О разработке рабочих  программ  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404).
    4.  «О плане действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы» // (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г.№ 1507-р).
    5. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г.  № 986).
    6. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября    2010 г. № 1241).
    7.  «О проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г.  № 03-449).
    8. «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г.№ 03-255).
    9. «Об утверждении и введении в действие   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования » (Приказ Министерства образования и науки РФ от  06.10.2009г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241).
    10. «О введении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2012г.» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 09.07.2012г. №24-1786).
    11. «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011–2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02–600).

    12. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки           России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год".

    13. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012          № 24/5135 “Об особенностях преподавания учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012 -2013 учебном году».

    14. Учебный план МКОУ  Октябрьская   СОШ  № 2 Вагановский филиал  на 2012 – 2013 учебный год.

    15. Положение о рабочей программе МКОУ Октябрьская  СОШ  № 2.

                               Структура документа

    Рабочая программа по истории 10 класса представляет собой целостный документ, включающий девять разделов:

    1. Пояснительную записку;
    2. Учебно-тематический план;
    3. Сравнительная таблица распределения учебных часов по разделам авторской и рабочей программы;
    4. Содержание тем учебного курса;
    5. Требования к уровню подготовки учащихся;
    6. Перечень учебно-методического обеспечения;
    7. Календарно-тематическое планирование;
    8. Контрольно-измерительные материалы;
    9. Нормы оценки знаний, умений и навыков.

                     

                         Общая характеристика учебного предмета

    Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

    • воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
    • развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
    • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
    • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
    • формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.                          

                           

    Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования  способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества. Обеспечивается возможность критического восприятия учащимися окружающей социальной реальности, определения собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанного моделирования собственных действий в тех или иных ситуациях.

    Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования  связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.

    Особенностью курса истории, изучаемого на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, является его  общеобязательный статус, независимость от задач профилизации образования и организации довузовской подготовки учащихся. Изучение истории на базовом уровне направлено на более глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формирование у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира. Тем самым, базовый уровень можно рассматривать как инвариантный компонент исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования, связанный с приоритетными воспитательными задачами учебного процесса.  

    Реализация программы исторического образования базового уровня на ступени среднего (полного) общего образования предполагает определенную специфику межпредметных связей. «История» входит в состав предметов, определенных базисным учебным планом как обязательные. Тем самым, предполагается изучение курса истории учащимися, получающими углубленную подготовку в рамках самых различных профилей. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала. С учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только  использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

                    

    Содержание предмета  история в 10 классе конструируется на следующих принципах:

    • принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
    • принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
    • принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, личностей, различных форм их проявления в обществе;
    • принцип альтернативности, предполагающий вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективной реальности, что позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретной исторической ситуации.

             Содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).

                            Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

    Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся 10 класса общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

    Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

    С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

          Результаты обучения и усвоения содержания предмета   история в 10 классе

            Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

            Личностные результаты:

    • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
    • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
    • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
    • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего народа и других народов, толерантность.

    Метапредметные результаты:

    • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
    • овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
    • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
    • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.;
    • активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.

    Предметные результаты:

    • овладение целостными представлениями об историческом пути человечества как необходимой основы для миропонимания и познания современного общества, истории собственной страны;
    • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсах всеобщей истории;
    • способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
    • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историческую карту и ориентироваться в ней;
    • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
    • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

                              Место предмета в базисном учебном плане

            В рамках среднего (полного) общего образования изучение истории предполагается в Х-XI классах из расчёта 2 часа в неделю. На  изучение истории в 10 классе в текущем учебном году отведено 70 часов (2 часа в неделю).

    Национально-региональный компонент содержания исторического образования

    Содержание НРК реализуется в урочной деятельности

    На изучение  НРК отводится 10% учебного времени - 7 часов

    Тема

    НРК

    Количество времени

    5

    У истоков рода человеческого

    НРК №1: Южный Урал в эпоху палеолита и  мезолита

    20 мин

    6

    Неолитическая революция.

    НРК № 2: Южный Урал в период неолита

    20 мин

    9

    Расширение ареала цивилизации

    НРК № 3: Урал в эпоху Древнего мира

    15 мин

    13

    Борьба за господство в Средиземноморье

    НРК № 4: греческие колонии в Северном Причерноморье

    15 мин

    15

    Наступление «варваров» в Евразии.

    НРК № 5: территория Южного Урала в эпоху Великого переселения народов.

    20 мин

    24

    Русь и Византия

    НРК № 6: народы Урала в эпоху раннего средневековья

    20 мин

    31

    Русь, Европа и Азия в эпоху классического Средневековья (Х1-ХУ вв.).

    НРК № 7: Урал в эпоху классического средневековья

    20 мин

    32

    Эпоха великих географических открытий.

    Завоевание Америки.

    НРК № 8: экспансия Ивана Грозного на Урал

    15 мин

    37

    Государства Азии в позднем Средневековье.

    НРК № 9: Урал в эпоху позднего средневековья

    15 мин

    43

    Россия и Европа во второй половине XVIII

    века.

    НРК № 10: Урал во второй половине XVIII века

    20 мин

    47

    Западная Европа и Россия в ХУП-ХУШ веках

    НРК № 11: Урал в ХУП-ХУШ веках

    20 мин

    52

    Наполеоновские войны

    НРК № 12: участие уральских казаков в войнах с Наполеоном

    15 мин

    53

    Реакция и революции в Европе 1820-1840-х гг.

    НРК № 13: Урал в первой половине XIX века

    20 мин

    54

    Меняющийся облик мира и Россия

    НРК № 14: Урал во второй половине XIX  века

    20  мин

    63

    Общественно-политическое развитие стран Западной Европы и России во второй половине XIX века.

    НРК № 15: Общественно-политическое движение на Урале

    15 мин

    65

    Наука и искусство в ХУШ-Х1Х веках.

    НРК № 16: наука и искусство Южного Урала

    20 мин

    Итого времени

    290 минут


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по истории 10 класс

    Рабчая программа по истории для 10 класса, профильный уровень, к учебникам Павленко, Загладина(всеобщая история)...

    Рабочая программа по истории 10 класс по учебнику Волобуева, Клокова

    Настоящая рабочая программа основана на Федеральном компоненте  Государственного стандарта основного общего образования и  Примерной программе основного общего образования  по истории М...

    рабочая программа по истории 10 класс

    рабочая программа предназначена для 10 класса общеобразовательной школы. в рабочую программу включена пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, критерии оценивания ответов учащихся ...

    Рабочая программа по истории 10 класс

    Рабочая программа +пояснительная записка по истории 10 класс. Автор учебника А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт....

    Рабочая программа по истории 10 класс

    Рабочая программа по истории 10 класс...

    рабочая программа по истории 10 класс

    Данный курс расчитан на 70 часов, 2 часа в неделю в 10 классе. Курс включает в себя изучение двух содержательных линий: Всеобщая история и История России с древнейших времен до сер. XIX. Авторы учебни...

    Рабочая программа по истории 10 класс

    Рабочая  программа  по  истории  10  класс  по  учебникам  Волобуева  и  Журавлевой...