Главные вкладки

    Рабочая программа по истории (6 класс) по теме:
    Рабочая программа по истории 6 класс

    Нефёдов Николай Александрович

    Рабочая программа включает все необходимые компоненты с учётом новых требований

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_istorii_6_klass.rar144.41 КБ

    Предварительный просмотр:

                                     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                              Статус документа        

    Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и инструктивно-методических материалах Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области:

    1. «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного  общего и среднего (полного) общего образования» (приказ  Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 г. №1089).
    2. «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» (Приказ Министерства образования  и науки Челябинской области от 16.06.11. № 04-997).
    3. «О разработке рабочих  программ  учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009 г. №103/3404).
    4.  «О плане действий по модернизации общего образования на 2011–2015 годы» // (Постановление Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 г.№ 1507-р).
    5. «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 г.  № 986).
    6. «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373, с изменениями от 26 ноября    2010 г. № 1241).
    7.  «О проекте Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.12.2010 г.  № 03-449).
    8. «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.04.2011 г.№ 03-255).
    9. «Об утверждении и введении в действие   федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования » (Приказ Министерства образования и науки РФ от  06.10.2009г. № 373, с изменениями от 26.11.2010 г. № 1241).
    10.  «О введении федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в общеобразовательных учреждениях Челябинской области с 1.09.2012г.» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 09.07.2012г. №24-1786).
    11. «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования в Челябинской области на 2011–2015 годы, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.10.2010 г. № 02–600).
    12. Примерная программа основного общего образования по истории / автор Алексашкина

         Л.Н. Сборник нормативных документов. История / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. –     М.: Дрофа, 2008.

    13. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки           России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год".

    14. Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2013          № 24/5135 “Об особенностях преподавания учебного предмета «История» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013 -2014 учебном году».

    15. Учебный план МКОУ  Октябрьская   СОШ  № 2  Вагановский филиал  на 2013 – 2014 учебный год.

    16. Положение о рабочей программе МКОУ Октябрьская  СОШ  № 2.

                               

                        Структура документа

    Рабочая программа по истории 6 класса представляет собой целостный документ, включающий девять разделов:

    1. Пояснительную записку;
    2. Учебно-тематический план;
    3. Сравнительная таблица распределения учебных часов по разделам авторской и рабочей программы;
    4. Содержание тем учебного курса;
    5. Требования к уровню подготовки учащихся;
    6. Перечень учебно-методического обеспечения;
    7. Календарно-тематическое планирование;
    8. Контрольно-измерительные материалы;
    9. Нормы оценки знаний, умений и навыков.

                 Общая характеристика учебного предмета

    Целью изучения курса истории в 6 классе является получение знаний об основных чертах развития индустриального и традиционного обществ, изменениях, произошедших в России и мире за  тысячелетие

    Историческое образование  играет важную роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к мировым культурным традициям, интеграции в многонациональное и многоконфессиональное сообщество.

    Изучение курса всеобщей истории в 6 классе основывается на проблемно-хронологическом подходе с акцентом на социализацию учащихся, которая осуществляется в процессе реализации воспитательных и развивающих задач. Курс нацелен на необходимость преобразования традиционного процесса обучения в деятельностный, личностно значимый для учащегося.

    Посредством изучения курса реализуются три основные функции истории: 

    • познавательная, интеллектуально-развивающая, состоящая в самом изучении исторического пути стран, народов и в объективно-истинном, с позиции историзма, отражении всех явлений и процессов, составляющих историю человечества;
    • практическо-политическая функция. Сущность ее в том, что история как наука, выявляя на основе теоретического осмысления исторических фактов закономерности развития общества, помогает вырабатывать научно- обоснованный политический курс, избегать субъективных решений;
    • мировоззренческая функция, обеспечивающая формирование представлений об обществе, общей картины мира на основе знания исторических фактов, процессов и явлений.

    Программа по всеобщей истории основной общеобразовательной школы нацеливает на формирование систематизированных знаний о различных исторических этапах развития человеческой цивилизации. Содержание программы выстраивается на основе трёх основных линий: исторического времени, исторического пространства, исторического движения. Всё названное выше связывает – Человек в истории. Так же помогает ответить на сущностные вопросы  миропознания, миропонимания и мировоззрения: Кто я? Кто мы? Кто они?

    Основным критерием отбора фактов и явлений древней истории различных стран и народов для курса 6 класса рассматривается их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры и цивилизации. Содержание программы построено на основе проблемно-хронологического принципа, что позволяет уделить необходимое внимание и наиболее важным сквозным проблемам развития человеческого общества, и особенностям развития отдельных регионов, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. Программа включает изучение истории Европы, Азии, Африки и Америки, но основное внимание сконцентрировано на истории Европы. Там, где возможны исторические параллели и аналогии, акцентируется связь истории зарубежных стран с историей России. Программа нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенностей её общественно-культурных достижений на основе идей  гуманизации,  прогресса и развития.

    В поиске общих закономерностей исторического процесса цивилизационный подход основан на выявлении общности черт в политической, духовной, бытовой, материальной культуре, общественном сознании, сходных путях развития. Кроме того, здесь учитываются различия, порождённые географической средой обитания, историческими особенностями.

    Помимо обозначенных подходов, реализующих содержание примерной программы по всеобщей истории, актуальными и значимыми для выполнения задач образовательного стандарта также являются:

    • дифференцированный подход при отборе и конструировании учебного содержания, предусматривающий принципы учёта возрастных и индивидуальных возможностей учащихся, с выделением уклонов и т. д.;
    • личностно-ориентированный  подход, рассматривающий обучение как осмысленное, самостоятельно инициируемое, направленное на освоение смыслов как элементов личностного опыта;
    • компетентностный подход, рассматривающий приоритетным в процессе усвоения программы по всеобщей истории формирование комплекса общеучебных (универсальных, надпредметных) умений, развитие способностей, различных видов деятельности и личностных качеств и отношений у учащихся основной школы;
    • деятельностный подход, ориентированный на формирование личности и её способностей, компетентностей через активную познавательную деятельность самого школьника;
    • проблемный подход, предполагающий усвоение программных знаний (по основным закономерностям) в процессе решения проблемных задач и исторических ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.

    Содержание курса всеобщей истории в 6 классе конструируется на следующих принципах:

    • принцип историзма, рассматривающий все исторические факты, явления и события в их последовательности, взаимосвязи и взаимообусловленности. Любое историческое явление следует изучать в динамике. Событие или личность не могут быть исследованы вне временных рамок;
    • принцип объективности, основанный на фактах в их истинном содержании, без искажения и формализации. Принцип предполагает исследовать каждое явление разносторонне, многогранно;
    • принцип социального подхода предполагает рассмотрение исторических процессов с учётом социальных интересов различных групп и слоев населения, личностей, различных форм их проявления в обществе;
    • принцип альтернативности, предполагающий вероятностное осуществление того или иного события, явления, процесса на основе анализа объективной реальности, что позволяет увидеть неиспользованные возможности в конкретной исторической ситуации.

             Содержание программы соответствует традиционным принципам: научности, актуальности, наглядности, обеспечения мотивации, соблюдения преемственности в образовании, уровневой и предпрофильной дифференциации, системности вопросов и заданий, практической направленности, прослеживания внутрикурсовых (в рамках целостного курса всеобщей истории), межкурсовых (с историей России) и межпредметных связей (обществознание, МХК).

          Результаты обучения и усвоения содержания курса всеобщей истории

            Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно-ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими. Овладение знаниями, умениями, видами деятельности значимо для социализации, мировоззренческого и духовного развития учащихся, позволяющими им ориентироваться в социуме и быть востребованными в жизни.

            Результатами образования являются компетентности, заключающиеся в сочетании знаний и умений, видов деятельности, приобретённых в процессе усвоения учебного содержания, а также способностей, личностных качеств и свойств учащихся.

    Показатели освоения курса

    Показателями усвоения учебного содержания курса являются базовые компетентности: социально-адаптивная (гражданственная), когнитивная (познавательная), информационно-технологическая, коммуникативная.

    Результаты усвоения социально-адаптивной, информационно-технологической и коммуникативной компетентностей

    • способность осуществлять поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа;
    • способность выделять главное в тексте и второстепенное;
    • способность анализировать графическую, статистическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную и пр.;
    • способность выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно). Способность развёрнуто излагать свою точку зрения, аргументировать её в соответствии с возрастными возможностями;
    • способность пользоваться мультимедийными ресурсами и компьютером для обработки, передачи, систематизации информации в соответствии с целью;
    • способность (на уровне возраста) вести диалог, публично выступать с докладом, защитой презентации;
    • способность организовывать свою деятельность и соотносить её с целью группы, коллектива;
    • способность слышать, слушать и учитывать мнение другого в процессе учебного сотрудничества;
    • способность определять свою роль в учебной группе и определять вклад в общий результат;
    • способность оценивать и корректировать своё поведение в социальной среде.

    Приоритетное значение имеет степень освоения различными видами действий с информацией учебника и дополнительными ресурсами, т.к. данные виды действий эффективнее будут осваиваться в процессе сотрудничества, диалога учащихся,  учителя

                                Место предмета в учебном плане

        В рамках основного общего образования изучение истории предполагается в V-IX классах по 70 часов в год (из расчёта 2 часа в неделю). В Рабочей программе отведено на  историю средних веков – 34 часа и на историю России – 36 часов.

    Национально-региональный компонент содержания исторического образования

    На изучение  НРК отводится 10% учебного времени - 7 часов

    Тема

    НРК

    Количество времени

    2

    Великое переселение народов.

    НРК №1: Южный Урал в эпоху великого переселения

    30 мин

    32

    В глубинах Азии: империя Чингисхана и держава Тимура.

    НРК № 2: монголы на Южном Урале

    30 мин

    8

    Культура Древней Руси.

    НРК № 3: Южный Урал в 9 – 11 веках.

    30 мин

    18

    Южный Урал в 12-13 веках.

    НРК № 4: Южный Урал в 12-13 веках.

    40 мин

    25

    Культура и быт в 14-начале 16 века.

    НРК № 5: культура и быт на Южном Урале

    30 мин

    29

    Внешняя политика Ивана IV

    НРК № 6: поход Ермака в Сибирь

    30 мин

    32

    Культура и быт в 16 веке.

    НРК № 7: культура народов Южного Урала

    30 мин

    33

    Южный Урал в 14-16 веках.

    НРК № 8: Южный Урал в 14-16 веках.

    40 мин

    Итого времени

    280 минут


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по истории 6 класс ( В. А. Ведюшкин "История Средних веков" +" История России: С древнейших времен до конца XVI века" А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.

    Рабочая программа составлена  к учебникам:-История России: С древнейших времен до конца XVI века: Учеб. Для 6 кл. общеобразоват.     учреждений/...

    рабочая программа по истории 6 класс

    рабочая программа предназначена для преподавания истории в 6 классе общеобразовательной школы. рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование, критерии о...

    Рабочая программа по истории 6 класс

    Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основно...

    Рабочая программа по истории 6 класс

    Рабочая программа по курсам истории средних веков и истории России. Содержит подробную пояснительную записку и развернутое тематическое планирование....

    Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)

    Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...

    Рабочая программа по истории 6 класс (по учебникам Агибаловой, Данилова)

    рабочая программа по истории 6 класс с учетом требований ФГОС ООО...

    Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной

    Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК  по истории Средних веков Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского; УМК по истории России  А.А. Данилова , Л.Г. Косулиной...