Рабочая программа по истории 5 класс
рабочая программа (история, 5 класс) по теме

Акмаева Ольга Александровна

Рабочая программа составлена на основе образовательной  программы  в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 5 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_ist._5.docx61.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе образовательной  программы  в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 5 классе.

Данная рабочая программа разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного  стандарта общего образования.
  • Приказа Министра образования и науки  Д. Ливанова «Об утверждении федеральных перечней         учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях,         реализующих образовательные программы общего образования, на 2013/14 учебный год"
  •  Примерной программы основного общего образования по истории (5-9 классы), 2005.
  • Программы по истории, подготовленную авторским коллективом под руководством Вигасина А.А.,  Годера Г.И.
  • Учебного плана МБОУ «Арх-Голицынская ООШ» на 2013-2014 уч. год.

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Примерная программа содействует реализации единой концепции исторического образования. Рабочая  программа  составлена  с  учетом  воспитательных  и  образовательных  задач  школы.

Общая характеристика рабочей программы

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся.

Поэтому программа состоит из двух частей: пропедевтический курс и история Древнего Мира. Программа охватывает обширный материал и предусматривает знакомство учеников с типичными образами эпох.

Рабочая программа ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений.

Основной общей направленностью программы курса является дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.  

   

Пропедевтический курс истории является вводным курсом, так как государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе отдельного курса или учебного модуля по истории.

Его цель - привить детям интерес к истории вообще и к отечественной истории в частности, знакомя их с традициями своего народа, воспитывая любовь и уважение к родной стране, ее культуре. Пропедевтический курс позволит учащимся постепенно и последовательно овладеть необходимым начальным уровнем знаний по предмету, а также умением работы с исторической картой, учебником, учебной картиной.

 Первичное изучение истории дает детям возможность познакомиться со старинным бытом, обрядами и обычаями, национальной одеждой. Образному и осмысленному усвоению знаний, полученных на школьных уроках, будут содействовать занятия, проведенные в стенах краеведческого музея, экскурсии к памятникам культуры и прогулки по историческим местам родного края. Таким образом, важной составляющей программы пропедевтического курса истории использование краеведческого материала.

Задачи пропедевтического курса:

  • Дать детям первичные знания и представления об отечественной и всемирной истории.
  • Раскрыть первоначальные термины и понятия.
  • Выработать первичные умения по работе с историческим материалом.

Программа курса по истории Древнего Мира охватывает особенности развития стран  Востока и Европы, Азии и Африки, уделяет внимание феноменам истории и культуры, которые вошли в современную цивилизацию.

Цели курса – формировать историческое мышление, дать представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представления о том, чем отличается Древний Мир от мира современного.

Курс построен по проблемно-хронологическому принципу, что позволяет уделить необходимое внимание наиболее важным проблемам курса, и особенностям развития каждого региона, а также проследить динамику исторического развития и выделить его основные этапы. На каждом из этапов обучения реализуются межпредметные связи с другими учебными дисциплинами.

Рабочая программа выделяет особенности исторического развития стран Древнего мира в системе мировой цивилизации. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений по истории Древнего мира. В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего Мира, развитием мировой культуры. Программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

Задачи курса «История Древнего Мира»: 

  • Формирование у учащихся целостное представление об истории Древнего Мира, как закономерном и необходимом периоде всемирной истории.
  • Раскрытие особенностей социальной жизни и структуры общества Древнего Мира.
  • Характеристика экономического развития древних обществ.
  • Освещение взаимодействия человека с окружающей средой.
  • Характеристика наиболее ярких личностей Древнего мира и их роли в истории.
  • Раскрытие значения культурного наследия разных цивилизаций.
  • Уделить особое внимание истории мировых религий – христианства и ислама.

 

При реализации данной программы я планирую использовать следующие формы,  методы и приемы обучения:

  • Работа с учебником, раздаточным материалом,  историческими источниками.
  • Работа с помощью схем, наглядных пособий.
  • Составление  и заполнение контурных карт, работа с исторической картой.
  • Использование ИКТ.
  • Заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением.
  • Уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа.
  • Объяснение учителя и беседа с учащимися, диалог, дискуссия, диспут.
  • Самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания.

        В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие формы контроля: повторительно-обобщающие уроки, тесты,  контрольные и самостоятельные работы,  которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений и лучшей организации познавательной деятельности школьников, позволяют осуществить контроль за знаниями, умениями и навыками учащихся в различных формах.

        Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Место учебного предмета в  учебном плане

Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения. Рабочая программа рассчитана на 34 учебных недель: всего 68 часов, т.е. в неделю         2 часа (из них 10 часов – пропедевтический курс "Что изучает история?", 58 часов – курс  «История Древнего Мира»).

Основные изменения, внесенные в программу: Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.).курс «История Древнего мира». С учетом этого в рабочую программу 5 класса были добавлены темы пропедевтического модуля «Что изучает история» (10 часов), которые содержатся в примерной программе основного общего образования по истории, 2005 г.

Материально-техническое обеспечение учебного предмета

1.  Карты, учебные диски, раздаточный материал.

2.  Компьютер, проектор.

Планирование составлено с учетом достижения определенных результатов обучения, которые сформулированы в разделе «Требования к уровню подготовки учащихся» и полностью соответствует стандарту и целям изучения истории.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  • В результате изучения истории ученик должен:

знать/понимать

  •  основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей древней истории;
  •  важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
  •  изученные виды исторических источников;

уметь 

  •  использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
  •  читать историческую карту и  показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
  • рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых  фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
  • использовать приобретенные знания при написании творческих работ
  • выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
  • группировать исторические явления и события по заданному признаку;
  • объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
  • выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древней истории, достижениям культуры;
  • определять последовательность и длительность важнейших событий древней  истории;
  • оперировать историческими датами, в том числе относящимся к периоду до Рождества Христова, выявлять синхронность и диахронность событий и явлений;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
  • высказывания собственных суждений (в споре и т.п.) об историческом наследии народов мира;
  • объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
    использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Тематическое планирование 5 класс

№ п/п

Наименование разделов и тем

Максимальная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Практические работы, ч.

Самостоятельная работа, ч.

Контрольная работа, ч.

Примечание

I.

Что изучает история? (пропедевтический курс)

10

9

1

-

-

В качестве практических работ используется работа с документами, текстом учебника, решение проблемных задач,  сравнительная характеристика, систематические таблицы, сообщения учащихся

II.

Жизнь первобытных людей

5

5

-

-

-

III.

Древний Восток

16

15,5

-

-

0,5

IV

Древняя Греция

19

18,5

-

-

0,5

V

Древний Рим

18

17,5

-

-

0,5

Итого

68

65,5

1

-

1,5

Содержание дисциплины «история Древнего мира»

Пропедевтический курс (10 часов).

Что изучает история. Источники знаний о прошлом. Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Археология-помощница историков. Исторические события. Причинные связи между событиями. Этнография. Историческая память. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны государств. Географические названия – свидетели прошлого. Историческая карта.

обучающиеся должны:                                                                                                                                                  

-Работать со справочным  аппаратом книги                                                                                                                   - Знать, что такое история                                                                                                                                                                       -Знать периоды истории «до н.э.» и «н.э.»                                                                                                                                    -Уметь определять век по дате, работать с линией времени                                                                                                  -Знать исторические источники                                                                                                                                                  -Уметь пользоваться исторической картой                                                                                                                                   -Знать науки, помогающие изучать прошлое                                                                                  Основные термины и понятия: история как наука, исторические источники, герб, флаг, гимн, генеалогия, геральдика , символика.

История Древнего мира (58 часов)

Основные термины курса «История Древнего Мира»

История, общество, семья, народ, государство, исторические источники и памятники, археология, культура, цивилизация, эволюция, орудия труда, среда обитания, присваивающее хозяйство, каменный век, религия, искусство, мифы, скотоводство, земледелие, родоплеменной строй, ремесло, торговый обмен, оседлые земледельцы, скотоводы-кочевники, соседская община, знать, вожди, город, оросительная система, государственная власть, вельможи, фараон, внешняя политика, жрецы, храмы, обряды, иероглифическая письменность, эпос, законы, алфавит, единобожие, буддизм, варны, полис, граждане, политика, аристократия, демос, тирания, демократия, театр, философия, наука, эллинизм, республика, диктатура, империя, колонат, христианство, Вселенские соборы.

Жизнь первобытных людей.

Древнейшие люди: облик наших далеких предков, древнейшие орудия труда, овладение огнем.

Появление родовых общин: как выживали древние люди в суровые зимы, охота, лук и стрелы, родовая община.

Возникновение искусства и религии: пещерная живопись, загадки древнейших рисунков, зарождение религии.

Возникновение земледелия и скотоводства: мотыжное земледелие, приручение животных, глиняная посуда и одежда из ткани, род и племя, жертвоприношения.

Появление неравенства и знати: развитие ремесел, изобретение плуга, выделение знати. Значение первобытной эпохи в истории человечества.

обучающиеся должны:                                                                                                                                                     -Сравнить древнейших и современных людей                                                                                                        -Называть признаки родовой общины                                                                                                                       -Называть факторы, обусловившие «неолитическую революцию»                                                                                 -Решать творческие задачи, работать с терминами                                                                                                              -Давать самостоятельную оценку историческим явлениям                                                              Основные термины и понятия: человекообразная обезьяна, орудия труда,  родовая община, племя , соседская община, искусство,  религия.                                                                                                                          

Древний Египет.

Государство на берегах Нила: местоположение и природные условия,  разливы Нила, плодородие, объединение Египта.

Быт земледельцев и ремесленников: труд земледельцев,  ремесла и обмен.

Жизнь и служба вельмож. Каменные гробницы. Неограниченная власть фараонов.

Военные походы фараонов: отряды пеших воинов, колесницы, завоевание стран.

Религия древних египтян: боги и жрецы, древнеегипетские мифы, царство мертвых, обожествление фараонов.

Искусство Древнего Египта: пирамиды и храмы, музеи, раскопки гробниц и находки произведений искусства.

Письменность знания древних египтян: загадочные письмена, египетские папирусы, египетские школы: подготовка жрецов и писцов. Достижения древних египтян.

Западная Азия в древности.

Древнее Двуречье: страна двух рек, местоположение и природные условия, использование глины в быту и для письма, земледелие, письменность и школы Двуречья.

Древневавилонское царство: законы Хаммурапи, понятие «закон», ограничение долгового рабства, «ростовщик».

Финикийские мореплаватели: города финикийцев, развитие торговли, ремесла и основание колоний, алфавит.

Библейские сказания: древние мифы, библейские предания о героях, правление Соломона, моральные нормы библейских заповедей, понятие «единобожие», древнееврейское царство.

Ассирийская держава: освоение железа, ассирийские завоевания, Ниневия, царский дворец и библиотека.

Персидская держава: три великих царства, цари Кир и Дарий Первый, «царская дорога», состав войска.

Индия и Китай в древности.

Природа и люди Древней Индии: местоположение и природные условия, джунгли, древнейшие города, сельское хозяйство, религиозные верования.

Индийские касты: касты, объединение Индии, индийские цифры и шахматы.

Учение Конфуция: местоположение и природные условия, нормы поведения по Конфуцию, иероглифы и книги.

Объединение Китая: завоевательные войны, Великая Китайская стена, Великий шелковый путь, чай, бумага, компас.

Вклад народов Древнего Востока в мировую культуру.

обучающиеся должны:                                                                                                                                                     -Сравнивать географическую среду Египта и Двуречья, анализировать исторический текст                         -Давать самостоятельную оценку законам Хаммурапи                                                                                         -Распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп                                                  -Использовать исторические источники, формулировать выводы                                                                            -Уметь самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации                         Основные термины и понятия: Нил, разливы, ил, Фараон, жрецы, вельможи, писцы, колесница, храмы и пирамиды, папирус, иероглифы, законы, царь, клинопись, колонии, мифы, Библия, заповеди.

Древняя Греция.

Древнейшая Греция: местоположение и природные условия, роль моря в жизни греков, древнейшие города, Критское царство, Микенское царство.

Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

Религия древних греков: олимпийские боги, мифы о богах и героях, отражение явлений природы в религии. Полисы Греции.

Древняя Аттика: местоположение и природные условия, разведение оливок и винограда, создание алфавита, возникновение самостоятельных государств, положение знати и демоса в афинском полисе.

Зарождение демократии в Афинах: борьба демоса со знатью, реформы Солона, изменения в управлении в Афинах.

Древняя Спарта: природные условия, спартанский полис, завоевания спартанцев, управление Спартой, воспитание.

Основание греческих колоний: причины колонизации, развитие торговли, как выглядели колонии.

Олимпийские игры в древности – общегреческий праздник, виды состязаний, награды победителям.

Марафонская битва: угроза порабощения персами, стратег Мильтиад, победа афинян.

Нашествие персидских войск на Элладу: патриотический подъем эллинов, создание флота, защита Фермопил, подвиг спартанцев, завоевание независимости.

 В городе богини Афины: военные и торговые гавани, военный и торговый флот, состав населения, быт афинян.

Образование афинян: афинские школы и гимнасии, рабы-педагоги, палестра.

Греческий театр: возникновение театра, здание театра, трагедии и комедии.

Афинская демократия при Перикле (V век до н. э.): Народное собрание, Совет пятисот и их функции, друзья и враги Перикла.

Древний Рим Македонские завоевания в IV веке до н.э.

Города Эллады подчиняются Македонии: возвышение Македонии, македонское войско, приход Александра Македонского к власти, Греция теряет независимость.

Поход Александра Македонского на Восток: первые победы, обожествление

А. Македонского, основание городов, гибель Персидского царства, поход в Индию.

Александрия Египетская: распад державы А. Македонского, Александрия

Египетская – крупнейший торговый и культурный центр.

обучающиеся должны:                                                                                                                                              -Характеризовать события и их участников на основе текста учебника                                                                           -Сопоставлять древнегреческие полисы в развитии                                                                                                 -Сравнивать особенности управления в Египте и Афинах, делать выводы                                                               -Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя                                                -Сравнение истории греков с историей народов Древнего Востока»                                                                          -Уметь читать историческую карту, оперировать датами                                                                                                             Основные термины и понятия:  Троянская война. Гомер, Олимпийские игры, демос,  демократия, драконовские законы, стратег, гимнасии, палестры, илоты, педагог, театр, Народное собрание.                                                                                              

Древний Рим.

Основание Рима: местоположение и природные особенности, легенда об основании города, ликвидация царской власти, управление в Риме.

Устройство Римской республики: завоевание Римом Италии, установление республики, уравнении в правах, патрициев и плебеев, принятие новых законов, выборы консулов. Рим – сильнейшая держава Средиземноморья.

Пунические войны: Карфаген – крупное государство, Ганнибал и его армия, битвы при Каннах и Заме, установление господства Рима в Средиземноморье, разгром Сирии и Македонии, разрушение Коринфа и Карфагена.

Рабство в Древнем Риме: использование рабов в сельском хозяйстве и в домах богачей, гладиаторские бои. Гражданские войны в Риме.

Земельный закон братьев Гракхов: разорение земледельцев, земельный закон.

Восстание Спартака: создание армии рабов, первые победы, гибель Спартака и причины поражения восстания.

Единовластие Цезаря в Риме: превращение римской армии в наемную, возвышение Цезаря и его приход к власти.

Установление империи в Риме: борьба Антония и Октавиана, окончание гражданских  войн. Могущество Римской империи.

Рим при императоре Нероне: обожествление императоров, восстание в армии и пожар в Риме.

Первые христиане и их учение: возникновение христианства, рассказы о жизни И.Христа, преследование христиан, значение новой религии.

Расцвет Римской империи: отказ от использования труда рабов, правление Траяна, последние завоевания римлян. Падение Западной Римской империи.

Римская империя при Константине: вторжение варваров, изменения в положении христиан.

Взятие Рима варварами: ликвидация власти императора и падение Западной Римской империи.

Восточная Римская империя при Юстиниане: войны императора, их цели.

обучающиеся должны:                                                                                                                                            -Сравнивать географическую среду Древнего Рима и Греции,                                                                                -Анализировать исторический текст                                                                                                                                 -Сравнивать особенности управления в Греции  и Риме, делать выводы                                                                                -Воспроизводить информацию, содержавшуюся в устном изложении учителя                                                                -Сравнение истории римлян с историей греков                                                                                                          -Уметь читать историческую карту, оперировать датами                                                                                                             Основные термины и понятия:          республика, плебеи, патриции, консулы,        Сенат, легион, легионеры, гладиатор, гражданская война, империя, принципат, тиран, христиане, христианство, варвары, готы.

Учебно-методическое обеспечение предмета:

основная учебно-методическая литература

1. Вигасин А.А. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учрежд./ А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая - М.: «Просвещение», 2013 г.

2. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. 5 класс. Выпуск 1,2 - М.: «Просвещение», 2012 г.

3. Майков А.Н. История. Введение в историю: 5 класс. Учебник для учащихся образоват. учреждений. М.: Вентана-Граф

4. Майков А.Н. История: введение в историю: рабочая тетрадь для учащихся образоват. учреждений. М.: Вентана-Граф

дополнительная учебно-методическая литература

1. Арасланова О.В. Поурочные разработки по истории Древнего мира для 5 класса. – М,; «ВАКО», 2007.

2. Майков А.Н. История: введение в историю: методическое пособие. М.: Вентана-Граф

   3. Максимов Ю.И. Тесты по истории Древнего мира: 5 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2010

4. Электронный учебник «Всеобщая история 5,6 класс»

5.Электронный учебник «История искусств» 2 диска

8. Интернет ресурсы 

  • Электронный учебник «Всеобщая история 5,6 класс»
  • Единая коллекция Цифровых образовательных ресурсов
  • http://sсhооl-соllесtion.еdu.ru
  • Всемирная история в Интернете
  • http://www.ancient.ru
  • Древний мир
  • http://www.hrоno.ru/
  • Древняя Греция
  • http://www.ellada.spb.ru/
  • Древний Рим
  • http://ancientrome.ru/
  • История стран и цивилизаций
  • http://www.istorya.ru/
  • Библиотека античной литературы
  • http://cyrill.newmail.ru/
  • Коллекция: мировая художественная культура
  • http://artclassic.edu.ru/
  • Мифы народов мира
  • http://www.aedic.ru/muth
  • Первобытное искусство
  • http://vm.kemsu.ru/


Календарно-тематическое планирование 5 класс

п/п

Наименование разделов и тем

Тип урока

Кол-во

часов

Виды самостоятельной работы

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

1

Что изучает история? (пропедевтический курс)

10

1.1

Что изучает история? Исторические источники.

Вводный

1

Обсудят вопрос о том, для чего нужно знать историю; приведут примеры исторических источников; работа с учебником.

1.2

Источники знаний о прошлом.

Комбинированный

1

работа с картинками, историч. источниками.

1.3

Измерение времени. Хронология

Комбинированный

1

Знакомятся со счетом лет в истории; Формирование умений работать с лентой времени;

Сравнивают летоисчисления разных стран. Решение задач.

1.4

Археология - помощница историков.

Комбинированный

1

Т./р. Придумайте рассказ о том, как  вы участвовали в археологических раскопках.

1.5

Этнография. Наука о народах - наука о прошлом.

Комбинированный

1

Знакомятся с историческими источниками, дающие информацию об истории нашей Родины; знакомятся с различными народами, населяющими Россию;

сравнивают их место расселения, обычаи, традиции и верования;

Работают с учебником, картой

1.6

Знать своих предков - знать историю. Генеалогия.

Комбинированный

1

Знакомятся с историей возникновения имен, фамилий и отчеств,

Работают с историческими источниками. Составляют родословную своей семьи.

1.7

Флаги, гимны сопровождают историю.

О прошлом рассказывают гербы.

Комбинированный

1

Знакомятся с историей создания символов государственной власти.

Работают самостоятельно с учебником.

Сравнивают изображения гербов и флагов различных государств.

Создают герб своей семьи.

1.8

История на карте.

Комбинированный

1

Работа по формированию умений работать с исторической картой.

Изучают легенду карты.

Сравнивают историческую карту, контурную карту и план сражений (раскопок).

Географические названия - свидетели прошлого

Комбинированный

1

Работа по карте, атласу. Знакомятся с историей происхождения названий городов, государств, рек, улиц и т.д.

1.10

Повторительно-обобщающий урок по теме: «Что изучает история?» Тестирование.

Урок обобщения, закрепления и контроля знаний.

1

Опрос. Выполнение тестовых заданий.

2

Жизнь первобытных людей.

Первобытные собиратели и охотники

5

5

2.1

Древнейшие люди.

Изучение нового материала

1

Работа по карте. Рассказывают об  условиях жизни, занятиях  первобытных людей, используя текст учебника и изобразительные материалы;

Сравнивать древнейших людей и людей нашего времени;

Сравнивать древнейших людей и животных;

Описывать рисунок по плану.

2.2

 Родовые общины охотников и собирателей.

Комбинированный

1

Рассказывать об условиях жизни, жилище, одежде, занятиях, орудиях труда «человека разумного», используя текст учебника и изобразительные материалы;

Сравнивать  орудия труда древнейших людей и «человека разумного";

Описывать рисунок по плану.

Определить признаки «родовой общины».

2.3

Возникновение искусства и религиозных верований

Комбинированный

1

Объясняют, как и почему зародились религиозные верования;

Объясняют, зачем первобытные люди в захоронения клали орудия труда, предметы быта;

2.4

Возникновение  земледелия и скотоводства.

Комбинированный

1

Показать на карте древнейший район земледелия;

Объяснить, почему именно в этом районе возникло земледелие;

Работа с лентой времени;

Рассказать о возникновении земледелия и скотоводства;

2.5

Появление неравенства и знати.

Комбинированный

1

Объясняют, как развитие ремесла и появление новых орудий труда повлияло на развитие племени;

Рассказывают об управлении племени и появлении городов

3

Древний Восток.

Древний Египет

16

6

3.1

Древний Египет.

Изучение нового материала

1

Работа по карте. Заполнение таблицы "Природные условия Д. Египта"

3.2

Жизнь земледельцев и ремесленников в Древнем Египте.

Комбинированный

1

Составление схемы

3.3

Жизнь египетского вельможи.

Комбинированный

1

Работа  с текстом учебника.

3.4

Военные походы фараонов.

Комбинированный

1

Работа  по карте, с текстом учебника

3.5

Религия древних египтян.

Комбинированный

1

Работа с учебником. Заполнение таблицы

«Боги древних египтян»

3.6

Культура Древнего Египта.

Комбинированный

1

Работа с иллюстрациями.

4

Западная Азия в древности

6

4.1

Древнее Двуречье.

Изучение нового материала

1

Работа по карте, выполнение заданий. Анализ источников

4.2

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.

Комбинированный

1

Анализ источников, работа с учебником, решение задач.

4.3

Финикия.

Комбинированный

1

Работа по карте, с учебником.

4.4

Библейские сказания.

Палестина.

Комбинированный

1

Работа с учебником, с вопросами к учебному материалу

4.5

Ассирийская держава.

Комбинированный

1

 Анализ источников, работа по карте

4.6

Персидская держава.

Комбинированный

1

Работа по карте, составление опорного конспекта

5

Индия и Китай в древности.

4

5.1

Природа и люди Древней  Индии.

Комбинированный

1

Показать на карте территорию Древней Индии. Работа с документами.

5.2

Индийские касты

Комбинированный

1

5.3

Древний Китай.

Комбинированный

1

Показать на карте Древний Китай.. Работа с историческими источниками.

5.4

 Обобщающий урок по теме "Древний Восток". Тестирование.

Урок обобщения и контроля знаний

1

Опрос. Выполнение тестовых заданий

6

Древняя Греция

 Древнейшая Греция

19

3

6.1

Древнейшая Греция. Критское царство. Микенское царство.

Изучение нового материала

1

Работа по карте. Анализ источников.

6.2

Поэма Гомера «Илиада» и «Одиссея»

Комбинированный

1

Анализ источников.

На основе поэм сделать выводы о жизни и основных занятиях греков.

6.3

Религия древних греков.

Комбинированный

1

Работа с учебником. Заполнение таблицы

«Боги древних греков»

7

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

7.1

Древняя Аттика.

Комбинированный

1

Работа по карте. Анализ источников

7.2

Зарождение демократии в Афинах.

Комбинированный

1

Составление схемы, работа с текстом учебника

7.3

Древняя Спарта.

Комбинированный

1

Заполнение сравнительной таблицы

«Афины и Спарта»

7.4

Основание греческих колоний.

Комбинированный

1

Работа по карте, с текстом учебника.

7.5

Олимпийские игры в древности.

Комбинированный

1

Работа с текстом учебника и ответить на вопросы.

7.6

Греко-персидские войны. Марафонская битва.

Комбинированный

1

Работа по карте, с текстом учебника.

7.7

Нашествие персидских войск на Элладу.

Комбинированный

1

Заполнение таблицы

«Греко-персидские войны»

8

 Возвышение Афин в 5-м веке до н.э. и расцвет демократии

5

8.1

В гаванях афинского порта Пирей

Комбинированный

1

8.2

В городе богини Афины

Комбинированный

1

Работа по карте, с учебником.

8.3

В афинских школах и гимнасиях.

Комбинированный

1

Работа с источниками.

8.4

В театре Диониса.

Комбинированный

1

Работа с текстом учебника.

8.5

Афинская демократия при Перикле.

Комбинированный

1

 Анализ источников. Выполнить задания по теме.

9

Македонские завоевания в 4-м веке до н.э.

4

9.1

Возвышение Македонии.

Комбинированный

1

Работа по карте. Ответить на вопросы для закрепления  изученного материала.

9.2

Создание и распад державы Александра Македонского

Комбинированный

1

Работа по карте. Ответить на вопросы для закрепления  изученного материала.

9.3

В Александрии Египетской.

Комбинированный

1

Работа по карте, с иллюстрациями учебника.

9.4

Обобщающий урок по теме: "Древняя Греция". Тестирование.

Урок обобщения и закрепления

1

Выполнение тестовых заданий

10

Древний Рим

Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

18

3

10.1

Древнейший Рим.

 Изучение нового материала

1

Работа по карте, с заданиями к учебному материалу, с учебником.

10.2

Завоевание Римом Италии.

Комбинированный

1

Работа с учебником, по карте.

10.3

Устройство Римской республики.

Комбинированный

1

Работа с текстом учебника, составление схемы «Политическое устройство Древнего Рима»

11

Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

3

11.1

Вторая война Рима с Карфагеном.

Комбинированный

1

Работа по карте, составление плана-конспекта.

11.2

Установление господства Рима во всем Средиземноморье.

Комбинированный

1

Работа по карте, по учебнику.

11.3

Рабство в Древнем Риме.

Комбинированный

1

Работа по учебнику и выполнение заданий.

12

Гражданские войны в Риме

4

12.1

Земельный закон братьев Гракхов.

Комбинированный

1

Решение задач.

12.2

Восстание Спартака.

Комбинированный

1

Работа по карте. Ответить на вопросы для закрепления изученного материала.

12.3

Единовластие Цезаря.

Комбинированный

1

Работа с учебником.

12.4

Установление империи в Риме.

Комбинированный

1

Работа с учебником.

13

Римская империя в первые века нашей эры

4

13.1

Соседи Римской империи.

Изучение нового материала

1

Работа по карте, с иллюстрациями.

13.2

В Риме при императоре Нероне.

Комбинированный урок

1

Работа с учебником.

13.3

Первые христиане и их учение.

Комбинированный

1

Работа с учебником.

13.4

Расцвет империи во 2-м веке. "Вечный город" и его жители.

Комбинированный

1

Работа с учебником, составление схемы.

14

Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи.

4

14.1

Римская империя при Константине.

Комбинированный

1

14.2

Взятие Рима варварами.

Комбинированный

1

Работа по карте, по учебнику.

14.3

Обобщающий урок по теме "Древний Рим". Тестирование

Обобщение и контроль знаний

1

Выполнение тестовых заданий

14.4

Итоговое повторение

Систематизация знаний

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...

Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...

Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)

Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...

рабочая программа по истории 5 класс Рабочая программа по истории 11 класс

поурочно-тематическое планирование по истории для 5 классапоурочно-тематическое планиросание по истории для 11 класса к учебнику Данилова...

Проект рабочей программы по истории для 7 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XV - конец XVIII века. 7 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе УМК ...

Проект рабочей программы по истории для 8 класса ФГОС к УМК «История. Новое время. Конец XVIII - XIX век. 8 класс" и УМК по истории России под редакцией А.В. Торкунова (6-10 классы)

Данная рабочая программа по истории для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:УМК &laqu...