Формирование патриотического самосознания старшеклассников на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности
проект по истории по теме

Шевченко Анна Михайловна

эта работа является итовой работой в рамках именного образовательного чека в курсе: Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ministerstvo_obrazovaniya_i_nauki_samarskoy_oblasti.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования» на тему:

«Формирование патриотического самосознания старшеклассников на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности»

время обучения: 1 сессия с 25.03-29.03.2013 г.

2 сессия с 13.04-23.04.2013 г.

Выполнила: учитель истории              МБОУ СОШ №83 Промышленного района  г.о. Самара, Шевченко А.М.

                                                      Самара-2013

Содержание:

Введение…………………………………………………………….стр. 3

Глава I Формирование патриотического самосознания старшеклассников на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности……………………………… ………стр.7

  1. Сущность понятия патриотизм……………………………… стр.7
  2. Проектно- исследовательская  деятельность как метод формирования патриотического самосознания старшеклассников…… стр.  13

Заключение…………………………………………………………стр. 24

Список использованной литературы……………………………стр.26

ВВЕДЕНИЕ

« Кто верит в Русь, тот знает,

что вынесет она все решительно

и останется в сути своей такой

же прежней святой нашей Русью,

как была».

Ф.М. Достоевский

Российский патриотизм и его развитие – одна из актуальных и сложных проблем социально–гуманитарной теории и практики. Патриотизм как компонент общественного сознания характеризует не только важнейшую грань жизни общества, но и предпосылку его устойчивого развития.

Модернизация российского социокультурного пространства в XXI веке отразилась на всех сферах жизнедеятельности. Переход к рыночной экономике, гражданского общества обозначил ряд вопросов, в том числе и воспитание гражданственности, патриотизма в условиях изменившейся России.

Гражданам страны внушались комплекс исторической неполноценности, чувство жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране. 

Перед обществом встал вопрос  определения задач и приоритетов патриотического воспитания.  Активная разработка различных аспектов патриотического воспитания государственными и общественными организациями Российской Федерации вылилась в утверждение Правительством РФ постановления от 16.02.2001 г. №122 Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 гг.».  одна из важнейших государственных задач, поставленная Программой, - создание в России системы патриотического воспитания граждан.  Постановлением Правительства РФ от 18.07.2005 года № 3064 утверждена следующая Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.» 

Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы», сохраняет непрерывность процесса по дальнейшему формированию патриотического сознания российских граждан как одного из факторов единения нации. Основной целью программы является развитие и совершенствование системы патриотического воспитания граждан.

Вместе с тем в реальной практике развитие Российского патриотизма на сегодняшний день есть многие нерешенные проблемы. В сознании детей и молодежи имеют широкое распространение апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, выступающие в постсоветские годы слагаемыми комплексами ущербности и неполноценности нации.

Гипотезой данной работы является, что активное использование на уроках истории метода проектно-исследовательской деятельности поможет повысить сформированность патриотического самосознания старшеклассников.

 Объектом исследования будет выступать проектно-исследовательская деятельность старшеклассника на уроках истории.

Предметом  исследования является процесс формирования   патриотического самосознания старшеклассников на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности

Целью  данной работы является желание обосновать эффективность метода проектно-исследовательской деятельности в процессе формирования   патриотического самосознания старшеклассников на уроках истории

Задачи работы:

 1. Рассмотреть сущность понятия патриотизма.

 2. Охарактеризовать метод проектно-исследовательской деятельности как метод формирования патриотического самосознания

 3. Подобрать примеры применения проектно-исследовательской деятельности  на уроках истории как средства формированию патриотического самосознания  старшеклассников.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические (анализ философской, психолого-педагогической, методической литературы и документов по проблеме исследования, моделирование, теоретическое обобщение результатов исследования);

Опытно-экспериментальной базой исследования стало МБОУ СОШ № 83 г.о. Самара, учащиеся 9-11 классов
Организация и этапы исследования. Исследование проводиться с 2013 по 2014гг. и включает  три этапа:

- Первый этап (март-август 2013 г.) – предусматривает теоретический анализ исторической, философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Была предпринята оценка ее современного состояния, определены основные направления работы. Сформулированы тема, цели, задачи, гипотеза исследования; уточнен понятийный аппарат; разработана программа педагогического эксперимента, позволяющего увидеть достаточно полную картину, ясно представить себе на каком уровне сформированности  патриотического самосознания находится учащиеся.

- Второй этап по (сентябрь 2013 -март 2014 гг.)  предусматривает проведение эксперимента с целью выявления уровня сформированности патриотического самосознания у учащихся, на основании чего будут обоснованы направления педагогической деятельности и разработаны критерии оценки уровня сформированности патриотического сознания. Сконструирована модель школьной системы формирования патриотического сознания старшеклассников на уроках истории.

- третий этап (март-май 2014 гг.) определение результаты работы, итоги формирования и развития у учащихся личностных качеств патриотизма, что будет отражено в соответствующих диагностиках (анкетирование учащихся, повышение количества участия и эффективности участия учащихся в конкурсах, фестивалях и олимпиадах патриотической направленности).

Практическая значимость работы: данный опыт может быть полезен учителям, педагогам дополнительного образования, методистам, студентам.

Глава I Формирование патриотического самосознания старшеклассников на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности

  1. Сущность понятия патриотизм

Анализ литературы по проблеме исследования показал, что во всех цивилизованных странах патриотизм является обязательным элементом индивидуального и общественного сознания. Исторически формирование патриотической идеи совпадает с возникновением Русского государства; Отечество у наших предков почиталось как высшая святыня, защита которой – честь.

Нравственно-идеологическая основа существования российского общества в течение многих столетий формировалась как Русская идея, в основе которой было самосохранение народа, развитие у него национального самосознания, высших патриотических чувств.

В данной работе автор будет использовать следующий подход к понятию патриотизм данным в  энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона патриотизм трактуется как любовь к Отечеству, вытекающая из сознания солидарности интересов граждан данного государства или представителей данной нации. Данное понятие связывается с ценностным отношением к Родине, включает соответствующую потребностно - мотивационную сферу личности, ее патриотическое сознание и поведение.

 Патриотизм – это нравственное качество личности, основа духовности человека, и его можно рассматривать как нравственный принцип отношения человека к своей Родине. Именно патриотизм, включающий знание истории и культуры Отечества, чувства любви и преданности ему, сопереживание духовной связи с Отчизной, потребность практически содействовать ее благополучию и процветанию, лежит в основе патриотического сознания. 

Заметим, что под сознанием нами понимается свойственная только человеку форма субъективного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира. Значит, патриотическое сознание можно представить как содержательный пласт общего сознания личности, имеющий свою специфику, направленность, связанную со своеобразием отражения феномена Родины, осмыслением его, определением своего отношения к Родине. Основной функцией патриотического самосознания является целеполагание в отношении Родины, планирование и регулирование собственного поведения и деятельности, связанных с Родиной. К свойствам патриотического сознания относим познание всех аспектов, охватывающих многообразие мира Родины. 

Обобщая перечисленные суждения,  заключаем, что патриотизм интегрирует три взаимозависимых компонента:  

   - когнитивный (знания об исторических корнях своей Родины, своего народа, своего края, осознание значимости этих знаний как личностных ценностей),

  - эмоциональный (наличие чувства уважения к другим людям, любовь к своему отчему краю, проявление заботы и чувства хозяина в любой ситуации по сохранению богатства и ценностей своей страны),    

   - деятельностный (стремление и способность проявлять себя в делах, проявлять волевые качества в отстаивании своей чести, чести своей школы, беречь памятники старины, реликвии своего рода, народное имущество, проявление глубокой заинтересованности в сохранении окружающего мира).

Эти компоненты (когнитивный, эмоциональный и деятельностный) в единстве формируют патриота – знающего, чувствующего и действующего.  Именно в деятельности человека проявляется смысловой ряд личностно значимых ценностей, происходит осознание своей значимости, полезности в обществе и самореализация. [8,С. 26]

Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:

Духовно-нравственное: осознание высших ценностей, идеалов и ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

Историко-краеведческое: система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе.

Гражданско-патриотическое воспитание: воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и законопослушности готовности к выполнению конституционного долга.

Социально-патриотическое: направленно на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Военно-патриотическое: ориентировано на формирование патриотического сознания, идей служению Отечества, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.

Героико-патриотическое: составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, исторических дат, воспитания чувства гордости к традициями предков

Спортивно-патриотическое: направлено на развитие морально-волевых качеств, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. [9,С.13]

Многовековая история нашего народа свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.

Для формирования патриотизма необходимо учитывать не только его сущность и содержание, но и те внутренние психолого-педагогические компоненты, которые в своей совокупности выступают как носители указанного качества. Такими компонентами являются потребностно-мотивационный, когнитивно-интеллектуальный, эмоционально-чувственный, поведенческий и волевой компоненты. [10,С. 6]

Потребностно-мотивационный компонент патриотизма осуществляется, прежде всего, в системе учебных занятий, а также в процессе разнообразных форм внеклассной работы путём создания таких ситуаций, в которых бы учащиеся переживали чувства любви и гордости за свою Родину, восхищались её героической историей, мужеством и храбростью патриотов, её выдающейся ролью в развитии мировой цивилизации. Участие в этой работе, отличающейся высокой содержательностью и красочностью, вызывает у учащихся чувство восхищения, стремление (потребность) подражать людям, совершившим боевые и трудовые подвиги.

Когнитивно-интеллектуальный компонент патриотизма включает в себя углубленное осмысление сущности патриотизма и способов его проявления в различных видах человеческой деятельности. Немало возможностей для этого имеется во внеклассной работе. Такая работа способствует осознанию учащимися конкретных патриотических проявлений и качеств личности.

Эмоционально-чувственный компонент патриотизма состоит из формирования у учащихся патриотических взглядов убеждений. Устойчивость и зрелость морального сознания в вопросе патриотизма достигается только при условии, если знания учащихся приобретают характер взглядов и убеждений и выступают в качестве мотивов и установок поведения. Для воспитания патриотических взглядов и убеждений важно, чтобы знания о сущности и способах проявления этих качеств были не просто усвоены учащимися, а приобрели личностный смысл, прошли через эмоциональные переживания и превратились в руководящие принципы их деятельности и поведения. Воспитательная работа в этом случае должна не только носить красочный и романтически приподнятый характер, но и отличаться глубиной и убедительностью фактического материала, быть насыщенной яркими примерами проявления патриотизма.

Поведенческий и волевой компоненты патриотизма- это формирование у учащихся способности к волевым проявлениям в области патриотизма и культуры межнациональных отношений. Основным средством для решения этой важной и сложной задачи является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирование у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.

Перечисленные выше компоненты могут проявляться на разных уровнях и в различных сочетаниях. Выделяют три уровня (высокий, средний и низкий) сформированности  патриотизма старшеклассника:  

высокий уровень – учащийся имеет глубокие знания содержания таких базисных понятий и категорий, как «патриотизм», «Родина», «Отечество», «героизм», «долг перед Родиной», положительное отношение к этим понятия, убеждение в их значимости, готовность и способность отстаивать общественно и личностно значимые идеалы. Данные знания и чувства проявляются в самостоятельности  суждений, умении отстаивать свои позиции. Высоко развито стремление к самореализации через участие в мероприятиях патриотической направленности, в конкурсах, олимпиадах за честь школы и т.д.;

средний уровень – учащийся имеет достаточно хорошие, но неполные знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной», однако данные знания не соотносятся с реальностью, оставаясь на уровне только общих умозрительных представлений, не проявляясь в суждениях. При понимании необходимости и полезности деятельности общественной направленности, участие в этой деятельности носит ситуативный характер,  нуждается в стимулировании со стороны;

низкий уровень – знания о сущности понятий «патриотизм», «патриот», «Отечество», «долг перед Родиной» весьма поверхностны, наблюдается негативное отношение к этим знаниям. Наблюдается пассивное потребительское отношение к общественному достоянию, проявляется стремление всячески уклониться от патриотически-направленной деятельности, беспринципность, отрицательное поведение по отношению к природе, народному достоянию.

  1. Проектно- исследовательская  деятельность как метод формирования патриотического самосознания старшеклассников

Проектно- исследовательская деятельность учащихся – образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач - исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися  исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста – руководителя исследовательской работы и оформление ее в виде проекта. В процессе исследовательской деятельности реализуются следующие этапы (вне зависимости от области исследования), характерные для исследований в научной сфере: постановку проблемы (или выделение основополагающего вопроса), изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.

Целью организации исследовательской работы учащихся является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые  и новые знания, способствующие формированию образованной, гармонически развитой, творческой личности; способной добывать свои знания самостоятельно.

Основные задачи исследовательской  работы:

развитие творческих способностей учащихся и выработка у них исследовательских навыков;

формирование аналитического и критического, абстрактного мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения учебных исследований;

выявление одарённых учащихся и обеспечение реализации их творческого потенциала;

развитие самостоятельности при работе со специальной и научной литературой;

развитие способности формировать свое мнение и умение его отстаивать;

развитие умения общаться с аудиторией, выступая на конференциях, в кружках;

формирование чувства ответственности за порученное дело;

воспитание уверенности в себе, сознание значимости выполненной работы;

Кроме того, исследовательская деятельность позволяет достичь признания сверстниками и взрослыми. Только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы в школе. В процессе  занятий (над проектом, исследованием)  формируются такие качества, как  организованность, способность разумно планировать и упорядочивать ход своей деятельности,  дисциплинированность, самоконтроль и навыки рефлексии - умения самостоятельно проанализировать свои действия, с их детальным разбором, как положительных, так и отрицательных действий.

Обучая учащихся синтезу, анализу, аналогии, знакомя  с основными методологическими принципами такого рода деятельности (постановка проблемы, выдвижение гипотезы, теоретическое обоснование, анализ литературных и экспериментальных данных, выводы по достигнутым результатам), учитель подготавливает ученика к осознанию необходимости самостоятельной исследовательской работы как наиболее полной формы реализации творческого потенциала, самораскрытия и самореализации.

В процессе обучения в школе возможно формирование следующих компонентов исследовательской культуры школьника выделенных Т.Д. Файн:

• мыслительные умения и навыки (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

• умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации;

• умения и навыки, связанные с культурой устной и письменной речи;

• специальные исследовательские умения и навыки. [11, С.69]

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения и воспитания в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Работая с старшекклассниками, руководствуются тремя принципами организации исследовательской деятельности:

  1. принцип доступности;
  2. принцип поуровневости;
  3. принцип временного развития;

Принцип доступности предполагает организацию научно-исследовательской деятельности, которая учитывает определение тематики и возраста ученика.

Принцип поуровневости включает в себя управление научно-исследовательской деятельностью на всех уровнях организации работы школы: администрации, педагогического коллектива, родителей и самих учеников. При этом "уровень школьника" учитывает степень подготовленности каждого к исследовательской деятельности, интересы, научные склонности, способности и возможности.

Принцип временного развития связан с определением временного промежутка для каждого научного исследования, а также с этапами подготовки, организации и проведения, с мерами, предупреждающими неудачи и трудности. Принцип временного развития наиболее труден для учащихся, так как требует выработку таких качеств личности, как настойчивость в преодолении трудностей и достижение целей, выработку трудолюбия и т.д. [12, С.127]

При развитии исследовательской деятельности учащихся основными задачами педагогов становятся: актуализация исследовательской потребности ученика, вовлечение в поисковую деятельность, поиск средств, активизирующий процесс познания, содействие в осознанном целеполагании, доведение ученика до результативности в деятельности.

Ожидаемым результатом является интеллектуальное развитие и личностный рост ребёнка. Таким образом, работа для ученика должна иметь следующие результаты:

  1. Умение работать с информацией.
  2. Опыт целеполагания.
  3. Опыт планирования.
  4. Расширение кругозора.
  5. Развитие мышления.
  6. Развитие эмоциональной сферы.
  7. Опыт публичного выступления.

 Исследования могут быть индивидуальными, групповыми, кратковременными и протяжёнными во времени.

Исследовательская деятельность – это форма организации учебно-воспитательной работы, которая связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Она предполагает наличие основных этапов, характерных для научного исследования:

  1. постановка проблемы, формулирование темы;
  2. целеполагание, выдвижение гипотез;
  3. ознакомление с литературой по данной проблематике;
  4. овладение методами исследования;
  5. сбор собственного материала, его анализ;
  6. обобщение, выводы;
  7. защита работы.

Цель исследовательской работы: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.

Задачи исследовательской работы:

  1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.
  2. Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.
  3. Обучить основам оформления работ.
  4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.
  5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Исследовательская деятельность является мощным средством формирования патриотизма школьников.

Цель исследовательской работы по формированию патриотизма старшеклассников: воспитание социально-ориентированной, самодостаточной творческой личности с высоким уровнем духовно-нравственной культуры.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  1. Через систему мероприятий, формировать нравственные качества школьников: милосердие, искренность, достоинство, ответственность.
  2. Через изучение истории и культуры – формирование чувства любви к малой родине, уважительного отношения к национальным традициям своего народа и народов других стран.
  3. Через изучение героического прошлого своего народа, знакомство с военными подвигами своих предков – воспитание уважения к  истории, сохранение и приумножение традиций.

Решение поставленных задач возможно лишь совместными усилиями семьи и школы. Поэтому работа по формированию личности ученика должна осуществляться комплексно, через учебный и воспитательный процесс.

Формирование нравственного и патриотического сознания – процесс личностно обусловленный, поэтому и формы работы с учащимися должны быть ориентированы на понимание, самоопределение, деятельность и последующую рефлексию.
Использование новых педагогических технологий является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса. В рамках личностно-ориентированного обучения наиболее распространена технология исследовательской и проектной деятельности. Потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Важнейшие черты детского поведения – это стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире. И это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение.

Подготовка к любому проекту начинается задолго до его выполнения.

 Если проект – это желание как-то оформить накопленные знания и опыт, то исследовательская работа появляется в результате поиска новых знаний, неизвестного. Но тем не менее одно понятие не исключает другого.

Под проектом исследованием понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под проектной исследовательской деятельностью понимаются разные виды деятельности, имеющие ряд общих признаков:

Направлены на достижение конкретных целей;

Включают в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

Имеют ограниченную протяженность во времени с определенным началом и концом;

В определенной степени неповторимы и уникальны.

 Участие в исследовательской проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.
Исследовательская проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт, приобщать родителей к совместной деятельности.
Исследовательская проектная деятельность предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.
Исследовательская проектная деятельность должна предусматривать работу с различными источниками информации, что обеспечивает формирование информационной компетентности, связанной с поиском, анализом, оценкой информации. [12, С.7]
Исследовательская проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. 
В содержании исследовательской проектной деятельности должно быть заложено основание для сотрудничества детей с членами своей семьи, что обеспечивает реальное взаимодействие семьи и школы.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, что будет способствовать формированию у учащихся коммуникативных умений, таких, как умение распределять обязанности в группе, аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии и т.д.
Реализация исследовательской проектной деятельности на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний и социального опыта он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера. [10, С.47]

Выделяют проекты следующих типов:

  1. исследовательские (приближенную или совпадающую с подлинным научным исследованием);
  2. творческие (результаты в виде сценария видеофильма, программы праздника, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альбома, пр.);
  3. информационные (сбор информации о каком-то объекте, событии, личности, предназначенном для широкой аудитории);
  4. практико-ориентиоованные (результат ориентирован на социальные интересы самих участников: проект экспозиций школьного музея, справочный материал, словарь школьной лексики, пр.).

В школьной практике хорошо работает методический прием шефских связей, когда сотрудничают классы старшей, средней и начальной ступени, когда передаются знания и воспитание идет по принципу преемственности поколений. Каждому занятию предшествует предварительная подготовка: совместное определение темы и  названия исследовательского проекта, обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков, источников информации.

Результатом работы над проектом-исследованием может быть проведение совместного мероприятия; представление результатов исследований на классных часах и научных конференциях, в урочной деятельности; передача информации в школьный музей, создание стенда, плаката, газеты, участие в конкурсе и др. Опираясь на опыт и интересы школьника, педагог помогает выбрать тематику, цели и содержание в зоне ближайшего развития и выстроить деятельность по выполнению исследовательского проекта. В итоге, ученики осваивают алгоритм творческой деятельности, учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания, приобретать опыт решения творческих задач, сотрудничают в творческих группах и набираются социального опыта.
В результате этого укрепляются шефские связи, идет процесс самообразования, накапливается социальный опыт, происходит интеграция научных знаний и образовательных технологий, реализуется личностный поход в обучении и воспитании учащихся. [6, С.23-24]

Формы работы с учащимися разнообразны. В ходе занятий ученики не просто слушатели, они активные участники.

Проведенные мероприятия  направлены на решение образовательных, развивающих и воспитательных задач, в том числе и патриотического воспитания школьников. Учащимся удается выступать в разных социальных ролях: исследователей, экскурсоводов, фоторепортеров, корреспондентов, сочинителей, оформителей. Педагог поддерживают и развивают инициативу школьников, направляет деятельность учащихся. Одним из способов формирования навыков исследовательской деятельности является экскурсия. На экскурсии ученики сопоставляют разноплановую информацию, должны следить за логикой изложения, прослеживать взаимосвязь общего и частного, учиться наблюдать.

Патриотическая работа с использованием исследовательской проектной деятельности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:

знания по истории и культуре родного края, истории школы;

ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края, родной школы;

реализация интересов и творческих способностей учащихся;

опыт ведения исследовательской работы индивидуально и в творческих группах, представление результатов своих исследований в формах экскурсий, бесед, презентаций;

формирование духовного мира личности учащихся;

опыт социальных отношений.

Исследовательская работа формирует умение выдвигать гипотезу, подбирать аргументы и делать выводы, формулировать собственную точку зрения на проблему, представление которой развивает речь ученика. Приобретение навыка решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом является одним из наиболее мощных методов построения представлений об окружающем мире и оценки достоверности этих представлений.

Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием исследовательской  деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.

Заключение

Одной из центральных задач современной общеобразовательной школы продолжает оставаться патриотическое воспитание молодого поколения, так как любовь к Родине, к ее процветанию всегда была и есть основой могущества государства.

Актуальность работы продиктована тем, что страна все острее ощущает потребность в формировании человека, способного жить в гражданском обществе и вывести ее из продолжающегося экономического и социального кризиса. Острота проблемы обуславливается противоречием между потребностями государства и общества в воспитании патриотизма и традиционными подходами к их реализации в массовой практике.

В работе был решён ряд задач.

Решая первую задачу, была рассмотрена сущность понятия патриотизма.

Решая вторую задачу, была дана характеристика средствам  исследовательской деятельности по формированию патриотизма у младших школьников.

Решая третью задачу, были подобраны методики диагностики уровня сформированности  патриотизма у младших школьников.

В данной работе была изучена и обоснована целесообразность развития чувства патриотизма у детей старшего школьного возраста в условиях образовательного процесса во внеурочное время; выявлено и доказано эффективное влияние  исследовательской деятельности на формирование чувства патриотизма школьников.

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социально-ориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания современной молодежи в России является патриотическое воспитание. Современный учебно-воспитательный процесс ориентирован на развитие личности, поэтому   ребенок рассматривается как субъект  социализации, который не только усваивает социальные нормы и ценности, но и становится активным участником социальных процессов, при этом развиваясь и реализуя себя как личность. Очевидны трудности, которые стоят перед школой: влияние социума, пагубное влияние улицы, сверстников, СМИ. Конечно, школа не может противостоять этому, изолировать ребенка, но может помочь ему найти свое место в жизни, стать школой социального опыта, развивающей и воспитательной средой. И работа учителя должна быть направлена на непрерывное социально-личностное развитие учащихся. Опыт работы показывает, что в школе должна быть создана особая воспитательная среда, включающая содержательный и технологический компонент. В качестве идеологической основы этой воспитательной среды должно быть патриотическое воспитание школьников. Современный подход требует создания емкой концептуальной системы воспитательной работы, основанной на современных научных знаниях: психологии, педагогике, социологии, культуры. Эта система представляет собой единство и совокупность целей и задач, содержания, принципов, методов и средств для целостного, организованного, непрерывного индивидуального развития личности.

Список использованной литературы:

1.Быков А.К. Проблемы патриотического воспитания //Педагогика, 2006. –№ 2, . –с.374.

2.Солдатенков А.Д. Опыт изучения результативности патриотического воспитания школьников// Советская педагогика. – 1974. - № 10. – С. 46-52/50.

3.Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий; АН СССР, Ин-т философии. – М.: Наука, 1977. – 333 с.

4.Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. – Кишинев: Штиница, 1978. – 275 с.

5.Суходолова Т.М. Организационно-педагогические основы взаимодействия школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании старшеклассников: Автореф. дис. канд. пед. наук. – Челябинск, 1975. – 27 с.

6.Микрюков В.Ю. Военно-патриотическое воспитание в школе: 1-11 классы. – М.:ВАКО, 2009. – 192с. ( Педагогика. Психология. Управление ).

7. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А.Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.-169с.

8.Белых, С. Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2006. - № 18. – С. 68-74.

9.Карпов, Е. М. Учебно-исследовательская деятельность в школе // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2001. - № 6. – С. 54-63.

10.Лебедева, С. А. , Тарасов, С. В. Организация исследовательской деятельности в гимназии // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 7. – С. 41-44.

11.Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1. – С. 30-33.

13.Тлиф, В. А. Виды исследований школьников [Текст] В. А. Тлиф // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2. – С. 84-106.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: "Формирование экономической грамотности старшеклассников на уроках математики и во внеурочной деятельности"

Педагогический проект ориентирован на обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и был реализован на уроках математики и во внеурочной деятельности...

Формирование универсальных учебных действий на уроках литературы средствами проектно-исследовательской деятельности

В работе представлен опый работы по данной проблеме, показаны формы, мотивирующие детей на изучение литературы....

Статья: Проблема формирования познавательных способностей старшеклассников на уроках истории.

Статья: Проблема формирования познавательных способностей старшеклассников на уроках истории....

Инновационный проект: "Формирование патриотического самосознания учащихся на уроках истории методом проектно-исследовательской деятельности"

Российский патриотизм и его развитие – одна из актуальных и сложных проблем социально–гуманитарной теории и практики. Патриотизм как компонент общественного сознания характеризует не только важнейшую ...

СТАТЬЯ "Методика использования кинофильмов о войне в урочной и внеурочной деятельности как способ формирования патриотического самосознания школьников"

Сегодня контингент учащихся качественно изменился по сравнению со школьникам прошлого века. Школьники мало читают. Значительно снижается интерес к художественной классической литературе. Чтение требуе...

Статья "Проектная деятельность учащихся как средство формирования патриотического самосознания обучающихся в в соответствии с ФГОС"

Статья как небольшое обобщение практического опыта в рамках указанного метода обучения....

Военно-патриотическое воспитание школьников на уроках истории и во внеурочной деятельности

Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились типы молодежных организаци...