Проект "Школа в годы войны (1941-1945)"
проект по истории (5 класс) по теме

Тимошевская Таисия Петровна

В результате работы над проектом учащиеся познакомились с судьбами учителей военного времени, посвятивших себя таким же детям, узнали интересные факты из истории своего села и школы в самые тяжёлые, военные годы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_shkola_v_gody_voyny.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Свердловская область, Богдановичский район, с. Чернокоровское

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Чернокоровская средняя общеобразовательная школа

Проект

«ШКОЛА В ГОДЫ ВОЙНЫ (1941-1945)»

5 класс

                                                                                                Учитель:

                                                                                                                                                  Тимошевская

Таисия Петровна

 

Тема проекта:  «Школа в годы войны (1941-1945)».

Актуальность  выбранной темы:

         Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России, своего села. К сожалению, многие современные фильмы и компьютерные игры, которыми увлекаются наши дети, не способны научить их ни доброте, ни  силе духа и мужества.

 Необходимо спустя много лет   помнить о событиях грозных лет войны, чтить память погибших, окружать вниманием и любовью людей, защищавших нашу Родину и тех, кто героически перенёс тяготы военного времени.

Проблема заключалась в  отсутствии материала об учителях и учениках села Чернокоровского, проявивших мужество и силу духа в годы войны.

Объектом нашего изучения стали судьбы   учителей Чернокоровской школы в военные и послевоенные годы.

Предметом изучения: биографии учителей военных лет.

Цель проекта:

- создание книги Памяти об учителях Чернокоровской школы в военные и   послевоенные годы, взяв за основу исследования по данной  теме.

Задачи проекта:

- самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников;  

-  развивать коммуникативные умения, то есть умение работать в разных группах, играя разные социальные роли, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать её:

- воспитывать  чувство  сопереживания к людям, которые вынесли все тяготы военного времени.

Время проектно-исследовательской работы:  сентябрь-февраль  

Участники проекта: 5 класс МКОУ Чернокоровской СОШ. 

Результат: Дети встали на путь доброты, сострадания и сопереживания к окружающим их людям военного поколения.      

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ)

Задачи этапа: определение темы, уточнение цели, выбор рабочих групп и распределение в них ролей и обязанностей.

   После прочтения цикла рассказов о ВОВ, дети стали задавать вопросы:

- А в нашем селе в  годы войны дети учились?

- Кто были их учителя? Они живы?

- Где находилась та школа, в которой во время войны шли занятия?

- Чем занимались ученики военных лет после уроков?

Так возникла идея заняться поисково-исследовательской работой. Стали думать о том, как  поделиться своей информацией с другими учащимися начальной школы. Ученики предложили множество вариантов: устное  сообщение, стенгазета, книга, праздник. В итоге решили создать   книгу, так как, по их словам: «Книга прочнее. Она дольше служит», «Книгу можно перечитывать, просматривать», «В книгу поместится больше информации».

        Класс поделили на 3 группы:

  • 1 группа - «Краеведы» (в неё вошли дети, которые ходят на краеведческий кружок)

Задание: поиск информации об учителях, работавших в военные и послевоенные годы.

  • 2 группа – «Фольклористы»

Задание: подбор  уральского фольклорного материала на военную тему (пословицы, частушки)

  • 3 группа – «Художники-оформители»

Задание: создание эскизов эмблемы, лозунгов, плакатов.

  1. ПОИСКОВО – ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

Задачи этапа: сбор и уточнение информации.

Ученики собирали, систематизировали материал, оформляли его для устных сообщений.

Учитель наблюдал и консультировал.

Практическая деятельность:

  1. Сбор и представление материала  об учителях военных лет Чернокоровской средней школы для ознакомления.

  1. Посещение  местного краеведческого музея.

  1. Экскурсия  в д. Паршино к месту школы, которая работала во время ВОВ.

  1. Встреча с ветеранами - бывшими учениками военных лет.

  1. Разучивание стихов, пословиц, частушек, песен  военной тематики для презентации проекта.

  1. Создание эмблемы; плакатов, которые выражают отношение детей к войне.

  1. Чтение и обсуждение книг о школе, детях, которые учились во время войны.  

  1. Изготовление бумажных голубей, праздничных открыток для ветеранов.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП.

                                ПРЕЗЕНТАЦИЯ  КНИГИ ПАМЯТИ.

Задача этапа: коллективная защита проекта.

Ученики выступили перед учащимися  Чернокоровской начальной  школы, учителями и родителями.

        После выступления участники проекта поделились своими впечатлениями. В своих отзывах они отметили не только своё эмоциональное отношение к проделанной работе, но и рассказали, какие были трудности и достижения.

В результате работы над проектом 5-классники познакомились с судьбами учителей Чернокоровской школы военного времени, посвятивших себя таким же детям; узнали интересные факты из истории своего родного села и школы в самые тяжёлые, военные годы; прониклись чувством гордости  и сопереживания за своих земляков.

 

УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Тема: «Школа в годы войны 1941-1945»

Цель: провести презентацию «книги» Памяти, посвящённую  учителям, работавшим в школе в военные и послевоенные годы; подвести итоги исследований учащихся.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя.

Война – короче нету слова.

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова.

В тоске и славе этих лет,

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет.

- Каждый год  наш народ вспоминает грозные годы войны, чтит память павших героев, кланяется живым.

Хотя прошло уже 65 лет со Дня Победы, но время не властно над памятью людей разных поколений.

  1. Представление команды исследователей.

 - Мы:

Хором:

- Красные следопыты!

-  Наш девиз:

Хором:

- Как по карте, по жизни героя

   Следопыты красные идут!

Дети поют песню «Красные следопыты» (сл. С. Гребенникова и Н. Добронравова, муз. А.Пахмутовой)

        Поднимайся, товарищ, с зарёю,

        Видишь, утро встаёт над землёю,

        Как по карте, по жизни героя

        Следопыты красные идут, да, идут.

                        Припев:

Пусть ветер, ветер, ветер, ветер кружится,

                В дорогу, красный следопыт!

                На остров Подвига,

                На берег Мужества,

                На мыс Героев путь лежит!

Один из учеников знакомит с эмблемой отряда.

 

  1. Защита исследований.

1. Представление Книги Памяти. Сообщения детей.

- Мы посвятили свой  проект учителям, работавшим в нашей школе в военные и послевоенные годы. Материал после поисково-исследовательской работы мы оформили в виде «Книги» Памяти.

- В краеведческом музее нашего села мы узнали имена этих учителей, узнали  про их непростую судьбу.

- Это Чазова Валентина Васильевна.

- Дёмина Мария Ивановна.

- Сизиков Александр Петрович.

- Сизикова Ефросинья Петровна.

- Шумихина Анна Михайловна.

(Дети читают сообщения, показывают фотографии)

- Мы встретились с  учениками, которые учились в военные годы. И вот что нам стало известно.

- Чернокоровская школа была деревянная, стояла в конце села, напротив церкви, в которой в то время был клуб. В деревни Паршино ещё до войны была построена красивая, просторная каменная школа. В ней паршинские дети учились до 1968 года. В обеих школах было 4-летнее обучение. В кабинетах занимались по два класса вместе: 1-й и 3-й, 2-й и 4-й.  

- В музее сохранился классный журнал 3 класса на 1941-1942 учебный год. В списке учащихся я прочитала фамилию своего прадедушки Нохрина Артёма Ивановича, а тогда его называли Тёма Нохрин. В этом же классе училась Долгополова Лида. Мы с ней встретились. Это, конечно, уже пожилая бабушка - Лидия Матвеевна.

- В суровые дни войны дети продолжали ходить в школу.  Вместе со своими учителями школьники собирали металлолом, работали после уроков на колхозных полях, ферме,  а заработанные деньги отправляли в фонд обороны, отсылали на фронт посылки с тёплыми носками и варежками, которые сами же и вязали.

-  Ещё мы встретились с Ситниковой Таисьей Никитичной. В 1941 году она закончила 4-й класс в Паршинской школе. Она рассказала, что в тяжёлые годы войны стихи, песни и частушки придавали силы людям военного поколения, скрашивали их разлуку с родными, заставляли на короткое время забыть, что идёт война. Школьники выступали с концертами перед своими жителями села, выезжали на поля в колхозные станы. Любили  исполнять пионерские и военные песни: «Песню о Щорсе», «В путь», «Орлёнок».

Дети исполняют песню «Орлёнок»

         

  1. Выступление  приглашённых ветеранов.

(Горинова Любовь Афанасьевна – прабабушка Ромы Филиппова)

  1. Выступление группы «Фольклористы», которые собрали фольклорный  уральский  материал.

Дети исполняют частушки:

 

Все:

Злобный враг войну затеял,

Мы его не пощадим.

И на море, и на суше

Разобьём и разгромим.

  1. Наши танки в бой несутся,

Содрогается земля.

Пусть не зарятся фашисты

На колхозные поля.

  1. Мать сыночка провожала

И такой наказ дала:

«Береги страну родную,

Как тебя я берегла»

  1. Моросят дожди косые

На берлинском на пути.

Лучше матушки-России

В мире края не найти.

  1. Немец шёл в Россию прямо,

Из России – косяком,

Шёл в Россию он обутый,

Из России – босиком.

Все:

Наварили кулешу –

Получилась каша.

Сколько Гитлер ни воюет,

А победа наша.

Дети называют пословицы:

  • Повадился фашист на Советы ходить – тут ему и голову сложить.
  • Бей фашиста не в бровь, а в глаз.
  • Немец боек, а русский стоек.
  • Немецкому танку там не пройти, где наша отвага стоит на пути.
  • Не только штык, но и колос врага колет.
  • Трактор в поле, что танк в бою.
  • И русский говорит «гут», когда немцев бьют.
  • За наше жито много врагов побито.
  • Пришёл незваным – ушёл драным.

  1. Подведение итогов.

Учитель:

- И вот наступил он – великий долгожданный день – День Победы! Этого праздника люди ждали тысячу четыреста восемнадцать дней.

Из воспоминаний учеников тех военных лет, мы знаем, что школьников собрали на линейку, объявили об окончании войны. После линейки они вместе с учителями колонной, с пионерским знаменем, с криками «Ура!» прошли по селу, поздравляя всех с Победой!

Дети поднимают  плакаты и держат их перед грудью, читают стихи:

  1. В девятый день ликующего мая,

          Когда легла на землю тишина, 

Промчалась весть от края и до края.

Мир победил! Окончена война!

  1. Солнце Родины любимой

Озаряет всё вокруг,

И взлетает белокрылый

Голубь мира с наших рук.

  1. Расскажи ты, голубь, людям

О родном, российском крае …

И как Родину мы любим,

Год за годом подрастая!

  1. Мир герои отстояли,

Помнить их мы поклялись.

Пролетая в синей дали,

К обелискам опустись!

  1. Чтобы взрывы не закрыли

Небо чёрной пеленой,

Голубок наш белокрылый,

Облети весь шар земной!

Дети поднимают бумажных голубей (могут запустить их в класс)

  1. День Победы – это замечательный, светлый праздник мира.
  2. Давайте же постараемся сберечь нашу планету от новой беды.
  3. Пусть больше никогда чёрные тучи войны не заслонят солнце над нашей Родиной.

Хором:

 - Пусть всегда будет мир!

Исполняется припев песни «Солнечный круг» (сл. В.Харитонова, муз. Д.Тухманова)

 

Литература:

  1. Китайник М.Г. Уральский фольклор в годы ВОВ// Начальная школа, №5-1995.
  2. Новикова Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых//Начальная школа, №5-2008.
  3. Орлова Л.А. Участие младших школьников в проектно-исследовательской работе//Начальная школа, №3-2007.
  4. Сивачёва Г.А. День Победы (сценарий праздника)//Начальная школа, №4-2007.
  5. Фокина Н.Н. Никто не забыт, ничто не забыто (литературно-музыкальная композиция)//Педсовет, №1-2004.
  6. Шликене Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся// Начальная школа, №9-2008.

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ЧАСТУШКИ ВОЕННЫХ ЛЕТ

 

  • Злобный враг войну затеял,

          Мы его не пощадим.

          И на море, и на суше

          Разобьём и разгромим.

  • Наши танки в бой несутся,

          Содрогается земля.

          Пусть не зарятся фашисты

          На колхозные поля.

 

  • Мать сыночка провожала

          И такой наказ дала:

         «Береги страну родную,

          Как тебя я берегла»

  • Моросят дожди косые

          На берлинском на пути.

         Лучше матушки-России

         В мире края не найти.

  • Немец шёл в Россию прямо,

          Из России – косяком,

          Шёл в Россию он обутый,

          Из России – босиком.

  • Наварили кулешу –

Получилась каша.

Сколько Гитлер ни воюет,

А победа наша.

ПОСЛОВИЦЫ:

  • Повадился фашист на Советы ходить – тут ему и голову сложить.
  • Бей фашиста не в бровь, а в глаз.
  • Немец боек, а русский стоек.
  • Немецкому танку там не пройти, где наша отвага стоит на пути.
  • Не только штык, но и колос врага колет.
  • Трактор в поле, что танк в бою.
  • И русский говорит «гут», когда немцев бьют.
  • За наше жито много врагов побито.
  • Пришёл незваным – ушёл драным.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

9 мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941−1945 годов (1945 год).

Методическая разработка классного часа патриотической тематики. Расчитана на учащихся 8-9 классов. Основной целью является расширение знаний учащихся о героизме советского народа в годы Великой Отечес...

Даже когда грохочут пушки, Музы не молчат (песни, написанные в годы войны 1941-1945 годов)

В презентации рассказывается о том, как создавались стихотворения на полях сражений, кто к ним писал музыку... "В лирических песнях, которые мы писали во время войны, - вспоминает М. Блантер, - хотело...

Классный час «Вклад тувинских добровольцев в ход ВОВ 1941-1945гг», посвященный 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Воспитательное мероприятие для кадетов 7 "в" класса ГБОУ "РШИ "ТКК"Подготовила воспитатель Монгуш С.Э....

Всероссийский Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Цели:формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувс...

Урок Победы, посвященный Году Памяти и Славы – 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. «Поклонимся великим тем годам»

Мероприятие нацелено на формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же труженик...