Рабочая программа по всеобщей истории 6 кл
рабочая программа по истории (6 класс) по теме

Нечаева Марина Леонидовна

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образо­вания по истории МО РФ 2007 г., авторской программы под ред. В.А. Ведюшкина «История средних веков», издательство «Просвещение», 2011 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_vseobshchey_istorii_6_kl.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ БЕРЕНДЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

«Утверждаю»

Директор школы

_________В.Ю. Магрычев

Приказ № ________от

«____»_______20__г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

___________Г.Г. Хренкова

«____»____________20__г.

«Рассмотрено»

На ШМО учителей Руководитель МО

__________Е.В. Макарова

Протокол № ___ от

«____»________20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

МБОУ Берендеевская СОШ

наименование ОУ

Нечаева Марина Леонидовна, высшая

Ф. И. О. педагога, категория

по  всеобщей истории 6 класс

предмет, класс

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории, Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2007 г., авторской программы под ред. В.А. Ведюшкина «История средних веков», издательство «Просвещение», 2011 г.

Программа ориентирована на учебник Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского под редакцией д-ра ист. наук А. А. Сванидзе «Всеобщая история. История Средних веков» (М.: Просвещение, 2008).

Программа курса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Задача курса - показать самобытные черты средневековья, его непохожесть на современный мир, с тем, чтобы помочь ученикам не судить с высока о давно ушедших веках, а стремиться их понять и с уважением относиться не только к своим, но и к чужим традициям.

Основные цели курса:

•    сформировать у учащихся целостное представление об истории Средних веков как закономерном и необходимом периоде всемирной истории;

•  осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие основных регионов Европы и мира, показать их общие черты и различия;

•  охарактеризовать наиболее яркие личности средневековья, их роль в истории и культуре;

•   показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали); уделить при этом особое внимание истории мировой религии - христианства и ислама.

В ходе изучения курса имеется возможность вести работу по формированию у учащихся:

•  умения связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;

•  умения анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;

•  умения сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;

•  умения давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;

•  умения полемизировать и отстаивать свои взгляды;

•  умения самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;

•  умения работать с исторической картой;

• умения оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Календарно-тематическое планирование составлено на 35 часов.

В учебной программе используется следующий учебно-методический комплект:

  1. Агибалова Е. В., Донской Г. М.   Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. - М.: Просвещение, 2008.
  2. Рабочая тетрадь к учебнику Е. В. Агибаловой и Г. М. Донского / авт. Е. А. Крючкова. -М.: Просвещение, 20012.
  3. Максимов И. И. Атлас по истории Средних веков. - М.: Дрофа, 2007.
  4. Настенные карты по истории средних веков.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

1. Электронный учебник: Всеобщая история, 6 класс.

2. БЭНП «История Древнего мира и средних веков»

3. Презентации по курсу истории Средних веков.

4. Уроки КиМ. «Средние века»

Основная форма организации образовательного процесса  классно-урочная.

     Урок дает   возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать    индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. Ведущими в курсе истории Средних веков 6 класса являются    следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, урок-игра, обобщающие уроки.

   Вводный контроль обучающихся 6  класса - процедура, проводимая в начале учебного года с целью определения степени сохранения ЗУНов, полученных на этапе начального образования,  в соответствии с государственным общеобразовательным стандартом.

    Текущий контроль успеваемости -   систематическая проверка знаний учащихся, проводится  на текущих занятиях в соответствии с рабочей  учебной программой.  

Текущий   контроль   знаний    обучающихся  в 6 классе осуществляется через опросы, самостоятельные  работы,  тематические зачеты и  тесты   в рамках  урока.  

     ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

При изучении материала   курса «Истории средних веков» в 6 классе ученики должны:

  • знать/понимать основные этапы и ключевые события средневековой истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;
  • социальные, экономические и  конфессиональные особенности развития средневекового общества, его менталитета, его культуры;
  • выдающихся личностей;
  • гендерные сюжеты, историю средневекового детства;
  • историческую и географическую карты;
  • средневековые визуальные и письменные источники; мировые музыкальные и библиотечные коллекции средневекового искусства;
  • имена выдающихся исследователей Средневековья;
  • крупнейшие города, культурные и религиозные центры;
  • уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывать знания необходимых дат, факторов, терминов;
  • анализировать исторические события на основе текста учебника;
  • соотносить даты события с веком, общие исторические процессы и отдельные факторы; определять последовательность и длительность важнейших событий средневековой истории, выявлять существенные черты исторических процессов, явлений, событий;
  • выявлять общее и особенное в развитии государств, социальных групп, цивилизаций;
  • определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  •  «читать» визуальное изображение, его символику, отвечать на вопросы по поводу произведения, сопоставлять визуальные и письменные источники с целью выявления новых сведений, дополнения, углубления, критической проверки;
  • пользоваться справочной и научной литературой, словарями

СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.

Западная и Центральная Европа в V-XIII вв. Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.

Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.

Средневековое европейское общество Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская. 

Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян. Средневековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Византия и арабский мир. Крестовые походы Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии. 

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове. 

Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Страны Азии и Америки в эпоху средневековья (V-XV вв.) Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).      

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Государства Европы в XIV-XV вв.  Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Культурное наследие Средневековья Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.

Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия. 


№ п/п

Тема урока

Основные понятия

Умения, навыки

Форма контроля

Литература

1.

Введение. Что изучает история средних веков.

Средние века, архив, хроники

Работа с картой

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

2.

Древние германцы и Римская империя

Великое  переселение народов

Умение работать с источниками

Беседа

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

3.

Королевство франков и христианская церковь в VI-VIII веках

Феодализм, монашество, духовенство, папство

Умение составлять связный четкий рассказ по тексту учебника

Тест

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

4.

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность.

Вассал,  сеньор, феодальная лестница, вассальные отношения

Умение составлять характеристику исторических деятелей

Устный опрос

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

5.

Западная Европа в IX-XI веках.

Умение раскрывать причинно – следственные связи

Тест на соответствие

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

6.

Культура Западной Европы в раннее Средневековье

культура

Умение самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации

Тест

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

7.

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами.

Умение работать и исторической картой, как  с источником знаний, пользоваться легендой.

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

8.

Культура Византии

Умение составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана.

Тест

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

9.

Образование славянских государств.

Государства славян

Умение работать и исторической картой, как  с источником знаний, пользоваться легендой.

Тест

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

10.

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Ислам, исламский мир

Умение соотносить событие с веком.

Беседа

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

11.

Культура стран Арабского халифата.

Умение давать оценку отдельным явлениям культуры

Письменное задание

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

12.

В рыцарском замке

Рыцарство, рыцарская мораль, образ жизни рыцарей, замок

Умение самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации

Тест

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

13.

Средневековая деревня и ее обитатели.

Феодальные повинности, , зависимые крестьяне

Умение принимать участие в обсуждении

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

14.

Формирование средневековых городов

Умение анализировать исторические факты

Беседа

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

15.

Горожане и их образ жизни.

Умение работать с источниками

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

16.

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

Еретики, ересь, инквизиция, монашеские ордены.

Умение составлять связный и четкий рассказ по тексту учебника на основе простого плана.

Устный опрос

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

17.

Крестовые походы.

Духовно – рыцарские ордены

Умение выражать   свое отношение к историческому событию.

Умение раскрывать причинно – следственные связи

Письменное задание

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

18.

Как происходило объединение Франции

Централизованное государство

Умение формулировать выводы

беседа

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

19.

Что англичане считают началом своих свобод.

Умение сравнивать однотипные исторические события

Тест

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

20.

Столетняя война.

Умение логически мыслить, участвовать в обсуждении

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

21.

Крестьянские восстания во Франции и в Англии.

Жакерия Парламент

Умение самостоятельно выделять в тексте учебника причины восстания

Устный опрос

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

22.

Усиление королевской власти в конце XV века во Франции и Англии.

Сословно – представительная монархия

Умение анализировать исторические факты

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

23.

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

Реконкиста

Умение работать с исторической картой

Беседа

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

24.

Усиление власти князей в Германии.

Умение работать с текстом учебника

Устный опрос

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

25.

Расцвет итальянских городов.

Коммуны, самоуправление, деспотия

Умение делать выводы

Устный опрос

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

26.

Гуситское движение в Чехии

Умение составлять развернутый план

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

27.

Завоевание турками – османами Балканского полуострова.

Умение изучать исторические источники

Беседа

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

28.

Образование и философия.

Университет, декан, ректор, землячества, студент

Умение работать с текстом учебника

Тест

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

29.

Средневековая литература и искусство.

Умение составлять связный и четкий рассказ  по тексту учебника

Устный опрос

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

30.

Культура раннего возрождения в Италии

Возрождение, гуманизм

Умение делать выводы

Тест

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

31.

Научные открытия и изобретения.

Умение давать оценку отдельным явлениям культуры

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

32.

Средневековый Китай.

Конфуцианство,

Умение работать с картой

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

33.

Индия. Государства и культура.

Варны и касты

Умение давать отзыв на ответы одноклассников

Тест

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

34.

Государства и народы доколумбовой Америки.

Умение составлять связный и четкий рассказ

Устный опрос

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)

35.

Африка в средние века.

Пигмеи, бушмены

Умение составлять сложный план параграфа

Беседа

Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. История средних веков (М.: Просвещение, 2008)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по Всеобщей истории к учебнику Бойцова М.А., Шукурова Р.М. "История средних веков" 6 класс

Рабочая программа разработана на основе:-              обязательного минимума содержания исторического образования;-...

рабочая программа по "Всеобщей истории и истории России с древности до XVI века" за курс 6 класса

Рабочая программа по истории средних веков для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, 2007г, федерального  компонента государственного стандарт...

Рабочая программа по Всеобщей истории. Новейшая история. 11 класс.

Тематическое планирование по Всеобщей истории....

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс)

Календарно-тематическое планирование и рабочая программа по Всеобщей истории и Истории России ( 8 класс) образовательная система "Школа 2100"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО ХVI ВЕКА» (6 класс)

Календарно-тематический план для 6-го класса по истории России ориентировал на использование:— учебника «История России. С древнейших времен до конца ХУI в.» А. А. Данилова, Л. Г. Ко...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО «ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ И ИСТОРИИ РОССИИ» (8 класс)

Календарно-тематический план для 8 классов по истории России ориентирован на использование учебника:— Данилов, А. А. История России ХIХ век. 8 класс: учебное издание / А. А. Данилов, А. Г. Косул...